Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
среди собак 13 случаев (23,6%), кошек — 26 случаев (47,2%), среди КРС — 11 случаев (20,0%). В 5 случаях заболевание бешенством отмечено среди диких животных: 4 — лисы, 1 случай — шакал. В 2011 г. по поводу укусов за медицинской помощью обратилось 7573 человека (в 2010 г. — 7891). В территориальном разрезе доминируют г. Волгоград (3273), г. Волжский (924) и Камышинский (409), Михайловский (213), Городищенский(191),Фроловский(189),Урюпинский (173), Среднеахтубинский (163) районы. В других районах обращаемость по поводу укусов составляла от 130 до 36 человек. При этом 4621 человек пострадали от укусов известными животными, что составляет 61,0%. Важно отметить, что по г. Волгограду из 3273 человек 1309 (40%) были взрослые с тяжелой степенью травм нанесенных животными в область верхних конечностей, голову. Пострадавшие от укусов дети до 14 лет составили 20,5№ — 674 человека. Из общего числа обратившихся в лечебно профилактические учреждения вакцинация была назначена 7543 пострадавшим, из них получили антирабиче-ское лечение вакциной КОКАВ 4681 человек и получили комбинированное лечение с антирабическим иммуноглобулином — 1717. Самовольно прекратили и отказались от прививок по области 2682 человека (35,2%). По г. Волгограду самовольно прекратили курс прививок и отказались от них 1617 человек, что составляет 49,4% от общего числа обратившихся за медицинской помощью.
В современных условиях имеющиеся формальные и неформальные противоречия в учетной форме № 391/У, требуют пересмотреть подход к отчетной форме по критерию «пострадавший от укусов животного» и обеспечить правовое сопровождение мониторинга за данной категорией лиц, относящихся к группе «риска», с разработкой и нормативным введением в практику новых форм отчетности.
Основные причины не снижающегося количества лиц пострадавших от укусов животных:
1. Полное отсутствие контроля за численностью
безнадзорных животных.
2. Отсутствие в большинстве муниципальных образований на законодательном уровне правил содержания домашних и служебных животных.
3. Безнаказанность ответственных лиц за не выполнение действующих законов.
СОСТОЯНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭПИЗООТОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫМ И ОСОБО ОПАСНЫМИ ИНФЕКЦИЯМ
С.Т. Савченко, А.Н. Чайка, Е.И. Ромасова, Г.Ф. Масленникова, А.А. Махонин, Г.И. Фролова, А.Ю. Фролов, Г.В. Шумакевич
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области», г. Волгоград
Эпидемиолого-эпизоотологическая обстановка по природно-очаговым и особо опасным инфекциям по уровню эпидемической опасности и степени активности очагов на территории Волгоградской области является неоднозначной но относительно спокойной.
В 2011 г. в разной степени активности продолжали функционировать природные очаги лихорадки Западного Нила (ЛЗН), Крымской геморрагической лихорадки (КГЛ), туляремии, лептоспироза, ге-
моррагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), бешенства, лихорадки Ку, сибирской язвы, иксодового клещевого боррелиоза (ИКБ).
По некоторым зоонозам, таким как лептоспи-роз, лихорадка Ку, ГЛПС природные очаги, вероятно, охватывают всю территорию Волгоградской области, поскольку основные носители и переносчики этих инфекций обитают и на территории тех районов, где до настоящего времени не выявлен антиген возбудителей данных инфекций. Возбудитель ИКБ, который регистрируется в северных районах Волгоградской области и привязан к более обширной и активной части природного очага расположенного в Воронежской области, скорее всего так же распространен более широко во внешней среде. В 2011 г. количество больных природно-очаговыми инфекциями снизилось в 5,4 раза до 81 по сравнению с 446 в 2010 г. в связи с понижением заболеваемости ЛЗН. Наибольший удельный вес в сумме всех инфекций приходился на ЛЗН — 75,3% и бруцеллез — 13,6%. Рост заболеваемости отмечался по ГЛПС — +3 случая, по лептоспирозу — +1 случай. По ЛЗН, бруцеллезу, КГЛ, произошло снижение. Заболеваемость сибирской язвой и орнитозом осталась на прежнем уровне: 2 и 1 соответственно. Не регистрировалась заболеваемость лихорадкой КУ, ИКБ, легионелле-зом, туляремией, бешенством, листериозом, холерой и псевдотуберкулезом. Несколько снизилось по сравнению с 2010 г. число лиц обратившихся с укусами животными с 7891 до 7573. Мониторинг инфицированности объектов внешней среды (птиц, комаров, клещей, грызунов) в 2011 г. подтверждает разную степень активности природных очагов при этом серологическим методом (ИФА) и с помощью ПЦР обнаружена 131 положительная проба. Из них на туляремию от клещей — 46, от грызунов — 37; на ГЛПС от грызунов — 9; на ИКБ от клещей — 2; на КГЛ от клещей — 8, от грызунов — 1; на лихорадку Ку от клещей — 4, от грызунов — 4; на лептоспироз от грызунов — 18; на ЛЗН от комаров — 2. Стабильность в эпидемиологической обстановке по большинству природно-очаговых и особо опасных инфекций сохранялась благодаря низкой активности очагов связанную с природной депрессией численности основных носителей и переносчиков.
О БЕШЕНСТВЕ НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
О.А. Сагайдак, О.В. Волкова
Управление Роспотребнадзора по Курганской области, г. Курган
На территории Курганской области за счет циркуляции вируса среди диких животных сформирован природный очаг бешенства, с постоянным вовлечением в эпидемический процесс домашних животных.
Ухудшение эпизоотической обстановки по бешенству животных в области отмечается с 1995 года, всего за 16 лет лабораторно подтверждено 937 случаев бешенства у животных (наибольшее число выделений вируса было в 2005 г. — 207 случаев).
Ежегодно ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству животных проводятся на территории 13—15 районов (из 26), где регистрируется выделение рабического вируса от 8 до 13 случаев.
2012, Т. 2, № 1-2
Санитарная охрана территории
Главным резервуаром вируса бешенства и распространителем болезни являются лисы, на долю которых ежегодно приходится в среднем около 60% от всех выявленных случаев среди животных. В 2011 г. основным хозяином и распространителем рабического вируса, также остается лисица — 83,7%, 11,6% приходится на собак и 5,3% на прочих животных (барсук и енотовидная собака).
Сохраняющееся эпизоотологическое неблагополучие как, среди диких, так и домашних животных создает угрозу возникновения случаев заболевания у людей. В Курганской области случаи заболевания гидрофобией среди населения не регистрируются с 1984 года. Риску инфицирования при контакте с животными, у которых диагноз бешенство подтвержден лабораторно, в 2011 г. подверглось 20 человек, в 2010 г. — 98.
Ежегодно на территории области регистрируются 3—4 тыс. пострадавших от укусов животными, в том числе дикими. На долю детского населения приходится до 31% пострадавших. В 2011 г. от укусов домашних животных пострадало 98,5% обратившихся, из них по поводу укусов собаками — 79%, кошками — 18,6%.
Сложившаяся ситуация потребовала принятия незамедлительных решений в части проведения профилактических мероприятий по бешенству. В области реализуются целевые программы «О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Курганской области» и «Предупреждение и борьба с социально — значимыми заболеваниями», которыми предусматриваются мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных, иммунизации диких и домашних животных, регистрации владельцев собак и кошек, а также осуществляется обеспечение лечебно-профилактических учреждений области антирабическими препаратами.
ГРУППОВОЕ ЗАРАЖЕНИЕ ГЛПС В БЫТУ
Ю.В. Садовский1, Л.И. Коробов2,3, Е.В. Рожкова23, Т.П. Самойленко2
Бирский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», г. Уфа; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», г. Уфа; 3ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ, г. Уфа
Описан случай группового заражение ГЛПС в быту в эндемичной местности — д. Янкисяк Аскинского района Республики Башкортостан, расположенной в 50 метрах от леса, где преобладают липа, осина. Жители отмечают наличие большого количества грызунов. Барьерная дератизация леса возле деревни проводилась в мае и октябре 2011 г. на площади 3 га. Жительница деревни является хозяйкой официально не функционирующей мечети «Нуур», находящейся в 30 метрах от ее дома. Здание деревянное из бруса, полы евро-паркет, ковры, потолок из досок, вентиляция естественная, отопление печное, водяное. 4 ноября 2011 г. к хозяйке приехали родственники из г. Уфы для проведения в мечети поминок. Все гости участвовали в проведении уборки в мечети. Уборка столов, подоконников проводилась влажным способом. Полы и ковры убирались при помощи пылесоса. Влажная уборка пола не проводилась. Хозяйка
отмечает наличие следов грызунов возле здания мечети снаружи, наличие экскрементов грызунов под внутренней обшивкой мечети. 6 ноября 2011 г. в мечети «Нуур» присутствовало 50 гостей. Посуда использовалась одноразовая. Пищу готовили в доме. Со слов хозяйки 20 октября 2011 г. в доме и мечети ею были проведены дератизационные ме-ропрятия. Приманку она приобрела в Дезстанции г. Чернушки Пермской области в количестве 1,5 кг. В доме для отпугивания мышей использует ультразвуковой аппарат. С 07,11 2011 г. мечеть закрыта. Первый случай заболевания ГЛПС возник у хозяйки дома через 13 дней после уборки в мечети. Заболело в течение одного инкубационного периода всего 11 человек, в том числе 10 родственников, прибывших из Уфы, и хозяйка дома, из них 3 детей до 14 лет, в том числе 7 женщин, 4 мужчин. Госпитализированы в различные ЛПУ. У всех диагноз подтвержден лабораторно нарастанием титров антител к ГЛПС. Сделаны выводы: место группового заражения ГЛПС — мечеть. Источник инфекции — грызуны. Фактор передачи инфекции — воздушно-пылевой путь. Заражение произошло при проведении уборки мечети. Условия, способствующие заражению ГЛПС: антисанитарное содержание помещений мечети и жилого дома, не соблюдение личной гигиены при проведении уборки (не использовались средства индивидуальной защиты органов дыхания).
КОНТАГИОЗНОСТЬ ИКСОДОВОГО КЛЕЩЕВОГО БОРРЕЛИОЗА, ВЫЗВАННОГО BORRELIA MIYAMOTOI
Д.С. Сарксян1, О.В. Малинин1, И.И. Дьяченко2, Г.К. Кустарников1, И.Е. Малинин1, В.И. Шахов1
1ГБОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия; 2Республиканская инфекционная клиническая больница МЗ Удмуртии, г. Ижевск
Borrelia miyamotoi впервые обнаружена в клещах I. persulcatus в 1995 г. в Японии. В 2006 г. сотрудниками ЦНИИ эпидемиологии ДНК этого микроорганизма выделена из 6,3% клещей собранных на территории Удмуртии. Структура эпидемического (эпизоотического) процесса при этом заболевании не изучена, исследование контагиоз-ности не производилось.
Цель работы. Выяснить контагиозность заболевания, вызванного B. miyamotoi.
Материалы и методы. Результаты работы основаны на данных проспективного наблюдения за 24 лицами, покусанными заведомо инфицированными B. miyamotoi клещами. Наблюдение производилось в течении 30 дней и включало ежедневную термометрию и исследование сыворотки в ИФА и ПЦР (плазма) в случае повышения температуры или спустя 4 недели после укуса (только ИФА). Кроме того, в работе использованы данные ретроспективного эпиданализа отдела природно-очаговых инфекций ТУ Роспотребнадзора по УР. Детекция ДНК B. miyamotoi осуществлялась методом ПЦР в режиме реального времени, для выявления противоборрелиозных антител использовалась методика ИФА.
Результаты и обсуждение. Манифестация заболевания, вызванного B. miyamotoi наступила у 2 лиц (8,3%), укушенных заведомо инфицированным клещом. Инкубационный период соста-