OOm
^ ^ го
d 1=
cc cc О
го X ^
vo О
о Ь
11. Цынцарь А.Л. Особенности преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2. С. 148-153.
12. Цынцарь А.Л. Формирование самосознания подростков из дистантных семей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 28-36.
М.В. Ферапонтова
Нравственность как критерий поступков детей «цифрового поколения»
В статье обсуждается проблема нравственности как критерия поступков детей «цифрового поколения», родившихся в начале 2000-х гг. в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: цифровое поколение, поступок, мораль, нравственность, воспитание.
В теории контекстного образования А.А. Вербицкого как одном из направлений реализации деятельностного подхода к усвоению социального опыта единицей деятельности обучающегося является не предметное действие, как принято считать сторонниками этого подхода, а поступок [3]. Категория поступка содержит следующие значения: нравственная «клеточка» поведения; действие, предполагающее социальную, нравственную и личностную ответственность; акт целостной модификации личности; личностная форма поведения на основе самосознания; творческий акт выбора целей и средств.
В психологических исследованиях есть разные толкования поступка: как действие, соотнесенное с ценностями и идеалами, требующее морального выбора (Б.С. Братусь) [2]; как такое действие, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим
людям, к обществу, к нормам общественной морали (С.Л. Рубинштейн) к [7]; как действие, направленное на сознательную реализацию | о нравственных императивов, достижение идеалов, творческое воплощение | § моральных ценностей (С.Г. Якобсон) [10]; как сознательное действие, с ^ оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к миру в целом; поступок может быть проявлен действием или бездействием, занятой позицией, различными способами выражения своего отношения к событиям и людям [6]; как ценностное действие, направленное на другого человека или других людей, предполагающее их морально-нравственную оценку, тот или иной отклик и в зависимости от этого - коррекцию совершенного действия [3].
Другими словами, по своей форме поступок - это тоже действие, но действие особого свойства - социально обусловленное и морально нормированное, предполагающее оценку другими людьми (обществом, государством) с позиции требований морали и нравственности и определенные санкции, если оценка отрицательна: от простого неодобрения до уголовного преследования, если человек преступил закон (А.А. Вербицкий [3], И.А. Тиханкина [9]). Во всех этих определениях выражена мысль, что важнейшим компонентом поступка является компонент морали и нравственности как субъективной морали, сформированной в каждом индивиде в процессе его социализации.
Моральные суждения развивающей личности, пока они не превратились в личные убеждения, могут не пересекаться с ее поступками, человек судит себя и других по разным основаниям. Но формирование морального сознания нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, реальной деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного облика личности. Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от ее психологической готовности к тому или иному действию или поступку.
Актуальность исследования феномена поступка как предмета научного исследования обусловлена несколькими причинами: недостаточной его теоретической разработанностью, необходимостью объяснения причин поступков людей в различных видах поведения, возрастанием роли поступка как одного из факторов, влияющих на социальную и духовную жизнь людей. Существование каждого члена общества зависит от поступков многих других людей.
Базовые моральные основания личности выполняют важные функции: а) ориентировочная функция проявляется в выборе нравственного идеала,
х к который выступает как цель и как образец жизнедеятельности личности; б) присвоенные моральные ценности выполняют функции движущих §§1° сил воспитания и развития личности, что связано с удовлетворением к § о ценностных потребностей; в) прогностическая функция моральных £ ценностей состоит в определении путей и выборе средств достижения нравственного идеала.
Таким образом, актуальность осмысления категории поступка представляет интерес для психологии как с точки зрения ее осмысления, так и роли и значимости в аспекте становления личности. При этом нравственность мы рассматриваем как один из критериев поступка человека, как один из факторов, ее демонстрирующих.
Поведение человека зависит от условий жизни и воспитания с момента рождения и до 12-15 лет. По мнению Н. Хоува и В. Штрауса, в этот период жизни ребенок усваивает основные ценности своего поколения, которые носят глубинный, подсознательный характер, неявно выражены по форме, в том числе для него самого, но оказывают большое влияние на жизнь, деятельность и поведение, обусловливают формирование личности [11].
Поколение - это общность родившихся в определенный исторический период людей, которые являются носителями схожих ценностей, сформированных под влиянием действующих на представителей этого поколения общих факторов и событий: социальных, культурных, экономических, политических, достижений технического прогресса.
Широкое распространение цифровых технологий в социокультурной, профессиональной и учебной деятельности привело к появлению так называемого «цифрового поколения» или «поколения 2». Это нынешние дети в возрасте примерно от 0 до 15 лет, родившиеся в самом конце 1990-х - начале 2000-х гг. Основным фактором успешной социализации является для них освоение цифровой реальности.
Исследователи, да и простые наблюдатели за поведением таких детей отмечают, что наряду с очевидными положительными факторами, негативными последствиями этого процесса являются цифровая зависимость, снижение интереса к обучению, «клиповое мышление», потеря взаимопонимания и взаимоуважения между поколениями и т.п.
Цифровое поколение отличается, с одной стороны, рассеянностью внимания, а с другой - гиперактивностью. Все больше детей страдают расстройствами внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией [1; 4; 8].
Изучение отношения детей «цифрового поколения» к тем или иным поступкам может раскрыть их нравственные представления, отношение
л
к тем качествам личности человека, которые проявились в поступке, и к к тем мотивам, намерениям, нравственным нормам, по которым действовал | о человек, совершая данный поступок. Следовательно, изучение оценки | § подростками поступков должно позволить глубже проникнуть в сферу с ^ переживаний и отношений подростка и тем самым углубить наши знания о особенностях детей «поколения 2».
В нашем исследовании приняли участие 300 учеников школ № 1955, № 518, № 1900 г. Москвы, в возрасте от 11 до 15 лет. В процессе исследования использовалась методика оценки уровня развития морального сознания (дилемма Л. Колберга, дилемма Хайнца) и экспресс-методика оценки отношения к соблюдению нравственных норм (А.Б. Купрейченко) в модификации М.В. Ферапонтовой и В.В. Ермолаева.
В результате проведенного исследования нами были получены следующие данные.
В предтестовой беседе, при проведении исследования выяснилось, что школьники незнакомы с содержанием понятия «нравственность» и затруднились дать его определение.
В результате обработки данных по опроснику Л. Колберга большинство испытуемых находится на стадии развития моральных суждений ниже предполагаемой. Так, 47% учеников находится на 1-3 стадии развития, согласно классификации автора этой методики, что соответствует возрасту 1-10 лет, в то время как возраст испытуемых от 11 до 15 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что существует отставание в развитии морально-нравственной стороны. Определенная стадия морального развития - специфический тип жизненной ориентации, сопряженной с определенным стилем мышления и социального поведения.
Нравственный поступок в подростковом возрасте является критерием сформированности нравственного сознания. Поступки подростка во всех сферах его жизнедеятельности (учении, общении, поиске средств самовыражения) определяются признанием ими ответственности, а не одобрения, как это было у младшего школьника. Возможным это становится на таких уровнях нравственности, которые Л. Колберг называет конвенциональным и постконвенциональным, выделяя следующие ступени: а) одобрение другими людьми; б) общественные нормы, принципы и ценности; в) универсальные принципы. Поступки подростков, достигших такого уровня, основаны на принципах гуманности, на признании права личности быть равной другим людям и собственных критериях ценности личности.
В методике А.Б. Купрейченко выделяются следующие компоненты нравственности: терпимость, принципиальность, справедливость,
ООт
^ ^ го
ф ^ С!
Ш 1= ю
ее сс О
го X ^
15 о
о Ь
правдивость, ответственность. Данные, полученные по этой методике, представлены в таблице 1.
Таблица 1
' ■——Уровни Компоненты ' —■—^^^ Высокий Низкий Средний
Терпимость 37,89063 12,5 47,26563
Принципиальность 11,71875 18,35938 69,92188
Справедливость 19,92188 28,90625 50,39063
Правдивость 34,375 12,10938 53,125
Ответственность 31,64063 26,5625 41,79688
Элементы нравственности у большинства испытуемых находятся на низком или среднем уровнях (таблица 1), что означает высокую ситуативную изменчивость, заключающуюся в выборе диаметрально противоположных компонентов с точки зрения нравственности. Низкие показатели свидетельствуют о нетерпимости к мнению других, оправдании отступления от принципов, проявлении пассивности в случае нарушения прав других, оправдании нечестных поступков выгодой.
Таким образом, можно сделать вывод, что у представителей «поколения 2» не сформирован нравственный компонент, у большинства испытуемых не сформированы нравственные ориентиры. Причиной этого может быть отсутствие должного воспитания в семье, которая не воспитала у детей необходимые ценности, установки, верования и мировоззрение.
В качестве основной задачи образования «цифрового поколения» следует рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.
s
Библиографический список | |
L- (5
1. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004 № 1. С. 7-12. Э S
2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985. ^
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
4. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36-41.
5. Ильина О.И. В поисках способов понимания поступков человека // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 2. С. 112-120.
6. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности: Монография. М., 2009.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 2007.
8. Спиркина Т.С. Исследование динамики интернет-зависимости // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 159-162.
9. Тиханкина И.А. Поступок как единица анализа деятельности студентов в контекстном обучении: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.
10. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
11. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future 1584-2069. NY, 1991.