Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORALITY / MOTIVATION / PROFESSIONAL IDENTITY / GRADUATES / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT FACULTY / MODEL / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюнина Л.И., Назаренко О.С., Панова Е.Е.

Цель исследования - разработать модель формирования нравственности как фактора повышения уровня профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовало 36 студентов 2-го и 3-го курсов факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», составивших контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, в каждой по 18 студентов. Занятия в КГ проводились на основе общепринятых подходов. Студентам ЭГ в процессе занятий по дисциплинам спортивной специализации, профессионально-педагогического спортивного совершенствования ставились задачи по формированию личностных качеств, соответствующих направленности будущей профессиональной деятельности. Результаты исследования и выводы. Разработана модель формирования нравственности будущих специалистов по физической культуре и спорту; раскрыто содержание основных компонентов. По результатам оценивания экспертами проявляемых личностных, деловых качеств студентов в ходе подготовки к ролевым играм и участия в них испытуемые ЭГ проявили более высокий уровень сформированности ведущих личностных качеств, организационно-педагогических умений. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность реализации модели в образовательном процессе студентов факультета физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюнина Л.И., Назаренко О.С., Панова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality as factor in improvement of professional skills of future physical education and sport specialists

Objective of the study was to develop a model of formation of morality as a factor in improvement of professional skills of future physical education and sport specialists. Methods and structure of the study. The educational experiment involved the 2nd- and 3rd-year students of the Physical Education and Sport Faculty of FSBEI of HE Ulyanovsk State Pedagogical University named after V.I. Ulyanov (n=36), who made up the Control and Experimental Groups, 18 students each. The Control Group subjects were trained according to the traditional physical education program. In the Experimental Group, the training process in the sport disciplines and professional-pedagogical sports skills perfection process were focused on the formation of personal qualities as required by the orientation of future professional activity. Results of the study. We developed a model of formation of morality of future physical education and sport specialists; disclosed the contents of its main components. The results of expert evaluation of the students' personal and business qualities during the preparation for the role playing games and participation in them showed that the Experimental Group subjects had a higher level of formation of the leading personal qualities, organizational and pedagogical skills. The results of the educational experiment testified to the effectiveness of the model as applied to the process of training of the students of the Physical Education and Sport Faculty. Conclusion. The search for the ways to effectively control professional becoming of graduates of the Physical Education and Sport Faculty should be viewed in conjunction with solution of personality formation issues. The problem of personal development of future physical education specialists is among the fundamental ones in the system of vocational training and arises from the need to understand personality traits of a future teacher, his value orientations, and behavioral characteristics.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

нравственность как фактор повышения профессионализма будущих специалистов по физической культуре

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 01.11.2019 г.

Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1

Кандидат педагогических наук О.С. Назаренко1

Кандидат педагогических наук Е.Е. Панова1

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова, Ульяновск

MORALITY AS FACTOR IN IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SPECIALISTS

Dr.Hab.,Associate Professor L.I. Kostynina1 PhD O.S. Nazarenko1 PhD E.E. Panova1

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: likost@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - разработать модель формирования нравственности как фактора повышения уровня профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовало 36 студентов 2-го и 3-го курсов факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», составивших контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, в каждой по 18 студентов. Занятия в КГ проводились на основе общепринятых подходов. Студентам ЭГ в процессе занятий по дисциплинам спортивной специализации, профессионально-педагогического спортивного совершенствования ставились задачи по формированию личностных качеств, соответствующих направленности будущей профессиональной деятельности. Результаты исследования и выводы. Разработана модель формирования нравственности будущих специалистов по физической культуре и спорту; раскрыто содержание основных компонентов. По результатам оценивания экспертами проявляемых личностных, деловых качеств студентов в ходе подготовки к ролевым играм и участия в них испытуемые ЭГ проявили более высокий уровень сформированности ведущих личностных качеств, организационно-педагогических умений. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность реализации модели в образовательном процессе студентов факультета физической культуры и спорта.

Ключевые слова: нравственность, мотивация, профессиональное самоопределение, выпускники вуза, факультет физической культуры и спорта, модель.

Annotation

Objective of the study was to develop a model of formation of morality as a factor in improvement of professional skills of future physical education and sport specialists.

Methods and structure of the study. The educational experiment involved the 2nd- and 3rd-year students of the Physical Education and Sport Faculty of FSBEI of HE Ulyanovsk State Pedagogical University named after V.I. Ulyanov (n=36), who made up the Control and Experimental Groups, 18 students each. The Control Group subjects were trained according to the traditional physical education program. In the Experimental Group, the training process in the sport disciplines and professional-pedagogical sports skills perfection process were focused on the formation of personal qualities as required by the orientation of future professional activity.

Results of the study. We developed a model of formation of morality of future physical education and sport specialists; disclosed the contents of its main components. The results of expert evaluation of the students' personal and business qualities during the preparation for the role playing games and participation in them showed that the Experimental Group subjects had a higher level of formation of the leading personal qualities, organizational and pedagogical skills. The results of the educational experiment testified to the effectiveness of the model as applied to the process of training of the students of the Physical Education and Sport Faculty.

Conclusion. The search for the ways to effectively control professional becoming of graduates of the Physical Education and Sport Faculty should be viewed in conjunction with solution of personality formation issues. The problem of personal development of future physical education specialists is among the fundamental ones in the system of vocational training and arises from the need to understand personality traits of a future teacher, his value orientations, and behavioral characteristics.

Keywords: morality, motivation, professional identity, graduates, Physical Education and Sport Faculty, model.

Введение. Выпускники вузов - это ресурс обновления различных направлений педагогического образования, со-

временных технологических производств, будущая интеллектуальная элита России. Уровень нравственности, под

которой понимается умение устанавливать правильные взаимоотношения, оценивать события и явления общественной жизни с позиций добра и зла, в решающей мере определяют направленность деятельности специалистов на всех этапах осуществления профессиональной деятельности. При низком уровне нравственности даже высокие показатели сфор-мированности профессиональных компетенций будущего специалиста по физической культуре не являются гарантией неэтических поступков, действий и поведения, практически исключают возможность дальнейшей эффективной педагогической деятельности [1, 4, 5].

Цель исследования - разработать модель формирования нравственности как фактора повышения профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовало 36 студентов 2-го и 3-го курсов факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И. Н. Ульянова», составивших контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, в каждой по 18 студентов. Занятия в КГ проводились на основе общепринятых подходов. Студентам ЭГ в процессе занятий по дисциплинам спортивной специализации, профессионально-педагогического спортивного совершенствования ставились задачи по формированию личностных качеств, соответствующих направленности будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Занятия в рамках дисциплин спортивной специализации, профессионально-педагогического спортивного совершенствования обусловливают возможность развития личностных качеств будущих специалистов: настойчивости, принципиальности, решительности при принятии ответственных решений; способность проявить характер в сложных ситуациях профессиональной деятельности. В то же время в процессе совместных учебно-тренировочных занятий у студентов формируются умения выделять и ценить в людях положительные качества, дифференцировать деловые и личностные черты характера индивида, сочетать различные стили педагогической деятельности с учетом личностных особенностей занимающихся. Низкий уровень нравственности обусловливает беспринципность, недобросовестность при выполнении учебных заданий, стремление к получению желаемых результатов при минимуме прикладываемых усилий, что проявляется в дальнейшем уже в профессиональной деятельности. В процессе учебно-тренировочных занятий часто возникают ситуации, ставящие студента перед выбором: честно выполнять задание педагога, тренера при отсутствии контроля (кроссовая подготовка, другие виды занятий, требующие самостоятельной работы), или, пользуясь отсутствием контроля, сократить дистанцию, уменьшить нагрузку. При этом будущий специалист не задумывается над тем, что недобросовестное выполнение поручений и заданий не позволяет выполнять задачи тренировки и в дальнейшем негативно скажется на формировании профессионально значимых личностных качеств [2, 3, 5]

Нами разработана модель формирования нравственности (см. рисунок) как фактора повышения профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту, включающая следующие компоненты: мотивацию к профессиональной деятельности; постановку цели будущей деятельности; средства и методы формирования личностных

качеств с учетом различных стилей организации педагогической деятельности.

Содержание мотивации к будущей профессиональной деятельности определяет отношение студента к учебной деятельности, степень его вовлеченности в различные мероприятия творческого, научного характера. Нами выявлены следующие виды мотивации студентов факультета физической культуры и спорта:

- овладеть системой глубоких современных знаний в рамках своей будущей профессии. Студенты, руководствующиеся данной мотивацией, процесс обучения в вузе дополняют самообразованием. Они характеризуются активным участием в различных творческих, научных мероприятиях, добиваются высоких индивидуальных показателей своей работы. Ведущими нравственными качествами для данных студентов являются целеустремленность, инициативность, самостоятельность, ответственность, работоспособность, дисциплинированность и т. д.;

- овладение профессиональными знаниями, методическими умениями на уровне, обеспечивающем возможность трудоустроиться на перспективную, высокооплачиваемую должность. Студенты с такой мотивацией, как правило, много работают, они являются добросовестными исполнителями с низким уровнем творческих притязаний. Нравственные свойства личности, присущие студентам данной мотивации, - добросовестное отношение к учебе, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность;

- получить высшее образование и найти удачное место работы. Данная группа студентов в своей учебной деятельности ориентируется на освоение содержания дисциплины в объеме, обеспечивающем получение положительной оценки. Уровень нравственности студентов характеризуется более низким уровнем чувства ответственности, трудолюбия, потребности в самореализации;

Модель формирования нравственных качеств выпускника вуза

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

Важным компонентом модели является целеполагание. Умение студента, исходя из мотивов и потребностей в самореализации в профессиональной деятельности, выстраивать систему целей обеспечивает возможность формирования ключевых личностных качеств, таких как целеустремленность, ответственность. Каким студент видит себя в будущем, в профессиональной деятельности. Педагогом-новатором, тренером национальной сборной, управленцем и т. д. В зависимости от этого он должен формировать в себе соответствующие личностные, деловые качества и выбор стиля деятельности: авторитарный, демократический, смешанный или комбинированный. Каждый из них предъявляет разные требования к личности специалиста и в то же время выбор того или иного стиля деятельности определяется характером и содержанием профессиональной деятельности, типологическими особенностями самого специалиста. В процессе занятий практико-ориентированной, спортивной направленности можно моделировать различные формы дидактического взаимодействия, апробировать разные стили педагогической деятельности, используя для этого различные игры и игровые ситуации. В ходе игровой деятельности можно выявить наличие необходимых личностных качеств, предъявляемых будущему специалисту; обосновать выбор средств и методов для их развития и совершенствования в рамках учебного процесса.

В ходе игровой деятельности студентам предлагалось выполнять следующие роли: «учитель», «ученик-отличник», «ученик, который профессионально занимается спортом и владеет высокой техникой и тактикой выполнения физических упражнений», «ученик с ослабленным здоровьем, отнесенный к специальной медицинской группе», «ленивый ученик», «дерзкий ученик», «ученик, который забыл спортивную форму», и т. д. Ролевые игры носили строго индивидуальный характер, каждый участник выполнял конкретную роль. Например, суть игры «Я - учитель» заключалась в том, что один студент группы проводил урок, т. е. выполнял роль учителя, другие студенты выполняли роли учеников с различными личностными особенностями и уровнем учебных достижений. В игре «Я - судья» студент должен быть принципиальным, четко выдерживать свою линию поведения как относительно отдельных игроков, так и команды в целом, несмотря на возникающие конфликтные ситуации. При этом он учится обосновывать свою точку зрения, убеждать присутствующих в объективности судейства. Студент должен демонстрировать глубокое знание правил соревнований, проявлять выдержку, хладнокровие, твердость, настойчивость, принципиальность. Ролевые игры, предъявляя конкретные требования к решению педагогических задач, способствуют формированию нравственности как стержня личности будущего педагога.

Педагогический эксперимент проводился в течение учебного года. Деловые и ролевые игры подбирались таким образом, чтобы участие в них требовало проявления определенных личностных свойств и черт характера, мировоззрения. Содержание игр отражало специфику будущей профессиональной деятельности. Студентам объяснялась цель выполнения этих заданий, особенности подготовки к занятиям, давались рекомендации по работе над собой при реализации различных видов самостоятельной деятельности. В ходе рефлексии, совместного анализа хода каждой деловой и ролевой игры обращалось внимание на положительные моменты, когда студент в полной мере проявлял деловые и лич-

ностные качества; подробно обсуждались недостатки и пути их устранения. В ходе педагогического эксперимента студентам ЭГ и КГ было предложено организовать и провести по одной деловой и ролевой игре. Рейтинговое оценивание проведения игр осуществлялось группой квалифицированных педагогов по 5-балльной шкале. В КГ исходные показатели за проведение деловой игры составили 3,21±0,24 балла; за ролевую игру соответственно 3,42±0,19 балла. После окончания педагогического эксперимента результаты в КГ за деловую игру составили 3,51±0,24 балла (р>0,05); за ролевую игру соответственно 3,69±0,22 балла (р>0,05). В ЭГ исходные показатели за проведение деловой игры составили 3,48±026 балла; за ролевую игру - 3,31±0,27 балла. После завершения педагогического эксперимента показатели деловой игры улучшились до 4,15±0,32 балла (р<0,05); ролевой игры соответственно до 4,06 ±0,35 балла (р<0,05). Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о более высоком уровне сформированности ведущих личностных качеств, организационно-педагогических умений студентов ЭГ, что проявилось в достоверно высоких результатах оценки ролевых и деловых игр по завершении педагогического эксперимента.

Выводы. Формирование нравственности является необходимым условием профессионального становления выпускников вуза и обеспечивает возможность их успешной самореализации в процессе дальнейшей педагогической деятельности. Обучение в вузе должно не только обеспечивать решение образовательных, профессионально-педагогических задач, но и способствовать развитию профессионально значимых личностных черт характера будущего педагога, формированию норм морально-этического поведения.

Литература

1. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - 35 с.

2. Колесник И.С. Личность боксера / И.С. Колесник. - М., 2007. -484 с.

3. Колесник И.С. Развитие морально-волевых качеств как компонент двигательной и интеллектуальной деятельности / И.С. Колесник, Л.И. Костюнина // Теория и практика физ. культуры. -2012. - № 3. - С. 78-84.

4. Лубышева Л.И. Спорт и социализация: от методологии спортиза-ции - к инновационным социокультурным проектам / Л.И. Лубы-шева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 1. - С. 2-4.

5. Назаренко Л.Д. Воспитание в спорте / Л.Д. Назаренко, Е.А. Ани-симова. - М.: Изд.-во: «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 80 с.

References

1. Bal'sevich V.K. Prirodnye i sotsialnye resursy razvitiya dvigatelnogo potentsiala [Natural and social resources of development of motor potential]. M.: RSUPESYT publ. , 2012. 35p.

2. Kolesnik I.S. Lichnost boksera [Boxer identity]. M., 2007. 484 p.

3. Kolesnik I.S., Kostyunina L.I. Razvitie moralno-volevyih kachestv kak komponent dvigatelnoy i intellektualnoy deyatelnosti [Development of moral-volitional qualities as component of motor and intellectual activity]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2012. no.3. pp. 7884.

4. Lubysheva L.I. Sport i sotsializatsiya: ot metodologii sportizatsii - k innovatsionnym sotsiokulturnym proektam [Sport and socialization: from sport-centered methods to innovative socio-cultural projects]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2017, no. 1, pp. 2-4.

5. Nazarenko L.D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Parenting in sports]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury i sporta publ.. М., 2015. 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.