Ю.А.Панков, И.Я.Усватова//Методы исследования некоторых гормонов и медиаторов. - М.: Изд-во 1 МОЛГМИ, 1965. - С. 137 - 145.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГИСТАМИНЕРГИЧЕСКОЙ И ГИПОТАЛАМО-
ГИПОФИЗАРНО-АДРЕНОКОРТИКАЛЬНОЙ СИСТЕМ В МЕХАНИЗМЕ ПОДДЕРЖАНИЯ СТЕЛЬНСТИ У НЕТЕЛЕЙ И КОРОВ
Кондаурова Л.Ю., Гудин В.А.
Резюме
У нетелей и коров стельность сопровождается закономерным согласованным подъемом, на 24,8 - 60,0 % (P<0,01), содержания гистамина и 11-ОКС в крови, корреляцией их с величиной физиологических констант, свидетельствующих об адаптационно-трофическом,
стимулирующем рост и развитие плода, участии и взаимодействии ГЕС и ГГАКС в механизмах поддержания стельности.
INTERACTION OF HISTAMINERGIC AND HYPOTHALAMIC-PITUITARY ADRENOCORTICAL SYSTEMS IN THE MECHANISM OF MAINTAINING STELNSTI
IN HEIFERS AND COWS
Kondaurova LY, Goodin, VA.
Summary
In heifers and cows, pregnancy is accompanied by a natural rise agreed at 24,8 - 60,0% (P <0,01), the content of histamine and 11-OCS in blood and their correlation with the magnitude of physiological constants, pointing out the adaptive-trophic, stimulating growth and fetal development, participation and interaction of HPP and GGAKS a mechanism for maintaining pregnancy.
УДК 619:618.7-07:636.3
О БИОБЕЗОПАСНОСТИ ЖИВОЙ ВАКЦИНЫ ПРОТИВ АГАЛАКТИИ МЕЛКОГО РОГАТОГО СКОТА
Кулибеков Ф.М.
ФГУ «Федеральный центр токсикологической и радиационной безопасности животных» (ФГУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», г .Казань)
Ключевые слова: микоплазмы, агалактия овец и коз, аттенуация, реверсибельность, контагиозность, реактогенность.
Key words: mycoplasma, ovine agalactia, attenuation, vaccine,
reversibility, contagiocity.
Успех профилактики инфекционной агалактии овец и коз и ее ликвидации во многом зависит от качества микоплазменной вакцины. Для борьбы с контагиозной агалактией предложены в мире различные вакцины, в том числе живые аттенуированные и инактивированные формальдегидом (Lambert M., 1987; Aarabi I, Vand Yoosefi S., 1990; Consenti B., Montagna C.O., 1989). Нами (Ф.М.Кулибеков, М.М.Фарзалиев, Г.Г.Дильбази, 1990) был впервые, в условиях Азербайджанской
Республики, получен аттенуированный штамм А-319 M. agalactiae, который индуцировал выраженный иммунитет у овец к заражению высоковирулентным штаммом «8899» микоплазмы агалактии.
Целью настоящих исследований явилось изучение иммунобиологических свойств вакцинного штамма А-319 (реактивность, контагиозность и реверсибельность).
Материалы и методы. Исследования проводились более 10 лет в лабораторных условиях научно-производственного отдела АзНИВИ, КЗНКЛ ВГНКИ вет.препаратов и в неблагополучных по инфекционной агалактии хозяйствах Агдамского, Агджабединского, Шекинского и других районов Республики Азербайджан. При проведении экспериментов нами применялись клинические, бактериологические и серологические методы исследования.
Клинический метод использовали при наблюдении за животными зараженными музейными авирулентными и аттенуированными штаммами. Учитывали общее состояние и проявление клинических симптомов.
Бактериологические исследования пат.материалов от убитых подопытных овец проводили путем посевов из внутренних органов и лимфоузлов на мартен-сывороточные дрожжевые среды, 0,3% полужидкий агар и 1,3% полутвердый агар, приготовленных из триптического перевара бычьего сердца. В качестве ингибитора атипичной микрофлоры использовали пенициллин 100 ЕД/мл.
Морфологические свойства выделенных исходных культур M. agalactiae от зараженных подопытных овец изучали путем микроскопии мазков окрашенных по Романовскому Гимзе. Культуральные свойства проверяли путем высева на мартеновский бульон с добавлением 20% дрожжевого экстракта.
На жидких питательных средах учитывали интенсивность роста, способность образовать осадки и пленки. На твердых питательных средах обращали внимание на форму, величину и характер поверхности колоний.
В экспериментах использовали штаммы M. agalactiae «8899», А-319, а также 54 головы овец, приобретенные из благополучных хозяйств республики.
Для проведения исследований по установлению реактогенности штамма А-319 M. agalactiae в опыт были взяты 11 голов овец. Животные были разделены на 4 группы. Первой, второй и третьей группам,
состоящим из 3-х голов овец, соответственно, вводили 20, 25 и 35 мл бульонной культуры, равнозначной 4-5 и 7-ми кратным иммунизирующим дозам. 4-ая группа служила контролем.
Результаты исследований. После прививки у животных третьей группы наблюдали некоторое повышение температуры тела (1-3°С), угнетенное состояние, плохой прием корма, прихрамывание на привитые конечности. Указанные явления исчезали к 5-7 дню. Отмечающееся после прививки увеличение лимфатических узлов (паховых, предлопаточных, шейных) продолжалось до 15-20 дня. В результате проведенных исследований было установлено, что даже при введении массивной дозы штамма А-319 в объеме 25-35 мл, в организме овец каких-либо значительных отклонений от физиологических норм не наблюдалось. Исключением является увеличение регионарных лимфатических узлов и незначительное повышение температуры тела, впоследствии приходящей в норму. Таким образом, исследования показали, что штамм А-319 M. agalactiae обладает незначительной реактогенностью.
Для изучения возможной контагиозности штамма А-319 M. agalactiae были взяты 16 голов здоровых овец, которые были разделены на 3 группы. Первой группе, состоящей из 5-и голов овец, была введена вакцина из штамма А-319 в объеме 5 мл с титром 105 КОЕ/мл. Вторая группа, состоящая из 5 голов овец, была подвергнута заражению вирулентным штаммом 8899 M. agalactiae, в объеме 5 мл с титром 106 КОЕ/мл. Третью группу, состоящую из 6 голов овец, содержали совместно с 1-ой группой.
В этом опыте была изучена также динамика антителообразования как у вакцинированных, так и у зараженных животных. У всех животных до опыта и через каждые 5 дней после иммунизации и заражения, брали кровь для серологических исследований в РА. Исследования показали, что вакцинированные и находящиеся с ними в контакте овцы были клинически здоровы, температура тела и гематологические показатели находились в пределах нормы. Через 45 дней для установления контагиозности штамма А-319, 3 головы овцы, содержащиеся совместно с вакцинированными были убиты, а 3 - были подвергнуты заражению вирулентной культурой штамма 8899 в объеме 5 мл с титром 106 КОЕ/мл. В результате бактериологических исследований внутренних паренхиматозных органов, лимфатических узлов, глаз, суставных жидкостей у убитых овец культура микоплазмы агалактии не была выделена. Все 3 подопытные овцы, находившиеся в контакте с вакцинированными, через 18-20 дней после заражения заболели суставной и глазной формами инфекционной агалактии, что было подтверждено бактериологическими исследованиями.
Кроме того, результаты проведенных серологических исследований показали, что у всех 6-ти голов овец, находившихся в контакте с вакцинированными, во все сроки опыта в сыворотке крови специфические антитела не обнаружены. Таким образом было установлено, что штамм А-
319 M. agalactiae не обладает контагиозностью. Одновременно была изучена динамика антителообразования, как у вакцинированных, так и у зараженных овец.
Серологические исследования показали, что специфические антитела в сыворотке крови появляются на 5-6 день после иммунизации и заражения. Максимальное увеличение титра антител отмечалось на 20-25 дни. Титр агглютининов в эти сроки был равен 1:320 и 1:640 соответственно у вакцинированных и зараженных овец. В последующие сроки было отмечено снижение титра агглютининов в обеих группах и на 45 день исследования титр был равен 1:40 и 1:80.
Нами также были изучены сроки наступления иммунитета у 6 овец, вакцинированных штаммам А-319 M. agalactiae. Все овцы были иммунизированы штаммом А-319 в объеме 5 мл с титром 105 КОЕ/мл. Через 10-20-30 дней по 2 головы овцы были подвергнуты заражению вирулентным штаммом 8899, в дозе 5 мл с титром 106 КОЕ/мл. В результате было установлено, что лишь одна овца, зараженная через 10 дней после иммунизации, проявила клинические признаки заболевания (хромата, конъюнктивит), тогда как зараженные через 20-30 дней после вакцинации, оставались клинически здоровыми. Таким образом, было установлено, что через 20 дней у иммунизированных овец наступает стойкий иммунитет. При этом показано, что сроки наступления иммунитета коррелируют со временем максимального нарастания агглютининов.
В последующей серии опытов были проведены исследования по изучению возможной реверсии вакцинного аттенуированного штамма А-319. Для этого на 6-ти головах овец были поставлены опыты с культурой штамма А-319, заложенной после 5-ти кратного пассирования на овцах в жидкий азот на хранение. Овцы были разделены на две группы по три в каждой. Первой группе овец подкожно была введена бульонная культура штамма А-319 в дозе 5 мл (106 КОЕ/мл). Через месяц животные не проявившие каких-либо клинических признаков инфекционной агалактии были убиты. После проведения бактериологических исследований, из лимфатических узлов была выделена исходная культура штамма А-319 M. agalactiae. Выделенную культуру ввели в той же дозе второй группе овец. Через месяц после инокуляции животные без проявления каких-либо клинических признаков были также убиты. И путем бактериологических исследований была выделена исходная культура, которая была заложена на хранение в жидкий азот. Эти опыты убедительно показали, что после семикратного пассирования на овцах аттенуированный штамм А-319 не реверсирует.
Обобщая результаты многочисленных исследований на значительном количестве овец можно сделать вывод, что аттенуированный штамма А-319 M. agalactiae, полученный нами путем многократного
пассирования на развивающихся куриных эмбрионах, обладает высокой иммуногенностью, не реактогенен, не реверсирует и не обладает контагиозностью. Показано, что напряженный иммунитет у овец наступает на 20-30 сутки после введения им вакцины из штамма А-319 M. agalactiae.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Кулибеков, Ф.М. Изучить эпизоотологию,
усовершенствовать методы специфической профилактики и диагностики агалактии мелкого рогатого скота / Ф.М.Кулибеков, Г.Г.Дильбази, М.М.Фарзалиев // Отчет заключительный Азербайджанского научноисследовательского ветеринарного института. - Баку, 1990. 2. Aarabi I. Determination of the viability at +4C of freeze-dried attenuated live agalactiae vaccine / Aarabi I., Vand Yoosefi J. // Arch. Inst. Razi, 1990, N 41. - P. 58-61.
3. Consenti B. Profilassi dell”agalassia contagiosa degli ovi-caprini / Consenti B., Montagna C.O. // ODV Obiettivi Doc. Veter, 1989, T. 10, N 5. - P. 31-33.
4. Lambert M. Assessment of a live attenuated vaccine against Mycoplasma agalactiae / Lambert M. // Contagious agalactia and other mycoplasmal diseases of small ruminants, 1987. - P. 71-76.
О БИОБЕЗОПАСНОСТИ ЖИВОЙ ВАКЦИНЫ ПРОТИВ АГАЛАКТИИ МЕЛКОГО
РОГАТОГО СКОТА
Кулибеков Ф.М.
Резюме
Установлено, что аттенурованный штамм А-319 M. agalactiae, полученный нами путем многократного пассирования на развивающихся куриных эмбрионах, обладает высокой иммуногенностью, не реактогенен, не реверсирует и не обладает контогиозностью. Напряженный иммунитет у овец наступает на 20-30 сутки после введения им вакцины из штамма А-319 M. agalactiae.
BIOSAFETY OF LIVE VACCINE AGAINST OVINE CONTAGIOUS AGALACTIA
Qulibekov F.M.
Summary
Attenuated M. agalactiae А-319 strain produced after series of passages on chicken embryos was determined to have high immunogenicity; it does not induce responses, reverse reactions, and loesn not have contagiocity. Ovine immunity becomes strained at 20-30 daes after vaccination with M. agalactiae A-319 strain.