Научная статья на тему 'Нужна ли Чечня международным террористам?'

Нужна ли Чечня международным террористам? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солдатов Андрей, Бороган Ирина

«Новая газета», М., 2006 г., № 30, апрель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужна ли Чечня международным террористам?»

Андрей Солдатов, Ирина Бороган,

журналисты

НУЖНА ЛИ ЧЕЧНЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИСТАМ?

У нас много лет твердят о той огромной роли, которую играет Чечня в мировом террористическом подполье, и планах «Аль-Каиды». С помощью независимых экспертов мы попытались разобраться, насколько официальная версия соответствует действительности. После терактов 11 сентября 2001 г. на Западе были определены достаточно жесткие критерии, по которым определяют, присутствуют ли в определенном регионе ячейки «Аль-Каиды». Эти критерии вырабатывались не спецслужбами, а профильными исследовательскими центрами, аналитические выкладки которых, в свою очередь, влияют на то, кто именно попадет в списки террористов. В России нет независимой экспертизы в области терроризма, поэтому мы, выясняя, как изменилась роль «Аль-Каиды» в конфликте на Северном Кавказе, обратились к экспертам западных центров: Института обороны и стратегических исследований Сингапура (ГО88) и израильского Центра стратегических исследований им. Йоффе.

Все эксперты согласны в том, что непременными признаками присутствия «Аль-Каиды» в регионе являются публичное обезглавливание заложников, теракты в отношении западных целей и, прежде всего, использование смертников. Все эти признаки есть в Ираке. А в 2006 г., по мнению экспертов ГО88, все это должно проявиться в Афганистане. Как считают в ГО88, военные навыки талибов в прошлом не отличались профессионализмом, но сейчас Талибан, действуя в тесном сотрудничестве с зарубежными бойцами, резко повысил свой уровень. По некоторым данным, участники Талибана реорганизовались в ячейки от 10 до 25 бойцов, в каждую из которых входит член «Аль-Каиды» или другой наемник из Персидского залива, обучающий их тактике, применяемой в Ираке. В результате координация терактов улучшилась. В конце 2005 г. Талибан стал использовать и новое оружие - смертников. До 11 сентября эта тактика была неизвестна в Афганистане, по-

скольку истишхад (стремление стать шахидом) был чужд афганской культуре, но теперь шахидизм быстро набирает силу.

Помимо этого, в Афганистане все больше распространяется практика обезглавливания заложников. Более того, талибан использует казни для демонстрации своей связи с глобальным движением джихада. 25 декабря 2005 г. на сайтах «Аль-Каиды» впервые появилось видео с обезглавливанием афганского заложника. «Аль-Каида» также направила двух своих старших офицеров в Афганистан, один из которых отвечает за юг страны, а другой - за север. Кроме того, в декабре заместитель бен Ладена Айман аль-Завахири заявил, что Афганистан становится важнейшим центром джихада.

Между тем все эти признаки отсутствуют в Чечне. Сегодня чеченские террористы не используют шахидов (последний такой теракт был в 2004 г.), не атакуют американские или британские объекты. И ни один руководитель «Аль-Каиды» не заявляет, что Чечня станет третьим, после Ирака и Афганистана, полем боя глобального джихада. Более того, российским спецслужбам так и не удалось доказать, что какой-либо теракт в России был совершен под прямым оперативным руководством «Аль-Каиды». При этом, тем не менее, чеченский конфликт продолжает играть огромную роль в пропаганде джихада. Если пять лет назад смертники «Аль-Каиды» перед захватом самолетов 11 сентября собирались воевать в Чечне, то сегодня кассеты с чеченскими съемками находят в Ираке.

Кроме того, чеченский опыт активно используется в других странах: 28 сентября 2005 г. в Ираке впервые подорвалась шахид-ка. Конечно, экстремисты и раньше использовали смертниц, например, Тигры освобождения Тамил Илама или курды, но именно в Чечне женщины-смертницы впервые стали взрываться по религиозным, а не политическим мотивам.

С того момента, как в июне 2000 г. в Алхан-Юрте впервые в Чечне женщина-смертница осуществила теракт, протаранив на «КамАЗе» комендатуру федеральных войск, шахидки стали взрываться в разных точках мира. В январе 2002 г. смертница впервые подорвала себя в Израиле, в марте 2004 г. две шахидки взорвались в Узбекистане. «Аль-Каида» подключилась оперативно, запустив в январе 2005 г. интернет-журнал «Аль Ханса» для идеологической

и военной подготовки шахидок. Журнал назван в честь легендарной поэтессы VII в. Тумадер бинт Амру по прозвищу Аль Ханса, одной из первых бедуинок, принявших ислам. Результат не замедлил сказаться. Между тем вряд ли «Аль-Каида» забросила реальный, а не пропагандистский чеченский фронт только из-за отсутствия там американского военного контингента.

По мнению экспертов IDSS Джона Харрисона и Рохана Гу-наратны, «Аль-Каида» сегодня находится в упадке. С ними согласен Йорам Швейцер, который утверждает, что организация бен Ладена так и не превратилась из группы в движение. Кроме того, в настоящее время в глобальный джихад пришло второе поколение -из Ирака, Европы и Южной Азии, потеснившие афганских и боснийских соратников бен Ладена.

Насколько известно, в Чечне до недавнего времени действовали представители как «Аль-Каиды», так и сети недавно убитого аз-Заркави. Бен Ладена на Северном Кавказе представлял Абу Омар аль-Сейф, который находился в Чечне с l995 г. до ноября 2005 г. (убит). Аз-Заркави представляет Абу Хафс аль-Урдани, прибывший в Чечню в 2002 г. Саудовец аль-Сейф был скорее идеологом, чем боевым командиром. У него много титулов, но все с религиозным оттенком: советник по законодательству чеченских моджахедов, член шариатского суда, глава Кассационного суда в Чечне и т.п. Мнение аль-Сейфа ценили не только на Северном Кавказе - его тексты можно найти на многих известных салафист-ских веб-сайтах. При этом аль-Сейф, называвший войну в Ираке «третьей волной крестовых походов против мусульман», искренне считал, что мир - это вечная битва за торжество ислама. Он мало учитывал региональные и культурные различия между мусульманами разных стран.

Абу-Хафс аль-Урдани, в отличие от аль-Сейфа, - иорданец. Он не только представитель Заркави, но и фактически представитель чеченской диаспоры в Иордании, существующей в этой стране с XIX в. Как известно, «арабские» чеченцы еще с l995 г. играли важную роль в северокавказском конфликте. Чеченцем иорданского происхождения был первый министр иностранных дел Ичкерии Шамиль Бено, да и нынешний представитель Чечни при президенте РФ Зияд Сабсаби родился в Сирии. Впервые имя Абу Хафса аль-Урдани как представителя террористической сети озвучил гос-

секретарь США Пауэлл в своей речи перед Советом безопасности ООН 5 февраля 2003 г.

После того как в апреле 2004 г. в Ведено был убит Абу аль-Валид, «Аль-Джазира» распространила заявление Маджлиса аль-Шуры, что Абу Хафс унаследовал от аль-Валида пост командира иностранных моджахедов в Чечне. Как иорданец, Абу Хафс стал первым несаудовцем, командующим иностранными бойцами. После захвата школы в Беслане Абу Хафса обвиняли в финансировании этой операции. Кстати, ФСБ заодно обвинила в участии в Беслане и аль-Сейфа. Но, как известно теперь, никакого следа «Аль-Каиды» или аз-Заркави в событиях 1-3 сентября 2004 г. следствию найти не удалось.

Между тем возвышение иорданца вряд ли случайно. По мнению экспертов ГО88, сегодня в Чечне произошла смена поколений иностранных бойцов - до 2001 г. это были в основном арабы, теперь их заменили турки и чеченцы из арабских стран. Назначение Абу Хафса аль-Урдани командиром иностранных моджахедов, возможно, означает переход на другие источники финансирования: от фондов Саудовской Аравии, которым перекрывают кислород саудовские спецслужбы, к организациям чеченской диаспоры. Очевидно, что авторитет Абу Хафса и убитого аль-Сейфа несравним с прежним влиянием Басаева. Именно от последнего зависело, как позиционировать войну в Чечне - в русле глобального джихада или как борьбу за независимость.

Но Басаев был не слишком последователен в своих заявлениях. В интервью Бабицкому, показанному по каналу ЛВС в июле 2005 г., Басаев отверг религиозную мотивацию своих действий: «Нет, для меня это прежде всего борьба за независимость. Если я не свободный человек, я не могу жить в своей вере. Мне надо быть свободным. Свобода первична. Вот что я думаю. Шариат следует за ней». Однако спустя полгода в интервью «Кавказцентру», опубликованному на сайте 9 января 2006 г., Басаев говорил, что нападение на Нальчик - это «исполнение обязанности вести джихад». «Стратегия расширения джихада была принята нами на большом маджлисе в 2002 г. и успешно претворяется в жизнь». Басаев даже заявил, что летом 2006 г. планируется перенести боевые действия за Волгу.

Кроме того, с осени 2005 г. Басаев озаботился пропагандистским встраиванием своей борьбы в движение глобального джихада: в ноябре 2005 г. на сайте «Кавказцентр» появилось первое видео не на кавказскую тему, сюжет назывался «Геноцид в Индонезии». Как известно, такие фильмы - лучшее средство для вербовки террористов, поскольку они предоставляют более сильные образы и их идея понятна даже без знания языка.

Параллельно с этим в мае 2005 г., после того как на место убитого Масхадова пришел Абдул-Халим Садулаев, был образован так называемый «Кавказский фронт» для организации военных действий на территории всего Северного Кавказа, в том числе в Краснодарском крае и на Ставрополье. При этом боевики выбрали тактику партизанской войны: атака только военных, но не гражданских объектов. А федеральные силы фактически согласились на предложенные правила игры, ответив не методами спецслужб, а полицейскими и военными мерами - жесткими рейдами, использованием бронетехники в городах при боестолкновениях и т.д. В результате в таком масштабе, как во время боя в селе Тукуй-Мектеб 6 февраля, бронетехника не применялась на Ставрополье со времен захвата Буденновска.

Получается, что для Чечни действия боевиков - это борьба за национальную независимость, а для Северного Кавказа в целом - джихад в виде партизанской войны. Это противоречие можно объяснить только одним. «Аль-Каида», первая по-настоящему глобальная террористическая сеть в истории, ставит свои интересы выше интересов местных движений. Потому что никаким сепаратистам невыгодно, когда иностранцы с их территории атакуют американские объекты. Это мешает им добиваться собственных политических целей: торговаться с правительством, апеллировать к мировому общественному мнению и т.п. У «Аль-Каиды» же специфические представления о политических целях. В апреле l988 г. духовный отец «Аль-Каиды» Абдулла Аззам написал статью «Солидная основа», где сформулировал главный принцип группировки: превращение джихада из средства для достижения религиознополитических целей в самоцель. Однако Аззам был убит, и в результате идеология группировки за 20 лет не изменилась: освобождение всего исламского мира от западноеврейского колониализма, создание государств по божественным законам ислама. Имен-

но поэтому «Аль-Каида» отказалась участвовать в выборах в Ираке и объявила войну правительству Саудовской Аравии. Ведь победа в отдельной стране - ничто по сравнению с мировой борьбой с крестоносцами.

Все это очень плохо совмещается с интересами национально-освободительных движений. Этим и объясняется, что «Аль-Каида» так и не смогла внедриться в те регионы, где сильны местные сепаратисты, прежде всего в Палестину, несмотря на всю значимость для исламистов палестино-израильского конфликта. И лишь там, где местные террористические группы слабы, «Аль-Каида» атакует западные цели, как это было в Кении и Танзании (где «Аль-Каида» в 1998 г. организовала взрывы американских посольств) или в Йемене (атака на американский эсминец Cole в 2000 г.).

Басаев не намеревался сдавать Чечню фанатикам глобального джихада, точно так же, как и Хамас не собирается отдавать «Аль-Каиде» Палестину. Это невыгодно ни политически, ни экономически, ведь основные средства он уже несколько лет получает от диаспор, которым ближе идея чеченского государства, чем апо-калиптичные воззрения Бен Ладена. Зато Басаев с удовольствием был готов выступить в роли локального бен Ладена для пока слабых, но многообещающих исламистских движений Северного Кавказа.

«Новая газета», М., 2006 г., № 30, апрель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.