Научная статья на тему 'О ДУХОВНЫХ «ПОДШИПНИКАХ»'

О ДУХОВНЫХ «ПОДШИПНИКАХ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДУХОВНЫХ «ПОДШИПНИКАХ»»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА CHIEF EDITOR'S COLUMN

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 3. С. 9-11. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (3): 9-11. DOI: 10.21510/18173292 2022 97 3 9 11

О ДУХОВНЫХ «ПОДШИПНИКАХ»

Для цитирования. Сагитов С.Т. О духовных «подшипниках» // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №3(97). С. 9-11.

For citing. Sagitov S.T. About spiritual "bearings". Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 97(3) . 9-11.

В одном из своих трудов Николай Рерих писал, что «...много людей в конце недели вспоминают, сколько они должны заплатить по счетам. Но немного людей хотя бы один раз в неделю вспомнили, что за семь дней они внесли в область красоты и знания.»1. Эта мысль, озвученная им еще в первой половине ХХ века, актуальна и сегодня. Более того, в современных условиях это утверждение приобретает еще большую остроту. Действительно, большинство из нас вынужденно считает ежемесячные выплаты по кредитам и ипотеке, анализирует процентные ставки, курсы валют, сопоставляет все это с размером своего дохода (а зачастую и пересчитывает расходно-доходную часть других, иногда совершенно незнакомых людей). Не могу сказать, что человек тратит на это время. Еще раз повторюсь: он вынужден это делать, это - жизнь. Однако есть одно «но»: при этом множество других явлений и процессов проходит мимо человека и это стало чуть ли не основным занятием в жизни. .Или, вернее, человек в своем бегущем ритме финансово зависимой жизни пробегает мимо огромного многообразия процессов, происходящих вокруг него. К сожалению, до сих пор большинство представителей нашего социума вторит редакции журнала «Своевременный» Ф.М. Достоевского, заявившей в т. ч., что «сапоги во всяком случае лучше Пушкина, потому что без Пушкина очень можно обойтись, а без сапогов никак нельзя»2. И если бы по этому принципу (что «Пушкин - роскошь и вздор») жили только отдельные индивиды или социальные группы. Но можно констатировать, что этим принципом, когда надо сначала «двигать» экономику, а «духовное» подождет, руководствуются и целые социальные институты.

Но духовная сфера не может ждать. Уже не может ждать. Слишком долго продолжается сугубо потребительское отношение к этой неотъемлемой и необходимой составляющей жизни всего общества и каждого конкретного человека. Слишком часто, при прочих равных условиях, духовная сфера оказывается не в приоритете, в роли этакого «младшего братишки», постоянно

1 РерихН.К. Гималаи - Обитель Света. Адамант: пер. с англ. - Самара, 1996. - 248 с.

2 Достоевский Ф.М. Господин Щедрин, или раскол в нигилистах. - URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/public/gospodin-schedrin-ili-raskol-v-nigilistah.htm (дата обращения 19.09.2022).

донашивающего то, что еще осталось от старших. Слишком часто на системной основе финансы, научные изыскания не доходят до культуры и образования.

В последние несколько десятилетий духовная сфера всегда выступает в роли вторичной, поскольку на повестке дня есть вопросы поважнее, начиная с перехода к рыночным отношениям, международной экономической интеграции, перехода к Болонской системе образования (здесь вопрос технический, а не содержательный) с ее компетентностным подходом и обратно из нее, решению экологических вопросов, информатизации и цифровизации, завершая борьбой с коронавирусом и обсуждению мировой политической повестки. Уверен, что большинство представителей социума даже при простом перечислении глобальных проблем человечества заметят и посетуют на то, что, действительно, «не до духовности» пока. При этом не задумываясь, что без духовной сферы, без разумного управления в сферах культуры и образования, ни один вопрос, на первый взгляд, казалось бы, и не связанный с ними, не решится в принципе.

Все социальные институты, как компоненты социальной структуры, интегрирующие и координирующие множество индивидуальных действий людей, упорядочивают социальные отношения, в равной степени влияют на развитие социума. Следовательно, многие явления, процессы в обществе, затрагивают не только отдельно взятый социальный институт, любое изменение в социуме влечет за собой непосредственное или опосредованное изменение в системе социальных институтов.

Уже много лет назад человек, чтобы создать более удобные условия для движения физических тел, преодоления трения, создал первые механизмы скольжения, которые использовались для перемещения тяжелых грузов. Это были своего рода подшипники. Так, еще в IV в. до н.э. древнегреческий изобретатель Диадес создал первый известный прототип подшипника для таранного механизма по разрушению крепостных стен. Раз его имя известно и нашим современникам, наверное, механизм по разрушению с подшипником был признан успешным. С тех пор прошло много лет и сам подшипник претерпевал усовершенствования, изменения. Сегодня классификация подшипников насчитывает десятки признаков. Но задача у любого подшипника одна - обеспечить вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимать и передавать нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции для дальнейшего движения.

И если представить в виде простого однорядного радиального подшипника духовную сферу, то культура будет внешним кольцом, социальные институты - телами качения, законы саморазвития духовной сферы- сепаратор, универсальные функции социальных институтов - дорожка качения, специфические функции социальных институтов - внутреннее кольцо подшипника.А теперь представим, что одно тело качения (или в простонародье - шарик) будет больше по своим размерам, или даже выполнено из другого материала. Нетрудно представить, что тогда основная функция подшипника

будет под вопросом. Да, вероятно, механизм будет работать, но наличие другого материала не обеспечит равномерное и длительное служение механизма. В какой-то момент времени отдельные его части разболтаются, что приведет к рассыпанию подшипника (духовная сфера) и дальнейшему несинхронному движения системы (общества). Данный пример приведен лишь потому, что развитие духовной составляющей (особенно в нынешних условиях общественного развития) должно осуществляться наряду с технологическими изменениями и инновациями.

Осуществление технологического суверенитета нашей страны без реализации его духовной, культурной, образовательной составляющей невозможно. Нельзя, как и прежде, отдавать предпочтение экономическим процессам и тенденциям как «основополагающим в социально-экономическом прогрессе». Инновационная экономика, цифровая экономика и другие «экономики» являются объектом анализа многих ученых-теоретиков и практиков, в изысканиях которых практически всегда духовные вопросы рассматриваются как производные от экономических. Однако современные реалии вынуждают подходить как к управленческим процессам, так и к взаимоотношению различных сфер жизнедеятельности общества на основе субъект-субъектного подхода, при котором значимость каждого элемента равновелика. Общество - социальная организация, где вопросы духовной сферы ставятся в исключительную зависимость от финансово-экономических показателей, не может успешно конкурировать в своем развитии особенно в современный период глобализации и всеобщей информатизации. Общество, в котором человеческий капитал не занимает передовые позиции в стратегических планах развития, еще долго не сможет перейти от индустриальной к постиндустриальной модели развития. Общество, в котором технологическое развитие не предполагает гуманизацию образовательного процесса, не сможет обеспечить необходимую скорость этих же технологических изменений.

С пожеланиями гармоничного развития, главный редактор журнала Салават Сагитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.