Научная статья на тему 'Нужен ли нам новый образовательный стандарт в медицинском образовании?'

Нужен ли нам новый образовательный стандарт в медицинском образовании? Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

129
29
Поделиться
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / КАЧЕСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бляхман Феликс Абрамович, Телешев Валерий Алексеевич

Роль фундаментальных знаний в подготовке врачей определенно недооценена. Статья адресована широкому кругу читателей, ее цель – приглашение к всестороннему обсуждению будущего высшего медицинского образования, с учетом тенденций развития современного здравоохранения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Бляхман Феликс Абрамович, Телешев Валерий Алексеевич,

Do we need a new educational standard for higher medical education?1

The authors strongly argue that the role of fundamental knowledge in the course of physicians’ training is evidently underestimated. This paper addresses to a wide readership auditory, and its aim is an invitation for a comprehensive discussion of the future of higher medical education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Нужен ли нам новый образовательный стандарт в медицинском образовании?»

Редакционная почта

145

Ф.А. БЛЯХМАН, профессор В.А. ТЕЛЕШЕВ, доцент Уральская государственная медицинская академия

Нужен ли нам новый образовательный стандарт в медицинском образовании?

Роль фундаментальных знаний в подготовке врачей определенно недооценена. Статья адресована широкому кругу читателей, ее цель - приглашение к всестороннему обсуждению будущего высшего медицинского образования, с учетом тенденций развития современного здравоохранения.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, высшее медицинское образование, фундаментальные знания, качество здравоохранения

Переход на компетентностный подход в медицинском образовании вызывает противоречивое отношение. Действительно, с одной стороны, новый подход выглядит более прогрессивным и востребованным, тогда как, с другой стороны, существенное сокращение количества часов на изучение естественно-научных дисциплин свидетельствует о недооценке разработчиками ФГОС роли фундаментальных знаний в профессиональном медицинском образовании.

В частности, преподавание физики в новом стандарте сокращено в два раза по сравнению с предыдущим, когда в рамках отпущенных на эту дисциплину часов нам все же удавалось охватить программу курса за счет использования новых образовательных технологий. Об этом мы не раз писали на страницах данного журнала [1— 3]. К сожалению, первый опыт работы по ФГОС показывает, что новый стандарт не только аннулирует наши предварительные наработки, но, самое важное, входит в глубокое противоречие с нашим представлением о месте и роли фундаментальных знаний в современной медицине.

Трудно не заметить, что за последнее десятилетие отечественная медицина приобрела черты высокой технологичности и наукоемкости. В арсенале врача появились новые методы диагностики, лекарственные препараты, инструментарий, технологии лечения и многое другое, созданное на ос-

нове современных достижений фундаментальных наук. Например, такие понятия, как ультразвук, ядерный магнитный резонанс, молекулярная биология, генная инженерия, уже вошли в клиническую терминологию. Нет сомнений, что за подобными разработками стоят серьезные исследования в области физики, биологии, химии и смежных наук.

Производители медицинской продукции вкладывают колоссальные средства в научные проекты, содержат собственные лаборатории и институты. Ни для кого не секрет, что цена на продукцию, будь то сложнейший диагностический аппарат или таблетка, формируется в основном из расчета затрат на проведенные и предстоящие исследования и разработки.

Понятно, что для эффективного использования наукоемких технологий на практике необходимы базовые естественно-научные знания. Только с их помощью можно понять принцип работы сложной медицинской техники и получить максимально полную и полезную диагностическую информацию. Эти знания помогут, например, разобраться в механизмах действия лекарств и выбрать из их многообразия именно тот препарат или их комбинацию, которая будет наиболее эффективной в лечении. Именно фундаментальные знания дают врачу возможность оказывать пациенту профессиональную помощь на высоком, системном уровне.

146 Высшее образование в России • № 7, 2013

Многие годы сила врача была в его опыте. Сегодня на первый план выходят знания и способность ими распорядиться, то есть умение врача думать и принимать решения. Наукоемкость в медицине есть не только количество ума, вложенного на этапе разработки и создания медицинских технологий. Наукоемкость в медицине - это еще и количество ума, вложенного врачом на этапе практической реализации этих технологий. То и другое не могут существовать друг без друга и должны быть неразрывно связаны между собой.

К сожалению, новый ФГОС для большинства медицинских специальностей не учитывает тенденций развития здравоохранения, как того требует время. Вероятно, проблема кроется не в собственно стандарте образования, а в самом принципе подготовки будущих врачей. Передовой опыт организации медицинского образования за рубежом показывает, что положительный результат достигается там, где практикующие врачи, ученые и инженеры работают рука об руку; там, где они учатся понимать друг друга; там, где все передовое в фундаментальной и прикладной науке безотлагательно внедряется в практику. Такая связка в медицинском образовании возможна на базе крупных университетов, в состав которых входят медицинские институты (школы) и университетские клиники.

Исходя из традиций отечественного медицинского образования, а также учитывая ведомственную принадлежность медицинских вузов к Министерству здравоохранения РФ, мы не имеем в виду слияние двух высших школ, то есть мы не говорим о подготовке врачей на базе федеральных университетов. Более того, сегодня в стране уже есть ряд укрупненных медицинских университетов, где реализуется принцип интеграции медицинского образования, науки и практики. Проблема в том, что все эти звенья образовательного процесса четко не структурированы и не взаимосвязаны между собой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Истоки несовершенства высшего профессионального образования в медицинской сфере кроются, на наш взгляд, в том, что к освоению клиническими специальностями допускаются лица без должного багажа естественно-научных знаний. К сожалению, уровень школьной подготовки студентов по физике, биологии и химии из года в год неуклонно падает, и это лишь усугубляет сложившуюся ситуацию. Мы можем объективно судить об этой тенденции, в частности, по результатам входного контроля остаточных знаний по физике. Так, пять лет назад сразу после окончания школы студенты правильно отвечали в среднем на 37,3% вопросов теста, тогда как в 2012 г. - лишь на 23,5%.

В новом стандарте естественно-научным дисциплинам отведено ограниченное время и незначительная роль. Занятия по этим предметам перемежаются с теоретическими и практическими дисциплинами медицинского толка. При отсутствии идеологии изложения материала, лимитированного жесткими требованиями ФГОС, и наличии большого количества дисциплин при ограниченном времени на их усвоение на деле получается, что знания не дополняют, а мешают друг другу. Перед выбором клинической специальности у студентов не формируется базовое мировоззрение, определяющее его будущую профессиональную деятельность.

Спрашивается, куда мы так торопимся с подготовкой специалистов? Может, нам катастрофически не хватает врачей? Тогда почему лишь не более двух третей из поступивших заканчивают медицинские вузы, а из них не более 70% выбирают работу по специальности? Вероятнее всего, это происходит не столько из-за социально-экономического статуса врачей в нашей стране, сколько из-за недостатка знаний и боязни ответственности. А из тех, кто пошел в профессию, много ли эффективных врачей? Сказать трудно, но, исходя из общего уровня отечественного

Редакционная почта

147

здравоохранения, предположить можно...

Полагаем, что пришла пора внести коррективы в структуру высшего медицинского образования. Может быть, следуя зарубежному опыту, потребуется ввести многоступенчатую подготовку специалистов с обязательной ступенью углубленного изучения естественно-научных дисциплин на первом этапе. Вероятно, речь может пойти и о введении института обязательного бакалавриата по естественными медицинским наукам. На этой стадии обучения студенты смогут систематично овладеть фундаментальными и другими необходимыми для медицины знаниями по анатомии, гистологии, микробиологии, вирусологии и так далее. Такие специалисты будут востребованы здравоохранением, промышленностью, армией, бизнесом и наукой. Они смогут осмысленно продолжить свое образование не только в медицинских вузах, но и в магистратурах классических университетов и других вузов. Принципиально важно, чтобы подготовка на этой стадии образования осуществлялась на базе медицинских университетов, где есть соответствующая среда, традиции и непосредственная связь с практическим здравоохранением.

Очевидно, что введение дополнительной ступени в образовательный стандарт медицинского образования в определенной мере увеличит продолжительность обучения и затраты на него. Вероятно также, что на первом этапе уменьшится и количество выпускников. Все эти и другие вопросы необходимо обсуждать, делать оценки и расчеты. Собственно, наше сообщение в веду-

щем образовательном издании России и есть предложение к открытому всестороннему диалогу заинтересованных лиц.

Мы надеемся, что многие читатели авторитетного издания вне зависимости от профессиональной принадлежности и интересов не останутся в стороне от затронутой проблемы. Исключительность медицинского образования дает право лечить других, право вмешиваться в чужую судьбу. Всем нам не может быть безразлично, в чьи руки мы отдаем свою жизнь. Поэтому мы должны быть уверены в том, что современный врач идет в ногу со временем. В конце концов, мы имеем на это право, хотя бы потому, что прямо или косвенно платим за медицинские услуги собственным трудом.

Литература

1. Бляхман Ф.А., Телешев В.А. Преподава-

ние физики в медицинском вузе: системный подход // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 152-155.

2. Телешев В.А., Бляхман Ф.А. Эффективность применения системного подхода в преподавании физики // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 158-160.

3. Телешев В.А., Резайкин А.В., Бляхман Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптимизация системного подхода в преподавании с помощью компьютерного тестирования. // Высшее образование в России. 2012. № 8/9. С. 146-148.

Примечание. В публикации использованы фрагменты статьи Ф.А. Бляхмана «Давайте учиться думать вместе!» в малотиражной газете «Уральский медик» (№8, 2007).