Научная статья на тему 'О БАЛЕТЕ «ХОДЖА НАСРЕДДИН» РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОГО КОМПОЗИТОРА ПАВЛА ТУРСУНОВА'

О БАЛЕТЕ «ХОДЖА НАСРЕДДИН» РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОГО КОМПОЗИТОРА ПАВЛА ТУРСУНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
балет / композитор / творчество / музыка / хореография / герой / современная музыка / оркестр. / ballet / composer / creativity / music / choreography / hero / contemporary music / orchestra.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ислямова Диляра Ризаевна

многогранность культуры охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Одной из основополагающих сфер культуры является искусство, которое отражает действительность в художественных образах и посредством творчества образует различные его формы. В статье анализируется постановка балета “Ходжа Насреддин” на музыку российско-таджикского композитора Павла Турсунова. Это произведение – существенная веха в освоение тем, связанных с вечными образами восточной поэтической классики, а также в утверждение высоких идеалов, как характерных особенностей современного балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BALLET “KHOJA NASREDDIN” RUSSIAN-TAJIK COMPOSER PAVEL TURSUNOV

the versatility of culture covers all aspects of human life. One of the fundamental spheres of culture is art, which reflects reality in artistic images and forms its various forms through creativity. The production of the ballet “Khoja Nasreddin” to the music of the Russian-Tajik composer Pavel Tursunov is analyzes in the article. This work is a significant milestone in the development of topics related to the eternal images of Eastern poetic classics, as well as in the establishment of high ideals as characteristic features of modern ballet.

Текст научной работы на тему «О БАЛЕТЕ «ХОДЖА НАСРЕДДИН» РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОГО КОМПОЗИТОРА ПАВЛА ТУРСУНОВА»

О БАЛЕТE «ХОДЖА НАСРЕДДИН» РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОГО КОМПОЗИТОРА ПАВЛА ТУРСУНОВА Ислямова Д.Р.

Ислямова Диляра Ризаевна - доктор философии по искусствоведению (PhD), педагог, кафедра специальное фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: многогранность культуры охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Одной из основополагающих сфер культуры является искусство, которое отражает действительность в художественных образах и посредством творчества образует различные его формы.

В статье анализируется постановка балета "Ходжа Насреддин" на музыку российско-таджикского композитора Павла Турсунова. Это произведение - существенная веха в освоение тем, связанных с вечными образами восточной поэтической классики, а также в утверждение высоких идеалов, как характерных особенностей современного балета.

Ключевые слова: балет, композитор, творчество, музыка, хореография, герой, современная музыка, оркестр.

ABOUT THE BALLET "KHOJA NASREDDIN" RUSSIAN-TAJIK COMPOSER PAVEL

TURSUNOV Islyamova D.R.

Islyamova Dilyara Rizaevna - doctor of Philosophy in Art History (PhD), teacher, DEPARTMENT OF SPECIAL PIANO, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the versatility of culture covers all aspects of human life. One of the fundamental spheres of culture is art, which reflects reality in artistic images and forms its various forms through creativity.

The production of the ballet "Khoja Nasreddin" to the music of the Russian-Tajik composer Pavel Tursunov is analyzes in the article. This work is a significant milestone in the development of topics related to the eternal images of Eastern poetic classics, as well as in the establishment of high ideals as characteristic features of modern ballet. Keywords: ballet, composer, creativity, music, choreography, hero, contemporary music, orchestra.

УДК 078

Профессиональное искусство получает воплощение в сотворении художественно прекрасного. Одной из самых удивительных символических форм профессионального искусства является балет.

Одним из ярких примеров современного балета, основанного на литературном первоисточнике, является фантастический балет-мозаика «Ходжа Насреддин» Павла Турсунова - произведение во многом экспериментальное и, в конечном счете, резонансное, премьера которого состоялась в 2007 году на сцене Московского театра оперетты.

Сотни разных историй рассыпаны по миру о народном мудреце XIII века Ходже Насреддине. Спектакль поставлен в лучших традициях жанра драмбалета. Динамичное действие, яркие танцы, обворожительные герои и чарующая музыка композитора, вызывающая отклик в душе, обеспечивают зрительскую симпатию к спектаклю.

Биографическая справка автора балета весьма интересна. Российско-таджикский композитор, член Союза композиторов и кинематографистов России Павел Турсунов родился и вырос в Душанбе. Его творческий багаж составляют четыре балета, симфонические и камерные произведения, песни, мелодии для театра и кино.

С самого раннего детства Павла окружала творческая атмосфера. Он часто посещал с родителями Душанбинский театр оперы и балета. Первым музыкальным открытием для Турсунова стало "Лебединое озеро" Чайковского. В семилетнем возрасте родители определили Павла в музыкальную школу по классу фортепиано, где ему постепенно стали приходить первые успехи: диплом на республиканском конкурсе юных пианистов.

В 1975 году Турсунов поступил в Душанбинское музыкальное училище. А после его окончания - в консерваторию по классу композиции. Дальше судьба привела Турсунова на композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где его наставником стал Народный артист России, профессор Тихон Николаевич Хренников.

В годы учебы в консерватории Павел выступал на студенческих концертах в Доме композиторов. В 1987 году, по окончании консерватории, Турсунов возвратился в Таджикистан. Первое время он работал на киностудии "Таджикфильм", создавал музыку для документальных фильмов и приезжал в Москву записывать оркестровую музыку других композиторов. На киностудии композитор работал до 1992 года. А потом в

Таджикистане началась гражданская война, за которой последовал развал экономики, и в конечном счете, невостребованность и отсутствие перспектив. В этом же году Павел уехал в Подмосковье. Первые четыре года он работал пианистом в одном из московских ресторанов. В эти трудные для него времена опору для себя он находил в творчестве. Он писал музыку, в которой выражал свою любовь к родной земле, надеясь, что когда-нибудь его музыка будет востребована на Родине. Так, молодой композитор начал постепенно строить новую жизнь.

С тех пор уже более 25 лет Павел живет в Москве. Крупный успех в профессии пришел в 2000 году, когда на российские экраны вышел фильм "Афинские вечера" с известными актерами в главных ролях. Музыку к нему написал Турсунов. Затем был фильм "Наследницы" с целым созвездием блистательных актрис: Лидией Смирновой, Ириной Скобцевой, Марианной Вертинской, Ларисой Гузеевой, Тамарой Акуловой и Верой Глаголевой. С тех пор Павла стали приглашать для создания музыки к художественным фильмам в качестве композитора.

Любимым творением Павла Турсунова за последние годы является балет "Ходжа Насреддин". Композитор, прочитав текст литературного произведения еще в студенческие годы, вдохновился его главным персонажем и решил воплотить образ восточного героя на сцене. Причем, Турсунова интересовала именно балетная постановка. В последующем, он сам создал либретто по мотивам книги Леонида Соловьева "Похождения Ходжи Насреддина" и оркестровую запись сюиты. Дирижером выступил один из самых известных маэстро России Константин Кременец.

Премьерные показы нового балета "Ходжа Насреддин" в двух действиях в течение трех дней прошли в Театре оперетты в Москве. Главную партию исполнил виртуозный солист Большого театра, лауреат международных конкурсов Морихиро Ивата. Премьера проходила в сопровождении живой симфонической музыки. Композитор в музыке балета объединил традиционные восточные интонации, европейский музыкальный язык и джазовую стилистику, а в самой постановке - классическую хореографию, пантомиму, элементы циркового искусства и иллюзион.

История создания «Ходжи Насреддина» довольно интересная, долгая и муторная. Окончив консерваторию в 1997 году, Павел Турсунов вплоть до 2000 года взращивал идею создания балета по книге Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». К кому он только не обращался из своих знакомых, чтоб те написали либретто, но вдохновить никого так и не смог.

Когда композитор понял, что годы идут и дальше тянуть невозможно, он взял книгу и, перечитав её, понял, что можно взять из неё в работу, а что нет, и сам написал либретто. Далее, буквально за два месяца была написана и музыка с частичной оркестровкой. Еще пару недель ушло на окончательную оркестровку. Так, к своему сорокалетию, Турсунов сам же сделал себе подарок - партитура была закончена.

А дальше оказалось, что эта музыка абсолютно никого не интересует. К кому он только опять не обращался, уже в танцевальном мире. Всё было попусту. Тогда возникла идея записать несколько самостоятельных оркестровых номеров, в чем помог Турсунову родной дядя жены, который дал денег на студийную запись.

С дирижёром Константином Кримецом, с кем много лет композитор работал в кино, они сделали прекрасную запись, которую не стыдно было показать на любом мировом уровне. Но и она лишь производила на всех впечатление - охали, восторгались, но дело стояло на мёртвой точке. И Григоровичу друзья Турсунова пытались показать запись, но тот даже слушать не стал, сказав, что такая тема сейчас абсолютно не актуальна.

Дальнейшие «хождения по мукам» композитора продолжались до 2007 года. Константин Кримец, не понимая, почему никто не берётся за воплощение столь блистательной идеи, обратился к своему старинному товарищу - директору и художественному руководителю театра «Русский камерный балет Москва» Николаю Басину. Оказалось, что у Басина «Ходжа Насреддин» тоже является любимой книгой и когда Басин услышал музыку, то без всяких сомнений заявил: «Будем ставить!»

Николай Анатольевич пригласил замечательного хореографа из Петербурга Эдвальда Смирнова и Турсунову были поставлены следующие условия: либо он полностью отдает права на музыку театру на десять лет и позволит ставить по тому либретто, что сделает Смирнов, либо ничего не будет - ни студийной записи музыки, ни вообще никакой постановки. Турсунов, оказавшись в таком непростом положении, все-таки принял правила игры, и таким образом балет «Ходжа Насреддин» появился на сцене. Правда, в свою очередь, композитор поставил своё условие: главную партию танцевал его товарищ - блистательный Морихиро Ивата.

Однако, следует отметить, что интересная музыка балета «Ходжа Насреддин» Павла Турсунова не прозвучала так, как могла бы прозвучать. Виной тому стал небольшой состав оркестра, несовпадение характера музыки с движениями артистов на сцене, некоторые купюры в тексте. Однако, сценография спектакля решена выразительно и динамично. Трое ворот, поворачивающихся к зрителям то будничной, то парадной сторонами преобразуют пространство сцены от нищих двориков пастухов и дехкан до дворца эмира. Но, стоит заметить, что на фоне артистически легких, выполненных с большим художественным вкусом декораций, весьма тяжеловесно выглядят костюмы артистов. Особенно учитывая, что они предназначены для танцев.

Естественно, что главный герой Ходжа - олицетворение Востока - указан в числе действующих лиц первым. Морихиро Ивата исполнил свою партию легко, артистично и непринужденно. Но это, к сожалению, не характеризует в полной мере хорошо известного всем нам Ходжу Насреддина, который в молодости ударом кулака мог свалить годовалого бычка и в то же время умирать и плакать от любви. В этом проявилась

вина не самого Иваты, а по большей степени хореографа. Он не одарил народного любимца ни одним лишь ему присущим знаковым жестом. Лучшее, что показали в танце Насреддин и его возлюбленная Гюльджан (заслуженная артистка России Елизавета Небесная), было два Адажио из первого и второго актов, в основе успеха которых лежит музыка Павла Турсунова. Любовь, нежность, взаимодоверие героев передано щемящей мелодией, истаивающей на нет от piano к pianissimo, сообразно с чем замирают и их тела.

В перечислении действующих лиц Осёл (Бахтиер Солиев) идет под номером вторым, сразу после Насреддина. В данной версии балета это справедливо. Если же следовать логике до конца, то, судя по тому вниманию, которым он окружен в спектакле, Осёл должен быть номером первым, поскольку все дела Ходжа обдумывает вместе с Ослом, который, впрочем, легко справляется с ними и без помощи хозяина. Есть у Осла и любовь — Зеленщица (Саяка Такуда), с которой он танцует сольные номера.

Чрезвычайно трудно определить, что такое современная музыка, потому что она очень разная. Важно понять, что нынешнему слушателю нужен гид - не по предыдущему стилю, который сейчас «не идет», а именно по современной музыке. Современное искусство довольно простое, по большей части. Однако, простое - не значит менее глубокое, конечно. Меняется стилистика - меняется структура и нагрузка.

Творческое кредо Павла Турсунова гласит: «композитор должен писать не для себя, не для того, чтобы показать, какой он новатор и гений, а для слушателей. Чтобы музыка могла затронуть душевные струны любого, даже самого далекого от творческой среды человека». Названия его произведений говорят о многом - "Поговорим на фарси", "Приношение Хайаму", "Вино предвечности", "Дервиш и птица". Несмотря на то, что композитор много лет живет вдали от родины, он неразрывно связан с древней культурой, на которой вырос. Его музыка переполнена ностальгией и любовью к своему народу. А самое главное, она представляет собой очень качественную и профессиональную музыку, доказательством чему является балет «Ходжа Насреддин».

Список литературы /References

1. Балет: энциклопедия // гл. ред. Ю.Григорович. - М., 1981.

2. Белов В. Особенности формирования эстетических эмоций средствами хореографического искусства.

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.