Научная статья на тему 'Нумерология в новелле Стефана Цвейга "Brief einer Unbekannten" ("Письмо незнакомки")'

Нумерология в новелле Стефана Цвейга "Brief einer Unbekannten" ("Письмо незнакомки") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
382
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЛЛА / СИМВОЛ / НУМЕРОЛОГИЯ / ЧИСЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муртазина Румия Ильдаровна, Трофимова Людмила Владимировна

В статье рассматриваются особенности использования чисел Стефаном Цвейгом в новелле «Письмо незнакомки». Числам дана возможная трактовка употребления, что помогает раскрыть смысл и сожержание произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нумерология в новелле Стефана Цвейга "Brief einer Unbekannten" ("Письмо незнакомки")»

НУМЕРОЛОГИЯ В НОВЕЛЛЕ СТЕФАНА ЦВЕЙГА «BRIEF EINER UNBEKANNTEN» («ПИСЬМО НЕЗНАКОМКИ») Муртазина Р.И.1, Трофимова Л.В.2

1Муртазина Румия Ильдаровна - студент, факультет иностранных языков;

2Трофимова Людмила Владимировна - научный руководитель, старший преподаватель,

кафедра немецкой филологии, Елабужский институт Казанского Федерального университета, г. Елабуга

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования чисел Стефаном Цвейгом в новелле «Письмо незнакомки». Числам дана возможная трактовка употребления, что помогает раскрыть смысл и сожержание произведения.

Ключевые слова: новелла, символ, нумерология, числа.

УДК 821.112.2

Австрийский писатель Стефан Цвейг (1881 -1942) наиболее известен благодаря таким новеллам, как «Der Amokläufer» («Амок», 1922), «Brief einer Unbekannten» («Письмо незнакомки», 1922), «Verwirrung der Gefühle» («Смятение чувств», 1927), «24 Stunden aus dem Leben einer Frau» («24 часа из жизни женщины»), 1927 «Schachnovelle» («Шахматная новелла», 1942). Новеллы, увлекающие необычными сюжетами, полны драматизма и заставляют размышлять о превратностях человеческой жизни. Цвейг не перестает убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой и преступления толкает человека страсть.

В новеллах Стефан Цвейг раскрывается как тонкий знаток человеческой души, глубоко представляя женские образы и мысли героинь. Основой каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта. Так, новелла «Brief einer Unbekannten» написана в эпистолярном жанре, что глубоко передаёт драматичную историю жизни женщины, любившей всю свою жизнь одного единственного мужчину, который не знал о ее существовании.

Для придания эмоциональности произведению австрийский писатель используют различные символы, которые несут в себе тайный смысл и выполняют смыслообразующую функцию. По мнению С.С. Аверинцева, в широком смысле «символ» представляет собой некий образ, взятый в аспекте своей знаковости и наделенный многозначностью образа» [1, с. 378]. Для новеллы «Brief einer Unbekannten» характерно частое употребление автором тех или иных чисел. Числа являются одним из самых интригующих символов. Нумерология (магия чисел, мистика чисел) изучает связь между скрытым философским, эзотерическим значением чисел и их проявлением в окружающей нас реальной жизни [2, c. 124]. Таким образом, использование чисел в новелле имеет поэтическую и мифологическую природу. Цель данной статьи заключается в определении скрытого смысла употребления чисел.

Греческий философ и политический деятель Пифагор считал, что число - основа всего существующего. Пифагор утвержал, что «самое мудрое - число», «все расположено в соответствии с числами» [3, c. 99]. Анализ мифопоэтики числа позволит углубить понимание концепции новеллы «Письмо незнакомки» и интерпретировать образ главной героини.

В новелле «Brief einer Unbekannten» Цвейг использует следующие цифры: 1 («единственный») - 9 раз, 2 - 4 раза, 3 - 5 раз, 4 -4 раза, 5 - 2 раза. Автор не использует в новелле числа 6, 7, 8, 9.

Рассмотрим значения цифр подробнее.

У числа «один» имеется множество вариантов трактовок, зависящих от ситуации, в которой употребляется данное число. Например, число «один» символизирут единство космоса, вселенной, начало, нечто центральное и неразделимое [4]. В новелле Стефана Цвейга число «один» используется в моменты опустошенности и эмоционального спада главной героини. Нумерологи придерживаются мнения, что число «один» также имеет значение «борьба в одиночку» «одиночество», «уединенность» [4]. Данная трактовка очень символична для новеллы Цвейга, так как в течение всей своей жизни главная героиня борется за любовь писталея-беллетриста, но остается одинокой, несмотря на то, что ее всегда окружают мужчины. Она теряет единственного ребенка: «... lügt nicht in der Sterbestunde eines einzigen Kindes» («никто не станет лгать в час смерти своего единственного ребенка») (пер. Р. И. Муртазиной) [с. 1].

Но наиболее часто цифра «один» прослеживается, когда речь идёт о любви главной героини к писателю: «. aber ich will alle Kraft zusammentun, um einmal, nur dieses eine Mal zu Dir zu sprechen»(«... но я соберу все свои силы, чтобы хоть раз, только этот единственный раз, поговорить с тобой.») (пер. Р. И. Муртазиной) [с. 1]. «... einer ganz dunkeln, die Du nur allein kennst ... » («... а другую, темную, знаешь только ты один»)(пер. Р. И. Муртазиной) [с. 2]. «... aber ich sog mit diesem einen Blick die ganze Atmosphäre ein... » (но этим одним- единственным взглядом я впитала в себя всю атмосферу твоей квартиры...) (пер. Р. И. Муртазиной) [с. 4]. «... das war jetzt mein einziger Gedanke: mich Dir zu schenken, mich Dir hinzugeben» («.стало теперь моей единственной мыслью: подарить себя, отдаться тебе») (пер. Р. И. Муртазиной) [с. 5]. Частое употребление цифры «один» показывает, насколько одинока была главная героиня в своей безответной любви. Беллетрист повлиял на судьбу главной героини, возможно даже, что он изменил её коренным образом.

Проявление символичного значения у числа «два» объсняется «принципом парности, пронизывающим всю архаическую модель мира и особой значимостью парных символов». «Двойка» - союз мужчины и женщины, единство противоположностей. Однако, число «два» также символизирует неопределенность, контраст соединения положительных и отрицательных качеств [5, с. 143]. В новелле эта символичность подчеркивает двойственность главной героини. Подросток, влюблённая в молодого писателя, который живет рядом на лестничной площадке, превращается в девушку и стремится обратить на себя внимание, но она не может побороть свои противоречия, и эта двойственность и неуверенность порождает только самые искренние чувства: «Der Diener meldete aus der Zeit seiner Abwesenheit zwei Besuche ...» («Слуга доложил ему о приходивших в его отсутствие двух посетителях... ») (пер. Р. И. Муртазиной) [с. 1]. «Aber die Mutter war selbst verlegen, sie küßte mich ... zärtlich ein- und zweimal...» («Но мать сама казалась смущенной; она нежно поцеловала меня...раз и другой») [с. 4]. «...zweimal sah ich Dich auch mit Frauen... » («... и два раза я видела тебя с женщинами... »)(пер. Р. И. Муртазиной) [с. 7].

Число три считается самым счастливым числом в языках мира, иначе ее называют божественной тройкой [5, с. 144]. Недаром, главная героиня проводит с любимым три ночи и называет своего ребенка «дитя одной из трёх ночей любви»: «Es war auch Dein Kind, Geliebter, das Kind einer jener drei Nächte, ich schwöre es Dir... » («Это был и твой ребенок, любимый, - дитя одной из тех трех ночей... ») [с. 8]. «Nie hättest Du mir, der Fremden, der allzu Bereitwilligen dreier Nächte ... geglaubt... » («Ты ни за что не поверил бы мне, незнакомой женщине, случайной подруге трех ночей») (пер. Р. И. Муртазиной) [с. 8].

Число «четыре» - число устойчивости, надёжности, прочности символизует завершенность. Беллетрист неслучайно дарит незнакомке четыре розы. Философ Сергей Волконский в книге «Быт и бытие» писал: «Чет- быт, нечет - бытие». Нечетность символизирует незавершенность, оценку незавершенности всего того, что

50

не имеет конца, что относится к области вечного» [6, c. 220]. В новелле Цвейга беллетрист дарит четыре розы незнакомке, давая ей, тем самым, понять, что это их последняя встреча и дальнейшие отношения невозможны: «Du nahmst vier weiße Rosen aus der blauen Kristallvase am Schreibtisch <... >und gabst sie mir. Tagelang habe ich sie noch geküßt» («Ты вынул четыре белые розы из синей хрустальной вазы на письменном столе<...> Ты дал мне эти розы, и я еще много дней целовала их») (пер. Р. И. Муртазиной) [c. 7].

Число «пять» символизирует риск, непредсказуемость, точку поворота; подразумевает принесение в жертву чего-то для достижения другой цели. В новелле число «пять» используется, когда главная героиня описывает смертельное состояние своего ребенка, что для нее, несомненно, было риском: «Ich habe die fünfte Kerze genommen und hier zu dem Tisch gestellt, auf dem ich an Dich schreibe» («Я зажгла пятую свечу и поставила ее на стол, за которым я тебе пишу») (пер. Р. И. Муртазиной) [7, c. 156]. Известно, что число «пять» в западной традиции, как правило, связывается с человеком, символизируя телесное здоровье, эротическое начало, любовь, поэтому неудивительно использование этого числа в моментах рассказа о чувствах главной героини: «Ach, Du weißt ja nicht, ein wie Ungeheures Du erfülltest, indem Du mir fünf Jahre kindischer Erwartung nicht enttäuschtest!»(«Ax, ты ведь не знаешь, какую великую мечту ты для меня осуществил, не обманув моего пятилетнего ожидания») (пер. Р. И. Муртазиной) [4].

Стефан Цвейг намеренно не употребляет в своей новелле числа «шесть», «семь», «восемь», «девять». Чтобы понять мотив отказа от данных чисел, рассмотрим их значения. Число «шесть» в мировой культуре - символ союза и равновесия, в пифагорейской системе - знак удачи, счастья [7, с. 101]. «Семь» - символ целостности, обозначающий единение божественного и мирского, иначе называют «священная семерка»; «восемь» - символ стабильности и равновесия; девять - успех, завершение, достижение цели [2, с. 58-60]. Таким образом, данные числа являются олицетворением чего-то позитивного и счастливого, что героиня письма практически не испытывала в течение всей своей жизни.

Нумерологи считают, что есть закономерная связь между числовыми значениями и реальными событиями в жизни людей. Проанализировав материал новеллы Стефана Цвейга можно сделать вывод, что использование определенных чисел не случайно, числовые характеристики несут в себе скрытый смысл, позволяющий раскрыть психологические и эмоциональные особенности главных героев.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Символ в искусстве: литературноэнциклопедический словарь. М.: Наука. 1987. С. 378-379.

2. Великие иллюзии нашего мира. Тайны, символы и знаки мировой истории. - М.: Ридерз Дайджест. - 2014. 303 с.

3. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта. 2004. 204 с.

4. «Числа». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edudic.ru/sim/977 (Дата обращения: 07.05.2018).

5. Егоров Н.И. Числовая символика в мифах // Культура чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. - 1994. - Ч. I. - С. 143-147.

6. Волконский С.М. Быт и бытие: Из прошлого, настоящего, вечного // Берлин: Медный всадник. 1924 - 228 c.

7. Фонтана Д. Тайный язык сновидений. Ключ к загадкам подсознания. - М.: Контэнт. 2011. 176 с.

8. Stefan Zweig. Brief einer Unbekannten. [Электронный ресурс]. URL: http://gutenberg.spiegel.de/buch/amok-6860/5 (дата обращения 03.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.