Научная статья на тему 'О деструктивности проявлений индивидуального и группового нарциссизма в молодёжной среде'

О деструктивности проявлений индивидуального и группового нарциссизма в молодёжной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
684
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРЦИССИЗМ / ПРИЗНАКИ НАРЦИССИЗМА / ГРУППОВОЙ НАРЦИССИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРЦИССИЗМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарапов А.В.

В статье рассматривается деструктивная роль проявлений индивидуального и группового нарциссизма в молодёжной среде. В работе приводятся признаки нарциссизма. Указаны условия для возникновения экстремисткой идеологии. Предложены способы преодоления нарциссических тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деструктивности проявлений индивидуального и группового нарциссизма в молодёжной среде»

Критерии оценивания знаний следующие: К < 0,7 - 1 балл; К= 0,7 - 2 балла; К в пределах от 0,75 до 0,8 - 3 балла; 0,85 - 0,9 - 4 балла; 0,9 - 1 - 5 баллов.

Тестирование, как метод контроля и оценки знаний имеет свои положительные и отрицательные моменты. Преимущество тестов перед другими формами оценки знаний заключается в их оперативной обработке, наличии объективности в оценивании. В качестве основных недостатков можно отметить невозможность проверки более глубокого понимания содержания предмета обучающимися. Негативную роль могут сыграть и различные случайные факторы: невнимательное прочтение или неверное понимание задания. Для эффективности процесса контроля целесообразно использовать и другие средства оценивания.

Список литературы

1. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 160 с.

УДК 159923.2

О ДЕСТРУКТИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО

НАРЦИССИЗМА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Шарапов А.В., 2017, Институт педагогического образования

и социальных технологий Тверского государственного университета, аспирант, г. Тверь

Аннотация: в статье рассматривается деструктивная роль проявлений индивидуального и группового нарциссизма в молодёжной среде. В работе приводятся признаки нарциссизма. Указаны условия для возникновения экстремисткой идеологии. Предложены способы преодоления нарциссических тенденций.

Ключевые слова: нарциссизм, признаки нарциссизма, групповой нарциссизм, идеология экстремизма, преодоление проявлений нарциссизма

ABOUT THE DESTRUCTIVENESS OF THE MANIFESTATIONS OF INDIVIDUAL AND GROUP NARCISSISM IN YOUTH ENVIRONMENT

Sharapov A. V., 2017,

postgraduate student of the Institute of Teacher Education and Social Technologies of Tver State

University, (Tver, Russian Federation).

Abstract: the article discusses the destructive role of the manifestations of individual and group narcissism in youth environment. The paper shows signs of narcissism. Specifies the conditions for the emergence of extremist ideology. There are ways to overcome narcissistic tendencies.

Keywords: narcissism, signs of narcissism, group narcissism, ideology of extremism, overcoming the manifestations of narcissism.

Одной из положительных характеристик личности является чувство собственного достоинства, способствующее формированию адекватной самооценки и эмпатийному восприятию остальных субъектов совместной деятельности, что улучшает микроклимат в группе и помогает выстраивать равноправные и конструктивные взаимоотношения. Индивидуальные и групповые проявления нарциссизма, напротив - могут служить деструктивным фактором, тормозящим развитие положительных тенденций в социуме.

Термин «нарциссизм» происходит из греческой мифологии, передающей образно точный смысл особенности личности. Согласно мифу, отличавшийся необычной красотой юноша Нарцисс, не мог оторваться от собственного отражения в воде и умер от мучительной и страстной любви к себе. Таким образом, нарциссизм - это «самолюбование, сосредоточение любовных переживаний на себе самом» [6]. Изначально нарциссизм в психоаналитическом подходе трактовался как сексуальная

направленность по отношению к себе. Продолжая рассматривать данный термин, Э. Фромм предложил его использовать в качестве как характеристики личности в целом, так и отдельных качеств: остроумия, чести, интеллигентности, скромности, выдающегося физического развития и т. д. [4, стр. 105-106]. Среди ключевых признаков нарциссизма выделяют: дистанцирование от собеседника и обесценивание чужих переживаний, навязывание собственного мнения, высокомерие и нетерпимость к критике, слабая способность к эмпатии и связанные с ней чувства зависти, раздражительности доходящей до ненависти, а также отрицание чужих потребностей [5, стр.61-67]. Кроме того, есть отличие от выражения эгоизма, которому, пожалуй, тоже были бы свойственны приведённые признаки. Проявления нарциссизма не признают объективную реальность (в отличие от проявлений эгоизма), индивид склонен конструировать вымышленный окружающий мир и наделять ролями и полномочиями окружающих, а позже ещё и всем сердцем уверовать в него, где главенствующая роль принадлежит «особенной» личности, группе [4, стр. 105].

В своём исследовании Н.М. Клепикова, приводит эмпирические данные о половозрастных отличиях нарциссических черт. Так, наряду с остальными, в подростковом возрасте это вера в собственную уникальность, включающая лидерство и авторитет, а в юношеском - стремление к самовосхищению и самолюбованию [2, стр.22]. Таким образом, прослеживается проблема поиска идентичности, столь свойственная данной возрастной группе. Личностная или социальная фрустрация индивидов, связанная со сложностью достижения актуальных потребностей, может привести к объединению в группы, субкультуры, сообщества. Если человек оказывается в благоприятных условиях, то, вероятно, он сможет найти социально приемлемый способ самоактуализации, что поможет раскрыть свой познавательный и творческий потенциал, оптимально интегрироваться в социум для совместной созидательной деятельности. Данный тезис усиливается особенностью молодёжного возраста и присущими ему «доминантами усилий и романтики», что, по мнению Л.С. Выготского, обусловливает стремление к преодолению препятствий и социальному героизму [1, стр. 36-37]. Негативная ситуация возникает тогда, когда индивиды с присущими им нарциссическими чертами, объединяются в группы, целью которых является демонстрация собственной исключительности по сравнению с остальными сообществами. Сложившаяся ситуация определённо способствует усваиванию различных разрушительных идеологий, ряд которых вполне может попадать под определение экстремистских. Анализируя риски молодёжи, Э. Эриксон отмечает, что «вся преданность, мужество и находчивость юности могут также эксплуатироваться демагогами, в то время как весь идеологический идеализм поддерживает юношескую стихию, которая может стать явным обманом, когда изменится историческая действительность» [7, стр. 271]. Также необходимо учитывать особенности группового влияния на человека. Совместное бытиё, в условиях неустойчивых моральных ориентиров, в которое может быть включён индивид, зачастую ослабляет его самосознание и приводит к рассогласованию нравственных установок и поведения [3, стр. 373-374]. Таким образом, можно отметить деструктивность проявлений индивидуального и группового нарциссизма: от персональных негативных черт личности до групп и сообществ, ставящих во главу угла доказательства собственного превосходства и отрицающих социальную кооперацию.

Каким же образом могла бы проводится работа по преодолению нарциссических тенденций? Э. Фромм предлагает распространять гуманистическую философию и антропологию, с одной стороны, признающие культурные и ценностные различия, а с другой - выявляющие схожие элементы человеческого существования [4, стр. 145-146]. Очередной компонент коррекционных мер заключается в научной ориентации системы воспитания, прививающей критическое мышление, признание реальности и восприятие правды. Такой подход мог бы помочь преодолеть узкие рамки индивидуального или группового эгоцентрического восприятия, способствовать принятию, в первую очередь, общечеловеческих ценностей и фокусировать усилия на достижении конкретных, социально значимых целей.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б.

Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

2. Клепикова Наталья Михайловна Модель операционализации понятия «нарциссизм» в пределах психической нормы автореф. ... канд. псих. наук 19.00.01 Хабаровск, 2011, 24 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1996. - 684 с.

4. Фромм Э. Душа человека / Эрих Фромм, пер. с нем. В. Закса. - М.: АСТ: Астрель, 2011. -

251с.

5. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности: Психология нарциссических расстройств личности / Перев. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 296 с.

6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/10675/НАРЦИССИЗМ (Дата обращения 14.10.2017)

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

УДК:373.33

РАЧОК АРТЕМИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА

Габдулинова К.Г., 2017 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

ARTEMIA (CRUSTACEAN) AS THE OBJECT OF STUDY ON THE LESSON OF THE ENVIRONMENT USING A DIGITAL MICROSCOPE

Аннотация: в статье представлен опыт использования рачка артемии (Artemia) как объекта изучения на уроке окружающего мира с использованием цифрового микроскопа в начальной школе. Автор дает краткую характеристику артемии, способ получения личинок этого животного для ознакомления учащимися на уроке окружающего мира, предлагает примеры тем уроков, заданий и вопросов для организации наблюдений детьми этих объектов. Статья сопровождается авторскими фотографиями, выполненными с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: артемия, цифровой микроскоп, окружающий мир, начальная школа.

ARTEMIA (CRUSTACEAN) AS THE OBJECT OF STUDY ON THE LESSON OF THE ENVIRONMENT USING A DIGITAL MICROSCOPE

GabdulinovaK.G., 2017

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods of preschool and primary education, Kirov

Abstract: the article presents the experience of using Artemia (crustacean) as the object of study in a lesson of the environment using a digital microscope in the primary school. The author gives a brief description of Artemia, a method for obtaining the larvae of this animal for the students to familiarize in the lesson of environment, offers examples of the topics of lessons, tasks and questions for organizing observations of children of these objects. The article is accompanied by author's photographs taken using a digital microscope.

Key words: artemia, digital microscope, environment, primary school.

Артемия (Artemia) - животное класса Ракообразные (Crustacea) подкласса Жаброногие (Branchiopoda), отряда Жаброноги, или Беспанцирные (Anostracа) [1, с. 362]. Длина тела 0,8-1 см. Распространена в соленых озерах и лужах зоны полупустынь, пустынь и способна жить в огромном диапазоне солености. [2, с. 37]. Ареал распространения артемий в Западной Сибири в пределах Российской Федерации с севера ограничен 56 северной широты, с юга примыкает к казахскому ареалу зоны полупустыни. С запада он ограничен восточными склонами Уральского хребта, с востока -западными склонами Алтайских гор и Салаирского кряжа. Раннее все популяции артемий были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.