Научная статья на тему 'О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ РАССЕЯННОЙ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ'

О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ РАССЕЯННОЙ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOLOGICAL VALUE OF DISPERSED ULTRA-VIOLET RADIATION

Dispersed ultra-violet radiation, that penetrates through windows of northern orientation in summer and autumn time of the year for a period of 8 1/2 hr a day, has an antirickets and a general stimulating action. Radiation for a period of 3 1/2 hr and besides an additional administration of vitamin D in a dose of 20 IU/Kg to rabbits, deprived of ultra-violet rays, prevents development of D-hypovitaminosis and a fall of immunobiological reactivity.

Текст научной работы на тему «О БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ РАССЕЯННОЙ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ»

tensification of the glucose-6-phosphatdehydrogenase activity, dementhylation and hydro-xylation. The data obtained are sufficiently informative indices and may be used in hygienic assessment of an electromagnetic field of superhigh frequency.

УДК 613.5:613.165. в]: (616:391.04:577.161.2-084

Проф. Д. Г. Девятка, О. В. Яцына, Н. К. Вальчук

О БИОЛОГИЧЕСКО Й ЦЕННОСТИ РАССЕЯННО Й УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ

' РАДИАЦИИ

Винницкий медицинский институт им. Н. И. Пирогова

Натурные исследования и расчетные данные о количестве УФ-радиа-ции, обнаруживаемой на поверхностях, ориентированных на разные стороны горизонта и находящихся как под открытым небом, так и в помещениях (Н. С. Петрова; Д. Г. Девятка; Г. С. Терновский), показывают резкое ослабление ее в условиях северной ориентации светопроемов зданий и других сооружений (навесы, балконы, лоджии, теневые стенки в соляриях и др.). О биологической эффективности тех количеств рассеянной УФ-радиации, которые попадают на вертикальные поверхности от северного сектора небосвода, сведения весьма ограничены. Имеющиеся работы касаются преимущественно бактерицидного эффекта этого излучения. Антирахитическое и общестимулирующее действие УФ-излучения в этих условиях почти не изучено.

С целью получения фактических данных по указанному вопросу мы провели опыты на 54 кроликах.

Биологическая ценность рассеянной УФ-радиации при облучении поверхностей, ориентированных на север, определяли по двум эффектам: антирахитическому действию (содержание кальция, неорганического фосфора, лимонной кислоты, активность щелочной фосфатазы) и по общестиму-лирующему (титр специфических антител, содержание витамина С, глюта-тиона и АТФ в крови, активность АТФ-азы, каталазы, пероксидазы и сук-цинатдегидрогеназы).

Известно, что УФ-радиация может вызывать обеднение организма витамином С (Д. Г. Девятка и О. В. Яцына); содержание его в крови подопытных животных было низким, а недостаточная обеспеченность организма этим витамином усугубляет картину О-гиповитаминоза. Ввиду этого мы в ходе опыта животным отдельных групп дополнительно вводили аскорбиновую кислоту (АК). Животные, лишенные УФ, для профилактики Б-ги-повитаминоза получали и витамин О. Так как на вопрос о целесообразности сочетания УФ-облучения с дополнительным применением витамина О исследователи (П. М. Шилов и Т. Н. Яковлев и др.) дают неоднозначные ответы, мы животным некоторых групп, подвергавшимся воздействию УФ-радиации, вводили витамин В.

Подопытные животные были распределены на 9 групп. Кроликов 1-й группы ежедневно облучали по 31/2 ч, кроликов 2-й группы — по 87а ч, а животных 3-й группы не облучали, но они ежедневно получали витамин О из расчета 20 ИЕ на 1 кг массы. Животных 4, 5 и 6-й групп также облучали по З1/2 ч, но, кроме того, кролики 4-й группы ежедневно получали витамин Э по 20 ИЕ, кролики 5-й группы — витамин О по 20 ИЕ и АК по 100 мг, кролики 6-й группы — витамин Э по 500 ИЕ и АК по 100 мг/кг. Животных 7, 8 и 9-й групп ежедневно подвергали облучению в течение в1/^ ч. Кроме того, кролики 7-й группы дополнительно получали витамин О по 20 ИЕ, кролики 8-й группы — витамин О по 20 ИЕ и АК по 100 мг, кролики 9-й группы — витамин О по 500 ИЕ и АК по 100 мг/кг.

Животные находились во дворе вивария, каждого содержали в отдельной клетке, одна боковая стенка которой была засетчена металлической сет-

кой и обращена на север, остальные боковые и Еерхняя стенки — деревянные. Клетки располагались в тени двухэтажного здания П-образной конфигурации, исключающей возможность попадания прямых солнечных лучей на площадку, на которой были размещены клетки с подпытными животными.

Опыт продолжался в течение 3 мес (с 1 /VIII по 30/Х). Животных, облучавшихся 3V2 ч, подвергали воздействию рассеянного естественного УФ с 9 до 12 ч 30 мин. Количество УФ за сеанс колебалось от 0,04 до 0,1 биодозы. У животных, облучавшихся по 8х/2 ч, воздействие рассеянного естественного УФ продолжалось с 9 ч до 17 ч 30 мин. За сеанс облучения количество УФ на боковой поверхности тела животного колебалось от 0,06 до 0,16 биодозы. Остальные условия содержания животных всех групп были идентичны, корм они получали согласно существующим нормам.

В конце опыта в крови животных определяли содержание кальция, неорганического фосфора, лимонной кислоты и АТФ, витамина С, глюта-тиона, активность каталазы, пероксидазы, активность щелочной фосфатазы, АТФ-азы крови и активность сукцинатдегидрогеназы головного мозга.

В конце опыта животных дважды (с интервалом 7 дней) иммунизировали подкожным введением брюшнотифозной вакцины (по 0,5 и 1 мл). В крови определяли титр специфических агглютининов до иммунизации, через 1 нед после первой иммунизации и через 3 нед — после второй. Результаты исследования обработали статистически. Достоверность разницы средних величин определяли по коэффициенту Стьюдента. Достоверной разница принималась при Р<;0,05. Полученные данные сопоставляли с показателями животных 1-й (Рi) и 2-й (Р2) групп.

В условиях поставленного нами опыта достоверных сдвигов в содержании фосфора, АТФ-азы, витамина С и активности каталазы и пероксидазы у животных всех групп не наблюдалось. Содержание глютатиона в крови кроликов, лишенных УФ и дополнительно получающих витамин D по 20 ИЕ/кг (3-я группа), повысилось, а у остальных не изменилось.

У животных 1-й группы в конце опыта по сравнению с животными 2-й группы в крови отмечены меньшее содержание кальция, специфических агглютининов, более низкая активность АТФ-азы, более высокая активность сукцинатдегидрогеназы (Р<0,05) и щелочной фосфатазы (Р<0,1), большее количество лимонной кислоты. Выявленные сдвиги в уровне кальция, лимонной кислоты и активности щелочной фосфатазы у животных 1-й группы характерны для D-гиповитаминоза.

Следовательно, облучение рассеянным светом боковых поверхностей в течение 3V2 ч недостаточно для профилактики УФ-недостаточности и служит причиной снижения иммунобиологической реактивности организма. Облучение в течение 8*/2 ч предупреждает возникновение D-гиповитаминоза и уменьшение иммунобиологической реактивности.

Дополнительное введение животным, облучавшимся в течение 3V2 ч, витамина D по 20 ИЕ/кг (4-я группа) вызывает в основном такие же изменения изучавшихся показателей, как и у животных 2-й группы (облучавшихся по 8V2 ч). У животных 4-й группы содержалось в крови больше, чем у животных 1-й группы, кальция и специфических агглютининов (Р<0,0§), меньше лимонной кислоты (Р<0,1,), была выше активность сукцинатдегидрогеназы (Р<0,05) и ниже активность АТФ-азы (Р<0,05) и щелочной фосфатазы (Р<0,1).

При дополнительном применении витамина D по 20 ИЕ/кг у животных, лишенных УФ (3-я группа), так же, как у животных 1-й группы, имелось низкое содержание кальция в крови. Но у 3-й группы в отличие от 1-й были выше активность сукцинатдегидрогеназы (Р<0,05), количество глютатиона (Р<0,1) и ниже активность щелочной фосфатазы и титр специфических антител (Р<0,05). Следовательно, дополнительное введение витамина D по 20 ИЕ/кг животным, лишенным УФ, не предупреждает развития явлений D-гиповитаминоза и понижения иммунобиологической реактивности орга-

низма. С. М. Гершкович и соавт. также отметили, что ранняя профилактическая витаминизация, не подкрепленная УФ-облучением, в условиях Заполярья не предотвращает развития у детей рахита. Сочетанное воздействие этих двух факторов в тех же дозах (4-я группа) предупреждает развитие О-гиповитаминоза и вызывает повышение иммунобиологической реактивности организма.

У животных, облучавшихся УФ в течение 37а ч и получавших витамин О по 20 ИЕ/кг и АК по 100 мг/кг (5-я группа), наблюдались такие же сдвиги изучавшихся показателей, как и у животных 4-й группы. У кроликов, у которых облучение длилось по З1/2 ч, доза витамина О была 500 ИЕ, а доза АК — 100 мг/кг (6-я группа), изменения оказались менее благоприятными, чем у животных 4-й и 5-й групп. Особенно это относится к титру агглютининов, который был значительно ниже (Я<0,05).

У животных, облучавшихся по 81/2 ч и получавших по 20 ИЕ витамина О (7-я группа), АК по 100 мг/кг и витамина О по 200 ИЕ/кг (8-я группа) и по 500 ИЕ/кг (9-я группа), достоверных различий изучавшихся показателей по сравнению с животными 2-й группы не обнаружено. Только у животных 9-й группы установлено некоторое увеличение количества лимонной кислоты (Р<0,1) и значительное повышение активности АТФ-азы (Р< <0,05).

Облучение боковой поверхности тела животных рассеянным УФ в течение 87а ч предупреждает развитие О-гиповитаминоза и содействует повышению иммунобиологической реактивности организма. Это говорит о том, что рассеянная УФ-радиация, проникающая через светопроемы, ориентированные на север, при воздействии в течение 81/г ч оказывает антирахитическое и общестимулирующее действие на организм. Дополнительное введение этим животным витамина Э из расчета 20 и 500 ИЕ/кг не делает сдвиги изучавшихся показателей более благоприятными, что указывает на нецелесообразность введения витамина О при достаточной обеспеченности организма УФ.

Дополнительное применение витамина АК существенно не влияло на характер изменений изучавшихся показателей.

Выводы

1. В летне-осенний период в условиях Винницы (49° северной широты) облучение в течение в1^ ч (с 9 ч до 17 ч 30 мин) рассеянной УФ-радиацией, проникающей через светопроемы, ориентированные на север, оказывает благотворное действие, предупреждая развитие явлений О-гиповитаминоза и повышая иммунобиологическую реактивность организма. При облучении в течение З1/^ ч (с 9 ч до 12 ч 30 мин) антирахитического и общестимулирую-щего действия не отмечено.

2. Дополнительное введение витамина О по 20 ИЕ/кг животным, лишенных УФ, не предупреждает развития О-гиповитаминоза и снижения иммунобиологической реактивности организма. При сочетанном воздействии витамина О в указанной дозе и небольших количеств УФ-радиации (облучение с 9 ч до 12 ч 30 мин) четко проявляется антирахитический и общестимулирующий эффект.

3. При достаточной обеспеченности организма УФ дополнительно вводить витамин О нецелесообразно, так как это не улучшает показателей кальциевого обмена и состояния иммунобиологической реактивности по сравнению с животными, достаточно обеспеченными УФ, но не получавшими витамина О.

ЛИТЕРАТУРА. Девятка Д. Г. — Гиг. и сан., 1969, № 2, с. 83—85. — Девятка Д. Г., Я Ц ы н а О. В. — Там же, 1977, № 10, с. 99—101. — Гершкович СМ., Белогорский В. Я., Москалева Р. А. — Педиатрия, 1961, № 3, с. 71. — Петрова Н. С. — Гиг. и сан., 1958, № 3, с. 10—14. — Тернов-

с к и й Г. С. Ультрафиолетова рад|'ашя i архкектура. Кшв, 1969. — Чекин В. Я- — В кн.: Сборник научных работ врачей Карельской АССР. Петрозаводск, 1958, вып. 1, с. 100—106.—Ш и л о в П. И., Яковлев Т. Н. Основы клинической витаминологии. Л., 1974.

Поступила 25/Х 1977 г.

BIOLOGICAL VALUE OF DISPERSED ULTRA-VIOLET RADIATION D. G. Devyatka, О. V. Yatsyna, N. K. Valchuk

Dispersed ultra-violet radiation, that penetrates through windows of northern orientation in summer and autumn time of the year for a period of 8Va hr a day, has an antirickets and a general stimulating action. Radiation for a period of 3V2 hr and besides an additional administration of vitamin D in a dose of 20 IU/Kg to rabbits, deprived of ultra-violet rays, prevents development of D-hypovitaminosis and a fall of immunobiological reactivity.

УДК 613.953.4 + 613.954.41(1-22)

В. В. Рыбин

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПЛАНИРОВКИ СЕЛЬСКИХ ДОШКОЛЬНЫ X УЧРЕЖДЕНИЙ

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены

Основная цель нашей работы заключалась в гигиеническом уточнении оптимального типа детского дошкольного учреждения для села и условий его размещения в новых сельских экспериментальных поселках (ЭП) второго и третьего климатических районов СССР. Для уточнения оптимального типа сельского дошкольного учреждения проанализировано 17 типовых проектов яслей-садов, предназначенных для сельской местности, изучены опыт проектирования и эксплуатации в 21 поселке 21 дошкольного учреждения (из 20 экспериментально показательных), демографическая структура этих поселков, опрошен 431 человек (родители и работники дошкольных учреждений). Для обоснования состава и размеров помещений дополнительно изучали заболеваемость дошкольников (1206 детей) в яслях-садах с различной планировкой, анализировали шумовой режим отдельных помещений и результаты актографии и хронометража дневного сна (69 детей).

Условия размещения 20 дошкольных учреждений (в 20 ЭП) путем натурных наблюдений и 12 яслей-садов методом анализа проектной документации (в 9 ЭП) исследовали для обоснования приемов размещения дошкольных учреждений в сельских населенных пунктах. Для этой же цели определяли состояние атмосферного воздуха и акустическую ситуациюв детских яслях-садах и районах их размещения. Изучали следующие показатели: окись углерода, углеводороды, аммиак, окисляемость атмосферного воздуха, шум автомагистралей, и от хозяйственных построек для личного скота. Отобрано и проанализировано 609 проб атмосферного воздуха, выполнено 87 400 замеров уровней шума, осуществлен хронометраж движения тран-порта и населения вблизи от детских учреждений при разных видах их размещения.

Для обоснования оптимальных радиусов пешеходной доступности сельских яслей-садов 548 родителей опрошено об удобстве доставки детей и предпочитаемых расстояниях. Проведен хронометраж доставки 96 детей. Для подтверждения результатов опроса мы постав илиэксперимент на 5 женщинах 22—23 лет. На основании наших натурных наблюдений модель ребенка имела массу 15 кг. Радиусы обслуживания были приняты равными 300, 500, 750 и 1000 м. Во время эксперимента соблюдались принципы проведения психофизиологических исследований (Л. Леви). Испытуемых опрашивали о субъективном состоянии, у них определяли реакцию на движущийся объект (РДО); состояние сердечно-сосудистой системы и уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.