Научная статья на тему 'О балансе интересов государства и государственной корпорации как экономического собственника'

О балансе интересов государства и государственной корпорации как экономического собственника Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / СОБСТВЕННИК / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / STATE CORPORATION / STATE / BALANCE OF INTERESTS / PROPRIETOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухитов Н.М.

В статье рассмотрена методика оценки эффективности государственной корпорации с учетом ее многоуровневой организационной структуры, а также многообразия интересов, которые имеет по отношению к корпорации собственник в лице государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT BALANCE OF INTERESTS OF THE STATE AND THE STATE CORPORATION AS ECONOMIC PROPRIETOR

In article the technique of an estimation of efficiency of the state corporation taking into account its multilevel organizational structure, and also variety of interests which the proprietor in the name of the state has in relation to corporation is considered.

Текст научной работы на тему «О балансе интересов государства и государственной корпорации как экономического собственника»

О БАЛАНСЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОБСТВЕННИКА

Мухитов Н.М., к.э.н., докторант Российской академии предпринимательства

В статье рассмотрена методика оценки эффективности государственной корпорации с учетом ее многоуровневой организационной структуры, а также многообразия интересов, которые имеет по отношению к корпорации собственник в лице государства.

Ключевые слова: государственная корпорация, государство, собственник, баланс интересов.

ABOUT BALANCE OF INTERESTS OF THE STATE AND THE STATE CORPORATION AS ECONOMIC PROPRIETOR

Muhitov N., Cand.Econ.Sci., The doctoral candidate of the Russian academy of business

In article the technique of an estimation of efficiency of the state corporation taking into account its multilevel organizational structure, and also variety of interests which the proprietor in the name of the state has in relation to corporation is considered.

Keywords: the state corporation, the state, the proprietor, balance of interests.

При разработке методики необходимо учитывать два уровня корпоративного управления в государственной корпорации, причем в отличие от крупных диверсифицированных корпораций, каждый из уровней имеет свои особенности и отличительные признаки, обусловленные наличием конкретных собственников, фактически имеющих условно равные права между собой. Такая ситуация обусловлена тем, что зачастую государство как один из собственников конкретного бизнеса пытается воздействовать на других собственников с помощью административных инструментов, пренебрегая инструментами корпоративного взаимодействия.

В соответствии с изложенным, в работе предложен двухуровневый подход к определению понятия «защита интересов собственников». На первом уровне в роли собственника выступает государство, которое имеет не только экономические, но и социальные интересы, а также геополитические интересы при создании государственной корпорации (рисунок 1).

Рис. 1. Интересы государства в государственной корпорации1

В свою очередь, государственная корпорация, наделенная от государства имущественными правами, имеет уже конкретный экономический интерес в своих дочерних обществах, фактически являясь головной компанией созданной корпорации. В связи с этим, ее интересы в отношении дочерних обществ могут быть описаны классической моделью экономических интересов (рисунок 1). В рамках классической модели экономические интересы государственной корпорации, как одного из собственников описываются двумя группами интересов: 1) интересы в получении доходов; 2) интересы в экономическом контроле. При реализации подобной двухуровневой модели государство опосредованно участвует в этих интересах.

Как видно из рисунка 2, экономические интересы государственной корпорации как собственника можно подразделить на интересы в получении доходов и интересы в экономическом контроле надо дочерним обществом. Причем, можно утверждать, что в данной ситуации существует сочетание различных задач. Например, интересы в получении доходов могут воплощаться либо в интересы в текущем доходе, либо в будущем доходе. Интересы в установлении экономического контроля - это получение контроля над различными ресурсами дочернего общества, причем преимущественно по отношению к другим участникам корпоративных отношений и другим собственникам дочернего общества. Данные интересы находят свою количественную оценку в системе показателей. Для первой группы интересов, как видно из рисунка - это рост курсовой стоимости акций государственной корпорации и размеры дивидендных выплат.

Для второй группы интересов - это доля собственных средств в источниках финансирования государственной корпорации, показатели автономии и доля пакета акций собственника в акционерном капитале государственной корпорации в размере голосующих акций государственной корпорации.

Измерение социальных и геополитических интересов государства при создании государственной корпорации, как правило, представляет собой экспертную оценку усиления влияния государства в конкретных геополитических ситуациях и в конкретных региональных

1 Клочай В.В. Харитонова Г.Г. Инструменты обеспечения экономической безопасности корпорации // Актуальные экономические проблемы переходной экономики России - М.: ИНИОН РАН, 2007.

TRANSPORT BUSINESS TN RUSSTA 91

Интересы государственной корпорации как собственника I =

Интересы в получении эдов

Доля Доля пакета

собственных акций

средств в собственника в

источниках акционерном

финансирования капитале

корпорации корпорации

1

Интересы в экономическом контроле

текущего экономического эффекта

I

Получение дивидендов

Получение будущего экономического эффекта

I

Контроль активов корпорации

Контроль финансовых потоков

Jl

Контроль менеджмента

Рост курсовой стоимости

Получение преимуществ перед другими участниками корпоративных отношений

Получение преимуществ перед другими собственникам и корпорации

Доля собственных

средств в источниках финансирования корпорации

Доля пакета акций собственника в акционерном

капитале корпорации

Рис. 2. Структура и содержание интересов государственной корпорации как экономического собственника

экономиках. В частности, продажа продукции военного назначения позволяет влиять на решения, принимаемые правительствами отдельных регионов, а создание новых рабочих мест позволяет снизить социальную напряженность в конкретном Субъекте Федерации.

Таким образом, совокупность интересов, удовлетворяемых государством при создании государственной корпорации существенно шире только экономического эффекта. Тем не менее, даже социальные и геополитические интересы можно прямо или косвенно измерить с помощью различных экономических показателей. В этой связи, мы предлагаем несколько расширить существующие подходы к оценке эффективности корпоративного управления. Синтетический показатель, учитывающий оценку степени защищенности всех групп интересов собственника, принимает вид:

К = К, + К2 + К3 + К4 + I.

инт 12 3 4

где

К, - показатель эффективности защиты интересов собственников в текущих доходах:

Q, —

Ki _ (1 - ac)*^ - Db -Po '

ac - доля доходов в виде прироста курсовой стоимости акций;

Q, - сумма дивидендов, полученных от принадлежащих государству пакетов акций дочерних обществ за конкретный промежуток времени;

P0 - стоимость государственных пакетов акций, переданных государственной корпорации при ее основании;

Db - средний процент дивидендных выплат по отраслям экономики (branch);

К, - показатель эффективности защиты интересов собственников в перспективных доходах:

„ _ ^ _ ^ Pi Po

K2 _ ac Rликв Cb

Po

Р1 - текущая рыночная стоимость государственных пакетов акций, находящихся в собственности государственной корпорации; ^^ликв - ликвидность принадлежащего государственной корпорации пакета акций дочернего общества;

Сь - средний доход от прироста курсовой стоимости акций государственной корпорации по отраслям экономики; К3 - показатель эффективности защиты интересов государства по сравнению с другими участниками корпоративных отношений:

СК

К = с*--ОКА

3 Б ,

с - степень участия и нефинансовых инвесторов в контроле над государственной корпорацией СК - сумма собственного капитала государственной корпорации; ВБ - валюта баланса государственной корпорации. ОКА - отраслевой коэффициент автономии;

К - доля акционерного капитала, принадлежащего отдельному собственнику;

92 TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA

Р номин Р контр

К 4=-АК-.

Р - номинальная стоимость пакета акций принадлежащего собственнику;

Рщлпр - доля акционерного капитала государственной корпорации, обладание которой было бы достаточным для контроля над конкретным дочерним обществом и вело бы к установлению фактического контроля государства над всей государственной корпорацией;

АК - сумма акционерного капитала государственной корпорации в объеме суммы голосующих акций корпорации;

I - косвенные доходы, извлекаемые государством при решении геополитических и социальных задач.

Так как все показатели защиты прямых и опосредованных интересов государства в государственной корпорации и ее дочерних обществах корректируются на средний показатель, то в случае, если у государства все интересы защищены на уровне среднего значения по экономике в целом, - соответственно интегральный показатель будет равен нулю.

Следовательно, если К положительный, значит уровень корпоративного управления выше, чем в среднем по национальной экономике. Если он отрицательный - то уровень корпоративного управления ниже и соответствующим государственным органам целесообразно пересмотреть состав наблюдательного совета государственной корпорации, так как он не выполняет поставленных перед ним государством задач. И чем выше значение К , тем выше уровень корпоративного управления.

С другой стороны, для практического применения модели оценки эффективности корпоративного управления показатели эффективности защиты отдельных интересов государства можно использовать и раздельно. Так как данные показатели корректируются на среднее значение по отраслям экономики, то получим следующую систему:

[> 0, защита конкретного вида интересов государства выше отраслевой; 1 [< 0, защита конкретного вида интересов государства ниже отраслевой.

Необходимо отметить, что, даже, несмотря на возможный отрицательный уровень защиты интересов государства, функционирование государственной корпорации может быть признано целесообразным, если косвенный доход, получаемый государством в результате функционирования государственной корпорации, выше, чем потери от отсутствия фактической защиты государственных интересов.

Таким образом, модель оценки эффективности корпоративного управления с точки зрения защиты интересов государства позволяет получать дополнительную с точки зрения конкретных государственных органов информацию по сравнению с другими существующими методиками. На основе дополнительной информации государство получает ряд важных экономических преимуществ в управлении экономикой и защите своих интересов.

Во-первых, помимо защиты интересов собственников в получении доходов, данная модель позволяет оценивать защищенность интересов в экономическом контроле и влияние степени защищенности данных интересов на общий показатель эффективности корпоративного управления.

Во-вторых, интересы государства в получении доходов разбиваются на два элемента: это заинтересованность в текущем экономическом эффекте и заинтересованность в перспективном экономическом эффекте. Таким образом, если при анализе эффективности корпоративного управления на основе показателей рыночной стоимости оценивается степень защищенности экономических интересов, касающихся будущих экономических эффектов, то в данном случае государство получает дополнительную информацию, и в соответствии с конкретной политической и экономической ситуацией может сделать выбор либо в пользу текущего, либо в пользу перспективного экономического эффекта.

В-третьих, данная модель позволяет учитывать степень защищенности интересов государства в каждом отдельном дочернем обществе. К ограничениям данной модели для использования в отечественных государственных корпорациях является необходимость наличия информации о рыночной стоимости последних, получение которой затруднено статусом государственных корпораций. В данной ситуации целесообразно проводить развернутую экспертную оценку стоимости государственной корпорации с использованием разнообразных оценочных методов.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.