А. С. ОРЛОВ
соискатель кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета, сотрудник академии ФСО России E-mail: orlov-orl@mail.ru Тел. 8 905 168 95 02
«НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ОБЛАСТИ БРАКА» В ОСМЫСЛЕНИИ
М.О. МЕНЬШИКОВА
Проанализированы взгляды известного публициста конца XIX - начала ХХ вв. М.О. Меньшикова на семью в ее реальном и идеальном воплощениях. Представлены факты его личной жизни, повлиявшие на мировоззренческие установки. На основании его публицистики и дневниковых записей делается вывод о том, что в отношении любви и брака Меньшиков на протяжении большей части своей жизни был солидарен с позицией Л.Н. Толстого.
Ключевые слова: М.О. Меньшиков, семья, брак, любовь, толстовство.
«Пофилософствовать насчет любви N мог, но любить - нет».
Из записной книжки Чехова о Меньшикове [1, с. 405].
Мать уехала в Париж...
И не надо! Спи, мой чиж.
А-а-а! Молчи мой сын,
Нет последствий без причин.
В этой известной колыбельной Саша Черный вольно или невольно описал реальную жизненную коллизию, случившуюся с отставным штабс-капитаном Михаилом Осиповичем Меньшиковым. Имя этого некогда известного публициста сейчас активно возрождается. Он интересен современным историкам и как ведущий сотрудник одиозной газеты начала ХХ в. «Новое время», и как идейный вдохновитель простолыпинской партии «Всероссийский национальный союз». В связи с этим из огромного наследия публициста переиздаются и изучаются его работы общественно-политической направленности.
Между тем, Меньшиков был не только политический публицист, но и незаурядный мыслитель, много внимания уделявший духовно-нравственным аспектам человеческой жизни, в частности вопросам семьи, которую он считал основой личностного существования. К такому пониманию Меньшиков пришел через собственный непростой опыт.
Позволим себе вкратце воссоздать основные вехи личной жизни Михаила Осиповича, так как его полная биография до сих пор не написана, и ее отдельные факты разбросаны по разным статьям и изданиям. По воспоминаниям самого Меньшикова, которыми он делился в конце жизни в письмах к подруге О.А. Фрибес (что само по себе показательно), первую серьезную влюбленность он испы-
© А.С. Орлов
тал в 13 лет к своей девятилетней кузине Анюте. После продолжительной разлуки тридцатилетний Меньшиков вновь встретил ее, но девушка скоропостижно умерла от тифа [11, с. 256-257]. Но и останься она жива, юношеский роман вряд ли мог иметь продолжение. К этому моменту у Меньшикова была гражданская жена и годовалый сын.
Еще до гражданского брака в 1883 г. Меньшиков влюбляется в Е.А. Фальк, роман с которой длился около четырех лет. Разрыв произошел по неизвестным нам причинам. За месяц до своей трагической гибели публицист в дневнике оставил следующую запись: «18 авг. 1918 г. Сегодня 35 лет с того памятного дня, как я полюбил Е. А. Почти 3 1/2 г. влюбленности, то разгоравшейся, то гасшей, осложняемой другими приключениями, доказали, что это чувство вовсе не так уж могуче и свято, как казалось первое время». Однако вечером того же дня Меньшиков добавляет в дневнике: «Все-таки поцеловал три раза с тихим и сладким чувством вечно мне милое личико Е. А. на ее портрете, что висит у меня над кроватью. Точно отдаленный рокот каких-то нежных струн. Все же ты и те, которых я любил, но ты по преимуществу показала мне, хоть и горькою ценой, блаженство сердца на заре жизни. Спасибо тебе за это» [9, с. 205, 208].
Первый опыт семейной жизни Меньшикова (в гражданском браке), возможно, стал неожиданностью и для него самого. В конце 1887 года в литературном обществе он встречает «ослепительную брюнетку» Е.А. Шапиро. Она решительно переселяется к нему жить. В следующем году у них рождается сын. «Вскоре обнаруживается несходство во мнениях, каждый день ссоры, недовольство, истерики». А через два года под предлогом поездки к матери его гражданская жена «оставляет навсегда рыдающего ребенка» и уезжает в Америку [5, с. 25].
ИСТОРИЯ
Важную и не до конца выясненную роль в жизни Меньшикова сыграла Л.И. Веселитская, с которой Меньшиков знакомится у Н.С. Лескова через три года после бегства гражданской жены. Именно Веселитская, не имевшая своих детей, заменила мать первому сыну Меньшикова Яше. По признанию публициста, у них был «короткий роман» [9, с. 174], не приведший к браку. Но Яша так привязался к Лидии Ивановне, что она стала своеобразным другом семьи до конца своей жизни. Как убедительно показала в своем исследовании литературовед Анна Сергеевна Мелкова, именно Веселитская послужила прототипом для рассказа А.П. Чехова «Душечка» [4, с. 414 - 415].
Особой популярностью у женщин Меньшиков начал пользоваться, став сотрудником «Нового времени». Многие дамы зачитывались «письмами к ближним» и мечтали познакомиться с их автором, иногда даже приходили для этого в редакцию. Именно там в 1905 г. Меньшиков познакомился со своей женой М.В. Поль (в первом браке Афанасьевой), которая была моложе его на 17 лет. Яша уже вырос и не нуждался в сильной опеке, однако Меньшиков видимо искренне был привязан к Веселитской, продолжал поддерживать с ней дружеские отношения и даже обсуждал в письмах свою будущую жену, о которой Лидия Ивановна, по всей видимости, отзывалась хорошо. «То, что Вы пишите про Марью Владимировну, - замечал Меньшиков, - сущая правда. Она и мне нравится больше всех так называемых моих дам, и вообще в ней много достоинств...» [4, с. 422]. Меньшиков и М.В. Афанасьева поженились в 1907 г. и вскоре у них родилась дочь, которую назвали Лидией в честь Веселитской, ставшей ее крестной матерью.
Всего во втором браке у Меньшикова родилось шестеро детей, но семейное счастье было недолгим, вскоре пришли Первая мировая война и революция. В 1918 г. Меньшиков был расстрелян, а его семья осталась без средств к существованию. Вдове Меньшикова пришлось временно отдать детей к друзьям и родственникам. Подруга Меньшикова писательница О.А. Фрибес взяла на воспитание его старшую дочь Лиду. Веселитская из-за большой нужды не смогла приютить у себя детей Меньшикова, но для материальной поддержки передала его вдове «для продажи» письма Н.С. Лескова.
Столь сложно приобретенный жизненный опыт Меньшикова нашел отражение в его публицистике. Как отмечает современный исследователь Е.И. Котовская, к концу XIX в. «широкие дискуссии о семье и браке постоянно шли на страницах периодической печати, затронув практически все слои
интеллигентного российского общества того времени» [3]. Меньшиков не остался в стороне от этих дискуссий, выступив на стороне Л.Н. Толстого, выдвигавшего в качестве семейного идеала отношения, лишенные всяческого плотского влечения. Хотя в других вопросах Меньшиков очень быстро перешел от восхищения великим писателем к его резкой критике, мы увидим, что во взглядах на семью публицист остался близок толстовству до конца своих дней.
Первыми заметными публикациями
Меньшикова, в которых в числе прочего он размышлял о браке и семье, стал цикл статей 1994 г. «Думы о счастье», вышедший отдельным сборником в 1898 г. Открывала этот цикл весьма символично статья «Семья и общество», а далее шли размышления о народе, природе, труде, цивилизации, прогрессе и Боге.
Начало статьи о семье может показаться неожиданным, Меньшиков приводит пример нескольких самоубийств, совершенных знакомыми ему людьми, жившими внешне благополучной жизнью. Причинами таких самоубийств, по мнению Меньшикова, является отсутствие любви к кому бы то ни было. Именно любовь к другим, по мысли публициста, «есть основное психическое условие счастья, душевное дыхание, без которого человек умирает». Подлинные чувства любви и дружбы, по его мнению, составляют основу семьи, «которой иногда одной достаточно для счастья» [6, с. 282].
При этом Меньшиков на тот момент был уверен, что «в современных городских, культурных условиях искренняя семья невозможна» вследствие разобщенности, присущей городской жизни как таковой. «В городской семье, - уверял он, - нет общего психического центра, нет общего сотрудничества, объединяющего все отдельные способности и потребности» [6, с. 283].
В этой же статье Меньшиков рисует и идеал семьи: «Родное гнездо, жена - как второе сердце мое, милые детки, стихия горячей любви и дружбы - вот основное счастье человека». Такая семья, по его мнению, была возможна лишь в условиях патриархальной деревни, где есть «постоянная трудовая и житейская близость всей семьи» и, как следствие, происходит «непрерывный обмен всех впечатлений и мыслей, интересов и надежд» [6, с. 282].
Работу над темой семьи Меньшиков продолжил в трилогии очерков «Начала жизни», вышедших в «Книжках недели» за 1898 г. («Роль женщины», «Охрана семьи», «Дети»), которые также позднее были изданы отдельной книгой. В этих очерках Меньшиков готов был поставить женщину даже выше мужчины, но только такую женщину, ко -
шей
торая следует своему предназначению матери и хранительницы семейного очага. По замечанию Чехова, Меньшиков «говорил о материнстве как основном призвании и долге женщины» [2, с. 102]. Эта идея высказывалась Меньшиковым неоднократно. К примеру, в очерке, посвященном «детству» Л.Н. Толстого, публицист особое внимание обращал на образ матери Николеньки и отмечал, что «решающее влияние на ребенка. в жизни почти всех замечательных людей» имеет именно мать, а не отец [8, с. 402]. В таком взгляде, по всей видимости, сказались и личные впечатления детства Меньшикова, получившего начальное образование и духовное воспитание также от матери и сохранившего теплые воспоминания о ней на всю жизнь [10, с. 48].
Размышления о семье и ее основаниях Меньшиков продолжил в серии статей «О любви». Здесь он, пожалуй, ближе всего подошел к идеям Толстова. Данная работа состоит из нескольких частей, применительно к нашей теме, нас будет интересовать раздел «Любовь супружеская». По Меньшикову, супружеская любовь «основана не на страсти, а на потребности, и не только телесной, но и духовной [7, с. 545]. Поэтому подлинная семья невозможна вне веры. Именно ее утратой публицист объяснял проблему несостоятельности браков в современном ему мире: «Эта мертвящая материальность отношений, непризнание в человеке иной, высокой природы, есть источник великой драмы супружества с ее изменами и безумствами» [7, с. 546]. Современную семью публицист рисует в еще более мрачных красках, по сравнению с «Думами о счастье». «Оба пола, - отмечает он, - начинают свою половую жизнь уродливо и рано, еще детьми» [7, с. 546-547]. И происходит это по вине родителей, «заражающих своим смрадом» еще невинное поколение, в результате чего «к тому возрасту, когда заключаются законные браки, - огромное большинство молодежи проходят через школу падений, отрицающих самый корень брака» [7, с. 549].
Меньшиков отмечает, что и сами цели, которые люди преследуют, вступая в брак, стали ложными. Партнера не любят, а рассматривают как средство. А когда: «Цель достигнута - средство более не нужно, и в браках «по расчету» поражает эта странная ненужность супругов друг для друга» [7, с. 550]. При этом Меньшиков критикует и брак, основанный на половой любви, так как она «длится лишь до взаимного удовлетворения, и затем «любимый» человек превращается в то же, что пустой графин для пьяницы» [7, с. 550-551]. В обоих случаях не может получиться счастливой семьи, а от этого в первую очередь будут страдать дети, которые «озлобляются, заражаются ненавистью и выходят из родного
дома как из какого-то зверинца, где грызутся звери» [7, с. 550].
В чем же Меньшиков видит залог счастливого брака? В супружестве, основанном на нравственности: «Единственным средством брака должна служить искренняя симпатия душ, единственною целью - взаимное сотрудничество в деле жизни.» [7, с. 551-552]. Далее Меньшиков в духе Толстого замечает, что «половая страсть скорее опоганивает, нежели освящает» семейные отношения, включая даже акт зачатия. Он полагает, что дети наиболее счастливы в семье, где родители не влюблены, а относятся друг к другу дружески.
Брак для Меньшикова - это в первую очередь не союз тел, а единство душ: «как бы ни стремились люди к слиянию тел, все же выйдет только прикосновение их, а души соединяются действительно в нечто одно, почти неразделимое» [7, с. 558]. Только в таком браке, по его мнению, совершается нравственное развитие супругов.
Исходя из такого взгляда, Меньшиков крайне отрицательно относился как к изменам в браке, так и к возможности разводов, критикуя «нигилистическую беллетристику» 60-х гг. XIX в. Завершает свои рассуждения на тему супружеской любви Меньшиков очень простой сентенцией: «Чистота (тела и духа) - вот единственная тайна счастья в супружестве.», и только такое супружество способно дать «полноту жизни» [7, с. 590].
В рабочем материале к статьям этого периода мы находим размышления о взаимосвязи проблем современной ему семьи с женской эмансипацией. Меньшиков полагал, что именно идея о том, что женщина принадлежит самой себе, - первый шаг к отказу от семьи: «Безнравственная мысль, что женщина принадлежит самой себе. Она принадлежит столько же себе, сколько мужчине, как он ей. Кто дал право разъединять то, что соединила природа?» [13, л. 17]. Здесь же он возвращается к идее о том, что подлинная семья основывается не на половой любви, а на дружбе: «Любовь, как посредственная пьеса, требует превосходного исполнителя, иначе она несносна, тогда как дружба достаточно хороша даже при плохих исполнителях» [13, л. 21]. Далее Меньшиков рассуждает о смысле и значении семьи в общечеловеческом и даже онтологическом плане: «Физически нельзя войти в тесное общение с человечеством, со своим народом, даже с обществом своих соседей. Человек - точка, и его прикосновение к миру - точка. Мы прикасаемся к миру в своей семье - вот почему она священна.» [13, л. 22]. Таким образом, если пользоваться термином Г. С. Сковороды, для Меньшикова «сродность» с семьей выступала как средство «сродности» с миром.
ИСТОРИЯ
В последние два года своей жизни, оказавшись без работы и средств к существованию, проживая с семьей и детьми на Валдае, Меньшиков вновь возвращается к осмыслению любви и брака, делая это в необычной форме. В 1917 году он пишет цикл проповедей от лица сельского священника. Одна из проповедей называется «О мужьях и женах». В ней Меньшиков вновь возвращается к теме «любви супружеской», объясняя, что это «не простая влюбленность, не простая заинтересованность друг другом и жажда телесного сближения, - это жажда сближения душ и взаимного слияния их в одну душу» [12, с. 26 - 27]. Именно такая любовь помогает преодолеть все сложности, возникающие в семейной жизни: «Любящие друг друга муж и жена охотно прощают друг другу недостатки, - мало того, они любят один другого даже с недостатками, и самые недостатки кажутся чем-то милым и хорошим. Народная пословица говорит: Не по хорошу мил, а по милу хорош, то есть если мил человек, то он и хорош. А ведь если он хорош, то даст одно лишь счастье, одну радость» [12, с. 26]. Примечательно, что здесь Меньшиков повторяет пословицу, которую приводил почти 20 лет назад в книге «О любви».
Особое внимание Меньшиков обращает на то, что «чудо любви супружеской» нуждается в постоянном поддержании. И главным средством этого поддержания он называет постоянную благодарность Богу: «Это довольство всем и благодарность за все заставит быть снисходительными и к недостаткам друг друга в союзе брачном» [12, с. 27]. Второе важное условие счастливого брака, которое Меньшиков озвучивает от лица священника, - повиновение: «Лишь сжимая свою гордость и себялюбие можно избежать бесконечных толчков и царапин в отношениях с ближними» [12, с. 27]. Заключает Меньшиков свою «проповедь мужьям и женам» мыслью, которой делился еще с читателями «Недели», о том, что в счастливых браках дети счастливы, а в несчастных несчастны: «Только из счастливых браков, где царствует любовь и повиновение, выходит нравственное здоровое, доброе, честное, благородное потомство. Из несогласных супружеств выходят рано испорченные характеры» [12, с. 29].
В последние месяцы жизни Меньшиков в своем дневнике вновь возвращается к теме любви, невольно подводя итог своим многолетним рассуждениям. Он убеждал себя и наставлял потомков в том, что «для здорового и счастливого брака» достаточно одной симпатии. Влюбленность же мешает взвесить «важные члены общей формулы брака», такие как «хороший характер, доброту сердца, ум, вос-
питанность, здоровое сложение, хорошую наследственность и семейное положение». Меньшиков уподобляет влюбленность пьянству и наркомании, так как во всех трех случаях за «острое наслаждение» приходится расплачиваться «отравлением духа». Публицист дает весьма приземленный, но и в то же время не лишенный положительного пафоса совет своим детям: «Выбирайте себе пару для продолжения рода, а не для вас лично. Выбирайте осторожно, ибо это величайший по значению выбор из всех на свете» [9, с. 208].
Подводя итог работы, можно констатировать, что в вопросах семьи Меньшиков, несмотря на всеми признанную его изменчивость во взглядах, на протяжении всей своей жизни, начиная с момента неудачного гражданского брака, придерживался единых принципов, которые можно свести к следующим положениям.
- Брак - это единство двух, соединение не столько тел, сколько душ.
- Половая любовь - непригодная основа для прочного брака. Для этого есть особый вид любви - «супружеский».
- Вступая в брак, можно и нужно следовать расчету, но не материальному, а духовному.
- Вне благополучной семьи человек не может быть счастлив.
- Все проблемы брака отражаются на детях и их будущих семьях.
- Семья есть основной способ сосуществования человека с миром.
Рассуждения Меньшикова в чем-то наивны, в чем-то утопичны, но основные проблемы, поднятые им в своей публицистике и дневниках, не только не потеряли своей актуальности в настоящее время, но даже еще более обострились. Современная семья как социальный институт вынуждена существовать в поле меняющихся ценностей и постоянно доказывать свою значимость не только в общественном, но и в личностном плане. В этих условиях меньшиков-ский подход к семье как к онтологическому явлению в жизни человека приобретает особую значимость.
Библиографический список
1. Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков: переписка, дневники, воспоминания, статьи / Сост.
A. С. Мелкова. М.: Русский путь, 2005. 480 с.
2. Бычкова Е. «Вы интересный человек» // Мелихово. Альманах. Чехов: Мелихово, 2003. С. 90 - 110.
3. Котовская Е.И. Проблема семьи и брака в русском обществе конца XIX в. // Материалы круглого стола «Женский вопрос накануне XXI века», проходившего 27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений) URL: http://www.owl.ru/win/research/problsemi.htm [Дата обращения: 24.08.2012].
4. Мелкова А. С. Кто был прав: Толстой или Чехов? // Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков: переписка, дневники, воспоминания, статьи. Указ. изд. С. 413 - 425.
5. Мелкова А. С. Чехов и Меньшиков: история личных взаимоотношений и творческих взаимосвязей // Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков: переписка, дневники, воспоминания, статьи. Указ. изд. С. 19 - 46.
6. Меньшиков М.О. Думы о счастье // Меньшиков М. О. Великорусская идея / Сост., предисл., коммент.
B.Б. Трофимовой. В 2-х т. Т. 1. М.: Институт русской цивилизации, 2012. С. 271 - 424.
7. Меньшиков М.О. О любви // Меньшиков М. О. Великорусская идея Указ. изд. С. 424 - 622.
8. Меньшиков М.О. Великое детство // Критические очерки. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1899.
C. 388 - 399.
9. Меньшиков М.О. Дневник 1918 года // Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв. Выпуск IV. М.О. Меньшиков. Материалы к биографии. М.: Студия «ТРИТЭ», 1993.С. 11 - 222.
10. Орлов А. С. Религиозно-этические аспекты мировоззрения М. О. Меньшикова: истоки формирования и эволюция // Социально-гуманитарное знание: актуальные вопросы теории и практики: коллективная монография / [И. Е. Воронкова и др.]; [под общ. ред. И. Е. Воронковой]. Воронеж: ИПЦ «научная книга», 2011. С. 45 - 64.
11. Письма М. О. Меньшикова к О. А. Фрибес // Российский архив. Указ. изд. С. 252 - 261.
12. Филаткина Н. А. Меньшиков М.О. Проповеди отца Михаила // Московский архив. Вып. 4. М.: Издательство Главархива Москвы, 2006. С. 9 - 38.
13. Центральный Московский архив-музей личных собраний (ЦМАМЛС). Ф.202. Оп. 1. Д. 67.
A.S. ORLOV
"MANKIND'S SPIRITUAL EXPERIENCE IN MATRIMONY" AS INTERPRETED
BY M.O. MENSHIKOV
The article analyzes the views of the famous publicist of the late 19th - early 20th century M.O. Menshikov on family, its real and ideal aspects. The article contains the facts of Menshikov's own personal life, which affected his outlook. The author concludes that Menshikov's public writing and journals indicate that his attitudes to love and marriage during the most part of his life had been similar to those of L.N. Tolstoy.
Key words: M.O. Menshikov, family, marriage, love, tolstovstvo.