Научная статья на тему 'О факторах культурного взаимодействия и современные тенденции межкультурной коммуникации'

О факторах культурного взаимодействия и современные тенденции межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1369
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАРОД / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / НОВАЦИЯ / CULTURE / PEOPLE / SOCIETY / PERSONALITY / CULTURAL INTERACTIONS / COMMUNICATION / ADAPTATION / TRADITION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горшенев Константин Константинович

Статья посвящена проблеме культурных взаимодействий и выявлению её философских и культурологических оснований. В основу авторского видения проблемы положен деятельностный подход в понимании культуры, рассмотрение культуры как способа адаптации человека к природе и окружающему миру. Имеется в виду как внешние взаимодействия с другими народами, так и внутренние регулирующие структуру социальных отношений, обычаи и традиции. Возможности и вектор внешних взаимодействий определяются, по мнению автора, внутренними основаниями культуры, её особенностями и традициями. Автор обосновывает три фактора, определяющих характер возможных культурных взаимодействий: отношение к природе; отношение к истории, обществу и религии; тип личности. В статье учитываются современные тенденции массовых культурных коммуникаций и, соответственно, рассматривается вопрос о культурных взаимодействиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Interaction: the Theoretical Foundation of Analysis

The article is devoted to the problem of cultural interactions, the identification of its philosophical and cultural foundations. The author's vision of the problem is based on the activity approach in the understanding of culture, the consideration of culture as a way of adaptation of human society to nature and the surrounding society. This refers to both external interactions with other peoples, and internal regulatory structure and social relations, customs and traditions. According to the author, the opportunities and vector of external interactions are determined by the internal foundations of culture, its features and traditions. The article takes into account the current trends of mass cultural interactions and, accordingly, the issue of cultural communications.

Текст научной работы на тему «О факторах культурного взаимодействия и современные тенденции межкультурной коммуникации»

15. Gryaznov B.S. Ob istoricheskoy interpretatsii «Anal- 17. Sokolov V. V. Filosofiya kak istoriya filosofii [Phi-itik» Aristotelya [The historical interpretation of «the losophy as history of philosophy]. Moscow, «Aka-Analyst» of Aristotle]. Moscow, Nauka, 1971, 16 p. demicheskiy proekt», 2012, 845 p., p. 78.

16. Guseynov A.A., Irrlitts G. Kratkaya istoriya etiki [A short history of ethics]. M., 1987, 589s.

«Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-01229».

2 ноября 2018 г.

УДК 331

О ФАКТОРАХ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

К.К. Горшенев

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-16-21

Культурные взаимодействия многообразны и проявляются прежде всего в пространстве культурной конкретики. Обычно рассматриваются двусторонние связи и отношения, которые требуют детального анализа взаимодействующих культур. Так, например, поступает О.А. Нестерова, характеризуя российско-китайские межкультурные отношения. Но само понятие «культурные взаимоотношения» во многом теряет свой первоначальный смысл, поскольку она заменяет их такими понятиями, как «межкультурный дискурс», «межкультурная коммуникация» и др. Этот подход продуктивен в той мере, в какой он позволяет выявить «смыслообразующий вектор» межкультурного взаимодействия [1]. В то же время остаётся потребность и в исследованиях, обращённых к культурным практикам взаимодействующих сторон, выявлению культурных импульсов, влияющих на образ жизни субъектов культурного взаимодействия и способы их коммуницирования. Культурные взаимодействия (взаимодействия культур) прежде всего «выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом» [2, с. 71]. Можно говорить, по мнению автора приводимых строк, об этническом, цивилизационном, государственном и т.д. уровнях взаимодействий.

Горшенев Константин Константинович - аспирант кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская 191, e-mail: [email protected], т. 8(989)8218377.

Культурные взаимодействия, понимаемые в первом, непосредственном смысле - в смысле взаимного воздействия осуществляются в языковом, экономическом, политическом и т. д. пространстве взаимоотношения, различных культур, и в этом смысле можно выделить как внешние культурные взаимодействия, так и вну-трикультурные, развивающиеся между отдельными её элементами. И в первом, и во втором случае можно говорить о различных формах и видах культурных взаимодействий как об особом виде связей и отношений, которые складываются между культурами или внутри неё в процессе взаимообмена культурными идеями, ценностями и установками. Такой взаимообмен влияет на изменение образа жизни, привычек и нравов контактирующих народов и может повлиять на их политическое и социально-экономическое развитие. Но при всех обстоятельствах необходимо учитывать культурные особенности взаимодействующих сторон.

Внутрикультурные, как и межкультурные. взаимодействия осуществляются как освоение культурных образцов, присущих обществу (социализация и аккультурация). Межкультурные (кросс-культурные) взаимодействия различаются количественными показателями (распространяются на определённые группы людей) и

Konstantin Gorshenev - Maikop State Technological University, 191 Pervomayskaya Street, Maikop, Adyghea, 385000, Email: [email protected], tel. +7(989)8218377.

качественно (воздействуют на «чужое» общество различными способами). Межкультурные взаимодействия могут быть как нейтральными, когда культуры сосуществуют, не оказывая непосредственного воздействия друг на друга и альтернативными (контркультурными), когда культуры активно воздействуют друг на друга. Такие взаимодействия происходят обычно в процессе экономической и политической экспансии и нередко чреваты войнами и завоевательными походами, применением силы, в том числе и так называемой «мягкой силы». Задачей культурологической науки выступает обоснование определяющих факторов успешных, исключающих конфронтацию, культурных взаимодействий. Важно отметить, что при таком подходе возрастает теоретическое и методологическое значение понятий «культура», «цивилизация», «деятельность», «адаптация» и др. культурологических понятий, чему и уделяется основное внимание в данной статье.

Начнём с понятия «культура». Отмечая неоднозначность формулировок, исследователи обычно производят его от латинского cultura («возделывание», «воспитание», «образование», «формирование»). Понятие «культура» в наиболее принятом смысле включает в себя культурную повседневность, образ жизни, привычки и нравы. В.С. Стёпин, определяя культуру как «систему исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой жизнедеятельности» [3, с. 343], допускает понимание их как программ поведения и общения, обеспечивающих сохранение и воспроизводство социальной жизни и определяющих политическое и социально-экономическое развитие того или иного народа и потому влияющих на политическое и социально-экономическое развитие взаимодействующих культур. В Новое время происходит отождествление культуры и цивилизации, что было справедливым по отношению к техногенной европейской культуре. Но процесс культурного развития строится прежде всего на основе взаимоотношений с природой и предполагает различия в природных условиях и образе жизни и труда исторических народов, выработки определённой парадигмы во взаимоотношениях человека с природой, всей системы ценностей, установок и традиций. Как справедливо отмечает В.М. Межуев, «.. .задачей науки является познание не «культуры вообще», а каждой из них в отдельности» [4].

Заслуживает внимания наиболее убедительный, по нашему мнению, «деятельностный

подход» к пониманию культуры, в рамках которого культура определяется как специфический, присущий человеку способ жизнедеятельности. «Понять культуру можно лишь через понимание человеческой деятельности» [5, с. 254]. В книге Ю.А. Жданова и В.Е. Давидовича «Сущность культуры» содержится специальная глава «Культура и натура». Авторы проводят сравнение «деятельностного» и «технологического» аспектов культуры, отмечая: «Взятая в широком общетеоретическом смысле категория «технология» помогает понять суть культуры» [5, с. 270]. Хотя культуру, как искусственную, созданную человеком среду принято противопоставлять природным явлениям, естественной, природной среде, авторы отмечают сложность, антиномич-ность взаимосвязи природного и культурного. В процессе общественной эволюции происходит их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура не исключает природных факторов её развития. Характерный для взаимодействующих культур способ отношений к природе - первый фактор их взаимопонимания и сближения или отчуждения и взаимонепонимания.

Ю.А. Жданов и В.Е. Давидович пишут о соотношении природы и культуры: «Культура есть нечто противоположное природному, естественному, возникшему и развивающемуся без участия человеческой деятельности. И в этом старые культурологи были правы. Возможности бытия культуры заданы естественно-природно. Возникновение культуры как надприродного способа деятельности не исключает её единства с природой и не снимает учета природных факторов в её развитии. Даже на эмпирическом уровне можно констатировать то обстоятельство, что природное (в общих своих моментах - как внешне-природная среда и как имманентно-природное в самом человеке) небезразлично для тех форм, в которые отливается и живет культура» [5, с. 292]. Деятельностная концепция культуры выдвигает на первый план разностороннюю характеристику человека во всей полноте его природных и общественных связей, технологического разнообразия, традиций и обычаев, форм родства, отношения между поколениями и т. д. В деятельности родового субъекта культура осваивается, продуцируется, передаётся следующим поколениям, функционирует и трансформируется под влиянием извне и изнутри. В культуре как пространстве деятельности родового субъекта находят место межкультурные взаимодействия.

В рамках деятельностного подхода культура может быть рассмотрена как ответ на внешние

вызовы, как своего рода регулятор взаимодействий общества с природой и другими сообществами, обеспечивающий устойчивое развитие этноса и нации. С учётом деятельностного подхода речь может идти не только о результатах, но и прежде всего о средствах и способах социального развития и культурного взаимодействия, своего рода «инструментах» культурного взаимодействия. Внутреннего - во взаимоотношениях с природой и обществом и внешнего - с другими культурами. При этом культурные взаимодействия можно понимать широко, включая в них экономические и правовые отношения, искусство и воспитание и т.д. и начиная их с системы межкультурных коммуникаций. Но культура не может быть сведена к коммуникациям. Культура определяет сущностные отношения человека с природой и обществом, развивающиеся на протяжении жизни многих поколений.

Исторические особенности культуры, культурное наследие и традиции могут рассматриваться как второй фактор, определяющий культурные взаимодействия коммуницирующих сторон. Культура содержит в себе весь возможный набор правил и установок, выработанный обществом на протяжении его истории и позволяющий тем или иным способом взаимодействовать с другими культурами. Это «продукт деятельности общества», а общество - это «субъект этой деятельности». Однако в развитии культуры нет изначально заложенной парадигмы линейного движения. Как отмечал М.С. Каган, в историческом движении культур действуют законы синергетики, для которой исходным принципом развития системного объекта выступает «саморазвитие». «Применительно к истории культуры это означает, что при несомненном, и подлежащем внимательному изучению, влиянии на неё изменений среды - и социальной, и природной, и физических и психических качеств самого человека - мотивация процесса развития культуры и его движущие силы лежат в ней самой, и там они должны быть найдены» [6]. В этом случае не только допускается, но и предполагается сложившаяся у человека в процессе выхода его из животного состояния потребность и способность определять цели и средства своей деятельности, что и позволяют рассматривать культурно-историческое развитие как «живое взаимодействие». Г. В. Драч пишет в этой связи: «При таком подходе основная роль отводится взаимодействию культур (внутреннему и внешнему) - понимаемому гораздо шире, чем коммуни-

кация - как самоопределению и свободе в выборе аттрактора» [7, с. 405].

В расматриваемом понимании культуры она выступает производной от общества, в то время как общество выступает первичным субъектом деятельности. Общество как система представляет собой определенные способы воздействия на индивида и включает в себя те или иные отношения и институты. Личностный фактор, тип личности могут рассматриваться как третий фактор межкультурных взаимодействий. Здесь культура рассматривается как высшее достижение общества в тех или иных областях, которые аккумулируются и передаются каждому последующему поколению через личность как носителя культурных навыков и достижений. Вопросом соотношения понятий культуры и общества занимался отечественный представитель культурологии Э.С. Маркарян. Позиция культура-общество рассматривается им диаметрально противоположно: именно общество оказывается производным от культуры. Культура формирует те или иные способы деятельности человека, при помощи которых происходит и формирование общества в целом. Культура предстает как система определенных норм и ценностей, которыми руководствуется индивид, личность. При этом он отвергает ценностные установки в характеристике разного типа культур, что ставило бы их в неравные условия при научном исследовании осуществлённых ими культурных взаимоотношений. «Методологически эффективное определение культуры, составляющее основу социальной теории о ней, должно в качестве исходной предпосылки исследования давать возможность каждому использующему данное понятие без каких либо усилий, по общезначимым признакам отделять объекты культуры от объектов, не относящихся к этому классу явлений» [8, с. 85].

Содержание поставленных проблем раскрывает вопрос о специфике адаптивной деятельности человека. Может показаться, размышляет учёный, что указное свойство вовсе не является уникальным, ведь животным также присуща способность адаптации к среде обитания. Дело в том, что деятельность людей принципиально отличается от жизнедеятельности животных. Культура и разум сообщают человеку особую неповторимость и даже уникальность как представителю этноса и нации и в этом смысле - субъекту коммуникаций, которые выступают итогом адаптации к природным условиям. Культура как система адап-

тации к природе формирует целую инфраструктуру жизнеобеспечения - земледелие и скотоводство, обработка металлов и дерева, приготовление пищи, построение жилища. Посредством разума человек не отдаляется от природы, а, преследуя свои цели, формирует весь комплекс социальных регулятивов. Другое замечание Маркаряна позволяет объяснить антропологический тип культуры и своеобразие присущего ей типа личности. «Таким образом, хотя культура надбиологична по своей природе, она органически сопряжена со свойствами биологической конституции (морфологическими и т.п. особенностями) людей, функцию самосохранения которых она призвана осуществлять. Эти биологические особенности и возможности не только наложили свой отпечаток на форму выражения культуры, но и внутренне определили и продолжают определять стратегическую линию её развития» [8, с.147].

Основные выводы исследований Э.С. Мар-каряна находят поддержку ростовских культурологов: «И все-таки, прежде всего надо принимать во внимание то, культура коренится в глубинах общеродового уровня, и сохранение этой культуры представляет собой сохранение её уникальности и неповторимости со всеми традициями, навыками, национальными образами и духовным опытом. В этом случае и возникает вопрос о локальности культур, об их индивидуальном, неповторимом локальном своеобразии. Справедливо и то, что вопрос переносится в область соотношения общих и локальных исторических типов культуры, что и делает перспективным рассмотрение проблемы в аспекте эволюционной компаративистики (сравнительного изучения культур)» [9, с. 46]. Деятельная концепция культуры и акцентирование внимания на её адаптивной роли по отношению к природе позволяет сделать важные выводы о специфике межкультурных взаимодействий.

Для современного человечества культурные взаимодействия формируются и определяются своего рода императивами самосохранения человечества через сохранение природной среды и уникальной истории каждого народа. Исторический опыт культуры оказывается не менее важными, чем отношения к природе. Культура аккумулирует исторический опыт и составляет основу общества, передаваясь от поколения к поколению, сохраняясь в традициях и обычаях. Устойчиво сохраняющиеся контенты культуры, такие, как система познавательных ценностей,

произведений литературы и искусства, делает конкретного человека наследником, творцом и носителем корневой культуры как в её прошлом, так и в настоящем и будущем. Исторически построенная концепция культуры является не только выражением историзма, но и способом рассмотрения человека определённой культуры как субъекта мировой истории. Многовековая история даёт о себе знать в привычках, обычаях, образе жизни, во всех достижениях искусства, науки, образования и становится важнейшим фактором межкультурных взаимодействий. В особенности это проявляется, когда речь идёт о таких крупных культурах и цивилизациях, как, например, Россия и Китай.

Воспроизводство культуры, однако, не может быть сведено к географическому детерминизму. Необходимо учитывать культурно-историческое творчество, связи прошлого и настоящего, весь исторический опыт взаимоотношений человека с природой и формирования на их основе общественных отношений, хотя можно допустить и прямое воздействие природы на возникновение и развитие культуры, которая включает в себя и результаты деятельности (новации), и её предпосылки (традиции), благодаря чему и происходит преобразование человека. Природа в самой деятельности человека включена в исторически формирующийся культурно-творческий контекст: «Человек и его культура несут в себе природу матери-земли, свою биологическую предысторию. Это особенно наглядно обнаруживается сейчас, когда начался выход в космос, где без создания в космических аппаратах или скафандрах экологического убежища жизнь и труд человека оказываются попросту невозможными» [5, с. 293]. Природа и человеческое будущее объединяются в его настоящем, которое должно сохранять прошлое и прогнозировать будущее. Человек невозможен вне природной среды, которую он изменяет и в то же время сохраняет. Культура - это природа, которую человек видоизменяет, накапливая и сохраняя исторический опыт. Культура соразмерна глубине человеческой истории, она соразмерна и многообразию человеческого мира. Данное обстоятельство определяет многоаспектность и многогранность межкультурных взаимодействияй.

Надо учитывать, что субъект культурных взаимодействий - это общество в целом. Но пересечение культурных влияний и взаимодействий происходит в пространстве личности. Культурные взаимодействия, взятые с точки зрения личности, характеризуют путь культурного

развития общества. Культурные взаимодействия предполагают сущностную характеристику культуры и личности как единой системы. В этом смысле прогрессирующее развитие культурных взаимодействий измеряется не только техническим прогрессом, но и достигнутым уровнем культуры, сохранения традиций и обычаев как возможности личного самоопределения и свободы. В этом случае вопрос переходит в плоскость исторических оснований культуры и замыкается на общество, его готовность принять на себя экономическую и политическую ответственность для сохранения и развития культурных взаимоотношений.

Успешный анализ культурных взаимодействий возможен, по нашему мнению, только в том случае, если рассматривать личность как культурологическое понятие. Личностный фактор культурных взаимодействий - это центральный фактор межкультурных взаимодействий. Взаимодействуют не культуры, а конкретные люди - носители и акторы культур. Это люди, выросшие в своей языковой, бытовой и социальной среде, со своей системой ценностей и предпочтений, обычаями и правилами общения и т. д. По отношению к отдельному человеку культура - это система правил и требований. Система отношений через призму норм и ценностей раскрывает специфику культурологического взаимодействия. Но их носителем выступает тип личности, характерный для данной культуры. В этом смысле взаимодействие культур очерчивает пространство коммуникации, включая обычаи и традиции чужой культуры, расширяя пространство деятельности человека. Природа и культурное окружение человека, включая повседневную культуру, создают культурный мир индивида и тем самым - предпосылки и условия для культурного взаимодействия с другими народами.

Возможности культурных взаимодействий характеризуют уровень общей культуры, в культурных технологиях и артефактах реализована достигнутая ступень исторического развития этноса, нации, государства, а также степень их эффективности в социальных и политических коммуникациях. Они даны человеку в завершённом, сформированном виде (обычаи, традиции, литература, искусство). Индивид не может менять их по своему желанию. Первоначальный мир культуры включает в себя язык и литературу, устное и письменное народное творчество, что характеризует индивида как представителя своей культуры. Он узнаваем по предметам народного про-

мысла, узорам ткани и образам художественных промыслов. Всё это - мир предметной реальности «родной культуры», которая не должна быть отторгнута «чужой» культурой. Для успешного культурного взаимодействия представитель чужой культуры должен определиться в этом мире, принять его в качестве своеобразного дополнения к собственной культуре. Человек в каждом обществе и каждой культуре отождествляется в соответствии с теми духовными и нравственными ценностями, которые были созданы до него, прежними поколениями. Индивид социализируется вместе с освоением культурных ценностей, на которые он ориентируется с раннего детства в процессе освоения родного языка. То, как ребёнок осваивает родной язык, определяет его будущие языковые коммуникации. Культура представлена, как сумела показать М. Мид, уже в мире детства [10].

Иногда, правда, замечают, что Мид абсолютизирует зависимость мира детства от устоявшегося наследия народной культуры и превращает эту зависимость в единственный фактор становления личности. Между тем нельзя не согласиться с тем, что «ценности, нормы и смыслы жизни представляют собой образцы или типовые модели мышления и поведения людей. Культура «очищает» их от деятельностного своеобразия и ситуационной специфики» [11, с. 168]. Речь идёт о практиках общения, коммуникации, в которых ценности, смыслы, значения уже опробированы в способах их использования, реализации, независимо от того, в какую коммуникативную ситуацию попадает их носитель. Культурные ценности - всегда результат усвоенной культурной традиции, но человек присутствует в современном мире, требующем ответственного выбора. От человека зависит, как он использует предоставленные ему возможности межкультурной коммуникации, которая затем ляжет в основание культурного взаимодействия. Выбор остаётся за отдельным человеком, но речь идёт о личностных свойствах общественного человека, а культура выступает фундаментом всего общественного здания. Поэтому общество контролирует способы и каналы межкультурных коммуникаций, доводя их до модели культурного взаимодействия, продиктованного историей общества и его традициями, глубинными интересами взаимоотношения с природой и окружающим миром.

Человек, личность оказывается на пересечении двух противоположных тенденций: интеграции и локализации. «Однако людям мало просто объединиться на каком-то основании.

Объединение должно обладать явными признаками социокультурной локализации, автономности от всех иных социальных групп [12]. К числу типичных маркёров локализации А. Я. Флиер относит разговорный и письменный язык, политическую атрибутику и т. п. Такого рода тенденции характеризуют внутрикультур-ные взаимодействия, но они применимы и для характеристики межкультурных взаимодействий. В этом случае приходится говорить о глобализации и локальных культурах. Но центр тяжести и при таком подходе не смещается, по нашему мнению, с человека как представителя определенного культурно-исторического образования, человека чувствующего, мыслящего, действующего. Субстанцию такой личности, как и всей системы культуры, системы ценностей, технологии поведения, труда и общения составляют отношение к природе и обществу, его истории и религии, вытекающие из них эстетические и моральные предпочтения. Они не только выступают маркёрами межкультурных взаимодействий, но и их предпосылками и основаниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нестерова О.А. Особенности современного российско-китайского межкультурного дискурса. М.: Изд-во ГАСИС, 2008, 249 с. С. 13.

2. Аванесова Г.А. Взаимодействие культур // Культурология XX век. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 70-73.

3. Стёпин В.С. Культура // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2001. С. 341-347.

4. Межуев В.М. Идея культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 407 с. С. 21.

5. Жданов Ю.А., Двидович В.Е. Сущность культуры. 2-е изд. Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2005. 429 с.

6. КаганМ.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с. С. 319.

7. Драч Г.В. Взаимодействие культур в пространстве культурологического дискурса // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Междунар. Лихачевские науч. Чтения (г. Санкт-Петербург, 17-19 мая 2018 г.). СПб.: СПбГУП, 2018. С. 404-406.

8. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 279 с.

9. Драч Г.В. Культурология: на пути самообретения // Культурология и глобальные вызовы современности. СПб.: Изд-во СПбКО, 2010. С. 46-51.

10. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.

11. Резник Ю.М.Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. 3. Вып. 3(9). С. 156-182.

12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. 459 с.

REFERENCES

1. Nesterova O.A. Osobennosti sovremennogo rossiys-ko-kitayskogo mezhkul'turnogo diskursa [Features of modern Russian-Chinese intercultural discourse]. Moscow, GASIS Press, 2008, 249 p., p. 13.

2. Avanesova G.A. Vzaimodeystvie kul'tur [The Interaction of cultures]. In: Kul'turologiya XX vek [Cultural studies of the 20th century]. St.-Petersburg, Universitetskaya kniga, 1997, pp 70-73.

3. Stepin V. S. Kul'tura [Culture]. In: Novaya filosofska-ya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia]. In 4 vol. Vol. 2. Moscow, Mysl', 2001, pp. 341-347.

4. Mezhuev V.M. Ideya kul'tury [The Idea of culture]. Moscow, Progress-Traditsiya, 2006, 407 p., p. 21.

5. Zhdanov Yu.A., Dvidovich V.E. Sushchnost' kul 'tury [The essence of the culture]. 2nd ed. Rostov-on-Don, Nauka-Press, 2005, 429 p.

6. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury [Philosophy of culture]. St.-Petersburg, Petropolis, 1996, 415 p., p. 319.

7. Drach G.V. Vzaimodeystvie kul'tur v prostranstve kul'turologicheskogo diskursa [interaction of cultures in the space of cultural discourse]. In: Kon-tury budushchego v kontekste mirovogo kul'turnogo razvitiya: XVIII Mezhdunar. Likhachevskie nauch. Chteniya (g. Sankt-Peterburg, 17-19 maya 2018 g.) [Contours of the future in the context of world cultural development. Proc. 18th Int. Sci. Likhachev's Readings (St. Petersburg, 17-19 may 2018)]. St.-Petersburg, SPbGUP, 2018, pp. 404-406.

8. Markaryan E.S. Teoriya kul'tury i sovremennaya nauka [Theory of culture and modern science]. Moscow, Mysl', 1983, 279 p.

9. Drach G.V Kul'turologiya: na puti samoobre-teniya [Cultural studies: towards samoobladanie]. In: Kul 'turologiya i global'nye vyzovy sovremennosti [Cultural studies and global challenges]. St.-Peters-burg, SPbKO, 2010, pp 46-51.

10. Mid M. Kul 'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow, Nauka, 1988, 429 p.

11. Reznik Yu.M. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, 2001, vol. 3, issue. 3(9), pp. 156-182.

12. Flier A.Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov [Cul-turology for culturologists]. Moscow, Akademiches-kiy proekt, 2000, 459 p.

19 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.