Сахарова Н.С.
Д-р пед. наук, профессор, заместитель председателя диссертационного совета Д 212.181.01 ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
(13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.08 - теория и методика профессионального образования)
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.181.01.
К 10-ЛЕТИЮ СОВЕТА
В апреле 2009 года состоится 10-летний юбилей в деятельности диссертационного совета Д 212.181.01.
Диссертационный совет Д 064.64.01 утвержден при Оренбургском государственном университете (460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13) приказом Высшей Аттестационной Комиссии №156-в от 2 апреля 1999 года.
В соответствии с приказом Высшей Аттестационной Комиссии №217-в от 17 ноября 2000 года диссертационному совету Д 064.64.01 присвоен новый шифр - Д 212.181.01.
На протяжении всего периода существования диссертационного совета несколько раз частично менялся его состав (приказы Высшей аттестационной комиссии: от 17 ноября 2003 г. №1068/1503, от 19 декабря 2003 г. №1219, от 1 ноября 2005 г. №926/217, от 26 января 2007 г. №19-58/217).
Диссертационный совет уполномочен принимать к защите диссертации по специальностям 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) и
13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки).
На сегодняшний день диссертационный совет Д 212.181.01 при Оренбургском государственном университете (460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13) работает в соответствии с приказом Высшей Аттестационной Комиссии №937747 от 30 мая 2008 года (на период действия Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства науки и образования России №17/4 от 25.01.2000 г.) в составе 18 чел.:
1) Кирьякова Аида Васильевна (председатель) - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования;
2) Каргапольцев Сергей Михайлович (заместитель председателя) - д-р педагогичес-
ких наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
3) Сахарова Наталия Сергеевна (заместитель председателя) - д-р пед. наук, профессор, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;
4) Белоновская Изабелла Давидовна (ученый секретарь совета) - д-р пед. наук, профессор, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;
5) Белая Галина Викторовна - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
6) Булынский Николай Николаевич - д-р пед. наук, профессор, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;
7) Гаязов Альфис Суфиянович - доктор педагогических наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
8) Гладких Валентина Григорьевна - д-р пед. наук, профессор, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;
9) Ерофеева Наталья Евгеньевна - д-р филолог. наук, профессор, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;
10) Каргапольцева Наталья Александровна - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
11) Кострюков Андрей Всеволодович - д-р пед. наук, профессор, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;
12) Кузнецов Владимир Викторович - д-р пед. наук, профессор, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования;
13) Матушкин Семен Егорович - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
14) Мелекесов Геннадий Анатольевич -д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
15) Назаров Николай Васильевич - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
16) Рындак Валентина Григорьевна - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
17) Темкина Вера Львовна - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
18) Тихомирова Евгения Ивановна - д-р пед. наук, профессор, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.
За истекшее десятилетие диссертационный совет непрерывно и планомерно развивался. С 1999 по 2008 год в диссертационном совете было проведено 199 защит, из которых 28 на соискание ученой степени доктора педагогических наук и 171 на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Данные количественные показатели свидетельствуют о высокой степени динамичности в работе диссертационного совета Д 212.181.01.
В диссертационном совете исследуются следующие направления:
1) проблемы аксиологиза-ции образования (докторские исследования Мелекесова Г.А., Ольховой Т.А., Поляковой А.А., Янкиной Н.В.);
2) развитие компетентно-стного подхода как нового направления в педагогике (докторские исследования Сахаровой Н.С., Белоновской И.Д., Соколова В.Н.);
3) проблемы лингвокоммуникативной дидактики (докторские исследования Ксено-фонтовой А.Н., Искандаровой О.Ю., Темкиной В.Л., Колобовой Л.В.);
4) модернизации образования (докторские исследова-
Динамика защит диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в диссертационном совете Д 212.181.01
с
о
1 1 Г1
2
1 1 1 1
1 II
1 1
II
о о
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Год
■Количество защит соискателей, являющихся сотрудниками ГОУ ОГУ
Количество защит соискателей, не являющихся сотрудниками ГОУ ОГУ
■ Количество защит соискателей, являющихся сотрудниками ГОУ ОГУ
Количество защит соискателей, не являющихся сотрудниками ГОУ ОГУ
ния Зотовой Н.К., Емельяновой М.А., Третьяковой Т.Н., Багишаева З.А., Анищенко В.А., Поздняковой О.К.);
5) актуальные проблемы профессионального образования (докторские исследования Кузнецова В.В., Хамитова Э.Ш., Животовской Г.П., Гладких В.Г., Жернова В.И.);
6) проблемы воспитания и социализации личности (докторские исследования Тихомировой Е.И., Каргапольцевой Н.А.);
7) вопросы эстетического воспитания и культуры личности (докторские исследования Тихамировой Е.И., Беляева С.Е., Соколовой Л.Б., Пурик Э.Э.).
Кандидатские исследования выполняются в русле актуальных направлений развития педагогической науки, представляют собой значительную научно-практическую ценность, а результаты исследований находят отражение в образовательном процессе высших и средних специальных учебных заведений, а также структурах повышения квалификации преподавателей. Наиболее активно разрабатываются следующие научные направления :
- актуальные проблемы дополнительного образования (кандидатские диссертации Ковалевской Г.П., Калугиной Е.В., Попцова С.Б..);
- вопросы эстетического воспитания молодежи (кандидатские диссертации Мальгиной Т.М., Коломиец Г.Г., Вязмина Ю.Н., Бровко Н.В., Якушевой С.Д.);
- развитие аксиологического потенциала личности (кандидатские диссертации Моисеевой Л.В., Левашовой Г.Н., Богомоловой А.Ю.);
- проблемы адаптации и социализации личности(кандидатские диссертации Александрова С.А., Тереховой Г.В., Тазекеновой П.Б., Марченко Л.А., Киселева Н.М.);
- вопросы активизации речевой деятельности личности (кандидатские диссертации Ереминой Н.В., Кабановой О.В., Томина В.В., Бочкаревой Т.С.);
- развитие компетенций и компетентностей как образовательного результата
(кандидатские диссертации Переходько И.В., Кулантаевой И.А., Ивановой С.Г., Крапивиной М.Ю.).
Все диссертационные исследования выполнены в соответствии с планом научно-исследовательских работ университета. Темати-
ка прошедших защиту работ включала использование новых подходов и методов к исследованию обозначенных проблем, процессов, происходящих в них, выработку соответствующего инструментария (технологий) управления этими процессами.
Анализ результатов внедрения рекомендаций и материалов диссертационных исследований в практику образовательных учреждений и факультетов повышения квалификации работников образования в разных регионах России свидетельствует о высоком научном потенциале представленных работ.
Во всех работах выделено сочетание фундаментальных и прикладных задач. Единой платформой исследований является теоретико-экспериментальное подтверждение концептуальных идей акцентов на вузовское образование.
Все диссертации, защищенные в совете, признаны ВАК актуальными, имеющими научную новизну, теоретическую и практическую значимость.
Актуальность определяется анализом, проводимым диссертационным советом по последующим позициям:
- в связи с современной нормативной базой образования,
- в соответствии с положениями Концепции модернизации образования,
- в контексте основных направлений развития педагогической науки,
- в рамках исследования актуальных проблем отечественного образования, тенденций зарубежного образования, инновационного опыта регионального образования.
Степень новизны диссертаций определяется наличием следующих критериев:
- целостной научной концепции;
- новой научной идеи, обогащающей новую научную концепцию;
- новой научной идеи в рамках известной научной концепции;
- обогащения соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактами;
- оригинальной научной гипотезой, предлагающей новый научный взгляд, новую трактовку проблемы;
- обоснования теорий;
- уточнением структуры педагогической науки;
- введением новых понятий или изменением старых трактовок;
- спорных, но интересных суждений по какой-либо теме, проблеме;
- опровержением устаревших идей и позиций.
К оппонированию представляемых к защите работ диссертационный совет Д 212.181.01 приглашает академиков и членов-корреспон-дентов РАО: Краевского В.В., Сенько Ю.В., Бон-даревскую Е.В., Матушкина С.Е., Бондыреву
С.К., а также ведущих ученых в области педагогики и психологии высшей школы России: Заир-Бек Е.С., Осмоловскую И.М., Борытко Н.М., Вазину К.Я., Бухарову Г.В.
Лидерами среди научных руководителей -членов диссертационного совета Д 212.181.01 являются подготовившие в ОГУ 10 и более кандидатов и докторов наук: д.п.н., профессор Ки-рьякова А.В., д.п.н., профессор Каргапольцев С.М., д.п.н., профессор Каргапольцева Н.А.