АКТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
О ДИКТЕМНОМ ЧЛЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Е.В. Великая
Кафедра английского языка факультета экономики Государственный университет — Высшая школа экономики Ул. Мясницкая, 20, 101990 Москва, Россия
В статье исследуются особенности членения монологического текста в двух видах его устной реализации — сценической и спонтанной речи, при этом элементы смысловой структуры монолога соотносятся с уровнями в диктемной теории М.Я. Блоха. Вводится понятие фонодиктемы.
Исследователи монолога как формы коммуникации (Выготский Л.С., Якубин-ский Л.П., Гальперин И.Р., Баранник Д.Х., Орлов Г.А., Тихонова P.M., Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А. и др.) отмечают, что в отличие от диалога «монолог представляет собой высшую, более сложную форму речи, исторически позднее развившуюся, чем диалог» [3, с. 299]. Для монолога характерна «длительность и обусловленная ею связанность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности, предварительного обдумывания и пр.» [14, с. 118].
Изучение линг вистических особенностей монологического текста долгое время осуществлялось на примере письменной формы его выражения. Однако, как отмечал Л.С. Выготский, «в письменной речи отсутствует наперед ясная для собеседников ситуация и всякая возможность интонации, мимики и жеста» [3, с. 300]. Как отмечает К.А. Филиппов [13, с. 133-134], монологический текст как фрагмент языка может быть определен только по ряду признаков:
1) коммуникативная целостность, которая проявляется в том, что каждое последующее предложение в СФЕ в коммуникативном плане опирается на предшествующее, продвигая высказывание от данного, известного к новому, неизвестному. В результате образуется тема-рематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕ;
2) структурная целостность заключается в наличии в тексте многочисленных внешних сигналов — связей между предложениями, причем сигналами структурной связи между предложениями служат местоимения и местоименные наречия, выбор формы артикля, употребление времен и многое другое. Они тем самым выполняют текстообразующую функцию;
3) смысловая целостность монологического текста заключается в единстве его темы.
Как известно, текст представляет собой комплексную коммуникативную единицу, имеющую формальную и смысловую организацию. Схема смысловой структуры предполагает, что каждый более крупный уровень смыслового единства включает в себя совокупность элементов менее крупного уровня смыслообразова-ния [6, с. 57-64]. Смысловая структура текста, а также просодическая организация спонтанного монологического текста уже в значительной степени исследованы [6; 12|- Спонтанный монолог представляет собой автоматический тип речи. Формально-структурное членение, свойственное для анализа письменного текста, в данном типе устной речи приобретает вид интонационного членения, по которому синтагме в спонтанной речи соответствует интонационная группа (денотематический уровень в терминологии М.Я. Блоха) как актуализованная синтагма; предложению соответствует фраза (пропозематический уровень) как «относительно самостоятельное в смысловом отношении единство, которое реализует соответствующий отрезок речи-мысли согласно интонационным нормам данного языка» [12, с. 11]. Об этом, кстати, говорит и сам автор теории уровневой структуры языка М.Я. Блох: «Пропозематический уровень в фонетической терминологии соответствует фразе... Фраза взята в качестве интонационно-речевой реализации предложения» [2, с. 37]. Границы между фразами маркируются, как правило, перерывом в фонации и обязательно отмечены интонационной законченностью; абзацу в данном типе речевого членения соответствует фоноабзац (диктематический уровень) как последовательность (цепочка) высказываний в устной речи, «завершенных в семантическом и интонационном отношении; он может состоять как из одной, так и нескольких фраз» [11, с. 120].
Сценический монолог, в отличие от спонтанного, с лингвистической точки зрения изучен мало. Большинством исследователей прежде рассматривалась, главным образом письменная форма данного вида монологического текста, т.е. художественный или драматический монолог, причем под ним понималось как авторское повествование в художественной литературе (Лосева Л.М., Стриженко А.А.), так и монолог в устной форме, но в виде ораторского выступления (Баранник Д.Х.). Под сценическим монологом мы понимаем озвученную в спектакле «пространную реплику одного действующего лица, последовательно излагающую какую-либо мысль» [8, с. 44] и адресованную присутствующему рядом собеседнику и зрителю. Сценический монолог строится по законам кодифицированного языка и представляет собой озвученную актером письменную речь, поэтому, по нашему мнению, он также формируется из предложений как минимальных коммуникативных единиц, «минимумов законченной мысли» [9, с. 71].
Членение монологического текста в сценической речи по принятой, в частности, в театральном искусстве терминологии носит название логического членения, суть которого сводится к членению «сценического текста на речевые такты» [5, с. 120]. Речевой такт (денотематический уровень) является наименьшей, интонационно нерасчленимой единицей фразы и в формально-структурном членении соответствует синтагме. Под речевым тактом понимают также группу слов, объединенных смысловым ударением. Выделению ударения в сценической речи придается большое значение, при этом различают фразовое ударение как обязательный фонетический признак законченности фразы, тактовое ударение как обязательную принадлежность речевого такта и логическое ударение, используемое в специальных экспрессивно-коммуникативных целях как специфическое акцентное средство. По наблюдению такого известного деятеля театрального искусства, как П.М. Ершов, «членение сценического текста на речевые такты есть не что иное, как расстановка логи-
ческих пауз» [5, с. 120]. Поскольку всякий текст представляет собой сложную систему, которая обладает определенной иерархической структурой входящих в нее элементов, можно предположить, что следующим элементом, на которые членится сценический монолог, является фраза (пропозематический уровень), соответствующая предложению в письменной речи. Если речевой такт в деле передачи смысла в сценической речи дает известное представление об описываемых событиях, то фраза обеспечивает связь между событиями. Искусство построения фразы в сценической речи заключается в таком «объединении речевых тактов, в таком отчетливом и ясном произнесении фразы, при котором интонационный рисунок воспроизводит ее общее грамматическое и смысловое построение» [5, с. 120]. Группа фраз, составляющих речевой поток в сценическом монологе, представляет собой авторское повествование, оформленное в смысловом и композиционном отношении, а также обладающее интонационной завершенностью. Речевой отрезок сценического монолога, обладающий перечисленными чертами, назовем речевым эпизодом, с учетом того, что в устоявшейся терминологии по сценической речи такого термина нет (диктематический уровень).
Как следует из сказанного, членение монологического текста в сценической и спонтанной речи осуществляется по-разному, что связано главным образом с различиями в их порождении. Общим для этих двух видов коммуникации, однако, является то, что и в одном, и в другом случае совокупность компонентов, составляющих монологическое высказывание, подчинено главной мысли, выделенной композиционно и на диктематическом уровне в иерархии уровневой структуры языка М.Я. Блоха. Общим, по нашему мнению, является также то, что единицы фразового и сверхфразового уровней в этих двух видах монолога представляют собой композиционно-тематическую характеристику текста. Участки монологического текста, являющиеся концентрированным выражением главной мысли монолога и несущие основную смысловую нагрузку, назовем вслед за М.Я. Блохом тематикосмысловыми центрами, которые позволяют не только передать их принадлежность к смысловой структуре монологического текста, но также увязать их с тематическим содержанием всего монологического текста в рассматриваемых видах коммуникации. Кроме того, несмотря на то, что делимитация устного монолога в двух названных видах коммуникации осуществляется по-разному, считаем, что использование терминов, характеризующих смысловую структуру сценического и спонтанного монологов, идентично. На этом основании с целью терминологической унификации полагаем возможным для анализа обоих видов монолога использовать обозначения, содержащиеся в работах интонологического плана, а именно: фоноабзац — фраза — интонационная группа, при этом соотнося фоноабзац с диктемой и называя его фонодиктема. Перечисленные языковые единицы (фонодиктема — фраза — интонационная группа) относят в том числе к коммуникативным единицам языка, т.е. единицам, которые служат цели речевого общения, коммуникации и используются в качестве готовых «блоков» речевого общения [4, с. 4]. Устный текст в этом случае с фонетической точки зрения представляет собой взаимосвязанную цепочку интонационных групп, фраз и фонодиктем, выражающую смысловые отношения, которые и обеспечивают фонетическое единство. Последовательность интонационных групп, в совокупности функционирующих как относительно автосемантическое единство, образует фразу, которая, в свою очередь, является ин-гридиентом фонодиктемы. Перенося на фонодиктему определение фоноабзаца, данное Ю.А. Дубовским (в силу того, что в данной статье они используются синонимично) и дополняя его, можно отметить, что фонодиктема — это минимальная
топикальная, иерархически предельная семантико-просодическая единица устного текста, способная адекватно репрезентировать модель просодической структуры определенного текста в целом.
Членение устного текста, как отмечалось выше, приобретает вид интонационного членения как в спонтанной, так и в сценической речи. Однако если членение сценической речи на фразы более или менее соответствует формальноструктурному членению (характерному для членения письменного текста), то в спонтанной речи оно связано с трудностями, поскольку характерными признаками любой неподготовленной речи являются повторы, добавления, исправления, осуществляемые непосредственно в акте говорения. Главным средством членения речевого потока на синтагмы является пауза вместе с мелодикой, темпоральными и динамическими характеристиками. Подобная просодическая организация устной речи, как показывают исследования, обеспечивает успешность коммуникативного акта, позволяя говорящему передавать оттенки смысла, а реципиенту — адекватно воспринимать их. Тем не менее, исследования спонтанной речи (Бардина Н.В., Блохина Л.П., Бондаренко Л.П., Скорикова Т.П. и другие авторы) показывают, что эти классические признаки синтагматического членения могут нарушаться: наблюдается недостаточная четкость фонетических средств членения, обилие сегментов, не обладающих единством смысла и фонетической оформленностью (слова-связки, слова-заполнители, повторы, клишированные конструкции), а также большое количество пауз хезитации. В сценической речи (если их наличие не вызвано задачей мизансцены) паузы хезитации, как в любой другой подготовленной речи, где преобладает синтагматическое членение, могут отсутствовать. В спонтанной речи с ее неподготовленностью и творческим характером паузы хезитации выполняют различные функции: во-первых, это остановки в речи, во время которых говорящий осуществляет выбор слова, и планирует высказывание; во-вторых, обозначение различных добавлений, исправлений и возвратов. По мнению лингвистов, однако, слишком большое количество пауз хезитации может затруднять коммуникацию, с другой стороны, их отсутствие в спонтанной речи может характеризовать, скорее, искусственную речь, чем спонтанную.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М., 2004.
2. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. — М., 2004.
3. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. — М., Л., 1934.
4.Дубовский Ю.А. Просодические контрасты в языке: Учеб. пособие. — Симферополь, 1983.
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. — М., 1959.
6. Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976.
7. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. — Л., 1978.
8. Крылова Л.В. Монолог как один из видов текста // Лингвистика текста. — М, 1979.
9. Маслов Ю.С. Об основных и промежуточных ярусах в структуре языка // Вопросы языкознания. — 1968. — № 7.
10. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: Учеб. пособие,—М., 2003.
11. Теоретическая фонетика английского языка. — М., 1991.
12. Тихонова P.M. Некоторые особенности просодической организации чтения монол. текста и спонтанного монолога-рассказа: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1980.
13. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. — СПб., 2003.
14. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Сборник статей JI.B. Щербы. — Петроград, 1923.
DICTEME DELIMITATION OF MONOLOGUE IN STAGE SPEECH AND SPONTANEOUS SPEECH
E. Velikaya
Department of English Language at the Faculty of Economics State University — Higher School of Economics Myasnitskaya St., 20, 101990 Moscow, Russia
The author focuses on the peculiarities of monologue delimitation in its two realisations — stage speech and spontaneous speech — on the basis of the dicteme theory of M. Blokh. The notion of phonodicteme is introduced.