УДК 372
НРАВСТВЕННЫЙ ЗАВЕТ РУССКОГО МЫСЛИТЕЛЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
Ян Пэн Тао1), Г.Н. Калинина2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: 307745429@qq.com 2)e-mail: galakalinina@inbox.ru
В условиях системного духовного кризиса «мира и человека» не теряют актуальности «вечные» антологические вопросы, многие из которых не просто звучат предельно остро, обнажая самые «болевые» точки нравственной проблематики современного общества [4]. Но и на фоне собственно российской культурной практики последнего периода они наполняются новыми смысловыми значениями, аргументациями и коннотациями, причем не всегда однозначными. Обращение к классическому наследию великой русской литературы, в частности, к творчеству Ф.М. Достоевского, к его главному «нравственному завету» относительно «деятельной любви, согласно «разуму сердца», позволяет отрефлектировать данную проблематику с философских позиций, придав ей целостность и глубинность. В результате выстраивается определенная «специфически русская», сакральная модель жизни и поведения человека, суть которой, в понимании авторов статьи, заключается во внутренней логике взаимоотношения сердца и разума, мысли и поступка. Собственно, эта линия лежит в основании саморазвития нравственности, образуя концепт «деятельной любви».
Ключевые слова: русская философия, русская литература, христианские заповеди, «царство правды», правдолюбие, справедливость, «религиозно-нравственная любовь», духовные императивы, нравственные коллизии современности, социальная мобильность, деятельность, созерцательность.
Философское обсуждение идей русской жизни, поставленных писателем и мыслителем Ф.М. Достоевским, начавшееся еще при жизни писателя в 19 веке в ходе мировоззренческой борьбы, по сути, предвосхитившего в своих произведениях основные философские, общественные, социально-психологические, нравственные коллизии современности, остается актуальным по сегодняшний день. В свете сказанного огромный интерес для нас представляют так называемые «заветы Достоевского», которые, как отметил в свое время социолог Питирим Сорокин, один из родоначальников теории стратификации и
социальной мобильности, касаются постановки самых трудных общественных вопросов и способов их решения [6, с. 246].
В частности, наиболее важные вопросы мыслитель поставил в «Дневнике писателя», и касаются они самых насущных аспектов жизни народа: страданий, его горя, справедливости и др. О значении последней в жизни каждого человека можно судить, исходя из того, что сказал о ее антиподе (несправедливости) классик немецкой философской мысли И. Кант, отмечая, что «Ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость. Все другие виды зла, которые нам приходится терпеть, - ничто по сравнению с ней»....
Для русского писателя и мыслителя единственным путем улучшения жизни народа, приближения его, по словам Достоевского к «царству правды» (заметим, что у русских людей слово «справедливость» ассоциировалось со словом «правда», и русские правдолюбцы искали именно правды - не справедливости), был один путь, который он сформулировал ясно и определенно [7 с. 800]. Это - путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной. Собственно, здесь мы видим теснейшую связь с одним из основных постулатов Священного писания, где слово «любовь» включает в себя первая заповедь Христа: «Возлюби Господа твоего всем сердцем и всею душою твоею и всем разумом твоим» (37) и примыкающая к ней непосредственно вторая заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (31), которые (заповеди) содержит в себе Евангелие от Матфея.
Тема религиозно-нравственной любви - это, можно сказать без преувеличения, центральная тема творчества писателя, которая красной нитью проходит через все его произведения. Можно казать, что эта тема занимала мыслителя всю жизнь, потому-то он говорит о ней устами своих положительных героев - князя Мышкина в «Идиоте», старца Зосимы, Алеши в «Братьях Карамазовых». Как нам кажется, наиболее полно сформулированный нами тезис наиболее полно раскрывается в своего рода монологе-поучении старца Зосимы. Поэтому оно (поучение) как бы объективно требует дословного воспроизведения. Что мы и делаем, ибо это не слова литературного действующего лица книги, а самого Достоевского.
«Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создания Божие, каждый листок, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения. Будешь любить каждую вещи и тайну Божию постигнешь в вещах. И полюбишь, наконец, весь мир всецело и всемирную любовью» [2, с. 404-405].
Писатель и мыслитель Достоевский творил, всегда вкладывая в свое творение все силы и ума, и сердца. В «Братьев Карамазовых» -особенно, в чем он сам сознается в наброске одного из своих писем, датированным 28 июля 1879 года: «Роман, который я пишу, поглощает все мои силы ... никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее, чем на это» [2, с. 404-405]. Именно в этот роман он вкладывает силы ума и сердца, пытаясь и своим современникам, и читателям отдаленного будущего донести свои сокровенные мысли о важности и необходимости для отдельного человека и человечества в целом религиозно-нравственной деятельной любви. Любви, причем, не созерцательной, но деятельной любви [3; 5].
Эту мысль Достоевский уже от себя лично развивает, поясняет в «Дневнике писателя», подчеркивая, что «..единственный способ решения всех возникающих в человеческом обществе проблем, в той или иной степени затрагивающих различные стороны его жизни (от материально-бытовых до нравственных), заключается в деятельной любви» [6, с. 246]. Это и есть главный завет русского писателя и мыслителя Федора Достоевского. Его главная заповедь. И он не просто декларирует свою главную мысль - он дает ее расшифровку, акцентируя внимание прежде всего на том, что все нужно делать потому, что так велит человеку его сердце, и делать так, как подсказывает ему его сердце, разум сердца [8, с. 89]. Взаимоотношения сердца и разума, мысли и поступка и есть своего рода внутренняя пружина саморазвития нравственности и религиозно-деятельной любви. «Делать все ради деятельной любви», подчеркивает автор завета-заповеди.
Роман «Братья Карамазовы» и «Дневник писателя» создавались почти сто пятьдесят лет назад, и их автор, расшифровывая свое «все», ссылается на обстоятельства и события своего времени - конца 80-х годов 19 века. Но если говорить об актуальности философского обсуждения идей Достоевского, то нужно, выделить тот аспект главного
завета мыслителя, который становится (лучше сказать - стал) животрепещущим для нашего времени. На наш взгляд, таковым является постулат, сформулированный старцем Зосимой: «Любите каждый листок ... любите животных, любите растения» [2, с. 404]. Сказать, что проблема отношения человека и общества к окружающей его Природе стала актуальной в последние десятилетия - это, значит, ничего не сказать. Ибо шагающее семимильными шагами развитие научено-технического прогресса, выкачивающего из кладовых Природы все ее богатств, истощающего ее силы и почти ничего не дающего взамен, поставило человечество в условия, когда, образно говоря, вот - вот прозвучит последний удар колокола, и оно отправится в небытие.
Вот почему так актуален завет Достоевского о деятельной любви уже не как пути и средстве улучшения жизни людей, а первостепенного средства спасения самого рода человеческого от вселенской катастрофы, виновником которой является сам человек [4, с. 66]. И здесь нельзя не заметить маленькую деталь, на которую обращает наше внимание писатель, - делать все, «что возможно вам», и не верьте, продолжает он свою мысль, что «вы лишь слабая единица и что один ничего не сделаете . если даже несколько будет таких, как вы, так и тогда двинется дело» [6, с. 247].
Строго говоря, сегодня каждый из нас в меру своих сил и способностей должен проявлять свою деятельную любовь хотя бы в этом аспекте нашей общественной жизни. Причем, как пишет писатель, разворачивая свой литературно-философский дискурс, делать это неустанно. Таков один из аспектов многогранности содержания главного завета, нравственной заповеди русского писателя Федора Михайловича Достоевского, которая, заметим, была развита многими русскими философами [9]. Именно она, мы убеждены, должна быть положена в основание мыслительно-деятельностного поведения наших современников, центрировать наш образ жизни. А в целом - выступать внутренней пружиной саморазвития человека [1, с. 6-9].
Список литературы
1. Аотегенхуар, Калинина, Г. Н. Идеал образованного человека как «человека культуры» // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 21 марта 2018 г.): в 4 т. / отв. ред. И. Е. Белогорцева, Ю. В. Бовкунова, С. И. Маматова. Белгород: БГИИК, 2018. Т. 1. С. 6-9.
2. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы. Москва: Правда, 1991. Т. 1. 416 с.
3. Есман, О. С., Калинина, Г. Н. Раскрытие экзистенциональных смыслов на примере концепции Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал БГИИК. 2019. Вып. 1 (21). С. 151-155.
4. Калинина, Г. Н., Колениченко, Н. В. Человек как тайна (аксиологический дискурс) // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал БГИИК. 2019. Вып. 1 (21) С. 155-160.
5. Поликультурный мир: наука диалога и толерантность // Мировоззренческие и методологические проблемы науки и техники: инновационный аспект: сб. трудов межвузовской научно-практической конференции, посвящённой международному дню философии 15 ноября 2018 г., г. Москва (Россия). Москва: МГТУ ГА, 2018. 82 с.
6. Сорокин, П. Заветы Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1837 годов. Москва: Книга, 1990. С. 246.
7. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с.
8. Филиппов, С. М. Интенциональный предмет и эстетическое переживание // Вестник Пермского университета. 2009. С. 86-94.
9. Шлет, Г. Г. Психология социального бытия / под редакцией Т. Д. Марцинковской. Москва: Институт практической психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 488 с.
10. Шпет, Г. Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Москва. 1990. С. 219-259.
THE MORAL TESTAMENT OF THE RUSSIAN THINKER F.M. DOSTOEVSKY IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL
INTEGRATION
Yang Pengtao1), G.N. Kalinina2)
1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture Vmail: 307745429@qq.com 2)e-mail: galakalinina@inbox.ru
In the conditions of the systemic spiritual crisis of the «world and man», we do not lose the relevance of «eternal» anthological questions, many of which do not just sound extremely acute, exposing the most «painful» points of the moral problems of modern society. But even against the background of the actual Russian cultural practice of the last period, they are filled with new semantic meanings, arguments and connotations, and not always unambiguous. Appeal to the classical heritage of the great Russian literature, in particular, to the work of F.M. Dostoevsky, to his main «moral testament» regarding «active love, according to the «mind of the heart», allows us to reflect on this problem from a philosophical standpoint, giving it integrity and depth. As a result, a certain «specifically
Russian» model of human life and behavior is built, the essence of which, in the understanding of the authors of the article, lies in the internal logic of the relationship between the heart and mind, thought and deed. Actually, this line underlies the self-development of morality, forming the concept of «active love».
Keywords: Russian philosophy, Russian literature, Christian commandments, «the kingdom of truth», love of truth, justice, religious and moral love, spiritual imperatives, moral collisions of modernity, social mobility, activity, contemplation.