Научная статья на тему 'О дидактических возможностях использования виртуальной доски Padlet в образовательном процессе вуза'

О дидактических возможностях использования виртуальной доски Padlet в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1612
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрик О.В.

Современные выпускники вузов должны быть способны к самостоятельному получению знаний, их анализу, сопоставлению, корректировке, применению и обновлению на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Разработка новых образовательных технологий, которые позволили бы добиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившейся социокультурной среде, является актуальной задачей современной системы образования. Виртуальный мир студентов становится все шире и разнообразнее. Использование возможностей виртуальной онлайн-доски относится к новым образовательным технологиям, актуальность которых объясняется спецификой нашего времени, когда результаты общественного прогресса концентрируются в основном в информационной сфере. Информацию называют новой мировой валютой. В статье обоснована актуальность применения новой обучающей технологии с использованием сервисов (виртуальных) интерактивных онлайн-досок (веб-досок, online board (англ.)). Рассматриваются вопросы реализации современных образовательных технологий посредством интерактивной виртуальной доски PADLET, исходя из опыта автора по применению данного образовательного средства. Эта доска представляет собой веб-интерфейс, универсальный многофункциональный сервис, позволяющей решать целый ряд образовательных задач. Проводится анализ функциональных возможностей интерактивной виртуальной доски в процессе организации учебного процесса в вузе. Выделяются четыре основных характеристики виртуальной доски Padlet, которые делают ее популярной в системе образования. Анализируются изменения в организации учебного процесса в вузе с введением виртуальной доски. Рассматриваются организационные аспекты, связанные с применением виртуальных досок, на протяжении последнего десятилетия. Констатируется тот факт, что на сегодняшний день уже нет особых вопросов по применению разнообразных сетевых ресурсов при реализации образовательных технологий, при разработке мультимедийных учебных материалов, поддержке студентов в ходе их образовательной деятельности. Однако, актуальной остается разработка комплексного подхода к процессу организации эффективной учебной деятельности в условиях информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О дидактических возможностях использования виртуальной доски Padlet в образовательном процессе вуза»

УДК 371.3, ББК 74.0280.122 © О. В. Фрик DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10003

О. В. Фрик

О ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ДОСКИ PADLET В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Современные выпускники вузов должны быть способны к самостоятельному получению знаний, их анализу, сопоставлению, корректировке, применению и обновлению на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Разработка новых образовательных технологий, которые позволили бы добиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившейся социокультурной среде, является актуальной задачей современной системы образования. Виртуальный мир студентов становится все шире и разнообразнее. Использование возможностей виртуальной онлайн-доски относится к новым образовательным технологиям, актуальность которых объясняется спецификой нашего времени, когда результаты общественного прогресса концентрируются в основном в информационной сфере. Информацию называют новой мировой валютой.

В статье обоснована актуальность применения новой обучающей технологии с использованием сервисов (виртуальных) интерактивных онлайн-досок (веб-досок, online board (англ.)). Рассматриваются вопросы реализации современных образовательных технологий посредством интерактивной виртуальной доски PADLET, исходя из опыта автора по применению данного образовательного средства. Эта доска представляет собой веб-интерфейс, универсальный многофункциональный сервис, позволяющей решать целый ряд образовательных задач. Проводится анализ функциональных возможностей интерактивной виртуальной доски в процессе организации учебного процесса в вузе. Выделяются четыре основных характеристики виртуальной доски Padlet, которые делают ее популярной в системе образования. Анализируются изменения в организации учебного процесса в вузе с введением виртуальной доски. Рассматриваются организационные аспекты, связанные с применением виртуальных досок, на протяжении последнего десятилетия. Констатируется тот факт, что на сегодняшний день уже нет особых вопросов по применению разнообразных сетевых ресурсов при реализации образовательных технологий, при разработке мультимедийных учебных материалов, поддержке студентов в ходе их образовательной деятельности. Однако, актуальной остается разработка комплексного подхода к процессу организации эффективной учебной деятельности в условиях информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: новые обучающие технологии, виртуальная доска, визуализация процесса обучения, дидактические средства.

Владение современными

информационно -коммуникационными технологиями (ИКТ) является одной из важнейших компетенций современного специалиста, востребованного на рынке труда. Поэтому формирование этой компетенции является задачей современной высшей школы. Более двадцати лет назад во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» (Принята в г. Париже 05.10.1998 - 09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры") было совершенно справедливо подчеркнуто: «Прежние подходы к образованию, основанные на простой передаче знаний, не работают в нашем быстро изменяющемся мире. Только возрастное, непрерывное образование, проходящее через все его ступени, совмещающее знания и умения, поощряющее междисциплинарность, воспитывающее социальную толерантность, увеличивающее доступность и широко использующее новые телекоммуникационные средства, способно адаптировать человека к современному миру» [1].

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных самостоятельно добывать знания, анализировать, сопоставлять, корректировать, применять и обновлять на

протяжении всего своего профессионального пути. Именно поэтому на первый план выходит проблема разработки новых образовательных технологий, позволяющих добиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившихся социокультурных условиях [2]. Современные информационно-коммуникационные технологии играют важнейшую роль в данном контексте.

Современная система образования, имеющая в основе классическую модель, является новой системой с новыми принципами и новым содержанием. Современная образовательная среда формируется на основе виртуальной культуры, дистанционной коммуникации и новых требований, предъявляемых родителями и учениками к образовательным услугам [3, с. 4-6]. Известно, что виртуальный мир и современного школьника, и студента намного шире и разнообразнее, чем он был раньше. Книги, тетради, меловые доски не могут удержать внимание учащихся на уроке. Современные гаджеты и их программное обеспечение находят свое отражение и в построении информационной среды учащегося [4]. В данной статье будет рассмотрена технология, которая предполагает активное включение в том числе смартфона - «врага» многих педагогов как средней, так и высшей школы, в образовательный процесс.

В рамках статьи рассмотрим дидактические возможности виртуальной доски Padlet в образовательном процессе вуза. Padlet представляет собой веб-сайт, позволяющий общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого контента. Так как эта виртуальная доска представляет собой веб-интерфейс, то пользователю не нужно ничего скачивать и устанавливать на своё устройство. Таким образом не занимается память компьютера. Для работы необходим доступ в интернет и браузер. Отдельное виртуальное пространство для общения называется "стена". Виртуальная доска Padlet также может быть использована в качестве частной доски объявлений. Коммерческие организации и образовательные учреждения используют Padlet для поддержки идеи творческого общения.

Несложно представить себе пробковую или магнитную доску, к которой могут быть прикреплены записки, картинки и фотографии. РаШй представляет собой аналог подобной доски, только существующей онлайн. На ней могут размещаться заметки, тексты, всевозможные изображения, фотографии,

видеофайлы (в том числе с веб-камеры любого мобильного устройства) и ссылки на внешние ресурсы. Возможно перемещение элементов, увеличение или уменьшение их, внесение записей на доску, настройка фонового изображения и организация совместной деятельности с другими пользователями.

По мере готовности доски, ею можно поделиться ей в социальных сетях, встроить ее в сайт, экспортировать в различных форматах, распечатать, и даже создать рЯ-код. Процесс использования виртуальной доской очень прост при наличии большого количества возможностей ее применения в учебном процессе. Доски открыты для сообщения всем, имеющим ссылку на них. При этом пользователь может добавлять / изменять / удалять только свои собственные

сообщения. Создатель доски имеет возможность быть ее модератором, он может управлять всеми сообщениями. В данном случае речь идет о стандартных настройках веб-доски. На рис. 1 представлен начальный этап создания виртуальной доски.

рас11е(

Мы даем вам пустую стену. Вы наполняете ее всем, чем хотите. Конфигурация на ваше усмотрение. Элементарно, но впечатляюще.

Создать стену

Рис. 1. Создание новой стены Padlet

Рассмотрим возможности использования виртуальной доски Padlet в учебном процессе вуза. Итак, виртуальная доска может быть использована:

1. с целью актуализации изученного ранее материала. Преподаватель может поместить на доску все необходимые материалы, попросить студентов просмотреть их и задать уточняющие вопросы при необходимости.

2. При решении кейса (метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа), такой техники обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций, преподаватель может попросить студентов поместить свои идеи на доску. Затем можно обсудить имеющиеся варианты решения конкретной ситуации.

3. При проведении мозгового штурма. Классический вариант предполагает две фазы: генерацию идей и их последующую оценку. Проблема записывается на доске и собираются идеи для ее решения. По сравнению с обычной доской использование РаШе! удобно тем, что идеи записывают сами участники, модератор не отвлекается на запись, не тратит на это время и может полноценно участвовать в дискуссии.

4. Для совместного сбора аргументов: на одной доске - аргументы «за», на другой доске - аргументы «против».

5. Для составления совместного конспекта. Преподаватель читает лекцию или один из студентов делает доклад, а другие студенты совместно добавляют на доску основополагающие идеи, озвученные проблемы, свои комментарии или

возможные уточняющие вопросы, возникающие в процессе ознакомления с материалом. Также может быть организована работа в группах: одна группа конспектирует основные идеи лекции (доклада) в виде тезисов, другая группа формулирует уточняющие вопросы по поводу услышанного, а третья критически анализирует материал и сопоставляет его с ранее изученным. Преподаватель может дать задание составить совместный конспект по проблемной статье, посвященной изучаемой теме. Текст статьи (или ссылка на нее) может быть размещена на виртуальной доске и далее задача студентов составить совместный конспект (краткий или развернутый). Студенту для того, чтобы поучаствовать в этом виде учебной деятельности, нужно не просто ознакомиться с текстом статьи, но и прочитать уже имеющиеся записи других студентов.

6. Для проведения консультаций со студентами. Можно попросить их добавлять на доску их идеи, комментарии, возможные вопросы, которые можно обсудить.

7. Для планирования внеаудиторных мероприятий. Например, при планировании новогодней викторины можно разместить на доску всю необходимую информацию: место, время, примерную программу, распределение ролей, сценарий, попросить студентов поучаствовать в работе над программой и т.д.

8. Для проведения контроля знаний студентов по результатам освоения определенной темы. Здесь можно выделить несколько блоков: 1) «что нового вы узнали?», 2) «осталось ли что-то неясным?», 3) «хотели бы вы задать мне какой-то вопрос по теме?». Преподаватель увидит результаты этой работы, сможет прокомментировать их, дать дополнительный материал в виде ссылки, текста или мультимедийного файла. Кроме этого можно попросить студентов попытаться ответить самостоятельно на представленные вопросы второй группы, таким образом инициировав интерактивную учебную деятельность. Эта доска в дальнейшем может быть эффективно использована с целью повторения материала.

9. Для проведения консультаций. Преподаватель высылает студентам ссылку на новую доску с темой «Консультация», где студенты записывают свои вопросы. Положительным моментом является то, что информация никуда не исчезает, как, например, в случае с аудиторной консультацией или вебинаром. Вопросы и ответы остаются на доске, к ним можно вернуться тем, кто что-либо забыл или не мог присутствовать на аудиторной консультации.

10. Создания галереи QR-кодов (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования; сокр. QR code). Студенты получают задание создать доску с материалами (текст, фото, видео, аудио) на определенную тему, а затем сгенерировать для

нее QR-код. Далее имеющиеся коды могут быть размещены в учебной аудитории. Это увлекательное задание, позволяющее не только изучить определённую тему, но и способствовать развитию технической грамотности студентов.

11. Для хранения документов. На виртуальную доску Padlet можно загрузить материалы, которые можно будет скачать при необходимости.

12. Для написания отчета о проведенном мероприятии. На виртуальной доске помимо текста могут быть размещены фотографии, видеофайлы и отзывы студентов. Интересные доски можно создать по результатам выездного мероприятия, куда можно разместить фото города или страны, где побывали студенты, интересную страноведческую информацию, любопытные факты и т.д.

13. Для создания доски Padlet в качестве самостоятельного задания. Преподаватель даёт заклание студентам: подготовка доклада, презентации, интерактивного плаката, карты памяти или доски Padlet.

14. Для совместного сбора материалов по определенной теме. Студенты могут работать при этом как всей группой, так и разделиться на подгруппы. Ресурсы собираются в одном месте и никогда не будут утеряны.

15. Для размещения объявлений и важной информации доска Padlet может быть использована как доска сообщений.

16. Для формирования перечня дополнительных материалов по теме. На созданной для этого доске могут быть размещены ссылки на статьи, фотографии и обучающие видеофайлы. Преподаватель может поделиться этой ссылкой. Она будет интересна и полезна студентам, желающим глубже ознакомиться с темой или тем студентам, которые пропустили занятие.

17. Для того, чтобы быстро добавить подписи к изображениям. Изображение может быть загружено в качестве фона, а затем могут быть добавлены заметки к отдельным его частям.

18. Для знакомства студентов первого курса в начале обучения. Куратор группы может создать доску о вузе, факультете, кафедре, и попросить студентов составить собственные доски с информацией о себе. Дополнительное задание может заключаться в том, чтобы написать, что студенты ожидают от первого года обучения. В конце первого курса можно вернуться к этим записям и проанализировать свои достижения.

19. Для осуществления информационного обмена в виде обратной связи. Преподаватель может попросить студентов делиться своими впечатлениями, идеями, комментариями на виртуальной доске.

Рис. 2. Интерфейс виртуальной доски Padlet.

Виртуальная доска РаШе! вызывает интерес у студентов, так как программа наполнена большим количеством красивых, ярких, интересных, выразительных шаблонов (Рис. 2). Таким образом, через визуализацию можно привлечь внимание студентов к ключевой информации. Как уже было упомянуто выше, функционал доски позволяет прикреплять заметки, изображения, файлы и ссылки на внешние ресурсы. На доске можно писать и возможно настроить фоновое изображение. Виртуальная доска может быть сохранена, ею можно поделиться в социальных сетях, экспортировать, распечатать и даже создать QR-код. Сервис РаШе! имеет отдельные тарифные планы для школ, индивидуальных пользователей и бизнеса, которые можно тестировать в течение 30 дней бесплатно.

Если в высшем учебном заведении применяется МооШе — а сегодня это одна из самых популярных платформ электронного обучения, то ссылка на виртуальную доску может быть размещена в соответствующем разделе учебного курса вместе с описанием задания. Если в вузе не работают с МооШе, ссылка на виртуальную доску может быть выслана преподавателем по электронной почте, или через мессенджер (УШег, WhatsApp), или размещена на своей странице на сайте.

Использование виртуальных досок во многих учебных заведениях по всему миру 8-10 лет назад было возможно только в компьютерном классе. Это не всегда удобно, тем более что количество компьютерных классов ограничено. В настоящее время широко применяются виртуальные доски в классах с планшетами и смартфонами для предоставления контента преподавателем и организации различного рода учебной деятельности.

Виртуальную доску Padlet можно назвать инструментом для начинающих. В тех учебных заведениях, где в образовательный процесс интегрированы планшеты, смартфоны, ноутбуки или другие устройства с доступом к Интернету, обычно известен Padlet как один из многих инструментов. Начало использования виртуальной доски может казаться не простым. Специально для первых попыток при работе с электронными устройствами требуются инструменты, которые очень просты в использовании и не требуют предварительных

знаний. Padlet в силы своей простоты является одним из таких инструментов.

Виртуальная доска вносит существенные изменения в организацию учебного процесса в вузе. Прошли те времена, когда студент что-то забыл и не может принять участие в аудиторной деятельности. Самое большее, может быть забыта ссылка на доску Padlet, но она есть у преподавателя. Плакаты и прочие методические материалы не пылятся и не занимают место, не попадают в мусорное ведро к концу учебного года. На доску также можно добавлять фильмы, аудиозаписи, дополнительные документы и ссылки на другой контент в Интернете.

Минимальное требование для использования Padlet - наличие доступа в Интернет и браузера. Преподаватель может создать стену на любом устройстве. Существуют приложения для iOS и Android, которые можно использовать для скачивания и редактирования программ. Встроенный сканер QR-кода позволяет открывать планшеты напрямую через их QR-код в приложении. Управление с помощью касания легко дается даже начинающему пользователю ПК. Двойное касание открывает новую панель или существующую для редактирования. Расширение также доступно для Chrome OS. Padlet может стать очень объемным в процессе использования и постепенного наполнения доски различными материалами. Пока вводятся только небольшие тексты или вставляется изображение, преподаватель может использовать смартфон или 7-дюймовый планшет. Если Padlet становится больше, необходим экран большего размера.

Итак, выделим четыре основных характеристики виртуальной доски Padlet, которые делают ее популярной в системе образования:

1) Многообразные возможности использования;

2) Независимость от платформы;

3) Простота использования студентами и преподавателями;

4) Наличие русскоязычной версии.

Виртуальная доска является прекрасным дополнением образовательного процесса, позволяющим расширить возможности обычной доски за счет качественных рисунков, графиков и других инструментов предлагаемых сервисов, что

позволяет сделать занятие более наглядным и интерактивным. В отличие от вебинаров, все результаты работы сохраняются в облачном сервисе в виде портфолио. Преподаватель располагает возможностью администрировать виртуальную доску, подключать к ней новых пользователей для групповой работы, организовать сетевую коммуникацию в режиме реального времени, а также отслеживать и комментировать проведенную студентами работу.

В заключении можно констатировать, что на сегодняшний день уже нет особых вопросов по поводу применения разнообразных сетевых ресурсов

при реализации образовательных технологий, при разработке мультимедийных учебных материалов, поддержке студентов в ходе их образовательной деятельности. Российские преподаватели сегодня пользуются виртуальными досками как одним из эффективных инструментов для проведения проектной деятельности, «мозговых штурмов», консультаций, решения творческих заданий. При этом актуальной остается разработка комплексного подхода к процессу организации эффективной учебной деятельности в условиях информационно-образовательной среды.

Библиографический список

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры от 9 октября 1998 года. - Режим доступа: http://www.conventions.ru/view base.php?id=1496, свободный

2. Михайлов, С.Н. Возможности реализации образовательных технологий с помощью интерактивной виртуальной доски // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2015. - № 178. - С.124-129.

3. Образовательный потенциал открытого образовательного ресурса «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены»: научно-методический комментарий. - СПб.: ООО «Книжный дом». - 2011. - 64 с.

4. Репяхова, З. В., Груздева, Т. В., Черепова, К. Г. Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 3-5. - Режим доступа: https ://то1иск ru/conf/ped/archive/273/13261/, свободный.

Сведения об авторе:

Фрик Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент по специальности «Социальная психология», доцент факультета очного обучения, АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196/1), e-mail: ofrik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.