Научная статья на тему 'О ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

О ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ / ОПЕРАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Петр Иванович

В настоящей статье автором на основе изучения и анализа монографических работ, нормативно-правовых актов и судебно-следственной практики рассматривается современное состояние методики расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Петр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PRIVATE FORENSIC TECHNIQUE OF CRIME INVESTIGATIONS

In this article, the author, based on the study and analysis of monographic works, normative legal acts and judicial and investigative practice, examines the current state of the methodology for investigating criminal cases of crimes related to the legalization (laundering) of proceeds from crime.

Текст научной работы на тему «О ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

КРИМИНАЛИСТИКА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.985.7 ББК 67.52

© 2021 г. Иванов Петр Иванович,

главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. E-mail: [email protected]

О ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В настоящей статье автором на основе изучения и анализа монографических работ, нормативно-правовых актов и судебно-следственной практики рассматривается современное состояние методики расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем.

Ключевые слова: частная криминалистическая методика, предварительное следствие, расследование уголовных дел, преступления, связанные с легализацией, оперативное сопровождение дел, эффективность досудебного производства.

Ivanov Peter Ivanovich - Chief Researcher, the Department for Researching the Problems, the Branch Administration

of the Research Center, the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law,

Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.

ABOUT PRIVATE FORENSIC TECHNIQUE OF CRIME INVESTIGATIONS

In this article, the author, based on the study and analysis of monographic works, normative legal acts and judicial and investigative practice, examines the current state of the methodology for investigating criminal cases of crimes related to the legalization (laundering) ofproceeds from crime.

Keywords: private forensic methodology, preliminary investigation, investigation of criminal cases, crimes related to legalization, operational support of cases, efficiency ofpre-trial proceedings.

Одним из средств повышения эффективности противодействия легализации служит обеспечение следователей и оперативных работников полиции, разработанной на основе изучения и анализа судебно-следственной практики, а также законодательных и иных актов, криминалистической методикой расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ*, понимаемой нами как научно обоснованная система рекомендаций по расследованию указанных видов преступлений, предназначенной для следователей в целях оптимизации их деятельности. Данная методика имеет сложную

структуру, как правило, состоящую из двух взаимосвязанных между собой частей: 1) общей информационно-познавательной части, включающей криминалистическую характеристику данных видов преступлений и характерную им модель механизма; 2) программно-прикладной части, включающей в свое содержание такие элементы, как план расследования, типичные версии и алгоритм действий по их проверке, характерные следственные ситуации и программы по их разрешению, специфические особенности организации и тактики производства неотложных следственных действий, основные формы и направления осуществления

* На поиск новых форм и методов повышения эффективности противодействия легализации нацеливает правоохранительные органы, а также научные и образовательные организации Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 года. Разработка частной криминалистической методики расследования преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, на наш взгляд, отвечает этим требованиям.

согласованных с оперативными работниками дальнейших действий, а также тактические приемы использования специальных знаний. Считаем также необходимым отметить, что методика расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, является межвидовой. В качестве основания классификации подобных методик лежат различные виды преступлений - с одной стороны, предикатные преступления общеуголовной и экономической направленности, выступающие источником получения криминальных доходов, с другой - легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем.

Повышенная общественная опасность указанных деяний определяется тем, что отмывание «грязных» денег способствует распространению теневой экономики [10], причиняет значительный вред национальным интересам государства, препятствует своевременному раскрытию и расследованию должностных и корыстных преступлений, создает материальную (экономическую) базу организованных криминальных структур, а также служит для финансирования экстремистской и террористической деятельности.

Органы внутренних дел, реализуя в рамках своих полномочий директивные указания МВД России, осуществляют комплекс мер по борьбе с легализацией. Однако если принять во внимание уровень ее латентности, то количество выявленных и раскрытых преступлений данного вида, к сожалению, не отражает реальное положение дел.

Об этом же можно судить, обратившись к ведомственной статистике ГИАЦ МВД России. Приведем данные за три предыдущих года. В 2017 г. по ст. 174 УК РФ было выявлено 12 преступлений, из них направлено в суд из числа уголовных дел, находившихся в производстве - 7. По ст. 174.1 УК РФ было выявлено 422 преступления (направлено в суд 281).

В 2018 г. по ст. 174 УК РФ выявлено 14 (направлено в суд - 2), по ст. 174.1 УК РФ было выявлено 500 преступлений (направлено в суд - 303).

Наконец, в 2019 г. по ст. 174 УК РФ выявлено 12 (направлено в суд - 2), по ст. 174.1 УК РФ было выявлено 489 преступлений, из них направлено в суд из числа уголовных дел, находившихся в производстве, - 324.

Исходя из приведенных данных, можно заключить: вызывает серьезное беспокойство

не только количество выявленных преступлений, но и качество их расследования.

Как показывает изучение судебно-следст-венной практики, предикатными преступлениями по уголовным делам о легализации преимущественно выступают уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 229, 229.1, 232, 234 УК РФ (включенные в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»), а также преступления, совершаемые на объектах финансово-кредитной системы. Данное обстоятельство ориентирует сотрудников оперативных подразделений полиции на своевременное их выявление и раскрытие, а следователей - на квалифицированное расследование с учетом методических рекомендаций, содержащих алгоритм по проверке типичных версий и следственных ситуаций.

Специалисты в области теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), уголовного процесса и криминалистики на основе анализа современного состояния противодействия легализации доходов, приобретенных преступным путем, продолжают теоретически осмысливать практику деятельности оперативных подразделений полиции и органов предварительного следствия в поисках эффективных форм и методов работы. Сложившаяся криминогенная ситуация объективно диктует необходимость такого осмысления.

Мы решили вернуться к проблеме криминалистической методики расследования преступлений, связанных с легализацией, лишь по одной причине: роли оперативно-розыскного сопровождения, как правило, разработчиками не придается должного внимания. По данному виду преступления этот вопрос, на наш взгляд, нельзя обходить молчанием. Следует учесть то, что порой следователь может и не владеть таким объемом информации по расследуемому им уголовному делу, сколько может знать оперативный работник - инициатор проверки (разработки). Тем самым, несмотря на процессуальную самостоятельность следователя, ему приходится делать столько, сколько, казалось бы, лежит вне его полномочий.

Полагаем необходимым отметить, что основу частной методики расследования уголовных дел о легализации составляет криминалистическая характеристика, понимаемая нами как информационная модель, состоящая из совокупности данных о событии данного вида преступления, его субъекте, об объекте и предмете преступного посягательства, о способах совершения, об оставленных следах материального и идеального свойства.

Исходя из такой трактовки, нетрудно сделать вывод о том, что криминалистическая характеристика легализации представляет собой стройную систему компонентов, в которой все они связаны друг с другом и являются звеньями единой неразрывной цепи.

Возвращаясь к типичным следам, мы со своей стороны считаем целесообразным расширить их перечень, включив цифровые, видовые, телекоммуникационные, то есть виртуальные и информационные следы. По делам о легализации указанные разновидности следов имеют не менее важное значение для их исследования, так как они отражают криминалистически значимую информацию.

Как нами уже отмечалось, типичная модель механизма преступления наряду с другими составными частями методики расследования выполняет информационно-познавательную функцию. Невозможно представить систему разработки методики без уяснения самого механизма преступления.

Специалисты в области теории криминалистики (А.Н. Васильев [6], П.Г. Великородный [1], А.М. Кустов [7], В.А. Образцов [9], С.В. Пахомов [11], С.Н. Чурилов [13], Н.П. Яб-локов [14] и др.) между понятиями «механизм преступления» и «механизм совершения преступления» усматривают различия, утверждая при этом, что первое понятие гораздо шире, нежели второе.

Вот что пишет по этому поводу С.В. Пахомов: «... понятие "механизм совершения преступления" по смыслу уже, чем категория "механизм преступления". Первое характеризует процесс совершения преступления в его функциональном значении (опосредованный двигательной и психической активностью правонарушителя по подготовке, совершению и сокрытию преступления). Второе представляется как определенная взаимообусловленная связь объектов материального мира (предмета преступного посягательства, средств совершения преступления, материальных следов преступления и т. д.), нематериальных явлений и процессов (восприятие преступных событий третьими лицами, условия, способствующие возникновению преступного умысла и совершению преступления и др.) и, соответственно, качественных характеристик реализуемого преступного замысла» [11]. Разделяя эту точку зрения, хотим в контексте заявленной нами темы отметить, что механизм преступления состоит из следующих системообразующих элементов: объекта и предмета преступного посягательства, личности преступника, события преступного деяния, способа его совершения. В системе

построения криминалистических методик расследования эти компоненты имеют ключевое значение. Что же касается механизма легализации преступных доходов, приобретенных преступным путем, то он легко просматривается через призму анализа стадий (этапов) прохождения «грязных» денег [3].

В связи со сказанным представляет особый интерес модель механизма отмывания криминальных доходов, которая наряду с другими элементами содержит в себе совокупность факторов, а именно:

- реальную возможность осуществления в целях сокрытия криминального следа многоходовых финансовых операций между банками. Там самым становится сложно установить владельца «грязных» денег и источник их происхождения;

- наличие условий для размещения доходов, приобретенных преступным путем, за пределами Российской Федерации;

- обезличивание денег посредством их смешивания путем купли-продажи ценных бумаг;

- завуалирование существующей связи между владельцем «грязных» денег и источником их происхождения путем транзита через счета аффилированных финансовых учреждений;

- возможность совершения экспортно-импортных операций по фиктивным договорам, что позволяет вывести из легального оборота «грязные» деньги. По фиктивным же контрактам денежные средства выводят из России за рубеж. Представляет при этом интерес круг лиц, непосредственно причастных к незаконному выводу банковских активов за рубеж (учредители, руководители, бухгалтерs, контрагенты).

Перечисленные факторы в определенной мере накладывают свой отпечаток на особенности легализации и совершения предикатного (основного) преступления и, особенно, на формирование механизма совершения отмывания.

Со своей стороны мы полагаем возможным это проиллюстрировать через призму описания их следующим образом:

Модель № 1 - заранее запланированные и осуществленные в целях последующей легализации противоправные действия по извлечению криминального дохода.

Модель № 2 - заранее не преследовавшие цель легализации преступных доходов, полученных от совершения преступлений общеуголовной либо экономической направленности. Такая цель возникла внезапно в связи с поступившим предложением от лиц, профессионально

занимающихся обналичиванием денежных средств и выводом их за рубеж.

Модель № 3 - совершение сомнительных финансовых операций, связанных с незаконным выводом денежных средств за рубеж (отток капитала за рубеж, противоправное «бегство» капитала за рубеж).

Перечисленные нами модели являются основой для разработки типовых программ расследования по делам рассматриваемой категории.

Механизм совершения легализации в рамках указанных моделей находит свою практическую реализацию поэтапно, а именно посредством «размещения», «наслаивания» и «интеграции» [2]. Заметим, что такая трехзвен-ная модель легализации была в свое время рекомендована ФАТФ (группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Все звенья этой модели способствуют выведению владельца криминальных средств из-под контроля правоохранительных органов, так как источник их происхождения вуалируется.

Другим не менее значимым компонентом частной криминалистической методики выступает программно-прикладная часть, включающая типичные следственные ситуации и программы по их разрешению. Вкратце охарактеризуем эти ситуации. Мы выделяем их три вида:

Ситуация № 1 - установлен факт совершения предикатного преступления, при этом подозреваемый задержан, дает показания о совершенном им противоправном деянии, но связь с легализацией отрицает.

Ситуация № 2 - имеется оперативная информация о легализации доходов, приобретенных преступным путем, однако конкретные источники получения криминального дохода пока неизвестны.

Ситуация № 3 - установлены факты совершения как предикатного преступления, так и легализации. Данная ситуация охватывает и источник получения (извлечения) криминальных доходов, и сам механизм легализации. Иными словами, механизм совершения противоправных действий, связанных с получением криминальных доходов, сопряжен с механизмом легализации. Подозреваемые задержаны, дают признательные показания. Ситуация № 4 - расследуемое уголовное

дело, связанное с легализацией преступных доходов, выделено из других уголовных дел о предикатных преступлениях.

Исходя из специфических особенностей приведенных типичных следственных ситуаций, следует разработать программы по их разрешению.

При этом следует отметить, что сложности расследования связаны как с латентностью легализации, так и с проблемами доказывания вины субъектов, которые легализовали денежные средства или имущество. Иными словами, трудности связаны с необходимостью «связать» два состава преступления (предикатное и отмывание доходов) в одной системе доказательств по уголовному делу.

В программно-прикладном компоненте частной криминалистической методики расследования особое место занимает тактика следственных действий, особенности их производства* [12]. Однако установленный объем настоящей статьи не позволяет останавливаться на них. Мы обязательно к ним вернемся в последующих своих работах. Сейчас лишь отметим, что задача доказывания как предикатного (основного) преступления, так и непосредственного механизма легализации решается в процессе производства следственных действий. Однако этот процесс во многом отличается от аналогичной деятельности по иным расследуемым делам.

При составлении развернутого плана расследования уголовных дел рассматриваемой категории необходимо предусмотреть производство следующих следственных действий: обыск; выемка документов, их осмотр, а также осмотр носителей компьютерной информации и документов в электронном виде, носителей аудиовизуальной информации; производство судебных экспертиз (почерковедческая, судеб-но-экономическая, судебно-бухгалтерская и другие виды экспертиз); допрос свидетелей, подозреваемого (обвиняемого), очная ставка; проверка показаний на месте; наложение ареста на имущество или денежные средства, что возможно в отношении тех объектов, которые получены в результате преступных действий либо нажиты преступным путем. Аресту должно быть подвергнуто имущество, обнаруженное у подозреваемых и обвиняемых,

* При производстве следственных действий наряду с законодательными актами в обязательном порядке следует учитывать рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».

преступность происхождения которого следствием доказана.

Успешное решение задачи, связанной с обеспечением реализации принципа неотвратимости уголовного наказания за легализацию, во многом зависит от надлежащей организации взаимодействия органов предварительного следствия с оперативными подразделениями полиции. В настоящее время на это рассчитаны такие формы взаимодействия как: 1) дослед-ственная проверка имеющихся данных оперативным путем; 2) оперативное сопровождение предварительного расследования и судебного разбирательства. Так, в рамках первой формы принимаются меры преимущественно оперативно-розыскного характера по выявлению, документированию и раскрытию преступлений, связанных с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, а также незаконных финансовых операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж [8].

Многолетняя практика показывает, что во многом благодаря заблаговременному документированию представляется возможным установить сам механизм отмывания преступных доходов, из которого усматриваются противоправные действия проверяемых (подозреваемых), хорошо знающих существующие пробелы финансового, банковского, налогового, таможенного законодательства. Они адаптировались и к офшорному законодательству, прибегая к помощи зарубежных контрагентов.

Результаты ОРД могут быть использованы при квалификации преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и/или иного имущества, приобретенных преступным путем, а также при выработке алгоритмов по расследованию данных видов преступлений.

Это возможно в том случае, когда по оперативным данным о преступлениях, предусмотренных ст. 174 или 174.1 УК РФ, в ходе их проверки установлены следующие обстоятельства совершения легализации: субъект и предмет легализации; противоправный характер происхождения легализуемого имущества и его законного владельца; факт осознания субъектом легализации самого факта приобретения легализованного имущества преступным путем; место, время и способ легализации; факт, подтверждающий последствия легализации в виде придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступно добытого имущества; вероятные источники противодействия расследованию (это заинтересованные в исходе дела лица); имущество, подлежащее конфискации; объекты

недвижимости проверяемого (подозреваемого), находящиеся за рубежом; обстоятельства, характеризующие личность проверяемого (подозреваемого), а также обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния.

Материалы, предоставляемые оперативным работником следователю, должны содержать ответы на многие вопросы, в том числе: «не вводились ли подозреваемыми лицами часть криминальных доходов в легальный сектор экономики?»; «какие действия по маскировке ими предпринимались для придания правомерного вида источника получения криминальных доходов?».

К сожалению, наряду с позитивным началом имеют место и недостатки в деятельности оперативных подразделений, осуществляющих оперативное сопровождение дел. Так, отдельные исследователи отмечают, что «в ряде случаев оперативно-розыскные мероприятия ведутся на невысоком профессиональном уровне, с элементами недобросовестности и халатности. Некоторые действия проводятся несвоевременно или вообще не проводятся, что влечет за собой утрату доказательственной базы. В этой связи лучшим вариантом использования оперативно-розыскных возможностей МВД в ходе проводимого расследования является не дача отдельных поручений или заданий органам дознания, а включение представителей этих органов в следственно-оперативную группу, где будет осуществляться регулярный контроль за их работой» [15]. Думается, что указанное предложение заслуживает внимания и по уголовным делам о преступлениях, связанных с легализацией доходов, приобретенных преступным путем.

Что же касается второй формы - оперативно-розыскного сопровождения, - то нами она ранее обстоятельно проанализирована [4] и поэтому остановимся на ней лишь вкратце. Хотим подчеркнуть, что сопровождение расследования уголовных дел о легализации предполагает принятие оперативными подразделениями полиции в соответствии с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О полиции» системы оперативно-розыскных и иных мер, направленных на установление ранее неизвестных эпизодов совершенного преступления, лиц, причастных к ним, мест хранения имущества и ценностей, нажитых преступным путем, форм и способов противодействия расследованию и принятие адекватных мер по их преодолению, а также обнаружение иных фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Не менее важной задачей процесса изучения и анализа результатов оперативно-розыскной деятельности, представляемых в установленном порядке следователю [5], является выявление и устранение ошибок, допускаемых при выявлении и документировании отмывания преступных доходов. Так, основными причинами отказа в возбуждении уголовного дела, исключения из обвинения в стадии предварительного следствия, а также судами в стадии судебного разбирательства эпизодов с отмыванием преступных доходов являются следующие основные обстоятельства:

1) операции с имуществом осуществлялись не с целью придания ему правомерного вида, так как являлись лишь способом распоряжения, использования этим имуществом;

2) операции с имуществом являлись элементом объективной стороны состава предикатного преступления и поэтому дополнительной квалификации не требовали;

3) недоказанность умысла на совершение операций с имуществом с целью придания ему правомерного вида;

4) отсутствие или недоказанность предикатного преступления.

Наличие вышеизложенных обстоятельств, как правило, не позволяет собрать достаточных фактических данных для того, чтобы доказать факт совершения операций с имуществом, приобретенного преступным путем, с целью придания ему правомерного вида.

Анализируемая нами организационно-тактическая форма создает благоприятные

Литература

1. Великородный П.Г. К вопросу о понятии механизма преступления // Вестник криминалистики. 2013. Вып. 2 (46).

2. Иванов П.И. Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Пу-тилина. 2020. № 3.

3. Иванов П.И. Стадии и способы легализации преступных доходов, полученных в результате совершения преступлений экономической и налоговой направленности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87).

4. Иванов П.И., Булдин А.Е. Некоторые особенности оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о легализации доходов, приобретенных преступным

условия для сочетания оперативно-розыскных мероприятий с процессуальными действиями.

В заключение отметим следующее.

Во-первых, одним из средств повышения качества и эффективности расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, является обеспечение следователей соответствующей методикой расследования.

Отсутствие у них необходимых навыков и криминалистических знаний не позволяет максимально оптимизировать процессуальные действия и обеспечить получение от подозреваемых (обвиняемых) более полной, объективной и достоверной информации. Наличие частной криминалистической методики, сформированной на результатах изучения и анализа указанных категорий уголовных дел, положительно скажется на эффективности досудебного их производства.

Во-вторых, основой для разработки такой методики служит криминалистическая характеристика преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем. С этой же целью на основе обобщения опыта расследования данной категории дел необходимо выявить проблемные вопросы, возникающие при их возбуждении и расследовании.

В-третьих, выработка алгоритма по расследованию уголовных дел о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, позволяет избежать при этом проб и ошибок, оптимизировать деятельность по их расследованию.

Bibliography

1. Velikorodny P.G. On the question of the concept of the mechanism of crime // Bulletin of Criminalistics. 2013. Is. 2 (46).

2. Ivanov P.I. Problems of countering the legalization of criminal proceeds and ways to solve them // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. 2020. № 3.

3. Ivanov P.I. Stages and methods of legalization of criminal income obtained as a result of committing crimes of economic and tax orientation // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3 (87).

4. Ivanov P.I., Buldin A.E. Some features of operational-search support of preliminary investigation and judicial proceedings in cases of legalization of income acquired by criminal means // Bulletin of the

путем // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1 (19).

5. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, МО РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН РФ, ФСКН РФ, СК РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/ 509/507/1820/42/535/ 398/68 // Российская газета. 2013. № 282.

6. Криминалистика: учебник / под ред. АН. Васильева. М., 1971.

7. Кустов А.М. К вопросу о структуре механизма преступления // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 5.

8. Мещеряков А.Н., Филиппов А.Н., Си-нилов Д.К., Шитова А.О., Бобыкин А.В. Методика выявления, документирования и раскрытия преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, а также иных незаконных финансовых операций, связанных с вывозом денежных средств за рубеж: методические рекомендации. М., 2014.

9. Образцов В.А. О некоторых перспективах интеграции и дифференциации знаний в криминалистике // Актуальные проблемы советской криминалистики. М., 1979.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М., 2006.

11. Пахомов С.В. Изучение механизма преступления при разработке методики расследования преступлений, совершаемых в агропромышленном комплексе // Общество и право. 2019. № 3 (69).

12. Ушаков А.Ю., Шитова Т.В., Лавров В.В., Ковалев А.Ф. Организация расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: методические рекомендации. Н. Новгород, 2020.

13. Чурилов С.Н. Криминалистическая методика. История и современность. М., 2002.

14. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для вузов. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Якупов Р.К. Методика расследования налоговых преступлений // Основные тенденции развития науки в XXI веке. Современная наука в системе центра мировой культуры: материалы Международной научно-прак-тич. конф. (Санкт-Петербург, 30 октября - 6 ноября 2018 г.).

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1 (19).

5. The instruction about an order of representation of results operatively-search activity the body of inquiry, investigator or court: order of the Interior Ministry, Defense Ministry, FSB of Russia, SSF of Russia, Federal customs service of Russia, the SVR of Russia, the FPS of Russia, Federal drug control service of the Russian Federation, IC of the Russian Federation of 27 September 2013 № 776/703/509/ 507/1820/42/535/398/68 // Russian newspaper. 2013. № 282.

6. Criminalistics: textbook / ed. by A.N. Vasiliev. M., 1971.

7. Kustov A.M. To the question of the structure of the crime mechanism // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2009. № 5.

8. Meshcheryakov A.N., Filippov A.N., Sinilov D.K., Shitova A.O., Bobykin A.V. Methodology for identifying, documenting and disclosing crimes related to the legalization of proceeds from crime, as well as other illegal financial transactions, and related to the export of funds abroad: methodological recommendations. M., 2014.

9. Obraztsov V.A. On some prospects of integration and differentiation of knowledge in criminal-istics // Actual problems of Soviet criminalistics. M, 1979.

10. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. V.V. Vinogradov Institute of Russian Language. M., 2006.

11. Pakhomov S.V. The study of the mechanism of crime in the development of methods of investigation of crimes committed in the agro-industrial complex // Society and law. 2019. № 3 (69).

12. Ushakov A.Yu., Shitova T.V., Lavrov V.V., Kovalev A.F. Organization of investigation of crimes related to legalization (laundering) of proceeds from crime: methodological recommendations. N. Novgorod, 2020.

13. Churilov S.N. Criminalistic methodology. History and modernity. M, 2002.

14. Yablokov N.P. Criminalistics: textbook for universities. M, 2000.

15. Yakupov R.K. Methodology of investigation of tax crimes // Main trends in the development of science in the XXI century. Modern science in the system of the world culture center: proceedings of the international scientific and practical conference (St. Petersburg, October 30 - November 6, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.