4. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с.;
5. Романов А. А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 464 с.;
6. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: Уч.-практич. Пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 224 с.;
7. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: Учебное пособие.- Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов - н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 384 с.
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ ТУРЦИИ
Эмсал Коч
Демографической ситуации в Турции в данный момент можно только позавидовать. Населения страны стремительно растет. На сегодняшний день, оно составляет 72 миллиона человек, то есть с 2000 года эта цифра увеличилась на 6,7%. Среднегодовой прирост населения в Турции в 1990-2000 гг. составил 1,83%. В период 2000-2010 гг. ожидается падение прироста населения до 1,47%. Согласно этому, предполагается, что к середине 2010 г. численность населения составит 77,9 млн. чел.
Ключевые слова: история, опыт, формирования, отношения, Турция, Таджикистан, условия, информационное общества, глобализация, фактор, развития, дипломатия.
FEATURES OF THE MAIN INDICATORS OF THE EXTERNAL MACRO ENVIRONMENT IN
TURKEY
Emsal Koc
Demographic situation in Turkey at the moment we can only envy. The country's population is growing rapidly. Today, it is 72 million people, that is, since 2000, this figure increased by 6.7%. Average annual population growth in Turkey, 1990-2000 amounted to 1.83%. In the 2000-2010 period, population growth is expected to fall to 1.47%. According to this, it is assumed that by mid-2010, the population was 77.9 million.
Key words: history, experience, language, method, formation, bilateral, relations, theoretical, basis, Turkey, Tajikistan, diplomacy, technologies, embassy.
Сведения об авторе: Эмсал Коч - директор Международная организация фонда «Диалог Евразия» Республики Таджикистан, тел.: (+992) 918 784243, e-mail: emsalkoc70@hotmail.com
Information about the author: Emsal Koc, Director of the International Public Organization Fund Dialogue Eurasia in the Republic of Tajikistan, tel.: (+992) 918 784243, e-mail: emsalkoc70@hotmail.com
НУРЕКСКАЯ ГЭС-КУЗНИЦА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ТАДЖИКИСТАНА
Наджмуддинов Т.А.
Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни
Как известно практическое решение любого технического проекта, тем более такого сложного как Нурекская ГЭС во многом связано с решением вопроса о специалистах, реализующих задачи проекта. К началу строительства этого объекта указанный вопрос не был решен, хотя в течении года по всему союзу было объявлено, что в Таджикистане начинается строительство крупного энергетического объекта и желающие специалисты могут принять участие в её строительстве.
Правительство республики ЦК КП Таджикистан, министерство энергетики СССР и её подразделения на этапе решения дорожно-коммуникационных вопросов по всему союзу собирали сведения о специалистах энергетиках, желающих работать на строительстве
Нурекской ГЭС. Нужно было собрать вокруг Нурека до 10-12 тысяч самых квалифицированных специалистов.
Приглашение указанного количества специалистов было связано с (кроткий целый специалистов был за короткий целый) со строительством большого жилищного комплекса в городе Нурек со всеми коммунально-бытовыми услугами. Исполнительные органы города принимали специалистов со всех городов советского союза: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска Свердловска, Харькова, Ташкента, Алма-Аты, Фрунзе с начало в гостиницах, временных жилищных объектах.
Параллельно с решением жилищных и коммунально-бытовых вопросов прибивающих на объект специалистов с первых её шагов придавалось большое значение к подготовке местных и больших объектов пребывали большое количество специалистов и кадров. Например, на строительстве Волгоградской ГЭС было занято в самый пиковый период 30-35 тыс. человек, при мощности станции 2,52 млн. киловатт. На Братской ГЭС в пиковый период было занято 3540 тыс. человек при мощности станции 3,5 млн.киловатт. На строительстве Нурекской ГЭС в пиковый период работало 10-12 тыс. человек при мощности станции 2,7 млн. киловатт. Здесь использовали опыт работы с кадрами, полученный в период строительства гидроэлектростанций в Средней Азии и в Таджикистане: Кайра -Камской, Перепадной, Головной ГЭС. Этот опыт показывал необходимость подготовки квалифицированных кадров из местного населения.1
Строительные объекты, тем более гидротехническое строительство не может обходиться без разного профиля высококвалифицированных дипломированных и рабочих кадров. Ведь высококвалифицированному рабочему можно поручить самую ответственную работу.
В первоначальный период работы на строительстве Нурекской ГЭС высококвалифицированные специалисты были те, кто приехал сюда, после завершения работ на других гидротехнических стройках. Это были: русские украинцы, татары, белорусы, узбеки и представители других национальностей.2
Так, на строительство Нурека стали прибывать керамзита -бетонные детали для 48 квартирных домов со строительства Волгоградской ГЭС из города Волжского. Начальник строительного участка В. Булатов, участник строительства Куйбышевской ГЭС, приступил к подготовке фундаментов будущих домов. В процессе подготовки к монтажу первых четырехэтажных домов, монтируемых из деталей, начали создаваться и обучаться бригады монтажников, арматурщиков, бетонщиков, каменщиков, плотников.3
Гидростроители таджики, в первоначальный период строительства ещё не представляли значительной массы квалифицированных кадров. Они тоже являлись специалистами, приехавшими с других строек. Сам Нурек, как бывший сельскохозяйственный и малонаселенный район, не мог дать никаких специалистов. Строительству были необходимы: плотники, каменщики, монтажники, экскаваторщики, бульдозеристы, электрики и рабочие других строительных специальностей, поэтому, в начале основная потребность в них покрывалась за счет приезжих.
Но, решать для строительства проблему кадров массовой профессии только в расчете на контингент приезжих было бы, во-первых, практически невозможно, а во-вторых, политически не верно, т. к. не менее важной задачей строительства Нурекской ГЭС является задачей местного значения и создания отряда таджикских гидростроителей в основном за счет коренного населения и было задачей первой необходимости. Поэтому, строительству были нужны не только приезжие из далека специалисты, но и нужно было иметь большой отряд квалифицированных кадров, специалистов из местного населения.4
Поэтому, привлечь на строительство гидроэлектростанции и дать строительную специальность вчерашним хлопкоробам и хлеборобам, скотоводам и табаководам было одной из первоочередной насущной задачей руководства строительства, правительства республики. Эти новые представители рабочего класса должны были стать высококвафицированными рабочими и так прочно врасти в стройку, чтобы специальность строителя была бы не временным явлением, а потребностью жизни всей республики, однако решить эту задачу только силами самого управленца строительства «Нурекгидроэнергострой» было невозможно.
1 Б.Сирожев Развитие электроэнергетики Таджикистана. - Душанбе,1984. - С. 38.
2 Кочуев В. Бригада арматурщиков.- Коммунист Таджикистана .1962.-10 окт.
3 ПА ИПИ ЦК КПТ, Ф.36,Оп.4,Д.21.Л.12.
4 Там же.- Л.13
Правительство республики с первых дней развертывания работ в Нуреке, придавало громадное значение подготовке кадров. Было ясно, что на базе Нурекской ГЭС возникнет энергопромышленный комплекс, что повлечет за собой создание других объектов новой подготовки большого отряда рабочего класса. Исходя, из этих предпосылок правительство и ЦК комсомола республики выдвинули лозунг, что строительство Нурекской ГЭС есть первоочередная задача таджикского народа. Весной 1962 года из всех районов республики начали приехать энтузиасты. Больше всего их было из Душанбе и Ленинабада.5 Это, в основном, квалифицированные строители, которые сразу влились в коллективы, занятые строительством города Нурек, так как они в основном были каменщиками, плотниками, малярами. Но, большая часть прибывших и прибывающих не имели специальности, нужно было их обучить отдельным специальностям и затем направить на конкретный объект работы.
Руководство строительства в первую очередь поставило вопрос перед руководителями строительных подразделений о подготовке квалифицированных рабочих, массовых специалистов в основном на рабочих местах. Такое решения вытекало из обстоятельств, создавшихся на строительных объектах, не хватало рабочих рук и это диктовало втягиванию новых людей в ритм и атмосферу стройки. Таким образом, пришедший на стройку без квалификации, автоматически стремился быстрее освоить одну из строительных специальностей.
Здесь же на строительных объектах под руководством высококвалифицированных специалистов, бригадиров, мастеров, прорабов и начальников участков новые люди получали строительные специальности - плотников, бетонщиков, каменщиков, монтажников, электросварщиков, электриков.
Кроме индивидуального и бригадного обучения создавались краткосрочные курсы по основным строительным специальностям, в которых в тот момент нуждалась стройка. Здесь новые для стройки люди получали теоретическую подготовку под руководством инженеров, осваивали правила безопасности ведения работ на строительных объектах.6
На строительстве учились все, но основная задача в подготовке кадров строительного профиля стояла перед подразделениями, строивших жилье. Перед управлением «Гидроспецстрой», приступившего к строительству тоннелей остро стоял вопрос о подготовке специалистов горняков для работы с новейшей техникой.
Строители подземных сооружений, исходя из специфики своих работ, создали шестимесячные курсы, где после работы люди осваивали совершенно новые для них профессии: проходчиков, машинистов бурильных установок, взрывников, компрессорщиков и другие специальности, необходимые для ведения горнопроходческих работ.
Часть людей направлялась в Можайский учебный комбинат, который готовит непосредственно рабочих для горной промышленности: бурильщиков, цементаторов, проходчиков, экскаваторщиков, взрывников и других. Все эти меры дали возможность за небольшой промежуток времени создать для главного объекта работоспособный коллектив горняков.7
Иначе стоял вопрос с кадрами у механизаторов. В основном на работу со строительными механизмами приходили люди окончившие курсы, школы Фзу№30, г. Душанбе, другие ремесленные училища и большинство из них имело достаточно большой опыт работы. В тоже время специалистов одного профиля было в избытке, а других не хватало. Людей необходимо было переучивать на другие специальности для работы на разных механизмах. Механизаторы, пришедшие, из близлежащих кишлаков были знакомы с сельскохозяйственной техникой и не были знакомы с ведением работ на строительстве с механизмами. Это всё создавало дополнительные трудности и при подготовке новых кадров механизаторов из местного населения. В управлении механизации, как и в других подразделениях строительства, создавались курсы, в основном по повышению квалификации механизаторов.
Индивидуальные методы, общения проводились по желанию самого рабочего и вне рабочее время. Человек закреплялся за квалифицированным механизатором, являлся его стажером и после определенного срока сдавал экзамены на право работы на данном механизме. Наряду с таким обучением, механизаторов направляли в учебные комбинаты Ташкента,
5 Юнусов Б.В. Электроэнергетика Таджикистана. - Душанбе, 1975.- С. 114.
6 Там же.-42
7 Седых Е.К. Край большой энергетики.- Коммунист Таджикистана.1967.-17 окт.
Новосибирска, Москвы, Ленинграда, где рабочие получали необходимую теоретическую подготовку.8
В жизни республики строительство Нурекской ГЭС -новый большой этап в освоении природных богатств и развитии новых неизвестных, доселе, здесь новых отраслей промышленности. Можно подчеркнуть, что развитие промышленности республики сопровождается, как правило, ростом численности рабочего класса.9
Таким образом, строительство Нурекской ГЭС с первых дней своего существования стало кузницей кадров высококвалифицированных специалистов для развивающейся в быстром темпе промышленности республики. Представители различных национальностей, приехавшие на строительство Нурекской ГЭС и обладающие высокой квалификацией на основе братства и дружбы, отдавали свой опыт и знания новому отряду рабочего класса, людям, пришедшим на стройку из горных кишлаков. Основная задача в подготовке монтажников была поставлена перед старшим прорабом В. Молоковым и прорабом Н. Давроновым, выпускником Ташкентского политехнического института. Задача облегчалась тем, что сюда на строительство приехало несколько высококвалифицированных монтажников, которые возводили эти дома в городе Волжском. Рассчитывать на них полностью было нельзя. Непривычный климат, горы, тяжелые бытовые условия отрицательно влияли на этих людей. В спешном порядке надо было готовить свои, постоянные кадры, которое положительно повлияло и дало хорошие результаты в, последствии при подготовке новых бригад монтажников.10
Но, перед строителями встала ещё одна неожиданная задача. Дома, которые начали возводить, оказались непригодными для сейсмической зоны. Пришлось изменять технологию сборки: укреплять каркасы зданий арматурой и бетоном, устанавливать веранды, которых до этого по проекту не было.
При решении инженерных задач приходилось вносить и новое в обучение бригад монтажников. Монтажники становились теперь арматурщиками, сварщиками, бетонщиками. Монтажник становился разносторонним специалистом. В результате этого уменьшилось количество бригад, освободившиеся люди могли быть использованы для работы на других объектах строительства.
Подготовка квалифицированных специалистов только бригадным и индивидуальным методом в данный момент не подходила. Нужна была хорошая теоретическая подготовка для людей, осваивающих новую специальность монтажника. Начальник участка, прорабы, мастера составили программу для курсов, которая соответствовала общепринятым нормам.11
Строился город, строилась электростанция, но, чтобы строить быстро, прочно и дешево, гидростроители, как рабочие, так и инженерно-технический персонал должны обладать высокой квалификацией. Ведь высокая квалификация это и повышение производительности труда, и удешевление стоимости строительства цельного объекта. Для этого необходима было неустанная подготовка новых кадров и постоянное повышение квалификации гидростроителей. За годы строительства проделана большая работа по подготовке квалифицированных кадров. Особенно, это касается той части молодежи, которая пришла на стройку из кишлаков. Все это было бы невозможно без настоящей дружбы, людей труда.
Если в первоначальный период строительства квалифицированные рабочие таджики были в меньшинстве, то по мере увеличения подготовки кадров, неуклонно возрастал отряд квалифицированных гидростроителей таджиков. Они, благодаря дружбе народов огромной страны, стали такими же специалистами своего дела, как и те, которые создавали великие стройки во времена первых довоенных пятилеток. Здесь необходимо привести статистические данные отдела кадров «Нурекгестроя», которые свидетельствуют о том, что гидростроители постоянно повышали свою квалификацию и из года в год повышался процент работающих на сооружении Нурекского энергогиганта гидростроителей таджиков.12
На строительстве Нурекской ГЭС применялись современные машины и механизмы: скальные экскаваторы ЭКГ-4, и ЭКГ-4,6, автосамосвалы «Белаз -540», МАЗ -525, бульдозеры ДЭТ -250,самоходные бурильные установки СБУ -2 и СБУ -4, тоннельные экскаваторы ЭП -1, породопогрузочные машины и другие.13
8 ПА ИПИ ЦК КПТ, Ф. 6618, Оп.4,Д.21,Л.17.
9 Там же. - Л.12
10 ПА ИПИ ЦК КПТ, Ф.36,Оп.4,Д.1,2,3.Л.12.
11 Юнусов Б.В. Электроэнергетика Таджикистана.- Душанбе, 1975. - С. 114.
12 Черешнев А. Строители едут в Нурек.- Коммунист Таджикистана.1962.- 1 апр.
13 ПА ИПИ ЦК КПТ, Ф.6636, Оп.1,Д.20,Л.34.
Многие из этих машин, особенно горнопроходческая техника, на Нурекской стройплощадке применялась впервые. При этом в, начале на строительстве Нурекской ГЭС почти полностью отсутствовали бригады разнорабочих, а из квартального отчета управления строительства «Нурекгэсстрой» за 1969 год видно, что в строительстве этого сооружения заняты специалисты более 70 специальностей.14
Это значит, что не отдельные люди, пришедшие на строительство без специальности, а основная масса становилась специалистами своего дела. Эти люди приобретали ту специальность, которые их заинтересовала на всю жизнь и какую они были в состоянии овладеть.
Отсюда следует вывод, что строительство Нурекской ГЭС действительно готовило кадры для дальнейшего развития объектов гидротехнического и промышленного строительства республики. И наряду с ростом высококвалифицированных рабочих кадров, инженерно-технический персонал приобретал громадный положительный опыт руководства.
Не безынтересно оглянуться несколько назад и посмотреть насколько далеко шагнуло техническое оснащение строителей Нурекской ГЭС по сравнению с предыдущими гидростройками. В качестве примера можно привести воспоминания одного из технических руководителей строительства Шатурской ГЭС - В. О. Новицкого. Он писал: «На Шатуре мы начали работу с забивки свай копром, при помощи так называемой» кошки», когда пятнадцать человек поднимают её и по сигналу бросают, производя один удар, и так повторялось каждый раз, а потом перешли на копры с лебедками.
Бетон изготовлялся вручную; подъем опор сначала производился ручными лебедками, затем при помощи двух троих, лещадей, и наконец, стал применяться способ подъема «падающей стрелой, которой пользуются даже сейчас, несмотря на наличие разнообразных кранов».15
Яркую картину тех незабываемых дней строительства гидроэлектростанции им. В. И. Ленина на Днепре даёт в своих воспоминаниях Х. И.Костин: «Строительная техника была куплена в Америке, оборудование бетонных заводов - в Германии. Вначале не было ещё навыка работы, люди не владели присланной техникой. Но уже месяца через четыре наш мастер -крановщик вызвал на соревнование лучшего крановщика - американца. Все, включая, и американского мастера присудили премию нашему крановщику. Учились прямо на строительстве».16
Все эти примеры очень хорошо показывают, как далеко ушло развитие техники при строительстве Нурекской ГЭС. Но, это нисколько не снижает уровня сложности строительства в Нуреке, даже наоборот.
Как нигде именно здесь и были нужны высококвалифицированные специалисты.
Поэтому масштабы строительной техники для гидротехнических сооружении намного улучшилось производительностью и качеством подготовки на строительстве Нурекской ГЭС применялись самые высокопроизводительные. Это вытекало из требований самой стройки, в связи с увеличением объема работ.
Параллельно, по мере поступления производительной техники для гидротехнических сооружений постоянно улучшалось подготовка специалистов для Нурека, разнообразным стало профиль строительных рабочих и специалистов, например, как показывает годовой отчет управления строительство Нурекской ГЭС за 1968 год строительными подразделениями «Нурекгэсстроя» была проделана ещё большая работа по подготовке новых кадров, а также по повышению квалификации гидростроителей.17
Главный инженер, строительства Нурекской ГЭС Савченко Н.Г. характеризуя Нурек, как кузницу кадров, дал такую оценку ее работе: «Когда начали, строительство Нурекской ГЭС высококвалифицированных кадров из представителей местной национальности не было.
Теперь же большинство из тех, кто пришел на строительство являются высококвалифицированными специалистами своего дела - это машинисты скальных экскаваторов, водители карьерных машин МАЗ -525 и БЕЛАЗ -540, бульдозеристы, взрывники, проходчики, машинисты кранов. К моменту завершения строительства 60% высококвалифицированных кадров гидростроителей били представители местной национальности.
14 Там же. Л.21
15 Севенард К. В. Нурек - это только начало.- КоммунистТаджикиста.1967.- 11 нояб.
16 ПА ИПИ ЦК КПТ, Ф.6636, Оп.2,Д.6,Л.14(См. прилож.№4)
17 Новицкий В.И.В борьбе за индустриализацию в СССР.- М.,1968. - С.115.
В дальнейшем развороте строительства гидроэлектростанций число высококвалифицированных кадров из представителей местной национальности неуклонно возрастал. Да, Нурек - это кузница кадров для дальнейшего промышленного развития Таджикистана.18
Таким образом, строительство Нурекской ГЭС являлось событием, в результате которого появилось новое творение инженерной мысли. Для всех строителей Таджикистана Нурекская ГЭС стала поистине кузницей кадров. Любой человек прошедший через неё, ещё долгие годы будет отдавать свой опыт на стройках Таджикистана. Особая ценность при этом состоит в подготовке и воспитании национальных - таджикских кадров гидростроителей, которые после окончания строительства Нурекской ГЭС не уедут на стройки других республик, а составят основу коллектива гидростроителей на гидростанциях Таджикистана.19
На самом же деле это был исчерпывающим ответом на вопрос - где готовились специалисты для строительства Нурекской ГЭС и не только Нурекской, но и для строительства последующих объектов топливно-энергетического комплекса Таджикистана. Многочисленные строительные площадки Нурека в действительности были кузницей подготовки высококвалифицированных специалистов для всего топливно-энергетического комплекса Таджикистана.
Литература:
1. Раджабов З.Ш. Навеки вместе в великим русским народом.- Душанбе, 1968. - С.47.
2. Куракин Э. Наша плотина. Коммунист Таджикистана. - 1968. 12 июля.
3. Иваников И.С. Нурекская ГЭС. - Душанбе. 1972. - С.19
4. Кочув В. Дружные. Коммунист Таджикистана.- 1962.12 сент.
5. ПА ИПИ ЦК КПТ, Ф.6636, Оп.2,Д.6,Л.14(См. прилож.№4)
6. Шелест В.А, Крапчин И.П. Проблемы развития и размещения электроэнергии в Средней Азии. - М., 1965. - С.19.
НУРЕКСКАЯ ГЭС-КУЗНИЦА ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ТАДЖИКИСТАНА
Наджмуддинов Т.А.
Статья посвящена месту и роли Нурекской ГЭС, как кузница, в подготовке высококвалифицированных специалистов для топливно-энергетического комплекса Таджикистана. Автор, на основе архивных и исследовательских работ освещает потенциальный вклад Нурекской ГЭС - а в подготовке кадров для данной отрасли.
Ключевые слова: Таджикистан, Нурек, Нурекская ГЭС, кузница, специалисты, подготовка, кадры, высококвалифицированные кадры, строительные объекты, рабочие.
NUREK HPP AS EDUCATOR FOR TRAINING OF HIGHLY SKILLED SPECIALISTS FOR FUEL AND ENERGY COMPLEX OF TAJIKISTAN
Najmuddinov T.A.
The article is dedicated to the place and role of Nurek HPP, as the educator for training of highly skilled specialists for fuel and energy complex of Tajikistan. The author refers on the base of archival and research potential deposit of Nurek HPP and training of specialists in the this field.
Key words: Tajikistan, Nurek, Nurek HPP, educator, specialists, training, personnel, highly skilled, construction objects, labour.
Сведения об авторе: Наджмуддинов Толиб Ашурович - старший преподаватель кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддин Айнй, тел.: (+992) 985 624452.
Information about the author: Najmuddinov Tolib Ashurovich, Senior lecturer, Chair of General History, Tajik State Pedagogicol University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 985 624452.
18 Иванов Г. Кузница кадров. Коммунист Таджикистана.1965.-26 дек.
19 ПА ИПИ ЦК КПТ, Ф.6636, Оп 2, Д.7, Л.-31,32.(См. прилож.№5).