Научная статья на тему 'Нюрнбергские паникадила конца XVII века в соборах Сольвычегодска'

Нюрнбергские паникадила конца XVII века в соборах Сольвычегодска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сольвычегодск / Введенский собор / Благовещенский собор / Г.Д. Строганов / художественное литье / мастера медных дел / паникадила / Нюрнберг / Solvychegodsk / Vvedensky Cathedral / Blagoveshensky Cathedral / G.D. Stroganov / art casting / coppersmiths / chandeliers / Nuremberg

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов Аркадий Евгеньевич

Статья вводит в научный оборот паникадила Введенского собора Сольвычегодска — памятники художественного литья нюрнбергских мастеров медного дела конца XVII в. Проводится и атрибуция креста из фондов Сольвычегодского историко-художественного музея, венчавшего несохранившееся до наших дней паникадило, также выполненного нюрнбергским мастером. По мнению автора, нюрнбергские паникадила были закуплены по распоряжению Г.Д. Строганова около 1691 г. в связи с завершением первого этапа строительства Введенского собора. Одно из паникадил предназначалось для Благовещенского собора Сольвычегодска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Late 17th century Nuremberg chandeliers in the cathedrals of Solvychegodsk

The article introduces into scientific circulation the chandeliers of the Vvedensky (the Presentation of Mary) Cathedral in Solvychegodsk: the works of art casting by the Nuremberg coppersmiths of the late 17th century. Author also attributes the cross from the funds of the Solvychegodsk Historical and Art Museum, crowned the chandelier, which has not survived to this day, also made by the Nuremberg master. According to the author, the Nuremberg chandeliers were purchased around 1691 in connection with the completion of the first stage of construction of the Vvedensky Cathedral.

Текст научной работы на тему «Нюрнбергские паникадила конца XVII века в соборах Сольвычегодска»

А.Е. Тарасов

Нюрнбергские паникадила конца XVII века в соборах Сольвычегодска 1

© 2023

УДК 739(470.11)"169"

ББК 85.12(2)

Т19

Поступила в редакцию 24.10.2023

Свет имеет важное значение в православном богослужении [ТЬе/э, 2001. С. 5363]. В необходимое световое убранство храмового пространства входят различные осветительные приборы: потолочные, настенные, напольные, настольные, тябловые, выносные и пр. Эти осветительные приборы могут быть шедеврами декоративно-прикладного искусства. Более того, их можно рассматривать в качестве комплексного исторического источника, свидетельствующего о вкусах и стремлениях заказчиков, мировоззрении породившей их эпохи, технологиях, межрегиональных или международных связях и т.д., то есть в непосредственной связи с изучением вопросов их интерпретации и функционирования2.

Между тем потолочные осветительные приборы допетровской Руси — паникадила — изучены слабо и неравномерно (единственный регион, паникадилам которого уделялось повышенное внимание исследователей — это Северо-Западная Русь3). До сих пор нет не только обобщающих исследований, посвященных древнерусским паникадилам, но и довольно мало работ, которые затрагивали бы проблемы их типологии, хронологии, стиля, символики4. По сути, единственным академическим исследованием, которое может претендовать на роль обобщающего, является статья Н.Р.Левинсона «Подвесные осветительные приборы ХУ1-ХУ11 вв. (Материалы к истории осветительных приборов

1 Проект реализуется победителем Конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры 2020/2021 благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительногофонда Владимира Потанина.

2 Об особенностях современного изучения предметов церковного обихода, к которым относятся и храмовые осветительные приборы, см.: [Арутюнян, 2021. С. 101].

3 Отчасти это вызвано сохранностью введенных в научный оборот памятников, древнейшие из которых по своему происхождению в основном представляют Новгородско-Псковский регион.

4 Ср.: «Тема осветительных приборов не получила должного отражения в литературе» [Пле-шанов, 1994. С. 47].

в России)», вышедшая из печати уже более 80 лет назад [Левинсон, 1941. С. 100-151]. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что допетровские паникадила привлекали внимание большинства специалистов от случая к случаю, вне системной научной работы в этом направлении5. К числу исключений можно отнести систематизацию древних паникадил новгородского происхождения, проведенную В. В. Игошевым [Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода, 2008. С. 166-178, 616-635], которая подвела промежуточный итог исследовательского интереса к потолочным осветительным приборам Северо-Западной Руси6. Также следует отметить сборник статей, приуроченный к выставке «Светильники Древней Руси», проводившейся в 2013 г. Государственным Русским музеем (ГРМ). В этом сборнике на примере новгородских паникадил-хоросов и стержневых паникадил из коллекции ГРМ (статьи О.В.Клюкановой, Т.А.Петренко и С. М. Новаковской-Бухман) были показаны основные особенности бытования и развития потолочных светильников в России позднего Средневековья и раннего Нового времени [Светильники Древней Руси, 2013. С. 5-15, 39-45, 46-52].

Но по-прежнему опубликованы далеко не все из паникадил, хранящиеся в музеях, о чем еще в середине 1980-х гг. писала И.И. Плешанова [Плешанова, 1987. С. 345]7. Те же паникадила, что находятся в храмах, зачастую просто не введены в научный оборот, оставаясь совершенно неизвестными для ученых. Не могут «похвастаться» богатой историографией даже отдельные выдающиеся памятники, которые занимают главное место в знаменитых древних соборах (например, готическое паникадило Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря или так называемое годуновское паникадило в Софийском соборе Новгорода)8.

К числу неизученных относятся и паникадила, связанные со Строгановыми. Огромное культурное достояние, оставленное знаменитым родом промышленников, на протяжении десятилетий исследуется специалистами разных областей науки. Однако до сих пор «строгановские» паникадила почти не привлекали их внимания. Показательно, что в последнем по времени труде, обобщающем современные представления о художественном наследии Строгановых ХУ1-ХУ11 вв., внимание уделено только одному ставшему уже «хрестоматийным» примеру — небольшому «решетчатому» паникадилу XVI в.,

5 Характерным примером является «Ремесло Древней Руси», автор которого ограничился анализом нескольких известных ему памятников Северо-Западной Руси: [Рыбаков, 1948. С. 619-622].

6 Замечание А.А.Ткаченко в специальной статье, посвященной паникадилам, можно понять так, что в каталоге «Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода» представлены вообще все сохранившиеся древнерусские паникадила [Ткаченко, 2019. С. 426], однако такое утверждение было бы излишне категорично.

7 Ср. с наблюдением О.В. Клюкановой: «Церковные светильники традиционно находились на периферии научной мысли, почти никогда не покидали стен музейных хранилищ

и запасников,оставаясь малоизвестными и малоизученными предметами церковного бытования и уклада» [Светильники Древней Руси, 2013. С. 5].

8 См.примеч.12.

3 а 3 в

ил. 1 Клеймо на стержне разобранного паникадила. Сольвычегодск, Введенский собор Фото автора, 2021

fig. 1 A seal on a shaft of disassembled chandelier. Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral Photo by the author, 2021 ил. 2 Клеймо на стержне паникадила в приделе в честь Всех Святых. Сольвычегодск, Введенский собор. Фото автора, 2021

fig. 2 A seal on a shaft of the chandelier in the chapel in honor of All Saints Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral. Photo by the author, 2021 ил. 3 Крест Георга Шустера 1691 г. (а). Клейма (б, в). Сольвычегодск, Благовещенский собор СИХМ КП-1600, пр. 1446. Фото СИХМ

fig. 3 Cross of Georg Schuster 1691 (а). A seals (б, в). Solvychegodsk, Annunciation Cathedral. Solvychegodsky Museum-Reserve. Photo by Solvychegodsky Museum-Reserve

которое висит перед Царскими вратами в летнем храме Благовещенского собора Сольвычегодска [Вклад, 2017. С. 538, 326-327 (фотографии по каталогу)]9.

Цель данной статьи — обратить внимание научного сообщества как на необходимость дальнейшего изучения подвесных осветительных приборов допетровской Руси, так и на перспективное направление в исследовании памятников декоративно-прикладного искусства, связанных с родом Строгановых. Статья призвана ввести в научный оборот несколько паникадил конца XVII в. из Сольвычегодска, что, в свою очередь, позволит выявить новые грани культурной истории этой «столицы империи» Строгановых, а также — ктитор-ской деятельности именитого человека Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715).

Во Введенском соборе города Сольвычегодска, построенном в конце XVII в. на средства Г.Д.Строганова в ктиторском для семьи Строгановых монастыре10, находятся три старинных паникадила и стержень четвертого, вероятно, некогда разобранного. В наши дни паникадила оснащены электрическими лампами и используются по назначению: одно в летнем храме (главный престол собора; 1ил- 6 101), второе в приделе во имя Грузинской иконы Божией Матери [ил- 121, третье в приделе в честь Всех Святых. Стержень разобранного паникадила в сентябре 2021 г. хранился в приделе во имя Грузинской иконы Божией Матери. Летний храм и указанные приделы находятся в верхнем ярусе собора.

Паникадила одинаковы по размерам и стилистически близки, их можно отнести к барочной разновидности III типа по схеме развития форм паникадил XV-XVII вв. Н.Р.Левинсона [Левинсон, 1941. С. 102, 105]. Фигурные стержни (стволы) паникадил выполнены в виде балясин и завершаются в нижней части полыми узорными яблоками. Стержни несут по три яруса S-образных перьев, направленных вниз. Перья выполнены в виде сложных уступчатых побегов с изломами в линиях (кнорпель-стиль), на конце которых установлены блюдца с вазообразными трубками для свечей (у паникадила в приделе Грузинской иконы Божией Матери вместо трубок — стеклянные лампады; у перьев верхнего яруса паникадила в летнем храме трубки выполнены в виде цветков лилий). Из уступов побегов могут «произрастать» цветки-пальметты [ил- 5 и бутоны в виде поставленных одна на другую бусинок, уменьшающихся от основания к кончику. (На некоторых перьях паникадила летнего храма также смонтированы объемные цветки лилий [ил- 9], а кроме того, как минимум, один абстрактный шестилепестковый плоский цветок и одна птичка.) К перьям паникадил летнего храма и придела Всех Святых на проволоке крепятся грибовидные подвески. Форма паникадил — пирамидальная.

9 Автор раздела — В.В. Игошев. Характерно в контексте отмеченного невнимания исследователей к паникадилам, что раздел посвящен не осветительным приборам и даже не предметам литья, а строгановскому серебру.

10 В 1923 г. Введенский монастырь был упразднен; с 1946 г. вновь открытый Введенский собор действует в качестве приходского храма Сольвычегодска.

ил. 4 Яблоко стержня паникадила в приделе во имя Грузинской иконы Божией Матери Сольвычегодск, Введенский собор. Фото автора, 2021

fig. 4 The fragment («apple») ofthe chandelier's shaft in the chapel in the name ofthe Georgian Icon ofthe Mother ofGod. Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral Photo by the author, 2021 ил. 5 Цветок-пальметта. Паникадилолетнегохрама. Сольвычегодск, Введенский собор Фото автора, 2021

fig. 5 Palmette ftower. The chandelier ofthe summer temple Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral. Photo by the author, 2021

Стержень разобранного паникадила соответствует стержням трех других, при этом у всех стержней отличается узор яблок, имеющий растительный характер [ил. 41. Все четыре стержня венчают одинаковые восьмиконечные кресты без надписей и фигуры Спасителя. На оборотной стороне верхней перекладины двух из четырех крестов (на стержнях разобранного паникадила и паникадила, висящего в приделе Грузинской иконы Божией Матери) читается двустрочная гравировка имени мастера с указанием места и года производства [ил. 13]: MARTIN MARGGRAFF IN ANNO NIREN BERG 1691

На стержне разобранного паникадила также стоят два одинаковых клейма — буквы «MMG» и держава справа от букв [ил 11. Буквы клейма следует соотнести с именем мастера (Martin Marggraff). Известны и другие образцы нюрнбергских паникадил конца XVII в., которые одновременно имели как трехбуквенные клейма, так и гравировку, свидетельствующую об имени мастера, месте и годе изготовления изделия. Например, в кафедральном соборе Девы Марии города Больцано (Maria Himmelfahrt) находится паникадило с надписью

«SEBASTIAN DENNER 1675 IN NÜRNBERG FEZIT» и клеймом - сердцевидным щитом и буквами «SDN» [Eser 2GG2. C.46]11. Наличие на стержне разобранного паникадила из Введенского собора клейма, которое соотносится с именем мастера на кресте, венчающем этот стержень, подтверждает, что и стержень, и крест на нем были выполнены одним мастером.

Еще одно клеймо обнаруживается на стержне паникадила в приделе Всех Святых Введенского собора — буквы «BECK» под щитом с изображением подковы 1ил- 21.

В.В.Игошев, по моей просьбе познакомившийся с фотографиями фрагментов паникадил Введенского собора, отметил, что они были покрашены краской серебрянкой в позднее время. Частично в отдельных местах краска утрачена и обнажила подлинную поверхность этих памятников художественного литья. По-прежнему хорошо держит краску паникадило в летнем храме Введенского собора.

Место производства (Niren Berg — Нюрнберг) не оставляет сомнений, что паникадила — немецкие. В XVII в. иностранные подсвечники и паникадила постоянно завозились в Россию [Демкин, 1994. С. 8G-82], при этом Нюрнберг был одним из основных центров изготовления паникадил и их экспорта в Российское государство вплоть до начала XVIII в. [Левинсон, 1941. С. 1G3]12. Возможность перевозить паникадила в разобранном виде снижала затраты на их доставку на большие расстояния [Baumgärtel, 2GG2. С. 178]. Предметы нюрнбергского производства зачастую поставлялись в Россию голландцами [Бааш, 1949. С. 3G6], Еще в XVI в. Строгановы, ктиторы Введенского монастыря, торговали с голландцами, покупая у них, по свидетельству Генриха Штадена

11 Изготовленное С. Деннером медное паникадило, датирующееся 1691 г., могло находиться и в Сергиевской церкви, выстроенной над южными воротами Борисоглебского монастыря под Ростовом. Архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) отмечал: «Паникадило медное в Сергиевской церкви, над св. воротами, сделано, и очень искусно, каким-то иностранцем в 1691-м году, который по латыни вверху в кресте вырезал так: „Sebastian Denker fecit anno 1691"» [Амфилохий, 1874. С. 5]. Н.Р.Левинсон воспроизводил гравировку на этом паникадиле несколько иначе: «Sebastian Denner fecit in Nurmberg», указав также, что Деннер «как паникадильщик в литературе неизвестен»,

и что из других его работ «известны только надгробные плиты» [Левинсон, 1941. С. 90 и примеч. 28]. Проверить, чтоже на самом деле читалось на паникадиле из Сергиевской церкви, невозможно. Все убранство Сергиевской церкви Борисоглебского монастыря было уничтожено или перемещено, как мне любезно сообщил А. Г. Мельник. Примечательно свидетельство архимандрита Амфилохия, что гравировка имени мастера и год производства относились к венчающему паникадило кресту — как и в случае с крестами на паникадилах во Введенском монастыре.

12 В числе наиболее известных паникадил, произведенных нюрнбергским мастерам и находящихся в России, можно указать уже упоминавшиеся паникадило рубежа XV-XVI вв. Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, по преданию, попавшее в обитель в качестве трофея в годы Ливонской войны, а также «годуновское» паникадило Софийского собора Новгорода 1600 г., заказанное, однако, не царем, а митрополитом Новгородским Варлаамом [Чернышев, 1974. С. 365-367; Чернецова, 1984. С. 381-389; Светильники Древней Руси, 2013. С. 46-47; Околович, 2018. С. 1-3].

ил. 6 Паникадило в летнем храме. Сольвычегодск, Введенский собор Фото автора, 2021

fig. 6 Chandelier in the summer church. Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral. Photo by the author, 2021

ил. 7 Крест на стержне паникадила летнего храма Сольвычегодск, Благовещенский собор. Фото СИХМ, 2021

fig. 7 Cross on the shaft of the summer church chandelier Solvychegodsk, Annunciation Cathedral. Photo by Solvychegodsky Museum-Reserve, 2021

(находился в России с 1564 по 1576 г.), различное церковное убранство, включая паникадила. Штаден пишет о «kronenn Leuchtter vonn denn Altarenn», что переводилось на русский язык как «люстры, светильники с алтарей» [Штаден, 2008. С. 276 (немецкий оригинал), 277 (русский перевод)] или «венчики, светильники от алтарей» [Штаден, 2002. С. 19]. Для русских реалий XVI-XVII вв. подходящий перевод — именно «паникадила» [Левинсон, 1941. С. 87; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода, 2008. С. 617]13. Фактов покупки Строгановыми паникадил, произведенных в Нюрнберге, мною не обнаружено. Но до наших дней сохраняются другие предметы нюрнбергских мастеров, приобретенные Строгановыми. Это серебряный подсвечник Адама Фишера (Adam Vischer) и стопа для колива неизвестного мастера [Игошев, 2017. С. 137, 228-229]14. Также считаю необходимым обратить внимание, что, согласно описи Благовещенского собора Сольвычегодска 1579 г., на двух из находящихся в нем паникадил были «насвЬшники немецкого железа» [Савваитов, 1886. С. 74].

13 В «Большом немецко-русском словаре» слово «Kronleuchter» переведено как «люстра» [Большой немецко-русский словарь, 2004. С. 537]. В германском «Словаре современного немецкого языка» слову «Kronleuchter» дается объяснение как «многосвечному потолочному светильнику с богатой отделкой» [Wörterbuch der deutschen Gegenwartssprache, 1981. С. 2241]. Люстрой в классическом понимании является подвесной осветительный прибор с убором из хрусталя или стекла, подобные приборы получили распространение в России в середине XVIII в. [Ефремова, Петухова, 2005. С. 81], хотя их первые русские образцы выделывали уже на казенном стекольном заводе в подмосковном Измайлове, открытом в 1669 г. [Плешанов, 1994. С. 53].

14 Известны сольвычегодские предметы, выполненные мастерами и других германских городов, например, серебряное чеканное блюдо аугсбургского мастера Даниила Цеха (f 1657) [Макаренко, 1918. С. 86]. В.А. Ешкилев, вероятно, по ошибке, воспроизводит фамилию мастера как Пех [Ешкилев, 1926. С. 24].

ил. 8 Паникадило летнего храма (фрагмент). Сольвычегодск, Благовещенский собор. Фото автора fig. 8 Chandelier of the summer temple (fragment). Solvychegodsk, Annunciation Cathedral Photo by the author

ил. 9 Объемный цветоклилии. Средний ярус паникадила влетнем храме. Сольвычегодск, Введенский собор. Фото автора, 2G21

fig. 9 Volumetric lily ftower. Middle tier ofthe chandelier in the summer church. Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral. Photo by the author, 2G21

Паникадило, близкое паникадилам Введенского собора, однако более крупное, также находится в летнем храме Благовещенского собора Сольвыче-годска [ил. 11 14] — на вертикальной оси центральной главы и на одном уровне с «решетчатым» паникадилом XVI в. Наиболее всего оно сходно с паникадилом из летнего храма Введенского собора, включая наличие объемных цветков лилий [ил. 81, птичек в декоре и грибовидных подвесок. До августа 2021 г. сотрудники Сольвычегодского историко-художественного музея полагали, что на восьмиконечном кресте, венчающем стержень данного паникадила (этот крест отличается от крестов на паникадилах Введенского собора), выгравированы имя мастера (Georg Schuster) и год (1691), что, в частности, отмечалось в экскурсиях по храму [ил 71. Проведенная по моей просьбе и под руководством главного хранителя фондов Сольвычегодского историко-художественного музея (СИХМ) И.Г. Котовой фотосъемка креста показала, что данной гравировки на нем нет. При этом на крест нанесены надписи, выполненные кириллицей и вполне соответствующие русской традиции15, а объемная фигура Спасителя

15 Титло «1НЦ1», «Царь Славы», «1С XC», «Ника». Надписи выполнены на обеих сторонах креста.

с головой, покрытой терновым венцом, и скрещенными ступнями исполнена в католической манере. Видимо, изначально кисти рук Христа были сложены в благословляющем жесте или сжаты в кулаки, что также характерно для католических Распятий, однако в настоящее время они производят впечатление стесанных.

Тем не менее крест Георга Шустера действительно существует. Он хранится в фондах СИХМ16, его фотография также была любезно предоставлена мне И.Г. Котовой [ил- 31. Это восьмиконечный крест, верх вертикальной и горизонтальные перекладины которого завершаются трехлопастными концами, а косая и низ вертикальной перекладины — прямоугольными. На оборотной стороне креста смонтирована фигура Спасителя католической иконографии (на лицевой стороне также есть отверстия для крепления фигуры). Гравировка имени мастера, а также его клеймо и год производства выполнены на большой горизонтальной перекладине. Полагаю, именно об этом кресте мог писать в 1918 г. Н.Е. Макаренко: «В подвале (Благовещенского собора. — А.Т.) валяются среди пыли остатки большого медного паникадила (люстры) с выдавленным на нем клеймом в виде башмака и надписью „Georg Schuster". Справа и слева клейма (башмака) год, разделенный, следовательно, на две части, „16-91"» [Макаренко, 1918. С. 86]. Автор не уточняет, о какой части паникадила идет речь, но его описание почти полностью совпадает с надписями на кресте Георга Шустера17. В любом случае важно, что Н.Е.Макаренко видел в Сольвычегодске паникадило, которое может быть датировано 1691 г.

Итак, суммирую. В сольвычегодских соборах находятся стилистически близкие паникадила: три во Введенском соборе и одно в Благовещенском. Во Введенском соборе также хранится стержень паникадила, а в Благовещенском — крест, предположительно, некогда паникадило венчавший. Над паникадилами (включая то, от которого остался только стержень) трудились, по крайней мере, Мартин Маркграф и мастер, обладатель клейма «BECK», а над крестом из Благовещенского собора — Георг Шустер18. Паникадило из придела Грузинской иконы Божией Матери во Введенском соборе, стержень от паникадила во Введенском соборе и крест из Благовещенского собора датируются одним годом — 1691 г. Важно отметить, Г.Д.Строганов, по заказу которого был выстроен Введенский собор, являлся и ктитором Благовещенского собора, с момента своего основания в середине XVI в. бывшего домовой церковью семьи Строгановых.

В ходе консультации с ведущим специалистом по нюрнбергскому медному литью Отто Баумгертелем (Otto А. Baumgärtel), а также с опорой на каталог

16 СИХМ. КП-1600, пр. 1446.

17 Н.Е. Макаренко не указал только, что имя и фамилия Георга Шустера разделены шестиле-пестковым цветком.

18 Натурное изучение высоко висящего и сохраняющего покраску серебрянкой паникадила в летнем храме Введенского собора затруднено, мне не удалось выявить на нем гравировок или клейм. Однако, возможно, в случае более тщательного исследования в дальнейшем ихудастся обнаружить.

10

B.Стенгеля «Клейма нюрнбергских мастеров медного дела» [Stengel, 1918] удалось провести атрибуцию сольвычегодских паникадил мастерам-медникам (Rotschmiede), трудившимся в Нюрнберге в последней трети XVII в.

Мартин Маркграф (в источниках встречаются и такие варианты написания его фамилии — Marggraf, Marckgraff) стал мастером в 1676 г. Его клеймо, имперская держава, обнаруживается в том числе на ступах и кранах, иногда в сочетании с аббревиатурой «MMG», как и на стержне разобранного паникадила во Введенском соборе. В каталоге В.Стенгеля отмечается, что держава в качестве клейма Мартина Маркграфа использовалась с 1679 г. [Stengel, 1918.

C. 143, № 154]. В 1693 г. Мартин Маркграф получил от Ганса Георга Вагнера (Hans Georg Wagner) разрешение на использование в качестве клейма змея (Lindwurm) [Stengel, 1918. C. 111 и 133, № 99].

Обладателем клейма «ВЕСК» являлся Ганс Георг Бек (Hans Georg Beck), мастер с 1665 г. Данный вариант клейма, буквы «ВЕСК» и подкова на щите, встречается с 1680 г. и является довольно редким. Чаще мастер Бек использовал в качестве клейма только подкову, как правило, в сочетании с литерами «HG» [Stengel, 1918. C. 127, № 72], этот вариант фиксируется на подсвечниках, лампадах, кадилах, купелях, иногда на паникадилах. Экспертами аукциона Sotheby's Гансу Георгу Беку были атрибутированы и два латунных подсвечника

ил. 10 Паникадило летнего храма, вид снизу. Сольвычегодск, Введенский собор Фото автора, 2021

fig. 10 Chandelier ofthe summer church, view from below. Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral. Photo by the author, 2021 ил. 11 Яблоко стержня паникадила влетнем храме. Сольвычегодск, Благовещенский собор Фото автора, 2021

fig. 11 The fragment («apple») of the chandelier's shaft in the summer temple Solvychegodsk, Annunciation Cathedral. Photo by the author, 2021 ил. 12 Паникадило в приделе во имя Грузинской иконы Божией Матери. Сольвычегодск, Введенский собор. Фото автора, 2021

fig. 12 A chandelierinthechapeloftheGeorgian IconoftheMother ofGod Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral. Photo by the author, 2021 ил. 13 Крест с гравировкой имени мастера, годом и местом производства на стержне разобранного паникадила. Сольвычегодск, Введенский собор. Фото СИХМ, 2021

fig. 13 Cross with engraving of the name of the master, year and type of production on a shaftofdisassembled chandelier. Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral Photo by Solvychegodsky Museum-Reserve, 2021

14

ил. 14 Паникадилолетнегохрама. Сольвычегодск, Благовещенский собор. Фото автора fig. 14 Chandelier of the summer temple. Solvychegodsk, Annunciation Cathedral Photo by the author

ил. 15 Светильник на южной стене придела во имя Грузинской иконы Божией Матери Сольвычегодск, Введенский собор. Фото автора, 2021

fig. 15 A lamp on the southern wall of the chapel ofthe Georgian Icon of the Mother of God Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral. Photo by the author, 2021

с клеймом «НВ»19. Любопытно, что его ученик Иоганн Георг Ромстек (Johann Georg Romsteck), по некоторым данным, бывал в Сибири [Baumgartel, 1981. C. 377, примеч. 11].

Георг Шустер стал мастером в 1685 г. Его клеймо, башмак, обнаруживается на подсвечниках, ступах, жаровнях, курильницах, нескольких паникадилах. Очевидно, клеймо в виде башмака обыгрывало фамилию его владельца [Stengel, 1918. C. 112]: Schuh по-немецки «башмак», Schuster — «башмачник». Согласно каталогу В.Стенгеля, это клеймо встречается на предметах, изготовленных

19 Лот с подсвечниками мастера Бека, выставленный на аукционе Sotheby's:

https://Www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2018/important-americana-n09805/ lot.602.html (дата обращения: 25.04.2023).

Георгом Шустером, с 1694 г. [Stengel, 1918. C. 148, № 173]. Как показывает пример креста из Благовещенского собора Сольвычегодска, данное клеймо стало использоваться не позднее 1691 г.

Сделанные наблюдения позволяют предположить, что для соборов Сольвычегодска была закуплена партия паникадил, произведенных в Нюрнберге. На предположение об одновременной покупке указывает стилистическая близость предметов, а также то, что в датированных случаях (включая крест Георга Шустера) их производство относится к одному году. Приобретение паникадил можно связать с промежуточной фазой сооружения Введенского собора: благословенная архиерейская грамота на его строительство была выдана 19 мая 7196 (1688) или 7197 (1689) г., в 7199 (1690/1691) г. архимандрит Введенского монастыря получил благословенную грамоту на устройство первого престола в строящемся здании собора — теплой Богоявленской церкви в нижнем ярусе, которая была освящена в 7202 (1693/1694) или 7203 (1694/1695) г.20 Как было отмечено в начале статьи, в наши дни три паникадила (и стержень) находятся в верхнем ярусе Введенского собора, что не исключает их первоначального расположения в низу. Кроме того, к 1693 г. относится создание высокого резного иконостаса летнего храма Введенского собора, а это свидетельствует, что одновременно с подготовкой к освящению теплой церкви уже велись и работы по благоустройству будущего главного престола. Таким образом, покупка паникадил могла произойти уже в год их изготовления или вскоре после того в связи с завершением одного из этапов строительства нового собора.

Где были приобретены паникадила, неизвестно. Это можно было сделать в России, например на Архангельской ярмарке, где Строгановы «черпали свои товарные запасы» заморского происхождения [Введенский, 1962. C.236] и куда иностранные паникадила поступали на продажу, или в Москве, причем как

20 Тексты грамот или иные источники, свидетельствующие об истории строительства Введенского собора, не публиковались, их местонахождение в настоящее время мне неизвестно. Исследователи опираются на ихупоминания вдореволюционной литературе и в первую очередь в этом очерке: [Сольвычегодский Введенский монастырь, 1902.

С. 5]. Перевод дат в счет лет от Р.Х. здесь не всегда корректен. Так, благословенная грамота на строительство отнесена автором очерка к 1688 г., хотя точное указание дня и месяца ее выдачи в 7197 г. от сотворения мира не оставляет сомнений, что речь должна идти о 1689 г. от Р.Х.; получение благословенной грамоты на устройство Богоявленского престола в 7199 г. приведено без числа и месяца, поэтому оно могло состояться между 1.09.1690 и 31.08.1691, а не строго в 1691 г.; равно освящение Богоявленского престола, также отмеченное без указания числа и месяца под 7203 г., могло быть осуществлено между 1.09.1694 и 31.08.1695, а не просто в 1695 г., как у автора очерка. В «Истории Российской иерархии» получение благословенной грамоты на строительство отнесено к 19 мая 7196 (1688) г., а освящение Богоявленского престола без указания числа и месяца к 7202 г., т.е. 1693/1694 г. [Амвросий (Орнатский), 1815. С. 181-182]. Разночтения свидетельств источников привели и к разночтениям в исследовательской литературе относительно времени упоминаемых в них событий.

21 Восьмиконечная форма венчающих сольвычегодские паникадила крестов с большой степенью вероятности свидетельствует, что нюрнбергские мастера изготавливали их не-посредственнодля сбыта в России.

у русских торговцев, так и у зарубежных [Левинсон, 1941. С. 89-91]21. Но их могли заказать и в Европе. Учитывая колоссальное состояние и возможности Г.Д.Строганова, а также сходство паникадил между собой, нельзя исключать, что заказ на целую партию делался непосредственно в Нюрнберге. Во всяком случае, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон давали распоряжения на закупку паникадил за рубежом: царь — в Голландии (через российского резидента И.Гебдона), патриарх — «из франкских земель» [Левинсон, 1941. С. 88-89]. Богатейший человек России своего времени Г.Д.Строганов, финансовые возможности которого не уступали царским и патриаршим, а желание славы было велико, вполне мог не поскупиться на такой заказ. Его прямые заграничные заказы в конце XVII в. подтверждаются делом, датированным 11-13 января 1694 г., в соответствии с которым Г.Д.Строганов отправлял в Ругодив (Нарву) своего человека Сенку Макарова с целью разыскать неких местных жителей и забрать у них серебряную посуду, которую они подрядились доставить «из-за рубежа», однако не выполнили условий договора22. Хотя в деле не указывается назначение приобретаемой посуды, не исключаю, что посуда могла быть заказана именно для Введенского собора Сольвычегодска в период подготовки к освящению Богоявленского престола. Еще одним свидетельством, подтверждающим иностранные заказы Г.Д. Строганова в 1690-е гг., является его челобитная на имя царя Петра I, согласно которой Строганов заказал «за морем у иноземцовъ всякие припасы и снасти» для корабельного строительства, которые эти иноземцы обязались привезти морским путем в Архангельск23.

Согласно местному преданию, приводимому А.И. Соскиным в его «Истории города Соли Вычегодской древних и нынешних времен» (1789), Г.Д. Строганов, не только хотел подражать своим предкам-храмоздателям, но, более того, жаждал непременно снабдить каменный Введенский собор «утварью такою, которая бы превзошла праотец его, украсивших многие церкви» [Соскин, 1882. С. 256]24. Партия паникадил из Нюрнберга вполне могла соответствовать этой цели. Немаловажно и то, что личная заинтересованность Г.Д. Строганова в обеспечении ктиторских храмов паникадилами доказывается его вкладом паникадила в деревянную Казанскую церковь Нового Усолья в 1682 г., откуда впоследствии оно поступило в выстроенный на месте этого храма каменный Спасо-Преображенский собор, где считалось семейной реликвией следующих поколений Строгановых [Косточкин, 1988. С. 131].

В заключение отмечу, что на южной стене придела Грузинской иконы Божией Матери Введенского собора закреплены два светильника, рожки которых идентичны перьям введенских паникадил, включая характерные грибо-

22 РГАДА. Ф.365. Оп.1.1694 г. № 1. Л. 1-5.

23 РГАДА. Ф.365. Оп.1.1697 г. № 6.Л.1.

24 О том, что Г.Д.Строганов «подобися во всем предкам своим благодеяниям», писал и автор «Истории о родословии Строгановых», также составленной в XVIII в. [История о родословии, 1881. С. 112]. По мнению издателя этой рукописи, ее автором был П.С. Икосов, бывший управляющий графа А.С.Строганова (1733-1811).

видные подвески на проволоке и цветки-пальметты [ил- 151. Возможно, вместе с паникадилами для соборов Сольвычегодска были приобретены и настенные светильники, либо эти светильники являются остатками разобранного паникадила, стержень которого ныне сохраняется там же, во Введенском соборе.

Литература

Амвросий (Орнатский), архимандрит. История российской иерархии. М.: Синодальная тип., 1815. Ч.6.1148 с.

Амфилохий, архимандрит. Ростовские древности// Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. 1874. № 1-3. Отд. IV. С. 1-5.

Арутюнян Ю.И. Проблемы и методы изучения декоративно-прикладного искусства в современной искусствоведческой медиевистике//ВестникСанкт-Петербургского гос. ин-та культуры. 2021. №4(49). С. 100-104.

БаашЭ. История экономического развития Голландии в XVI-XVIII веках. М.: Иностранная литература, 1949. 395 с.

Большой немецко-русский словарь. 11-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2004.1038 с.

Введенский A.A. Дом Строгановых в XVI-XVII веках. М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1962. 308 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI-XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края. Пермь: Пермская гос. художественная галерея, 2017. 728 с.

Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественнй металл XVI-XVII веков/Ред.-сост. И.А.Стерлигова. М.: Северный паломник, 2008. 912 с.

Демкин A.B. Западноевропейское купечество в России в XVII в. М.: ИРИ, 1994. Вып.1. 157 с.

Ефремова И., Петухова И. Осветительные приборы. Коллекция Музея-усадьбы Останкино. М.: Издательский дом Руденцовых, 2005. 446 с.

Ешкилев В.А. Город Сольвычегодск и памятники былой его культуры. Историко-культурный очерк. Великий Устюг: Тип. изд-ва «Совмысль», 1926. 39 с.

Игошев В.В. Строгановское художественное серебро XVI-XVII веков. М.: БуксМАрт, 2017. 397 с.

История о родословии, богатстве и отечественных заслугах знаменитой фамилии гг. Строгановых, сочинена в 1761 году/Изд. В.Шишонко. Пермь: Тип. губ. зем. управы, 1881.187 с.

Косточкин В.В. Чердынь, Соликамск, Усолье. М.: Стройиздат, 1988.181 с.

Левинсон Н.Р. Подвесные осветительные приборы XVI-XVII вв. (Материалы к истории осветительных приборов в России)//Труды Гос. исторического музея. Вып.XIII. Сб. ст. по истории материальной культуры XVI-XIX вв./Под ред. Н.Р.Левинсона. М., 1941. С. 100-151.

Макаренко Н. ИскусствоДревней Руси. У Соли Вычегодской. Пг.: Свободное искусство, [1918]. 157 с.

Околович М.Г. «Годуновское» паникадило//Ученые записки Новгородского гос. университета имени Ярослава Мудрого. 2018. № 2 (14). С.1-3 [электронное изд.]. URL: https://portal.novsu.ru/file/1442844 (дата обращения: 22.02.2022).

Плешанов Е.В. Осветительные приборы в собрании Ростовского музея//История и культура Ростовской земли — 1993. Ростов: Журн. «Русь»: Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, 1994. С. 47-55.

Плешанова И.И. Новгородские хоросы в собрании Государственного русского му-зея//Памятники культуры. Новыеоткрытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник - 1985. М.: Наука, 1987. С. 345-356.

Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948. 792 с.

Савваитов П. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. СПб.: Тип. и хромолитография А.Траншеля, 1886.119 с.

Светильники Древней Руси: из собрания Русского музея. СПб.: Palace Editions, 2013. 159 с.

Сольвычегодский Введенский монастырь Вологодской епархии. Вологда: Тип. губ. правл., 1902. 34 с.

СоскинА. История города Соли Вычегодской древних и нынешних времен//Прибав-ления к Вологодским епархиальным ведомостям. Часть неофициальная. 1882. № 11. С. 254-261.

ТкаченкоА.А. Паникадила//Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ«Православная энциклопедия», 2019. Т. 54. С.425-426.

Чернецова Е.М. Паникадило из мастерской Фишеров// Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник, 1982.Л.: Наука,Ленин-градское отд., 1984. С. 381-389.

Чернышев H.A. Апокалипсический сюжет Годуновского паникадила Софийского собора в Новгороде//Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т.28. С.365-367.

ШтаденГ. Записки немца-опричника/Сост. и коммент. С.Ю. Шокарева. М.: РОССПЭН, 2002. 238 с.

Штаден Г. Записки о Московии. В2т. М.: Древлехранилище, 2008. Т.1. 528 с.

Baumgärtel А.О. Enkele in Neurenberg gemaakte geelkoperen voorwerpen met ongebruikelijkeversieringen//Antiek. 1981. Bd.15. S.373-382.

Baumgärtel O. Wie erkennt man Nürnberger Messinggerät? Grundlagen für die Lokalisierung und Datierung//Anzeigerdes Germanischen Nationalmuseums. Nürnberg,2002. S.177-188.

Eser T. Ein Leuchter, drei Rätsel, ein Kartenspiel. Nürnberger Kunst in Italien//Quasi Centrum Europae: Europa kauft in Nürnberg: 1400-1800. Nürnberg, 2002. S.45-71.

Stengel W. Die Merkzeichen der Nürnberger Rotschmiede//Festschrift für Gustav von Bezold (Mitteilungen aus dem germanischen Nationalmuseum. 1918-1919) Nürnberg, 1918. S. 107-155.

Theis L. Lampen, Leuchten, Licht// Byzanz — Das Licht aus dem Osten: Kult und Alltag im Byzantinischen Reich vom 4. bis 15. Jahrhundert. Katalog der Ausstellung im Erzbischöüichen Diözesanmuseum, Paderborn 2001. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2001. S. 53-64.

Wörterbuch der deutschen Gegenwartssprache. Berlin, 1981. Bd.3.

Название статьи

Нюрнбергские паникадила конца XVII века в соборах Сольвычегодска Сведения об авторе

Тарасов Аркадий Евгеньевич — кандидат исторических наук, доцент, МГУ имени М.В.Ломоносова,Ломоносовский проспект,д.27, к.4, Москва, Российская Федерация, 119192. arckady.tarasov@yandex.ru

Аннотация

Статья вводит в научный оборот паникадила Введенского собора Сольвычегодска — памятники художественноголитья нюрнбергских мастеров медногодела конца XVII в. Проводится и атрибуция креста из фондов Сольвычегодского историко-художественного музея, венчавшего несохранившееся до нашихдней паникадило, также выполненного нюрнбергским мастером. По мнению автора, нюрнбергские паникадила были закуплены

по распоряжению Г.Д.Строганова около 1691 г. в связи с завершением первого этапа строительства Введенского собора. Одно из паникадил предназначалось для Благовещенского собора Сольвычегодска.

Ключевые слова

Сольвычегодск, Введенский собор, Благовещенский собор, Г.Д. Строганов,художествен-ноелитье, мастера медныхдел, паникадила, Нюрнберг.

Title

Late 17th century Nuremberg chandeliers in the cathedrals of Solvychegodsk Author

Tarasov, Arkadiy Evgenievich — Ph. D, associate professor, Lomonosov Moscow State University, Lomonosovsky Prospect, 27, building 4,119192 Moscow, Russian Federation. arckady.tarasov@yandex.ru

Abstract

The article introduces into scientific circulation the chandeliers ofthe Vvedensky (the Presentation of Mary) Cathedral in Solvychegodsk: the works of art casting by the Nuremberg coppersmiths of the late 17th century. Author also attributes the cross from the funds of the Solvychegodsk Historical and Art Museum, crowned the chandelier, which has not survived to this day, also made by the Nuremberg master. According to the author, the Nuremberg chandeliers were purchased around 1691 in connection with the completion of the first stage of construction of the Vvedensky Cathedral.

Keywords

Solvychegodsk, Vvedensky Cathedral, Blagoveshensky Cathedral, G.D.Stroganov, art casting, coppersmiths, chandeliers, Nuremberg.

References

Amfilokhii, arkhimandrit. Rostov Antiquities. Vestnik Obshchestva drevnerusskogo iskusstva pri Moskovskom publichnom muzee (Old Russian Art Review of the Moscow Public Museum), 1874, Nos.1-3, part IV, pp.1-5. (in Russian).

Amvrosii (Ornatskij), archimandrite. Istorija rossijskoj ierarhii (History of the Russian Hierarchy). Moscow, Sinodal'naja tipografija Publ., 1815, vol.6.1148 p. (in Russian).

Baash E. Istoriia ekonomicheskogo razvitiia Gollandii vXVI-XVIII vekakh (History of Dutch Economic Development in the l&h-18h Centuries). Moscow, Inostrannaia literature Publ., 1949. 395 p. (in Russian).

Baumgärtel A.Otto. Enkele in Neurenberg gemaakte geelkoperen voorwerpen met ongebruike-lijke versieringen. Antiek, 1981, vol.15, pp. 373-382 (in Dutch).

Baumgärtel O. Wie erkennt man Nürnberger Messinggerät? Grundlagen für die Lokalisierung und Datierung. Anzeigerdes Germanischen Nationalmuseums, Nürnberg, Verl. des Germanischen Nationalmuseums Publ., 2002, pp. 177-188 (in German).

Bol'shoinemetsko-russkiislovar'(BigGerman-Russian Dictionary). Moscow, Russkii yazyk Publ., 2004.1038 p. (in German and Russian).

Chernetsova E.M.Chandilierofthe Fisher's Workshop. Pamiatnikikul'tury. Novyeotkrytiia, Pis'mennost'. Iskusstvo. Arkheologiia. Ezhegodnik, 1982 (Cultural Monuments. New Discoveries, Scripts, Art, Archeology. Annual, 1982). Leningrad, Nauka, Leningradskoe otdelenie Publ., 1984, pp. 381-389 (in Russian).

Demkin A.V. Zapadnoevropeiskoe kupechestvo v RossiivXVII v. (Western European Mer-chanthood in Russia in the 17h Century). Moscow, Institut Rosijskoj Istorii Publ., 1994, vol.1.157 p. (in Russian).

Efremova I., Petukhova I. Osvetitel'nyepribory. KollekcijaMuzeja-usad'byOstankino (Lighting Devices. The Collection of Ostankino Museum and Barton). Moscow, Izdatel'skij dom Rudencovyh Publ., 2005. 446 p. (in Russian).

Eser T.Ein Leuchter, drei Rätsel, ein Kartenspiel. Nürnberger Kunst in Italiens. Quasi Centrum Europae: Europa kauft in Nürnberg: 1400-1800, Nürnberg, Verl. des Germanischen Nationalmuseums Publ., 2002, pp.45-71 (in German).

Eshkilev V.A. Gorod Sol'vychegodsk i pamiatniki byloi ego kul'tury (The City of Solvyche-godsk and its Former Cultural Monuments). Velikii Ustiug, Tipografiya izdatelstva Sovmysl' Publ., 1926. 39 p. (in Russian).

Igoshev V. V. Stroganovskoe khudozhestvennoe serebro XVI-XVII vekov (Stroganov Silver Art ofthe 16th-17'h centuries). Moscow, BuksMArt Publ., 2017. 397 p. (in Russian).

Kostochkin V.V. Cherdyn', Solikamsk, Usol'e (Cherdyn, Solikamsk, Usolye). Moscow, Stroiiz-dat Publ., 1988.181 p. (in Russian).

Levinson N.R. Pendant Lighting Fixtures ofthe 16th-17th Centuries (Materials for the History of Lighting Fixtures in Russia). TrudyGosudarstvennogoistoricheskogomuzeia. Vyp.XIII: Sbornik statei po istorii material'noi kul'tury XVI-XIX vv. (Proceedings of the State Historical Museum. Vol. XIII: Papers on material culture history of the 16",-19'h Centuries), Moscow, 1941, pp. 100-151 (in Russian).

Lidov A.M. Dramaturgy of Fire and Light as a kind of hierotopic creativity, lerotopija ognja i sveta v kul'ture vizantijskogo mira (Hierotopy of Fire and Light in the Culture of the Byzantine Wbrld). Moscow, Feorija Publ., 2013, pp. 8-19 (in Russian).

Makarenko N. Iskusstvo Drevnei Rusi. U Soli Vychegodskoi (Art of Ancient Russia. Nearby Solvychegodsk). Petrograd, Svobodnoe iskusstvo Publ., 1918.157 p. (in Russian).

Okolovich M.G. Godunov's Chandelier. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni laroslava Mudrogo (Notes of the Novgorodian State University name of Yaroslav Mudryi), 2018, № 2 (14), pp. 1-3. URL: https://portal.novsu.ru/filq/1442844 (accessed 22.02.2022) (in Russian).

Pleshanova I.I. Novgorodian Horos-Lamps in the Collection ofthe State Russian Museum. Pamjatniki kul'tury. Novye otkrytija. Pis'mennost', iskusstvo, arheologija. Ezhegodnik — 1985 (Monuments of Culture. New Discoveries. Writing, Art, Archeology. 'Yearbook — 1985). Moscow, Nauka Publ., 1987, pp.345-356 (in Russian).

Rozhnyatovsky Vs. M. Rukotvornyj svet: svetovyejeffekty kak samostojatel'nyjjelement de-koracii vostochnohristianskogo hrama (Hand-Made Light: Light Effects as an Independent Element of Decoration of Byzantine Church). Saint Petersburg, Izdatelstvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge Publ., 2012. 480 p. (in Russian).

Shishonko V. (ed.). Istoriia o rodoslovii, bogatstve i otechestvennykh zaslugakh znamenitoi familii gg. Stroganovykh, sochinena v 1761 godu (The Story of the Genealogy, Wealth and Domestic Merits of the Famous Surname ofStroganov, Composed in 1761). Perm' Tip. gub. zem. Upravy Publ., 1881.187 p. (in Russian).

Shtaden G. Zapiski nemtsa-oprichnika (German Oprichnik Notes) / Ed. by S. Shokarev. Moscow, ROSSPEN Publ., 2002. 238 p. (in Russian).

Shtaden G. Zapiski o Moskovii (Notes on Muscovy). Moscow, Drevlekhranilishe Publ., 2008, vol.1. 528 p. (in Russian).

Solov'ev K.A. Russkaja osvetitel'naja armatura (XVIII-XIXvv.). (Russian Lighting Fit-tingsofthe 18th-19h centuries). Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo arhitektury i gradostroitel'stva Publ., 1950. 275 p. (in Russian).

Sol'vychegodskii Vvedenskii monastyr' Vologodskoi eparkhii (Solvychegodsky Vvedensky Monastery of the Vologda Diocese). Vologda, Tip. gub. pravl. Publ., 1902. 34 p. (in Russian).

SoskinA. History oftheCityofSol Vychegodskaya inAncientand Modern Times. Pribav-teniia k Voiogodskim eparkhial'nym vedomostiam (Additions to Vologda Diocese Notes), 1882, № 11, pp.254-261 (in Russian).

Stengel W. Die Merkzeichen der Nürnberger Rotschmiede. FestschriftfürGustavvon Bezold (Mitteilungen aus dem germanischen Nationalmuseum. 1918-1919), Nürnberg, 1918, pp. 107-155 (in German).

Theis L. Lampen, Leuchten, Licht. Byzanz — Das Licht aus dem Osten: Kult und Alltag im Byzantinischen Reich vom 4. bis 15. Jahrhundert. Katalog der Ausstellung im Erzbischöflichen Diözesanmuseum, Paderborn 2001. Mainz am Rhein, Verlag Philipp von Zabern Publ., 2001, pp.53-64 (in German).

Vvedenskii A.A. Dom Stroganovykh vXVI-XVII vekakh (House ofStroganov in the 16th-17'h Centuries). Moscow, Gosudarstvennoe sotsialno-ekonomicheskoe izdatelstvo Publ., 1962. 308 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.