О ДЕТЕРМИНАНТАХ ПОНЯТИЯ «УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ДИСЦИПЛИНА» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.А. Трофимов1, канд. юрид. наук, зам. начальника кафедры
А.С. Перевощиков2, начальник отделения контроля учетно-регистрационной дисциплины штаба
А.П. Анисимов1, канд. тех. наук, Доцент 1Академия управления МВД России
2Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области
1(Россия, г. Москва)
2
2(Россия, г. Киров)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-12015
Аннотация. Учет и регистрация информации о преступлениях являются исходными стадиями возникновения большого количества правоотношений в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел). Содержание этой деятельности составляет множество регламентированных по срокам, порядку и последовательности выполнения процедур, связанных, в том числе, с фиксацией на различных этапах соответствующих сведений в специальных книгах, журналах и иных формах регистрации, учета и отчетности.
Результаты деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о сохраняющихся в этой сфере проблемах, а в различных директивных документах находят отражение указания по разработке и реализации мер, направленных на укрепление учетно-регистрационной дисциплины. При этом до сих пор отсутствует нормативное определение этого понятия, что препятствует единообразному толкованию событий, явлений и процессов в указанной области, выявлению существующих между ними зависимостей и, в конечном счете, решению имеющихся проблем.
Цель настоящего исследования заключается в анализе факторов, определяющих содержание понятия «учетно-регистрационная дисциплина» в деятельности органов внутренних дел. На основе изучения нормативных правовых актов, научных трудов, посвященных теории рассматриваемого вопроса, и правоприменительной практики предлагается авторский взгляд на детерминанты указанного понятия, а также его определение.
Ключевые слова: учетно-регистрационная дисциплина, контроль, регистрация преступлений, органы внутренних дел, полиция.
Учет и регистрация преступлений являются отправными началами реализации принципа неотвратимости наказания за их совершение, выступают основой формирования государственной статистики в соответствующей области и, как следствие, выработки управленческих решений в сфере деятельности МВД России (далее также - Министерство). В этой связи вопросам соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел руководством Министерства уделяется большое внимание.
Достаточно показательным является тот факт, что в соответствии с Инструкцией по организации и проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок деятельности органов внутренних дел [1] направление деятельности инспектируемого органа оценивается неудовлетворительно, если в ходе его проверки выявлены признаки системы нарушений учетно-регистрационной дисциплины, а при выявлении системы укрытия заявлений (сообщений) от регистрации деятельность проинспектированного органа оценивается неудовлетворительно в целом. Акцентируя
внимание на актуальности вопросов соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел, также следует отметить, что вопросы ее совершенствования выделены в качестве самостоятельного направления научного обеспечения деятельности органов внутренних дел.
В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах МВД России при приеме, регистрации и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях разработана и утверждена соответствующая инструкция [2], в составе штабов территориальных органов МВД России созданы подразделения контроля учетно-регистрационной дисциплины (далее -УРД), а также определен перечень мероприятий, составляющих содержание контроля за обеспечением УРД, проводятся регулярные проверки ее соблюдения в ходе которых только за 10 месяцев 2019 года в органах внутренних дел было выявлено более полумиллиона таких нарушений.
Не ставя перед собой целью анализ причин и условий нарушений подобного рода отметим, что они весьма разнообразны, зачастую не носят умышленный характер и допускаются по невнимательности или неопытности отдельных сотрудников, являются следствием просчетов в организации деятельности по соответствующему направлению или недостаточной эффективности мер, направленных на недопущение таких нарушений и т.д.
В постоянно меняющихся условиях работы органов внутренних дел неизбежно появление новых нарушений в сфере учет-но-регистрационной дисциплины, неизвестных ранее способов укрытия преступлений от учета и искажения статистических данных. В этой связи результативность контроля за соблюдением УРД и профилактики ее нарушений напрямую зависят не только от навыков и умений сотрудников соответствующих подразделений в сфере реализации предоставленных им полномочий, но и от их теоретических знаний в этой области. В первую очередь речь идет о понятийном аппарате, позволяющем не только единообразно толко-
вать события, явления и процессы, но и понимать существующие между ними зависимости.
В этой связи не способствует указанным целям отсутствие определенного нормативно понятия «учетно-
регистрационная дисциплина», которое на протяжении многих лет используется как в правовых актах и директивных документах Министерства, так в научной и учебной литературе.
В ходе проведенного исследования первое использование анализируемого термина мы обнаружили в приказе МВД СССР от 11.11.1990 №415 «Об утверждении Примерной инструкции», т.е. почти 30 лет назад. Этот и последующие нормативные правовые акты, определявшие порядок регистрации, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, практически все издавались с целью укрепления учетно-регистрационной дисциплины, однако определение указанного термина в них не раскрывалось.
Для более точного понимания содержания рассматриваемого понятия попытаемся проанализировать составляющие элементы учетно-регистрационной дисциплины в деятельности органов внутренних дел и выделить ее детерминанты.
Применительно к исследуемой проблеме под «учетом» преступлений понимается фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах [3].
Регистрация в органах внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях -это присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера книги учета заявлений и сообщений о преступлениях и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения) [2].
Таким образом, применительно к учет-но-регистрационной деятельности органов внутренних дел, под «регистрацией» следует понимать внесение сведений об объектах в журнальные формы учета и при-
своение определенного порядкового номера объектам учета в соответствии с установленными требованиями в регистрационных документах, а под «учетом» - внесение сведений о зарегистрированных объектах в государственную или ведомственную статистическую отчетность в качестве результатов регистрации, сбора, обработки сведений о состоянии правопорядка.
Поскольку учет и регистрация характерны различным сферам жизнедеятельности человека и отраслям производства термин «учетно-регистрационная сфера» следует понимать как некий вектор правоотношений, возникающих в силу нормативной регламентации определенных видов деятельности.
Учетно-регистрационную сферу органов внутренних дел можно определить как основанную исключительно на нормативных правовых актах и в пределах, определенных ими, деятельность или работу органов или подразделений по урегулированию правоотношений, возникающих в силу регистрации и учета конкретных объектов (субъектов).
Применительно к деятельности органов внутренних дел таковыми являются, например, транспортные средства или иностранные граждане, применительно к исследуемой теме - заявления (сообщения) о правонарушениях, материалы проверок, преступления, лица, их совершившие и др. Это деятельность всех подразделений органов внутренних дел по сбору, регистрации, учету и использованию представляющей интерес информации в целях надлежащего осуществления оперативно-служебной деятельности и решения возложенных на органы внутренних дел задач по противодействию и профилактике преступлений и правонарушений.
Вместе с тем, при осуществлении учет-но-регистрационной функции допускаются нарушения требований нормативных правовых актов в данной сфере деятельности, в том числе нарушения порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях и правонарушениях, нарушения учета преступлений. То есть, речь идет
о нарушении установленного и обязательного порядка и правил (дисциплины) в сфере учета и регистрации.
Проведенным изучением научной литературы, трудов, статей и монографий установлено, что отдельными авторами предпринимались попытки определения и толкования данного понятия.
Например, Анюров Ф.Ф. определяет учетно-регистрационную дисциплину как строгое, неукоснительное соблюдение должностными лицами требований нормативных правовых актов, регулирующих учетно-регистрационную работу, связанную с соблюдением сроков, периодичностью сбора, учета и регистрации сведений, заполнением всех предусмотренных форм учета и отчетности, представлением их руководству органа внутренних дел, направлением в вышестоящие инстанции [4].
Анализ этого и других определений свидетельствует, что в основе большинства из них лежит учетно-регистрационная работа, которая определяется и трактуется как деятельность по своевременному сбору информации о преступлениях и правонарушениях, лицах, их совершивших, об уголовных делах, о материалах, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, других фактах, явлениях, событиях с регистрацией их в определенных книгах, журналах, с использованием других накопителей и носителей, качественному учету этой информации, а также формированию на этой основе статистических карточек и отчетов.
Во многом разделяя такую точку зрения, нельзя не отметить тот факт, что при определении понятия учетно-
регистрационной дисциплины делается акцент на сборе, регистрации и учете сведений (информации), заполнении учетных форм и отчетности.
Вместе с тем, помимо осуществления указанных действий, содержание учетно-регистрационной дисциплины, по нашему мнению, неизменно определяла задача по недопущению «укрывательства» преступлений от регистрации и учета, искажения уголовной статистики. Считаем, что борьба с такими фактами во многом детерминирует содержание этой деятельности и на
современном этапе. Кроме того, сюда входит также соблюдение и обеспечение установленного порядка разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях, в том числе соблюдение сроков их рассмотрения, обоснованность принимаемых по ним решений.
К такому умозаключению мы приходим на основании изучения различных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях и их учета, мнения ученых и практикующих сотрудников, а также имеющегося личного опыта в дан-
Исходя из изложенного считаем, что понятие «учетно-регистрационная дисциплина» следует определять как обязательное соблюдение соответствующими должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации требований нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, их учета посредством выполнения регламентированных процедур на различных этапах работы с информацией, а также противодействие ее укрытию и искажению.
ной сфере деятельности.
Библиографический список
1. Приказ МВД России от 03.02.2012 № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
3. Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденное межведомственным приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005.
4. Анюров Ф.Ф. Правовые и организационные основы учетно-регистрационной работы в органах внутренних дел: монография. - М.: Академия управления МВД России, 2014.
ABOUT DETERMINANTS OF THE CONCEPT "ACCOUNTING AND REGISTRATION DISCIPLINE" IN ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIR BODIES OF
THE RUSSIAN FEDERATION
D.A. Trofimov1, Candidate of Legal Sciences, Deputy Head of the Department
A.S. Perevoshchikov2, Head of the Headquarters of the Office of Accounting
A.P. Anisimov1, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
1 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
2Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Kirov
region
1 (Russia, Moscow)
2 (Russia, Kirov)
Abstract. Accounting and registration of information on crimes are the initial stages of the emergence of a large number of legal relations in the field of law enforcement activities of the internal Affairs bodies of the Russian Federation (hereinafter - the internal Affairs bodies). The content of this activity is a set of regulated by the terms, order and sequence ofprocedures related, inter alia, with the fixation at various stages of relevant information in special books, journals and other forms of registration, accounting and reporting. The results of the activities of the internal Affairs bodies indicate the continuing problems in this area, and various policy documents contain instructions for the development and implementation of measures aimed at strengthening the accounting and registration discipline. At the same time, there is still no normative definition of this concept, which prevents a uniform interpretation of events, phenomena and processes in this area, the identification of existing.
Keywords: accounting and registration discipline, control, registration of crimes, bodies of internal affairs, police.