Научная статья на тему 'О джефри Джеллико и его книге «Ландшафт человека»'

О джефри Джеллико и его книге «Ландшафт человека» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
808
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О джефри Джеллико и его книге «Ландшафт человека»»

О ДЖЕФРИ ДЖЕЛЛИКО И ЕГО КНИГЕ «ЛАНДШАФТ ЧЕЛОВЕКА»

С. НИЦ, ассистент кафедры садово-паркового строительства, ландшафтный архитектор

Имя выдающегося специалиста в области ландшафтной архитектуры Джефри Джеллико известно довольно узкому кругу специалистов в нашей стране. Обычно оно упоминается при надобности привести пример какого-либо видного деятеля в данной области. Имеется информация о его теоретических взглядах в трудах С.Н. Палентреер. Ссылки на творчество Джеллико имеются и у других крупных специалистов (Л. Залесская, Е. Гуцаленко, О. Блиновский). Однако все приводимые материалы далеко не исчерпывающи.

Творчество Д. Джеллико, его теоретические труды и заслуги остаются в нашей стране еще мало известными во многом за недоступностью информации. Работ, переведенных на русский язык нет. Между тем, историю ландшафтной архитектуры XX в. на Западе немыслимо представить без его участия. Признание величины таланта и роли, сыгранной в развитии мировой ландшафтной архитектуры, выразилось в присвоении Джеллико королевой Британии рыцарского звания и множества почестей. Он был единодушно избран пожизненным президентом ШЬА (Международной Федерации Ландшафтных Архитекторов), а его работы составляют основу учебных программ ландшафтных ВУЗов. Самая известная из них - «Ландшафт человека» - возглавляет список рекомендуемой литературы.

Джефри Джеллико родился в 1900 г. в Лондоне, но детство провел в глухой прибрежной деревушке Растинтон в Сассексе. Там он окончил рядовую начальную школу, где «получил некоторые представления о математике и навыки в самых различных играх». Счастливая встреча с архитектором С.Ф.А. Войси направила его дальнейший интерес в сторону архитектуры. Первым опытом стала стройка нового дома для своих родителей в Растинтоне. В 1915 г. он поступил в колледж Челтенхем в Глостершире, а в

1919 - в архитектурную школу при архитектурной академии. 5 лет обучения увенчались шестимесячной поездкой в Италию вместе с однокашником и единомышленником Дж. С. («Джоком») Шеффердом для обследования и изучения садов итальянского Возрождения. Эта стажировка оказала серьезнейшее влияние на будущую карьеру Джеллико.

В 1924 г. литература об итальянских садах была еще невелика. Студенты прибыли в Италию, вооруженные скорее энтузиазмом, чем знаниями. Тщательные обмеры, выполненные на сложном итальянском рельефе, позволили Джеллико трансформировать свойственное многим архитекторам двумерное видение сада в объемное ощущение пространства. Здесь же, пользуясь материалом, оставленным гениальными зодчими Возрождения, он впервые задумался о внутренних закономерностях, связывающих характер ландшафтного искусства с культурой. Черты виллы Гамберайя и особенно виллы Ланте можно угадать во многих его последующих работах.

Результатом поездки стала опубликованная в 1925 г. книга «Сады итальянского Возрождения», богато иллюстрированная Шеффердом. Джок создал целую галерею великолепных акварельных планов и перспективных видов. Его талант художника очень помогал друзьям в их совместной работе и в дальнейшем, когда они основали частное бюро «Шефферд и Джеллико». Но он же самым печальным образом сказался на творческом пути Джефри, так как он в течении следующих 45 лет совершенно не умел самостоятельно изображать свои идеи! Большинство людей к 60 годам уже подытоживают творческий путь, но счастливое духовное долголетие позволило Джеллико в старости напротив, открыть новые страницы книги своей жизни. Биографы называют 1927-1960-е гг. периодом раннего творчества, 1960-1980-е - периодом создания фило-

софии ландшафта, а годы после 1980 - полным расцветом Мастера.

В 30-е гг. самостоятельная работа Джеллико прошла в поисках стиля, выработке своих приемов, попытках использовать знание классических образцов в преображении современного ландшафта. В архитектуре на смену Арт Нуво пришел стиль Арт Деко. Викторианские сады, украшавшие всемирные выставки Чикаго 1893 г. и Парижа 1898 г. смотрелись дряхлым обрамлением новых зданий. Работы художников-модернистов провозглашали свой собственный эстетический идеал. Именно интерес к этим новым течениям в искусстве и близость со сверстниками-художниками помогли сформироваться позиции Джеллико. Он анализировал работы Пикассо, Jle Корбюзье, Эрика Мендельсона, тесно дружил со скульптором Генри Муром. Характерно, что базой его творчества стало многоликое и разнородное общеевропейское течение в искусстве, а не каноническая Английская Живописность, догма национальной ландшафтной школы. Если другой его известный современник, Кристофер Таннард, в своем модернизме опирался именно на нее (например, в обновлении ландшафта Бентли Вуда), то Джеллико преклонялся перед Роберто Бурль Марксом, по духу стоявшим гораздо ближе к Ле Нотру, нежели даже к Рептону. В это же время он продолжил знакомство с европейской школой, проведя еще полгода в путешествиях по континенту, стал членом-основателем Института Ландшафтной Архитектуры, выпустил много статей и выработал свой набор терминов и приемов, образующих «хребет» его композиционного видения.

Первым из них можно назвать «Длинную террасу» или «Длинную тропу» (Long walk), имеющую своим прообразом, по-видимому, «Длинную тропу» виллы Гам-берайя. В разных формах этот длинный прямой маршрут прослеживается в двадцати разных проектах, принадлежащих Джеллико. Этот маршрут или выходит на террасу, или образует проход по узкому лучу канала, или просто направлен по прямой, как бы,

«нанизывает» на свою ось ключевые участки объекта.

Понятие «Висты» (Vista) для Джеллико стоит никак не ниже, чем на втором месте. Оно подразумевает создание вида, который раскрывал бы основное (смысловое, но не обязательно планировочное!) содержание сада в увязке с его окружением. Причем, если, как это часто имеет место в современной среде, окрестности непривлекательны, в них по возможности также вносятся изменения, либо они включаются в пейзаж.

Важную роль в работах Джеллико играла и последовательность (gradation) построения элементов, и видовые точки, оси и ориентиры (landmarks), заросли (groves) и потайные сады (secret gardens), возвышенности, вода, понятия троп (paths) и маршрутов (routes).

Эти ключевые составляющие ландшафтного искусства Джеллико прослеживаются в самом широком спектре работ, от великосветских резиденций (Роял Лодж, большой парк Виндзорского замка, 1936-37 гг.) до садов на крыше армейского склада (Харвей Стор, 1957 г.). Исследователями отмечается его стремление предельно точно «поймать» дух места, где расположен объект, аспект его включения в природную среду, функциональный лейтмотив. Хотя термин «genius loki» и не применяется в данном отношении, он вполне мог бы быть употребим.

В 1960 г. Джеллико отказался от участия в успешном партнерстве в ландшафтном бизнесе в пользу возможности более полной реализации собственных идей. В течение 10 лет он пишет трехтомный труд «Опыт изучения ландшафтного дизайна», становится президентом IFLA, не оставляя при этом, однако, авторства индивидуальной практической работы. Постмодернистские поветрия 1970-х обанкротили деятельность многих архитектурных светил, но Джеллико, чьим даром всегда было гармоничное объединение культурных тенденций, лишний раз подтвердил свой талант соединять несоединимое. На протяжении этих же 10 лет растет

его умение прорисовывать свои идеи, смещаются акценты при проработке и подаче материала и одновременно - кристаллизуется собственная философия осознания человека в ландшафте, его взаимосвязанности со средой. На всех, даже самых крупномасштабных эскизах, он изображает если не «человечка», то планы своих старых, более мелких объектов, чтобы не терять ощущение масштаба. Без сомнения, эта его «экологичность», сфокусированность на личности отдельного человека «попала в струю» общественной мысли на Западе и потому была незамедлительно подхвачена многочисленными сторонниками.

Самыми интересными работами этого периода можно назвать Розовый сад лорда Астора в Букингемшире (1962), созданный по мотивам картин Пауля Клея, мемориал Кеннеди в Саррее (1965) и сад Шат Хауза в Уилтшире (1970-93). Последний проект по сложности, многоплановости построения и мастерству сочетания видовых лучей на водных поверхностях и растительных группах как бы является прологом позднейших работ так называемого «периода мастерства». Вместе со следующими четырьмя объектами он причисляется экспертами к «памятникам, оставленным потомкам». Это Саттон Плейс - сад «возрожденного Возрождения», не столь буквально, сколь идейно адресующийся к концепциям мастеров, когда-то покоривших воображение юного Джефри. Интересен общественный парк в г. Модена (сев. Италия), спланированный в духе поэзии Вергилия и греческих философов. Другой итальянский общественный парк находится в Брешии. Мотивом для создания его причудливых холмов послужили произведения Овидия и Лукреция, а также образ рыб, выпрыгивающих из воды на нересте в местной речке. Две последних работы были выполнены в соавторстве с архитектором Леонардом Беневоло. Наконец, Муди Гардене, так называемые «Исторические сады», воспроизводящие на болотистом берегу Мексиканского залива цепочку развития ландшафтного искусства на фоне обширного ботанического сада. Этот громад-

ный комплекс, заложенный в 1984 г., не завершен и по сей день. По замыслу информативно-повествовательный, он по сути является наглядным отображением концепции Джеллико, изложенной в программном «Ландшафте человека».

По мысли Джеллико человечество как уникальный субъект мироздания неотделимо от среды, в которой оно сформировалось. Между прочим, это прямая антитеза известному лозунгу К.Э. Циолковского -«Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Вырабатывающиеся в процессе взаимодействия со средой традиции, обычаи, поверья становятся образом жизни и, в конечном счете, основой культуры народа. Здесь Джеллико сближается со школой историков-«почвенников», Карла Ямперса и других, отталкивающихся в изучении исторических процессов от географических условий обитания. «Почвенники» определяют границы возможного роста ареала обитания государства, народа, так как оказавшись вне своей привычной среды пришельцы либо уходят, либо вынуждены поменять образ жизни, отделиться от материнской культуры. В рамках этой теории, завоевание арабами Галлии, например, остановил не Роланд, а убеждение в том, что в такой холодной стране нормально жить нельзя. В переводе на условия XX в. это означает, что человечество, безоглядно отказавшись от взрастившей его природной среды, потеряет себя.

Джеллико провозглашает, что: «...величайшей угрозой, нависшей над человеком, является не всеобщая коммерциализация, или война, или загрязнение, или шумовое давление, или израсходование природных ресурсов или даже вырождение, а ослепление, вытекающее из полной потери самооценки и утрата связи с ценностями, определявшими ход мировой истории...».

Исходя из этой предпосылки, роль ландшафтного архитектора в сообществе людей приобретает огромную важность. Джеллико выступает в качестве связующего звена между потребностями людей, как осознанными, так и бессознательными и

возможностями природы, оказавшейся столь уязвимой в планетарном масштабе.

С другой стороны, истории известны примеры культур, погибших именно вследствие приверженности традиционности ведения хозяйства (например, Междуречье, полностью засолившее некогда плодородную долину). В силу общемирового характера сегодняшней цивилизации все изменения, вносимые в ландшафт, становятся «кусочками», влияющими на картину в целом, что и следует иметь в виду прежде всего. Но при этом любой ущерб, наносимый национальному характеру страны, является необратимым злом.

Книга Джеллико «Ландшафт человека» посвящен именно этой проблематике. Содержание книги имеет многоцелевую направленность. Прежде всего , это образовательная работа, характеризующая все стили ландшафтного искусства, оказавшиеся изученными вплоть до 1975 г. Степень подробности их разработки разная и тут виной не столько личные взгляды автора, сколько наличие информации. Так, страница книги, посвященная допетровскому садово-парковому искусству в России, может вызвать критические замечания. Тем не менее масштабность книги, глобальность охвата проблем чрезвычайно значительна.

Книга разделена на две большие части. Первая часть - «От доисторических времен до конца XVII в.». Вторая часть - «Эволюция современного ландшафта». Выражаясь тезисно их можно перефразировать: «Чего мы достигли» и «Что теперь делать?». То есть, постановка вопроса подразумевает не только описание ситуации, но и предложение вариантов участия в будущем развитии жизни на земле.

Ценность и оригинальность книги Джеллико для нашего читателя, мало знакомого с западной школой изучения истории ландшафтной архитектуры, в новизне классификации стилевых направлений. Впитанное нами «с материнским молоком» разделение на регулярный и пейзажный стили в ландшафтном искусстве отметается в книге, буквально, уже, в названии самих разделов: «Центральные цивилизации», «Восточные цивилизации» и «Западные цивилизации».

В настоящее время нами ведется подготовка перевода книги «Ландшафт человека», которая будет издана в ближайшее время. Дискуссионность многих проблем, изложенных в книге, во многом будет способствовать развитию теоретических положений ландшафтной архитектуры у нас в стране. Представляют большой интерес и другие теоретические труды Д. Джеллико. Основные из них представлены ниже, в следующем списке.

Основные монографии Дж. Джеллико

1925 Сады итальянского Возрождения (с Дж. С. Шеффердом), Лондон

1927 Сады и Дизайн (с Дж. С. Шеффердом), Лондон

1932 Сады барокко в Австрии, Лондон

1936 Садовые декорации и орнамент, Лондон

1937 Сады Европы, Лондон и Глазго

1948 Доклад по западному сектору средней Англии для Комиссии послевоенной реконструкции и плани-

ровки, Лондон

1958 Скоростные дороги: их облик, планировка и вписание в ландшафт, Лондон

1960-1970 Опыт изучения ландшафтного дизайна, в 3 томах, Лондон

1961 Мотопиа, Лондон

1968 Современные частные сады (с Сьюзен Джеллико), Лондон, Торонто, Париж

1971 Использование воды в ландшафтной архитектуре (с Сьюзен Джеллико), Лондон, Нью-Йорк

1975 «Ландшафт человека» (с Сьюзен Джеллико), Лондон, Нью-Йорк

1983 Лекции по ландшафтному дизайну в Гуельфе, Гуельф, Онтарио

1983 Статьи в Архитектурном ревю (Лондон); Сельская жизнь (Лондон); Ландшафтный дизайн (Лондон)

1989 Ландшафт цивилизации, Нортхэм

1991 Юнг и ландшафтное искусство: личный опыт в Неприродном обозрении, Нью-Йорк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.