Научная статья на тему 'О БОРИСЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ ПЛОТНИКОВЕ (1949-2020)'

О БОРИСЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ ПЛОТНИКОВЕ (1949-2020) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРИС ПЛОТНИКОВ / РУССКИЙ ТЕАТР / ГИТИС / РОССИЙСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубовская Галина Валерьевна

В памяти коллег, учеников и благодарных зрителей народный артист России, профессор Российского института театрального искусства - ГИТИС и артист Московского художественного театра им. А. П. Чехова Борис Григорьевич Плотников останется эталоном высокой актерской школы. Многогранный талант, преданный актерской профессии, при этом человек с глубочайшим чувством такта в повседневной жизни - Плотников всегда был неким посланцем иной культуры, уникальной фигурой в пантеоне легендарных российских актеров. Его сценические и экранные герои - от князя Мышкина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского до доктора Борменталя в «Собачьем сердце» М. А. Булгакова - приоткрывали зрителю-современнику возвышенные жизненные ориентиры, диссонирующие с потоком повседневности. В мировом кинематографе он известен ролью Сотникова в классическом фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» (победитель Берлинского кинофестиваля 1977 г.), а юные студенты ГИТИСа знали его как заботливого и внимательного мастера, для которого успехи и поражения учеников были важнейшей частью жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT BORIS GRIGORIEVICH PLOTNIKOV (1949-2020)

Boris Grigorievich Plotnikov - People's Artist of Russia, Professor of the Russian Institute of Theatre Arts - GITIS and the artist of the Moscow Art Theatre of A. P. Chekhov. In the memory of colleagues, students and grateful spectators he will remain the standard of high acting school. A multifaceted talent, who devoted his life to the acting profession, in everyday life he was a person with the deepest sense of tact - Boris Plotnikov had always been a kind of ambassador of a different culture, a unique figure in the pantheon of legendary Russian actors. His stage and screen characters starting with Prince Myshkin in The Idiot by F. M. Dostoevsky to Doctor Bormenthal in Heart of a Dog by M. A. Bulgakov opened to the contemporary viewer the sublime landmarks of life, discordant with the routine. He entered the history of world cinema as Sotnikov in the classic film by Larisa Shepitko The Ascent (the winner of the Berlin International Film Festival in 1977). But the young students of GITIS knew him as a caring and attentive master for whom their successes and failures were the most important part of life.

Текст научной работы на тему «О БОРИСЕ ГРИГОРЬЕВИЧЕ ПЛОТНИКОВЕ (1949-2020)»

DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-215-219 УДК 792.071+792.2(470): 378.12

Г. В. Дубовская

Российский институт театрального искусства - ГИТИС, Москва, Россия

01*СЮ: 0000-0003-1612-5441

О Борисе Григорьевиче Плотникове (1949-2020)

АННОТАЦИЯ

В памяти коллег, учеников и благодарных зрителей народный артист России, профессор Российского института театрального искусства - ГИТИС и артист Московского художественного театра им. А. П. Чехова Борис Григорьевич Плотников останется эталоном высокой актерской школы. Многогранный талант, преданный актерской профессии, при этом человек с глубочайшим чувством такта в повседневной жизни - Плотников всегда был неким посланцем иной культуры, уникальной фигурой в пантеоне легендарных российских актеров. Его сценические и экранные герои - от князя Мышкина в «Идиоте» Ф. М. Достоевского до доктора Борменталя в «Собачьем сердце» М. А. Булгакова - приоткрывали зрителю-современнику возвышенные жизненные ориентиры, диссонирующие с потоком повседневности. В ми- о ровом кинематографе он известен ролью Сотникова в классическом фильме Ларисы ^ Шепитько «Восхождение» (победитель Берлинского кинофестиваля 1977 г.), а юные ™ студенты ГИТИСа знали его как заботливого и внимательного мастера, для которого § успехи и поражения учеников были важнейшей частью жизни. 8

ов

б

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ¿3

Борис Плотников, русский театр, ГИТИС, российская театральная педагогика. ©

DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-215-219 YflK 792.071+792.2(470): 378.12

Galina V. Dubovskaya

Russian Institute of Theatre Arts (GITIS),

Moscow, Russia

ORCID: 0000-0003-1612-5441

About Boris Grigorievich Plotnikov (1949-2020)

ABSTRACT

Boris Grigorievich Plotnikov - People's Artist of Russia, Professor of the Russian Institute of Theatre Arts - GITIS and the artist of the Moscow Art Theatre of A. P. Chekhov. In the memory of colleagues, students and grateful spectators he will remain the standard of high acting school. A multifaceted talent, who devoted his life to the acting profession, in everyday life he was a person with the deepest sense of tact - Boris Plotnikov had always been a kind of ambassador of a different culture, a unique figure in the pantheon of legendary Russian actors. His stage and screen characters starting with Prince Myshkin in The Idiot by F. M. Dostoevsky to Doctor Bormenthal in Heart of a Dog by M. A. Bulgakov opened to the contemporary viewer the sublime landmarks of life, discordant with the routine. He entered the history of world cinema as Sotnikov in the classic film by Larisa Shepitko The Ascent (the winner of the Berlin International Film Festival in 1977). But the young students of GITIS knew him as a caring and attentive master for whom their successes and failures were the most important part of life.

KEYWORDS

Boris Plotnikov, Russian theatre, GITIS, Russian theatre pedagogy.

Я познакомилась с Борисом Григорьевичем Плотниковым за 28 лет до того, как он начал работать в ГИТИСе. В 1988 году Плотников был приглашен на роль князя Мышкина в спектакле «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского в Театре Советской армии. Постановщик спектакля Юрий Иванович Ерёмин к этому времени уже руководил Театром имени Пушкина. Будучи режиссером этого спектакля, за все вводы тогда отвечала я. Моя театральная судьба всегда благоволила мне. На мою долю выпало

счастье поработать с поистине великолепными актерами, такими как Олег Борисов, Екатерина Васильева, Владимир Зельдин, Нина Сазонова, Зиновий Гердт и другими. Но в этой череде особое место занимает встреча с Борисом Григорьевичем. Будучи актером до «мозга костей», до «кончиков пальцев», он производил впечатление человека не просто из другого мира - с другой планеты. В нем совсем не было так называемого актерства. Сочетание несочетаемого! Огромная культура - он сам выучился играть на фортепиано, говорить и читать по-английски. Энциклопедические знания соседствовали с наивностью и ранимостью ребенка. Происходя из очень простой семьи, Борис Григорьевич обладал врожденным аристократизмом, при общении с ним создавалось впечатление, что он выходец из старинного княжеского рода. Я так иназвала его - «Князь».

Сила духа при оголенной нервной системе, чувство самостояния и поразительная беззащитность. От предшественника, исполнителя роли Мышкина, я долго добивалась, чтобы в сцене, когда Ганя Иволгин дает князю пощечину, в реакции того ни на долю секунды не было ни обиды, ни оскорбленности. Он сразу кидается к Гане, жалеет своего обидчика: «О! как вы будете сожалеть о своем поступке». Мне так и не удалось добиться этого от предшественника Плотникова, хотя то был замечательный актер. Борис Григорьевич сразу это воспринял и сделал. Может быть, откликнулась его человеческая природа или свою роль сыграла готовность всегда услышать режиссера. Он был на редкость «прислушивающимся» артистом, по крайней мере со мной.

Его роли в кинофильмах стали классикой мирового кино - «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Собачье сердце» Владимира Бортко.

Когда в 2016 году Борис Григорьевич пригласил меня на свой курс, где он был художественным руководителем, преподавать актерское мастерство, я была поражена: за эти 28 лет он ничуть не изменился ни внутренне, ни внешне, хотя позади было уже два инсульта. И опять все то же сочетание несочетаемого.

о

3 2 1.

Среди студентов он - один из них, никакого педагогического превосходства, 21д никакой пристройки сверху и в то же время он - пастырь, Учитель, обладающий тайной профессии и посвящавший в нее своих учеников. | Обижался, как ребенок, убегал с репетиций, ребята мчались за ним аж | до консерватории; был гневлив, подчас несправедлив, но зато как светилось 2 его лицо, когда что-то удавалось, как радовался любому успеху своих студен> тов. Он знал дни рождения каждого и приносил в этот день неизменную шо-

сч

£ коладку для именинника. Сказать, что ребята обожали его, - не сказать ни-| чего. Он одновременно стал для них и родным человеком, они доверяли ему

п

| свои тайны, и Учителем с большой буквы. Хочу несколько слов сказать об этом

| курсе. За годы работы в ГИТИСе у меня было девять выпусков, но этот курс

* стал для меня любимым по всем параметрам - и профессиональным, иче-

и

1 ловеческим. Я уверена, что это заслуга, прежде всего, Бориса Григорьевича ё Плотникова.

£ Борис Григорьевич на первом курсе проводил интереснейшие тренинги " собственного авторства. Любой экзамен начинался и заканчивался театрализованным представлением всего курса - фирменный подчерк педагога Плотникова. Он делал много педагогических отрывков. Особенно мне запомнились шекспировские «Цезарь и Клеопатра» и «Отелло». Большое внимание Борис Григорьевич уделял сценической речи. По его предложению на первом курсе экзамен был построен на основе Ветхого Завета. Это было потрясение.

Плотников поставил со студентами замечательный, ярчайший дипломный спектакль по пьесе К. Гольдони «Новая квартира». Было ощущение, что он живет внутри той эпохи - когда-то он сам на рубеже ХХ - XXI вв. сыграл Гольдони в спектакле Олега Табакова «Прощайте... и рукоплещите» по пьесе Алексея Богдановича - на крошечной, но такой ответственной подвальной сцене «Табакерки», в постановках которой и позднее много играл. Зрители студенческого спектакля словно переносились в солнечную Венецию, покачивались на волнах ее каналов, проплывая в гондоле мимо ее дворцов и улиц. На сцене и впрямь была настоящая гондола. Спектакль прошел больше 30 раз, что огромная редкость для дипломных работ, с неизменными аншлагами.

Уход Плотникова стал страшным ударом для них, заставил повзрослеть в одночасье. Эта утрата останется с ними на всю оставшуюся жизнь.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Дубовская Галина Валерьевна - старший преподаватель кафедры мастерства актера Российского института театрального искусства - ГИТИС. E-mail: galcka.dubovskaya@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1612-5441

ABOUT THE AUTHOR

Galina V. Dubovskaya - Senior Lecturer at the Department of Actor's Skills of the Russian Institute

of Theatre Arts (GITIS).

E-mail: galcka.dubovskaya@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-1612-5441

Статья поступила в редакцию: 12.09.2021 ^^В

Отредактирована: 28.10.2021

Принята к публикации: 02.11.2021 219

Received: 12.09.2021 s

Revised: 28.10.2021 Accepted: 02.11.2021

о

3

s z

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Дубовская Г. В. О Борисе Григорьевиче Плотникове (1949-2020) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. № 4. С. 215-219. DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-215-219

FOR CITATION

Dubovskaya G. V. About Boris Grigorievich Plotnikov (1949-2020). In: Theatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2021, no. 4, pp. 215-219.

DOI: 10.35852/2588-0144-2021-4-215-219 z

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.