Научная статья на тему 'Нравственные институции в финансовых воззрениях И. Я. Горлова и его общественной деятельности'

Нравственные институции в финансовых воззрениях И. Я. Горлова и его общественной деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
И.Я. ГОРЛОВ / ФИНАНСОВАЯ НАУКА / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аникеева А.А.

В статье отмечается, что научная деятельность известного российского экономиста XIX в. И.Я. Горлова отличается широким спектром направлений исследований. Использование им методов различных наук в раскрытии сущности финансов указывает на имеющиеся объективные предпосылки развития институциональных подходов. Ученый определял нравственные характеристики общества как фактор развития публичных финансов, анализировал законы государства и традиции народа, выявлял их взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные институции в финансовых воззрениях И. Я. Горлова и его общественной деятельности»

Страницы истории

Удк 336.01

нравственные институции в финансовых воззрениях и. Я. горлова и его общественной деятельности

А. А. АНИКЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: anikeeva_aa@vlpost.ru Волжский гуманитарный институт

В статье отмечается, что научная деятельность известного российского экономиста XIXв. И. Я. Горлова отличается широким спектром направлений исследований. Использование им методов различных наук в раскрытии сущности финансов указывает на имеющиеся объективные предпосылки развития институциональных подходов. Ученый определял нравственные характеристики общества как фактор развития публичных финансов, анализировал законы государства и традиции народа, выявлял их взаимодействие.

Ключевые слова: И. Я. Горлов, финансовая наука, история, государственные финансы.

Нравственность — это внутренние, духовные качества человека, которыми он руководствуется в своей деятельности. Нравственной институцией называют нравственную форму закрепления общественных отношений. Она проявляется в привычках, в нормах поведения, принципах, правилах, законах, имеющих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого и т. д. В разных формах проявления нравственные институции регулируют и регламентируют действия человека в обществе. Деятельность финансиста, если мы говорим о XIX в., — это деятельность, осуществляемая в сфере государственных интересов. Вовлеченный в нее человек не может отступить от своих привычек, правил поведения, нравственных институций. Встав на путь государственного, общественного служения, он руководствуется своими

этическими нормами. Они формируют его целевые приоритеты: патриотическое служение стране или протирание чиновничьего кресла, развитие государственного и общественного благосостояния или личное обогащение, укрепление государственности или собственный карьерный рост и т. д. Нравственные институции финансиста могут стать фактором государственного развития или фактором личного благополучия. Проблема нравственных институций в финансовой деятельности является одной из самых острых. Она была актуальной во все времена, в том числе в первой половине и середине XIX в., когда жил, создавал научные труды, обучал студентов в российских университетах русский финансист Иван Яковлевич Горлов.

Что может послужить источником информации для того, чтобы понять, каким был ученый, общественный деятель? Его дневники, архивы, переписка. Но документов, свидетельствующих о судьбе и научном творчестве И. Я. Горлова, практически не осталось. Вся его биография, изложенная в различных словарях и энциклопедиях, примерно одного содержания. В ее основе — труд В. В. Григорьева1 об истории Санкт-Петербургского университета [10]. В нем поэтапно раскрыто, как получал образование и занимался научной деятельностью

1Григорьев Василий Васильевич (1816—1881), российский ученый, журналист. Работал в Санкт-Петербургском университете и написал историю этого учебного заведения.

И. Я. Горлов. Вначале учеба в Рязанской гимназии, затем в Московском университете. Закончив его в 1833 г., Горлов продолжил обучение в Дерптском университете, защитил диссертацию, в 1838 г. получил степень доктора философии и был назначен экстраординарным профессором политической экономии и статистики в Казанский университет. Все это было для И. Я. Горлова лишь подготовкой к научной деятельности.

В Казанском университете он написал множество работ, провел ряд научных стажировок в разных регионах России, совершил поездку по заграничным университетам. В 1847 г. И. Я. Горлов перешел в Санкт-Петербургский университет. Его работы в научных изданиях стали появляться реже, а в начале 1860-х гг. он прекратил публиковать их вовсе. «В 1863 году, по выслуге 25-летнего срока,... получил титул «заслуженного». Вскоре после избрания почетным членом Петербургского университета (в 1863 г.) Иван Яковлевич вышел в отставку [9]. Он ушел из университета, когда ему было только шестьдесят лет, а в семьдесят шесть лет (1890 г.) умер. По мнению автора, его научная деятельность после Казанского университета стала гораздо менее интенсивной: ученый не успел воплотить в жизнь многие свои замыслы.

Большинство его сочинений были или по политической экономии или по статистике. Однако работа И. Я. Горлова «Теория финансов», впервые изданная в 1841 г., прославила его как финансиста. Во всех последующих статьях, сочинениях по разным научным направлениям он часто касался финансовой темы. Его единственное финансовое сочинение и несколько замечаний на финансовые темы в различных статьях убеждают в том, что в полной мере И. Я. Горлов как ученый не реализовался.

Его биографией отдельно не занимался ни один из историков отечественной науки. Есть лишь несколько малозначительных свидетельств, личных воспоминаний современников ученого. Но составить представление о том, каким Горлов был в быту, с кем он поддерживал дружеские отношения, каких нравственных норм придерживался, какими принципами руководствовался, достаточно трудно. Сведений об Иване Яковлевиче Горлове осталось крайне мало.

Поэтому особую ценность представляет книга «Теория финансов», написанная двадцатисемилетним автором. Изучая данную работу, можно представить, чем жил этот человек, что лежало в основе его финансовых воззрений, понять нравственные институции И. Я. Горлова.

В «Теории финансов» И. Я. Горлов излагает поочередно взгляды на государственные доходы, расходы, государственные долги и кредиты. В его сочинении представлены мнения множества известных западноевропейских ученых и государственных деятелей.

Если российский автор в XIX в. использовал в своих трудах западноевропейский материал, то его нередко причисляли к западникам: так называлось одно из направлений российской общественной мысли и литературы в 1840-1850-х гг. Это течение признавало «духовную солидарность России и Западной Европы, как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все человечество» [17]. Однако некоторые отечественные мыслители, в том числе философ и литератор В. С. Соловьев2, подозревали западников в нелояльности к российскому государству, в стремлении насытить российскую науку идеями немецких мыслителей [13, 16].

Используя в своем сочинении по большей части литературу западноевропейских авторов, публикации в зарубежных периодических изданиях, И. Я. Горлов рассматривал действия правительств европейских стран и на их примере показывал российской общественности, чем могут обернуться для нашей страны те или иные шаги, которые уже предпринял западный мир. То есть на основе зарубежного опыта он раскрывал негативные последствия западной политики и этим как бы предостерегал Россию. По мнению автора, уже в этом проявляется патриотический настрой Ивана Яковлевича.

Мнение И. Я. Горлова о государственных доходах от собственности на природные ресурсы (например леса) выражено следующим образом: «Вообще же утверждать, что правительство есть худой производитель, весьма несправедливо» [8]. Государственные чиновники, управляющие лесным хозяйством, нанимают работников, которые «не могут обходиться правительству дороже, чем частным людям» [8]. «Для людей предприимчивых. лесное хозяйство будет пренебрежено и станет производиться без всяких рациональных правил. Леса в руках частных людей подвергают большей опасности снабжение народа горючим и строительным материалом, ибо их выгодно вырубать... Вред, который может получить государство, где истреблены леса, через исключительное предоставление их в частную собственность, касается важнейших экономических интересов» [8].

2Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900), российский философ, поэт, публицист.

В этих высказываниях И. Я. Горлова увязаны проблема роста государственных доходов и экологическая проблема. Но не только такая взаимосвязь государственных финансов и экологии выявляется ученым при обсуждении государственной собственности на лесные богатства. Он рассуждает о значении других природных ресурсов, в том числе рудных запасов [8]. Несмотря на то, что частное предпринимательство доходнее, государство бережнее относится к природным богатствам, что и предопределяет, по мнению Ивана Яковлевича, предпочтительность государственной собственности на природные ресурсы для общества. В конечном счете природная, а не денежная или финансовая среда является обиталищем человечества. Все эти мысли ученого помогают понять, что нравственный принцип он ставил над финансовым при рассмотрении сущности государственных доходов от природных богатств.

Особое значение И. Я. Горлов придавал тому, как влияет природа, в том числе лес, на погоду, климат, экологию. Главное, считал он, чтобы общество задумывалось над этой проблемой. По мнению Ивана Яковлевича, необходимо, начиная со школьной скамьи, воспитывать и образовывать молодых людей, внушая им принципы и подходы будущих хозяев природных богатств. В частности, он предлагал бороться с кражей леса не только с помощью репрессивных мер. Ведь наказания за кражу нередко не достигают цели, воровать не перестают: «...бедность и нужда покоряют часто честность» [8]. Поэтому государство должно думать о доступных ценах на древесное топливо, но его главной заботой все-таки является привитие народу с детства «нравственного элемента» [8]. Нравственное отношение к государственной собственности, воспитанное с детства, уважение к соблюдению государственных законов — это те рекомендации, которые И. Я. Горлов предлагал российскому обществу, анализируя лучшие образцы западноевропейской научной мысли и практики.

Государственный финансовый механизм должен не только воспитывать, делать более нравственным общество, но предусмотреть меры, которые не позволят этой нравственности упасть. Такая мысль заложена И. Я. Горловым в той части труда «Теории финансов», в которой он исследует лотерейную регалию. Если государство отдает право на организацию и проведение лотерейных розыгрышей частным лицам, то государственная казна получит налог в форме лотерейной регалии. «Лотерейная регалия есть самый невыгодный и безнравственный налог. Но если она по финансовым видам должна существовать, то пусть уже остается в руках прави-

тельства, а не частных предпринимателей» [8]. Положительным фактором государственных лотерей служит то, что тягость других налогов может быть уменьшена. Но этот «плюс» не оправдывает того гибельного воздействия лотереи на народ: «Оно удерживает от сбережения капиталов, заменяет постоянное прилежание страстью к игре, занимает в особенности бедный класс работников, повергает в нищету множество несчастных семейств, которых отцы проигрывают последнюю копейку, и распространяет чрез то порок. Сколько людей разорилось от пагубной страсти к игре, сколько самоубийств оно причинило» [8]. Современность и своевременность этих высказываний И. Я. Горлова, прозвучавших сто семьдесят лет назад, не вызывают сомнения. Но его предложение заключалось в полном отказе от лотерейного, игрового вида деятельности. Однако понимая, что это вряд ли возможно, ученый считал, что ее необходимо поставить в рамки государственного предпринимательства. Не о государственном контроле за частным игорным бизнесом писал И. Я. Горлов, а о его полном запрете, потому что «доход предпринимателей состоит в том, что они назначают выигрыши менее, чем сколько б следовало по законам вероятности» [8].

К призыву пойти на государственный отказ от частного игрового предпринимательства И. Я. Горлов добавляет свои рассуждения о взаимообусловленности игры на деньги и нравственности народа, приводит статистику игрового бизнеса в западноевропейском обществе и приходит к выводу: в тех регионах, где «господствует игра. распространена безнравственность» [8]. Иван Яковлевич был уверен в возможности государства взять в свои руки игорный бизнес. Это помогло бы улучшить финансовое состояние государства. Но И. Я. Горлов указывал на корреляцию этого улучшения с ростом порочности и падения нравственности общества. Поэтому он полностью возложил на государство ответственность за взращивание порочности своего народа при организации игорного бизнеса.

Проблема нравственности общества и отдельной личности затронута И. Я. Горловым в той части его финансового сочинения, где он исследует налоги. Отметим, что еще до выхода в свет сочинения «Теория финансов» в российском обществе существовали разные взгляды на налог с нравственной точки зрения. Одно из мнений по этому поводу было высказано Н. И. Тургеневым3 в изданном им в

3Тургенев Николай Иванович (1789—1871), российский эко-

номист, автор «Опыт теории налогов» (1818), государственный деятель.

1818 г. труде «Опыт теории налогов». Он утверждал: «... каждый налог есть зло» [18]. Противоположной точки зрения придерживался К. И. Арсеньев4. Для него налог — не зло, а критерий просвещенности общества и существования в государстве политических и гражданских свобод: «подати большие на народ свободный» [3]. При этом ученый уточнял: «.всякий налог, всякая подать есть в существе своем тягость, налагаемая на народ, и не охотно несомая» [3]. Взгляды К. И. Арсеньева по поводу налогов сводились к тому, что уплата налога — это проявление христианского долга, общественной и гражданской состоятельности народа.

Работа К. И. Арсеньева, в которой он высказал свою точку зрения, является статистическим исследованием Российского государства. По своему содержанию — это финансовое сочинение. Взгляды на налог Арсеньева и Горлова во многом совпадают. Однако Иван Яковлевич — финансист, автор финансового сочинения. Поэтому он более ответственен, чем К. И. Арсеньев в финансовом обосновании нравственных институций в налогообложении.

Горлов воспринимал уплату налога как личную гражданскую обязанность каждого, в том числе и свою: «Как подданные имеют обязанность платить налоги для государственного управления; так высочайшая власть имеет право их требовать. Из сих обязанности и права, служащих друг другу основанием, развиваются существенные качества налога, а именно: 1) общность, 2) равность... Франклин сказал: умирать и платить подати должен каждый» [8]. Это мнение И. Я. Горлова по поводу уплаты налога можно выразить коротко: неприятно, но надо. Многим близка и понятна такая точка зрения. Однако И. Я. Горлов — финансист. А это значит, что в его задачу входил поиск оптимальных путей налогообложения — менее обременительных для граждан и более доходных для государственного бюджета.

Лучшим налогом он считал тот, который уплачивается с чистого дохода. Производство должно каждый раз иметь возможность возобновиться. «Чистый доход есть величина, остающаяся уже после этого возобновления; ею можно располагать, не уменьшая способов финансовых сил. Нравственное влияние, происходящее от обложения и уменьшения капиталов, еще важнее экономичес-

4Арсеньев Константин Иванович (1789—1865), русский статистик, историк, географ, финансист, профессор Санкт-Петербургского университета, академик Петербургской Академии Наук (1841), государственный деятель.

кого» [8]. Очевидно, что как ученый И. Я. Горлов считает наиболее нравственным уплачивать налоги с чистого дохода, не затрагивая производственный капитал. Принцип нравственности для него становится предпочтительнее принципа экономичности в налогообложении. Таким образом, на нравственных принципах Иван Яковлевич строил свою модель налогообложения, на основе нравственности он решал проблему обязанности уплаты налогов.

Когда российский ученый обнародовал свое решение налоговой проблемы, ему было двадцать семь лет. Спустя несколько лет немецкий экономист выдвинул иное предложение: отказаться от уплаты налогов вообще. Это был К. Маркс5. Вместе с Ф. Энгельсом6 он в 1848 г. написал программу «Манифест Коммунистической партии». Они в 1848—1849 гг. издавали в Кельне «Новую Рейнскую газету». Во всей Европе в это время происходили революционные события, и К. Маркс был активным их участником. В ноябре 1848 г. «... перед судом присяжных в Кельне предстал и Карл Маркс, обвиняемый в призыве к вооруженному восстанию и к неплатежу податей» [12].

Современники К. Маркс и И. Я. Горлов оба были молоды и публиковали сочинения на общественные темы. Но один призывал народ к отказу платить налоги, а другой в своих сочинениях доказывал необходимость их уплаты на нравственных принципах. Сравнение взглядов на налоги этих экономистов, по мнению автора, раскрывает нравственность И. Я. Горлова как человека и как ученого. Ему также не нравилось платить налоги, но он тратил силы на поиск путей снижения налогового бремени, оставаясь законопослушным гражданином.

Для И. Я. Горлова налог является нравственной финансовой формой, потому что он содержит в себе нравственный элемент. Он неоднократно заострял внимание на этом в сочинении «Теория финансов». Например, при обсуждении налогов с потребления. Если бы одинаково облагались «.все предметы, доставляющие какое-нибудь удовольствие и потребляемые. тогда следовало бы обложить пороки и добродетели — страсть к игре, любовь к просвещению (игорные дома, училища). Такой налог был бы совершенно лишен нравственного элемента. Он поощрял бы в первом случае безнравственность,...стеснял бы в последнем рас-

5Маркс Карл-Генрих (1818 — 1883), немецкий социолог, экономист и политический деятель.

6 Энгельс Фридрих (1820 — 1895), немецкий социалист и политэконом.

пространение нравственности и просвещения» [8]. Возможно только финансист-теоретик, не обремененный государственными чинами, да еще такой молодой мог позволить себе так много рассуждать о нравственности как элементе налогов.

Он рассматривал не только нравственность народа, но и нравственность государства, которое должно заботиться, говоря современным языком, о качестве жизни и о повышении своей социальной роли.

Напомним, что «.социология, и как слово, и как понятие, и как наука, возникли лишь в середине XIX в.» [2]. Поэтому о социальной роли государства не могло быть и речи в сочинении И. Я. Горлова. И не только по терминологическим понятиям, но и по основным финансовым задачам, которые исполняло государство: собрать средства на военные цели, содержание государственного управления и Двора, по необходимости поддерживать становящуюся на ноги промышленность. Но о расходовании государственных средств на нужды населения или уменьшении государственных поборов с населения, или иных государственных возможностях повысить уровень материального состояния всего народа, т. е. о том, чтобы социальную поддержку населения сделать одним из видов государственной политики речь тогда не шла. Конечно, нельзя утверждать, что И. Я. Горлов был автором идеи развития социальной функции государства. Но в своей финансовой работе он предлагал мероприятия, которые в настоящее время составляют социальную функцию государства. И эти мероприятия, как и социальная политика государства, являются признаком его нравственности. Государственные законы, обеспечивающие качество жизни, заботу о бедных, погорельцах, бездомных, больных и т. д., являются государственными нравственными институциями. Они служат социальной функции государства.

Горлов неоднократно в своем финансовом сочинении подчеркивал это. В качестве иллюстрации он использовал реализацию государственных социальных программ в ценообразовании на соль. Всем известно, что соль — признанный, необходимый продукт питания. Она важна в животноводстве и промышленности. Поэтому И. Я. Горлов считал необходимым установить жесткий государственный контроль за уровнем потребительских цен на соль: «.казна не должна никогда пользоваться своим положением, чтоб поднимать искусственными способами плату и стеснять бедных потребителей» [8]. По мнению Ивана

Яковлевича, нравственность государства должна проявляться в реализации социальной функции — обеспечении солью населения. С другой стороны, добыча соли является высокорентабельным производством. Для того, чтобы не допустить получение сверхприбыли частными предпринимателями, он одобрял механизм государственной закупки у частных добытчиков соли по цене издержек и так, чтобы оставался «необходимый барыш» [8]. Такой механизм государственной закупки у частных добытчиков углеводородного природного богатства существует во многих современных государствах, финансовое состояние которых служит процветанию всего общества.

Сострадание бедным со стороны государства должно быть воплощено в конкретных, законами установленными действиях. На основе нравственных государственных институций, заложенных в налоговый механизм, по мнению И. Я. Горлова, необходимо направить усилия на снижение налогового бремени, что и обеспечит материальную поддержку бедных слоев населения: «.бедные вдовы, сироты, старики без всякого призрения, владеющие маленьким капиталом, конечно имеют право на освобождение от оных, или по крайней мере на некоторое облегчение» [8].

Тема нравственности государства, общества и человека звучит не только в разделе о государственных доходах. Она неоднократно поднимается во всех частях финансового сочинения И. Я. Горлова. Если он говорит об обязанности граждан платить налоги, то на обязанность правительства указывает в связи с расходованием государственных средств: в обязанность правительства входит бережливость, учитывая то, что «.мелкие расчеты и выгоды должны падать пред великими народными интересами. Все, что мы разумеем под началом бережливости, есть избежание ненужных, бесполезных издержек, роскоши, расточительности» [8]. И. Я. Горлов рассуждает о ненужных и бесполезных издержках, что обусловливает необходимость обратиться к проблеме самых необходимых государственных расходов.

Однако раздел своего сочинения «Общие издержки» Иван Яковлевич начинает с рассмотрения положения чиновников, получающих казенное жалованье. «Самое жалованье едва ли придется когда-нибудь убавлять. Оно ни в каком случае не должно быть недостаточно; иначе появится подкупность в судах, которая изгонит оттуда правду и потрясет нравственность самого народа, уничтожив в нем уважение к закону и поселив недоверие и презрение

к человеку» [8]. Жалованья чиновнику должно хватать на его необходимые потребности, повышение квалификации, соответствовать его званию и чину. «Чиновник, прослуживший весь свой век честно, но получавший достаточное только для содержания жалованье, не в состоянии делать сбережений. Отставка повергнет в бедность его, верного слугу отечества, которому он посвятил всю жизнь. При том увольнение от должности, отрешение, есть наказание. За что же наказывать честного, исправного чиновника.» [8]. Иван Яковлевич считает необходимым, чтобы государство взяло на себя обеспечение достойной жизни своих чиновников, ушедших в отставку. Таким образом, самым первым обсуждаемым И. Я. Горловым видом государственных расходов является жалованье чиновников. Он видит проблему, не потерявшую актуальности до сих пор: сколько платить чиновникам, чтобы они не брали взяток, как их необходимо обеспечивать после ухода со службы.

Это первый вопрос, рассмотренный И. Я. Горловым в череде других проблем, связанных с государственными расходами. И финансовое решение его видится нравственное. О большинстве видов государственных расходов Иван Яковлевич излагает несколько мнений, цитируя известных западноевропейских ученых, государственных и общественных деятелей. Мнения эти зачастую противоречивые и имеют противоположные рекомендации. Выбор того или иного решения — за автором, который стремится принять его на основе нравственных принципов, нравственных институций, которые диктует ему собственная совесть.

Нравственные убеждения И. Я. Горлова проявляются практически во всех частях его научного трактата. Возьмем раздел «О государственном кредите». Сам автор отмечает: «Здесь мы встречаемся с двумя противоположными системами, из которых одна совершенно отвергает государственный кредит, другая ищет в нем спасения» [8]. Тема государственного кредита, по представлению Ивана Яковлевича, имеет сложное содержание. Он затрагивает государственные проблемы не только в кредитных отношениях, но исследует государственные долговые отношения, долговые ценные бумаги, биржевые операции, в том числе спекуляции. И. Я. Горлов предупреждает сторонников государственных кредитов, что их действия ведут к серьезным последствиям — «сделать вечными государственные долги» [8]. Раздел о государственном кредите, как и все финансовое сочинение в целом, — это исследование различных финансовых форм,

обсуждение зачастую противоречивых мнений известных западноевропейских финансистов — ученых и практиков. И оценка представленных воззрений происходит посредством нравственных институций И. Я. Горлова.

Если кратко охарактеризовать «Теорию финансов» , то затруднение вызывает лишь, к какому виду отнести этом сочинение: нравственно-финансовое или финансово-нравственное. Предметом его являются финансы, способ решения их проблем — нравственность. На примере финансовых действий зарубежных правительств, повлекших к ухудшению финансового состояния стран, предостерегаются от подобных действий российские финансисты. Иван Яковлевич писал о финансах. Однако речь в сочинении «Теория финансов» заходит и о бережном отношении государства, народа к природным богатствам, о предупреждении взяточничества чиновников и воровства населения, о нравственных принципах налогообложения, об ответственности государства за благосостояние своего народа.

В своей книге Иван Яковлевич воплотил, по сути, свои заветные мечты: стать финансистом и быть честным, в том числе в своей профессии. Говорить не только то, что прочитал, а то чему был свидетелем в реальном деле. Об этом он грезил еще со студенческой поры в Московском университете. Там И. Я. Горлов познакомился с М. П. Погодиным7, который с 1826 г. начал читать всеобщую историю для студентов первого курса Московского университета. Профессорская деятельность М. П. Погодина продолжалась до 1844 г. М. П. Погодина связывала многолетняя дружба с Н. В. Гоголем и с лидером славянофильства К. С. Аксаковым8 [1]. Теплые отношения между И. Я. Горловым и М. П. Погодиным сохранялись долгие годы. Возможно именно многолетнее общение стало причиной обостренной любви И. Я. Горлова к своему Отечеству и желания послужить народу на финансовом поприще.

Еще до написания своего главного труда в 1837 г. И. Я. Горлов обращается в письме к М. П. Погодину с просьбой походатайствовать о его заграничной командировке. Причина, которую указывает Иван Яковлевич, имеет значение для состоятельности финансиста: ознакомление с зарубежными

7Погодин Михаил Петрович (1800—1875), российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журналы «Московский вестник», «Московитянин». Сторонник

8Аксаков Константин Сергеевич (1817 — 1860), русский публицист, историк, лингвист и поэт. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии.

финансовыми системами и финансовой деятельностью, дающее возможности приобретать и совершенствовать практические навыки. «Для меня теперь совершенно понятно, что для того, чтобы иметь живое ведение, проникнутое совершенно наукою, не достаточны мертвые буквы книги или пустые аудитории, но земля, полная экономического движения и жизни и среди которой наблюдатель все питательные органы государствам и их управления. Точно так, как лекарь не довольствуется одними книгами и лекциями, но изучает Медицину в жизни, при постели больного» [4]. Так Горлов излагал Погодину свое отношение к науке. Спустя десятилетия М. Н. Погодин написал: «...достопочтенный И. Я. Горлов, со славою занимал кафедру Политической Экономии в Казанском и С.-Петербургском университетах» [4].

Горлов преподавал в высших учебных заведениях политическую экономию и статистику, но не финансы. То есть его желание стать финансистом и в науке, и в реальной деятельности не сбылось. Но финансовая тема звучала в его нефинансовых сочинениях. В 1849 г. И. Я. Горлов, будучи профессором Санкт-Петербургского университета, издал труд «Обозрение экономической статистики России». В предисловии к этой работе он объяснил причину ее появления. Ученый преподавал экономическую статистику «.в камеральном факультете,.. .и потому предпринял соединить, обработать материалы и принести их в известный порядок» [7]. Так, для студентов, готовящихся стать государственными чиновниками, финансистами, И. Я. Горлов написал работу, в которой содержится финансовая статистика России, камеральная статистика государственных имуществ [7].

При ознакомлении с этой статистической работой И. Я. Горлова становится очевидным, как велик был его нереализованный потенциал как финансового исследователя. Хотя он и не стал финансистом в полном смысле этого слова, но приблизился к преподаванию финансовой науки посредством того, что стал читать статистику, наполненную финансовой информацией, будущим камералистам, финансовым чиновникам. Между изданием книги «Теория финансов» и опубликованием труда «Обозрение экономической статистики России» прошло около десяти лет. Стиль изложения ученого изменился. В сочинении «Обозрение экономической статистики России» уже мало слышится тот чистый нравственный голос И. Я. Горлова, которым отличается его первый финансовый труд.

Однако тема нравственности в финансовых отношениях всегда была важна для И. Я. Горлова. Она прозвучала и в изданных томах «Начала политической экономии». Это отмечали исследователи данного сочинения. Так, в критической статье, опубликованной в 1860 г. в журнале «Библиотека для Чтения», автор, анализируя первый том политэ-кономического сочинения И. Я. Горлова, выделил несколько нравственных аспектов.

Во-первых, нравственные аспекты затрагивались в той части издания, где речь идет о детском труде, в результате которого ребенок приносит в семью доход, и необходимости обязательного детского образования, которое закреплено в конституциях некоторых стран. Это и проблема государственных расходов, т. е. финансовая, и проблема нравственная, касающаяся детского образования и воспитания. И. Я. Горлов, по мнению критика, рассуждает о том, должно ли и каким образом содействовать государство семье, если ребенок из этой семьи учится, а значит, теряет заработок, и семья теряет доход [14].

Во-вторых, в политэкономическом труде пятая глава «.посвящена учению о влиянии нравственных и общественных условий на производство» [14]. Критик не считает сочинение И. Я. Горлова только учебником по политической экономии. На его взгляд, ученый «.следовал строго в изучении своего предмета историко-статистическому методу, вследствие чего и множество числовых данных не остались только безжизненной формой» [14].

Таким образом, выделив несколько моментов финансово-нравственного содержания первого тома сочинения, критик высказал свое одобрение и готовность с удовольствием встретить второй том. И. Я. Горлов нашел последователей и среди политэкономов, которые посвящали ему свои сочинения [5, 6].

Однако данный труд И. Я. Горлова вызвал не только положительную реакцию. Как отметили советские ученые, Н. Г. Чернышевский «.подверг его воззрения сокрушительной,.уничтожающей критике» [11]. Речь идет о критической статье Н. Г. Чернышевского «Капитал и труд» [19], изданной в 1860 г., и вышедшей следом другой его публикации, в которой он также обрушился на политэкономические взгляды И. Я. Горлова, хотя посвятил ее анализу и осуждению крепостного и рабского труда [21].

Чернышевский являлся современником Горлова, но он был почти на пятнадцать лет моложе Ивана Яковлевича. Н. Г. Чернышевский гораздо позже начал свою творческую деятельность, но быстро

завоевывал интерес российской общественности. Своей критикой Н. Г. Чернышевский, по сути, объявил несостоятельными идеи уже состоявшегося ученого. Возможно это стало причиной того, что И. Я. Горлов практически перестал издавать свои научные труды.

Разбирать обоснованность замечаний Н. Г. Чернышевского в настоящее время вряд ли целесообразно. По мнению автора, важным является другое — проявленное неуважение к сочинителю. Нравственные понятия И. Я. Горлова были чужды Н. Г. Чернышевскому. У него были иные нравственные устои, которые он подробно изложил в работе «Антропологический принцип в философии.» и других публикациях [20, 21]. Главной отличающей от животных характеристикой человека, по убеждению Чернышевского, был эгоизм: «.только всмотреться попристальнее в поступок или чувство, представляющиеся бескорыстными, и мы увидим, что в основе них лежит. чувство, называемое эгоизмом» [20]. Он был уверен, что героизм и предательство, честность и обман, т. е. все проявления нравственности — не что иное как проявление эгоизма человека, оказавшегося в тех или иных условиях: «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника» [20]. Для Н. Г. Чернышевского эгоизм являлся самой человечной характеристикой. В его сочинении рассмотрено множество разных примеров с историческими личностями и современниками автора и труды тех, кто прославлял доброе в человеке. По мнению Н. Г. Чернышевского, «.все труды этого рутинного большинства оказываются теперь таким же хламом, каким оказались труды Эмина и Елагина по русской истории, Чулкова по собиранию народных песен, или в наше время труды гг. Погодина и Шевырева.» [20]. Воззрения большинства авторов, близких И. Я. Горлову по духу, были им осуждены. Нравственные критерии И. Я. Горлова, его рассуждения о нравственности государства, общества, человека оказались чужды Н. Г. Чернышевскому. Поэтому в критических замечаниях Чернышевского оскорблению подверглись нравственные убеждения И. Я. Горлова и тех, кто их придерживался. Это было началом новой нравственной эпохи российского общества.

В Санкт-Петербургском университете 20.12.1861 лекции по причине бунта студенчества были прекращены. Предложено было создать воль-

ный университет, у руля которого стали студенты. Среди профессоров, изъявивших желание читать лекции по своим предметам, были И. Я. Горлов и

H. И. Костомаров9. Но 15.05.1862 на собрании профессоров «.произошла сцена. Костомаров подал в отставку и.получен уже приказ о его увольнении. Некоторые из профессоров захотели сделать ему овацию. Поднялся Горлов и начал упрашивать его остаться в университете. Костомаров встал и как-то несвязно заговорил о своем расстроенном здоровье, потом перешел в откровенности. «Я, — сказал он, — получил более двадцати ругательных писем от студентов; мне угрожают побить меня, если я останусь в университете.» [15].

Стоит ли обсуждать эти строки из дневника А. В. Никитенко, ушедшего с того заседания профессоров с чувством жалости и стыда. Не сомневаемся, что не легче было и И. Я. Горлову, уже получившему приговор своему научному творчеству от представителей нового времени в лице Н. Г. Чернышевского. Со своими взглядами он оказался не нужным новому поколению студентов, журналистов и другим слоям образованного российского общества.

Для ученого осталось только преподавание. В 1874 г. он ушел в отставку. Горлов не писал больше научных сочинений, потому что не мог обойти тему нравственности, которая была неотъемлемой частью его экономических и финансовых воззрений. Он верил, что государство, общество и каждый человек должны руководствоваться нравственными принципами: государство обязано беречь народ, природу, общество — быть законопослушным, в том числе в налоговых своих обязательствах, а каждый человек в своих делах — предпринимательстве, финансовой и хозяйственной деятельности — руководствоваться библейским правилом: лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдой.

Список литературы

I. Аникеева А А Роль Н. В. Гоголя в отечественной финансовой мысли // Финансы и кредит. 2009. № 18.

2. Аникеева А. А. Роль Ф. Нитти в финансовой науке // Финансы и кредит. 2008. № 35.

3. Арсеньев К. Начертание статистики Российского государства, составленное Главного Педагогического Института Адъюнкт-Профессором

9Костомаров Николай Иванович (1817—1885), российский историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Автор трудов по социально-политической и экономической истории России и Украины.

Константином Арсеньевым. Ч. II: О состоянии правительства. СПб.: тип. Имп. Воспитательного Дома. 1819. 288 с.

4. БарсуковН. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича. 1892. 520 с.

5. Братчиков [А. Б. ]. Земледельческое богатство России и результаты его в статистическом, политико-экономическом и сельскохозяйственном отношениях (Посвящено автору «Хозяйственной статистики» Горлову) // Библиотека для чтения. 1852. Т. 112. № 3-4.

6. Братчиков [А. Б. ]. Земледельческое богатство России и результаты его в статистическом, политико-экономическом и сельскохозяйственном отношениях (Посвящено автору «Хозяйственной статистики», Горлову) // Библиотека для чтения. 1852. Т. 113. № 5-6.

7. Горлов И. Обозрение экономической статистики России. СПб.: тип. Императорской Академии Наук. 1849. 362 с.

8. Горлов И. Теория финансов. Казань: Университетская тип. 1841. 339 с.

9. Горлов И. Я. Некролог // Исторический Вестник. 1890. Т. 42. № 10-12.

10. Григорьев В. В. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Историческая записка. СПб.: тип. В. Безобразова. 1870.

11. История русской экономической мысли. Т. 1. Эпоха феодализма. Ч. 2: 1800-1861 гг. / под ред. А. И. Пашкова. М.: Соцэкгиз. 1958. 871 с.

12. Карл Маркс перед судом присяжных в Кельне. Деловая библиотека товарищества Знания // Русская мысль. 1906. № 8.

13. Ковалев В. В. Эволюция финансовой науки в Санкт-Петербургском университете. Очерки по истории финансовой науки: Санкт-Петербургский университет / под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект. 2009.

14. Наумов А М. Начала политической экономии // Библиотека для чтения. 1860. Т. 160. № 7-8.

15. НикитенкоА В. Записки и дневник (1826-1877). Т. 3. СПб.: тип. А. С. Суворина. 1893. 498 с.

16. Пушкарева В. М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М.: Финансы и статистика. 2003. 272 с.

17. Соловьев В. Западники, западничество. Энциклопедический словарь. Т. XII (23) / под ред. К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (СПб.). 1894.

18. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. У истоков финансового права / под ред. А. Н. Козырина. М.: Статут. 1998.

19. Чернышевский Н. Г. Капитал и труд // Современник. 1860. № 1.

20. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Современник. 1860. Т. 80. № 3-6.

21. Чернышевский Н. Г., Обручев В. А. Леность грубого простонародья // Современник. 1860. Т. 79. № 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.