Научная статья на тему 'Нравственность как критерий поступков детей «Цифрового поколения»'

Нравственность как критерий поступков детей «Цифрового поколения» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / DIGITAL GENERATION / ПОСТУПОК / ACTION / МОРАЛЬ / MORALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ферапонтова Мария Вячеславовна

В статье обсуждается проблема нравственности как критерия поступков детей «цифрового поколения», родившихся в начале 2000-х гг. в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality as a criterion of children of «digital generation» actions

The article deals with issues of morality as a criterion of children of «digital generation» actions, who were born in the beginning of 2000 in the conditions of wide spread digital technologies in everyday life, education and professional activity.

Текст научной работы на тему «Нравственность как критерий поступков детей «Цифрового поколения»»

OOm

^ ^ го

d 1=

cc cc О

го X ^

vo О

о Ь

11. Цынцарь А.Л. Особенности преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2. С. 148-153.

12. Цынцарь А.Л. Формирование самосознания подростков из дистантных семей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 4. С. 28-36.

М.В. Ферапонтова

Нравственность как критерий поступков детей «цифрового поколения»

В статье обсуждается проблема нравственности как критерия поступков детей «цифрового поколения», родившихся в начале 2000-х гг. в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: цифровое поколение, поступок, мораль, нравственность, воспитание.

В теории контекстного образования А.А. Вербицкого как одном из направлений реализации деятельностного подхода к усвоению социального опыта единицей деятельности обучающегося является не предметное действие, как принято считать сторонниками этого подхода, а поступок [3]. Категория поступка содержит следующие значения: нравственная «клеточка» поведения; действие, предполагающее социальную, нравственную и личностную ответственность; акт целостной модификации личности; личностная форма поведения на основе самосознания; творческий акт выбора целей и средств.

В психологических исследованиях есть разные толкования поступка: как действие, соотнесенное с ценностями и идеалами, требующее морального выбора (Б.С. Братусь) [2]; как такое действие, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим

людям, к обществу, к нормам общественной морали (С.Л. Рубинштейн) к [7]; как действие, направленное на сознательную реализацию | о нравственных императивов, достижение идеалов, творческое воплощение | § моральных ценностей (С.Г. Якобсон) [10]; как сознательное действие, с ^ оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к миру в целом; поступок может быть проявлен действием или бездействием, занятой позицией, различными способами выражения своего отношения к событиям и людям [6]; как ценностное действие, направленное на другого человека или других людей, предполагающее их морально-нравственную оценку, тот или иной отклик и в зависимости от этого - коррекцию совершенного действия [3].

Другими словами, по своей форме поступок - это тоже действие, но действие особого свойства - социально обусловленное и морально нормированное, предполагающее оценку другими людьми (обществом, государством) с позиции требований морали и нравственности и определенные санкции, если оценка отрицательна: от простого неодобрения до уголовного преследования, если человек преступил закон (А.А. Вербицкий [3], И.А. Тиханкина [9]). Во всех этих определениях выражена мысль, что важнейшим компонентом поступка является компонент морали и нравственности как субъективной морали, сформированной в каждом индивиде в процессе его социализации.

Моральные суждения развивающей личности, пока они не превратились в личные убеждения, могут не пересекаться с ее поступками, человек судит себя и других по разным основаниям. Но формирование морального сознания нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, реальной деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного облика личности. Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от ее психологической готовности к тому или иному действию или поступку.

Актуальность исследования феномена поступка как предмета научного исследования обусловлена несколькими причинами: недостаточной его теоретической разработанностью, необходимостью объяснения причин поступков людей в различных видах поведения, возрастанием роли поступка как одного из факторов, влияющих на социальную и духовную жизнь людей. Существование каждого члена общества зависит от поступков многих других людей.

Базовые моральные основания личности выполняют важные функции: а) ориентировочная функция проявляется в выборе нравственного идеала,

х к который выступает как цель и как образец жизнедеятельности личности; б) присвоенные моральные ценности выполняют функции движущих §§1° сил воспитания и развития личности, что связано с удовлетворением к § о ценностных потребностей; в) прогностическая функция моральных £ ценностей состоит в определении путей и выборе средств достижения нравственного идеала.

Таким образом, актуальность осмысления категории поступка представляет интерес для психологии как с точки зрения ее осмысления, так и роли и значимости в аспекте становления личности. При этом нравственность мы рассматриваем как один из критериев поступка человека, как один из факторов, ее демонстрирующих.

Поведение человека зависит от условий жизни и воспитания с момента рождения и до 12-15 лет. По мнению Н. Хоува и В. Штрауса, в этот период жизни ребенок усваивает основные ценности своего поколения, которые носят глубинный, подсознательный характер, неявно выражены по форме, в том числе для него самого, но оказывают большое влияние на жизнь, деятельность и поведение, обусловливают формирование личности [11].

Поколение - это общность родившихся в определенный исторический период людей, которые являются носителями схожих ценностей, сформированных под влиянием действующих на представителей этого поколения общих факторов и событий: социальных, культурных, экономических, политических, достижений технического прогресса.

Широкое распространение цифровых технологий в социокультурной, профессиональной и учебной деятельности привело к появлению так называемого «цифрового поколения» или «поколения 2». Это нынешние дети в возрасте примерно от 0 до 15 лет, родившиеся в самом конце 1990-х - начале 2000-х гг. Основным фактором успешной социализации является для них освоение цифровой реальности.

Исследователи, да и простые наблюдатели за поведением таких детей отмечают, что наряду с очевидными положительными факторами, негативными последствиями этого процесса являются цифровая зависимость, снижение интереса к обучению, «клиповое мышление», потеря взаимопонимания и взаимоуважения между поколениями и т.п.

Цифровое поколение отличается, с одной стороны, рассеянностью внимания, а с другой - гиперактивностью. Все больше детей страдают расстройствами внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией [1; 4; 8].

Изучение отношения детей «цифрового поколения» к тем или иным поступкам может раскрыть их нравственные представления, отношение

л

к тем качествам личности человека, которые проявились в поступке, и к к тем мотивам, намерениям, нравственным нормам, по которым действовал | о человек, совершая данный поступок. Следовательно, изучение оценки | § подростками поступков должно позволить глубже проникнуть в сферу с ^ переживаний и отношений подростка и тем самым углубить наши знания о особенностях детей «поколения 2».

В нашем исследовании приняли участие 300 учеников школ № 1955, № 518, № 1900 г. Москвы, в возрасте от 11 до 15 лет. В процессе исследования использовалась методика оценки уровня развития морального сознания (дилемма Л. Колберга, дилемма Хайнца) и экспресс-методика оценки отношения к соблюдению нравственных норм (А.Б. Купрейченко) в модификации М.В. Ферапонтовой и В.В. Ермолаева.

В результате проведенного исследования нами были получены следующие данные.

В предтестовой беседе, при проведении исследования выяснилось, что школьники незнакомы с содержанием понятия «нравственность» и затруднились дать его определение.

В результате обработки данных по опроснику Л. Колберга большинство испытуемых находится на стадии развития моральных суждений ниже предполагаемой. Так, 47% учеников находится на 1-3 стадии развития, согласно классификации автора этой методики, что соответствует возрасту 1-10 лет, в то время как возраст испытуемых от 11 до 15 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что существует отставание в развитии морально-нравственной стороны. Определенная стадия морального развития - специфический тип жизненной ориентации, сопряженной с определенным стилем мышления и социального поведения.

Нравственный поступок в подростковом возрасте является критерием сформированности нравственного сознания. Поступки подростка во всех сферах его жизнедеятельности (учении, общении, поиске средств самовыражения) определяются признанием ими ответственности, а не одобрения, как это было у младшего школьника. Возможным это становится на таких уровнях нравственности, которые Л. Колберг называет конвенциональным и постконвенциональным, выделяя следующие ступени: а) одобрение другими людьми; б) общественные нормы, принципы и ценности; в) универсальные принципы. Поступки подростков, достигших такого уровня, основаны на принципах гуманности, на признании права личности быть равной другим людям и собственных критериях ценности личности.

В методике А.Б. Купрейченко выделяются следующие компоненты нравственности: терпимость, принципиальность, справедливость,

ООт

^ ^ го

ф ^ С!

Ш 1= ю

ее сс О

го X ^

15 о

о Ь

правдивость, ответственность. Данные, полученные по этой методике, представлены в таблице 1.

Таблица 1

' ■——Уровни Компоненты ' —■—^^^ Высокий Низкий Средний

Терпимость 37,89063 12,5 47,26563

Принципиальность 11,71875 18,35938 69,92188

Справедливость 19,92188 28,90625 50,39063

Правдивость 34,375 12,10938 53,125

Ответственность 31,64063 26,5625 41,79688

Элементы нравственности у большинства испытуемых находятся на низком или среднем уровнях (таблица 1), что означает высокую ситуативную изменчивость, заключающуюся в выборе диаметрально противоположных компонентов с точки зрения нравственности. Низкие показатели свидетельствуют о нетерпимости к мнению других, оправдании отступления от принципов, проявлении пассивности в случае нарушения прав других, оправдании нечестных поступков выгодой.

Таким образом, можно сделать вывод, что у представителей «поколения 2» не сформирован нравственный компонент, у большинства испытуемых не сформированы нравственные ориентиры. Причиной этого может быть отсутствие должного воспитания в семье, которая не воспитала у детей необходимые ценности, установки, верования и мировоззрение.

В качестве основной задачи образования «цифрового поколения» следует рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.

s

Библиографический список | |

L- (5

1. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004 № 1. С. 7-12. Э S

2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985. ^

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

4. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36-41.

5. Ильина О.И. В поисках способов понимания поступков человека // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 2. С. 112-120.

6. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности: Монография. М., 2009.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 2007.

8. Спиркина Т.С. Исследование динамики интернет-зависимости // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 159-162.

9. Тиханкина И.А. Поступок как единица анализа деятельности студентов в контекстном обучении: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.

10. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

11. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future 1584-2069. NY, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.