Научная статья на тему 'О ЭВОЛЮЦИИ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ'

О ЭВОЛЮЦИИ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Виолончель / музыкальная педагогика / Китай / современное искусство / педагогические трансформации / международное сотрудничество.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Се Минди

Развитие виолончельного искусства в Китае представляет собой захватывающий путь от истоков до современности. Статья "О эволюции виолончельного искусства в Китае" освещает ключевые этапы этого развития, включая изменения в педагогике, внедрение современных технологий и международное взаимодействие. Такой всесторонний взгляд позволяет лучше понять влияние культуры и образования на формирование музыкальной сцены в современном Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЭВОЛЮЦИИ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ»

Се Минди аспирант

Московский государственный институт культуры О ЭВОЛЮЦИИ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КИТАЕ

Аннотация. Развитие виолончельного искусства в Китае представляет собой захватывающий путь от истоков до современности. Статья "О эволюции виолончельного искусства в Китае" освещает ключевые этапы этого развития, включая изменения в педагогике, внедрение современных технологий и международное взаимодействие. Такой всесторонний взгляд позволяет лучше понять влияние культуры и образования на формирование музыкальной сцены в современном Китае.

Ключевые слова. Виолончель, музыкальная педагогика, Китай, современное искусство, педагогические трансформации, международное сотрудничество.

Xie Mindy graduate student Moscow State Institute of Culture

ABOUT THE EVOLUTION OF CELLO ART IN CHINA

Abstract. The development of cello art in China has been a fascinating journey from its origins to the present. The article "On the Evolution of Cello Art in China" highlights key stages of this development, including changes in pedagogy, the introduction of modern technology and international interaction. This comprehensive perspective allows for a better understanding of the influence of culture and education in shaping the music scene in contemporary China.

Keywords. Cello, music pedagogy, China, contemporary art, pedagogical transformations, international cooperation.

Симфония звуков виолончели, виртуозные аккорды, и величественная мелодия — виолончельное искусство в Китае, подобно древним мастерствам, преобразилось и эволюционировало в соответствии с духом времени. От важности сотрудничества между композиторами и исполнителями до разнообразия педагогических методик — каждый этап в развитии виолончельной музыки отражает богатство культурного наследия и стремление к совершенству. Давайте отправимся в увлекательное путешествие сквозь эволюцию виолончельного искусства в Китае.

В свете богатой истории развития музыкального образования в Китае, педагогика виолончельного искусства является важной частью этой эволюции. Начиная с 1920-х годов, периодически создавались специализированные учебные музыкальные заведения, оказавшие значительное влияние на

формирование профессиональных музыкантов. Одним из важнейших учебных центров стал Центральный музыкальный институт, расположенный в Пекине. За свои более чем 100 лет существования институт утвердил систему непрерывного музыкального образования, эта система объединяет все ступени, начиная от детской музыкальной школы и музыкального училища, заканчивая консерваторией, аспирантурой и докторантурой. В составе института восемь факультетов, каждый из которых специализируется в определенной области музыкального искусства, включая традиционные китайские инструменты. Центральный музыкальный институт стремится поддерживать высокий профессиональный уровень преподавателей, это достигается приглашением иностранных музыкантов-педагогов для обучения игре на инструментах и чтения теории музыки. Более 200 предметов обучения по специальностям включаются в учебный план института, его влияние простирается за пределы Китая, пользуясь заслуженным авторитетом в области музыкального образования. Отметим также значительный вклад русских и советских представителей музыкальных школ в развитие китайской музыкальной педагогики. После образования Китайской Народной Республики в 1949 году, совместные усилия со специалистами из СССР способствовали формированию системы музыкального образования в Китае, это включало в себя создание консерваторий, музыкальных институтов и учебных заведений в различных городах, ставших ключевыми факторами в развитии музыкально-образовательной системы. Во второй половине XX века и в начале XXI века музыкально-педагогическое образование в Китае претерпело значительные изменения. Период восстановления после "культурной революции", этап мобилизации и разработки планов реформы, внедрение системных элементов, а также последующие этапы реформирования структуры образования под влиянием требований рыночной экономики — все эти факторы сыграли ключевую роль в улучшении качества музыкального образования в Китае. Важным направлением стало восстановление уважения к учителям и образованию, а также активное внедрение современных подходов в обучении. Сегодняшняя система музыкального образования в Китае отличается многообразием и высоким уровнем подготовки студентов. Учебные заведения, вроде Центрального музыкального института, продолжают играть ключевую роль в развитии и поддержании выдающегося стандарта музыкального образования в стране и за ее пределами.

Педагогика виолончельного искусства в Китае, подобно другим областям музыкального образования, прошла через значительные изменения в период восстановления в конце 1970-х и вплоть до 1990-х годов. В этот период государственные учебные заведения активно восстанавливали свою деятельность, разрабатывали новые учебные программы и улучшали материально-техническое обеспечение учебного процесса. В результате совещания руководителей высших музыкально-педагогических учебных заведений в Чжэн Чжоу в декабре 1979 года были определены четыре ключевых направления совершенствования системы образования в этой области.

Важнейшие шаги включали в себя составление учебных планов, создание учебников, повышение профессионального уровня педагогов вузов и разработку научно-методических подходов к проблемам художественного образования. В 1980-е годы в китайских университетах была внедрена международная система степеней: бакалавриат-магистратура-докторантура, это обеспечило стандартизацию высшего образования в музыкальных учебных заведениях, каждый из которых разработал свои правила поступления. Важным моментом стало издание учебных планов и программ, которые включали цели учебной и практической подготовки, учебные дисциплины, задачи научных исследований и сроки обучения. Профессия "учитель музыки" была включена в каталог специальностей, что конкретизировало цель музыкального образования в педагогических университетах — подготовку специалистов для работы в общеобразовательных школах. Постепенно в этот процесс вовлекались преподаватели, которым поручали составление учебников и разработку программ по своим дисциплинам. В 1990-е годы отмечены значительным повышением качества учебно-методической литературы. Издательства высшего образования выпускают "Музыкальные учебники телеспутника", использующие современные формы обучения с использованием спутниковой связи, данные учебники успешно сочетают теоретические аспекты с практическими навыками, ставящими их в ряд с полноценными учебными пособиями для вузов. Такие инновации продолжают вносить вклад в развитие педагогики виолончельного искусства в Китае, создавая качественные и современные условия для обучения будущих музыкантов.

Проблема дефицита учителей музыки в школах стала актуальной, и в ответ на это государство приняло ряд мер, направленных на обеспечение школ квалифицированными специалистами. С начала XXI века музыкальные факультеты педагогических вузов стремились решить проблему нехватки преподавателей. Расширение масштабов приема студентов, введение сокращенных программ обучения на факультетах с двух - и трехгодичным сроком обучения, а также создание специальных курсов для взрослых на заочных и вечерних отделениях вузов стали ключевыми шагами в решении проблемы. В 1987 году в Педагогическом институте китайского телевидения были запущены специальные курсы, призванные обучить учителей музыки среди выпускников программы. Важным этапом стала середина 1990 -х годов, когда уровень подготовки абитуриентов значительно повысился, а вузы стали формировать контингент студентов с более высокой подготовкой. Отбор абитуриентов стал более строгим, с введением системы проходного балла и проведением экзаменов по теоретическим предметам. Постепенно проблема нехватки квалифицированных учителей музыки в школах начала уменьшаться. Важной составляющей стала реформа в образовательной системе, которая затронула и высшее музыкальное образование. Середина 1990 -х годов стала периодом активизации научно-исследовательской работы в области музыкального образования, благодаря политике открытости, позволявшей преподавателям участвовать в международных конференциях и симпозиумах.

Реформа высшего музыкально-педагогического образования развивалась в двух основных направлениях: внедрение компьютерных технологий и обучение музыкальным дисциплинам с использованием этих технологий. На музыкальных факультетах многих университетов вводились новые дисциплины, такие как «Музыкальное творчество с использованием компьютера» и «Методика обучения игре на рояле», данные изменения позволили повысить профессиональный уровень преподавателей музыки в школах и на факультетах.

Современное виолончельное искусство в Китае испытывает своеобразное расцветание, проявляясь в выдающихся виолончелистах, музыкальных университетах и активной роли страны в мировой музыкальной арене. Известные китайские виолончелисты стали значимыми фигурами в мировой классической музыке. Ма Яньхонг — виртуоз и победитель множества международных конкурсов, включая Чайковского и Касальса. Яньг Кун — замечательный виолончелист и дирижер, активно выступающий на мировых сценах. Виолончелистка Цзинь Цзюн — еще одно яркое имя, чье талантливое исполнение завоевало признание и уважение в мире музыки. В Китае также существует несколько выдающихся музыкальных университетов, где развивается виолончельное искусство. Пекинская Центральная Консерватория, Шанхайская Консерватория, и Гуанчжоуская академия искусств являются лишь некоторыми из примеров учебных заведений, которые предлагают высококачественные программы в области виолончельного искусства, данные университеты активно участвуют в формировании будущих поколений виолончелистов, предоставляя возможности для обучения под руководством известных преподавателей и участия в международных музыкальных проектах. Кроме обучения, в Китае проводятся множество фестивалей, концертов и соревнований, которые стимулируют развитие виолончельного искусства в стране. Участие китайских музыкантов в мировых музыкальных мероприятиях и международных конкурсах дает свидетельство о растущем влиянии китайского виолончельного искусства на мировую сцену.

В современном Китае динамично развивается педагогика музыки, включая виолончельное искусство, под воздействием изменений в системе образования и потребностей музыкального сообщества. Одним из важных направлений стало не только формирование выдающихся исполнителей, но и подготовка квалифицированных педагогов, способных передавать свой опыт и воспитывать новое поколение музыкантов. Образовательные учреждения, такие как университеты и музыкальные консерватории, активно привносят изменения в учебные программы. Внедрение новых методик преподавания и использование современных технологий, включая компьютерные программы и онлайн -ресурсы, обогащают образовательный опыт студентов, делая его более доступным. Творческое развитие студентов становится центральным элементом образования. Современные педагоги виолончели в Китае акцентируют внимание на стимулировании самостоятельности, творчества и экспериментов с музыкальными идеями. Участием в концертной деятельности студенты получают возможность проявить свою индивидуальность и художественное

видение. Международное сотрудничество становится неотъемлемой частью развития виолончельного образования в Китае. Виолончелисты и преподаватели активно участвуют в международных проектах, мастер-классах и обменах опытом, что способствует обмену знаний и опыта, а также способствует расширению культурного понимания. Для более глубокого понимания инструмента в учебные планы вводятся специализированные программы и курсы, они направлены на развитие конкретных аспектов виолончельного искусства, таких как мастерство игры на высших позициях и особенности техники. Успех китайских виолончелистов на международных конкурсах играет важную роль в повышении статуса виолончельного образования в стране, это стимулирует учебные заведения вкладывать усилия в развитие талантливых музыкантов и поддерживать высокие стандарты преподавания в области виолончели.

В завершение этого музыкального путешествия, остановимся и взглянем на современное состояние виолончельного искусства в Китае. Сегодняшние студенты виолончели активно учатся искусству не только собственного исполнения, но и передачи своего мастерства будущим поколениям. Стремительное развитие образовательных программ, акцент на творческом развитии и участие в международных проектах делают китайских виолончелистов и педагогов неотъемлемой частью мирового музыкального сообщества. В таком контексте, эволюция виолончельного искусства в Китае становится не только увлекательным процессом непрерывного развития, но и важным вкладом в мировое музыкальное наследие.

Использованные источники:

1. Чжан Ли, Ян Иньфу. Выбор стратегии развития образования КНР // Педагогика. 2007. № 7. С. 91-107.

2. Сун Зинан. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840 -2000. Шандон, 2004. С. 250. На кит. яз.

3. Да Ма. Взгляд и размышление о 50-й годовщине высшего педагогического образования // Исслед. музыки. 1994. № 4, ч. 2. На кит. яз. 4. Сборники пьес являются учебниками по направ- лениям исполнительской деятельности или учебно-методическими пособиями, сгруппированными по степени сложности.

5. Музыкальная теория / гл. сост. Сун Цонинь, Ма Донфен. Шанхай: Шанх. муз. изд-во, 1996. На кит. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.