Научная статья на тему 'Нурагическая Сардиния и «Морские народы»'

Нурагическая Сардиния и «Морские народы» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нурагическая Сардиния и «Морские народы»»

В трактате "О государстве" Цицерон предпринял попытку лро-5;>.зопоотавупь триумвдратам и вообще -тенденции единовластия созданный ам образ идеального правителя государства. Хотя воз-щювдй сравнительно недавно*! римском обществе а ставший к ое-редине -I в. уже привычным идеал "великого человека" нашел в этш обрезе свое наиболее полное воплощение * подучил по су-цеокзу отатуо градации, тем не менее в трактате грудао уви -

отремление Цицерона к компромиссу мевду единовластным правителем я октиматами75, Он готов был пойти на компромисс, но только не о едшовластным правителем» а с великим гражданином* что в ею 1федставлении было далеко не одно и то ж. Вся последующая деятельность Цицерона это подтвердила.

Т.П.Ка'ц

НУРАЕШШЯ САРДИНИЯ И "МОРСКИЕ НАРОД* "

Одной as оригинальных культур Западного Средиземноморья является островная культура древних сардов. По всей Сардинии рассеяны яурагв, огромные, киклояическке башни в форме усеченного конуса» выстроенные аз каменных глыб, положенных наоухо, К настоящему временя известно около 7 тысяч нурагов; они отроились, на остров® в течение тысячелетия <с середины П тыс» по У1 в5 до н.в.) i вне всякого со«нения свидетеяьствуюг о некогда существовавшей злеоь самобытной местной культуре. Кроме нурагов, esa культура характеризуется шпояненнымя в той же строительной технике, что я кураги, круглыми хижинами, сгрупгшро -ванными вокруг нурагов в носаяения (нурагяческие деревни) ¡.своеобразными погребальными сооружениям», так называешми " «ого-ламя гигантов", священным*? колодцами-храмами.Широко представ -

?4 Spranger Р.?. &»« Qrofle. - Seeouluai, 1936, N 9, S. 22-58¡ Mette H.J. Der «eeoBa Kensch". - Herwea, 1964, Bd 89, S. 352-34#j latte K, Roaische Reíigionei.eoch ic h te, Kifcehen, 1960., 8. 100,

75 См.:Машкив Н.АЛраншшат Августа,Ы.-Л.,1Э40„о„5];.

лены керамика, орудия труда, изделия из метала. Особенно интересны знаменитые сардвкие бронзе тти, небольшие вотивното назначения бронзовые фигурки людей и животных» Совокупность всех этих материалов составляет культуру, которую,как г общество, её создавшее, принято называть нурагическими1»Создатели нурагов не оставили письменных свидетельств (скорее воего у них не было письменности), что чрезвычайно затрудняет изучение вопросов об их происхождений - этнической и языковой принадлежности..

Вопрос о происхождении древнейших обитателей острова очень сложен и имеет продолжительную историю: он занимал ещё античных авторов, В течение последних ста лет по этому поводу били высказаны самые различные предположения, и все-таки проблема очень далека от своего решения.

Большие споры вызывало и вызывает отождествление сардов о одним из так называемых "народов моря" - шардана. Тем, чт-о до нагих дней дошли упоминания о шрдана,, мы обязаны древнеегипетским памятникам.. Главные военные столкновения Египта с "морскими народами" происходила во время правлений !Лернептаха 1 Рамэе-са Ш (ХШ-ХП вв. до.н„8.}„ Надписи сообщают, что на пятый год правления Лернептаха в Египет вторглась коалиция народов„ во главе которой стоял вождь ливийцев (Лк-бу) Мериуи. В состав© коалиции был- народа, названия которых исследователи прочатази как Акайвада, Туруша, Шардана, Шакаяаша, уку. В каднасях они называются народами северного пр< адхождения, "народами моря"; *АкайвашсТ^руш,Луку9Шардаяа,Шак8дш:;а - северяне, при ведшие

Pallotino И. 8шч1«вВ|« пига^са. Кота, 1950; 2*лгое ОЬ*. Ьа с1т111яа«1оп да 1а 3*г4?1вп« «к» <»вЪик да 1* »пео11Ъ1фЮ а З а ТЫ а® 1а реПойа аоигае ?аг1в, 195»$ в. НигавМ.

Сак11вг;1, 19621 Ьа де* вагд! Л&1 яео1Шсо а11>

в£* авуаров.* »м*»®» 1965» ...............—

Кресковская 8,А» 8агадочнкв башни Самиини. - Саветсквяэт-нография С в дальне вам - Ю>,7Э78Д* 4; Каа Т.П.Кво^юсу о периодизация дреанейжа «отомдасашвнии.- В кн.! Античный мяо а арквадоия, СаратоввкМ.

иа всех областей"2; ''Ширдаиз, Шакалаша - из области моря... fUjEia®3, Морские народа упоминаются я в папируое зНарриеа: *Я разбил Дануне, которые пришла ео всех островов* Таккара и Пулуоати быля превращены в прах... Шзрдана а Ввшаш мора бажи яреврЕвдгны вяичто. , Шевтоя упоминания о иардена» ижужевшх в качео-те наемников в войске Ргмзееа ¡Г5'.

французский египтолог В.Б. де °уяе so созвучию имен счел возможным отожцеотвить народа» названные в древнеегипетских источниках, с еякуяамн, тярревана, ахейцами, ликийцами.Сардами» которые, объединившись, яаяали на Египет®. Идеи В.Б.де -Руке воспринял и развал Ф Д.Шаба, предполоаизший, что-анти-египетский соте этих народов бил возможен даз» в ХУ в» до к.э.^.ДеРуае обратил вникание на то, что сходство между шар-даиа древнеегипетских памятников и щхткмия еардааи не oipa-. ничивается только созвучие; имен,, но проявляется.закже в их ■ вооружении.К эт : «у выводу исследователя привело сравнение ■ иаображажй .мрдаиа и тр»шж бронзовых ста»узток воинов. Атрибута« вооруяения тех и .других являются круглый щит и длатшИ .?«олицк2 меч. На головы вардана и сардов надета .шлемм о рогами. %ким образом, изображения на древпеегиштких яа- -мятниках к сардокие статуэтки во многом похожа. Кроме того,в Оардияяи щш расковках могил древнего Фзррдаа диад обнаружена »улета и свдрабеИз; наиоминаяцие древнеегипетские. Совокупность ванных позволила Шаба признать иардана в савдов яхентичюти и допустить наличие весша древних связей межку

2 Jtr*asted J-H- aeient Kscorde of Egypt (ARE). Chicago, 1927, v. III, S 307-

3 IM*.. § 579 , 588.

* Ibid., IV, 5 «03.

5 Ibid., III, § 307.

6 Rouge V.B, de. Extraits d» un -««noire ni les ttaque« dirig&es contre 1* Xgypta par les peuoles de Méditerranée ver» La qn.;: orsi軫 cla ivsnt noir« or«. - Revue archéo-logique; 1667, t. XVI, p. .89 sîto»

7 Chabas F.J. Etudes »ta» 1" anfciq iti hietoriqu» d* après les

aaurs.es égyptiennes. Paris, 1873-

Египтом и Сардянвдй, Допустив наличие »тих древних связей, Шаба неизбежно оказался перед вопросом о прародине вдрдана. Либо они пришли в Египет иа Сардинии, тогда приходится предполагать, что остров уже в середине П тыс. до н.э., был известен как Сардиния, Подобный вариант более чем гипотетичен,так как неизвестно ни того, кода остров получил свое название,ни того, кому или чему он обязан своим названием - этого не знали ужз античные авторы®. Либо шардана после разгрома коалиции "морских народов" Рамзесом Ш переправлялись на остров и, поселявшись там., дали ему свое название. Шаба считал, что к моменту выступления против Египта, куда их манила надежда большой наживы, шардана, шакалы®, акайваша и туруша уже знали соответственно Сардинию, Сицилию, Грещю и Этрурию9,

Однако этот вывод Шаба не стал общепринятым и нашел своих оппонентов среди современников исследователя. Против вы •• стувдл Э.Пайс10, контраргументы которого сводились к следую-эдему с. Во-первых, созвучие названий не слишком надежный довод, хотя бы потому, что ш не знаем, как произносили Sa-ira-de-n египтяне» Во-вторых, охожеогь вооружения бронзе®их отатузток и изображений шардана на дрезневгапвтеких памятниках равным образом не кажется достаточный основанием для того,, чтобы очи-тать шардана сардами. Круглые щпшс нет, как и вшемн е рогами яли перьями 5 ив являются специфически сардсквми атрибуте® с а составляют вооружение, тмзвдое для мяотес народов в племен (фракийца,, галлы, ливийцы ш т,MJs различные времен, „Авторы

à Сообщения Павсания (1,17,2) и Сшива СП,1) о приходе на остров ливийцев во главе с Сардом только лишний pas овкдетельот-вует о то«,, что эти авторы, пытаясь объяснить, откуда остров ведет свое название, вынуждены были строить этиологический комбинации,

9 Chábas I.J. Op. cit., р. 187 sqq„

10 Paie К. be populations egixie in Sardegna, - Bulletino archéologie© sardo, 188&.

11 g 3Tof связи интересно вспомнить 1вродота»который говорил, что ликийгч, входившие в состав войска Ксеркса,"имели на головах плетеные даеню, вооружены были малыми «итами и короткими мечами,.." (УК,72).,Чхадибы?) вооружены бияи небольшими шитаки из с той бычьей кожи^и какдый имел по две рогатины; на головах они носил»; медные шлемы, на шлемах торчали бычьи yaus & pora из меди» а также султаны..." (УИ 76),

"йоторим искусств в древности" при внимательном изучении обнаружили, что изображения шардана а еардекм статуэтки жмевг больше различай, чем сходств« ® Это в нерву» очередь относится к головнда уборам. Характерной особенностью шлема шердаяа является венчающая его верхукка в форме лиска, меаду тем ни сдай гя статуэток зардоких воинов не имеет ничего подобного. Различии« оказываются и рога шлемов: у шардана они напомана-ют концы полумесяца, вогнутость« покрыващего веем; на вардрких же головных уборах два изогнутых стержня, наклоненных друг к другу так, что верхние их точки соприкасаются^. Египетские изделия.найденные на территории Сардинии, как выяснилось, следует отнести ко времени правления саисской дикастш

Одааке, несмотр, на эти весьма существенные замечания, в последующей исторической литературе прочно утвердилась тенденция к отождествлению шардана с древним населением Сардинии*5. 8а аооледвие года некоторые западноевропейские исследователи совершенно определенно стали приписывать народу шардана строительство «урагов Сардшши и сходных с ними батек Корсики1®, Появились % работы советских исследователей» Интересную пошт-ку выяснить путе этнического развития острова до финикийской кшоназадиЕ предприняла Н Л.Краснове« Усматривая истока возникновения этнонима сарды, она анализирует дакте античных авторов о населении Сардинии и обращает внимание на отсутствие а них упоминаний о еардаж как народе или племени ост~ рова.Иселедоватеяьшща приходит к выводу, что слово сарды, встречзквдееся у древних авторов,, надо рассматривать не как

12 Parrot 0., Chipies Ch Histoire da 1' art dens 1* antiquité. Paris, 1887, t. IV, p. 1? sqq.

13 Ibid., p. 17. 1% Ibidem.

15 Hans Philipp. Sardinia. - RE, 1920, 2. »., Bd. 1, Sp< 2484; Carts Saspi. Brevi storia della Sardagna. Cagliari, 1950s Guide M. Sardinia. Londons 1963 i Gro®jean K. Cora« avant 1 » histoire. Paris, 1966»

16 Grosjean H Op. cit.. p. 69-

17 KnaôHOBCKaa H.A.HaKoTopue apoOaeîu jpgràànÉeàoft mxàmmm

.Qwmmx,- Q3,imo,m.

этноним какого-либо определенного народа древности, а лишь как обозначение жителей Сардинии, цричзм не какой-то её части, а всего острова, Этот вывод согласуется е результатам анализа топонимического материала, проделанною современным сардинским лингвистом М.Шттау18. Проанализировав 15 тысяч сардских топонимов, он обнаружил почта колкое отсутствие в них корня " о а р д". Из всей массы оказалось возможным выделить только три названа* о этим корнем. Две современные деревни и горный хребет, названия которых сохранили корень "сард", находятся недалеко от побережья ь южной части острова. Отсюда следует» что в древнейшую эпоху никогда не существовало единого народа» который носил иш * с а р д ы* и населяя весь остров. Сарды могли быть лишь одной из популяций острова, притом немногочисленной. Они пришли с ««оря, покорили жавший на острове другой народ, более многочисленный, до менее сильный, осели на побережье и., вероятно,- с ними финикийцы и греки вступили в торге - . вые контакты, по их имени могли и назвать остров. Позднее сарды были поглощены новыми завоевателями, поэтому топонимические следы их пребывания на острове столь слабые19.

Эти интересные гипотезы Н.А.Красновекая принимает и в свою очередь предполагает, что сарды, о которых пишет М.Питт8у,йыли частью шардана, колонизовавшей юное дабережь© острова до прихода туда финикийцев Население Норы и Каракасе было финикиизи-ровано а встретило карфагенских завоевателей дружелюбно^0, но жители прибрежных равнин и холмов бежали в горн, где постепен-

18 Pittau M- Lingue в civiltà di gardegna. Cegliari, 1970»

19 Красновская H.A.Некоторые проблемы дофиникийской колонизации Сардинии, с.40. •

20 Эту мысль об абсолшпом дружелюбии-финикийцев, колонизовавших Сардинию до карфагенского завоевания, и карфагенян-за -воевателей в толь те безоговорочной виде H.A.Красновская проводит в другой статье (Проблемы этнической истощай о.Сардиния в I тыс. до н.э. - СЭ,1983,16,с.37).Между тем вошюо не так прост.. Ещё Э. Пайс не исключал, что возможным противником Карфагена в Сардинии во врет его военных кампаний могло быть но только местное население» но и финикийские города. Карфаген обеспечивал m поддержку в борьбе с местными народами ч грехами, юторие грозила стать конкурентами в бтом районе Средиземноморья, а с другой стороны, нес угрозу независимости финакийсхшс городов (pais Е La Sardôgaa priraa del donatio nud», - Atti dell' àcoad.v 1881, тьЗЮ), материалы последних расковок в Сицилии .например,да ли основание исследователям предполагать,что финикийские города здесь были разрушеныкарфагенянами (ïseerii» h.s.j,, Hist Teylor J. Hotya, a Phoenician and Cartbagenian city in Sicily. Field Work and Excavation. Hew Jersey - Leiden, 197A)•

ио вметались с местным населением. Народа как такового не стало, римляне уже не застали сардов как этнос, воспоминание о котором- сохранилось только в названия острова, Однако вое эти вывода вделаны без малейшей'попытки привлечь археологические данные.' Вряд ли можно всерьез изучать иоторию заселения острова. неролом "шардана" в особенности, в отрыве от археологии нурагов, тем более, что в цредадущей своей работе Н.А.Краоновская рассматривала нураги (и это общепринятая точка зрения) как сооружения специфически сардокие, рассеянные по воей территории Сардянш и прадапцие её облику и её прошлому своеобразие и самобытность21. Если "шардана" пришли о моря и оттеснили ранее бывшее здеоь население во внутренние районы, то встает вопрос: кто I© была эти древнейшие; обитатели, многочисленные, но слабые"? Обратившись к карте распространения нурагов на острове' '5, легко увидать, что именно в тех районах, куда Н.А.Краоновская помещает "шардана", нурагов либо вовсе нет, либо их минималь -ное количество по сравнению с другими районами.Однако, совре -манное распространение нурагов по территории Сардинии не зоот-ветотвует той картине, которая имела место в древности.Нураги юго-западной части острова была разрушэиы во время карфагенского завоевания и позже 6шт использованы в качестве каменоломен2! О том, что а этих районах оущеотвоваш нураги, свидетельствуют и данные топонимики - Названия многих мест включают в себя su

Ruraxi : Brunou Su fiuraxi { Sa Tance. Su Nuraxi; Cuccuru Su Nuraxi ^».Небезынтересно отметить, что a отличие от корня о а р ж корень и у р очень устойчиво присутствует в топони -«оке всех районов острова25. Кто же такие "шардана" - строителя нурагов или m разрушители? Если они настолько сильны, что отменили строителей яурагоэ во внутренние района, как объяснить эту противоречивую топонимическую ситуацию? Если народу "шардана" следует приписать строительство нурагов, то как объяснить хронологическое несоответствие - "тарданаи появились m острова после ХШ в, до н.е. , а нураги начали строиться о

21 Красновская H.A.Загадочные баши Сардишш.-СЭ,1978,М.

22 Vxd.s billiu О. Ьа civiltà.., р. Ш.

23 Ibidem.

24- lie Lannou. Pâtres et Paysans de la Bordeigne. Tours, 1940, P. 215-

25 Garta Baspi. Op. cit., p. 1?.

середины П тис. до н.э., если не ранее? Ш далеки от того, чтобы претендовать на решение этих вопросев, но они неизбежно встают, если допустить колонизацию юго-западных районов Сардинии народом "шардана",

В связи о выяснением проблемы этрусского этногенеза к анализу материалов о "шардана" обраталея в своей последней работе А.И.Немировский ', Он высказал новую для советской истори ческой литературы точку зрения, согласно которой тирреан цри-шли в Италию из Сардинии и отождествил "шардана" с древнейиам населением острова - строителями нурагов. Какие же данные приводит исследователь, допуская подробное отождествление? Во-первых, сообщения античных авторов о приходе в Сардинию ливийцев во главе о Сардом, справедливо указав, что, согааено контексту Назсания, это событие предшествует Троянской войне, чего автор настоящей статьи в свое время не учел29. Столь древнее появление на острове выходцев из Живши А.И.Нешрсаош! согласует с данными египетских ваточников о нападениях "мерлана" на Египет и их поражении при Рамзео® Ш. ТИардана" moi» поражения отступили в Ливию, m запад, а оттуда переправилась в Сардинию29. Таким образом, "шардана" идентичны ливвйщм Пнв-сання. Довода звучали бы очень убедительно, будь m уверены в том, что древние египтяне произносили имя одаого из "морских народов" как ш а р д а в а. Однако сегодня егяптологж.как и сто с лишним лет назад, в атом не уверены Боиее того, те из них, кто специально занимается интерпретацией др эюегжпет-оких текстов о "морских народах", высказывают мнение о необходимости пересмотра самого термина "корек*» народи"; что каоает-оя чтения имен народов как шардика ,пекелеша.

26 Немировский А.И.Зтруски.От мифа к истории.М.,1983.

27 Там же, с.53..

28 См. :Кац T.Ü.Античные традиции о колонизация Сараи«.- В кн.: Античный мир и архесяогжч,Саратов,1972.

29 Немировский А.И.Этрусхи, с.53.

30 И.В.Виноградов отмечает, что имена этих народов известен

"в неточное египетской передаче" (История древнего мша,Ранняя древность/Под ред. И..Л.Дьяконова и др. л., 1932,с.233).

его следует категорически отвергнуть31. Думается, в ас тора -«ею! литературе сейчас наблюдается не вполне нормальное по-¿омшю, когда исследователи, занимающиеся интерпретацией ар-хеолога'оких денных, ооавертенно игнорируют мнения египтологов, в »9 вр&ыа «к ооследаае принимают перевод терминов "народе"' м о р я" * "а ар дана" или весьма условно или вовсе ©»ршдат1 такое чтение32.

31 Ubi А. В» sea peoples and Egypt» Äew Jersey, 19?5, p. 2 sq. Автор монографии >бъясняет, каким образом египтологи оказалась в положении без ваш виноватых: в науке прочно прижилось прочтение имен этих народов, вделанное,когда египтоло-тт только зарождалась. Штсм ученые, занятые изучением " дрававепшетсяого языка в. его грашатиш, оставили без вни-штш тексты, в которых упоминались народы, нападавшие на Егяшт. Теперь, считает А.Найба, настали аора вернуться к вт щ попытаться асследовать ах о точки зрения накопленного египтологией опыта, что исследовательница а делает ,яа-ттж своей книгой дискуссию по зш вояросам. Проанализировав текст с учете.* географачэоках представлении древних египтян, она приходит к выводу, что народа, нападавшие на Brune»,^ etc его азиатские враги, которые селились в дельте на островах.О» ответа на вопрос, кто бшм эти азшюкие воаги, она воздзржавается, раосчитлвая на помощь специалистов по истории древней Передней Азии ( ibid., р. 159 ),,

32 Заметим, что безусловное зраятие и того а другого о тало ис-ходаой пооилкой поа выгзнеиии H.A.Красновокои путей этни -чвокого дазваадм саоданаа до прихода туда финикайцев. Мевду тем ещё в 60-е гг, В.Г.Боруховач, изучав источники а литературу допроса, прашел к выводу, что,например, для отождествления ахейцев ж акайваиа достаточных оснований нет а большинство исследователей не склонны к такому отоедеотвле-

, шш (Боруховач В .Г. Ахейцы а морские народы, нападавшие на

' Египет в конце ХШ - начале ХП вв. до я"»в. - Учен. зап. Горь-ковскай ун-т, 1965,вып.67.с.29-35).Что касается. термина "народа моря", он "должен считаться весьма расплывчатым, В памятниках Медиает-Абу упоминаются морские народа, которые

• больвяиотвом египтологов локализуются на побережье Сирии я Палестины, а не на островах" (там я»,. .35).ИЛ.Дьяконов подчеркивает условность щючтения названия "шардана", так как его огласовка остается неазвеотной. "to вынуждены приводить упоминаемые в египетских текстах иноязычные названая только в ваде ах согласного скелета, в котором, к тому же, не различаются ? а Л" (Дьяконов К.М.Поедастория армянского народа. Ереван,1968,о.102).

А.И.Немировский считает, что появление ливийцев Павсания (что все равно "шардана") в Сардинии хронологически совпадает со сменой энеолитичеоких культур Буняаннаро и Мойте Кларо нурагической культурой, имевшей местб согласно данным радиоуглеродного анализа в ХШ-ХП вв. до н.э.33. Однако основной энеолитичеокой культурой острова является культура Сан Микель, формирование которой приходится на первую половину П тыс. до н.э., а о середины П тыс. на смену ей приходят культуры Буша-ннаро и Мойте Кларо, представляющие нурагическую архаику04. Уместно отметить, что начало трагического периода связывается главным образом, с архитектурными новшествами, а в керамике сохраняется относительная преемственность35»Что касается результатов анализа радиоуглеродным методом остатке© деревянных балок, найденных в самых ранних нурагах, они далеко не безусловны; сначала была принята дата 1270+20036, в дальнейшая произведено уточнение и наиболее вероятной к настоящему времена при -знана дата 1470±20037, Даш есла взять самый поздний вариант, получим 1270 г. до н.э. ири этом нельзя не учитывать, что ну » раги, балки которых подвергались анализу^ по своим конструктивным особенностям были не самыми древними' 0, следовательно, не -обходимо допустить ещё некоторое время на эволюцию, но в таком случае не останется времени не только дда ХП» во в для ХШ в.до н.э*

Итак, строительство нурагов на острот никак не согласуется с фиходом "шардана*1 (ливийцев Швсания), ибо нурагк начали строиться не острове никак не позже Х1У в. до н.з.3^, а появление "шардана" (даже, если, вопреки всему вышесказанному, допустить, что оно имело песте) следует отнести к ХШ-ХП вв.до н.э. Ля. Лиллью высказал сомнение и по поводу пребывания "шар-

33 Нэяировскмй А.И. Этруск», о.52,

3* Lilliu 5. La Sardegna nel seccmdo Billennio a.C. - Rivista storiea Italian« <ESX). iirense, 1965, v. LXXVII, p. 406 sqq.

35 Trump D.H. The prehistory of the Mediterranean. London« 1980. p, 406,

36 Lilliu G. 11 nuraghe di Barumini e la atratigrafia nuraRica.-Studi eardi, 1952-1954, XII-XIII, в. 164; idem: I r.uraghi,

Р» 3?«

37 Idem: Op. oit. - BSI, 1965, v. LXXVII, p. 361.

38 Ibidem. 59 Lilliu G. La civilta.., p. 416.

Дана" в Ливии: "Радиус действия шардана, кажется, не выходит за реши Египта, Западнее мы их не видал, так как нет ни исторических свидетельств, ей археологических данных"4®»

В'качестве второго аргумента дая отождествления "вардана" с населением Сардинии А.И.Немировсетй приводит сходство вооружения воинов, изображенных на египе ^ких памятниках, и сардсхих брснзетти» На нтацетость этого аргумента, как мы видели выше, указ« и ещё исследователи XIX века, В этой связи нельзя не отметить, что сардские бронзетти датируются временем не ранее УШ в» ДО и*а» J и онова возникает веоька значительный временной разрыв, что делает аналогию египетских изображений и оардоких бронзетти сошительной.

Вое вышесказанное, думается, показывает, что для категорического отождествления ливийцев Лавсания - "иардана" - я строителей нурагов достаточных оснований нет. Вместе с тем, нельзя ее согласиться с А.й.Немировским, что связи Сардинии с Восточным Средиземноморьем слишком очевидны: и толосовидкая конструкция» и меддае слитки в форме бычьей шсуры, и культ быка42. За последнее время обнаружены новые свидетельства зтах связей. В 1980 г.. в провиншм Кальяри ,около Саррока, найдены $рагменш более 150 микенских сосудов, которые соседствовали с нурагической керамикой'*3. Форш оосудов и характер росписи сходны скорее о керамикой Родоса и Кипра, чем материковой Греции. На западе острова,у неаполитанской бухты, кроме керамики обнаружены небольшие свинцовые двухлезвийные топоры микенского типа, носящие явно вотивный характер^®. Вое это свидетель«

40 Дж.Лиллыо решительно выступил против лопатки М.Гввдо привязать Носителей культур Бунианнаро и Монте Кяаро к народам "великой зелени" египетских источников и связать происхождение нурагичеоких сооружений е. "шмана" .Нураг« стали строиться не острове значительно ранее 1370 г.до н.эи дата .которая соответствует самому раннему упоминанию о "щрдаша" в текстах Эль Ачарны ( шлт ). '

41 Lillia 0. Eapporti tre la eivilti nuragica в la eivilta fenico-punica in Sardegna. - Stedi Etruacbi, v. XVIII,

4« fid. t Ferrareea Cerufci M.t. Ceramice micene- in Sardegna. -Rivista di scienze prehistoriche, 1979s *• ХХХГГ, И 1-2.

43 Ridgway Archaeology in South Italy (1977-1981). Archaeological «ports for 1981-1982. - Hellenic Studies

,. of the British School of Athens, 1982, p. 82.

44 Ibid., p. 83.

ствует о регулярных кшшах Эгейского мира, о юго-западной Садоивей я особенно с богатой швтлтт sotroi Сульптано. Вероязно, яе охв шжк поселенцев пребывал в Сардяаию с Востока в к«ш Я тис. до H.a. Ожяако нет нмкашй необходимости объяснять вт вхттт s Востока приходе* на остров народа шя®ртиа" в ХБ-ZII вв. до s.a. Севюем наоборот: именно да этого времен* нет аяншях археолог* «зских шшдательста «метра-щ! с Восток;;15. Межщ- им связш Сардина* с Эгейскам миром цросжежавагаюн еаё в ашаляпгаеской культуре острова Сан МЯ-квяъ (Озаеря

Каков. > же промсхоадедае строителе! нурагов а еж этническая фаяаошежаастъ? Ответить на этот вопрос цра современном сое -тонки «сточшков вряд ля возможно. По крайней мере,. Дд.Лнллыо, крупяейаяй сшремевшй ясояедаватель нурагов, за неимением надежных данных оставил его открытым в качестве,как он выразился, "рожаятячесяого гипноза" «зя исследователей'* .

Наконец, необходимо отметить, что отрицание связи межцу "кардана" египетских ясточшкш а древнейяш населением Сардиния вдове не означает, что остров не &л связав с Северной Африкой,, но это уже врецрет дан ошостштег ноге асследова/ я.

В.И.Кшрев

ЯШ РШЖО-ШВДЖЖАЯ ВОЙН/ В ИетЗРИРЕТЩ» АНМКгкЖИХ И МЕРИКАШКИХ АШЖШЕДОВ

Македонские войны Рвма стаи предметом детального исследования в античной историографии. И это не случайно, ведь именно о рямско-македонскаии войнами, обычно связываю ванный период в античной истории » когда Раму удалось сокрушать Македонскую монархию, подчинить своему влиянию греческие государства и коренным образом изменить систему международных отношений в Восточном Средиземноморье.

45 Idlliu G. La civiltà.., p. 416; Тгвир D.H. Op.cit.,p.201.

46 Библиографии вопроса см.: Кац Т.П.К водеосу о периодизации древнейшей астории Сашишш.-В кн. : Античный мир и археологи .Саратов,19 >„внп,4,о•194-199.

47 illliu G. Op. cit., р. 142.

чг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.