УДК 338.2
DOI:10.18413/2411-3808-2018-45-1-39-46
О ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
ON DIVERSIFICATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION IN RUSSIA
Е.И. Павлинова E.I. Pavlinova
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, Приднестровье, г. Рыбница
Dnestr state university of T.G. Shevchenko, Moldova, Transnistria, Mr. Rybnitsa E-mail: [email protected]
Аннотация
Важным вопросом развития промышленности России является диверсификация производства. Вопросы диверсификации промышленного производства относятся к структурной политике. В настоящее время диверсификация промышленного производства в России снижается. Многие регионы имеют недиверсифицированную структуру промышленности. Это, однако, не мешает некоторым из них оставаться лидерами по среднедушевому ВВП. Эти регионы имеют особый сырьевой статус и являются узкоспециализированными субъектами в масштабах страны. Тем не менее, большинство регионов должны стремиться к диверсификации промышленного производства. Здесь и выходит на первый план роль государства в процессах территориального размещения промышленных производств.
Abstract
Diversification of production is an important issue of Russian industry development. The issues of industrial diversification are related to structural policy. Currently, diversification of industrial production in Russia is declining. Many regions have a nondiversified industrial structure. However this does not prevent some of them from remaining leaders in the average of GDP. These regions have a special commodity status and are specialized actors nationwide. In a same time, most regions should seek to diversify industrial production. This is where the role of the state in the processes of territorial placement of industrial plants comes to the fore.
Ключевые слова: промышленность, диверсификация, индекс диверсификации, диверсификация промышленного производства.
Keywords. Industry, diversification, diversification index, diversification of industrial production.
Введение
Сейчас очевидно, что подходы к формированию и реализации промышленной политики должны меняться вместе с развитием понимания эффективности и целей общественного развития.
Такое крупное государство, как Российская Федерация, должно уделять особое внимание территориальному развитию, которое должно быть направлено на достижение сбалансированности развития регионов, устранение диспропорций их социально-экономического, в том числе, промышленного развития [Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 № 870]. С одной стороны, необходимо согласовывать государственную федеральную промышленную политику с интересами и действиями субъектов Российской Федерации, а с другой - регионы должны иметь возможность проводить самостоятельную промышленную политику [Регионы России 2015.].
Важной проблемой, которая должна решаться в рамках промышленной политики, является структурная перестройка и диверсификация промышленности. В России остаются очевидными структурные перекосы, сдерживающие развитие экономики.
Объектом исследования выступает промышленность как основополагающая отрасль российской экономики и государственная промышленная политика, ее механизмы и инструменты, в системе государственного регулирования экономики.
Исследование основывалось на использовании системно-эволюционного и диалектического подходов. В рамках этих подходов применены общенаучные методы субъектно-объектного, функционально-структурного, дескриптивного, динамического, уровневого, факторного анализа, типологического, классификационного и графического моделирования.
В широком смысле под диверсификацией можно понимать оптимальное распределение, оптимальную структуру промышленности на различных уровнях, например, на уровне территорий или отраслей. Также под диверсификацией понимают развитие инновационных производств, углубление переделов, снижение сырьевой направленности экономики. В этой связи возникает необходимость оценки степени диверсификации промышленного производства и ее влияния на развитие экономики.
Основные результаты исследования
Рассмотрим влияние диверсификации промышленности на показатели ВРП регионов. Для этого используем индекс диверсификации, который показывает соотношение между отраслями промышленности в величине ВРП. Он рассчитан по следующей формуле (1):
V" й21
^"=1 г п
1й = 1--р"; (1)
1 —
п
где & - доля отрасли промышленности в величине ВРП, производимого всеми отраслями промышленности данного региона;
п - количество отраслей промышленности.
Индекс диверсификации изменяется в пределах от 0 до 1, где 0 - полная концентрация, то есть из трех отраслей промышленности в регионе представлена только одна, а 1 - полная диверсификация, то есть доли в ВРП каждой отрасли промышленности равны между собой.
Составные элементы индекса. В числителе сумма представляет собой индекс концентрации, аналогичный индексу Херфиндаля-Хиршмана. Для получения индекса диверсификации была проведена процедура инвентирования индекса путем вычитания величины индекса из единицы.
Также расширен диапазон принимаемых им значений от 0 до 1. Поскольку
1
й2 равно — , индекс уменьшен на данную
п
величину, тем самым в этом случае в числителе образуется 0, остающийся и после операции деления. Максимальное значение индекса концентрации равно 1, в этом случае в
числителе получаем значение 1 -1 . Поместив данное значение в знаменатель, достигаем
п
результат деления, равный единице. Имеем: максимальное значение индекса концентрации равно единице, минимальное равно нулю. Вычтя из единицы значение индекса концентрации получаем значение индекса диверсификации.
Для расчета индекса взяты три отрасли в соответствии с отнесением отраслей экономики к промышленности: Раздел С - Добыча полезных ископаемых, Раздел D -Обрабатывающие производства, Раздел Е - Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Таким образом п = 3. Следует отметить, что в зависимости от целей исследования может быть взято любое количество отраслей, то есть индекс может быть применен не только для исследования степени диверсификации промышленности, но и для ее оценки среди других отраслей.
Следует отметить, что оптимальная диверсификация промышленности, конечно, не означает, что все сектора промышленного производства должны быть равны друг другу. То есть максимальное значение индекса не означает наилучшую диверсификацию промышленности.
Тем не менее, низкое значение индекса свидетельствует о низкой диверсификации промышленного производства, как правило, по причине большой доли сырьевого сектора.
В таблице 1 представлены регионы, отсортированные по возрастающей по индексу диверсификации. Для каждого региона также представлены его ВРП и ВРП душевой [Носко В.П. 2011.].
Таблица 1 Table 1
Средние за 6 лет индекс диверсификации промышленности и ВРП регионов Average for 6 years index of industrial diversification and GRP regions
Субъект Id ВРПд ВРП Субъект Id ВРПд ВРП
1 2 3 4 5 6 7 8
Ненецкий автономный округ 0,045 4070296 174369 Костромская область 0,595 199519 131509
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,186 2325770 1293709 Ульяновская область 0,598 194653 247998
Сахалинская область 0,187 1450179 671667 Калининградская область 0,627 282221 270142
Ханты-Мансийский автономный округ 0,200 1669447 2640386 Смоленская область 0,627 214978 209168
Калужская область 0,203 274871 277122 Северная Осетия-Алания 0,628 148733 105132
Омская область 0,246 261181 516178 Ивановская область 0,632 136244 142672
Вологодская область 0,265 298752 357166 Астраханская область 0,647 232612 236355
Липецкая область 0,268 286833 333562 Тверская область 0,669 212674 283104
Тульская область 0,274 225040 344093 Новосибирская область 0,679 277420 753408
Новгородская область 0,296 288042 179986 Ставропольский край 0,688 166557 465095
Нижегородская область 0,320 267188 878283 Республика Коми 0,691 522538 459762
Республика Саха (Якутия) 0,321 591154 565563 Оренбургская область 0,713 319654 643864
Челябинская область 0,337 254007 885965 Томская область 0,720 359767 382760
Владимирская область 0,353 207045 294103 Магаданская область 0,741 572793 86775
Республика Адыгея 0,362 149112 66394 Архангельская область 0,759 408740 490718
Тюменская область 0,367 1335587 4689361 Приморский край 0,760 301344 585740
Республика Марий Эл 0,372 176668 121963 Карачаево-Черкесская . 0,762 123775 58401
Кировская область 0,376 168231 221813 Республика Дагестан 0,766 142079 420012
г. Санкт-Петербург 0,384 469567 2374739 Пермский край 0,778 330500 871006
Тамбовская область 0,394 215724 231232 Красноярский край 0,788 450439 1282567
Ярославская область 0,401 267323 340039 Саратовская область 0,790 199452 499299
Рязанская область 0,409 224271 256355 Удмуртская Республика 0,801 256501 389451
Пензенская область 0,422 186312 254616 Республика Бурятия 0,809 174394 169904
Брянская область 0,427 168038 210132 Кемеровская область 0,830 264895 726338
Окончание табл. 1
Орловская область 0,431 200950 155480 Республика Татарстан 0,833 382873 1465112
Республика Мордовия 0,444 177131 144932 Самарская область 0,835 306337 984208
Чувашская Республика 0,448 170945 212553 Еврейская автономная область 0,844 231628 39836
Субъект ¡а ВРПд ВРП Субъект ¡а ВРПд ВРП
1 2 3 4 5 6 7 8
Алтайский край 0,483 163911 393048 Амурская область 0,864 275982 225522
Республика Башкортостан 0,484 269996 1098379 Белгородская область 0,867 359730 554460
Свердловская область 0,486 340979 1471731 Республика Тыва 0,887 126445 39346
г.Москва 0,490 936858 11186421 Республика Ингушетия 0,889 88170 39368
Московская область 0,516 347189 2478243 Забайкальский край 0,898 199047 217918
Псковская область 0,527 168160 111076 Республика Алтай 0,910 153046 32250
Краснодарский край 0,534 283714 1521169 Иркутская область 0,916 320370 775622
Ленинградская область 0,540 378833 663285 Республика Карелия 0,920 266276 169545
Чукотский автономный округ 0,555 972916 49250 Мурманская область 0,932 386923 301060
Курганская область 0,558 172668 152885 Камчатский край 0,944 415139 132656
Кабардино-Балкарская 0,559 121681 104607 Хабаровский край 0,945 348071 466685
Воронежская область 0,571 252911 589671 Чеченская Республика 0,954 86418 115243
Волгоградская область 0,572 230888 595266 Курская область 0,956 234279 262641
Ростовская область 0,587 210257 894404 Республика Калмыкия 0,975 132081 37460
Республика Хакасия 0,991 253358 135276
Все регионы, имеющие аномально высокий уровень ВРП, а также более высокий уровень душевого ВРП находятся в части с меньшим индексом диверсификации, то есть их промышленность высоко концентрирована, иными словами специализирована на одной из трех отраслей: добыче полезных ископаемых, обрабатывающем производстве или энергетике.
Стоит обратить внимание на то, что высокая доля промышленности (больше 40 %) приходится на регионы с высокой концентрацией.
Таким образом, можно сделать вывод, что более высокая доля промышленности обеспечивает региону более высокий уровень ВРП как в абсолютном, так и душевом исчислении [Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017]. Причем положительное влияние доли промышленности на ВРП усиливается, если регион имеет низкую диверсификацию среди отраслей промышленности.
Было также проведено исследование степени взаимозависимости между следующими показателями:
- доля промышленности в объеме валового регионального продукта (ёпром);
- величина ВРП на душу населения (ВРПд);
- ВРП региона (ВРП);
- индекс диверсификации промышленности (¡а);
- степень дифференциации доходов населения (индекс Джини, G).
Выборка включает 83 субъекта РФ и охватывает период с 2010 по 2015 гг [5].
Произведен расчет коэффициентов корреляции [Носко В.П., 2011]. По каждому году
была рассчитана корреляция каждой пары выбранных показателей регион к региону.
Выявлена средняя корреляция между долей промышленности в ВРП и величиной ВРП на душу населения. Это подтверждает приведенные выше выводы, что регионы, имеющие большую долю промышленности в валовой добавочной стоимости, тем самым обеспечивают
и большую величину самой добавочной стоимости, то есть больший ВРП в расчете на душу населения.
Конечные коэффициенты корреляции были получены путем расчета среднего арифметического годовых коэффициентов. Получены следующие коэффициенты корреляции (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Расчет коэффициентов корреляции Calculation of correlation coefficients
Показатели Коэффициенты ко рреляции
2010 2011 2012 2013 2014 2015 Среднее значение за 6 лет Панельные данные
1 2 3 4 5 6 7 8 9
¿пром - ВРПД 0,616 0,589 0,636 0,643 0,628 0,584 0,616 0,601
d-пром - Id -0,377 -0,416 -0,410 -0,406 -0,439 -0,346 -0,399 -0,397
¿пром - G 0,359 0,328 0,386 0,401 0,385 0,377 0,373 0,359
Id - ВРПд -0,417 -0,415 -0,403 -0,411 -0,416 -0,390 -0,409 -0,408
Id - G -0,236 -0,198 -0,234 -0,272 -0,333 -0,261 -0,256 -0,235
¿пром - ВРП 0,090 0,100 0,113 0,116 0,111 0,094 0,104 0,101
Id - ВРП -0,152 -0,127 -0,154 -0,176 -0,197 -0,145 -0,159 -0,164
G - ВРПд 0,480 0,494 0,535 0,513 0,491 0,489 0,501 0,457
G - ВРП 0,682 0,688 0,664 0,645 0,565 0,485 0,621 0,573
Для описания тесноты взаимосвязи применяется следующая таблица (табл.3).
Таблица 3 Table 3
Интерпретация коэффициентов корреляции Interpretation of correlation coefficients
Значение коэффициента корреляции г Интерпретация
1 2
0 <г <= 0,2 Очень слабая взаимосвязь
0,2 <г <= 0,5 Слабая взаимосвязь
0,5 < г <= 0,7 Средняя взаимосвязь
0,7 <г <= 0,9 Тесная взаимосвязь
0,9 <г <= 1 Очень тесная взаимосвязь
На основе полученных результатов можно предположить следующее.
Из этого следует, что увеличение доли промышленности означает сокращение доли прочих отраслей экономики, то есть прочие отрасли находятся в отрицательной корреляционной взаимосвязи с ВРП.
Поскольку ВРП - это показатель уровня экономического развития региона, и он имеет положительную корреляцию с долей промышленности в регионе, добиться его повышения можно наращивая последнюю. Однако возникает вопрос, до какого уровня целесообразно наращивать долю промышленности, поскольку доля остальных отраслей сокращается, но объективная необходимость в них существует, тем самым должен существовать оптимальный баланс между промышленностью и остальными отраслями, обеспечивающий максимальный объем ВРП. При этом в силу специфики регионов для каждого из них могут быть собственные отраслевые пропорции.
Также выявлена обратная зависимость между объемом промышленности и степенью диверсификации. То есть регионы с большой долей промышленности имеют низкую степень диверсификации промышленности, иными словами являются специализированными регионами. Это объясняется наличием в данных регионах промышленных производственных кластеров.
Рассмотрим соотношение между долей промышленности и индексом диверсификации на уровне страны.
0,855 0,85
2010
2011
2012
2013
2014
2015
- Индекс диверсфикации промышленности
Доля пром в ВРП,%
Рис. 1. Графики значений индекса диверсификации промышленности и доли промышленности
в ВВП по России в целом Fig. 1. Graphs of values of industrial diversification index and industry share in GDP in Russia as a whole
На рисунке 1 видно, что до 2014 года степень диверсифицированности промышленности сокращалась одновременно с ее долей в ВРП. Можно предположить, что это вызвано сокращением конкретных отраслей. Тем самым общая доля снижается, а диверсификация растет не за счет роста конкретных отраслей промышленности, а за счет снижения одних и сохранения других. В то же время стоит отметить, что снижение по каждому параметру за 5 лет (с 2010 по 2014 гг.) было небольшим: всего 1,5 % снижение доли и 0,017 снижение по индексу диверсификации.
Рассмотрим диверсификацию промышленного производства по федеральным округам. На рисунке 2 представлены доля и диверсификация промышленности, а также душевой и абсолютный ВРП. Округа выстроены по нарастающей по показателю душевого ВРП.
Наибольшая величина ВРП приходится на ЦФО, причем доля промышленности в его формировании невелика. То есть существует потенциал для наращивания промышленности. То же самое можно сказать о Северо-Кавказском и Южном округах. Они имеют низкие показатели ВРП, роста которых можно добиться путем развития промышленности. В ДФО высокая доля промышленности, но общий объем ВРП низкий. Остальные округа имеют примерно одинаковый объем ВРП и долю промышленности в нем.
С точки зрения душевого ВРП между округами существует дисбаланс: более чем в 4 раза показатель по Уральскому ФО превышает Северо-Кавказский (590 тыс. руб. к 137 тыс. руб. соответственно). Среднее место занимает СЗФО (391 тыс. руб.). От него до значений крайних округов разброс составляет около 200 тыс. рублей.
20 000
15 000
10 000
5 000
0
18 28
Л I / r+v/^V
I
П Г» /-+-.
Рис. 2. Средние за 6 лет показатели уровня развития промышленности и в целом экономики по
федеральным округам
Fig. 2. Average for 6 years indicators of the level of industrial development and the whole economy in the
federal districts
I—I Ж/Л
Заключение
Диверсификация промышленного производства остается для России важной проблемой. Снижение доли добывающего сектора в экономике возможно за счет наращивания остальных секторов. В настоящее время диверсификация промышленного производства в России снижается. Многие регионы имеют недиверсифицированную структуру промышленности. Это, однако, не мешает некоторым из них оставаться лидерами по среднедушевому ВВП. Эти регионы имеют особый сырьевой статус и являются узкоспециализированными субъектами в масштабах страны.
Тем не менее, большинство регионов должны стремиться к диверсификации промышленного производства. Хотя бы не в рамках отдельных регионов, а в рамках макрорегионов или федеральных округов. Здесь и выходит на первый план роль государства в процессах территориального размещения промышленных производств.
Список литературы References
1. Naude W. 2010. Industrial Policy: Old and New Issues. Working Paper No. 2010/106, United Nations University. World Institute for the Development Economics Research. September.
Naude W. 2010. Industrial Policy: Old and New Issues. Working Paper No. 2010/106, United Nations University. World Institute for the Development Economics Research. September.
2. Rodrik, D. 2007. «Normalizing Industrial Policy». Cambridge, MA: John F Kennedy School of Government, Harvard University. Mimeo.
Rodrik, D. 2007. «Normalizing Industrial Policy». Cambridge, MA: John F Kennedy School of Government, Harvard University. Mimeo.
3. The Donor Committee for Enterprise Development. Industrial policy. Режим доступа: http://www.enterprise-development.org/page/industrial-policy#_ftn1
The Donor Committee for Enterprise Development. Industrial policy. Режим доступа: http://www.enterprise-development.org/page/industrial-policy#_ftn1
4. Warwick K. 2013. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. [Электронный ресурс] OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 2. OECD Publishing. Available at: http:// dx.doi.org/10.1787/5k4869clw0xp-en
Warwick K. 2013. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. [Электронный ресурс] OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 2. OECD Publishing. Available at: http:// dx.doi.org/10.1787/5k4869clw0xp-en
5. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Federal law dated 31 December 2014 No. 488-FZ "On industrial policy in the Russian Federation" (with changes and additions). Access mode: http://www.consultant.ru Oh.
6. Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»
RF Government resolution No. 870 dated 20.08.2015 " on the content, composition, procedure for elaboration and approval of the spatial development strategy of the Russian Federation, as well as the procedure for monitoring and control of its implementation»
7. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации // Официальный сайт http://ac.gov.ru/
Analytical center for the Government of the Russian Federation // Official site http://ac.gov.ru/
8. Алексейчева Е.Ю. 2012. Экономическая география и регионалистика (учебник). - М.: Издатель Дашков и К, 2012. - 377 с.
Alekseicheva Y. Y. 2012. Economic geography and regional studies (tutorial). - M.: Publisher Dashkov I K, 2012. - 377 p.
9. Ваганова О.В. 2017. Региональная экономика: учеб. пособие / О.В. Ваганова, ЯЮ.Бондарева, И.В. Чистникова и др.- Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ, 2017.- 140 с.
Vaganova O. V. 2017. Regional'naya Ekonomika: ucheb. manual / O. V. Vaganova, J. Y. Bondarev, I. V. Sitnikova etc. - Belgorod : publishing house "Belgorod" NIU "Belgu, 2017.- 140 p.
10. Винслав Ю.Б. 2012. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. - 2012. - № 4. - С. 3-26.
Winslow Y. B. 2012. National industrial policy: once again about the absolute necessity of modernization and key deployment parameters // Russian economic journal. - 2012. - No. 4. - Pp. 3-26.
11. Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации [Текст]. 2003. - М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2003. - 120 с.
State industrial policy of Russia: problems of formation and implementation [Text]. 2003.- Moscow: chamber of Commerce of the Russian Federation, 2003. - 120 p.
12. Гнидченко А.А. 2014. Совершенствование методов оценки структуры и базы экспортного потенциала за счет диверсификации экспорта // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2014. -№ 1(21). - С. 83-109.
Gnidchenko A. A. 2014. Improving methods for assessing the structure and base of export potential through export diversification // Journal ofthe new economic Association. - 2014. - No. 1 (21). - S. 83-109.
13. Дементьев В.Е. 2014. Об ориентирах промышленной политики // Журнал новой экономической ассоциации. - 2014 -№2(22). - С.201-205.
Dementyev V. E.2014. On industrial policy guidelines / / Journal of the new economic Association. -2014- № 2 (22). - P. 201-205
14. Доклад о промышленной политике Российской Федерации. Режим доступа: http://prompolit.ru/
Report on industrial policy of the Russian Federation. Mode of access: http://prompolit.ru/
15. Материалы Фонда развития промышленности. Режим доступа: http://www.pnzreg.ru/files/penza.ru/osnovnie_razdeli/podderka_biznesa.pdf
Materials of the industry development Fund. Mode of access: http://www.pnzreg.ru/files/penza.ru/osnovnie_razdeli/podderka_biznesa.pdf
16. Минакир П.А. 2014. Промышленная политика // Журнал новой экономической ассоциации. - 2014 -№2(22). - С.180-185.
Minakir P. A. 2014. Industrial policy / / Journal of the new economic Association. - 2014- № 2 (22). -P. 180-185.
17. Носко В.П. 2011. Эконометрика. - М.: Дело, 2011. - 672 с.
Nosko V. P. 2011. Econometrics. - M.: Case, 2011. - 672 p.
18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
Official website of the Federal state statistics service. Mode of access: http://www.gks.ru/
19. Попов В.В. 2014.Промышленная политика - как определить отрасли, которые надо поддерживать // Журнал новой экономической ассоциации. - 2014 -№2(22). - С.186-190.
Popov V. V. 2014. Industrial policy - how to determine the industries that need to be supported / / Journal of the new economic Association. - 2014- № 2 (22). - P. 186-190.
20. Регионы России.2015 — М. Госкомстат; Регионы России: экономическая конъюнктура (социально-экономическая информация) Т.2 / Центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ. — М., 2015.
Region of Russia. 2015. M. Goskomstat; Russian Regions: economic environment (socio-economic information) vol. 2 / Center for economic conjuncture under the government of the Russian Federation. - M., 2015.
21. Соловьева Н.Е. 2018. Налоговые расчеты в бухгалтерском деле: учебное пособие /Н.Е.Соловьева, С.А. Кучерявенко.- Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ».- 2018- 80 с.
Solovjeva N.Y. 2018. Tax calculations in accounting: textbook/N. Y.Solovjeva, S. A. Kucheryavenko.- Belgorod: publishing house "Belgorod" NIU "Belgu".- 2018 - 80 C.
22. Юрий Медведев,2014. Академия наук РФ проводит исследования территориального планирования страны, Российская газета, URL: http://krasnoyarsk.er.ru/news/2014/5/28/akademiya-nauk-rf-provodit-issledovaniya-territorialnogo-planirovaniya-strany
Yuriy Medvedev, 2014. Academy of Sciences of the Russian Federation conducts research on territorial planning of the country, Rossiyskaya Gazeta, URL: http://krasnoyarsk.er.ru/news/2014/5/28/akademiya-nauk-rf-provodit-issledovaniya-territorialnogo-planirovaniya-strany