УДК 135.3 ББК ЭЗ91.219
В.И. СЕРГЕЕВ
НУМЕРОЛОГИЯ И СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (этнолингвистический этюд)
Ключевые слова: символ, монада, нумерология, мистика, божественная тройка, четыре первоэлемента, шестерка, священная семерка, этнолингвистика, этнография, этнология.
Статья посвящена изучению нумерологии и символики чисел от единицы до дюжины. Числа являются одним из самых интригующих символов. Нумерология возникла из убеждения, что предсказание судьбы возможно только благодаря числам. Традиционно каждое число имеет собственное значение, является символом. Единица обозначает первоисточник творения. Двойка - символ союза мужчины и женщины. Тройка -символ троицы, а также союза ума, тела и души. Цель работы: на основе собранного из разных источников фактического материала, используя сравнительно-сопоставительный метод, описать символику чисел от единицы до дюжины. Новизна исследования заключается в том, что вопросы нумерологии в отечественном языкознании и этнолингвистике поднимаются впервые. В перспективе исследование символики чисел мы намереваемся довести до ста.
В отечественной этнографии, этнологии, лингвистике, этнолингвистике нумерология как наука и символика чисел, как часть ряда наук, не стали областью пристального внимания и изучения ученых. Между тем пифагореизм как религиозно-философское и математическое учение, основанное греческим философом, математиком, религиозным и политическим деятелем Пифагором Самосским (жил в Древней Греции VI-IV вв. до н.э.), исходил из представления о числе как основе всего существующего. Пифагор твердил, что «самое мудрое - число», «все расположено в соответствии с числами» [5. С. 99].
Существуют разные гипотезы возникновения цифры один (1), среди них концептуальная, или вербальная: человек имеет врожденный концепт один как точку отсчета и концептуальный аппарат для реконструирования следующих за ним чисел. В этом отношении особый интерес представляет высказывание философа В.З. Панфилова, который этимологический анализ числительного «один» в различных языках рекомендовал связывать с названием личного местоимения 1-го лица единственного числа [6. С. 178-181]. Истинность данного высказывания В.З. Панфилова можно подтвердить на материале тюркских языков: би «я»+ир «человек, мужчина» > би:р > бир «один». Это объясняется тем, что понятие один формировалось путем осознания человеком своего собственного «я» - нечто такого, что обособлено и противополагается как внешнему миру, так и другим членам той общности, к которой он относился. Один (единица) символизирует первичную целостность, Бога. Например, в древне-тюркском языке слово bir дано в значении «единый бог» [3. С. 101]. Мистическое единение (лат. unio mystica) - мысленное стремление соединиться с богом посредством растворения собственного сознания в Боге [7. С. 114-116].
В подзаголовке нашей статьи написано: «этнолингвистический этюд». Это значит, что описание символики чисел основано на комплексной дисциплине, изучающей языковые факты (названия чисел) в их отношении к традиционной духовной культуре народов, их мировоззрению и представлениям об объективной действительности. Мы ставим цель - исследовать номенклатуру чисел от 1 до 13 в языках сквозь призму человеческого сознания, менталитета, бытового и обрядового поведения, различного рода мифологических
представлений. В связи с этим и метод описания чисел носит название «комбинированный», т.е. это и описательный, и сравнительный, и сопоставительный (типологический) и др. В более широком смысле этнолингвистика рассматривается как сложная дисциплина с комплексом методов.
Числа раскрывают суть явлений и событий - в это верят адепты и нумерологи. Согласно этой теории, с помощью чисел можно постичь тайны бытия и расшифровать послания древних. Спекуляции (расчет, умысел) относительно чисел можно обнаружить уже у шумеров и античных философов. С недавнего времени интерес к числам возродился среди эзотериков (посвященных мистическим учениям) и конспирологов (соблюдающих, сохраняющих тайны). Приверженцы нумерологии убеждены, что числа благодаря магической силе влияют на жизнь человека [1. С. 54].
Нумерология не была чужда древним египтянам, ассоциировавшим некоторые числа с богами [4. С. 143].
В статье числа представлены в следующем порядке: на первом месте чувашские варианты, затем - татарские, английские, немецкие аналоги.
Символическое (мистическое) значение чисел:
1. Чув. пёрре ~ пёр; тат. бир; англ. one; нем. ein; лат. un «один». Есть мнение, что цифра 1 и слово один символизирует идею единства космоса, вселенной. Издревле (со времен Пифагора), число «один» называется монадой и считается символом мудрости. Единица - монада, единица - мистика, и все эти понятия связаны с идеями, обозначающими вообще стремление постигнуть сверхъестественное, божественное. Мистическое единение (лат. unio mystika) - мысленное стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге. Единица означает первоисточник творения, единство всего живого.
2. Чув. иккё, икё, ик; тат. ике; англ. two; нем. zwei «два». Проявление символического значения у числа «два» обусловлено принципом парности, пронизывающим всю архаическую модель мира, и особой значимостью культа близнецов и его парных символов [4. С. 144]. Человеческие двойки считались плохим предзнаменованием, предвещающим смерть. Двойка - союз мужчины и женщины, единство противоположностей.
3. Число «три» (чув. виддё, видё, вид; тат. еч; англ. three; нем. drei) считается самым счастливым и священным числом в языках мира, по-другому его называют божественной тройкой.
В культурах Запада и Востока число «три» окружалось мистическим ореолом. Уже в древнегреческом пантеоне три брата - Зевс, Посейдон и Аид -делят власть над землей, океаном и подземным миром. В Египте почитали троицу, состоящую из Исиды, Осириса и Гора, а индуистские божества возглавляет триада - Брахма, Вишну и Шива. Ни для кого не секрет, что в монотеистических религиях цифра (3) могла олицетворить божественные сущности. Свидетельством тому служит учение о христианской Троице: триединстве Бога - Отца, Бога - Сына и Святого духа.
На всех иллюстрациях Божье Око неизменно заключено в треугольник.
4. Символика числа «четыре» (чув. mäeammä, тавата, тават; тат. dypm; англ. four, нем. vier).
Божественной тройке противостоит четвёрка (4), связанная скорее всего с земным. Она символизирует действительность, видимые вещи и стихии.
Символика числа «четыре» связана с представлениями о четырёхугольной горизонтальной структуре мифологической модели мира: Амарт кайак пулас-мён: тават кётеслё данталака вёдсе дурес-мён [Фольк.] «Был бы я
орлом крылатым, я б облетел весь четырёхугольный мир». Символизм данного числа связана с квадратным и четырёхконечным крестом. Квадрат -эмблема земли у многих народов, а крест, кроме прочего, - символ целостности [2. С. 16]. У пифагорцев «четыре» было первым числом, которому было приписано геометрическое тело, тетраэдр - четырёхугольник, четыре первоэлемента и четыре стихии - земля, воздух, вода и огонь [5. С. 101].
С четверкой связаны пространство и время: год и четыре времени года, жизнь человека со всеми её этапами: детство, молодость, зрелость, старость, горизонт с четырьмя сторонами света: север, запад, юг, восток.
5. Символика числа «пять» (чув. пиллёк, пилёк; тат. биш; англ. five; нем. fünf).
Происхождение числительных пиллёк, алла «пятьдесят» связано с понятием «руки - пятерки». Первобытный человек для обозначения чисел прибегал к жестам руки, раскрытая рука изображала число пять [9. С. 77-79].
6. Символика числа «шесть» (чув. улт, ултё, улттё; тат. алты; англ. six; нем. sechs).
Три шестерки - число дьявола в христианстве, в мировой культуре шесть - символ союза и равновесия, пифагорейской системе - знак удачи, счастья. Куб, который, как известно, состоит из шести граней, - геометрический символ устойчивости и истины.
В русской традиции с этим числом связаны негативные коннотации: слово шестерка означает «подхалим, стукач, холуй» [5. С. 101].
Шестёрка - сумма первых трёх божественных чисел, реализация задуманного, префекционизм [10. С. 101].
7. Символика числа «семь» (чув. дич, дичё, диччё; тат. ж,иде; англ. seven; нем. sieben).
Из небесной тройки и земной четвёрки вырастает священная семерка. Она - символ целостности и завершённости, поскольку, по законам нумерологии, объединяет божественное и мирское. Первоначальная символика семёрки также происходит из Вавилона, где звездочеты обнаружили семь небесных тел: Солнце и Луну, а также Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн. Согласно разысканиям античных авторов, эти семь небесных тел формируют сем сфер (ср. чув. дичё хутлё пёлёт «семислойное небо») и посредством трения порождают семь музыкальных нот; до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Семёрка встречается в Библии чаще других чисел, прежде всего -в последней части Апокалипсиса. Здесь повествуется, как будет открыта книга с семью печатями. Это число - в семиствольном светильнике, семи таинствах, семи просьбах молитвы «Отче наш», семи добродетелях или семи словах Христа на кресте. Хотя оно иногда трактуется и как роковое: смертных грехов как раз семь [1. С. 57-58].
8. Восьмерка - (чув. саккёр, сакёр; тат. секид; англ. eight, нем. acht) - символ возобновления, восстановления и перерождения. Восемь - в оккультизме - символ равновесия. Нумерология не была чужда древним египтянам, ассоциировавшим некоторые числа с богами. Например, восьмерка (8) - это четыре изначальных сущности, которые при удвоении становились восемью духами.
Символический смысл дат (чисел) учитывается даже при принятии политических решений. Характерный пример: на завершающем этапе обсуждения конституции ФРГ, в 23.30, будущий канцлер Аденауэр призвал ускорить процесс, напомнив, что на календаре 8 мая: «Я полагаю, - сказал он, - ... основной закон должен быть принят 8 мая. За четыре года до этого 8 мая 1945 г., Германия подписала капитуляцию, и Вторая мировая война завершилась».
Девятка (чув. mäxxäp, mäxäp; тат. тугуд; англ. nine, нем. neun) - три раза по три - завершение и достижение, т.е. девять - это три в усиленной форме, т.е. утроенная триада.
Британский философ Р. Бэкон (около 1214-1292), который снискал славу первого естествоиспытателя средневековья и считался основоположником современного эмпиризма, был убежден, что девятка (9) имеет душу. Определенная последовательность цифр кажется божественным предзнаменованием. В дни наподобие 09.09.09 ЗАГСы переполнены, а наиболее популярным временем заключения брака в тот памятный день было 09.09 - так в храме Куала-Лумпура 99 пар одновременно произнесли «Да!» [1. С. 59].
Десятка (чув. eyHHä, eyHä, вун; тат. он; ун англ. ten; нем. zehn) - сумма всех возможностей.
Идеальным числом для нумерологов также является дюжина [фр. douzaine восходит к лат. duodecin «двенадцать»]. Она символизирует действительность, видимые вещи и стихии. Это число по-другому называется божественной дюжиной. Дюжина идеальная проявляется в 12 месяцах года; в 12 знаках Зодиака, двенадцати часах дня и ночи. В библии она встречается часто: например, 12-летний Иисус беседует со старейшинами в храме, затем он объединяет вокруг себя 12 апостолов и предсказывает, что в день Страшного суда они будут восседать на 12 престолах. Наиболее известная божественная дюжина - это боги - олимпийцы у древних греков; в мифе о Геракле ему приписано 12 подвигов [1. С. 58].
Известны так называемые «дванадесятые праздники», их 12, они являются важнейшими для православных: Рождество Богородицы, Введение в Храм, Благовещение, Успение Богородицы, Рождество Христово, Крещение, или Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Вход Господен в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Воздвижение [11. С. 487].
А вот число тринадцать - «чёртова дюжина» - считается несчастливым. Дурная слава закрепилась за ним ещё в древности. У вавилонян тринадцатый (дополнительный) месяц именовался «вестником несчастья», у китайцев -«владыкой бед». Исследователи матриархата исходят из того, что изначально тринадцать было священным счастливым числом. В матриархальных обществах обычно использовался не солнечный, а лунный календарь, по которому год делился на тринадцать месяцев. В конце года, на зимнее солнцестояние, солнце якобы умирает, и это происходит именно в тринадцатом месяце. Впрочем, откуда именно у тринадцати (13) дурная репутация, понять не просто.
Вера в счастливое число основана на представлении, что жизнь человека особым образом связана с числами. Его якобы можно вычислить по определённой формуле, но вариантов такое множество, что однозначно определить своё счастливое (заветное) число невозможно. Все натуральные числа (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.) наделялись особой силой и тайным смыслом: и вот среди них число 13 было священным, а стало дьявольским, т.е. «чёртовой дюжиной» [1. С. 58-59].
Представленное нами пионерное описание чисел основано не на собственном исследовании, а на высказываниях различных авторов. Это прелюдия к большому «плаванию» среди чисел. Чтобы говорить о научной новизне статьи, ставившей своей целью определить только подход к предмету «нумерология», тем более о практической значимости чисел в пределах от единицы до тринадцати (1-13), нужно целенаправленное исследование символики чисел хотя бы от единицы до ста (1-100) и на этой основе можно будет делать какие-то выводы. Нумерология как наука сейчас развита в Японии, Корее, Китае, США и Анг-
лии. Развитость этой науки отражается на развитости экономики, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей производства, не говоря уже о таких науках, как философия, лингвистика и математика.
Когда данная статья была уже подготовлена к печати, мы ознакомились с монографией Ю.С. Степанова, в которой «Число, счет» включены как концепты в 9-м разделе [8. С. 507-579].
Литература
1. Великие иллюзии нашего мира. Тайны, символы и знаки мировой истории. М.: Ридерз Дайджест, 2014. 303 с.
2. Волков М.К. О числительных «один» и «семь» в испанском, чувашском и тюркских языках // Народная школа. 2009. № 4. С. 64-66.
3. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 676 с.
4. Егоров Н.И. Числовая символика в мифах // Культура чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994. Ч. I. С. 143-147.
5. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта; Наука, 2004. 204 с.
6. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания. М.: Наука, 1977. 288 с.
7. Сергеев В.И. Лингвотактика, лингвотакмемика и лингвосимволика. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2015. 197 с.
8. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
9. Федотов М.Р. Чувашский язык в семье алтайских языков. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1986. Ч. III. 127 с.
10. Фонтана Д. Тайный язык сновидений. Ключ к загадкам подсознания. М.: Контэнт, 2011.
176 с.
11. Шульц Г. Всероссийский словарь-толкователь. СПб., 1893. 576 с.
СЕРГЕЕВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры чувашского языкознания и культуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
V. SERGEYEV
NUMEROLOGY AND NUMERICAL SYMBOLISM IN LIFE OF PEOPLE AND IN FATE OF MANKIND
(ETNOLINGUISTIC ETUDE)
Key words: symbol, monad, numerology, mysticism, divine trinity, the Four Elements, number «6», sacred number «7», etnolinguistics, ethnography, ethnolody.
The paper is devoted to the study of numerology and symbolism of numbers from «1» up to «12». Numbers are the most intriguing symbols. Nymerology arose from the opinion that the prediction of fate is possible only thanks to numbers. Traditionally every number has had its own meaning, and thus has been considered as a symbol. Number «1» symbolises the original source of world creation or creator (God). Number «2» is a symbol of a man's and woman's union. Number «3» is a symbol of trinity, as well as the union of intellect, body and soul. The purpose of this paper is to describe the symbolism of numbers ranging from «1» to «12» based on actual and sientific material collected from differend sources using the comparative method. The novelty of this research lies in the fact that the issues of numerology are being raised in the national linguistics and ethnolinguistics for the fist time. In the future, the author intends to study the symbolic meaning of all the numbers up to «100».
References
1. Velikiye illyusii nashego mira [Great Illusions of our World]. Moscow, Readers Digest Publ.t, 2014, 303 p.
2. Volkov M.K. O chislitelnych «odin» I «sem» v ispanskom, chuvashskom I tyrkskich yazykah [About Numerals «One» and «Seven» in Spanish, Chuvash and Turkish Languages]. Narodnaya shko-la, 2009, no. 4, pp. 64-66.
3. Drevneturkskyi slovar [Anciend turkish dictionary]. Leningrad, Nayka Publ., 1969. 676 p.
4. Egorov N.I. Ghislovaya simvolika v mifach [Number Symbolism in Mythology]. Kul'tura chu-washskogo kraya, chast I [Chuvash Culture. Part 1]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1994, pp. 143-147.
5. Maslova B.A. Vvedeniye v kognitivnuyu lingvistiky [Introduction in Cognitive Linguistics]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 204 p.
6. Panfilov V.Z. Filosofskiye problemy yasykoznaniya [Philosophical promlens of linguistics]. Moscow, Nayka Publ.,1977, 288 p.
7. Sergeyev V.I. Lingvotaktika, lingvotagmemica I lingvosymvolika [Lingvotaktics, lingvotagme-mics and lingvosymbolism]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2015. 191 p.
8. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar russkoy kultury. 3-e isd, isprav. I dop. [Constants: Russian cultural dictionary. 3nd ed.]. Moscow, Academician Project Publ., 2004, 992 p.
9. Fedotov M.R. Chuvashckiy yasyk sredi altaiskich yazykov. Chast III [Chuvash Language amongst Altaic Languages. Part III]. Cheboksary, 1986,127 p.
10. Fontana D. The new secret language of dreams. San Francisco, Duncan Baird Publ., 2008 (Russ. ed.: Fontana D. Tainyi yazyk snovidenii. Klyuch k zagadkam podsoznaniya. Moscow, Kontent Publ., 2011, 176 p.).
11. Schul'z G. Vserossiyskiy slovar'-tolkovatel' [All Russian explanatory dictionary]. St. Petersburg, 1893, 576 p.
SERGEYEV VITALIY - Doctor of Philological Sciences, Professor, Chuvash Linguistics and Culture Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
Ссылка на статью: Сергеев В.И. Нумерология и символика чисел в жизни людей и судьбе человечества (этнолингвистический этюд) // Вестник Чувашского университета. - 2015. - № 4. - С. 275-280.