Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
нравственное воспитание / дошкольный возраст / образовательная среда / этические принципы / социализация / моделирование поведения / моральные ценности / игровые методики / развитие социальных навыков / moral education / preschool age / educational environment / ethical principles / socialization / behavior modeling / moral values / game techniques / development of social skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажина В.В., Газизова Ф.С.

В статье рассматривается значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте, анализируются основные подходы и методы, применяемые в работе с маленькими детьми, а также выделяются эффективные стратегии формирования моральных ценностей у дошкольников. Особое внимание уделено влиянию окружающей среды на нравственное развитие детей и роли педагогов и родителей в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOLAGE AND FORMATION OF THEIR MORALVALUES

The article examines the importance of moral education in preschool age, analyzes the main approaches and methods used in working with young children, and highlights effective strategies for the formation of moral values among preschoolers. Special attention is paid to the influence of the environment on the moral development of children and the role of teachers and parents in this process.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 37 СажинаВ.В., Газизова Ф.С.

Сажина В.В.

студент

Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Газизова Ф.С.

кандидат педагогических наук (доцент), заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Елабужский институт (филиал) Казанский федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация: в статье рассматривается значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте, анализируются основные подходы и методы, применяемые в работе с маленькими детьми, а также выделяются эффективные стратегии формирования моральных ценностей у дошкольников. Особое внимание уделено влиянию окружающей среды на нравственное развитие детей и роли педагогов и родителей в этом процессе.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольный возраст, образовательная среда, этические принципы, социализация, моделирование поведения, моральные ценности, игровые методики, развитие социальных навыков.

Дошкольный возраст - это время, когда у детей начинается активное формирование их нравственных качеств и отношений, а также усвоение

основных норм морали и поведения. Нравственное воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, поскольку оно влияет на различные аспекты - умственное, трудовое, физическое и эстетическое. Нравственность предполагает осознание детьми различий между хорошим и плохим, дозволенным и недозволенным, что помогает им развивать навыки правильного поведения. [1, с.318]

Нравственное воспитание дошкольников - это сложный и многосторонний процесс, требующий внимания, терпения и понимания со стороны педагогов и родителей. Однако правильно организованное нравственное воспитание в этом возрасте сможет положить прочные основы для будущего развития ребенка как морально отзывчивой и ответственной личности.

Центральным показателем нравственного развития являются действия и поступки, соответствующие общепризнанным нормам морали и общества. Основу нравственного воспитания составляют общечеловеческие ценности и моральные принципы, сложившиеся за время исторического развития общества. Среди них можно выделить честность, справедливость, порядочность, уважение, гуманизм, трудолюбие и другие.

С развитием общества появляются новые ценности и правила поведения, такие как интернационализм, уважение к государству, законам, патриотизм, гражданский долг и другие. Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако именно в детстве заложены основы для этого процесса. [3, с.429]

Дети получают первоначальные навыки нравственного воспитания в семье под влиянием семейных ценностей, жизненного опыта и примера родителей. Поэтому особенно важно уделять внимание формированию нравственных чувств и качеств на ранних этапах развития. Важную роль играет также эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется уже к 5 годам и способствует развитию любви к близким людям.

При воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать их индивидуальные особенности, поощрять навыки бытового общения, семейного труда и взаимопомощи. Важно помогать детям понимать авторитет взрослых, выполнять их требования и уважать старших. Это поможет сформировать у них понимание важности послушания и уважения к окружающим.

Основные принципы нравственного воспитания дошкольников:

1. Принцип примера. Взрослые являются образцом для подражания детям. Их поведение, речь, поступки, моральные установки и ценности оказывают сильное влияние на формирование моральных принципов у малышей.

2. Развитие эмпатии. Важно обучать детей пониманию чувств других людей, способности сопереживать и помогать окружающим. Эмпатия является основой морального поведения и способствует построению гармоничных отношений.

3. Создание атмосферы доверия и уважения. Для успешного нравственного развития необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, понимаемым и уважаемым. Важно поддерживать позитивное взаимодействие между детьми и взрослыми.

4. Обучение саморегуляции и принятия решений. Дети должны учиться контролировать свои эмоции, размышлять о последствиях своих поступков и принимать взвешенные решения. Это поможет им развить ответственное поведение. [5, с.184]

Методы нравственного воспитания дошкольников:

1. Проведение бесед и историй. Через беседы о доброте, толерантности, честности и других моральных ценностях дети учатся понимать важность правильного поведения.

2. Игровые ситуации. Игра является эффективным способом воспитания. Через ролевые игры дети могут экспериментировать с различными ситуациями и осознавать их моральные аспекты.

3. Поощрение добрых поступков. Похвала за проявление добрых поступков и поощрение за участие в волонтёрских мероприятиях способствуют формированию позитивных моральных ценностей.

4. Создание осознанного окружения. Важно окружать детей позитивными образцами, литературой и мультимедийными материалами, способствующими формированию моральных убеждений.

5. Обучение через моделирование. Взрослые могут моделировать желаемое моральное поведение, демонстрируя детям, как правильно вести себя в различных ситуациях. Это поможет детям понять, какие действия являются приемлемыми и поощряемыми. [4, с.602]

6. Разгадывание моральных дилемм. Проведение обсуждений моральных дилемм поможет детям развивать критическое мышление, умение анализировать ситуации и действовать с учётом моральных норм.

7. Воспитание ответственности. Передача детям ответственности за свои поступки и их последствия помогает им осознать свою роль в обществе и взаимоотношениях.

Важность нравственного воспитания в дошкольном возрасте заключается в том, что нравственное воспитание в дошкольном возрасте является основой для формирования личности ребёнка и определяет его дальнейшее развитие. Дети, которые получают качественное моральное воспитание, обычно проявляют более развитую социальную компетентность, уважение к окружающим и умение решать конфликты мирным путем.

Поэтому важно создавать благоприятную образовательную среду, где нравственные ценности являются основой общения и воспитания. Родители, педагоги и другие взрослые, работающие с детьми, имеют ключевую роль в формировании у детей понимания моральных норм и ценностей. Нравственное воспитание дошкольников необходимо для создания гармоничного общества, где каждый человек уважает других, ценит порядок и правила взаимодействия. Сегодняшние дети - будущее общества, и их моральное воспитание - залог процветания и развития нашего мира. [2, с.920]

Таким образом, нравственное воспитание дошкольников играет ключевую роль в формировании личности и подготовке детей к жизни в обществе. Этот процесс требует внимания и участия со стороны родителей, педагогов и других взрослых, которые выступают в качестве образцов для малышей. Важно обучать детей этическим принципам, помогать им развивать социальные навыки и укреплять понимание ценностей. Применение различных методов, таких как обучение через игру, моделирование желаемого поведения, обсуждение моральных дилемм и формирование ответственности, способствует эффективному нравственному воспитанию. С учетом важности этого аспекта для общества в целом, стоит уделить особое внимание вопросам развития моральных убеждений у детей с самого раннего возраста. Обеспечивая детям поддержку, понимание и правильное направление в области нравственного развития, мы помогаем им стать гармоничными, добрыми и ответственными членами общества. Работа в этом направлении - инвестиция в будущее и создание благополучного общества, основанного на ценностях доброты, толерантности и уважения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2018. - 318 с;

2. Вера, Васильевна Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников / Вера Васильевна Малова. - М.: Владос, 2016. - 920 с;

3. Вульфсон, Б.Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания: Страницы истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Л. Вульфсон. - Москва: Машиностроение, 2017. - 429 с;

4. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2016. - 602 с;

5. Савченко, В.И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2022. - 184 c.

Sazhina V.V., Gazizova F.S.

Sazhina V.V.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

Gazizova F.S.

Kazan Federal University (Elabuga, Russia)

MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL AGE AND FORMATION OF THEIR MORAL VALUES

Abstract: the article examines the importance of moral education in preschool age, analyzes the main approaches and methods used in working with young children, and highlights effective strategies for the formation of moral values among preschoolers. Special attention is paid to the influence of the environment on the moral development of children and the role of teachers and parents in this process.

Keywords: moral education, preschool age, educational environment, ethical principles, socialization, behavior modeling, moral values, game techniques, development of social skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.