поддержания равновесия его организма с окружающей социальной и природной средой. Важно развивать и восстанавливать после болезни механизмы саморегуляции организма.
В этом плане производство экологически чистых пищевых продуктов, использование микро-и макропрепаратов, биологически активных добавок, выяснение механизмов развития и диагностика донозологических состояний, проведение оздоровительных и санитарно-эпидемиологических мероприятий в условиях нарушения экологии и снижения жизненного уровня является своевременным и актуальным, так как способствует выполнению задачи сохранения и повышения роли человеческого потенциала в условиях вхождения нашей страны в число 50 наиболее развитых государств мира.
Таким образом, особенности экологических, демографических, социально-экономических, клима-то-географических, медико-санитарных и других факторов Северного региона Казахстана требуют целенаправленного, последовательного изучения и профилактики факторов риска здоровья подростков и молодежи с целью его сохранения и укрепления. Все это определяет ближне- и долгосрочную концепцию управления состоянием здоровья и правильного питания подростков и молодежи.
Библиографический список
1. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма.-М., 2007. - С. 4-25.
2. Шарманов, Т. Ш. Научные основы национальной политики здорового питания Республики Казахстан / Т. Ш. Шарманов, И. Г. Цой // Здоровье и болезнь. - 2007. - № 4. - С. 9-11.
ЗУЕВА Ольга Михайловна, доктор медицинских наук, профессор (Россия, Республика Казахстан), профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета.
ДАЛЕНОВ Ерболат Дербисалиевич, академик АМН РК, академик АПН РК (Академия профилактической медицины), доктор медицинских наук, профессор (Республика Казахстан), заведующий кафедрой профилактической медицины и питания АО «МУА». СЛИВКИНА Наталья Владимировна, доктор медицинских наук, доцент (Республика Казахстан), профессор кафедры профилактической медицины и питания АО «МУА».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2014 г. © О. М. Зуева, Е. Д. Даленов, Н. В. Сливкина
№
УДК 613.955(574)
О. М. ЗУЕВА Н. В. СЛИВКИНА Ю. И. МАЛАХОВА
Омский государственный технический университет АО «Медицинский университет Астана», Республика Казахстан
Омская государственная медицинская академия
О ДОМИНАНТНЫХ ФАКТОРАХ РИСКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ г. АСТАНЫ
Среди действенных профилактических мер особое значение имеет борьба с факторами риска хронических неинфекционных заболеваний. Факторы риска ряда хронических заболеваний начинают активно воздействовать в подростковом возрасте, и здесь ведущую роль играют школьные факторы риска. Их предупреждение должно базироваться на разработке системы здоро-вьесберегающих технологий.
Ключевые слова: факторы риска, здоровьесберегающие технологии, учащиеся школ, хронические неинфекционные заболевания, оздоровительные методы.
Одним из приоритетных направлений развития любого государства должно являться укрепление здоровья населения. Среди действенных профилактических мер особое значение имеет борьба с факторами риска хронических неинфекционных заболеваний. Факторы риска ряда хронических заболеваний начинают активно воздействовать в подростковом возрасте, и здесь ведущую роль
играют школьные факторы риска. Их предупреждение должно базироваться на разработке системы здоровьесберегающих технологий [1, 2].
В связи с вышеизложенным целью наших исследований было определение доминантных факторов риска среди учащихся общеобразовательных школ 15-17 лет и разработка методик минимизации их негативного воздействия.
Значимость факторов риска по распространенности
Таблица 1
№ Группа Наименование фактора Встречаемость
I Ведущие факторы Психо-эмоциональные волнения 61,8+4,33 %
Гиподинамия 57,9±4,4 %
Пользование компьютером (ежедневно) 55,3±4,43 %
II Факторы средней значимости Алкоголь 39,5±4,36 %
Питание (употребление газ. напитков) 34,2±4,23 %
III Несущественные факторы Курение 10,5±2,73 %
Выявления основных факторов риска проводилось путем анкетирования. Анкета включала 50 вопросов, которые были разделены на 8 блоков: 1) общая информация, 2) отношение к курению, 3) отношение к алкоголю, 4) информация о здоровье, 5) двигательная активность, 6) питание, 7) пси-хо-эмоциональный комфорт, 8) досуг. В дальнейшем вся информация была подвергнута математической обработке.
В анкетировании приняли участие 126 учащихся гимназий г. Астаны: 69 (54,8 %) девушек и 57 (45,2 %) юношей. Средний возраст анкетируемых составил 16,6±0,34 года. Из общего числа анкетируемых — 15,8 % составили подростки 17 лет, 65,8 % подростки 16 лет и 18,4 % подростки 15 лет.
Анализ распространения курения среди учащихся показал, что 10,5±2,73 % опрошенных курят. Также 47,4±4,44 % являются пассивными курильщиками, то есть получают больше негативного воздействия от курения.
Что касается распространенности такого фактора, как употребление алкоголя, то 39,5±4,36 % учащихся указали на употребление алкоголя 1—4 раза в год; 7,9±2,4 % — 1—2 раза в неделю.
Анализ распространенности простудных заболеваний показал, что 23,7±3,79 % болеют менее 1 раза в год, 39,5±4,36 % — 2-3 раза в год и 36,8±4,3 % — более 3 раз в год.
Кроме того, 21,1 ±3,63 % подростков насморк беспокоит 0-1 раз в год, 47,4±4,45 % — 2-3 раза в год и 23,7±3,79 % — более 3 раз в год.
Также выявлено, что 15,8±3,24 % учащихся страдают аллергией.
В процессе анкетирования снижение слуха отметили 7,9±2,4 % учащихся и снижение зрения 50±4,45 % подростков.
Анализ распространенности такого фактора, как гиподинамия, показал, что только 18,4±3,45 % учеников выполняют регулярно умеренную физическую нагрузку в течение дня, в то время как 23,1±3,75 % выполняют ее только 2-3 раза в месяц. 26,3±3,92 % обследованных указали на посещение в свободное время спортивных секций.
Высок процент распространенности среди учащихся такого фактора, как нерациональное питание. Так, только 52,6±4,45 % анкетируемых указали на регулярное 4-разовое питание. Ежедневно употребляют овощи и фрукты лишь 23,7±3,79 % учащихся. 34,2 ±4,23 % обследованных ежемесячно употребляют газированные напитки, такие как спрайт, фанта и др.
Также по результатам анкетирования мы анализировали психологическую обстановку в кол-
лективе. При этом 10,3±2,71 % учащихся считают свой класс дружным, а 23,6±3,78 % не хотелось бы общаться с некоторыми из своих одноклассников, также 8,2±2,44 % подростков провели бы каникулы со своими родителями и 16,4±3,3 % — с друзьями. На повышенную тревожность указывали 54±4,44 % обследованных. 20±3,56 % учащихся отмечают появление болей в области сердца, а 27,3 ±3,97 % — сердцебиений при психоэмоциональных волнениях.
Свободное время только 28,9 ±4,04 % подростков проводят с друзьями, гуляя на улице по 1-2 часа 3-4 раза в неделю. Однако большую часть времени учащиеся проводят за компьютером. Так, 16,4±3,3 % работают за компьютером 3-4 часа в день, причем 55,3±4,43 % занимаются за ним ежедневно. 9,7±2,64 % учащихся указали на отсутствие свободного времени.
На основании проведенного анализа анкет все факторы риска были разделены на 3 группы по частоте встречаемости: ведущие, средней значимости и незначительные (табл. 1).
На основании анализа исходного состояния здоровья учащихся и анализа доминантных факторов риска нами был разработан и апробирован комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия этих факторов.
Из всего числа обследованных подростков нами выделены контрольная и опытная группы по 23 человека каждая, однородные по возрастному составу, психофизическому состоянию. Формирование опытной и контрольной группы происходило исключительно на добровольной основе.
Среди учащихся опытной группы в течение 1,5 лет проводился комплекс оздоровительных мероприятий, включающий: индивидуально подобранные физические упражнения, комплекс закаливающих процедур, коррекция питания с использованием оздоровительного пищевого продукта «Бапол», в период вспышек ОРВИ и гриппа квар-цевание носоглотки и помещения, психологические тренинги и приемы психорелаксации.
Для корректировки питания ребята опытной группы употребляли биологически активную пищевую добавку «Бапол». Данная пищевая добавка содержит сбалансированный комплекс витаминов, способствующих улучшению обмена веществ, функционирования пищеварительной системы, нормализации веса тела [3, 4].
Одновременно проводилось кварцевание 2 раза в день, перед занятиями и во время большой перемены, учебной комнаты, а также в период вспышки
Таблица 2
Динамика антропометрических показателей в контрольной и опытной группах
Группа Длина тела (м) Масса тела (кг)
В начале исследования В конце исследования В начале исследования В конце исследования
Опытная 166,5 ±9,4 171,4±9,9 56,7 ±15,3 65,4 ±16,1
Контрольная 166,8 ±7,0 169,2 ±8,3 56,3 ±10,0 63,7 ±11,7
№
Таблица 3
Динамическое обследование учащихся контрольной и опытной групп по методике Апанасенко
Функциональные показатели Средние значения функциональных показателей
Начало обследования Конец обследования
Опытная группа Контрольная группа Опытная группа Контрольная группа
Весоростовой индекс 20,4 ±3,7 20,5 ±3,8 21,9±4,1 21,2±3,6
Жизненный индекс 44,3 ±9,8 43,6 ±7,7 49,8±10,2 45,5±7,8
Силовой индекс 48,4 ±11,9 48,2 ±9,4 56,9±12,3 50,6±12,3
Индекс коронарного кровообращения 90,2 ±11,0 90,8 ±18,6 84,7 ±1,4 94,3±18,8
Функциональная проба 107,2 ±40,4 106,8 ±41,0 81,2 ±4,22 113,2±41,5
Рис. 1. Интегральный показатель «Уровень здоровья» в начале экспериментального исследования
ОРВИ — кварцевание носоглотки перед занятиями. В результате в пик таких заболеваний, как ОРВИ и гриппа, резко снизилась заболеваемость от 76,3 % до 51,5 %.
Кроме того, были введены психорелаксирующие процедуры несколько раз в неделю в перерывах между занятиями. Учащиеся слушали успокаивающие записи звуков природных явлений, таких как морской прибой, пение птиц. 1 раз в неделю проводились тренинговые занятия с психологом.
По окончании эксперимента (1,5 года) мы смогли выявить динамику состояния здоровья учащихся.
Изменения антропометрических показателей в контрольной и опытной группах представлены в табл. 2.
Как видно из таблицы, в опытной группе имеется значительное увеличение роста и увеличение веса тела в динамике 1,5 лет, тогда как в контрольной группе существенных изменений этих показателей выявлено не было. Что касается весо-росто-вого индекса, он существенно не изменился.
Результаты динамического обследования учащихся контрольной и опытной групп по методике Апанасенко представлены в табл. 3.
Оценка интегрального показателя «Уровень здоровья» в динамике показала, что в контрольной группе отмечено снижение уровня здоровья у 52±10,41 %, в то время как в опытной группе наблюдалось улучшение показателя уровня здоровья у 64±10,01 % подростков (рис. 1, 2).
Таким образом, динамическое наблюдение за учащимися показало дальнейшее снижение уровня здоровья в контрольной группе и здесь же прослежено ухудшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы.
В то же время в опытной группе на фоне регулярных занятий физическими упражнениями аэробного характера значительно улучшились показатели уровня здоровья.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод:
1. Доминантными факторами риска, обусловленными особенностями школьной среды, являются:
Рис. 2. Интегральный показатель «Уровень здоровья» в конце экспериментального исследования
— высокие психоэмоциональные нагрузки,
— гиподинамия,
— длительное нахождение за компьютером,
— нерациональное питание.
2. В результате проведенных исследований можно утверждать об эффективности использования в практике школы здоровьесберегающих методик:
— персональных комплексов физической активности и закаливающих процедур;
— рационализации пищевых режимов с применением БАД «Бапол»;
— обеззараживания учебных помещений и индивидуальных процедур с помощью кварцевых установок в периоды вспышек простудных заболеваний;
— применение психорелаксационных методик во время перемен и проведение тематических классных часов, организуемых специалистами-психологами в форме тренингов.
Библиографический список
1. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. -М., 2007. - С. 4-25.
2. Орынбек, Б. А. О заболеваемости населения в РК / Б. А. Орынбек. - Тараз, 2008. - 5 с.
3. Сердюковская, Г. Н. Гигиена детей и подростков / Г. Н. Сердюковская. - М., 1998. - 5 с.
4. Антонова, Л. Т. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте / Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Охрана здоровья подростков. - М., 1993. - 6 с.
ЗУЕВА Ольга Михайловна, доктор медицинских наук, профессор (Россия, Республика Казахстан), профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета.
СЛИВКИНА Наталья Владимировна, доктор медицинских наук, доцент (Республика Казахстан), профессор кафедры профилактической медицины и питания АО «МУА».
МАЛАХОВА Юлия Игоревна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Омской государственной медицинской академии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2014 г. © О. М. Зуева, Н. В. Сливкина, Ю. И. Малахова
Книжная полка
61/А46
Александрова, Н. В. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Н. В. Александрова. - Омск : ОмГТУ, 2013. -1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
С современных позиций рассматриваются основные принципы функционирования анализаторов и высшей нервной деятельности. Раскрываются механизмы условно-рефлекторной деятельности, физиологические механизмы поведения, структура поведенческого акта, нейрофизиологические механизмы основных психологических процессов человека. Для студентов дистанционной формы обучения по специальности 020408 «Психология труда и организационная психология».