Научная статья на тему 'О чем говорят надписи на одежде'

О чем говорят надписи на одежде Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1191
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О чем говорят надписи на одежде»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

Таким образом, в результате анализа нами было выявлено, что в дискурсе телеинтервью существует вариативность употребления фатики, например, она может отсутствовать как элемент телеинтервью, т.к. преследует цель снижения уровня официальности. Благодаря этому привлекается внимание молодого поколения, происходит их раскрепощение, что наблюдается в вечерних юмористически-развлекательных передачах (см. табл. 1).

Также, фатика может присутствовать на постоянной основе как в дневных телепрограммах для широкого круга лиц (в том числе и информационных), так и вечерних. В них фатическая коммуникация используется в своей изначальной контактоустанавливающей функции (см. табл. 1).

Однако, существуют передачи, в которых элементы фатической коммуникации используются частично, т.е. только на инициальном этапе или только на финитивном, например, в развлекательных передачах, которые широко используют юмор и сатиру во время беседы (см. табл. 1).

Таким образом, нами была обнаружена зависимость между характером фатических элементов и типом телевизионной передачи. В целом можно сделать вывод, что фатическая функция в телеинтервью, прежде всего, выражается в удовлетворении социального контакта, в вовлечении в комфортную атмосферу вежливого и уважительного речевого взаимодействия, создании дружеских связей, при этом, не передавая своих мыслей, идей и т.д.

Список использованной литературы:

1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - I-XV, 896 с.

2. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.

3. Дементьев В. В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. № 1. С. 37-55.

4. Сидоревич-Стахнова О. В. Вежливость как основа фатического общения на испанском языке: дисс. ... канд. филол. наук. Минск, 2017. 161 с.

5. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика: пер. с англ., фр., нем., чеш., пол. и болг. // Структурализм: «за» и «против»: сб. ст. / под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. С. 193-231.

6. Laver J. Communicative functions of phatic communication // Organization of behavior in face-to-face interaction: textbook / ed. by A. Kendon, R. M. Harris, M. R. Key. The Hague: Mouton, 1975. P. 215-238.

7. Malinowski B. The Problem of Meaning in Primitive Languages / B. Malinowski // The Meaning of Meaning / C. K. Ogden, I. A. Richards. - London: Kegan Paul, Thench, Trubner / New York: Harcourt, Brace, 1930. - P. 296-336.

© Тихомирова Н. А., 2018

УДК-8

Чепурных О.А.,

учитель английского языка; МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

«О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАДПИСИ НА ОДЕЖДЕ»

1.Введение

Целью исследования является установить зависимость смысловой нагрузки надписей на одежде от уровня владения английским языком её владельцами. Задачи моего исследования:

1) собрать определённое количество надписей на одежде

2) перевести надписи на русский язык

3) выявить возраст, основные причины покупки вещей

4) обобщить полученные данные, прийти к определённому заключению

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

Объектом исследования являются англоязычные надписи на одежде учащихся нашей школы Предмет исследования информация, которую несут надписи на одежде. Тип работы: исследовательская Структура работы:

На подготовительном этапе была составлена основная информационная работа; На следующем этапе был проведён анализ значений и сравнение собранных надписей с разных точек зрения;

На заключительном этапе были сформированы выводы, оформлены результаты проделанной работы. Гипотеза исследования: предположим, что ориентирование учащихся нашей школы в английских надписях на одежде напрямую зависит от уровня владения языком

Научная новизна исследования: Изучения социолингвистических проблем на материале англоязычных надписей возникла в результате личного опыта, общения со сверстниками, наблюдений на улицах и в школе. Однако, понимают ли владельцы вещей смысл надписей на одежде, особенно, если они написаны на иностранном, чаще всего на английском языке? Или носят вещи потому, что они модны, красивы или по каким-то другим причинам? Наше исследование нацелено на поиск ответов на эти вопросы Актуальность: По одежде встречают. Мы отмечаем, насколько одежда соответствует возрасту, социальному статусу, моде. «У одних желание походить в одежде на знаменитых людей, у других -стремление выделиться. Психологи установили, что за несколько секунд мы оцениваем человека, и он оценивает нас, а потом от сложившегося мнения мы отступает неохотно».[5. с.8]

Сильнее впечатление от одежды, снабженной разного рода модными сейчас надписями. Внимание привлекли англоязычные надписи на одежде. В этом и состоит научная актуальность данной проблемы.

2.История надписей на одежде

Надписи на одежде существовали ещё много веков назад. Самые ранние надписи на одежде знакомы нам по Древней Греции. Уже там находят вышивки на поясах, которые говорят об именах своих владельцев, или находим имена на ювелирных украшениях. «На множестве итальянских и немецких портретах конца 15 и 16 веков можно увидеть надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни или девизы знатного рода, или имена этих владельцев, этих портретов или нарядов».[6. с.8]

3.Функции надписей

Надписи бывают очень разные. Они могут сказать нам многое о человеке, в частности и о том, что этот человек не понимает то, что написано на его одежде. Надписи меняются и с возрастом человека. У ребенка - это просто какие-то словосочетания или веселенькие фразы, у подростка - это надписи, содержащие всевозможные фразы, начиная с того, какой это человек и заканчивая номером команды. Взрослые же люди, понимая, что на одежде может быть написано что-то не для их возраста или что-то неприличное, пытаются выбирать одежду без надписей - это верное решение, в отличие от подростков, которые только и смотрят на модный фасон и веселые буквы. «По существу, одежда неразрывно связана с её лейблом. Почти везде: на майках, на джинсах, рубашках, пуловерах - в глаза бросаются надписи и этикетки. Настоящее вторжение всякого рода изображений и типографических знаков. Рекламный трюк? Свести все к этому было бы слишком просто, потому что то, что написано на товаре, зачастую никак не связано с названием фирмы». [5. с.4]

Методика проведения исследования Исследования мы строили следующим образом :

1) Находили в школе учащихся, одетых в футболки, джинсы, кофты, кепки, содержащие надписи на английском языке

2) Переписывали или фотографировали наиболее интересные надписи и задавали вопросы следующего характера:

- Возраст носителя

- Знает ли о смысле написанного на одежд| или нет

- Причина, по которой приобретена эта вещь

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

3) Переводили надписи на русский язык. Результаты опроса учащихся

Исследование показало, у большинства учащихся есть одежда, содержащая надписи. Если разобрать гардероб школьника, то можно выявить как минимум семь вещей, которые висят в шкафу у каждого молодого человека или молодой девушки - джинсы, кепки, трикотажная куртки (толстовки), юбки, рубашки кроссовки и футболки.

Из 26 опрошенных 57,6% учащихся знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде, а остальные 42,4% затруднились перевести свои надписи. 49% отметили, что обращают внимание на надпись при покупке вещей, 51% признались, что никогда не задумывались о смысле того, что написано на их одежде, но теперь заинтересованы и будут переводить надписи.

В ходе исследования было выявлено 2 надписи, содержащие грамматические или орфографические ошибки, которые владельцам были неизвестны.

Большая часть опрошенных в качестве главной причины покупки одежды с надписями называет «в этой|одежде удобно». По 10 % получили ответы «Модно» и «Прикольно».

Также исследование показало, что чем старше школьники, тем больше внимания они обращают на смысл надписей. «Чем младше возраст исследуемых школьников, тем меньше они знают то, что написано на их одежде. Нашему исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить подросткам думать, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом».[6. с.7] Заключение

Каждый человек сам решает что ему надевать. «Большинство подростков не придают особого значения надписям на их одежде, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. Иногда они могут содержать просто набор бессмысленных слов и фраз, иногда обидную и нецензурную лексику».[5. с.9]

«Анализ собранного материала показал, что уровень владения английским языком, который определялся возрастом опрашиваемого учащегося школы, позволяет ориентироваться в надписях и правильно использовать написанную информацию». [5. с. 10]

Вывод: существует неразрывная связь между языковым уровнем и культурой самого человека. Список используемой литературы

1.Бархударов Л.С. «Язык и перевод» - М., 1995.

2.Большой энциклопедический словарь.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: «Большая Российская энциклопедическая энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000.-1456 с.:ил.

З.Ожегов С.И. и др. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений/Российская А.Н.; Российский фонд культуры-М.: АЗЪ, 1994 г.

4.Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты - М, Школа «Языки русской культуры», 1996.

5.http://nsportal.ru

6.http://pandia.ru

© Чепурных О.А., 2018

УДК-8

Чепурных О. А.,

учитель английского языка; МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

«КАК ПЕРЕВОДИТЬ АНГЛИЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ НА РУССКИЙ ЯЗЫК?»

Тип проекта: исследовательский

1 52 }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.