ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2020. № 4-2 (103)
УДК 378
Д.М. Козлова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
В статье анализируются вопросы нравственного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Рассматриваются особенности процесса формирования образа «добра» и «зла». Анализируются психолого-педагогические аспекты социализации таких дошкольников, особенности межличностного общения в когорте сверстников.
Ключевые слова: социализация, социальная дифференциация, задержки психического развития, когорта, межличностное общение, сенситивный период.
Проблема нравственного развития детей с ЗПР мало изучена и носит весьма актуальный характер. Данной проблематике посвящены роботы таких отечественных исследователей: Антонова Е.А., Белополь-ской Н.Л., Винниковой Е.А., Кякинен Э.И., Марковской И.Ф., Слепович Е.С. и др.
В большинстве случаев внимания исследователей привлекают вопросы, связанные со становлением нравственной сферы младших школьников с ЗПР. Реже исследования посвящены вопросам нравственного развития дошкольников с ЗПР, это обусловлено организационными трудностями. Авторы отмечают, присутствие особенностей, в развитии нравственной сферы у детей с интеллектуальными отклонениями [1,3]. Важно отметить, что дошкольный возрастной период, сенситивный для формирования многих качеств личности. Это особенно актуально, в плане социализации и интеграции ребёнка в систему межличностных отношений. Система норм и ценностей, что формируются в этом возрасте, являются базисом для становления личности, её дальнейшей социальной дифференциации [4].
Так, изучение нравственного поведения дошкольников с ЗПР отмечает, что факт проявления девиаций в поведении школьников связан с недостатком представлений о нравственных нормах. Это имеет непосредственное влияние на процессы интеграции в когорте сверстников и проявляется в трудностях установления контактов, эти контакты часто характеризируются как такие, которые сопровождаются несдержанностью, импульсивностью и резкостью [1].
Анализ результатов экспериментальных данных, указывает на присутствия нравственного эгоцентризма дошкольников с ЗПР. Это проявляется в том, что образы «добра» и «зла» актуализируются в случаи их направленности на ребенка. Таким образом, анализ данных образов происходит через призму «Я» [1]. У детей без интеллектуальных отклонений, наблюдается более глубокое представление о данных понятиях. Они дифференцируют их, в не зависимости от условий и направленности [2].
Также, для детей с ЗПР свойственна способность определять модели нравственной идентификации в индивидуальном опыте межличностного общения. Обычно эталонными идентификаторами являются авторитетные близкие люди, в число которых могут входить члены семьи, друзья и учителя. Негативными моделями обычно выступают незнакомые люди. У детей с нормальным развитием отмечается более четкая ситуативная идентификация. Они оценивают человека по поступкам, а не по уровню эмоциональных притязаний [4].
В связи с рассмотренными фактами, особую актуальность принимает вопрос, разработки методик коррективного воздействия на становление нравственной сферы детей с ЗПР. Так Антонова Евгения Андреевна создала методику, применение которой в значительной степени сопутствует формированию образа «добра» и «зла» у детей с ЗПР. Эффективность методики подтверждена эмпирическими исследованиями [1].
Таким образом, можем обобщить. Проблема исследования нравственного воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР носит актуальный характер. Данные исследований, указывают на различия в нравственном поведении детей с ЗПР, и без них. Возможна коррекция в развитии нравственных установок детей с ЗПР, которая проводится посредством специальных методик. Выявленное проблемное поле нуждается в дальнейшей разработке.
© Козлова Д.М., 2020.
Вестник магистратуры. 2020. № 4-2 (103)
ISSN 2223-4047
Библиографический список
1 .Антонова Е.А. Особенности представлений о добре и зле у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.А. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -СПб. - 2011. - С.73-80.
2. Вавилова И.Н. Гуманистическая направленность духовно-нравственного развития дошкольника / И.Н. Вавилова // Мир детства и образование: сб. материалов II междунар. Науч.-прак. конф. / Магнитогорск. Гос. Ун-т. -Магнитогорск, 2008. - С. 20-22.
3. Кякинен Э.И. Личностные особенности детей младшего школьного возраста с разным уровнем психического развития / Э.И. Кякинен // Актуальные проблемы специального образования / Тезисы III науч.-практ. Конф. - СПб, -2002. - С149-153.
4. Тимошенко Т.В. Современный подход к пониманию эмоционально-нравственного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием / Т.В. Тимошенко // Наука и Школа. - 2018. - №4. - С 206-210.
КОЗЛОВА ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА - магистрант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Россия.