Научная статья на тему 'О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕМИНИСТОК В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ (СЕТЕВОЙ ФЕМИНИЗМ)'

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕМИНИСТОК В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ (СЕТЕВОЙ ФЕМИНИЗМ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / СЕТЕВОЙ ФЕМЕНИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРАВА / ЖЕНЩИНЫ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суханова А.А.

В статье рассматривается современная деятельность феминисток в Интернет-пространстве. Благодаря развитию информационным технологиям феминистическая деятельность ушла за пределы реального пространства в веб-пространство, в частности в социальные сети. Сетевой феминизм является достаточно мощным движением, которое способно оказывать влияние на ряд существенных вопросов в области предоставления прав и свобод женщинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ACTIVITIES OF FEMINISTS IN THE INTERNET SPACE (NETWORKED FEMINISM)

The article examines the modern activities of feminists in the Internet space. Thanks to the development of information technology, feminist activities have gone beyond real space into web space, in particular into social networks. Networked feminism is a powerful enough movement that can influence a number of significant issues in the field of granting rights and freedoms to women.

Текст научной работы на тему «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕМИНИСТОК В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ (СЕТЕВОЙ ФЕМИНИЗМ)»

УДК 00

Суханова А.А., бакалавр политологии

студент МПГУ

Московский педагогический государственный университет

Научный руководитель: А.С. Чернавский старший преподаватель

МПГУ Россия, Москва

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕМИНИСТОК

В ИНТЕРНЕТ ПРОСТРАНСТВЕ (СЕТЕВОЙ ФЕМИНИЗМ)

Аннотация: В статье рассматривается современная деятельность феминисток в Интернет-пространстве. Благодаря развитию информационным технологиям феминистическая деятельность ушла за пределы реального пространства в веб-пространство, в частности в социальные сети. Сетевой феминизм является достаточно мощным движением, которое способно оказывать влияние на ряд существенных вопросов в области предоставления прав и свобод женщинам.

Ключевые слова: феминизм, сетевой феменизм, социальные сети, права, женщины, интернет.

Sukhanova A.A., bachelor of Political Science

student

Moscow State Pedagogical University Scientific adviser: Chernavsky A.S.

senior lecturer MPGU Russia, Moscow

ABOUT THE ACTIVITIES OF FEMINISTS IN THE INTERNET SPACE

(NETWORKED FEMINISM)

Annotation: The article examines the modern activities of feminists in the Internet space. Thanks to the development of information technology, feminist activities have gone beyond real space into web space, in particular into social networks. Networked feminism is a powerful enough movement that can influence a number of significant issues in the field of granting rights and freedoms to women.

Key words: feminism, networked feminism, social networks, rights, women, internet.

Предпосылки формирования феминистских идей стали появляться в момент зарождения буржуазных отношений, а именно - в период найма женщин для работы. Также существует иная точка зрения, которая относит зарождение феминистских идей к творчеству итальянских писательниц И. Ногароллы, Л. Череты и К. Пизанской. Они защищали права женщин и утверждали, что женщины должны иметь равные права с мужчинами.

В начале XVIII в. население всей планеты постепенно стало отходить от идей гендерного равенства, утверждая, что женщины являются «слабым полом», но уже к середине того же века стали возрождаться феминистские идеи. В частности, их поддерживали многие великие мыслители, например как: Вольтер, Монтескье. В течение всего XVIII в. женщины стали более активно принимать участие в жизни общества, а именно они стали просить признания их прав на образование, труд, на уважение в семье. Первой известной феминисткой стала Абигейл Смит Адамс, которая вошла в историю своей фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

В целом становление феминизма можно разделить на три волны. К первой волне становления феминистских идей относится вторая четверть XIX в., когда требования феминисток в различных странах воплотилось в единственную компанию. Изначально их требования были связаны с предоставлением образования и права голоса как средства обеспечения законодательных реформ. В тоже время в Англии среди образованных женщин зародилось движение «суфражизма». Основной идей данного движения стало предоставление женщинам политических прав.

Вторая волна феминизма была в начале 60-х годов ХХ в., родоначальницей которой считается Симона де Бовуар, выдвигавшая тогда идеи о естественности сексуального разделения труда. Она создала соотносящее природное (женское) с культурным (мужским). Вместе с тем, в этот момент стал зарождаться либеральный феминизм в США.

И наконец, третья волна феминизма произошла в начале 90-х годов. Именно на неё пришлось появление понятия «киберфеминизма», основным источником для зарождения идей которого стало сочинение Д. Харауэй «Манифест киборгов», где было указано, что женщины смогут обрести свободу лишь тогда, когда смогут стать постгендерными и постбиологичесикми организмами. По мнению Д. Харауэй киборг является созданием постгендерного мира, и не имеет ничего общего с бисексуальностью и прочими соблазнами органической целостности.

С развитием информационных технологий, и появлением сети Интернет феминистки вышли на новый уровень продвижения своих идей. Само понятие киберфеменизма появилось примерно в 1992 г. причем одновременно в трех точках мира. Первой кто опубликовал статью с данным понятием была Н. Патерон в Канаде, в тоже время в Австралии

коллектив VNS Matrix издал «Манифест киберфеминизма». А также в тот же момент С. Плант в Великобритании стала применять понятие киберфеминизма в своих трудах, чтобы определить феминизирующие воздействие технологий на западное общество.

Спустя 5 лет после появления термина киберфеминизма прошла первая конференция в г. Касселе, где приняли участие феминистки из стран Европы, Азии, России и США. Точное понятие киберфеминизма не было сформировано, однако был составлен список из 100 антитезисов киберфеминизма. В начале XXI в. понятие киберфеминизма стало постепенно уходить из употребления. По мнению исследователей, из университета

Ф. Барнетта это связано с упадком доткомов, в следствие чего негативно отразилось на утопической и излишне оптимистической наклонности цифровой культуры. Однако, ряд авторов полагают, что киберфеминизм приобрел новые формы, и существует по сей день. Авторы книги «Киберфеминизм 2.0» Р. Гаджала и Ё. Чжу говорят о том, что киберфеминизм приобрел многообразные формы, такие как женские сообщества в сети Интернет, в социальных сетях (Facebook, Instagram, Twitter и т.д.) [1]. Нельзя не согласится с данными авторами, так как действительно киберфеминизм продолжает существовать и по сей день в социальных сетях. Разновидностью киберфеминизма можно назвать -сетевой феминизм, который набирает обороты в социальных сетях.

Основным отличием киберфеминизма от предыдущих форм феминизма является наличие большего разнообразия форм фемининной самоидентификации. Кроме того, виртуальное пространство дает две возможности феминизму. Первая - высказать свое мнение открыто, а вторая - коммуникация с людьми, которые разделяют такие же идеи. Грамотное использованные социальных сетей дало возможность женщинам не только высказывать волнующие вопросы, но и собрать последователей, которые готовы не только делиться своими идеями, но и вносить существенный вклад в развитие идей феминизма [2].

Особое влияние на деятельность феминистского движения в сетевом пространстве оказывается поддержка со стороны лидеров мнений. Лидером мнений в социальных сетях могут быть знаменитости, блогеры, политические деятели и т.д. Многие из таких периодически высказывают свое мнение по различным социальным и политическим поводам, что несет в себе без сомнения пользу. Таким образом, следуя примеру поведения лидера мнений, большая часть девушек начинает задумываться о серьезных вопросах и говорить о своих проблемах, демонстрируя при этом целый ряд феминистских вопросов.

Ярким примером влияния лидера мнений в области киберфеминизма является применение хештэга «Me Too (#MeToo)» или «Я тоже», который получил широкое распространение в социальных сетях благодаря актрисе

Алисе Милано. Отметим, что хештэга «Me Too (#MeToo)», впервые был применен в социальной сети «MySpace» еще в 2006 г., его официальной создательницей является Т. Бёрк, в рамках поддержки темнокожих женщин, которые испытали сексуальное насилие. Также Т. Бёрк сняла документальный фильм, который так и называется «Me Too (#MeToo)».

А. Милано поделилась в Twitter (прим. социальная сеть) историей про сексуальные домогательства со стороны кинопродюсера Харви Ванштейна. Поставив данный хештэг, А. Милано сагитировала девушек со всего мира не побояться рассказать о своем печальном опыте (рис. 1).

Пользователи, которые применили дщиный хештэг

Пользователи, которые 0не использовали кештэг в первые 24 часа

Рисунок 1 - Количество пользователей, которые за 24 часа применили хештэг «Me

Too»

в социальной сети Facebook [3]

Итогом стало, что в течение суток более 45% пользователей социальных сетей Facebook использовали данный хештэг. Аудитория Facebook на тот момент составляла 1,9 млрд человек. Как видно данный вопрос взбудоражил общественность, в частности феминистское движение, ведь до сих пор под данным хештэгом можно увидеть новые истории девушек, которые подвергались когда-либо сексуальным домогательствам.

Движение «Me Too (#MeToo)» ушло дальше за пределы США. Например, во Франции первая волна Me Too (#MeToo)» пришла на 2017 г., когда французская журналистка С. Мюлле живущая в США, запустила хештэг «Balancetonporc (#balancetonporc)» переводится как «сдай своего насильника». Отметим, что французское общество к данному движению отнеслось достаточно «холодно», считая это американским влиянием.

Также по подобию хештэга <^e Too» Украинский общественный деятель Анастасия Мельниченко запустила в фейсбук хештэг «#яНеБоюсьСказать», который получил также широкую огласку во всем мире. В данном случае интернет-пространство просто взорвалось от

количества историй о принудительных браках, дискриминации по половому признаку, домашнем насилии.

В России же движение Me Too (#MeToo)» было изначально воспринята как травля, и пользователи Рунета испытывали смешенные чувства. По мнению, основательницы проекта «Насилию.нет» А. Ривиной [4] важно разграничивать российский и международный контекст. Хештэг «#яНеБоюсьСказать» в России повлиял на российских пользователей куда сильнее чем Me Too (#MeToo)». В России отношение к звездам эстрады не такое как к реальным людям, и российские СМИ не имеют возможности детально докладывать про процессы, происходящие на Западе. Российскую аудиторию больше затрагивают другие темы, в частности декриминализация побоев, после которых всплывали страшные истории в СМИ.

Также по мнению активистки И. Магкоевой Me Too (#MeToo)» является достаточно узконаправленной темой в борьбе за женское равноправие. По ее мнению, история данного тега не только про насилие в отношение женщин, а про насилие в целом, про злоупотребление властью.

Однако, данное движение стало глобальным, и подняло борьбу за права женщин на новый уровень, которая продолжается и по сей день.

Киберфеминизм существует не только в развитых демократических странах таких как США или Франция, но и в странах Ближнего Востока. Ярким примером в области киберфеминизма на Ближнем востоке является деятельность пакистанской правозащитницы Малалы Юсуфзай. В возрасте 11 лет она записывала блоги для БИ-БИ-СИ (англ. BBC), где рассказывала о тяжелых условиях в период режима талибов, после чего сразу же была подвержена нападению с их стороны. На сегодняшний день, М. Юсуфзай продолжает активно бороться за права женщин в Пакистане. Одним из ярких примеров её деятельности является то, что ей уже удалось добиться открытия школ для девочек и женщин. И это не далеко не конец: она готовится стать премьер-министром Пакистана, чтобы и дальше активно бороться за права женщин. А вот в другой восточной стране - Саудовской Аравии женщинам запрещается управлять транспортным средством. Благодаря проведению акции «Women2Drive», суть которой заключалась в том, чтобы выкладывать фото за рулем автомобиля. Киберфеминистки не добились полного снятия запрета, но государство разрешило женщинам в качестве транспортного средства использовать велосипед. Отметим, что киберфеминизм в восточных странах не имеет такого сильного движения, как в странах Европы и Америки, это связано прежде всего с традициями и обычаями восточных стран, гже до сих пор считается, что женщина должна быть подле мужа.

В России идеи сетевого феминизма складываются иначе. Среди представительниц российского сетевого феминизма существует хештег под названием «Ты не одна» [5], который зародился на платформе одной

из наиболее популярных на сегодняшний день социальной сети -Instagram. Он был придуман российским инстаграм-блогером Александрой Митрошиной в сотрудничестве с известной активисткой Аленой Поповой. Благодаря совместному труду этих двух женщин данный хештег перерос в сеть взаимной помощи женщинам, которая направлена на помощь жертвам в борьбе с домашним насилием. Помимо этого в ее задачи входят следующие функции:

- привлечение лидеров мнений к деятельности в сети для дополнительного освещения интернет аудитории в проблемах женщин;

- предоставление информации о фондах, кризисных центрах, которые направлены на помощь для жертв насилия;

- юридическая консультация;

- помощь в области физического и психического состояния женщин.

Сеть является уникальным проектом в России, который дает

возможность говорить женщинам открыто о своих проблемах. Кроме того, данной сетью проводятся различные акции, к примеру «Я не хотела умирать», где рассказываются истории женщин, которые были убиты в результате домашнего насилия, либо же отбывали наказание за убийство партнера в рамках самообороны. По словам Алёны Поповы государство только тем самым поспособствовало распространению домашнего насилия и прировняло его к административному правонарушению, что означает вместо уголовного дела правонарушитель получает обычный штраф, который можно сравнять с двумя штрафами за неправильную парковку. То есть, по мнению представителей правления, оставленный в неверном месте автомобиль и побои в семье - это равные по тяжести вещи и нарушитель при этом не считается преступником.

Таким образом можно сказать, что государство самоустраняется в вопросе ликвидации случаев домашнего насилия, а в реальной степени вообще поддерживает его и не содействует его сокращению. Доказательством этих слов служит статистика - начиная с 2017 г. после декриминализации побоев в семье количество случаев насилия в российских семьях существенно возросло. Согласно статистическим данным ежегодно около 12 000 женщин погибает в результате домашнего насилия. На рисунке 2 отражено количество жертв, которые подвергаются тому или иному насилию в течение жизни [6].

Рисунок 2 - Количество женщин подвергающихся насилию в течении жизни

Главная цель сети взаимопомощи женщин - принятие закона о домашнем насилии. В поддержку данного закона выступали многие лидеры мнений, такие как: И. Хакамада, И. Прохорова, К. Любин, О. Пушкина и многие другие, однако, к сожалению, в России данный закон на сегодняшний день так и не принят. (дописать про петицию и игнорирование государством деятельности активистов и НПО)

Еще одним ярким примером сетевого феминизма являются события, которые развернулись летом 2020 г. в Белоруссии. После ареста блогера Сергея Тихановского его жена, Светлана Тихановская, объединилась с Марией Колесниковой, и супругой оппозиционера Валерия Цепкало -Вериникой. Данные оппозиционеры нашли поддержку среди населения Белоруссии. Весь ужас происходящего после выборов в Белоруссии был в открытом доступе в сети Интернет, в частности на платформе Instagram и Telegram. Кроме того, высказывания А. Лукашенко в отношении участия женщин в политике сильно подорвало его авторитет. Многие девушки в поддержку Светланы Тихановской и прекращения произвола стали призывать в Telegram и Facebook выходить на мирную акцию, как ее окрестили СМИ «Цветы протеста или цепочки протеста». До событий лета 2020 г. преобладало мнение, что феминизм и политика - это вещи, которые просто несовместимы [7].

Однако сейчас женское участие в политике является трендом. До сих пор после всех этих событий, женская часть аудитории Светланы Тихановской в сети Instagram обсуждают многие проблемные вопросы. Кроме того, в поддержку деятельности женщин Белоруссии высказалась Х. Клинтон, ролик с ее обращением был размещен С. Тихановской в Telegram-канале.

Основным результатом деятельности феминисток в социальных сетях стало то, что они могут смело заявить на весь мир о своей проблеме

или волнующем вопросе (гендерное ущемление, насилие, политические репрессии и т.д.), и общество поможет и поддержит в решении данной проблемы. По мнению политехнолога А. Федоровой, феминистки действительно смогли воспользоваться возможностями социальных сетей, они смогли продвинуть там свои идеи [8].

Рисунок 3 - Как Вы считаете, возможно ли равноправие мужчин и женщин?

К примеру, в 2019 г. среди опрошенного населения 31% поддерживали идеи феминизма, хотя еще в 2017 г. показатель был гораздо ниже [9]. В данном случае, нельзя не согласится с А. Федоровой, действительно идеи феминизма сейчас активно продвигаются в социальных сетях (различных группах, пабликах, аккаунтах и т.д.).

С появлением информационных технологий мировое сообщество увидело, как на самом деле живут женщины в той или иной стране. Феминизм ушел в киберпространство, а оттуда перебрался в социальные сети. На сегодняшний день большое количество глобальных проблем обсуждаются только в социальных сетях. Принято считать, что феминистки в сети могут только бороться за «боди-позитив», однако, как показывает практика, сетевой феминизм может решать и политические проблемы («Цветы протеста» в Белоруссии). С развитием социальных сетей таких как Instagram, Telegram, Facebook феминизм получил новый виток в развитии. Интернет-пространство позволяет феминисткам реализовываться как личностям, вносить кардинальные изменения в свою жизнь, в том числе оказывать влияние на политические процессы.

Использованные источники:

1. Раджала Р. и Ен Чжу О Киберфеминизм 2.0., 2012.

2. Харченко Д. Феминизм 2.0: как интернет помогает женщинам менять мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://heroine.ru/feminizm-2-О-kak-internet-pomogaet-zhenshhinam-menyat-mir/ (дата обращения 09.03.2020).

3. More than 12M «Me Too» Facebook posts, comments, reactions in 24 hours (англ.), CBS News (17 October 2017).

4. Движение #MeToo год спустя: женская солидарность или холивар? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-45247219 (дата обращения 09.03.2020).

4. Официальный сайт сети взаимопомощи женщин «ТыНеОдна» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shop.tineodna.ru/home (дата обращения 09.03.2020).

5. Репродуктивное здоровье населения: отчет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/zdravo-2011.pdf?fbclid=IwAR3uJyMMracqMUJ47ArDewrhzwxQOT2n-k9%C3%976QrHN_DdxAeyln-JaGYeLmQ (дата обращения 09.03.2020).

6. Шадрина А. Цветы протеста: как женщины стали новой политической силой Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/408215-cvety-protesta-kak-zhenshchiny-stali-novoy-politicheskoy-siloy-belarusi (дата обращения 09.03.2020).

7. Gomez N. R. Reviving feminism through social media: from the classroom to online and offline public spaces [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09540253.2018.1513454?scroll=t op&needAccess=true&journalCode=cgee20 (дата обращения 09.03.2020).

8. Федерова А. Треть россиян поддерживают феминизм. Это много или мало? И зачем он нужен? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6237664 (дата обращения 09.03.2020).

9. Гендерное равенство в России: идеал или ложная цель? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gendernoe-ravenstvo-v-rossii-ideal-ili-lozhnaya-czel- (дата обращения 09.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.