Научная статья на тему 'О деформативности изгибаемых элементов из тяжелого бетона при двухрядном расположении углепластиковой и комбинированной арматуры'

О деформативности изгибаемых элементов из тяжелого бетона при двухрядном расположении углепластиковой и комбинированной арматуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕТОН / СТАЛЬ / УГЛЕПЛАСТИКОВАЯ АРМАТУРА / ОПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ / ПРОЧНОСТЬ / ЭТАПЫ ЗАГРУЖЕНИЯ / ДЕФОРМАТИВНОСТЬ / ТРЕЩИНООБРАЗОВАНИЕ / УРОВЕНЬ НАГРУЗКИ / CONCRETE / STEEL / CARBON-FIBER REINFORCEMENT / TEST SAMPLES / STRENGTH / STEPS OF LOADING / DEFORMABILITY / CRACKING / LOAD LEVEL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Маилян Дмитрий Рафаэлович, Польской Пётр Петрович, Мерват Хишмах, Кургин Константин Васильевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением влияния на деформативность железобетонных балок из тяжелого бетона замены стальной арматуры на углепластиковую, расположенную в два ряда. Установлено, что прогибы балок с композитной арматурой во всем диапазоне нагрузок на 46-54% выше по сравнению с эталонными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Маилян Дмитрий Рафаэлович, Польской Пётр Петрович, Мерват Хишмах, Кургин Константин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the question of deformability flexural elements of heavy concrete with the location carbon fiber and composite reinforcement in two rows

The article discusses issues related to the study of the influence on the deformability of concrete beams of heavy concrete reinforcing steel to replace the carbon fiber arranged in two rows. Found that delamination of the composite beams with reinforcement throughout the range of loads up to 46-54% compared with the reference.

Текст научной работы на тему «О деформативности изгибаемых элементов из тяжелого бетона при двухрядном расположении углепластиковой и комбинированной арматуры»

О деформативности изгибаемых элементов из тяжелого бетона при двухрядном расположении углепластиковой и комбинированной арматуры

П.П. Польской, Д.Р. Маилян, Мерват Хишмах, К.В. Кургин

В практике проектирования изгибаемых железобетонных элементов стальная рабочая арматура располагается как в один, так и в два ряда [1, 2]. В этой связи интересно проследить, как изменяются деформативные свойства балок при двухрядном расположении композитной и комбинированной арматуры [3, 4]. Данные о деформативности опытных образцов, имеющих угле-пластиковую и комбинированную арматуру, расположенную в один ряд, уже получены в соответствии с программой [5] и опубликованы в открытой печати [6]. В данной статье приведены деформативные свойства балок при двухрядном расположении рабочей композитной арматуры.

Прогибы балок, имеющих стальную, углепластиковую и комбинированную арматуру, определялась на тех же опытных образцах, что и при изучении нормальных сечений. При этом железобетонные балки с двухрядной стальной арматурой приняты эталонными. Конструкция опытных образцов и их продольное и поперечное армирование приведены в работе [7]. Она размещена на страницах настоящего сборника.

В целях получения данных сопоставимых с результатами ранее выполненных экспериментов испытания проводились на одинаковых по размеру образцах, и по единой методике, которая кратко приведена ниже [8 - 10].

Нагрузка прикладывалась двумя сосредоточенными силами, расположенными, как и ранее, в третях расчетного пролета. Испытания проводились до разрушения ступенчато-возрастающей нагрузкой интенсивностью 4; 8; 16 кН. Первый уровень нагрузки прикладывался трижды, затем следовал этап с нагрузкой 8 и далее 16 кН. При достижении уровня нагрузки, равной 80% от разрушающей, на последующих этапах загружения она снижалась до 8 кН. Интенсивность приложения нагрузки контролировалась по индикатору часо-

вого типа с ценой деления 0, 0,1 мм, установленному на образцовом динамометре. Замеры деформаций осуществлялись с использованием таких же индикаторов, которые были закреплены по осям опор в точках приложения нагрузок и в середине пролетов. Отсчеты с приборов на каждом этапе снимались дважды по окончании нагружения и после выдержки под нагрузкой. Характер поведения балок и отсчеты с приборов заносились в журнал испытаний.

Первые нормальные трещины в зоне чистого изгиба появлялись во всех опытных образцах при нагрузке, равной 7,8-8,5 кН, т.е. на втором этапе за-гружения. Новые трещины появлялись и на третьем этапе при нагрузке 9,5-11 кН. Эти трещины далее развивались по высоте и ширине до появления наклонных. Момент образования всех видов трещин фиксировался визуально с использованием ацетоновой пробы и далее уточнялся по показаниям приборов, установленных на бетоне и арматуре [7].

Деформативность балок сразу резко увеличивалась после появления первых или последующих нормальных и наклонных трещин. Этому способствовали достижение в стальной арматуре напряжений, близких к условному пределу текучести, а в композитной арматуре - величины ст =500 и более МПа. Эти данные во многом совпадают с результатами экспериментов, полученными ранее [7]. Приращение деформаций в балках с комбинированным армированием находилось в некоторой зависимости от места расположения углепластиковой арматуры в первом или во втором ряду.

Предварительная обработка данных по прогибам была выполнена по журналам испытания опытных образцов. На их основе были построены графики изменения деформаций балок в зависимости от уровня нагрузки, начиная от нуля до разрушения.

Для получения конкретных данных о влиянии двухрядного расположения углепластиковой арматуры, либо ее расположения только в первом или во втором ряду (для комбинированных сечений), дополнительно были определены прогибы балок при трех уровнях нагрузки, составляющих 0,3;0,6;0,8

от разрушающей. В табл. 1 приведены средние значения прогибов балок при указанных уровнях нагрузки по каждой серии и выполнено их прямое сопоставление с эталонными балками.

Из указанной таблицы видно, что образцы, в которых в обоих рядах расположена только композитная арматура (серия IV), имеют во всем диапазоне нагрузок значительное превышение деформаций, по сравнению с эталонными балками.

Таблица 1

Опытные прогибы балок с двухрядным расположением стальной, углепла-

стиковой и комбинированной арматуры при различных уровнях нагрузки

Серия опытных образцов Шифр балок Класс бетона, МПа Уровни наг рузки N¡/N^1

Опытные значения прогибов балок по сериям _/ехр, мм Отношение средних значений прогибов балок с композитной арматурой к прогибам эталонных образцов

0,3 0,6 0,8 0,3 0,6 0,8

1 2 3 4 5 6 7 8 9

III ББ-7;8;9 33,3 2,24 5,46 7,77 1 1 1

IV Вс-10;11;12 31,9 3,46 8,12 11,38 1,54 1,49 1,46

V БЬ-13; 14; 15 31,95 2,28 5,85 8,45 1,02 1,07 1,09

VI БЬ-16;17;18 31,0 2,33 5,97 8,92 1,04 1,09 1,15

Примечание: Символами N1 обозначена нагрузка, передаваемая непосредственно на траверсы через образцовый динамометр на разных этапах за-гружения; ^^ - аналогичная нагрузка в момент разрушения балок.

Для балок V и VI серий, у которых стальная арматура на 50% заменена углепластиковой, опытные прогибы оказались значительно меньше по сравнению с балками, имеющими 100% композитной арматуры. При эксплуатационных уровнях нагрузки они не превышают 7-9%, увеличиваясь до 9-15% перед разрушением балок.

Аналогичная картина имеет место и при сравнении опытных прогибов с их предельно допустимой величиной /хр, равной 1/200 от величины пролета. Для композитно армированных балок несущая способность уменьшилась, по сравнению с эталонными балками, на 21,4%, вместо 13%, если сравнивать

только разрушающие нагрузки. Для комплексно армированных балок падение несущей способности составляет 6,2%.

На основе прямого сопоставления деформаций опытных образцов при двухрядном расположении арматуры можно сделать следующие выводы:

1. Деформации опытных образцов с углепластиковой рабочей арматурой, изготовленных из тяжелого бетона с прочностью, соответствующей классам В30-В35, превышают прогибы эталонных балок на 46-54% во всем диапазоне нагрузок.

2. Опытные прогибы балок с комбинированным двухрядным армированием при одинаковом соотношении площади стальной и композитной арматуры, равной 50% от ее полной величины, оказались значительно меньше и увеличились, по сравнению с эталонными балками, всего на 9% при расположении арматуры в первом ряду, и 15% - во втором ряду.

3. Независимо от рядности расположения композитной арматуры опытные прогибы балок в комплексно армированных сечениях практически совпадают до уровня нагрузки равного 0,6 от разрушающей. При ее большем уровне балки с углепластиковой арматурой, расположенной во втором ряду, показывают несколько большие деформации, которые, однако, не превышают статистического разброса.

4. Независимо от характера расположения рабочей арматуры в один или два ряда доминирующим фактором при определении несущей способности нормальных сечений балок из тяжелого бетона, изготовленных с использованием композитной арматуры, является предельно допустимое значение относительного прогиба балок. И это несмотря на четырехкратное превышение прочности углепластиковой арматуры, по сравнению со стальной, при практически одинаковом модуле упругости.

Литература:

1. СП63.13330.2012: Бетонные и железобетонные конструкции. Основные

положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003. [Текст] //

ФАУ«ФЦС», 2012, 155с.

2. ГОСТ 12004-81: Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение. -Введ.01.07.1983 [Текст] // Изд-во стандартов,1981, 11с

3. ГОСТ 25.601-80: Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний композиционных материалов с полимерной матрицей (композитов). Метод испытания плоских образцов на растяжение при нормальной, повышенной и пониженной температурах [Текст] // Межгосударственный стандарт, 1981, 9с.

4. ГОСТ 10180-90: Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.-Введ.1991-01-01 [Текст] // Изд-во стандартов,1990, 36с.

5. Польской П.П., Маилян Д.Р. Композитные материалы - как основа эффективности в строительстве и реконструкции зданий и сооружений [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, № 4. -Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1307 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Польской П.П., Хишмах Мерват, Михуб Ахмад. Сопоставление дефор-мативности балок, армированных стальной, углепластиковой и комбинированной арматурой [Текст] // «Научное обозрение», 2012, №6. С.208-211.

7. Маилян Д.Р., Польской П.П., Хишмах Мерват, Кургин К.В. О прочности балок из тяжелого бетона при использовании стальной, углепла-стиковой и комбинированной арматуры, расположенной в два ряда (в настоящем сборнике).

8. Польской П.П., Мерват Хишмах, Михуб Ахмад. К вопросу о деформа-тивности балок из тяжелого бетона, армированных стеклопластиковой и комбинированной арматурой [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4, - Режим доступа: http://www.ivdon.rU/magazine/archive/n 4р2у2012/1308 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. ACI 440.2R-02: Guide for the Design and Construction of Externally Bonded FRP Systems for Strengthening Concrete Structures [Текст] // American Concrete Institute, 2008, 76 р.

10. Eurocode 2: Design of concrete structures - Part 1-1: General rules and rules for buildings [Текст] // Singapore standard, 2004, 225 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.