Научная статья на тему 'О факторах спроса и предложения на органическое продовольствие'

О факторах спроса и предложения на органическое продовольствие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная поддержка / неоднородность размещения / предпочтения и ожидания потребителей / предложение / ресурсы / рынок / спрос / сертификация / стратегия / органическое продовольствие / ценовые надбавки / government support / heterogeneity of distribution / consumer preferences and expectations / supply / resources / market / demand / certification / strategy / organic food / price premiums

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Д. Г.

Введение. Органическое земледелие – одна из самых популярных альтернатив традиционного сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. Особенностями мирового рынка органической продукции являются: увеличение спроса; интеграция производителей; открытость; сырьевой характер продукции в развивающихся странах; адаптируемость технологий. Задача исследования заключается в сравнении традиционного и органического сельского хозяйства, оценке факторов спроса и предложения на рынке органического продовольствия России. Материалы и методы. Исследование основано на синтезе знаний о тенденциях и закономерностях развития органического сельского хозяйства. Научная абстракция применена при выборе, оценке факторов спроса и предложения на органическую продукцию, определении общей картины рынка органического продовольствия. При анализе отдельных факторов предложения использован массив данных Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства и Союза органического земледелия, а также данные финансовой отчетности производителей органического продовольствия. Результаты. Результаты исследования показали, что в России созданы базовые предпосылки развития производства органической продукции, а именно сформированы минимально необходимая правовая база и общественные инициативы. Производители органической продукции размещены преимущественно в центральной части страны, сконцентрированы вокруг рынков сбыта. Основными каналами реализации органической продукции являются крупные торговые сети, при этом доверие потребителей обеспечивается маркировкой органической продукции. Обсуждение. Пространственно неоднородное развитие органического сектора может быть обусловлено недостаточным платежеспособным спросом, точечными мерами государственной поддержки, неопределенностью цен на органическую продукцию, недостатком опыта у малых форм хозяйствования. Заключение. С учётом представленных институциональных условий и факторов стратегии расширения рынка органического продовольствия должны быть нацелены как на потребителей, так и на производителей. Предпосылкой увеличения объемов производства сектора станет появление специфических мер государственной поддержки производителей органического продовольствия на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the factors of demand and supply for organic food

Introduction. Organic farming is one of the most popular alternatives to conventional farming in developed and developing countries. Features of the world market of organic products are: an increase in demand; integration of producers; openness; the raw nature of products in developing countries; technology adaptability. The objective of the study is to compare traditional and organic agriculture, assess supply and demand factors in the Russian organic food market. Materials and Methods. The study is based on the synthesis of knowledge about the trends and patterns of development of organic agriculture. Scientific abstraction is applied in the selection, assessment of supply and demand factors for organic products, determining the overall picture of the organic food market. In the analysis of individual supply factors, a data set of the Research Institute of Organic Agriculture and the Union of Organic Farming, as well as financial reporting data of organic food producers, was used. Results. The results of the study showed that in Russia the basic prerequisites for the development of organic production have been created, namely, the minimum necessary legal framework and public initiatives have been formed. Producers of organic products are located mainly in the central part of the country, concentrated around sales markets. The main channels for the sale of organic products are large retail chains, while consumer confidence is ensured by the labeling of organic products. Discussion. The spatially heterogeneous development of the organic sector may be due to insufficient effective demand, targeted measures of state support, uncertainty in prices for organic products, and lack of experience among small businesses. Conclusion. Given the presented institutional conditions and factors, strategies for expanding the organic food market should be aimed at both consumers and producers. A prerequisite for increasing the production volumes of the sector will be the emergence of specific measures of state support for organic food producers at the federal level.

Текст научной работы на тему «О факторах спроса и предложения на органическое продовольствие»

^ЦЙЧ^ЙЧ^ЙЧЙЧ^ЙЧ^Ш РРГИПНЛ ПКНЛЯ И ПТРЛГПГПЛЯ ЧКПИПМНКА

Научная статья УДК 338.43.02

Б01: 10.24412/2227-9407-2022-11-71-80

О факторах спроса и предложения на органическое продовольствие

Денис Геннадьевич Галкин

Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия, gennadichu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -5701 -0734

Аннотация

Введение. Органическое земледелие - одна из самых популярных альтернатив традиционного сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. Особенностями мирового рынка органической продукции являются: увеличение спроса; интеграция производителей; открытость; сырьевой характер продукции в развивающихся странах; адаптируемость технологий. Задача исследования заключается в сравнении традиционного и органического сельского хозяйства, оценке факторов спроса и предложения на рынке органического продовольствия России.

Материалы и методы. Исследование основано на синтезе знаний о тенденциях и закономерностях развития органического сельского хозяйства. Научная абстракция применена при выборе, оценке факторов спроса и предложения на органическую продукцию, определении общей картины рынка органического продовольствия. При анализе отдельных факторов предложения использован массив данных Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства и Союза органического земледелия, а также данные финансовой отчетности производителей органического продовольствия.

Результаты. Результаты исследования показали, что в России созданы базовые предпосылки развития производства органической продукции, а именно сформированы минимально необходимая правовая база и общественные инициативы. Производители органической продукции размещены преимущественно в центральной части страны, сконцентрированы вокруг рынков сбыта. Основными каналами реализации органической продукции являются крупные торговые сети, при этом доверие потребителей обеспечивается маркировкой органической продукции.

Обсуждение. Пространственно неоднородное развитие органического сектора может быть обусловлено недостаточным платежеспособным спросом, точечными мерами государственной поддержки, неопределенностью цен на органическую продукцию, недостатком опыта у малых форм хозяйствования.

Заключение. С учётом представленных институциональных условий и факторов стратегии расширения рынка органического продовольствия должны быть нацелены как на потребителей, так и на производителей. Предпосылкой увеличения объемов производства сектора станет появление специфических мер государственной поддержки производителей органического продовольствия на федеральном уровне.

Ключевые слова: государственная поддержка, неоднородность размещения, предпочтения и ожидания потребителей, предложение, ресурсы, рынок, спрос, сертификация, стратегия, органическое продовольствие, ценовые надбавки

Для цитирования: Галкин Д. Г. О факторах спроса и предложения на органическое продовольствие // Вестник НГИЭИ. 2022. № 11 (138). С. 71-80. БОТ: 10.24412/2227-9407-2022-11-71-80

© Галкин Д. Г., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥ ffFß/nivyi/ дыг> яргтпил i ггпыпм1гя WWWWWW

Denis G. Galkin

Altai State Agricultural University, Barnaul, Russia, gennadichu@mail.ru, https://orcid.org/QQQQ-QQ01-5701-Q734

Introduction. Organic farming is one of the most popular alternatives to conventional farming in developed and developing countries. Features of the world market of organic products are: an increase in demand; integration of producers; openness; the raw nature of products in developing countries; technology adaptability. The objective of the study is to compare traditional and organic agriculture, assess supply and demand factors in the Russian organic food market. Materials and Methods. The study is based on the synthesis of knowledge about the trends and patterns of development of organic agriculture. Scientific abstraction is applied in the selection, assessment of supply and demand factors for organic products, determining the overall picture of the organic food market. In the analysis of individual supply factors, a data set of the Research Institute of Organic Agriculture and the Union of Organic Farming, as well as financial reporting data of organic food producers, was used.

Results. The results of the study showed that in Russia the basic prerequisites for the development of organic production have been created, namely, the minimum necessary legal framework and public initiatives have been formed. Producers of organic products are located mainly in the central part of the country, concentrated around sales markets. The main channels for the sale of organic products are large retail chains, while consumer confidence is ensured by the labeling of organic products.

Discussion. The spatially heterogeneous development of the organic sector may be due to insufficient effective demand, targeted measures of state support, uncertainty in prices for organic products, and lack of experience among small businesses.

Conclusion. Given the presented institutional conditions and factors, strategies for expanding the organic food market should be aimed at both consumers and producers. A prerequisite for increasing the production volumes of the sector will be the emergence of specific measures of state support for organic food producers at the federal level.

Keywords: government support, heterogeneity of distribution, consumer preferences and expectations, supply, resources, market, demand, certification, strategy, organic food, price premiums

For citation: Galkin D. G. On the factors of demand and supply for organic food // Bulletin NGIEI. 2022. № 11 (138). P. 71-80. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-11-71-80

On the factors of demand and supply for organic food

Abstract

Органическое земледелие - одна из самых популярных альтернатив традиционного сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. Особенностями мирового рынка органической продукции являются: увеличение спроса; интеграция производителей; открытость; сырьевой характер продукции в развивающихся странах; адаптируемость технологий [1]. Наибольшие розничные продажи органической продукции отмечаются в США и странах ЕС. Используя данные Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (Forschungsinstitut für biologischen Landbau - Fibl)1 и Европейской комиссии , выявлено, что в ЕС спросом пользовались органические фрукты, овощи и безалкогольные напитки. ЕС - один из крупных импортеров органической продукции. Структура импортируемой органической продукции представлена на рис. 1.

Введение

Наибольшую долю в структуре импорта ЕС занимали экзотические фрукты, жмых, свекловичный и тростниковый сахар, зерновые. Страны-экспортёры данной продукции: Китай, Эквадор, Доминиканская Республика, Украина, Турция. По данным FiЫ1, большие объемы экспорта органической продукции наблюдались именно в развивающихся странах. Это может быть связано с тем, что внутренний рынок развитых стран лишь частично удовлетворяет спрос местного населения [2]. Поэтому в мировой рынок органической продукции вовлекаются страны, обладающие потенциалом для производства органической продукции [3]. На фоне глобальных тенденций целесообразно дать оценку спросу и предложению на формирующемся российском рынке органического продовольствия.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

Прочее / Other 16 %

Кофе и чай/ Coffee and tea

4 % ^ Фрукты / Fruit

4 % Овощи /

Vegetables ../

5 %

Сахар / Sugar _/ 7 %

Оливки / Olives___'

5 %

Рис / Rice 7 %

Тропические

фрукты / Tropical fruits 27 %

Жмых / Oilcake 12 %

Прочие зерновые / Other cereals 7 %

Пшеница / Wheat б %

Рис. 1. Структура импорта органической продукции EC, % Fig. 1. EU organic import structure, % Источник: составлено автором по данным Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (Fibl)1

Материалы и методы

Исследование носит преимущественно качественный характер. В настоящее время существует множество научных трудов и статистических сборников, отражающих тенденции развития и состояние мирового рынка органической продукции. Статистической базой для исследования послужили данные Fibl1, Союза органического земледелия3, производителей органической продукции4. Задача исследования заключается в сравнении традиционного и органического сельского хозяйства, оценке факторов спроса и предложения на рынке органической продукции в России. Некоторые аспекты российского рынка органической продукции уже изучены [4; 5; 6; 7]. Поэтому в статье сконцентрировано внимание на: (1) недостаточно изученных факторах спроса и предложения на органическую продукцию, (2) общей картине рынка органического продовольствия, а также (3) условиях увеличения объемов производства и розничных продаж. Исследование основано на синтезе знаний о тенденциях и закономерностях развития органического сельского хозяйства. Научная абстракция применена при выборе, оценке факторов спроса и предложения на органическую продукцию.

Результаты

Характеристика спроса и предложения на органическое продовольствие представлена в разрезе типовых факторов. Среди ключевых факторов спроса рассмотрены: цены на товары-субституты, дохо-

ды и предпочтения потребителей, количество потребителей, потребительские ожидания. Среди факторов предложения оценивались: наличие ресурсов, количество производителей и их ожидания, система дистрибьюции, технологии производства, налоги и субсидии.

1. Факторы спроса на органическую продукцию.

1.1. Цена на органическую и неорганическую продукцию. Наиболее распространенной органической продукцией на российском рынке являются овощи и фрукты, мясная и молочная продукция. Национальная статистическая служба не предоставляет информацию об органической продукции, поэтому для сопоставления цен были использованы данные Системы экономики, статистики и рыночной информации Министерства сельского хозяйства США (USDA Economics, Statistics and Market Information System - ESMIS), а именно отчет Министерства сельского хозяйства США о еженедельных рекламируемых розничных ценах на фрукты и ово-щи5. Выбрано по одному виду продукции из каждой товарной группы. В табл. 1 представлено сравнение средних розничных цены на органическую и неорганическую продукцию.

На некоторые виды органической продукции цены значительно выше. Поэтому по уровню доходов потребителей рынок продовольствия можно разделить на органический и неорганический сегменты.

; REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

Таблица 1. Сравнение средних цен на органическую и неорганическую продукцию в торговых сетях США, январь 2022 Table 1. Comparison of average prices for organic and non-organic products in US retail chains, January 2022

Наименование продукции / Name of product Цена на неорганическую продукцию, долл. / Price for non-organic products, USD Цена на органическую продукцию, долл. / Price for organic products, USD Отклонение цен на органическую продукцию, % / Price deviation for organic products, %

Яблоки (Фуджи), 3 фунта / Apples (Fuji), 3 pounds Помидоры, за фунт / Tomatoes, per pound Картофель (красно-коричневый), 3 фунта / Potato (red-brown), 3 pounds

Говядина (стейк из филе), за фунт / Beef (sirloin steak), per pound Йогурт (греческий), 32 унции / Yogurt (Greek), 32 oz

3,49

2,48

1,67

4,14

4,49

4,49 3,99

3,97 14,99 5,91

+28,65 +60,89

+137,72 +262,08

+31,66

населения не увеличивалась, что не способствует увеличению спроса на органическую продукцию.

1.3. Предпочтения потребителей. Пропаганда здорового образа жизни оказывает положительное влияние на потребительский спрос. Потребители начинают заботиться о собственном здоровье и постепенно меняют свои предпочтения [8]. Розничные продажи на мировом рынке органической продукции увеличиваются от года к году (рис. 2).

Источник: составлено автором по данным ESMIS

1.2. Доходы потребителей. Спрос на органическую продукцию находится в прямой зависимости от доходов потребителей. За период 2019-2020 гг. розничные продажи органической продукции на российском рынке стабилизировались на уровне 183 млн евро1. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в России за прошедшие несколько лет покупательная способность денежных доходов

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Динамика розничных продаж органической продукции на мировом рынке, млн евро Fig. 2. Dynamics of retail sales of organic products on the world market, million euro Источник: составлено автором по данным Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (Fibl)1

Розничные продажи органический продукции на российском рынке увеличивались более равномерно в течение последних 10 лет1. В России пропаганда потребления органической продукции исходит преимущественно от общественных объединений, одним из которых является Союз органического земледелия. Союз проводит маркетинговые исследования, обучение органическому сельскому хо-

зяйству, публикует материалы в средствах массовой информации.

1.4. Число потребителей. По данным Fibl1, рост розничных продаж органической продукции наблюдается на рынках США, Австралии, Китая, стран Западной Европы. В пункте 1.2 отмечено, что розничные продажи на внутреннем рынке не увеличиваются и это может быть связано со снижением

^ЦЙЧ^ЙЧ^ЙЧЁЧ^ЁЧ^Ш РРГИПНЛ ПКНЛЯ И ПТРЛГПГПЛЯ Ч КП ИП M ПК A

численности потребителей. В Центральном федеральном округе увеличение численности постоянного населения наблюдается в Москве и Московской области [9]. Основной потребительский спрос на органическую продукцию сформировался именно в этих регионах. Этому способствуют высокие душевые доходы и близость потребителя к производству органической продукции, большинство органических хозяйств размещено в Московской области и смежных регионах.

В 2022 году у органической продукции могут появиться товары-субституты с более низкой ценой (за счет более низкого уровня издержек). С 1 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 11.06.2021 № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками». В Законе введено понятие «улучшенная сельскохозяйственная продукция» и «улучшенное продовольствие». Для этой продукции предусмотрена маркировка в виде графического изображения и создан «реестр производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, промышленной и иной продукции с улучшенными характеристиками». Для потребителя появление понятия «улучшенная продукция» может стать схожим до степени смешения с понятием «органическая продукция». Даже если этого не произойдет, то, вероятнее всего, производители «органической» и «улучшенной» будут ориентироваться на один и тот же целевой сегмент рынка. Это может привести к тому, что часть потребителей сделает выбор в пользу улучшенной продукции.

1.5. Ожидания потребителей. При покупке органической продукции потребители ожидают положительное влияние на состояние здоровья. Ещё

одной причиной покупки органической продукции может являться их вкус. Исследования показывают, что фактор здоровья значительно влияет на готовность потребителей покупать органические продукты [10]. Таким образом, потребители могут рассматривать покупки органической продукции как инвестиции в здоровье.

2. Факторы, влияющие на предложение органической продукции.

2.1. Наличие ресурсов. Земля - основной фактор для производства продукции сельского хозяйства. По данным Fibl1, в России наблюдается увеличение земель, ориентированных на производство органической продукции (рис. 3.). Наличие сельскохозяйственных земель может стать базовым фактором увеличения предложения органической продукции на мировом рынке в долгосрочном периоде. По количеству производителей органического продовольствия лидируют три вида деятельности: (1) выращивание и переработка сельскохозяйственных культур; (2) сбор дикорастущих плодов и ягод, их консервация; (3) производство алкогольных напитков. На основе данных Союза органического земледелия [9] установлено, что производители продукции растениеводства ориентированы как на внутренний, так и на внешний рынки. Производители продукции из дикорастущих плодов и ягод ориентированы преимущественно на внешний рынок. Ориентация на внешний рынок второй категории производителей объясняется повышенным спросом на дикорастущую продукцию в развитых странах и ограниченным предложением аналогичной продукции на мировом рынке из других стран. Производители алкогольных напитков ориентированы на внутренний рынок.

Рис. 3. Динамика площади земель для ведения органического сельского хозяйства в России, га Fig. 3. Dynamics of land area for organic agriculture in Russia, ha Источник: составлено автором по данным Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (Fibl)1

; REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS

2.2. Число производителей органической продукции. По данным Союза органического земледелия, выдано 140 сертификатов соответствия национальным органическим стандартам. 49 производителей органической продукции сертифицированы по международным стандартам ЕС и США (USDA ORGANIC). Большинство производителей органической продукции размещены в центральной части России (рис. 4): Москва, Московская область, Ярославская область, Республика Мордовия, Саратовская область, Калужская область, Тверская область, Санкт-Петербург, Вологодская и Смоленская области [4; 9]. Можно предположить, экологический потенциал ранга территории не является главной предпосылкой зарождения органического сельского

хозяйства. Об этом свидетельствует размещение первых акцепторов органического сельского хозяйства (1) ООО «Экоферма Джерси» (Калужская область), (2) ООО «Шульгино» (Московская область), (3) ООО «АгриВолга» (Ярославская область). Все они сформировались вокруг территорий, обладающих высоким инновационным потенциалом и уровнем жизни, платежеспособным спросом. Эти же предпосылки верны и для второго центра органического сельского хозяйства - Томской области. Этот регион характеризуется отдаленностью, более поздними сроками развития органического сектора. Стоит отметить, что первые акцепторы органики специализируются на выращивании сельскохозяйственных культур и производстве молока.

Рис. 4. Размещение производителей органической продукции на территории России Fig. 4. Placement of organic producers in Russia Источник: составлено автором по данным Союза органического земледелия

2.3. Система дистрибьюции. Основным каналом реализации органической продукции в России являются магазины Globus, Азбука вкуса, Ашан и Перекресток. Меньшая доля продаж органической продукции приходится на специализированные магазины в Москве и Московской области, Ярославле и Ростове-на-Дону. Например, ООО «Шульгино» (Ферма М2, Московская область) совмещает производство органической продукции с её реализаций в фирменных магазинах, экотуризмом и ресторанами экологической кухни. Также стоит отметить, что многие производители органической продукции ориентировались на экспорт [4]. ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг» реализует несколько проектов в области органического сельского хозяйства. В состав холдинга входят участники рынка органической продукции: ООО «Савинская Нива» (Калужская область), ООО «Смоленская Нива Органик» (Смоленская область), ООО «Северная Нива Органик»

(Оренбургская область), ООО «Ступинская Нива Органик» (Московская область), ООО «Сибирская Нива Органик» (Новосибирская область). Основное направление детальности организаций: мясное и молочное животноводство, растениеводство. Преимущества агропромышленных холдингов хорошо изучены и представляют (1) снижение издержек за счет высокой производительности труда и эффекта масштаба, (2) повышение эффективности за счет точного планирования денежных потоков, (3) обеспечение качества на всех стадиях производства продукции, (4) контроль различных видов риска, (5) возможность оперативного реагирования на изменение потребительского спроса и (6) обладание рыночной властью для увеличения прибыли [11]. Преобладание холдингов в органическом сельском хозяйстве соответствует общим тенденциям крупного товарного производства в стране. Кроме того в Москве зарегистрировано несколько иностранных

^ЦЙЧ^ЙЧ^ЙЧЁЧ^ЁЧ^Ш РРГИПНЛ ПКНЛЯ И ПТРйГ ПРЛЛЯ Ч КП ИП M ПК A

торговых организаций сертифицированных по международным стандартам (ООО «Дейлсфорд Мёр-чант», ООО «Дейлсфорд Мёрчант Агро» и другие), а также размещены офисы и дочерние фирмы производителей органической продукции. С учётом существующей инфраструктуры Москва представляется экономическим хабом в развитии органического сельского хозяйства России.

2.4. Технология производства. В 2015 году Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (International Fédération of Organic Agriculture Movements - IFOAM) определила шесть функций, которые должны учитываться в современной концепции «Органическое сельское хозяйство 3.0». Одной из функций является совмещение традиционных и новых технологий, оценка их сочетания с точки зрения преимуществ и рисков [12]. Модель высокотехничного органического сельского хозяйства не противоречит органическим регламентам и позволяет заимствовать технологии внешней среды. Реализация такой модели требует значительного опыта, начального капитала, интеграции производителей [13] и возможна в ограниченном количестве субъектов РФ.

2.5. Ожидания производителей. Основным мотивом производства органической продукции является ценовой фактор. Высокие ценовые надбавки обеспечивают высокую доходность и компенсируют более низкую продуктивность органического сельского хозяйства. Ценовые надбавки являются инструментом защиты от волатильности цен на продукцию сельского хозяйства [14]. Также высокие цены объяснимы более высокими затратами на производство органической продукции [15]. Ранее автором оценена эффективность деятельности органических организаций с помощью показателей рентабельности реализованной продукции, рентабельности продаж и рентабельности активов. По данным 2020 года, организации с максимальными значениями рентабельности реализованной продукции (10,38 %) и рентабельности продаж (6,75 %) специализируются на выращивании и переработке сельскохозяйственных культур. Максимальное значение рентабельности активов (8,23 %) у организаций, специализирующихся на заготовке и переработке дикорастущих плодов и ягод. Данные значения показателей рентабельности подчеркивают необходимость участия государства в развитии сектора на начальном этапе.

2.6. Налоги, субсидии. Роль государства на рынке органической продукции сводится к норма-

тивному регулированию, пропаганде здорового образа жизни, реализации национальных проектов и программ, поддерживающих производителей органической продукции [16; 17]. В России сформирована минимально необходимая законодательная база для рынка органической продукции. Производителям органической продукции доступны те же инструменты поддержки, что и для производителей неорганической продукции. Прямых инструментов поддержки производства органической продукции не выявлено, однако есть опыт отдельных регионов, вводящих региональную погектарную поддержку для органических хозяйств. Томская область стала первым регионом, который принял меры поддержки органического сельского хозяйства [18]. В результате производители органической продукции Томской области получают погектарную поддержку в среднем 1000 рублей на гектар [19].

Обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировой рынок органического продовольствия стремительно растет [20], однако факторы спроса и предложения национального органического рынка исследованы недостаточно. Работа представляет попытку создания общей картины рынка органического продовольствия в России на основе открытых источников. По мнению автора, характеристика типовых факторов на основе открытой информации отражает общую динамику развития рынка.

В работе дана оценка типовых факторов спроса и предложения. Основными факторами спроса на национальном рынке являются доходы и уровень доверия потребителей. К субъектам с высоким уровнем среднедушевых доходов и увеличивающейся численностью населения традиционно отнесены Москва и Московская область. Вокруг этих субъектов наблюдается концентрация производителей органического продовольствия. Экстраполируя тенденции размещения производителей и розничных продаж органической продукции, можно предположить, что эти рынки сохранят лидирующие позиции. Региональные рынки восточной части страны не обладают такими характеристиками. Однако размещение производителей органической продукции наблюдается и в Сибири. Лидером по числу производителей органической продукции является Томская область, на территории которой размещены: (1) ООО «Агро», (2) ООО «Сиббиопродукт»,

(3) ООО «Сибирские органические продукты»,

(4) ООО «Перовское», (5) ИП Петроченков И. М. Большинство из них сертифицировано по стандартам ЕС [9]. По мнению автора, отсутствие специфи-

¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥ ffFi/nivyi/ дыг> яргтпид i ггпыпм1гя WWWWWW

ческих мер государственной поддержки сектора на федеральном уровне является одним из основных факторов, сдерживающих развитие национального рынка органической продукции. На региональных рынках сдерживающими факторами остаются: (1) неразвитая система дистрибьюции, (2) отсутствие опыта производства органической продукции и (3) пессимистичный настрой производителей, выраженный в ожидании невысоких финансовых результатов на вложенный капитал.

Заключение На рынке продовольствия наблюдается выраженная сегментация. Выделение сегмента органического продовольствия на российском рынке обусловлено желаниями и возможностями потребителей. Тенденции увеличения объемов спроса и предложения равномерны, а развитие рынка в большей степени инерционно. В краткосрочной перспективе факторы спроса традиционно преобладают над факторами предложения. Снижение издержек, увеличение ценовой надбавки, на которую цена органической продукции превышает цену неорганической, а также более высокие доходы и доверие потребите-

лей могли бы способствовать увеличению рыночных цен и объемов производства. Поэтому стратегии расширения рынка должны быть нацелены как на потребителей, так и на производителей.

При прочих равных условиях значительное увеличение потребителей и производителей органического продовольствия не ожидается. Основные потребители и производители органической продукции сконцентрированы в Москве, Московской и Томской областях. Вокруг этих регионов наблюдается постепенное появление последователей. К ним относятся дочерние организации агропромышленных холдингов или вновь созданные организации. В будущем можно ожидать увеличение производителей органической продукции на всей территории России при включении сектора в число государственных приоритетов. Появление специфических мер государственной поддержки будет свидетельствовать о приоритетности развития внутреннего рынка или продвижения органической продукции на внешние рынки. К динамично развивающимся последним согласно данным Fibl1 следует отнести рынки Южной Кореи, Китая и Саудовской Аравии.

Примечания:

1 Financing of the CAP [Electronic resource]. Available at: https://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/106/ financ-ing-of-the-cap

2 FiBL. Data on Organic Agriculture in the World, Research Institute of Organic Agric Home page [Electronic resource]. Available at: https://statistics.fibl.org

3 Союз органического земледелия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://soz.bio/

4 List-Org: Справочник организаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.list-org.com/

5 USDA Economics, Statistics and Market Information System - ESMIS [Electronic resource]. Available at: https://usda.library.cornell.edu/

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. et al. Contribution of organic farming to public goods in Denmark // Org. Agr. 2017. V. 7. P. 243-266.

2. Галкин Д. Зарубежные модели развития органического сельского хозяйства: сравнительный анализ// АПК: экономика, управление. 2022. №10. С. 100-109.

3. Галкин Д. Г. Финансовая поддержка органического сельского хозяйства: опыт Европейского союза // Вестник НГИЭИ. 2022. № 3 (130). С. 133-141.

4. Gracheva R. G., Sheludkov A. V. Diffusion of Organic Agriculture in Russia: Features and Implications for Rural Development // Reg. Res. Russ. 2021. V. 11. P. 578-588.

5. Akhmetshina L., Pokrovskaya T., Semernin D. Organic agriculture and sustainable development of the agrarian sector of regions in the context of «green» economy // MATEC Web of Conferences. - EDP Sciences. 2018. V. 193. P. 05047.

6. Кундиус В. А., Воронкова О. Ю. Экономические экокластеры как центры развития органического сельского хозяйства // Russian Journal of Management. 2019. № 7 (4). С. 151-155.

7. Тихомирова А. В. Государственная поддержка производства органической продукции в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 3 (21). С. 117-123.

Вестник НГИЭИ. 2022. № 11 (138). C. 71-80. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. № 11 (138). P. 71-80. ISSN 2227-9407 (Print)

^ЦЙЧ^ЙЧ^ЙЧЙЧ^ЙЧ^Ш РРГИПНЛ ПКНЛЯ И ПТРйГ ПРПЛЯ Ч КП ИП М ПК A

8. Полушкина Т. М. Государственное регулирование развития органического сельского хозяйства: зарубежный опыт и отечественная практика // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 4 (48). С. 366-378.

9. Galkin D. Spatial Diffusion of Organic Agriculture: Theoretical Model and Russian Experience // International conference Ecosystems without borders. Springer. Cham. 2022. P. 89-98.

10. Gundala R. R., Singh A. What motivates consumers to buy organic foods? Results of an empirical study in the United States // PloS one. 2021. № 9 (16). P. e0257288.

11. Tweeten L. G., Flora C. B. Vertical coordination of agriculture in farming-dependent areas // Council for Agricultural Science and Technology. 2001. № 137.

12. Rahmann G., Reza Ardakani M., Barberi P. Organic Agriculture 3.0 is innovation with research // Organic agriculture. 2017. № 3 (7). P. 169-197.

13. Seufert V., Ramankutty N. Many shades of gray - The context-dependent performance of organic agriculture //Science advances. 2017. № 3 (3). P. e1602638.

14. Crowder D. W., Reganold J. P. Financial competitiveness of organic agriculture on a global scale //Proceedings of the National Academy of Sciences. 2015. № 24 (112). P. 7611-7616.

15. Gorska-Warsewicz H., Zakowska-Biemans S., Stangierska D. et al. Factors limiting the development of the organic food sector - Perspective of processors, distributors, and retailers // Agriculture. 2021. № 9 (11). P. 882.

16. Palsova L. Organic farming versus interest of the state for its support // Polish Journal of Environmental Studies. 2019. № 4 (28). P. 2773.

17. Кручинина В. М. Использование зарубежного опыта развития органического сельского хозяйства в российской практике // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2022. № 3 (94). С. 234-245.

18. Архипова В. А., Иванова А. А. Развитие зарубежного и отечественного рынков продукции органического сельского хозяйства //Инновационное развитие экономики. 2021. №. 2-3. С. 111-120.

19. Захарчук Д. И. Особенности государственной поддержки развития органического сельского хозяйства в России // Инновационные тенденции развития российской науки. 2020. С. 233-237.

20. Чупина И. П., Воронина Я. В. Возрождение российского рынка органической продукции // Аграрный вестник Урала. 2019. № 4 (183). С. 96-100.

Статья поступила в редакцию 11.08.2022; одобрена после рецензирования 12.09.2022;

принята к публикации 14.09.2022.

Информация об авторе:

Д. Г. Галкин - к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика, анализ и информационные технологии», Spin-код: 9531-9360.

REFERENCES

1. Jespersen L. M., Baggesen D. L., Fog E. et al. Contribution of organic farming to public goods in Denmark, Org. Agr., 2017, V. 7, pp. 243-266.

2. Galkin D. Zarubezhnyye modeli razvitiya organicheskogo sel'skogo khozyaystva: sravnitel'nyy analiz [Foreign models of development of organic agriculture: a comparative analysis], APK: ekonomika, upravleniye [APK: economics, management], 2022, No. 10, pp. 100-109.

3. Galkin D. G. Finansovaya podderzhka organicheskogo sel'skogo khozyaystva: opyt Yevropeyskogo soyuza [Financial support for organic agriculture: experience of the European Union], Vestnik NGIEI [Bulletin of NGIEI], 2022, No. 3 (130), pp. 133-141.

4. Gracheva R. G., Sheludkov A. V. Diffusion of Organic Agriculture in Russia: Features and Implications for Rural Development, Reg. Res. Russ., 2021, V. 11, pp. 578-588.

5. Akhmetshina L., Pokrovskaya T., Semernin D. Organic agriculture and sustainable development of the agrarian sector of regions in the context of «green» economy, MATEC Web of Conferences. - EDP Sciences, 2018, Vol. 193, pp. 05047.

Вестник НГИЭИ. 2022. № 11 (138). C. 71-80. ISSN2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2022. № 11 (138). P. 71-80. ISSN2227-9407 (Print)

¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥¥ дыг> яргтпид i ггпыпм1гя WWWWWW

6. Kundius V. A., Voronkova O. Yu. Ekonomicheskiye ekoklastery kak tsentry razvitiya organicheskogo sel'-skogo khozyaystva [Economic eco-clusters as centers for the development of organic agriculture], Russian Journal of Management, 2019. No. 7 (4). pp. 151-155.

7. Tikhomirova A. V. Gosudarstvennaya podderzhka proizvodstva organicheskoy produktsii v Rossiyskoy Fed-eratsii [State support for the production of organic products in the Russian Federation], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of the South Ural State University. Series: Law], 2021, No. 3 (21), pp. 117-123.

8. Polushkina T. M. Gosudarstvennoye regulirovaniye razvitiya organicheskogo sel'skogo khozyaystva: za-rubezhnyy opyt i otechestvennaya praktika [State regulation of the development of organic agriculture: foreign experience and domestic practice], Regional'naya ekonomika i upravleniye: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Regional economy and management: electronic scientific journal], 2016, No. 4 (48), pp. 366-378.

9. Galkin D. Spatial Diffusion of Organic Agriculture: Theoretical Model and Russian Experience, International conference Ecosystems without borders. Springer. Cham, 2022, pp. 89-98.

10. Gundala R.R., Singh A. What motivates consumers to buy organic foods? Results of an empirical study in the United States, PloSone, 2021, No. 9 (16), pp. e0257288.

11. Tweeten L.G., Flora C.B. Vertical coordination of agriculture in farming-dependent areas, Council for Agricultural Science and Technology, 2001, No. 137.

12. Rahmann G., Reza Ardakani M., Barberi P. Organic Agriculture 3.0 is innovation with research, Organic agriculture, 2017, No. 3 (7), pp. 169-197.

13. Seufert V., Ramankutty N. Many shades of gray - The context-dependent performance of organic agriculture, Science advances, 2017, No. 3 (3), pp. e1602638.

14. Crowder D.W., Reganold J.P. Financial competitiveness of organic agriculture on a global scale, Proceedings of the National Academy of Sciences, 2015, No. 24 (112), pp. 7611-7616.

15. Gorska-Warsewicz H., Zakowska-Biemans S., Stangierska D., et al. Factors limiting the development of the organic food sector - Perspective of processors, distributors, and retailers, Agriculture, 2021, No. 9 (11). pp. 882.

16. Palsova L. Organic farming versus interest of the state for its support, Polish Journal of Environmental Studies, 2019, No. 4 (28), pp. 2773.

17. Kruchinina V. M. Ispol'zovaniye zarubezhnogo opyta razvitiya organicheskogo sel'skogo khozyaystva v rossiyskoy praktike [Using foreign experience in the development of organic agriculture in Russian practice], Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2022, No. 3 (94), pp. 234-245.

18. Arkhipova V. A., Ivanova A. A. Razvitiye zarubezhnogo i otechestvennogo rynkov produktsii organicheskogo sel'skogo khozyaystva [Development of foreign and domestic markets for organic agricultural products], Inno-vatsionnoye razvitiye ekonomiki [Innovative development of the economy], 2021, No. 2-3, pp. 111-120.

19. Zakharchuk D. I. Osobennosti gosudarstvennoy podderzhki razvitiya organicheskogo sel'skogo khozyaystva v Rossii [Features of state support for the development of organic agriculture in Russia], Innovatsionnyye tendentsii razvitiya rossiyskoy nauki [Innovative trends in the development of Russian science], 2020, pp. 233-237.

20. Chupina I. P., Voronina Ya. V. Vozrozhdeniye rossiyskogo rynka organicheskoy produktsii [Revival of the Russian market of organic products], Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2019, No. 4 (183), pp. 96-100.

The article was submitted 11.08.2022; approved after reviewing 12.09.2022; accepted for publication 14.09.2022.

Information about the author: D. G. Galkin - Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Economics, Analysis, and Information Technology», Spin-code: 9531-9360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.