Научная статья на тему 'Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования'

Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
752
130
Поделиться
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Белоусова Е. Л., Ложникова Н. А.

В статье представлены направления нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Белоусова Е. Л., Ложникова Н. А.,

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования»

Библиографический список

1. Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27. - С. 47-65.

2. Всероссийская перепись населения 2002 года. - http: // www.perepis2002.ru

3. Государственный доклад «О положении детей в РФ». - М., 2002. -С.12-14.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

5. Левшин, Л. А. Логика педагогического процесса / Л. А. Левшин. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

6. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» / А. В. Мудрик. - М.: Знание, 1991. - 80 с.

7. Образование в Чувашской Республике (2000-2005 г.г.): стат. сб. / Чуваш-стат. - Чебоксары, 2006. - 141 с.

8. Российский статистический ежегодник. 2005: стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - 819 с.

9. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

10. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск.: Современное слово, 2001. - 928 с.

11. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2006: стат. сб. / Чу-вашстат. - Чебоксары, 2006. - 346 с.

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. - http: // www.cap.ru

13. Федеральная служба государственной статистики РФ. - http: //www.gks.ru

14. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 519 с.

15. Щуркова, Н. Е. Образ жизни школьника как объект гуманистического воспитания в процессе профессиональной подготовки педагога / Н. Е. Щуркова, Л. М. Осиновская // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 137 - 152.

УДК 374+37.0

Е. Л. Белоусова, Н. А. Ложникова

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подростковый возраст является сенситивным периодом нравственного воспитания личности, поскольку именно в этом возрасте с обобщением опыта нравственных отношений расширяются представления, понятия, суждения о моральных нормах, существующих в обществе. Все сильнее прояв-

ляется стремление утвердить себя в среде сверстников, иметь собственное мнение, собственные моральные оценки и суждения. Усвоение моральных понятий теперь уже связано с элементами самовоспитания, с осознанием собственных нравственных качеств.

Современный подросток в процессе своей социализации наблюдает часто далеко не лучшие образцы взрослого поведения - средства массовой информации, компьютерные игры, так любимые подростками, нередко демонстрируют тип агрессивной личности, добивающейся своей цели любыми способами. Именно таким «образцам» стремятся подражать в своих действиях многие подростки, поскольку, по их суждениям, «такие люди получают все и сразу», «надо быть жестким, чтобы добиться своего» и пр.

Особое влияние на нравственное воспитание подростков оказывает их участие в деятельности творческих коллективов учреждений дополнительного образования. Поскольку их ребята посещают добровольно, то и нравственные отношения проявляют тоже по собственному желанию.

Мы изучили степень нравственной воспитанности подростков (около 200 человек), занимающихся в творческих объединениях системы дополнительного образования, находящихся в разных районах г. Кемерова.

Изучались: уровни сформированности нравственных знаний; проявления нравственных качеств и отношений в поступках и поведении.

Степень усвоения нравственных знаний подростков определяли с помощью анкетирования, применяя методики типа «Что такое хорошо и что такое плохо?», организацию интервью, бесед, методику «Веер» и др. В ходе обсуждения фиксировали высказывания подростков, а затем проводили качественный анализ их ответов.

Проявление нравственных отношений подростков мы изучали в процессе проведения «круглых столов», «сократовских бесед», в организации кото -рых использовали методики «Что такое счастье», «Что мы ценим в людях», «Выбор», предлагали на обсуждение ситуации «Закончи предложение» и др.

Нравственные качества подростки смогли проявить в поступках и поведении, которые мы вместе с ними анализировали позже. При изучении уровня сформированности нравственных качеств, проявлений нравственных отношений в поступках мы принимали во внимание и суждения педагогов, родителей, сверстников подростков (сопоставление независимых характеристик).

Под влиянием оценки окружающих у подростка постепенно складывается собственное отношение к себе и оценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний, поэтому мы определяли самооценку подростка, поскольку адекватная самооценка способствует формированию более высокого уровня нравственной воспитанности.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у современных подростков есть представления о нравственных нормах, они их различают и понимают значение, но это понимание недостаточно полное и четкое. Часто подростки затрудняются в приведении примеров из жизни, когда кто-то из друзей (или он сам) проявил доброту или жестокость, дисциплинированность или безответственность, признал свои ошибки или «спрятался за спины других» и т. п. По их суждениям, например, скромный, простой человек это тот, «кто тихо стоит в углу, у которого мало друзей, он не может ничего сказать в ответ».

Большинство (87,5%) подростков, занимающихся в творческих объединениях системы дополнительного образования, считают, что они всегда добры, чутки, отзывчивы по отношению к людям. Более критично оценивают проявление этих качеств подростков сверстники - 21 % отрицательных оценок; 20% педагогов не уверены, что их воспитанники проявляют эти качества, в то время как около 90% родителей считают своих детей добрыми и отзывчивыми (это мы полагаем вполне естественным).

Дисциплинированность, трудолюбие проявляют 37,7% подростков, по их самооценке; по оценке педагогов - 38,5; по мнению сверстников - 41 и 45% по оценке родителей. Процентное соотношение ответов по данному блоку свидетельствует, что современные подростки не испытывают желание трудиться с полной отдачей.

Самокритичными, скромными считают себя 72,4% подростков; педагоги считают, что 49,7% их воспитанников проявляют эти качества в жизни; по мнению сверстников, такими качествами обладают 42,3%; родители считают, что у 65,6% подростков присутствуют эти качества.

Патриотизм, бережное отношение к природе проявляют 77,7% (по их самооценке); 20% педагогов дали отрицательный ответ по данному блоку качеств; 61,1% сверстников оценили в этом отношении своих товарищей положительно; по оценке родителей, 63,3% подростков проявляют эти качества.

Самооценка современных подростков распределилась следующим образом: 2,2% подростков имеют низкую или заниженную самооценку; 38,4 -адекватную, а 59,4% воспитанников дали неадекватно высокую самооценку. Значительное преобладание неадекватно высокой самооценки подростков свидетельствует, что подростки могут испытывать серьезные трудности в восприятии моральных норм, замечаний, советов в свой адрес. Собственное мнение для них значительно важнее мнения окружающих, что может значительно осложнять процесс нравственного воспитания.

В целом исследуемых подростков по уровню нравственной воспитанности можно условно разделить на три группы.

Первая группа (26,9 % респондентов) характеризуется знанием моральных норм, составляющих суть нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо

неопределенное (неустойчивое). Подросток сопоставляет свои возможности с качествами желанного образца. Из многих людей подросток уже отдает предпочтение тем, нравственные качества которых ему особенно нравятся. Однако стремление походить на таких людей выступает в виде мечты, пока еще далекой, малоосуществимой, но уже заставляющей подростка задуматься над своими поступками. Эта мечта еще не властвует над поведением подростка, не определяет собой его основных действий, но она уже задела сокровенные мысли и чувства, затронула волевую сферу личности. В этот период происходит зарождение идеала, новое отношение еще нуждается в значительном подкреплении. Поэтому в целом отношение к нравственным нормам здесь недостаточно устойчивое, пассивное. Наблюдается слабое проявление положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побуждениями; саморегуляция и самоорганизация осуществляются по ситуации.

Вторая группа (66,6% подростков) характеризуется четким и правильным представлением о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества. Представления постепенно становятся убеждениями в том, что смысл жизни - в созидательном труде, приносящем радость людям, в самосовершенствовании и т. д. Идеал теперь является путеводителем подростка. Подросток начинает активно действовать в этом направлении. Но ему еще редко удается приблизиться к своему идеалу, поскольку сильны прежние привычки, прежние способы действий. Поэтому отношение к нравственным нормам на этом уровне активное, но недостаточно устойчивое. Свойственно устойчивое поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей еще не проявляется.

Третья группа (6,6% подростков) характеризуется знанием нравственных норм. Подросток все чаще добивается от себя необходимых поступков, результатов работы. У него проявляется ярко выраженная потребность в совершенствовании. Это иногда вызывает неудовлетворенность собой, своими успехами, рождает более высокие перспективы, стремления к их осуществлению. При этом ярко выражено устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны личности, наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции.

Исходя из анализа данных, мы можем охарактеризовать современных подростков, которые приходят заниматься в учреждения дополнительного образования. Подростки понимают содержание нравственных отношений к обществу, к труду, к людям, к себе, к Родине, которые проявляются в нравственных качествах: трудолюбии, дисциплине, бережном отношении к при-

роде, патриотизме и др. Вместе с тем они испытывают трудности в реализации данных отношений. Им еще сложно увидеть в жизни тех, кто нуждается в проявлении их чуткости, доброте, внимании и др., трудно оценить, где и почему необходима дисциплина, трудолюбие, ответственность и др., понять, как выработать у себя данные качества, поступки и поведение. Понятно, что при такой внутренней несостоятельности, неорганизованности, неподготовленности подростки зачастую неадекватно оценивают себя и свои качества, а это, в свою очередь, мешает критично оценить себя, свое поведение. Они не всегда хотят отвечать за свои поступки и часто не задумываются о последствиях того, что ими сделано.

Современные подростки ориентированы на семью, они проявляют заботу по отношению к ее членам, однако у них отсутствует практика проявления активной позиции в общественной жизни. Подростки испытывают теплые чувства к Родине, но если бы появилась возможность, то уехали бы из страны.

Изучение нравственной воспитанности подростков, занимающихся в творческих объединениях дополнительного образования, убедило нас, что большинство из них растеряны, не знают, где и как применить свои силы и знания, проявить человеческие качества. Однако у них есть большое желание заниматься интересным делом, общаться с друзьями, утвердить себя в среде сверстников, получить признание взрослых.

Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что необходима организация целенаправленной деятельности по нравственному воспитанию подростков в системе дополнительного образования.

Положительный результат по нравственному воспитанию подростков в системе дополнительного образования мы получали, организуя целенаправленную воспитательную деятельность. Подростки участвовали в занятиях коллективов творческих объединений, клубов, студий, детских театров, научных обществ учащихся и др.

Формирование личности подростка, его отношений к действительности и к самому себе, накопление нравственного практического опыта осуществлялось в деятельности, поскольку характер деятельности, ее содержание и способы организации в большой степени влияют и на характер возникающих при этом отношений, и на те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулируют поведение его членов.

Для организации продуктивной работы педагогический коллектив ДЮЦГЭР сначала обсудил цели и задачи нравственного воспитания, особенности этого процесса в системе дополнительного образования детей. Для этого вопросы нравственного воспитания включались в содержание педагогических советов, научно-методических семинаров-практикумов, методических объединений, на которых педагоги знакомились с психологическими особенностями современных подростков, диагностикой их нрав-

ственной воспитанности и др., с сущностью и методикой организации нравственного воспитания. Одна из важнейших задач педагогов - руководителей коллективов: увлечь подростков, заинтересовать их, помочь им понять, насколько приятна деятельность на пользу другим людям.

Например, когда в детском театре «Бемби» ДЮЦГЭР репетировался спектакль, с которым воспитанники творческого объединения готовились выступить перед детьми детского дома, педагог как бы случайно «подумала вслух»: «Вот было б здорово, если бы в ходе спектакля артисты вручали детям, смотревшим спектакль, сувениры, сделанные самими подростками...». Ребята подхватили и воплотили эту идею. После спектакля они говорили, что самым приятным было видеть радость в глазах ребятишек. Воспитательное же значение этого дела заключается в том, что непосредственное общение с конкретным адресатом доброты делает более эмоциональным и осязательным внутренний смысл выполняемой деятельности позволяет воспринять каждое конкретное дело как нужное и важное, ощутить свою причастность к труду взрослых и жизни общества.

Воспитанию положительного эмоционального отношения людям, доброты, сочувствия к чужим проблемам и бедам мы уделяем особое внимание. Так, по отзывам подростков, им очень запомнилось участие в концертах для больных кардиологического отделения городской больницы № 10 г. Кемерова, матерей многодетных семей, встречах трех поколений людей, посвятивших свою жизнь ДЮЦГЭР, в акции «Подарок ветерану», в литературно-художественной композиции, посвященной Герою Советского Союза В. Волошиной, имя которой носит центр и др.

Анализ каждого дела или деятельности в целом членами коллектива творческого объединения помогает вырабатывать общность нравственных оценок и суждений, принимаемых всеми или большинством членов коллектива. Участие во всех этапах коллективной деятельности - от ее планирования, практического выполнения до контроля и учета результатов - побуждает подростка осознать себя в позиции «соавтора» в выработке общих норм и общих критериев поведения членов коллектива.

Наряду с обсуждением мероприятий проводится и анализ поведения членов коллектива. Такие беседы проходят не только по особым случаям, объектами их становятся все члены коллектива по очереди, а не отдельные лица. Это создает спокойную и дружелюбную обстановку, а не ситуацию чрезвычайного происшествия. В беседах педагог и сверстники отмечают, что есть хорошего и ценного в поведении воспитанника, в его характере, стараются найти то, что заслуживает одобрения, а не акцентируют внимание только на его отрицательных чертах. Важно, чтобы высказывались все члены коллектива, а не одни и те же лица выступали в качестве безапелляционных судей.

Большое внимание мы уделяем воспитанию нравственных привычек,

которые являются важнейшим звеном формирования нравственного поведения, опыта воспитанников. Для этого используется система методов педагогического воздействия: режим, упражнение, игра и др.

Для формирования нравственных качеств личности подростка большое значение имеет согласие с самим собой, т. е. объективное отношение к себе, адекватная оценка способностей, знаний, умений. Уровень самооценки зачастую обусловлен мнением родителей, педагогов, товарищей, поэтому формированию адекватной самооценки в осуществлении целенаправленной деятельности мы уделяем большое внимание.

По отношению к подросткам с завышенной самооценкой мы применяем сдержанную похвалу, сопровождаемую повышенными требованиями, делая акцент на неиспользованные возможности, на необходимость учиться у других и помогать другим. При неудачах и срывах воспитанников помогаем правильно проанализировать свой поступок, учим умению искать причину в себе, прислушиваться к мнению других, самокритично признавать недостатки и исправлять их.

Иную линию поведения мы выстраиваем с подростками, обладающими заниженной самооценкой. У них, прежде всего, мы стремимся пробудить чувство достоинства, потребность в активном самоутверждении в коллективе сверстников, веру в свои возможности. Для этого применяем обнадеживающие внушения, авансирование, доверие, привлечение к активной деятельности, помощь в обеспечении успеха, моральную поддержку одобрением.

Приобщение воспитанников к сложным видам трудовой деятельности мы начинали с организации самообслуживания, поскольку это является наиболее простым и доступным видом труда для них. Постепенно труд по самообслуживанию становился привычкой, не только обязанностью, но и потребностью воспитанника. Подростки заботятся о создании более удобной и благоприятной обстановки в аудиториях для занятий, о содержании в порядке лабораторного и швейного оборудования, учебного инвентаря, ко -стюмов, поделок, реквизита и др.

Воспитанники соответствующих творческих объединений сначала изготавливают подарки родителям, близким, и результаты их труда носят личный характер. Со временем продукты труда подростков приобретают общественную значимость. Например, они изготавливают коллекции, которые представляют детский театр моды учреждения, города, области; или реквизиты театрального спектакля, который демонстрируется в различных аудиториях и приносит радость зрителям, или оттачиваются танцевальные движения, чтобы выступление приносило радость людям и др.

Проводя работу по воспитанию уважительного, бережного отношения к истории своего народа, к природе своего Отечества, мы обращаем внимание подростков не на вынесение приговора предкам, а на собственную роль

в истории страны, стремимся, чтобы боль за ошибки и трагедии прошлых поколений вызывала активную созидательную позицию воспитанников. Так, участвуя в городских праздниках, в городских, областных и региональных конкурсах, в экологических акциях «Не жгите листву», «Новый год для елочки» и др.; неся вахту памяти у Вечного огня, у памятника погибшим кузбас-совцам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др., воспитанники осознают свою причастность к жизни общества.

Особое место в наших программах нравственного воспитания занимает организация и осуществление помощи подросткам в их саморазвитии и самовоспитании. Участники каждого творческого объединения вместе принимают определенные взаимные обязательства, которые касаются элементарных правил культуры совместной жизни и деятельности: соблюдать режим, добросовестно выполнять поручения, содержать в чистоте свое рабочее место, быть внимательным к другим и др. Разработанные правила обсуждаются членами коллектива, и только принятие абсолютным большинством позволяет их наделить силой закона. Напоминание о правилах красочно оформляется воспитанниками, в некоторых коллективах творческих объединений оно представлено в стихотворной форме.

Кроме этого, подростки (чаще всего в индивидуальной беседе с педагогом), принимают «перспективные» обязательства, которые, связаны с совершенствованием качеств собственной личности, например: быть сдержанным и не ссориться по пустякам; разговаривая, не употреблять грубых выражений; не перебивать говорящего; помогать товарищу и др.

Основанием для этих обязательств являются некоторые негативные факты поведения воспитанников, которые выявил педагог в ходе наблюдений.

Таким образом, целенаправленная воспитательная деятельность по нравственному воспитанию подростков в системе дополнительного образования детей осуществляется на основе мониторинга нравственной воспитанности подростков, а их общественно полезная деятельность в творческих коллективах центра помогает воспитанникам приобрести опыт нравственных отношений и поведения.

Библиографический список 1. Рогожникова, Р. А. Дисциплина и дисциплинированность личности на основе ценностного отношения к человеку / Р. А. Рогожникова // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 95102

УДК 74. 204

У. Г. Петрова

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ

Переход к рыночной экономике и возникновение конкурентной среды сделали проблему качества неотъемлемой частью стратегии