Научная статья на тему 'О библиотечной терминологии'

О библиотечной терминологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
615
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОГРАФИЯ / БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ / LIBRARY ACTIVITY / LIBRARY BUSINESS / LIBRARY SCIENCE / BIBLIOGRAPHIC ACTIVITY / BIBLIOGRAPHY / BIBLIOGRAPHY SCIENCE / STANDARDIZATION OF TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Швецова-Водка Г.Н.

Рассматриваются основные понятия проекта государственного стандарта Российской Федерации «Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения». Подчёркивается необходимость трактовки библиотечной деятельности как вида практической информационной деятельности, представляющей собой совокупность процессов сбора, преобразования, хранения, поиска, распространения информации, организации и управления информационными системами. Информационную сущность библиотечной деятельности предлагается показывать в определениях специальных терминов, а не в их формулировках. С учётом сказанного предложены определения библиотеки, библиотечной и библиографической деятельностей, библиотечного дела и библиографии, информационного дела, библиотековедения и библиографоведения. Обосновывается необходимость отражения деятельностной природы рассматриваемого явления в структуре стандарта.The basic concepts of the draft state standard of the Russian Federation “Library and Information Activities. Terms and Definitions" are considered. The necessity of interpreting library activities as a type of practical information activity, which is a combination of the processes of collecting, transforming, storing, searching, disseminating information, organizing and managing information systems, is emphasized. The information essence of library activity is proposed to be shown in the definitions of special terms, and not in their formulations. Based on the foregoing, definitions of a library, library and bibliographic activities, library and bibliography businesses, information business, library and bibliography sciences are proposed. The necessity of reflecting the activity nature of the phenomenon under consideration in the structure of the standard is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О библиотечной терминологии»

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ШВЕЦОВА-ВОДКА Г.Н. О БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Рассматриваются основные понятия проекта государственного стандарта Российской Федерации «Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения». Подчёркивается необходимость трактовки библиотечной деятельности как вида практической информационной деятельности, представляющей собой совокупность процессов сбора, преобразования, хранения, поиска, распространения информации, организации и управления информационными системами. Информационную сущность библиотечной деятельности предлагается показывать в определениях специальных терминов, а не в их формулировках. С учётом сказанного предложены определения библиотеки, библиотечной и библиографической деятельностей, библиотечного дела и библиографии, информационного дела, библиотековедения и библиографоведения. Обосновывается необходимость отражения деятельностной природы рассматриваемого явления в структуре стандарта.

Ключевые слова: библиотечная деятельность, библиотечное дело, библиотековедение, библиографическая деятельность, библиография, библиографоведение, стандартизация терминологии.

Shevtsova-Vodka G. N.

About library terminology

The basic concepts of the draft state standard of the Russian Federation "Library and Information Activities. Terms and Definitions" are considered. The necessity of interpreting library activities as a type of practical information activity, which is a combination of the processes of collecting, transforming, storing, searching, disseminating information, organizing and managing information systems, is emphasized. The information essence of library activity is proposed to be shown in the definitions of special terms, and not in their formulations. Based on the foregoing, definitions of a library, library and bibliographic activities, library and bibliography businesses, information business, library and bibliography sciences are proposed. The necessity of reflecting the activity nature of the phenomenon under consideration in the structure of the standard is substantiated.

Key words: library activity, library business, library science, bibliographic activity, bibliography, bibliography science, standardization of terminology.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ШВЕЦОВА-ВОДКА Г.Н. О БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Внимание к профессиональной терминологии свидетельствует о довольно высоком уровне развития соответствующей науки. Существует несколько этапов развития терминологии: от появления профессиональных терминов в практической деятельности и отражения их в научных публикациях до обобщающих терминологических словарей и, наконец, стандартизации терминов. Библиотечная наука в России успешно прошла этот путь. Начало XXI века ознаменовалось созданием ряда обновлённых терминологических стандартов, посвящённых отдельным процессам библиотечной деятельности [1; 2; 3; 4; 5].

В 2019 году представлен на обсуждение проект государственного стандарта «Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения» [6], который, судя по его содержанию, должен охватить все процессы и все связи библиотечной деятельности.

Думается, что широта охвата профессиональной терминологии привлечёт к новому стандарту внимание многих специалистов. Как положительный момент следует отметить возможность принять участие в обсуждении проекта стандарта, представленного на сайте Российской государственной библиотеки. Предыдущие варианты соответствующих стандартов мы начинали обсуждать, к сожалению, уже после их принятия, что ограничивало возможности внесения уточнений и изменений.

Составители стандарта совершенно справедливо указывают на необходимость развития профессиональной терминологии не только в связи с внедрением новейшей технологии, но и в связи с развитием науки, новыми подходами к осмыслению библиотечной и библиографической деятельности. В проекте стандарта отразились многие новации в библиотековедении. В то же время хотелось бы обратить внимание на некоторые основополагающие термины и соответствующие понятия, которые нуждаются в уточнении.

Если мы признаём, что библиотечная деятельность является разновидностью информационной деятельности как необходимой составной части системы социальной информационной коммуникации, то достаточно указать это (то есть информационный характер библиотечной деятельности) в её определении и не повторять в терминах, как в основном («библиотечная деятельность», а не «библиотечно-информационная»), так и в производных. В то же время в дефинициях показывать, что библиотечные процессы и явления являются разновидностями информационных.

Информационная функция библиотеки не только в том, что она использует информационные технологии и предоставляет потребителю информацию, как содержащуюся в её фонде, так и несодержащуюся. Библиотека по своей природе является информационным (или коммуникационным) посредником, передавая в обществе информацию, заключённую в документах. Иначе говоря, вся библиотечная деятельность является информационной.

Учитывая указанные обстоятельства, предлагаем дать следующее определение библиотеки: «Информационный центр, осуществляющий сбор, хранение, обработку и предоставление в использование документально зафиксированной опубликованной социальной информации». В примечании указать, что современная библиотека выполняет также функции культурно-просветительного учреждения (клуба, объединения по интересам), воспитательного и образовательного учреждения (обучение информационной грамотности, методам поиска и оценки информации, самодеятельному творчеству), архивного (сбор материалов «устной истории», краеведческих документов) и музейного (сбор и демонстрация исторических реликвий, образцов народного творчества) учреждений. Такое определение отразит, прежде всего, главное: сущность и отличия библиотеки от других информационных центров: доступ к документально зафиксированной информации (потому что библиотека не собирает и не хранит информацию вне документов) и к информации опубликованной, то есть предоставляемой для всеобщего (публичного) использования. Опубликованными документами считаем как изданные, так и депонированные документы.

Хранением и предоставлением в пользование неопубликованных документов занимается архив, работающий по особым правилам, отличающимся от библиотечных. Библиотека, архив и музей — разные информационные учреждения, хотя и возможно их объединение в различных сочетаниях: библиотека+архив или библиотека+музей, или библиотека-архив-музей. При этом каждая часть такого объединения работает с документами соответствующего вида. Отдел рукописей в библиотеке — это архив, работающий по правилам архивного учреждения. Фонды собственно библиотеки и её архивного отдела существуют самостоятельно. Коллекции материальных предметов — музейных экспонатов — тоже должны составлять особую часть библиотеки, не смешиваясь с её основным — библиотечным — фондом.

В проекте стандарта дано следующее

определение информационной деятельности: «Совокупность процессов сбора, преобразования, хранения, поиска, распространения информации, организации и управления информационными системами» [6, п.3.1.12]. Судя по дефиниции информационной деятельности, речь идёт о деятельности практической. Она не включает научно-исследовательскую и научно-методическую работу, подготовку кадров. По-видимому, соответственно надо изменить трактовку библиотечной и библиографической деятельностей, которые являются разновидностями информационной (практической) деятельности.

Информационный характер присущ всей библиотечной деятельности, поэтому её можно представить как вид информационной деятельности. Например, так: библиотечная деятельность: «Информационная деятельность, направленная на сохранение, обработку и помощь в использовании документально зафиксированной опубликованной социальной информации».

Аналогично библиографическую деятельность тоже следует представить как вид информационной (практической) деятельности: «Информационная деятельность, направленная на создание и использование библиографической информации».

В то же время «библиотечное дело» и «библиография» представляют собой системы разных видов деятельности: практической, научной, управленческой, образовательной. Предлагаются следующие определения: библиотечное дело: «Система разных видов деятельности (практической, научной, управленческой, образовательной), обеспечивающая функционирование библиотечного социального института как системы, основной целью которой является сбор, хранение, обработка и предоставление в пользование документально зафиксированной опубликованной социальной информации»; библиография: «Система разных видов деятельности (практической, научной, управленческой, образовательной), обеспечивающая производство и функционирование библиографической информации в обществе».

Если признать, что информационная деятельность — это деятельность практическая, то аналогично с библиотечным делом и библиографией должна существовать и система разных видов деятельности (практической, научной, управленческой, образовательной), которая включает в себя практическую информационную деятельность. Назовём её «информационное дело». (Кстати, в Украине наша специальность называется «Информационное, библиотечное и архивное дело». Правда, непонятно, отличается ли информационное дело от библиотечного и архивного, или является обобщающим понятием). В состав информационного дела должны входить: 1) практическая информационная деятельность; 2) наука — информология; 3) управленческая деятельность — информационный менеджмент; 4) информационное образование. Наука об информационной деятельности названа здесь информологией, а не информатикой, потому что последняя ассоциируется

то с компьютерной наукой, то с так называемой «научной информатикой», изучающей только научно -информационную деятельность. В таком понимании информатика может рассматриваться как одна из информологических дисциплин.

Науку, которая изучает социальные информационные коммуникации, точнее было бы назвать социальной информатикой или ноокоммуникологией, однако оба эти названия являются дискуссионными, требуют дополнительных объяснений и аргументации, поэтому на данном этапе развития специальной терминологии можно ограничиться использованием более широкого понятия — информология.

Если признать, что библиотечная и библиографическая деятельность являются разновидностями информационной деятельности, то библиотечное дело и библиографию можно рассматривать как виды «информационного дела», а науки библиотековедение и библиографоведение — как составные части информологии (науки об информационной деятельности). Соответственно и библиотековедение, и библиографоведение — науки информологические. Названые науки являются социогуманитарными, потому что относятся одновременно к наукам об обществе (потому что социальные коммуникации происходят только в обществе) и к наукам о человеке, потому что субъектами социальных коммуникаций являются люди.

Определения научных дисциплин желательно представить однотипно, но не через перечисление составных частей, которые, как правило, есть в любой науке (история, теория, методика или технология и организация), а через объект и цель исследований, присущих именно этой научной дисциплине.

Предлагаются следующие определения: библиотековедение: «Социогуманитарная, информологическая научная дисциплина, изучающая процессы организации библиотечного дела, связанные с накоплением, упорядочиванием и организацией использования знаний, зафиксированных в опубликованных и предназначенных для длительного хранения документах»; библиографоведение: «Социогуманитарная, информологическая научная дисциплина, изучающая структуру и свойства библиографической информации, закономерности процессов её создания и доведения до потребителей».

Понимание библиотечной деятельности как деятельности практической позволило бы построить структуру стандарта «Библиотечная деятельность» в соответствии с тем, как представляется структура деятельности. В любой деятельности различаются: цель, субъект, объект, процесс (методы, технологии), результат. Согласно такой логике основными разделами ГОСТа «Библиотечная деятельность. Основные термины и определения» должны быть:

1. Основные понятия [здесь должны быть отражены понятия, которые характеризуют цель библиотечной деятельности и её отличие от смежных областей деятельности]

2. Субъекты библиотечной деятельности

3. Объекты библиотечной деятельности

4. Процессы библиотечной деятельности

5. Результаты библиотечной деятельности

5.1. Библиотечные услуги

5.2. Библиотечные продукты

5.3. Оценка библиотечной деятельности

Такая последовательность основных разделов стандарта представляется более обоснованной, чем та, что дана в проекте стандарта, где «Виды библиотек» завершают перечень, вместо того, чтобы открывать его как субъекты деятельности.

В названии стандарта желательно указать, что в нём отражены только основные термины, потому что полный перечень можно представить только в том случае, если объединить все опубликованные ранее стандарты на отдельные процессы, услуги и продукты библиотечной деятельности. Сейчас в этом нет необходимости. Напротив, следует приветствовать дальнейшую практику создания стандартов по частным вопросам, как, например, разрабатываемый одновременно с анализируемым стандартом ГОСТ «Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. ГОСТ Р 7.0.20—2014. Библиотечная статистика. Показатели и единицы исчисления. Изд. офиц. Москва : Стандартинформ, 2014. IV, 37 с. (Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

2. ГОСТ Р 7.0.93—2015. Библиотечный фонд. Технология формирования. Изд. офиц. Москва : Стандартинформ, 2015. III, 17 с. (Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов

по информации, библиотечному и издательскому делу / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

3. ГОСТ Р 7.0.94—2015. Комплектование библиотеки документами. Термины и определения. Изд. офиц. Москва : Стандартинформ, 2015. III, 37с. (Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии)..

4. ГОСТ Р 7.0.96—2016. Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования. Изд. офиц. Москва : Стандартинформ, 2016. III, 13с. (Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

5. ГОСТ Р 7.0.103—2018. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. Изд. офиц. Москва : Стандартинформ, 2018. IV, 31с. (Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

6. Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения [Электронный ресурс]: ГОСТ Р (проект, первая редакция). Москва, [2019]. IV, 45 с. (Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). URL: https://www.rsl.ru/photo/! ORS/5-PROFESSIONALAM/7 sibid 82.pdf

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Швецова-Водка Галина Николаевна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры документальных коммуникаций и библиотечного дела, Ровенский государственный гуманитарный университет

E-mail: shvetsova1943@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.