Научная статья на тему 'О диктемном членении некоторых видов монологического текста'

О диктемном членении некоторых видов монологического текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Великая Е. В.

В статье исследуются особенности членения монологического текста в двух видах его устной реализации сценической и спонтанной речи, при этом элементы смысловой структуры монолога соотносятся с уровнями в диктемной теории МЛ. Блоха. Вводится понятие фонодиктемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dicteme delimitation of monologue in stage speech and spontaneous speech

The author focuses on the peculiarities of monologue delimitation in its two realisations stage speech and spontaneous speech on the basis of the dicteme theory of M. Blokh. The notion of phonodicteme is introduced.

Текст научной работы на тему «О диктемном членении некоторых видов монологического текста»

АКТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

О ДИКТЕМНОМ ЧЛЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Е.В. Великая

Кафедра английского языка факультета экономики Государственный университет — Высшая школа экономики Ул. Мясницкая, 20, 101990 Москва, Россия

В статье исследуются особенности членения монологического текста в двух видах его устной реализации — сценической и спонтанной речи, при этом элементы смысловой структуры монолога соотносятся с уровнями в диктемной теории М.Я. Блоха. Вводится понятие фонодиктемы.

Исследователи монолога как формы коммуникации (Выготский Л.С., Якубин-ский Л.П., Гальперин И.Р., Баранник Д.Х., Орлов Г.А., Тихонова P.M., Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А. и др.) отмечают, что в отличие от диалога «монолог представляет собой высшую, более сложную форму речи, исторически позднее развившуюся, чем диалог» [3, с. 299]. Для монолога характерна «длительность и обусловленная ею связанность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности, предварительного обдумывания и пр.» [14, с. 118].

Изучение линг вистических особенностей монологического текста долгое время осуществлялось на примере письменной формы его выражения. Однако, как отмечал Л.С. Выготский, «в письменной речи отсутствует наперед ясная для собеседников ситуация и всякая возможность интонации, мимики и жеста» [3, с. 300]. Как отмечает К.А. Филиппов [13, с. 133-134], монологический текст как фрагмент языка может быть определен только по ряду признаков:

1) коммуникативная целостность, которая проявляется в том, что каждое последующее предложение в СФЕ в коммуникативном плане опирается на предшествующее, продвигая высказывание от данного, известного к новому, неизвестному. В результате образуется тема-рематическая цепочка, имеющая конечный характер и определяющая границы СФЕ;

2) структурная целостность заключается в наличии в тексте многочисленных внешних сигналов — связей между предложениями, причем сигналами структурной связи между предложениями служат местоимения и местоименные наречия, выбор формы артикля, употребление времен и многое другое. Они тем самым выполняют текстообразующую функцию;

3) смысловая целостность монологического текста заключается в единстве его темы.

Как известно, текст представляет собой комплексную коммуникативную единицу, имеющую формальную и смысловую организацию. Схема смысловой структуры предполагает, что каждый более крупный уровень смыслового единства включает в себя совокупность элементов менее крупного уровня смыслообразова-ния [6, с. 57-64]. Смысловая структура текста, а также просодическая организация спонтанного монологического текста уже в значительной степени исследованы [6; 12|- Спонтанный монолог представляет собой автоматический тип речи. Формально-структурное членение, свойственное для анализа письменного текста, в данном типе устной речи приобретает вид интонационного членения, по которому синтагме в спонтанной речи соответствует интонационная группа (денотематический уровень в терминологии М.Я. Блоха) как актуализованная синтагма; предложению соответствует фраза (пропозематический уровень) как «относительно самостоятельное в смысловом отношении единство, которое реализует соответствующий отрезок речи-мысли согласно интонационным нормам данного языка» [12, с. 11]. Об этом, кстати, говорит и сам автор теории уровневой структуры языка М.Я. Блох: «Пропозематический уровень в фонетической терминологии соответствует фразе... Фраза взята в качестве интонационно-речевой реализации предложения» [2, с. 37]. Границы между фразами маркируются, как правило, перерывом в фонации и обязательно отмечены интонационной законченностью; абзацу в данном типе речевого членения соответствует фоноабзац (диктематический уровень) как последовательность (цепочка) высказываний в устной речи, «завершенных в семантическом и интонационном отношении; он может состоять как из одной, так и нескольких фраз» [11, с. 120].

Сценический монолог, в отличие от спонтанного, с лингвистической точки зрения изучен мало. Большинством исследователей прежде рассматривалась, главным образом письменная форма данного вида монологического текста, т.е. художественный или драматический монолог, причем под ним понималось как авторское повествование в художественной литературе (Лосева Л.М., Стриженко А.А.), так и монолог в устной форме, но в виде ораторского выступления (Баранник Д.Х.). Под сценическим монологом мы понимаем озвученную в спектакле «пространную реплику одного действующего лица, последовательно излагающую какую-либо мысль» [8, с. 44] и адресованную присутствующему рядом собеседнику и зрителю. Сценический монолог строится по законам кодифицированного языка и представляет собой озвученную актером письменную речь, поэтому, по нашему мнению, он также формируется из предложений как минимальных коммуникативных единиц, «минимумов законченной мысли» [9, с. 71].

Членение монологического текста в сценической речи по принятой, в частности, в театральном искусстве терминологии носит название логического членения, суть которого сводится к членению «сценического текста на речевые такты» [5, с. 120]. Речевой такт (денотематический уровень) является наименьшей, интонационно нерасчленимой единицей фразы и в формально-структурном членении соответствует синтагме. Под речевым тактом понимают также группу слов, объединенных смысловым ударением. Выделению ударения в сценической речи придается большое значение, при этом различают фразовое ударение как обязательный фонетический признак законченности фразы, тактовое ударение как обязательную принадлежность речевого такта и логическое ударение, используемое в специальных экспрессивно-коммуникативных целях как специфическое акцентное средство. По наблюдению такого известного деятеля театрального искусства, как П.М. Ершов, «членение сценического текста на речевые такты есть не что иное, как расстановка логи-

ческих пауз» [5, с. 120]. Поскольку всякий текст представляет собой сложную систему, которая обладает определенной иерархической структурой входящих в нее элементов, можно предположить, что следующим элементом, на которые членится сценический монолог, является фраза (пропозематический уровень), соответствующая предложению в письменной речи. Если речевой такт в деле передачи смысла в сценической речи дает известное представление об описываемых событиях, то фраза обеспечивает связь между событиями. Искусство построения фразы в сценической речи заключается в таком «объединении речевых тактов, в таком отчетливом и ясном произнесении фразы, при котором интонационный рисунок воспроизводит ее общее грамматическое и смысловое построение» [5, с. 120]. Группа фраз, составляющих речевой поток в сценическом монологе, представляет собой авторское повествование, оформленное в смысловом и композиционном отношении, а также обладающее интонационной завершенностью. Речевой отрезок сценического монолога, обладающий перечисленными чертами, назовем речевым эпизодом, с учетом того, что в устоявшейся терминологии по сценической речи такого термина нет (диктематический уровень).

Как следует из сказанного, членение монологического текста в сценической и спонтанной речи осуществляется по-разному, что связано главным образом с различиями в их порождении. Общим для этих двух видов коммуникации, однако, является то, что и в одном, и в другом случае совокупность компонентов, составляющих монологическое высказывание, подчинено главной мысли, выделенной композиционно и на диктематическом уровне в иерархии уровневой структуры языка М.Я. Блоха. Общим, по нашему мнению, является также то, что единицы фразового и сверхфразового уровней в этих двух видах монолога представляют собой композиционно-тематическую характеристику текста. Участки монологического текста, являющиеся концентрированным выражением главной мысли монолога и несущие основную смысловую нагрузку, назовем вслед за М.Я. Блохом тематикосмысловыми центрами, которые позволяют не только передать их принадлежность к смысловой структуре монологического текста, но также увязать их с тематическим содержанием всего монологического текста в рассматриваемых видах коммуникации. Кроме того, несмотря на то, что делимитация устного монолога в двух названных видах коммуникации осуществляется по-разному, считаем, что использование терминов, характеризующих смысловую структуру сценического и спонтанного монологов, идентично. На этом основании с целью терминологической унификации полагаем возможным для анализа обоих видов монолога использовать обозначения, содержащиеся в работах интонологического плана, а именно: фоноабзац — фраза — интонационная группа, при этом соотнося фоноабзац с диктемой и называя его фонодиктема. Перечисленные языковые единицы (фонодиктема — фраза — интонационная группа) относят в том числе к коммуникативным единицам языка, т.е. единицам, которые служат цели речевого общения, коммуникации и используются в качестве готовых «блоков» речевого общения [4, с. 4]. Устный текст в этом случае с фонетической точки зрения представляет собой взаимосвязанную цепочку интонационных групп, фраз и фонодиктем, выражающую смысловые отношения, которые и обеспечивают фонетическое единство. Последовательность интонационных групп, в совокупности функционирующих как относительно автосемантическое единство, образует фразу, которая, в свою очередь, является ин-гридиентом фонодиктемы. Перенося на фонодиктему определение фоноабзаца, данное Ю.А. Дубовским (в силу того, что в данной статье они используются синонимично) и дополняя его, можно отметить, что фонодиктема — это минимальная

топикальная, иерархически предельная семантико-просодическая единица устного текста, способная адекватно репрезентировать модель просодической структуры определенного текста в целом.

Членение устного текста, как отмечалось выше, приобретает вид интонационного членения как в спонтанной, так и в сценической речи. Однако если членение сценической речи на фразы более или менее соответствует формальноструктурному членению (характерному для членения письменного текста), то в спонтанной речи оно связано с трудностями, поскольку характерными признаками любой неподготовленной речи являются повторы, добавления, исправления, осуществляемые непосредственно в акте говорения. Главным средством членения речевого потока на синтагмы является пауза вместе с мелодикой, темпоральными и динамическими характеристиками. Подобная просодическая организация устной речи, как показывают исследования, обеспечивает успешность коммуникативного акта, позволяя говорящему передавать оттенки смысла, а реципиенту — адекватно воспринимать их. Тем не менее, исследования спонтанной речи (Бардина Н.В., Блохина Л.П., Бондаренко Л.П., Скорикова Т.П. и другие авторы) показывают, что эти классические признаки синтагматического членения могут нарушаться: наблюдается недостаточная четкость фонетических средств членения, обилие сегментов, не обладающих единством смысла и фонетической оформленностью (слова-связки, слова-заполнители, повторы, клишированные конструкции), а также большое количество пауз хезитации. В сценической речи (если их наличие не вызвано задачей мизансцены) паузы хезитации, как в любой другой подготовленной речи, где преобладает синтагматическое членение, могут отсутствовать. В спонтанной речи с ее неподготовленностью и творческим характером паузы хезитации выполняют различные функции: во-первых, это остановки в речи, во время которых говорящий осуществляет выбор слова, и планирует высказывание; во-вторых, обозначение различных добавлений, исправлений и возвратов. По мнению лингвистов, однако, слишком большое количество пауз хезитации может затруднять коммуникацию, с другой стороны, их отсутствие в спонтанной речи может характеризовать, скорее, искусственную речь, чем спонтанную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М., 2004.

2. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. — М., 2004.

3. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. — М., Л., 1934.

4.Дубовский Ю.А. Просодические контрасты в языке: Учеб. пособие. — Симферополь, 1983.

5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. — М., 1959.

6. Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976.

7. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. — Л., 1978.

8. Крылова Л.В. Монолог как один из видов текста // Лингвистика текста. — М, 1979.

9. Маслов Ю.С. Об основных и промежуточных ярусах в структуре языка // Вопросы языкознания. — 1968. — № 7.

10. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: Учеб. пособие,—М., 2003.

11. Теоретическая фонетика английского языка. — М., 1991.

12. Тихонова P.M. Некоторые особенности просодической организации чтения монол. текста и спонтанного монолога-рассказа: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 1980.

13. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. — СПб., 2003.

14. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Сборник статей JI.B. Щербы. — Петроград, 1923.

DICTEME DELIMITATION OF MONOLOGUE IN STAGE SPEECH AND SPONTANEOUS SPEECH

E. Velikaya

Department of English Language at the Faculty of Economics State University — Higher School of Economics Myasnitskaya St., 20, 101990 Moscow, Russia

The author focuses on the peculiarities of monologue delimitation in its two realisations — stage speech and spontaneous speech — on the basis of the dicteme theory of M. Blokh. The notion of phonodicteme is introduced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.