Научная статья на тему 'Нравственный аспект развития государственной гражданской службы в современных условиях в России'

Нравственный аспект развития государственной гражданской службы в современных условиях в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / MORALITY / ETHICS / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайбах А. А.

В статье проводится анализ основных направлений становления и развития государственной службы в РФ: правовой, теоретический, организационный, кадровый, нравственный аспект. Рассматривается процесс этизации государственной службы. Характеризуется организационное обеспечение соблюдения требований к служебному поведению, а также рассматриваются современные актуальные проблемы формирования должностной морали государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хайбах А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF STATE CIVIL SERVICE IN MODERN CONDITIONS IN RUSSIA

The article analyzes the main directions of the formation and development of public service in the Russian Federation: legal, theoretical, organizational, personnel, moral aspect. The process of ethization of public service is considered. It characterizes the organizational support of compliance with the requirements for official conduct, and also addresses current topical problems of the formation of official morals of civil servants.

Текст научной работы на тему «Нравственный аспект развития государственной гражданской службы в современных условиях в России»

УДК34

Хайбах А.А. ИГСУ РАНХиГС г. Москва E-mail автора: Anzor-Nashho@mail.ru

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ

Аннотация

В статье проводится анализ основных направлений становления и развития государственной службы в РФ: правовой, теоретический, организационный, кадровый, нравственный аспект. Рассматривается процесс этизации государственной службы. Характеризуется организационное обеспечение соблюдения требований к служебному поведению, а также рассматриваются современные актуальные проблемы формирования должностной морали государственных служащих.

Ключевые слова: мораль, нравственность, этика, государственная служба.

Khaibah Anzor Aslambekovich

IGSU RANEPA Moscow email: Anzor-Nashho@mail.ru

MORAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF STATE CIVIL SERVICE IN MODERN

CONDITIONS IN RUSSIA

Resume

The article analyzes the main directions of the formation and development of public service in the Russian Federation: legal, theoretical, organizational, personnel, moral aspect. The process of ethization of public service is considered. It characterizes the organizational support of compliance with the requirements for official conduct, and also addresses current topical problems of the formation of official morals of civil servants.

Key words: morality, morality, ethics, public service.

Актуальность исследования определяется тем, что необходимость соблюдения морально-нравственных норм государственными служащими является залогом становления в России правового, социального государства. Основная миссия государственной службы - служить своему обществу и государству честно, преданно, отдавая свои знания и опыт подготовке и реализации решений руководства страны, воплощение которых улучшит жизнь россиян, укрепит могущество страны, выдвинет её на новые передовые рубежи в экономической конкуренции с передовыми западными странами, повысит авторитет власти и будет способствовать борьбе с коррупцией. Кадровый корпус государственной службы должен быть сформирован не только высокопрофессиональными, но и высоконравственными специалистами, способными и готовыми честно и добросовестно служить обществу и государству и противодействовать коррупции, которая на данный момент является ключевой проблемой, тормозящей социально-экономическое развитие страны.

Целью данного исследования автор определил анализ нравственного аспекта деятельности государственных гражданских служащих, который тесно переплетается с такими аспектами функционирования государственной службы, как правовой, теоретический, организационный, кадровый.

Правовые основы формирования современной государственной службы заложены в ст.ст. 2, 3, 18 Конституции Российской Федерации[1]. Концептуальные основы развития государственной службы,

содержащиеся в Концепции реформирования системы государственной службы[2], получили правовое нормативное закрепление в Законе от 27.07.2004 № ФЗ- 79 «О государственной гражданской службе РФ»[3] и Указе Президента РФ от 12.08.2002 № 885[4] , которые определили содержание принципов служебного поведения государственных служащих и их правовой статус, создав фундамент нормативного регулирования этизации государственной гражданской службы.

Важной вехой в развитии правовых норм, регулирующих этические вопросы государственной гражданской службы, стал также Закон «О противодействии коррупции»[5]. К сожалению, для нашей страны проблема коррупции по-прежнему остается ключевой. В 2018 году Россия заняла 136-е место (всего исследованы 180 стран) в рейтинге стран по уровню коррупции, составленном на основе ежегодно рассчитываемого индекса восприятия коррупции в стране.

Коррупция в системе государственной службы оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие, препятствует реализации национальных проектов, способствует снижению доверия граждан к государственной власти.

В обеспечение выполнения требований Закона о государственной гражданской службе РФ был издан ряд Указов Президента РФ, в частности, «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»[6]; «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»[7], «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»[8]. Эти нормативные акты заложили основы организационного обеспечения соблюдения требований к служебному поведению. В частности, в них раскрываются организационные аспекты работы комиссий по соблюдению требований к служенному поведению и урегулированию конфликта интересов и подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Предпринимаемые правовые и организационные меры, к сожалению, не вполне эффективно помогают справляться с проблемой повышения морально-этического компонента в деятельности государственных служащих.

«Эффективность работы и характер взаимоотношений государственных органов с населением находятся в прямой зависимости от состояния нравственности государственных служащих»[9]. Поэтому для государственного служащего высокий уровень нравственной культуры является важнейшим условием его служебной деятельности.

Весь комплекс проблем формирования и развития нравственного аспекта государственной гражданской службы в современных условиях можно разделить на следующие направления:

- проблемы теоретического характера.

-проблемы правового характера

- организационного характера.

- проблемы кадрового характера.

Решение проблем теоретического характера следует начать с теоретических основ административной этики, формирования терминологического аппарата, разработки этических принципов служебного поведения и вытекающих из них норм и правил служебного поведения.

Результаты теоретических разработок следует использовать при разработке нормативных актов, регулирующих служебное поведение государственных служащих. В частности необходимо на законодательном уровне принять Кодекс служебной этики, предусмотрев правовое решение проблемы ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению. Основу этого документа должны составить международные и российские правовые акты и прежде всего Главный закон страны -Конституция Российской Федерации, а также общепризнанные нравственные нормы общественной морали»[10].

Государственный аппарат, вся его вертикаль - это сложная система власти, подразумевающая

различные уровни подчинения, доступа к информации, ответственности и полномочий. Для обеспечения слаженной и эффективной работы такого сложно структурированного организма требуются четкие правила поведения в рамках профессиональной служебной этики, обязательные для всех государственных служащих вне зависимости от чина, группы, класса и занимаемой должности.

Основная цель документа - это прежде всего формирование кадрового корпуса не только высокопрофессиональных, но и высоконравственных государственных служащих как важнейшее условие укрепления авторитета власти государства, обеспечения лояльного отношения граждан страны в представителям власти, создания позитивного имиджа государственных служащих, преодоления коррупции. Чиновник должен служить образцом поведения для простых граждан и своих подчиненных.

Полезно изучить документ и простым гражданам, это поможет правильно реагировать на действия чиновников в той или иной ситуации, согласуясь со сводом правил и ожидая от власть имущих поведения в строго определенных рамках.

На данный момент служебные отношения между государственными служащими в нашей стране регулируются «Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих»[11]. В этом документе сформулированы цели и задачи Кодекса, их обязательность для служащих любых должностей и уровень ответственности за нарушения положений документа. То, насколько госслужащие знают и соблюдают «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих», является одним из основных критериев качественной оценки их работы и поведения на службе[12]. Однако нормативного закрепления данный документ до сих пор не получил, а следовательно, эффективность его как регулятора этического поведения низка.

Третьим направлением повышения нравственной составляющей в системе государственной службы является повышение эффективности работы комиссий по соблюдению требований к служенному поведению и урегулированию конфликта интересов и подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В настоящее время комиссии фактически не в состоянии выполнять свою функцию ввиду того, что возглавляются они, как правило, руководителем государственного органа, не в интересах которого афишировать факты нарушений собственными сотрудниками морально-нравственных норм.

Комиссии должны стать независимым, постоянно действующим органом, обладающим широким кругом полномочий и правом самостоятельно оценивать и решать вопросы, связанные с несоблюдением требований к служебному поведению государственных служащих.

Еще одним направлением развития нравственного аспекта функционирования государственной гражданской службы должно стать этико-профессиональное развитие кадрового корпуса госслужащих как важнейшее условие формирования должностной морали кадрового корпуса госслужбы.

Подводя итог анализу проблемы, следует отметить, что в настоящее время, несмотря на сформированный комплекс правовых и организационных мер обеспечения нравственности государственных служащих, данные меры не приносят ожидаемых результатов. Преодоление недостатков в существующей системе обеспечения нравственности и противодействия коррупции в сфере гражданской службы должно решаться комплексно, начиная с разработки теоретических вопросов нравственности государственных служащих и заканчивая совершенствованием функционирования созданных и действующих в настоящее время организационных механизмов контроля уровня этичности госслужащих.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ от 12 дек. 1993г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Распоряжение Президента РФ от 15.08.2001 N 436-рп «О создании Комиссии по вопросам реформирования государственной службы Российской Федерации и межведомственной рабочей группы по подготовке проектов программы реформирования государственной службы Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе»// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=237148#045670720804184683

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"// Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 2002 г. N 33 ст. 3196

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции"// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228, в "Российской газете" от 30 декабря 2008 г. N 266

6. Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" (с изменениями и дополнениями)//Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть II) ст. 4477

7. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"// Собрание законодательства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 39 ст. 4588

8. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 27 ст. 3446

9. Шувалова Н.Н. Нравственность как императив успешного управления в кризисной ситуации // Право и управление XXI век. 2015, № 3(36), С. 50-55.

10.Соколов В.М. Модельный кодекс государственного служащего Российской Федерации // Менеджмент в государственных структурах. Альм. 2010. № 1.

11. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21)// Бюллетене "Официальные документы в образовании", декабрь 2011 г., N 36

12.Профессиональная этика гражданского служащего. Справочник в структурно-логических схемах / Под общ. ред. П.А. Бакланова. М.: Издание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2012. - 90 с.

©Хайбах А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.