Научная статья на тему 'О духовно-нравственном воспитании в современном обществе, семье и школе (традиции Абая в творчестве Бахытжана канапъянова)'

О духовно-нравственном воспитании в современном обществе, семье и школе (традиции Абая в творчестве Бахытжана канапъянова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О духовно-нравственном воспитании в современном обществе, семье и школе (традиции Абая в творчестве Бахытжана канапъянова)»

учителя записывают их на доске, другие сообщают устно, третьи применяют ИКТ. Формулировки задач урока должны быть предельно краткими: какое понятие усвоить, какие навыки отработать, какую мировоззренческую идею проанализировать.

Таким образом, можно сделать вывод, что интенсификация обучения с помощью опи-

санных выше приемов и средств должна быть тесно связана с решением всего комплекса задач образовании РК. Отсюда еще раз вытекает требование сочетать в обучении факторы интенсификации и оптимизационный подход, позволяющий в каждой ситуации выбирать наилучший вариант интенсивного построения учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 189.

2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М. Знание, 1987. - С. 16.

3. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.: Знание, 1985. - С. 23

4. Концепция образования РК // Казахстанская правда. - 2009.

5. Послание народу Казахстана // Казахстанская правда. - 2014.

6. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М. Знание, 1987. - С. 18.

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, СЕМЬЕ И ШКОЛЕ (традиции Абая в творчестве Бахытжана Канапьянова)

КАРАБАТЫРОВА А.К., Филиал АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области», г. Петропавловск

Слова принадлежат веку, а мысли векам.

Н. Карамзин

Современное казахстанское общество требует от человека не только высокого образования, но и высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, умения жить в многонациональном обществе. Направленность государственной политики на целостность воспитания учащегося как гражданина Республики Казахстан и обеспечение его конституционных прав нашли отражение в Концепции этнокультурного образования, Комплексной программе воспитания в организациях образования, Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий

для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым относится процесс духовно-нравственного воспитания, затрагивающий внутренний мир личности.

Как отмечают современные исследователи, «изменения в молодежной субкультуре - игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм - существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы»[1]. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из самых важных задач любого общества.

Великий поэт-мыслитель казахского наро-

да Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, высокая цель которого сделать из ребенка замечательного труженика, настоящего патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.

Наследие Абая - вершины казахской классической поэзии - огромно. Важное место в нем занимают «Слова назидания», в которых он страстно призывает освободиться от пороков, унижающих человеческое достоинство, и стремиться прежде всего к духовному совершенству. Искренность Абая, его человечность, высокая устремленность, могучая страсть ставят «назидания» в ряд гениальных литературных памятников.

Вчитываясь каждый раз в Слова назидания, переосмысливаешь прочитанное, открываешь новые грани глубоких мыслей автора, поражает его гуманизм, который передается из поколения в поколение и служит нравственной опорой в воспитании и уважении человека.

Первое Слово - это своеобразное вступление-размышление. Казахстанский поэт Бахытжан Канапьянов, широко известный читателям не только на родине, но и за ее пределами, очень тонко прочувствовавший настрой автора, посвящает ему лирическое стихотворение «Мотивы Абая». В нем есть следующие строки:

«Приумножать стада, увольте, не хочу.

И степью управлять, увы, не по плечу.

Не облегчить людские мне страданья».

Единственное, что Абай сможет сделать, это писать, давать наставления потомкам, как стать лучше и чище.

«И пусть джигиты праздные узнают,

Как уберечься им от пагубных вещей».

В Словах назиданиях Абай подводит итог своей жизни, размышляя о том, что «... хорошо ли я прожил до нынешнего дня, плохо ли, но пройдено немало. Всего было вдоволь в этой жизни: и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор.». И терзает поэта одна мысль: чему же посвятить остаток дней своих? Чем заняться?». Абай предполагает заняться разным: попытаться облегчить страдания народа, может быть, умножать стада, или постигать науки дальше, посвятить себя служению вере, заняться воспитанием

детей? Наконец он решается: «.возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать все свои мысли. Может быть, кому-то придется по душе какое - нибудь мое Слово и он перепишет его для себя или просто запомнит; а если нет - мои слова как говорится, останутся при мне» [2].

«Слова назидания» Абая проникнуты верой в человека, в его способность справиться со всеми трудностями, в его силу и разум, верой в молодое поколение, которое овладеет знаниями и будет счастливым.

В настоящее время много говорят и пишут о воспитании личности, в патриотических ценностях которой важны не только принятие общечеловеческих и национальных понятий, таких как Жизнь, Мир, Родина, Человек. Важно осознанное отношение к этим понятиям. У Абая чувства любви к родной степи, к родному народу никогда не покидали, он не представлял себя вне своего народа и своей родины. «В молодости, когда я был еще крепок духом, у меня и в помыслах не было бросить свой народ и уехать куда-нибудь: я любил его и верил ему. Теперь, когда я в совершенстве узнал казахов и оборвалась последняя надежда, оказалось, у меня не стало и сил, чтобы покинуть родные края и начать жизнь среди чужих».

У Бахытжана Канапьянова есть немало поэтических строк, посвященных Малой и Большой родине, от сборника к сборнику в его лирике нарастало и укреплялось осознание поэтической и гражданской причастности к жизни страны и мира.

Автор так и пишет в стихотворении «Ностальгия по детству» [3]. «Я родом из детства, где яблоки зноем налиты, Где слушал в траве я стрекоз и кузнечиков музы. Я родом из сада, где ныне -бетонные плиты. Я родом из юрты, где дед с овершает молитву, Коленями встав на молитвенный выцветший коврик. Я родом из мира, я верю, что он будет вечен».

Для поэта родина - это детство, сад, юрта, Вселенная.

«Человек всегда «родом из детства» - там его истоки, там его Родина. Но заглянуть в детство, посмотреть на мир чистыми глазами ребенка - дано не каждому. Бахытжану Кана-пьянову это удалось:

«Хлеб детства молоком я запиваю, и жить мне, пятилетнему, легко». Человек ищет свое начало не только во Времени. Есть и в Пространстве такая точка, такое место на земле, где горит родной очаг» [4].

Автор с большой теплотой вспоминает свои детские годы, под воздействием родного эпоса поэт вспоминает летний сад, где яблоки зноем налиты, траву, где слушал стрекоз и кузнечиков музы. Восприятие и осознание значимости родного края растет вместе с человеком, для ребенка родной дом - это юрта и сад, затем уже взрослый человек воспринимает родной край как целый мир, Вселенную. Бахытжан Канапьянов как патриот, призывает служить родине, «одна у нас судьба, одна у нас дорога, отчизна стоязыковая - одна».

Иди в народ.

Прими его заботы.

Не бойся ошибиться,

Когда душою чист.

Бахытжан Канапьянов показывает картину мира казахского народа. По мнению З.П.Табаковой, «постижение человеком языковой картины мира .. .способствует более глубокому пониманию духовных ценностей его наро-да»[5].

В стихотворении «Родной очаг» поэт говорит о неразрывности духовных связей между поколениями, о значимости осознания малой родины, богатого опыта предков в осмыслении жизненных принципов. Сегодня, когда морально-нравственные критерии общества сдвинулись, когда позволено, кажется все, когда забывается духовное и на первое место выходит материальное благополучие, не хватает наставлений, напоминаний о роли и месте каждого в существующем мире.

Именно в лирике Бахытжан Канапьянов напоминает нам о смысле жизни, о том, что есть Человек, о его долге перед Родиной, о предназначении каждого, о духовно-нравственных ценностях. Быть Человеком - значит быть ответственным за свои поступки и деяния, помнить и нести добро и свет.

С помощью поэзии, лирических строк че-

ловек становится лучше, чем он есть. .И этот путь Продолжен будет мной: Встречать людей, Стихи дарить И - жить! Судьбой

Народу своему служить. Благословляет степь: «Иди, сын мой!»

Однако поэт рождён на земле, он - сын своих родителей и своего народа, земли и неба; с молоком матери впитавший сущность бытия. Родной дом, родной край для Бахытжана Ка-напьянова - начало всех начал, отправная точка дороги, длиной в вечность: Здесь мой аул, Могила здесь отца. И нет ему конца. Начало - здесь. И нет ему конца. «Родной очаг»

«Казах всегда должен был знать свою родословную. Ещё Вамбери заметил, что когда встречаются два казаха, первый вопрос к собеседнику: знает ли тот своих предков до седьмого колена? Спрашиваемый, если даже он «ребёнок по восьмому году», должен был дать ответ, иначе можно было прослыть невеждой и невоспитанным человеком».

По мнению поэта Бахытжана Канапьянова, забыть о своих предках - значит забыть о себе, стать манкуртом (человеком без памяти). «Боюсь,

Духовных ценностей потери Из юноши манкурта сотворят.» «Иду в народ»

Каждый казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим «немере», внуком, того, кто рождался от сына. Тот, кто рождался от дочери, не мог считаться внуком, и потому его называли «жиеном», «жиен» -дословно племянник. Ребёнок есть начало новой ветви, но в то же время - продолжение всех предыдущих поколений. «Бежит невидимая нить От сына к внуку» «Координаты»

Смерть казахи называют «кайтыс», т.е. возвращение. Казахи радуются рождению мальчика как продолжателю неумирающей воз-

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «Oрлеу»-kst —

рождающейся ветви рода. Это философское бытия и мироздания

понятие времени переносится и на процесс хозяйственно-бытовой деятельности казахов. К примеру, чтобы достаток и благополучие не покидали дом, в кожаной посуде (саба) должен обязательно оставаться кумыс, являющийся закваской для следующей порции кумыса. Проводя аналогию, можно сказать: конец одного времени является началом следующего. В круговороте времени - цикла полного му-шеля - нет конца. У каждого человека через 12 лет наступает мушел жас - возраст муше-ля, переходный период, сопровождающийся неустойчивостью, а порой и временным ухудшением здоровья, психологическими и социальными ухудшениями. Это 13- й, 25-й, 37-й, 49-й, 61-й, 73-й т.д. годы жизни, требующие особого внимания, осмотрительности, осторожности. Конец одного мушеля является началом следующего мушеля, а значит - нет конца жизни, как нет конца Вселенной.

Таким образом, жизнь - бесконечный, неостанавливающийся процесс, в котором время движется по спирали. Границы временных рамок - прошлого, настоящего и будущего - стираются. Время может остановить свой ход, если человек забудет о своей родословной, об историческом прошлом своего рода. Бахытжан Канапьянов считает, что жизнь не утратит смысла и значения, если человек будет помнить заповеди своих предков.

О ценности родовой памяти и семьи пишет и великий поэт-мыслитель Абай. В Слове десятом Абай говорит о взаимоотношениях родителей и детей, о будущем. «Хороший ребенок - радость, плохой - горе. Ведал ли ты загодя о том, какого ребенка пошлет тебе Всевышний?»

Абай приходит к мысли, что все нажитое надо употребить на то, чтобы обучать своих детей наукам, без образования у человека нет будущего, главный смысл жизни не в богатстве, а в образовании.

Абай задает вопрос: «И почему вы, люди, мечтаете о богатстве, не зная толком, для чего оно нужно?» И продолжает: «И вот повержены честь и человеческое достоинство, и добыто желанное богатство. Так используйте его в полной мере для получения знаний!»

Знание, заявляет поэт, - это сила, с помощью которой человек постигает законы

раскрывает сущность самого себя.

В стихотворении «Координаты» Бахытжан Канапьянов продолжает мысль о значимости воспитания, преемственности молодыми жизненного опыта. Жить во имя жизни «.нам жить, что воду родника глотать горстями». «Свои грядущие века Мы наверстаем».

«Тот, кто желает увидеть себя в ряду разумных людей, должен раз в день, или раз в неделю, хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как прожил эти дни, пытался ли приумножать свои знания, были ли его дела полезными и богоугодными»,- так пишет Абай в Слове пятнадцатом. Люди отличаются друг от друга совершенными поступками, проделанными делами, человек живет по-настоящему, если у него есть цель в жизни, интересное увлечение, раскрывающее его способности. «И действительно, умный человек стремится познать окружающий мир и принести пользу людям: уши его открыты советам, а память -кладовая светлой грусти». (Абай).

Философское осмысление Б. Канапьяно-вым о смысле жизни мы прослеживаем в строчках:

«Цена человеческой жизни По сути нам вроде ясна. Но кто подсчитает на тризне Какая нам вышла цена? На все есть небесная плата, Край виден земного пути. В час первый, что после заката, Свечою мне, друг, посвяти». «Цена человеческой жизни» Несмотря на то, что Абая и Канапьянова разделяют целое столетие, оба поэта говорят о проблеме воспитания и образования, актуальной в наши дни.

Абай призывает вырабатывать привычку размышлять над своими словами и поступками, считает это необходимыми качеством человека. В Слове двадцать шестом он размышляет: «Но разве может быть такой уж радости, вызванная преимуществом одного животного перед другим или превосходством человека над соперником?... Только сильный страх или смерть избавляют слабых от позора. Я, например, не встречал людей, которые вернулись бы к разумной жизни, легко отбросив дурные

наклонности, которые искренне признали бы и поступки человека, нравственные чувства

свою вину перед собой и по доброй воле пос- становятся стимулом его положительного

ледовали разуму». поведения, тормозом для различных отрица-

И Абай, и Бахытжан Канапьянов подчер- тельных побуждений. Образованные, грамот-

кивают значимость образования и воспитания ные люди, которые знают и помнят заветы

для каждого человека в отдельности и для це- предков, - залог процветания государства, его

лого народа, для страны. Воспитание нрав- будущее. Сила народа - в знании своих исто-

ственного облика школьников - главная зада- ков и культуры, подкрепленном жизненным

ча современного образования. Влияя на разум опытом мировой цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журнал «Образование» №5, (47) 2009, ст. «О цели нравственного воспитания подрастающего поколения». - С.32.

2. Абай. Слова назидания. - 0нер, 2006, - С.6.

3. Канапьянов Б. Кочевая звезда. - Алма-Ата: «Жазушы» 1991, - 56 с.

4. Газета «Ленинская смена», 4 февраля 1989г., ст. «Когда строку диктует чувство» (из книги «На стыке веков»-Алматы, «Еылым»)

5. Табакова З.П. Этнопоэтика. - Петропавловск: 2008, - С.38

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СИПКРО С ПЕДАГОГАМИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

КАРПОВА Ю.В.,

к.п.н., заведующий кафедрой дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов Самарского областного института повышения квалификации и

переподготовки работников образования,

г. Самара

Кафедра дошкольного образования СИП-КРО открыта в сентябре 2009 года. Кафедрой разрабатывается система курсовой подготовки педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений по проблемам дошкольного образования в соответствии с заданиями министерства образования и науки Самарской области, запросами территориальных управлений образования, дошкольных образовательных учреждений, других учреждений; организует научно-консультационную работу для педагогов-экспериментаторов, формирует банк данных опытно-экспериментальной работы дошкольных образовательных учреждений, проводит мероприятия, направленные на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе

дошкольного образования Самарской области; осуществляет мониторинг состояния, результатов и перспектив развития дошкольных образовательных учреждений Самарской области, анализ подготовленности кадров, состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения дошкольных образовательных учреждений Самарской области по запросу министерства образования и науки Самарской области.

К основным направлениям деятельности кафедры относятся:

аналитическая деятельность:

- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы дошкольного образования;

- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в дошкольных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.