О ЕЛЕНЕ ПЕТРОВНЕ БЛАВАТСКОЙ
ВОСПОМИНАНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВА, ОТЗЫВЫ
Воспоминания родственников
В.П.Желиховская (1835-1896),
русская писательница и драматург,
сестра Е.П.Блаватской
С детства у неё была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на пути...1
Последняя русско-турецкая война [1877-1878 гг.] застала г-жу Блаватскую ещё в Америке. В самый разгар её она почти оставила все другие занятия, посвятив всё своё время горячей борьбе с литературными врагами России. Она давала такие сильные отпоры почти на каждую злую выходку журналистов против русских, что местные сторонники наших врагов почти умолкли в Нью-Йорке. «Tribune», «Sun», «Daily Times» были главными органами Е[лены] П[етровны]. Она так зло и остроумно казнила клеветников, что они признали небезопасным возбуждать гнев этой «русской американки». Аристарх-бей, тогдашний турецкий консул в Вашингтоне, руководствуясь
1 Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). Новосибирск, 1993. С.8.
125
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
корреспонденциями из Турции, страдающими как географическими, так и численными промахами, напечатал резкое обвинение против русских за их якобы жестокости, учиняемые в Малой Азии. Е[лена] П[етровна], пользуясь этими промахами, отщёлкала консула в газ[ете] «Sun» настолько, что он признал за нужное явиться к ней лично и, ссылаясь на недоразумение, отказался от всего им написанного. Этот эпизод произвёл сильное впечатление в Нью-Йорке.
Были у неё также выдающиеся препирательства с папским нунцием за её статьи против католического духовенства и особенно против папы в то время, когда он служил «те деумы»1 за процветание Турции и успех турецкого оружия.
Как некогда в Лондоне она одна отстаивала честь России в толпе англичан, так и теперь она безбоязненно говорила, писала и клеймила врагов наших. В пылу негодования и патриотических чувств своих она забыла экспатриацию, своё американское гражданство и свои теософские интересы и лишь задалась одною целью: высоко и твёрдо держать своё русское знамя!.. Голос её замер и потонул в общем хаосе чувств, интересов и волнений того времени, почти не достигнув России; но тем не менее те русские, кому её действия известны, не могут не воздать ей должной дани справедливости и уважения. Она делала всё, что могла, не одним словом, но и делом. В то время страницы более солидных русских изданий не были ещё ей открыты; она постоянно писала в газ[ете] «Тифлисский вестник»1 2, и весь гонорар, полученный ею из редакции, был пожертвован на тифлисские бараки для раненых3.
1 «Те Deum» (лат. «Te Deum laudamus» — «Хвала тебе, Боже») — католический гимн.
2 В газете «Тифлисский вестник» (1878, № 105, 107, 108, 204, 206, 208, 212, 216, 219) была опубликована серия статей Блаватской под заглавием «С того света» («“Голос” с того света»).
3 Желиховская В.П. Правда о Е.П.Блаватской // Ребус. 1883. № 48. С.438-439.
126
О Елене Петровне Блаватской
Н.В.Желиховская (1864-1938),
дочь ВЛЖелиховской, племянница Е.П.Блаватской
.У тёти была одна поразительная черта: она позволяла себе шутить или быть наивной, совсем не заботясь при этом о производимом эффекте. Бывало, что мы вместе хохотали до упаду, слушая её ответы во время интервью с лондонскими журналистами. Моя мать часто упрекала её, спрашивая, зачем она всё это выдумывает. Она на это отвечала: «Брось, нужно же им как-то зарабатывать на хлеб и сочинять эти истории для бедных!» В иных случаях она рассказывала невероятные истории своим же друзьям теософам единственно, чтобы повеселить их. Мы тоже смеялись. Но иногда во время этих розыгрышей рядом оказывались посторонние люди, которым было невдомёк, что речь идёт о шутке. Им обязаны своим появлением многие неправдоподобные рассказы и интерпретации, ставшие затем причиной её неприятностей, и даже больше, чем неприятностей. Многие из тех, кого она разыгрывала, перешли в лагерь её врагов.1
Н.А.Фадеева (1829-1919),
тётя Е.П.Блаватской
.Столько сил, сосредоточенных в одной личности, соединение самых необычайных проявлений, идущих из одного и того же источника, как у неё, это, конечно, небывалый случай, возможно, и не имеющий равных себе. <.> Моя племянница Елена совсем особое существо и её нельзя сравнивать ни с кем. Как ребёнок, как молодая девушка, как женщина, она всегда была настолько выше окружавшей её среды, что никогда не могла быть оценённой по достоинству. <.> .Необыкновенное богатство её умственных способностей, тонкость и быстрота её мысли, изумительная лёгкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы,
1 Блаватская Е.П. Избранные статьи. Ч. II. М., 1996. С.18-19.
127
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
необыкновенно развитый ум, соединённый с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым, — вот что поднимало её так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно, и зависти, и вражды всех, кто в своём ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры...1
Свидетельства соратников и современников
Г.С.Олькотт (1832-1907),
американский журналист, издатель, адвокат, писатель, один из основателей и первый президент Международного Теософского общества Никто из знавших Е.П.Блаватскую не может забыть её, никто не может заменить её: есть люди, которые обладают некоторыми из даров её, но всеми её дарами — не обладает никто. Её жизнь, какою я узнал её в течение последних 17 лет как друг, товарищ и сотрудник, была сплошным мученичеством из любви к людям. Она пылала ревностью к их духовному благу, к их духовной свободе и, далёкая от какого бы то ни было эгоистического мотива, посвящала жизнь и силу делу любви, не ожидая ни благодарности, ни награды. За это она и была преследуема клеветами ханжей и фарисеев до самой смерти, которую они и ускорили своей злобой. И даже мёртвой они не дают покоя, они стараются загрязнить её прах, очернить её память лживыми описаниями её жизни. Но не удастся им этого, слишком много осталось у неё живых свидетелей, которые готовы постоять за неё и доказать чистоту её намерений1 2.
1 Елена Петровна Блаватская. Харьков, 1991. С.12-13.
2 Елена Петровна Блаватская. К., 1991. С.51.
128
О Елене Петровне Блаватской
Она была великолепной пианисткой, её игру отличала эмоциональность, выразительность, совершенство. Её руки были идеальной моделью для скульптора, когда летая по клавиатуре, извлекали из неё божественные звуки. Она была ученицей Мошеле и ещё девочкой в Лондоне исполняла на благотворительном концерте с Кларой Шуман1 и Арабеллой Годдард1 2 пьесу Шумана3 для трёх фортепиан4.
...Вся история литературы не знает более замечательного персонажа, чем эта русская женщина. Она обладала необыкновенной живостью ума, и водопад идей бурлил в ней с такой силой, что в её книгах, как правило, трудно найти какой-либо литературный метод. Её произведения, всегда до крайности суггестивные, отличал блестящий неженский стиль, сверкавший ещё ярче оттого, что тонкая ирония искрилась в любой самой серьёзной работе, соседствуя с изящной образностью. Она могла раздражать привыкших к методичности учёных, но никогда не казалась ни банальной, ни скучной. На протяжении всей жизни стиль её письма и речи подвергался поразительным изменениям.5
Мир когда-нибудь узнает, чем была для него Е.П.Б[лаватская].
В ней жила душа героя, и люди, не обладавшие подобным душевным богатством, инстинктивно чувствовали эту титаническую природу и мощь. Открытая и бесхитростная до неосторожности и слишком искренняя, чтобы подозревать
1 К.Шуман (1819-1896) — немецкая пианистка, композитор и музыкальный педагог; жена композитора Р.Шумана.
2 А.Годдард (1836-1922) — английская пианистка.
3 Р.Шуман (1810-1856) — немецкий композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог.
4 Нэф М. Личные мемуары Е.П.Блаватской. М., 1993. С.161.
5 Блаватская Е.П. Избранные статьи. Ч. II. М., 1996. С.11.
129
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
других в лицемерии, она часто оказывалась объектом обвинений и непорядочного хитроумия своих врагов. К тому же, несмотря на свой незаурядный ум и широчайшие знания, она была ранимой и уязвимой, как ребёнок. Поразительно бесстрашная, она всегда была полна жалости и нежности. И так во всём, каждый недостаток её характера возмещался сотней ярчайших достоинств...1
Удивительно ли, что я любил её как друга, высоко ценил как учителя и навсегда сохраню память о ней как о святыне!..1 2
А.Безант (1847-1933),
английская писательница, общественный деятель,
руководитель Международного Теософского
общества с 1907 г.
Уменье переносить тяжёлое без ропота, уменье терпеть — было главной способностью Е.П.Блаватской, какою я узнала её в последние годы её жизни. Самой выдающейся чертой её характера была сила, устойчивая, твёрдая, как скала.
Я знала слабых людей, которые жаловались на её суровость, но я видела её в присутствии злейшего её врага, пришедшего к ней в минуту нужды, и видела, каким неземным светом сострадания осветилось лицо её. Суровость, которая может быть в то же время так мягка и нежна, и есть то свойство, которого недостаёт нашему расслабленному Западу.
Её терпимости к мелочам и к внешним проявлениям не было границ; зато в вопросах важных она была неуклонна и определённа, как никто.
Если бы враги её знали, кого они закидывают грязью! Такое тонкое чувство чести, какое было у неё, нужно искать в тех мечтах, которые создают образ «рыцаря без страха и упрёка».
1 Блаватская Е.П. Избранные статьи. Ч. II. М., 1996. С.18.
2 Там же. С.19.
130
О Елене Петровне Блаватской
Её правдивость и чистота её намерений были поразительны, и в то же время сила её характера не поддавалась никаким ударам судьбы. Её — обвиняют во лжи! Могла ли она унизиться, когда для неё было решительно всё равно, что про неё говорят, и все внутренние мотивы, которые заставляют обыкновенных людей прибегать ко лжи — были уже давно изжиты ею...
Её обвиняли в том, что её сила идёт из нечистого источника; в таком случае нечистый должен был сильно обеднеть, потому что служение её плохо оплачивалось. Она была так бедна, что постоянно нуждалась в деньгах, а когда деньги были — они немедленно исчезали. Щедрость её была воистину царская; всё, что у неё было — вещи, деньги, платье, — всё отдавалось первому встречному, находившемуся в нужде.
В её натуре преобладали мужественные свойства: прямая, определённая, быстрая, с сильным хотеньем, светлая, живая, свободная от желчи и от всякой мелочности — в ней не было ни одной черты обыкновенной женщины.
Всегда она рассуждала с высшей точки зрения, была снисходительна и терпима к чужой мысли и к чужому характеру и не обращала внимания на внешнее человека, если внутри у него всё было в порядке. <...>
Если же кто искренно искал самого трудного из всех познаний — самопознания, тогда она приходила к нему на помощь со своим редким даром проникновения, предупреждала его относительно скрытых опасностей, обращала его внимание на затаённые черты, распутывала перекрещивающиеся нити плохо понятых свойств и ошибок и поддерживала ученика самым деятельным образом в его усилиях познать самого себя. Мне самой она помогла разобраться в себе, и всем, кто умел без обидчивости переносить её редкую наблюдательную и критическую проницательность, она приносила великую пользу.
Как учительница Е[лена] П[етровна] никогда не была дидактична; она умела вызывать к деятельности собственную мысль ученика и давала ей только направление. Она учила с
131
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
успехом лишь тех, кто был способен войти с ней в духовную связь и кто мог сам восполнять пробелы, которые возникали благодаря её приёму давать свои поучения в смелых широких чертах.
Если такая духовная связь завязывалась, Е[лена] П[етровна] давала ученику бесконечную полноту знаний и богатство мыслей. При поверхностном отношении к её мыслям они часто казались оторванными и нагромождёнными одна на другой, но при дальнейшей переработке они являлись как звенья одной непрерывной цепи, из которых одни были ярче освещены, другие же — оставались в тени; и если ученик был способен осветить и то, что оставалось в тени, своим собственным сознанием, — в таком случае уроки Е[лены] П[етровны] приносили ему величайшую пользу1.
А.П.Синнетт (1840-1921),
английский журналист, писатель,
теософ, редактор газеты «The Pioneer»
(Аллахабад, Индия)
...Она обладала качеством, о котором, к сожалению, не догадывается большинство её критиков, — МУДРОСТЬЮ ДУШИ. Эта область науки ещё не открыта современными учёными и псевдофилософами. Душа, которая жила в ней, была Великой Душой, МАХАТМА (от Маха — великая и Атма — душа)1 2.
К.Вахтмейстер (1838-1910),
графиня, теософ
Я не припомню, чтобы она одинаково обращалась с двумя разными людьми. Она мгновенно распознавала слабые стороны характера любого человека. Было крайне любопытно наблюдать, какими необычными способами она испытывала
1 Елена Петровна Блаватская. К., 1991. С.53-55.
2 Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть II. М., 1996. С.14.
132
О Елене Петровне Блаватской
посетителей. Люди, видевшиеся с ней ежедневно, постепенно познавали собственное Я, и тот, кто воспринимал практическую сторону её учения, делал очевидные успехи. Но для многих её учеников процесс самопознания был не слишком привлекательным — кому приятно оказаться лицом к лицу с собственными слабостями! Потому многие отходили от неё. Но те, кто выдерживал это испытание и оставался ей верен, обнаруживали в себе признаки внутреннего развития — этого непременного условия на пути к оккультизму1.
В неё, стоявшую всегда впереди всех в Теософском обществе, попадали все ядовитые стрелы насмешки и клеветы, как в живой щит, который принимал на себя все удары и прикрывал собой всех слабых и споткнувшихся. Она была, так сказать, добровольная жертва, на незаслуженных мучениях которой строились и крепли жизнь и успех Теософского общества. Немногие знают это. Только те, которые, как я, день за днём жили с ней, которые видели её постоянные телесные страдания и нравственные муки, переносимые ею с таким мужеством и непобедимым терпением, и которые в то же время могли наблюдать за ростом и успехом Общества, возникшего единственно благодаря её великой душе, только они поймут, как велик наш долг перед ней и как мало сознаётся этот долг...1 2
Д.Мид (1863-1933),
английский теософ, писатель, специалист по гностицизму и раннему христианству
В ней было нечто колоссальное, титаническое, можно даже сказать, космическое; и приходила мысль, что она не
1 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. М.-Рига, 1999. С.348.
2 Елена Петровна Блаватская. К., 1991. С.56-57.
133
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
принадлежит к нашей планете и превосходит все масштабы нашей эволюции1.
Б.Китли (1860-1945),
английский теософ
Одна из самых её поразительных черт была удивительная сердечная простота; она была в полном смысле слугой каждого человека, который искренне искал её помощи.
Даже самые ожесточённые её враги — обратись они к ней в нужде — нашли бы у неё помощь... Я уверен, что она сняла бы платье с себя, отвела бы кусок от своего рта, чтобы одеть и накормить злейшего из врагов своих.
Ей и прощать не приходилось, потому что всякая злоба была так же далека от неё, как далеко от земли до небесной звезды.
А бескорыстно работать она умела так, что этим одним воспитывала душу и волю окружающих.
Я не могу выразить словами всей глубины моей благодарности, да и не нужно слов: ученики её должны доказать свою благодарность на деле.
Она хотела, чтобы не разрывалась цепь любви, связывающая нас, и чтобы мы помогали другим, как она помогала нам: будем же бодры и деятельны, и распространение того света, который она принесла нам, будет лучшим памятником для почившего нашего учителя1 2.
Х.Корсон (1828-1911),
американский профессор
Я никогда не видел столь мощной натуры, так целеустремлённо идущей к своей цели, столь мощной энергии; ничто вокруг не имело для неё важности: даже если бы небеса упали на землю, она продолжала бы свой путь3.
1 Тайна Сфинкса. Правда о Блаватской. М., 2006. С.260.
2 Елена Петровна Блаватская. К., 1991. С.58-59.
3 Оккультный мир Е.П.Блаватской. М., 1996. С.100.
134
О Елене Петровне Блаватской
УБ.Йейтс (1865-1939),
ирландский поэт, лауреат Нобелевской премии
Натура великая и страстная... она производила впечатление на любого, кто обладал хоть каким-то внутренним богатством, будь то мужчина или женщина. Она, казалось, не терпела формализма и крайностей абстрактного идеализма в окружавших её людях, так что порой взрывалась, бранясь и щедро раздавая прозвища: «Да вы просто олух, хотя всё ж теософ и собрат.»
Помимо истово верующих, готовых слушать любые доктрины, чтобы только ещё более укрепляться в пуританских воззрениях своего викторианского детства, с пол-Европы и со всей Америки к ней являлись чудаки, желавшие выговориться. Один американец сказал мне: «Она стала самой знаменитой женщиной в мире как раз потому, что сидела в большом кресле и давала нам говорить».
Одна женщина всё твердила, что несёт в себе «божественную искру», пока г-жа Блаватская наконец не прервала её: «Да, душечка, в вас действительно есть божественная искра, и если зазеваетесь, то услышите, как она захрапит!».
Почти всегда в ней присутствовала радость, которая. была нелогичной, непредсказуемой и в то же время доброй и терпимой. Как-то вечером я заглянул к ней и не застал её дома, однако её ждали с минуты на минуту. Она выезжала на побережье, чтобы подышать морским воздухом. Наконец она появилась с небольшой свитой последователей, тут же уселась в своё большое кресло и принялась разворачивать свёрток, обёрнутый в коричневую бумагу. Любопытствующие столпились вокруг. Внутри оказалась огромная семейная Библия. «Это подарок моей служанке», — пояснила она. «Как, Библия, и даже без комментариев?» — не удержался кто-то. «Ох, дети мои, — ответила она, — что толку давать лимоны тому, кому хочется апельсинов?»1
1 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. М.-Рига, 1999. С.556.
135
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
Отзывы деятелей культуры
Исидор (1799-1892),
митрополит Киевский, Новгородский,
Санкт-Петербургский и Финляндский,
экзарх Грузии
Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам [Е.П.Блаватской] нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их далеко не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и со временем может употребить их на пользу всего человечества. Бог да благословит вас на всё хорошее и доброе1.
Л.Н.Толстой (1828-1910),
русский писатель, мыслитель
Читаю прекрасный теософич[еский] журнал1 2; много общего с моим пониманием3.
Э.Э.Ухтомский (1861-1921),
русский дипломат, ориенталист,
публицист, поэт, переводчик
Мы положительно находимся в стране, где далеко не проведены и пока, пожалуй, неопределимы связь и грань между явлениями совершенно естественного порядка и теми, которые на европейский взгляд отмечены признаками чудесного. Оттого-то именно в Индии, по инициативе
1 Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). Новосибирск, 1993. С.10-11.
2 Речь идёт о немецком журнале «Theosophischer Wegweiser zur Erlangung der gottlichen Selbsterkenntnis». Толстой в одном из номеров журнала отметил афоризмы из книги Блаватской «Голос Безмолвия». Именно эта книга была направлена Еленой Петровной в 1889 г. в подарок великому писателю с дарственной надписью «Графу Льву Николаевичу Толстому “Одному из немногих” от автора Е.Блаватской».
3 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 54. М., 1935. С.155.
136
О Елене Петровне Блаватской
одной много видевшей и много знавшей русской женщины (Е.П.Блаватской), зародилась мысль о возможности и необходимости основать целое общество теософов, искателей Истины в широчайшем смысле слова: с целью избирать адептами людей всякой веры и расы, глубоко вникать в сокровеннейшее учение восточных религий, привлекать азиатов к искреннему духовному общению с образованными иностранцами, поддерживать таинственные сношения с разными верховными жрецами, аскетами, чародеями и т.п. В предместье Мадраса, Адиаре (у маленькой реки того же названия), учредился центр нового оригинального братства. Деятельным помощником и другом нашей талантливой соотечественницы, приобрётшей в России литературную известность под именем Радды-Бай, явился американский полковник Олькотт. Огромное число разветвлений мадрасской теософической ложи возникло и в Азии, и в Америке, и в Европе. Несколько органов периодической печати специально посвятило себя констатированию и отчасти изучению необъяснимых психических феноменов из области йогизма, т.е. магических актов воли человека, для которого условия пространства и времени перестают существовать. Блаватская вызвала бурю обличений в шарлатанстве, чуть ли не в силу подозрительности англичан должна была навсегда покинуть преисполненный чудес и столь полюбившийся ей полуостров; но искусство её вызывать к себе бескорыстную симпатию и преданность туземцев, их смутная жажда сплотиться под знаменем этой странной северной женщины из народа, радикально чуждого Альбиону, её постоянные разъезды по стране ради сближения с волхвами в попытках быть допущенной к разным заветным тайнохранилищам браминов и джайнистов — всё вместе взятое создало ей исключительное положение, какого с давних пор нигде и никто не занимал (пожалуй, начиная от тех отдалённо-блаженных дней, когда ясновидящие старицы
137
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
на рубеже истории говорили со своими первобытно мыслящими единоплеменниками на вещем языке богов!). Для Индии настоящего и будущего Е.П.Блаватская не умерла и не умрёт1.
В.В.Кандинский (1866-1944),
русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма
...Множится число людей, которые не возлагают никаких надежд на методы материалистической науки в вопросах, касающихся всего того, что не есть материя, или всего того, что недоступно органам чувств. И, подобно искусству, которое ищет помощи у примитивов, эти люди обращаются к полузабытым временам с их полузабытыми методами, чтобы там найти помощь. Эти методы, однако, ещё живы у народов, на которых мы, с высоты наших знаний, привыкли смотреть с жалостью и презрением.
К числу таких народов относятся, напр[имер], индусы, которые время от времени преподносят учёным нашей культуры загадочные факты, факты, на которые или не обращали внимания или от которых, как от назойливых мух, пытались отмахнуться поверхностными словами и объяснениями1 2. Е.П.Блаватская, пожалуй, первая, после долголетнего пребывания в Индии, установила крепкую связь между этими «дикарями» и нашей культурой. Этим было положено начало одного из величайших духовных движений, которое объединяет сегодня [в 1910 г.] большое число людей в «Теософском Обществе». Общество это состоит из лож, которые путём
1 Ухтомский Э.Э. В области неувядающей старины. Из путевых набросков и воспоминаний. СПб., 1904. С.323-324.
2 Очень часто в подобных случаях пользуются словом гипнотизм, от которого в его первоначальной форме месмеризма пренебрежительно отворачивались разные академии. — В.В.Кандинский.
138
О Елене Петровне Блаватской
внутреннего познания пытаются подойти к проблеме духа. Их методы являются полной противоположностью позитивным методам; в своей исходной точке они взяты из существовавшего уже раньше, но получили теперь новую, сравнительно точную форму.
Теория, составляющая основу этого теософского движения, была дана Блаватской в форме катехизиса, где ученик получает точные ответы теософа на свои вопросы1. По словам Блаватской, теософия равнозначаща вечной истине (стр. 248). «Новый посланец истины найдёт человечество подготовленным Теософским Обществом для своей миссии; он найдёт формы выражения, в которые сможет облечь новые истины; организацию, которая в известном отношении ожидает его прибытия, чтобы тогда убрать с его пути материальные препятствия и трудности» (стр. 250). Блаватская считает, что «в двадцать первом веке земля будет раем по сравнению с тем, какова она в настоящее время» — этими словами она заканчивает свою книгу. Во всяком случае, если даже теософы и склонны к созданию теории и несколько преждевременно радуются, что могут получать скорые ответы вместо того, чтобы стоять перед огромным вопросительным знаком, и если даже эта радость легко может настроить наблюдателя несколько скептически, всё же остаётся факт большого духовного движения. В духовной атмосфере это движение является сильным фактором, и в этой форме оно, как звук избавления, дойдёт до многих отчаявшихся сердец, окутанных мраком ночи, оно будет для них рукой, указующей и подающей помощь1 2.
1 Е.П.Блаватская «Ключ к теософии», изд. Макса Альтмана, Лейпциг, 1907 г. Английское издание вышло впервые в Лондоне в 1889 году. — В.В.Кандинский.
2 Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. С.27-28.
139
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
А.Н.Скрябин (1871-1915),
русский композитор и пианист
Читаю интересную книгу: «La Clef de la Theosophies1 Бла-ватской. <...> «La Clef de la Theosophies замечательная книга. ...До какой степени близко ко мне1 2.
По свидетельствам
современников А.Н.Скрябина
Поражала меня строгая, непоколебимая вера его [А.Н.Скрябина] во всё это, им при посредстве Блаватской сочинённое. Это был для него как бы аксиоматический план, из которого всё остальное логически выводилось, но самые аксиомы оспариванию не подлежали. <...>
Блаватская была для него большим священным авторитетом, чем какое-нибудь Евангелие.3
Не помню кто из его знакомых указал ему [А.Н.Скрябину] однажды, что в том, что он говорит о Мистерии, о слиянии всех и возвращении мира к единству, есть очень много общего с теософской доктриной, и посоветовал ему прочесть Блаватскую. Здесь, по-видимому, уже можно говорить о влиянии. <.> Однако, когда под влиянием его уговоров — «прочти, ты сам увидишь. Я с тобою не буду спорить до тех пор, пока ты сам не познакомишься, хотя бы поверхностно, с первым томом “Тайной Доктрины”» — я стал читать теософскую литературу, то убедился очень скоро, что языком теософским Скрябин чрезвычайно свободно пользовался для выражения своего, личного, мыслей своих, ожиданий и стремлений и что к построениям теософов он относится в сущности как вспомогательным формулам,
1 «Ключ к теософии» (фр.).
2 Скрябин А.Н. Письма. М., 2003. С.367, 369.
3 СабанеевЛЛ. Воспоминания о Скрябине. М., 2000. С.139, 176.
140
О Елене Петровне Блаватской
долженствующим облегчить ему систематизацию его собственного опыта. <...>
Вообще к Блаватской он [А.Н.Скрябин] до конца своей жизни относился с восхищением. В ней и в произведениях её, он сам признавался, привлекали его смелая попытка грандиозного синтеза, широта и глубина её замыслов, всё то, что он так ценил в другой области и в Вагнере. Напротив, ближайшее знакомство с отдельными теософами и с их произведениями умерило его первые восторги и оттолкнуло его в конце концов от теософии; он увидел, что с ними ему в действительности вовсе не по пути. <...> Однажды он мне признался: «В сущности у них имеется одна только Блаватская; остальные не очень многого стоят». <...>
.В теософии ему казалось, что он нашёл такое именно истолкование мирового процесса, которое обосновывало, оправдывало и даже, думал он, предвидело осуществление чаемого им. Теософская картина мира, кроме того, действовала на него возбуждающим образом: «Я не буду спорить о правильности, об истинности их положений, — говорил он мне позднее в Москве, — но она (Блаватская) сейчас помогает мне работать, увлекает меня». <...>
.Он знал хорошо лишь те произведения, которые близки были ему по духу: так, «Тайную Доктрину» (французский текст) он читал и перечитывал чрезвычайно внимательно, многие места подчёркивал карандашом1.
Г.Уэллс (1866-1946),
английский писатель и публицист
В рассказе Г.Уэллса «Человек, который мог творить чудеса» один из героев повествования, священник, произносит слова: «Способность творить чудеса есть дар, особенное свойство, вроде гениальности или ясновидения. До сих пор оно
1 Шлёцер Б.Ф. А.Скрябин. Т. I. Личность. Мистерия. Берлин, 1923. С.22-23, 27.
141
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
встречалось очень редко и только у исключительных людей. <...> Меня всегда приводили в недоумение чудеса Магомета, йогов и госпожи Блаватской... Да, это особый дар. <...> Здесь мы проникаем в тайны более глубокие, чем обыкновенные законы природы»1.
Махатма Ганди (1869-1948),
один из руководителей и идеологов движения
за независимость Индии, философ
Что бы критики ни говорили в адрес мадам Блаватской, или полковника Олькотта, или доктора Безант, их вклад в развитие гуманизма всегда будет оставаться крайне ценным1 2.
.Свели меня также в ложу Блаватской и там познакомили с мадам Блаватской и миссис Безант. <...> Помнится, <...> я прочёл «Ключ к теософии» мадам Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму. Я не верил больше миссионерам, утверждавшим, что индуизм полон предрассудков3.
Теософия — это учение госпожи Блаватской, оно вобрало в себя лучшее, что есть в философии Индии. Теософия — Братство человечества4.
Культуролог Ксения Мяло приводит слова Махатмы Ганди о том, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской»5.
1 Уэллс Г. Человек-невидимка. М., 1977. С.214.
2 Ганди М. Моя вера. М., 2009. С.25.
3 Ганди М. Моя жизнь. М., 1959. С.92.
4 Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1999. С.232.
5 Цит. по: Мяло К. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях // Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т. II. М., 2001. С.72.
142
О Елене Петровне Блаватской
Д.Т.Судзуки (1870-1966),
японский философ и психолог, один из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма
...Несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны...1’ 1 2
Г.П.Малаласекера (1899-1973),
цейлонский буддолог, дипломат, президент-основатель Всемирного братства буддистов
Не подлежит сомнению её [Е.П.Блаватской] знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками3.
К.Хамфрис (1901-1983),
основатель и президент Буддийского общества в Лондоне
Что за женщина!.. Непонятая, оболганная, оскорбляемая — и вместе с тем какой блестящий, тонкий ум и какая глубокая учёность; само воплощение щедрости; женщина, прямая в речах и поступках, пренебрегавшая той ханжеской болтовнёй, которую мы выдаём за хорошие манеры, но готовая предложить истину всем жаждущим. Она никогда не оставалась безучастной и не была одинаковой со всеми. У Е.П.Б[лаватской] было множество друзей, готовых умереть за неё, и врагов, готовых её уничтожить. Этот ясный взгляд голубых глаз читал в душе каждого, кто приходил к ней, даже того, кто потом её предавал. Из своих скудных средств (жила она всегда
1 Махаяна (санскр. большая колесница, или великий путь) — самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной, разновидности буддизма.
2 Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1999. С.112.
3 Там же. С.110.
143
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
скромно) она помогала всем нуждавшимся, даже если знала, что они намереваются погубить дело, которому она служила всю свою жизнь...
Её речь завораживала; она никогда не читала лекций, но стоило ей заговорить — и те, кто её слушал, не могли уже думать ни о чём другом. В 1920 году, придя в Теософское движение, я познакомился с людьми, хорошо её знавшими, и все они соглашались в том, что после встречи с ней ничто уже не было таким, как прежде1.
К.Воннегут (1922-2007),
американский писатель
Как минимум, госпожа Блаватская познакомила Америку с мудростью Востока, в которой страна и тогда, и теперь весьма нуждается. Поэтому я говорю: «Мир и честь госпоже Блаватской!» Мне страшно нравится, что она была американской гражданкой. При всех своих странностях это была очень славная женщина: всех людей она почитала своими братьями и сёстрами — она была гражданкой мира. Между прочим, у неё есть и такие слова: «Не допускай, чтобы палящее Солнце осушило хоть единую слезу боли прежде, чем ты сам сотрёшь её с очей страждущего»1 2.
Далай-лама XIV,
духовный лидер буддистов
всего мира
.Я <.> был счастлив узнать о юбилейном издании «Голоса Безмолвия», которое выходит в этом году. Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и
1 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1999. С.591.
2 Там же. С.598.
144
О Елене Петровне Блаватской
состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет ещё очень и очень многим1.
По свидетельству обозревателя «Российской газеты» Всеволода Овчинникова Далай-лама XIV утверждал, что буддийские богословы высоко ценят труды Е.П.Блаватской1 2.
С.НРерих (1904-1993),
художник, мыслитель,
общественный деятель
Возьмите жизнь Е.П.Б[лаватской]. Её мучили, не понимали, на неё клеветали, её подозревали. Прошли годы, и что мы видим? Её героическая личность кажется небывалой. Она возвышается над всей ограниченной клеветой, часто исходившей от её ближайших сотрудников, и заставляет этих людей казаться ещё темнее из-за черноты их мрачных деяний, порождённых завистью и амбициями, этими двумя бичами, которые лежат в основе любой клеветы! Как справедливо заметил Баркер, труды Е.П.Б[лаватской] — самый лучший критерий, который всегда будет говорить сам за себя. Чем ярче свет, тем сильнее контраст. Это пробный камень3.
Подготовил А.Тюриков
1 Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1999. С.112.
2 Овчинников В.В. Соотечественник Блаватской // Российская газета. 2003. 1 мар.
3 Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. I. М., 2004. С.155.