Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 80-96 БОТ: 10.15382Мш^201936.80-96
Заварина Екатерина Николаевна, аспирант Государственного института искусствознания, Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5; художник-реставратор ТТ категории отдела реставрации ткани ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря Российская Федерация, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6 zavarina.kat@yandex.ru ОКСГО: 0000-0002-1806-9300
О ДАТИРОВКЕ ДВУХ ДВУСТОРОННИХ ХОРУГВЕЙ
«Явление Богоматери преподобному Сергию» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского
МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Е. Н. Заварина
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о датировке двух шитых двусторонних хоругвей с композицией «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Исследование основано на сравнении и анализе стилистических и технических особенностей шитья хоругвей и их соотнесения с произведениями царицыной мастерской палаты середины XVII в. Обе хоругви выполнены в технике двустороннего шитья шелком, сканью и золотными нитями. Изображая один и тот же сюжет, изложенный в Житии преподобного Сергия, они имеют ряд отличий, как в композиции, так и в стилистике. В результате проведенного исследования в реставрационном акте 1924 г. выявлено описание двусторонней хоругви, вышитой на зеленом атласе, и ее поздней каймы синего атласа с летописью 1793 г. Сопоставление приемов исполнения личного и стилистические особенности позволили отнести краснофонную хоругвь к памятникам 30 — 40-х гг. XVII в., а двустороннюю хоругвь, шитую по зеленому атласу, учитывая ее описание до реставрации 1924 г., включить в круг ранних произведений царицыных светлиц времени царицы Марии Ильиничны и датировать ее 1650 г., на основании хранящейся отдельно вкладной надписи.
Ключевые слова: Двусторонняя хоругвь, явление Богоматери преподобному Сергию, царицыны светлицы, царица Мария Ильинична, реставрация, древнерусское шитье.
В статье рассматривается вопрос о датировке двух двусторонних хоругвей с композицией «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Хоругвь, выполненная
Ил. 1. Двусторонняя хоругвь «Явление Богоматери преподобному Сергию».
1650 г. СПГИХМЗ
на зеленом атласе1 (ил. 1), в литературе датируется XVII в. В собрании того же музея находится двусторонняя хоругвь с аналогичным сюжетом, шитая на красной тафте и датируемая 1650 г.2 (ил. 2). Исследователи относят ее к произведениям царицыной мастерской палаты времени царицы Марии Ильиничны. Эта атрибуция основывается как на стилистике шитья, так и на тексте летописи, шитой на кайме, которая, однако, хранится отдельно.
На наш взгляд, датировки обоих памятников нуждаются в уточнении, поскольку краснофонная хоругвь, которую относят к 1650 г., производит впечатление более раннего произведения, тогда как вторая, зеленофонная хоругвь, напротив, действительно могла быть создана в сер. XVII столетия. Для аргументации этой гипотезы необходимы анализ иконографии, стилистических и технических особенностей шитья хоругвей и их соотнесение с произведениями царицыной мастерской палаты сер. XVII в. Этим вопросам и посвящена предлагаемая работа.
Интересующие нас предметы в 1920 г. поступили на реставрацию в ЦГРМ, но были возвращены в музей неотреставрированными3. В 1924 г. двусторонняя хоругвь, шитая на зеленом атласе, поступила в ЦГРМ повторно. Ее реставра-
1 СПГИХМЗ. Инв. № 356. 74 х 77,5 см (без кайм).
Выражаем признательность руководству и сотрудникам Сергиево-Посадского музея заповедника, в частности зав. отделом филиала музея «Ризница ТСЛ» Г. П. Черкашиной, за предоставленные материалы.
2 СПГИХМЗ. Инв. № 2441. 94 х 91 см.
3 ОПИ ГИМ. Ф. 417. Д. 5. Л. 17-17 об.
Ил. 2. Двусторонняя хоругвь «Явление Богоматери преподобному Сергию». 1630-1640-е гг. СПГИХМЗ
ция была проведена сотрудниками филиала реставрационной мастерской шитья ЦГРМ Ю. С. Карповой и Т. Н. Александровой-Дольник4. В реставрационном акте указано, что хоругвь поступила с каймой, на которой шита летопись. Лицевая сторона средника шита по синему атласу, каймы «некогда» были зеленого оттенка. На кайме зеленого атласа была вышита надпись о поновлении хоругви в 1793 г. по повелению митрополита Платона послушницей Хотьковского монастыря Прасковьей Шатиловой5. Оборотная сторона хоругви аналогична лицевой, но фон средника был зеленым, а кайма — синей, с вкладной надписью, сообщающей об исполнении произведения в 1650 г.6 Также в акте отмечено, что поля хоругви с обеих сторон новые и об их первоначальном виде «доказательств в памятнике нет
4 ОПИ ГИМ. Ф. 417. Д. 56. Л. 74-85.
5 Там же. Л. 80: «СШ ХОРУГВИ ВОЗОБНОВЛЕНЫ ТЩАНИЕМ И УСЕРДИЕМ ПРО-
священнъшаго гдна митрополгга московского и сея лавры архимандрита платона 1793 года возобновляла хоткова мнтря послушница про-сковья шатил(о)ва о сти гди любящыя благолъше дому».
6 Там же. Л. 80: «ЛЕТА 7158 [1650] ГОДУ ПОВЕЛЕНИЕМЬ Г(О)С(У)Д(А)РЯ Ц(А)РЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАИЛОВИЧА И ВСЕЯ РУСИ И БЛАГОВЕРНОЙ Ц(А)Р(И)ЦЕ ВЕЛИКИ КН(Я)ГИНИ МАР(Ф)ИЕ ИЛЬИНЕШЪНЕ И ПРИ БЛАГОВЕРНОМ Ц(А)Р(Е)ВИЧЕ КН(Я)ЗЕ ДМИТРИЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЕ СТЫ
си лоза истинная возрастени ве намъ плод животны тебе молимся С(ВЯ)ТАЯ ТР(ОИ)ЦА МОЛИ ВЛ(А)Д(Ы)Ч(И)ЦЕ со преподобнымъ сергиемъ ПОМИЛОВАТИ Д(У)ША НАША». Надписи приводятся по реставрационному акту 1924 г.,
никаких... Зеленая шелковая ткань предыдущего фона видна особенно ясно по контурам нимбов, где некогда была жемчужная обнизь»7. В процессе реставрации было принято решение о снятии кайм, и в таком виде хоругвь была возвращена в музей. В 1926 г. туда же были возвращены каймы синего атласа, которые и сейчас хранятся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В 1991—1992 гг. обе хоругви реставрировались в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Т. А. Горошко 8\
Г. П. Черкашина9, ссылаясь на самую раннюю опись имущества Троице-Сергиева монастыря, составленную в 1641 г.10, отмечает, что в Успенском соборе обители значится хоругвь, шитая «на обе стороны» с сюжетом «Видение чудотворца Сергия»11. Во вкладной книге 1673 г.12 нет упоминаний о вкладе интересующих нас произведений. Однако к ХХ столетию в монастыре были две двусторонние хоругви с «Сергиевым видением». В числе других церковных ценностей в 20-е гг. ХХ в. они были переданы в Древлехранилище Сергиевского историко-художественного музея. Вероятно, одна из сохранившихся хоругвей — это хоругвь, упомянутая в монастырской описи 1641 г., где отмечено, что «около» хоругви была подпись, шитая серебром по «червчатой тафте», крест, а на самой хоругви «во облаце» изображена Троица. Исходя из описания, можно предположить, что это и есть та хоругвь, которая позднее датировалась 1650 г. (ил. 2)13.
Н. А. Маясова относит двустороннюю хоругвь, шитую на красной тафте (ил. 2), к произведениям царицыных светлиц 14 и датирует ее 1650 г., считая, что
поскольку памятник в настоящее время находится в фондах Сергиево-Посадского музея-заповедника и доступ к нему ограничен.
7 ОПИ ГИМ. Ф. 417. Д. 56. Л. 80.
8 В 1991—1992 гг. Т. А. Горошко была проведена реставрация хоругви, шитой по красной тафте. Двустороннее шитье было переложено на реставрационную ткань, укреплено золотное и шелковое шитье. В 1992 г. Т. А. Горошко провела повторную реставрацию хоругви, шитой по зеленой шелковой ткани. Были проведены общая очистка, укрепление отстающих нитей и сечений по шитью XVII в., укрепление сечения на лике с подведением газа, укрепление отстающей бели, окантовка по периметру реставрационной тканью. В СПГИХМЗ в 2013— 2014 гг. реставратором Ю. А. Махасевич выполнены обеспыливание двусторонней хоругви, шитой на красной тафте, укрепление отстающих нитей шитья и монтаж на новый подрамник для дальнейшего экспонирования.
9 Черкашина Г. П. Художественное шитье в храмах Троице-Сергиева монастьгря в XVII — начале XX в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: сб. материалов VII международной конференции 23-25 сентября 2010 года. Сергиев Посад. С. 268-277.
10 Существует подлинник, хранящийся в СПИХМЗ, и два списка описи. В данной работе даны ссылки на копию: РГБ. Ф. 173.2 № 225. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г., подготовленная к печати С. Н. Дурылиным, Ю. А. и М. Ю. Олсуфьевыми. 1919, 1922 гг. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005103668#?page=3 (04.08.2019) (далее — Опись 1641 г.).
11 Опись 1641 г. Л. 225: «Хоругвь болшая на ней видение чюдотворца Сергия на обоих сторонах во облаце Троица шита золотом и серебром венцы у троицы и по ризам прописи и у святых около венцов низано жемчугом около хоругви подпись шита серебром по червчатой тафтЬ на хоругви крестъ обложен серебром басмою золоченъ».
12 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987.
13 При этом следует отметить, что на указанном памятнике не сохранилось характерных следов бели (настила — основы из хлопчатобумажных или льняных нитей, скрученных в шнур для шитья жемчугом), жемчужной обводки нимбов и «прописей» по ризам.
14 Маясова Н. А. Художественное шитье // Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 138.
вкладная надпись на кайме принадлежит именно этому произведению. Она отмечает пропорциональность и выразительность фигур, а также тонкость шитья. Ту же датировку повторяет Т. В. Николаева15. Т. Н. Манушина в каталоге «Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея» также относит эту хоругвь к 1650 г., ссылаясь на текст вкладной надписи на хранящейся отдельно кайме16. Эта датировка памятника повторяется и в других изданиях17.
Двусторонняя хоругвь «Явление Богоматери преподобному Сергию», шитая на зеленом атласе (ил. 1), впервые опубликована в каталоге «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV—XIX вв.»18 и датирована XVII в.
Реставрационный акт 1924 г. содержит описание хоругви на зеленом атласе до реставрации — с поздней летописью на кайме и поновлениями фона. В процессе реставрационных работ, поскольку не была установлена подлинность кайм, они были сняты как поздние поновления. Это решение отвечало принципам, разработанным В. Т. Георгиевским в «Инструкции по реставрации памятников художественного шитья, низания и тканей»19. Они предполагали обязательное удаление всех искажающих памятник добавок, переделок и чинок при соблюдении всех мер, гарантирующих его сохранность. Хранящиеся отдельно каймы Н. А. Маясо-ва, а позднее Т. Н. Манушина и другие исследователи относили к другой хоругви, шитой на красной тафте, датируя ее 1650 г. Расхождения в датировке рассматриваемых хоругвей, соотнесение и подлинность кайм, а также стилистические особенности шитья заставили вновь обратиться к этому вопросу.
Обе хоругви выполнены в технике двустороннего шитья шелком, сканью20 и золотными нитями. Изображая один и тот же сюжет, изложенный в Житии преподобного Сергия21, они имеют ряд отличий. Иконография «Сергиева видения» традиционна. Две разные по форме постройки фланкируют композицию, акцен-
15 Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969. № 84. С. 164—165.
16 Манушина Т. Н. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. М., 1984. Кат. 23. С. 80—81.
17 Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV—XIX вв. М., 1992. Кат. 33. С. 9. См. также: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV—XVГI вв. М., 1996. С. 73; Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды и святости. Иконография X — начала XX в. М., 2014. С. 368.
18 Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства... Кат. 34.
19 Семечкин П. А. Мастерская по ремонту древнего шитья. К истории Секции декоративного искусства Центральных государственных реставрационных мастерских (1919—1934 гг.) // Вестник 2/2000 — 1/2000 (№ 6—7). Реставрация музейных ценностей. М., 2001. С. 56.
20 Скань — одновременно скрученные золотные (или серебряные) и шелковые нити.
21 В Житии повествуется о том, как преподобный Сергий молился перед образом Богородицы, прося ее о заступничестве. После молитвы и пения Акафиста преподобный сказал своему ученику Михею, что им предстоит «посещение чудно. и ужасно в сий час». Услышав глас и выйдя из келии, он увидел в ослепительном сиянии Богородицу с апостолом Петром и Иоанном. Не в силах вынести это видение, Сергий упал ниц. Богородица, коснувшись руками святого, сказала ему, что молитва его услышана и что заступничество Богоматери за обитель сохранится не только при его жизни, но и по отхождении ко Господу. Когда видение исчезло, Сергий увидел своего ученика лежащего, словно мертвого, и поднял его.
тируя внимание на двух группах: слева это Богородица с собеседующими апостолами Петром и Иоанном, справа — коленопреклоненный и припадающий преподобный Сергий и изображенный в проеме ученик. Сцена практически вписана в квадрат и композиционно уравновешена, центр выделен изображением Голгоф-ского Креста. Оригинальные надписи на рассматриваемых памятниках не сохранились22.
На хоругви, шитой по красной тафте, представлен «символический» тип иконографии с образами преподобных Сергия и Никона Радонежских, как на пелене Соломонии Сабуровой 1525 г.23 (ил. 3), где преподобный Никон изображен как средовек в монашеском облачении (образ обозначен шитой жемчугом надписью «НИКОН»). Двусторонняя хоругвь, шитая на зеленом атласе, как показывают надписи, существовавшие на памятнике до реставрации, напротив, является примером «исторического»24 истолкования сюжета: Сергий представлен припадающим в молении к Богородице и осеняющим себя крестным знамением; из правой палаты, прикрывая лицо покровенными руками, выглядывает Михей, его поза передает смятение и испуг. Следует отметить, что существуют и ростовые изображения преподобного Сергия с учеником, который может быть надписан и как Михей, и как Никон.
В верхней части обоих произведений, в сегменте небес, вышита композиция «Святая Троица». Она следует «рублевской» иконографии25, к которой принадлежат многие памятники, как вложенные в Троице-Сергиев монастырь, так и созданные в самой обители.
Особенностью обеих хоругвей является изображение в центре Голгофско-го Креста, расположенного на фоне стены, под сегментом с образом Троицы. В иконописных композициях «Явление Богоматери Сергию» Голгофский Крест не изображается, встречаются композиции с колонной, стоящей по центру или смещенной влево.
В древнерусском шитье изображение Голгофского Креста встречается достаточно часто. Обычно оно помещалось на покровах, а с XVI в. Голгофский Крест появляется и в шитых сценах «Сергиева видения». Наиболее ранним примером является покров Матроны Вепревой26, супруги потомка смоленских князей, вложенный в Троице-Сергиев монастырь в 1524 г. В 1587 г. Борисом Федоровичем Годуновым в обитель был вложен покров с «кратким» изводом этого сюжета — изображением Богоматери и коленопреклоненного преподобного
22 В реставрационном акте 1924 г. (ОПИ ГИМ. Ф. 417. Д. 56. Л. 80) есть упоминания о надписях на хоругви, шитой по зеленому атласу: «... надписи шиты серебром в прикреп: ЮАНН, ПЕТР, МР О(Ф)У, ГС ХС, СРП, МГХЕ. В верхней части изображение Троицы. По сторонам ее надпись: ЯВИСЯ СТАЯ. АПОСТОЛЫ ПРОДОБНОМУ ИГУМЕНУ СЕРГИЮ».
23 Манушина Т. Н. Указ. соч. Кат. 10. С. 64-65.
24 Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию») // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»: Материалы и исследования. Вып. 12: Искусство Средневековой Руси. М., 1999. С. 123.
25 Там же. С. 132.
26 Манушина Т. Н. Указ. соч. Кат. 9. С. 63-64.
Ил. 3. Пелена «Явление Богоматери преподобному Сергию, избранные святые, праздники». 1525 г. СПГИХМЗ
Сергия27. В среднике пелены, вложенной в 1525 г. Василием III и Соломонией Сабуровой (ил. 3), в центре жемчугом вышита Голгофа, по сторонам которой изображены Богородица с апостолами и преподобные Сергий и Никон Радонежские. На пелене сохранилась шитая жемчугом надпись — молитвенное обращение к Господу о помиловании супружеской четы и даровании им наследника. Как отмечает Э. К. Гусева, «эта новая иконографическая схема своеобразно объединила и тему Явления Богоматери преподобному Сергию, и тему моления всех участников этого события у Креста Господня»28.
Таким образом, можно сделать вывод о сложившейся традиции трактовки сюжета «Сергиево видение» в шитье и прежде всего в тех предметах, которые предназначались для Троицкой обители и использовались в монастырском богослужении. Эту традицию продолжают и обе двусторонние хоругви из Троице-Сергиева монастыря.
Произведения, созданные в царицыной мастерской палате, не дают возможности найти прямую аналогию хоругвям, но позволяют выделить характерные приемы художественного и технического решения шитья. Для хоругви, шитой на красной тафте, наиболее близкой аналогией является пелена «Богоявление» 29
27 Там же. Кат. 15. С. 71—72.
28 Гусева Э. К. Указ. соч. С. 130.
29 Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М., 2004. Кат. 101. С. 305.
Ил. 4. Пелена «Богоявление». 1637-1639 гг. (?). Музей «Московский Кремль»
(ил. 4) из собрания Музеев Московского Кремля. Н. А Маясова датирует пелену 1637—1639 гг. (?), относя ее к произведениям царицыной мастерской палаты под руководством царицы Евдокии Лукьяновны. Пелена отличается изяществом и динамизмом рисунка, тщательной моделировкой личного, тонкой прорисовкой складок одежд.
В рисунке хоругви на красной тафте переданы сложные развороты фигур, линии контуров четкие и плавные, складки одежд пластично моделируют движение фигур. Пропорции фигур, особенности трактовки формы, внутренняя динамика композиции сохраняют черты искусства кон. XVI в. Архитектурный фон решен лаконично, без декоративных элементов в постройках. Личное шито по форме. Оно выполнено светлым шелком с притенениями бежевого оттенка, которые большей частью утрачены. Притенения выделяют абрис лика и шеи, надбровные дуги, линию носа, в виде «очков» миндалевидной, скругленной формы выполнены обводки вокруг глаз (ил. 5). Эти особенности сближают хоругвь и пелену «Богоявление». Соразмерные пропорции и проработанный рисунок фигур, близкие технические приемы шитья в моделировке личного дают возможность соотнесения хоругви с произведениями царицыной мастерской 1630-1640-х гг.
Первоначальный вид двусторонней хоругви, шитой на зеленом атласе, позволяет сопоставить ее с произведениями царицыной мастерской времени цари-
Ил. 5. Детали двусторонней хоругви «Явление Богоматери преподобному Сергию».
1630-1640-е гг. СПГИХМЗ
цы Марии Ильиничны. Основываясь на сохранившихся памятниках, для первого или «раннего» периода (с января 1648 по 1652 г.) деятельности мастерской этой царицы можно выделить два направления. Впрочем, предложенное разделение достаточно условно, поскольку над созданием рисунка работали разные иконописцы, а шитье, в свою очередь, могли выполнять мастерицы разного уровня.
Для памятников первой группы характерны правильные пропорции и четкий рисунок фигур. В шитье личного использованы плавные, смягченные при-тенения, практически не отличающиеся от основного цвета, но выполненные по абрису лика, моделирующие кисти рук и выделяющие глаза в виде «очков». Волосы шиты нитями светлых оттенков. Как отметила Н. А. Маясова30, иконография этих памятников восходит к более ранним произведениям. Так, пелена «Савва Сторожевский в житии» 1649 г.31 (ил. 6) повторяет иконографию иконы, помещенной над ракой святого. На покрове «Митрополит Алексий»32 1649—1650 гг. (ил. 7) святитель изображен с длинной, не раздвоенной клиновидной бородой, как на покрове 2-й четв. XVI в.
Художественное решение шитья фона «под аксамит» на том же покрове «повторяет фон покрова преподобного Саввы Сторожевского 1647—1648 гг. 33 (ил. 8). К этой группе памятников близок покров «Царевич Димитрий Угличский»34 (ил. 9) из собрания Музеев Московского Кремля, датируемый Н. А. Маясовой
30 Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье... Кат. 101, 122. С. 305, 349.
31 Преподобный Савва Сторожевский. Иконография XV — начала ХХ века. М., 2013. С. 62.
32 Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье... Кат. 101. С. 304—305.
33 Черненилова Л. М. Волшебная нить. Лицевое и орнаментальное шитье XVI — начала XVIII века из собрания музея «Новый Иерусалим». М., 2013. Кат. 8. С. 40—43.
34 Маясова. Древнерусское лицевое шитье. Кат. 122. С. 348—349.
Ил. 6. Подвесная пелена «Преподобный Савва Сторожевский с житием и чудесами». Довоенное собрание Звенигородского музея. Современное местонахождение неизвестно
1660-ми гг. Он повторяет чеканное изображение на крышке серебряной раки царевича 1628—1630 гг.
Вторую группу составляют произведения с многофигурными композициями, для которых характерна многоплановость в решении пространства. Примером может служить пелена «Рождество Богоматери» сер. XVII в.35 из собрания музея «Новый Иерусалим» (ил. 10), где на первом плане слева изображена Анна на ложе, а справа помещена сцена купания Богородицы. Частично сохранившийся архитектурный фон акцентирует основные детали, диагональ стены и перекинутый между палатами велум усиливают впечатление движения. Фигуры укрупнены, воспринимаются больше как пятно, чему способствует обобщенный рисунок складок одежд. Рисунок ликов мягкий, округлый. Моделировка личного сохраняет плавные смягченные притенения, незначительно отличающиеся от основного оттенка, которые выполнены по абрису лика, моделируют кисти рук и выделяют глаза в виде «очков». Характерным признаком для памятников этой группы явля-
35 Черненилова Л. М. Указ. соч. Кат. 10. С. 46-48.
Ил. 7-9 (слева направо): Покров «Митрополит Алексий» 1649-1650 гг. Музей «Московский Кремль»; Покров «Преподобный Савва Сторожевский». 1647-1648 гг. Музей «Новый Иерусалим»; Покров «Царевич Димитрий Угличский». 1660-е гг. Москва. Музей «Московский Кремль»
Ил. 10. Пелена «Рождество Богоматери». Середина XVII в. Музей «Новый Иерусалим»
ется шитье волос светлым шелком в виде локонов вокруг лба и прядей, ниспадающих на плечи, или же коротких волос со слегка намеченной разделкой.
К этой группе произведений можно отнести и интересующую нас двустороннюю хоругвь «Явление Богоматери преподобному Сергию» на зеленом атласе.
Пропорции фигур на хоругви укрупнены, позы статичны. В рисунке композиции заметны несколько пространственных планов. На первом плане выделяются сближенные фигуры Богоматери и припадающего преподобного Сергия. Изокефальное расположение фигур Богоматери и апостолов не создает впечатления их слитности, но из-за разницы масштаба рисунка и постановки ног, а также большого, практически фронтального разворота Богородицы возникает впечатление, что апостолы несколько отстоят от Ее фигуры.
На втором плане, обозначенном четкой линией позема, на которой стоят постройки и Голгофский Крест, в дверном проеме палаты изображена выглядывающая фигура Михея. Такой расстановкой фигур акцентируется главный сюжет «Явление Богоматери преподобному Сергию», дополненный изображением в центре композиции Голгофского Креста. На хоругви, шитой по красной тафте, фигура преподобного полностью заполняет собой пространство проема, тогда как на пелене «Рождество Богородицы» (образ Иоакима) и на зеленофонной хоругви (образ Михея) фигуры изображены более свободно, создавая впечатление глубины пространства.
Личное шито светлым шелком с притенениями бежевого оттенка, обозначающими абрис лика и шеи, выделяющими глаза «очками» преимущественно округлой формы (ил. 11). Рисунок ликов более условен, в сравнении с образами на краснофонной хоругви 36. Небольшой размер рук и ступней не пропорционален масштабу фигур.
Рисунок складок одежд передан в общих, условных формах. Проработка складок имеет ряд неточностей (например, ниспадающая в сгибе локтя складка мафо-рия Богоматери соединяется с его краем). Архитектурный фон решен лаконично, в сравнении с рисунком краснофонной хоругви, палаты более проработаны — украшены тремя небольшими окнами, проем выделен широкой полосой с простым декором.
Возвращаясь к вопросу о достовер- Ил. 11. Фрагмент двусторонней хоругви ности вкладной надписи 1650 г. на кайм^ «Явление Богоматери преподобному следует отметить два памятника, создан- Сергию». 1650 г. СПГИХМЗ
ные в мастерской царицы Марии Ильиничны и имеющие следы поздних поновлений. На палице «Рождество Богомате-
36 Рисунок глаз миндалевидной замкнутой формы, радужка коричневого цвета, крупный зрачок темно-коричневого цвета. Уста условно обозначены внешним контуром. Волосы шиты бежевым шелком, пряди намечены и слегка проработаны.
Ил. 12. Палица «Рождество Богоматери». Середина XVIIв. Ризница Саввино-Сторожевского монастыря. Современное местонахождение неизвестно
ри» сер. XVII в.37 (ил. 12), происходящей из Саввино-Сторожевского монастыря, при позднем поновлении была повторена первоначальная вкладная надпись. Это же было сделано во время поновления покрова «Преподобный Кирилл Белозерский» 38, вложенного в 1665 г. царской семьей в Кирилло-Белозерский монастырь (ил. 13).
На рассматриваемом нами памятнике летопись на поздней кайме дополнена текстом молитвы — «богородична» третьего часа, частично измененного «...ТЕБЕ МОЛИМСЯ С(ВЯ)ТАЯ ТР(ОИ)ЦА МОЛИ ВЛ(А)Д(Ы)Ч(И)ЦЕ СО ПРЕПОДОБНЫМЪ СЕРГИЕМЪ ПОМИЛОВАТИ Д(У)ША НАША». В молитве вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло именно в третьем часу (Деян 2. 15). Около третьего часа и позже также происходил крестный путь Христа. Текст молитвы на кайме может раскрывать взаимосвязь изображения Голгофского Креста в центре композиции с образом Святой Троицы и сюжетом «Видение Богоматери Сергию». Изменение текста молитвы и осо-
37 Николаева Т. В. Древний Звенигород. М., 1978. С. 122-123.
38 Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 16 августа 2016. Кириллов, 2017. Кат. 144. С. 380-381.
бое упоминание преподобного Сергия подтверждают гипотезу о том, что кайма предназначалась для произведения именно на этот сюжет. Учитывая эту особенность, можно высказать предположение, что летопись на новой кайме повторяет первоначальную вкладную надпись.
Содержащиеся в надписи дата и имена вкладчиков соответствуют стилю и приемам шитья зеленофонной хоругви, что отмечено и в акте 1924 г., где кайма относилась именно к этому памятнику.
В результате проведенного исследования в реставрационном акте 1924 г. выявлено описание двусторонней хоругви, вышитой на зеленом атласе, и ее поздней каймы синего атласа с летописью. Эти данные и анализ художественного решения памятника позволяют высказать предположение о его создании в царицы-ной мастерской палате времени царицы Марии Ильиничны. Сравнив две хоругви со сценой Сергиева видения, можно сделать вывод, что хоругвь, выполненная на красном фоне, создана раньше, вероятно в 1630—1640-е гг., а хоругвь, шитая по зеленому атласу, исполнена в 1650 г. и относится к раннему периоду деятельности мастерской царицы Марии. Она является вторичным произведением, повторяющим более древнюю хоругвь с композицией на тот же сюжет.
Ил. 13. Покров «Преподобный Кирилл Белозерский». 1665г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Источники
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987.
ОПИ ГИМ. Ф. 417 (Центральные реставрационные мастерские 1919—1934 гг.). Д. 5 (Протоколы № 10—14 и материалы к ним по реставрации памятников из собрания ризницы Троице-Сергиевой Лавры. 1920 г.). Л. 17—17 об.
ОПИ ГИМ. Ф. 417. Д. 56 (1924 г. Протокол № 2630 реставрации памятников шитья из ризницы бывшей Лавры, переданных в мастерскую... реставратору Ю. С. Карповой, Т. Н. Александровой-Дольник из собрания Древлехранилища Троице-Сергиевой Лавры в 1924 г.). Л. 74-85.
РГБ. Ф. 173.2. № 225. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 года, подготовленная к печати С. Н. Дурылиным, Ю. А. и М. Ю. Олсуфьевыми. 1919, 1922 гг. URL: https://dlib. rsl.ru/viewer/01005103668#?page=3 (04.08.2019).
Список литературы
Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV—XVII вв. М.: Наука, 1996.
Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию») // Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Московский Кремль»: Материалы и исследования. Искусство средневековой Руси. Вып. 12. М.: Известия, 1999. С. 120-138.
Манушина Т. Н. Художественное шитье древней Руси в собрании Загорского музея. М.: Сов. Россия, 1984.
Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М.: Крас. площадь, 2004.
Николаева Т. В. Древний Звенигород. М.: Искусство, 1978.
Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л.: Аврора, 1969.
Николаева С. В., Воронцова Л. М., Черкашина Г. П., Шитова Л. А. Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды и святости. Иконография XV — начала XX в. М.: Лето, 2014.
Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 16 августа 2016 / Шарома-зов М. Н., сост. Кириллов, 2017.
Преподобный Савва Сторожевский. Иконография XV — начала ХХ века / Седов Д. А., Шалина И. А., составители. М.: Лето, 2013.
Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV-XIX вв. / Петрунина Т. Н., ред. М.: Руссар, 1992.
Семечкин П. А. Мастерская по ремонту древнего шитья. К истории Секции декоративного искусства Центральных государственных реставрационных мастерских (1919 — 1934 гг.) // Вестник. Реставрация музейных ценностей. 2/2000 — 1/2001 (№ 6-7). М.: ВХНРЦ, 2001. С. 54-62.
Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники / Воронин Н. Н., Косточкин В. В., ред. М.: Искусство, 1968.
Черкашина Г. П. Художественное шитье в храмах Троице-Сергиева монастыря в XVII — начале XX в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Сб. материалов VII международной конференции 23—25 сентября 2010 года. Сергиев Посад: Ремарко, 2012. С. 268-277.
Черненилова Л. М. Волшебная нить. Лицевое и орнаментальное шитье XVI — начала XVIII века из собрания музея «Новый Иерусалим». М.: Голден-Би, 2013.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
5 Kozitskiy Pereulok, Moscow
State Institute for Art Studies,
Ekaterina Zavarina, Graduate Student,
2019. Vol. 36. P. 80-96
DOI: 10.15382/sturV201936.80-96
125000, Russian Federation; Restorer of 2nd Category,
Department of Restoration of Cloth, Academician I. E. Grabar Art Conservation Centre,
17/6 Radio Str., Moscow
105005, Russian Federation zavarina.kat@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-1806-9300
Dating of Two Double-Faced Khorugvs Appearance of Theotokos to St. Sergiy (17th Century) from Collection of Sergiev Posad Museum-Preserve
Abstract: This article deals with the dating of two embroidered double-faced khorugvs (Russ. хоругвь) with the image Appearance of Theotokos to St. Sergiy of Radonezh (17th century) from the collection of Sergiev Posad Museum-Preserve. The article compares and analyses stylistic and technical features of embroidering of khorugvs and their relation to products of Tsaritsa's Masters' Chamber (Russ. царицына мастерская палата) of the mid-17th century. Both khorugvs are designed in the technique of double-face silk embroidering, skan' and golden thread. Showing the same plot which is expounded in St. Sergiy's Life, they have a number of dissimilarities, both in the composition and in style. The author of the article has found in the act of restoration of 1924 a description of the double-faced khorugv embroidered on green satin, as well as its later edging of blue satin with a chronicle of 1793. The comparison of the design and stylistic features allowed us to attribute the red-background khorugv to the objects of the 1630-1640s. The double-face khorugv, embroidered on green satin (taking into account its description before the restoration of 1924), has been included in the range of early products of Tsaritsa's chambers of the time of tsaritsa Maria Ilyinichna and has been dated to 1650 due to a separately kept removable inscription.
Keywords: double-faced khorugv, Appearance of Theotokos to St. Sergiy, tsaritsa's chambers, tsaritsa Maria Ilyinichna, restoration, Old Russian embroidery.
Baldin V., Manushina T. (1996) Troitse-Sergieva Lavra. Arkhitekturnyi ansambl' i khudozhestvennye kollektsii drevnerusskogo iskusstva XIV—XVII vv. [Trinity Lavra of St. Sergiy. Architectural Ensemble and Collections of Old Russian Art of the 14th —17th Centuries]. Moscow (in Russian).
Cherkashina G. (2012) "Khudozhestvennoe shit'e v khramakh Troitse-Sergieva monastyria v XVII — nachale XX vv." [Embroidery Art in the Churches of Troitse-Sergiev Monastery in
E. Zavarina
References
the 17th — Early 20th Centuries], in: Troitse-Sergieva lavra v istorii, kul'ture i dukhovnoi zhizni Rossii. Sbornik materialov VIImezhhdunarodnoi konferentsii 23—25sentiabria 2010goda [Trinity Lavra of St. Sergiy in the History, Culture, and Spiritual Life of Russia. Proceedings of the 7th International Conference, 23-25 September 2010]. Sergiev Posad. Pp. 268-277 (in Russian).
Chernenilova L. (2013) Volshebnaia nit'. Litsevoe iornamentalnoe shiteXVI — nachalaXVIIIveka iz sobraniia muzeia "Novyi Ierusalim" [Magic Thread. Pictorial and Ornamental Embroidery of the 16th — Early 18th Centuries from Collection of the Museum "New Jerusalem"]. Moscow (in Russian).
Guseva E. (1999) "Osobennosti slozheniia ikonografii "Sergieva videniia" ("Iavleniia Bogomateri prepodobnomu Sergiiu")" [Features of the Development of the Iconography of the Vision of St. Sergiy (Appearance of Theotokos to St. Sergiy)]. Gosudarstvennyi istoriko-arkhitekturnyi muzei-zapovednik "Moskovskii Kreml'". Materialy i issledovaniia. Iskusstvo srednevekovoi Rusi, 12. Moscow. Pp. 120-138 (in Russian).
Manushina T. (1984) Khudozhestvennoe shite drevnei Rusi v sobranii Zagorskogo muzeia [Art Embroidery of Ancient Rus' in the Collection of Zagorsk Museum]. Moscow (in Russian).
Maiasova N. (2004) Drevnerusskoe litsevoe shite [Old Russian Pictorial Embroidery]. Moscow (in Russian).
Nikolaeva T. (1969) Sobranie drevnerusskogo iskusstva v Zagorskom muzee [Collection of Old Russian Art in the Museum of Zagorsk]. Leningrad (in Russian).
Nikolaeva T. (1978) Drevnii Zvenigorod [Ancient Zvenigorod]. Moscow (in Russian).
Nikolaeva S., Voroncova L., Cherkashina G., Shitova L. (2014). Prepodobnyi Sergii Radonezhskii. Obrazprostoty, pravdy isviatosti. IkonografiiaXV— nachalaXXvv. [Saint Sergiy Radonezhskiy. The Epitome ofSimplicity, Truth, and Sanctity. Iconography ofthe 15th — Early 20th Centuries]. Moscow, 2014 (in Russian).
Petrunina T. (ed.) Prepodobnyi Sergii Radonezhskii v proizveden iiakh russkogo iskusstva XV—XIXvv. [St. Sergiy Radonezhskiy in the Objects of Russian Art of the 15th — 19th Centuries]. Moscow, 1992 (in Russian).
Sedov D., Shalina I. (eds.) Prepodobnyi Savva Storozhevskii. Ikonografiia XV — nachala XX veka [Saint Savva Storozhevskii. Iconography of the 15th — Early 20th Centuries]. Moscow, 2013.
Semechkin P. (2001) Masterskaia po remontu drevnego shit'ia. Kistorii Sektsii dekorativnogo iskusstva Tsentral'nykh gosudarstvennykh restavratsionnykh masterskikh (1919—1934gg.) [Workshop for the Mending of Ancient Embroidery. To the History of the Division of Decorative Art of the Central State Restoration Workhops (1919-1934)]. Vestnik. Restavratsiia muzeinykh tsennostei [Review. Restoration of Museum Values]. 2/2000 - 1/2001 (№ 6-7). Moscow. Pp. 54-62 (in Russian).
Sharomazov M. (ed.) Podpisnye i datirovannyeproizvedeniia tserkovnogo iskusstva. Katalog vystavki v Kirillo-Belozerskom muzee-zapovednike 25 iiunia — 16 avgusta 2016 [Signed and Dated Objects of Church Art. Catalogue of Exhibition in Kirillo-Belozerskiy Museum-Preserve, 25 June — 16 August 2016]. Kirillov, 2017 (in Russian).
Voronin N., Kostochkin V. (eds.) Troitse-Sergieva Lavra. Khudozhestvennye pamiatniki [Trinity Lavra of St. Sergiy. Monuments of Art]. Moscow, 1968 (in Russian).