Материалы III Съезда инженеров Сибири
УДК 338.28
О ДОРОЖНОЙ КАРТЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ ДЛЯ ТРУДНОДОСТУПНЫХ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» («ИННОТРАНС СЕВЕРА»)
В.И. Белов, А.М. Жеребин , В.И. Жильцов**, Д.А. Новосельцев** Министерство экономики Омской области, г. Омск *АНО «ГосЦСИ», г. Москва
** -г-.—
НП «Сибирское машиностроение», г. Омск
Рассматриваются задачи, содержание, состояние и перспективы выполнения Дорожной карты комплексной программы «Иннотранс Севера» как одного из возможных механизмов инфраструктурного обеспечения Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 года и одновременно - развития отечественного промышленного комплекса и им-портозамещения, в т.ч. в Омской области.
Ключевые слова: стратегия, Арктическая зона, дорожная карта, импортозамещение, транспорт.
Развитие Арктики в последнее время стало одним из приоритетов политики Российской Федерации. В 2013 году Правительство утвердило Стратегию освоения Арктической зоны до 2020 года [1], которая предполагает комплексный подход к развитию региона.
Одной из главных проблем, тормозящей реализацию промышленного и социального освоения арктических территорий, является неразвитость инфраструктуры, и в первую очередь транспортной. По площади Арктическая зона Российской Федерации занимает около 3,1 млн кв. км, или 18 % от российской территории (что сопоставимо с площадью поверхности Луны - около 3,8 млн кв. км). В Стратегии прямо поставлена задача совершенствования транспортной инфраструктуры, особенно в местах освоения арктического континентального шельфа, использования транспортных средств повышенной проходимости, модернизации и развития ресурсной базы арктической транспортной системы.
В этой связи актуальна Дорожная карта комплексной программы «Инновационный транспорт для труднодоступных регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока», или «Иннотранс Севера». Дорожная карта была разработана во 2-м полугодии 2013 года рабочей группой Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ для подготовки предложений по реализации инновационных проектов высокотехнологичных производств двойного и гражданского назначения, Министерством экономики Омской области и НП «Сибирское машиностроение».
Основными задачами реализации Дорожной карты являются:
- формирование потребностей государственных и частных заказчиков в инновационной транспортной технике для эффективного применения на северной территории и в Арктической зоне;
- организация высокотехнологичного импортозамещающего производства техники на основе государственно-частного партнёрства.
Дорожная карта разработана на базе научно-технического и организационно-методического задела, сформированного в 2008-2012 годах преимущественно региональным машиностроительным комплексом Омской области в ходе реализации подпрограммы «СибМаштранс» межрегиональной инновационной программы Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение» [2,3]. В состав основных исполнителей Дорожной карты входят около 20 высокотехнологичных наукоёмких организаций различных форм собственности (НПО, НИИ, КБ, вузов) Омска, Москвы и других территорий. Операторами Дорожной карты назначены НП «Сибирское машиностроение» (г. Омск) и Международный консорциум «Устойчивое развитие» (в лице управляющей компании АНО «ГосЦСИ», г. Москва).
НП «Сибирское машиностроение» также является оператором Дорожной карты проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области, в том числе импортозамещающей, в интересах ОАО «Газпром» от 29 января 2014 года, которая в значительной степени коррелирует с Дорожной картой «Иннотрас Севера» в части применения в ОАО «Газпром» инновационных транспортных средств в северных и арктических проектах.
Пилотным регионом реализации мероприятий Дорожной карты является Омская область с перспективой расширения позитивного опыта на транспортное машиностроение Сибирского федерального округа и других регионов Российской Федерации. Тематика Дорожной карты заложена в концепцию формирования и развития кластера высокотехнологичных компонентов и систем Омской области в соответствии с действующей Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года.
В настоящее время разрабатывается вторая (уточненная и дополненная) редакция Дорожной карты.
В Дорожную карту включен ряд наиболее актуальных, перспективных и практически реализуемых в краткосрочной перспективе проектов, в том числе:
- амфибийный транспорт на воздушной подушке - линейка грузопассажирских вездеходов «Арктика» (ОАО ТПЦ «СибВПКнефте-
газ»), которая в 2015-2017 годах будет дополнена тяжелыми самоходными платформами на воздушной подушке (в т.ч. в рамках программы НИОКР ОАО «Газпром»), и легкие вездеходы (ООО «Прогресс--Транс»);
- плавающие грузовые колёсные снего-болотоходы большой грузоподъемностью (включая тяжелые автопоезда) на шинах сверхнизкого давления (ООО «Омские Вездеходы»);
- комплексы малых роботизированных управляемых аэростатических аппаратов (ОАО «ДКБА») и в разрабатываемой 2-й редакции Дорожной карты дополняющие их аппаратно-программные комплексы мониторинга на базе сверхлегких БПЛА самолетной схемы инновационными электродвигательными установками (ФГБОУ ВПО «ОмГТУ», одним из образцов - экспериментальным электролетом III1-48. установлены в 2013 году рекорды дальности и продолжительности полета;
- инновационные тележки железнодорожного транспорта с «гибкими колесами» (ООО «Гибкое колесо» и ФГБОУ ВПО «ОмГУПС», изготовление опытной партии планируется инновационным предприятием «Гибкое колесо» в кооперации с «Уралвагон-заводом» в рамках инвестиционного соглашения с Фондом посевных инвестиций ОАО «РВК»);
- механизированные сборно-разборные мосты и средства их транспортировки (ОАО «КБТМ») для оперативной и экологичной организации мостовых переправ для тяжелой техники (в первую очередь в интересах ОАО «Газпром» для реализации проектов «Сила Сибири» и других восточных трубопроводов в рамках соответствующей программы НИОКР);
- технологические комплексы обеспечения автотранспортной техники сжиженным и компримированным природным газом (ООО «НТК "Криогенная техника"»);
- оборудование и технологии термостабилизации свай и опор сооружений при установке их на вечной мерзлоте, в том числе при строительстве транспортных объектов (в разрабатываемой 2-й редакции Дорожной карты) - различные технические решения - от применения винтовых свай специальной конструкции и эффективных теплоизоляционных материалов до активных методов локального
замораживания грунта (ОАО «КБТМ», ООО «НТК "Криогенная техника"», ФГБОУ ВПО «ОмГТУ», ФГБОУ ВПО «СибАДИ»);
- инновационные технологии дорожного строительства, в т.ч. укрепление зимников и ледовых переправ геосинтетическими материалами, что позволит увеличить грузоподъемность от 25 до 70 % и продлить срок их эксплуатации (ФГБОУ ВПО «СибАДИ», зимой 2014-2015 года планируется опытное внедрение таких технологий на севере Омской области - на Большереченской или Чер-лакской ледовой переправе);
- технологии применения в транспортном машиностроении новых конструкционных материалов на основе неметаллических волокон (один из приоритетов, МК «Устойчивое развитие», в омском машиностроении представлен, например, корпусами из композитных материалов вездеходов на воздушной подушке ООО «Прогресс-Транс», планерами легких БПЛА ФГБОУ ВПО «ОмГТУ» типа ПП-45 на основе кевларовых сот и углепластиков);
- технологии применения функциональных высокоэнергетических покрытий нано-размерной толщины для кратного повышения ресурса и эксплуатационных свойств деталей транспортной техники (ОАО «Омский НИИД», технологии допускают возможность
нанесения покрытий, в т.ч. на неметаллические материалы при температуре ниже температуры деструкции их основы), значительного повышения износостойкости как при высоких, так и при низких температурах.
- технологии изготовление деталей транспортной техники из высокопрочных хладостойких полимеров как альтернативы традиционным металлическим (ООО «ТПЦ "Механотрон"», в 2013 году было успешно завершено создание производственного комплекса по изготовлению импортозамещающих деталей автотранспорта в Ленских АРМ ОАО «АК "АЛРОСА"»).
- повышение экономичности и эколо-гичности традиционных тепловых двигателей за счет применения каталитических покрытий (ИППУ СО РАН, ОАО «Омский НИИД», в разрабатываемой 2-й редакции Дорожной карты).
Дорожная карта является открытой для включения в последующих редакциях новых перспективных мероприятий по развитию транспортного машиностроения, преимущественно направленных на решение актуальных в сложившихся внешнеполитических и внешнеэкономических условиях вопросов импортозамещения и реализации арктических и восточных инфраструктурных проектов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, 08.02.2013 г. № Пр-232.
2. Подпрограммы «СибМаш-ТЭК» и «СибМаштранс» межрегиональной инновационной программы освоения производства высокотехнологичной гражданской продукции на пред-
приятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение». 2008-2012 годы // Информационный бюллетень (итоговый). Омск, 2013. 48 с.
3. Каталог высокотехнологичной машиностроительной продукции гражданского и двойного назначения предприятий Омской области. Пятое издание. Омск, 2013. 186 с.
Белов В. И. - Министерство экономики Омской области, г. Омск V.Belov@mineconom. omskportal. ru Жеребин А.М. - АНО «ГосЦСИ», г. Москва [email protected]
Жильцов В.И. - НП «Сибирское машиностроение», г. Омск [email protected]
Новосельцев Д.А. - НП «Сибирское машиностроение», г. Омск [email protected]
Статья поступила в редакцию 3 июня 2014 г.
© Коллектив авторов, 2014