Научная статья на тему 'Нравственное сознание будущего учителя: анализ состояния с позиции этики пользы и этики блага'

Нравственное сознание будущего учителя: анализ состояния с позиции этики пользы и этики блага Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Позднякова О. К.

В статье обосновывается необходимость выявления в педагогическом вузе состояния нравственного сознания будущего учителя с позиции этики пользы и этики блага. Приводятся результаты проведенного автором исследования ориентированности студентов на благо или на пользу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral Perception of the Future Teacher: Analysis of the State from the Ethics of Use and Ethics of Welfare View

The article proves the necessity to demonstrate the state of moral perception of a future teacher from the position of ethics of use and ethics of welfare at teachers training higher educational institutions. The data of survey of the students' directivity to welfare or use conducted by the author is given

Текст научной работы на тему «Нравственное сознание будущего учителя: анализ состояния с позиции этики пользы и этики блага»

Цит. по: Безлепкин Н. И. Философия языка в России : К истории русской лингвофилософии.; С. 20.

10 Там же. С. 42.

11 См.: Горшков А. И. А. С. Шишков и его «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (К 250-летию со дня рождения) / А. И. Горшков // Рус. яз. в школе. 2004. № 1. С. 100.

® См. . Безлепкин Н. И. Философия языка в России : К истории русской лингвофилософии. С. 53.

** См.; Безлепкин Н. И. Философия языка в России; опыт историко-теоретической систематизации. СПб., 1999. С, 23.

14 См.: Безлепкин Н. И. Философия языка в России : К истории русской лингвофилософии. С;. 123.

® Там же. С, 70, 152, 169.

16 Там же. С. 172.

Я Там же. С. 54.

® Там же. С. 41.

® См.: Славяно-русский корнеслов. СПб., 2002. С, 43.

20 См.: Миловатский В. С. Об экологии слова /

В, С. Миловатский. М., 2004. С. 7, 15.

21 См.: Колесов В. В. Указ. соч. С. 199.

Поступила 01.06.06.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ С ПОЗИЦИИ ЭТИКИ ПОЛЬЗЫ

И ЭТИКИ БЛАГА

О. К. Позднякова, доцент кафедры педагогики Самарского государственного педагогического университета

В статье обосновывается необходимость выявления в педагогическом вузе состояния нравственного сознания будущего учителя с позиции этики пользы и этики блага. Приводятся результаты проведенного автором исследования ориентированности студентов на благо или на пользу.

Мораль как особый способ духовнопрактического освоения мира, характеризуя учителя с точки зрения способности жить среди людей, придает его жизнедеятельности изначально самоценный смысл. Мораль санкционирует такие деятельность и поведение, которые одобряются и предписываются обществом, группой. Она обращается к учителю «от имени всех людей, а значит, и от имени его самого»1. Это обращение составляет основу становления учителя как субъекта морали и ведет к развитию его нравственного сознания. В процессе духовно-практического освоения социальной и педагогической реальности вырабатываются нравственные представления и моральные понятия, являющиеся структурными компонентами нравственного сознания будущего учителя. Отражая существующую реальность, отношения между субъектами образования и между людьми, нравственное сознание преобразует ее и на этой основе конструирует новую действительность, в которой проживают и учитель, и учащие-

ся. Преобразование и конструирование новой реальности сопровождаются возникновением новых отношений, пространство которых и есть мораль.

Научная и практическая деятельность преподавателя педагогического университета в конечном счете направлена на совершенствование педагогической практики. Это выражается не только в подготовке студентов к профессио-нально-педагогической деятельности, но и в формировании у них нравственного сознания. Добро, справедливость, ответственность, честь, достоинство учителя приобретают смысл лишь во взаимодействии с учащимися, основанном на признании и принятии педагогом школьника как своего-другого.

Интерес для нашего исследования представляет определение того, на что ориентировано нравственное сознание будущего учителя: на положительно значимое, каким оказываются «практичность, распорядительность», или на благо. Ответ на этот вопрос мы получим, если осмыслим состояние нравственно-

© О. К. Позднякова, 2006

го сознания будущего учителя с позиции этики пользы и этики блага.

Центральным понятием и в этике пользы, и в этике блага является понятие добра. В первом случае добро понимается как польза, во втором оно синонимично благу. Проблема статуса добра, как отмечает Р. Г. Апресян, имеет не только аксиологический, но и структурно-нравственный аспект — в особенности в отношении долга. Суть этико-тео-ретической антитезы добра и долга заключается в проблеме приоритета в морали ценностного или императивного начала. Согласно одной тенденции основополагающим в морали служит понятие добра, согласно другой — понятие должного2.

Изучение нравственного сознания будущего учителя с позиции этики пользы дает нам представление о том, понимает ли студент пользу как пользу для себя и пользу для другого в их единстве и взаимосвязи или как пользу только для себя. Польза как относительная ценность становится нравственной ценностью тогда, когда деятельность учителя не просто отвечает его интересам, обеспечивает достижение поставленных им целей с наименьшими затратами, но и соответствует интересам учащихся, общества. Если учитель думает о пользе только для себя, тогда отношения между субъектами образования становятся обособленными. Такие отношения порождают отчуждение учителя от учащихся, а учащихся от учителя. Последний в данном случае «проживает» исключительно в сфере сущего (позиция прагматика), он не нуждается в идеале и «выводящих за рамки ситуации ценностных основаниях своих действий. Поэтому, какими бы ни были результаты усилий прагматика, их моральная сторона, с этической точки зрения, не вызывает доверия»3.

Деятельность учителя многообразна, как многообразны и цели, которые он достигает. Вместе с тем цель выступает для человека как благо, поскольку цель есть то, в чем он испытывает не-

достаток, к чему стремится. Последняя цель — это высшая цель. Только в ее перспективе приобретают смысл и поддаются оценке все прочие цели. В свое время Аристотель, обратившись к проблеме блага, подчеркнул: «.. .если у того, что мы делаем, существует некая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все цели мы избираем ради иной цели (ибо уйдем в бесконечность)... то ясно, что цель эта есть собственно благо, т. е. наивысшее благо»4.

Любой человек живет сознательной жизнью, исходя из собственного представления о благе. Дело не в расшифровке того, что является высшим благом для человека (наслаждение, счастье, польза, радость познания и т. д.), а в том, что каждый должен иметь абсолютную точку опоры. «Бесконечность целесред-ственного ряда, как и потребность завершить его некой самодостаточной целью, ориентация на высшее благо существенным образом связаны со спецификой человека, его особым местом в мире»5.

Заметим, что натуральные блага могут и должны быть «конвертируемы» в нравственную ценность. Такая «конвертация» становится возможной тогда, когда субъект готов не только получать благо для себя, но и обеспечивать его другим. Нравственные ценности «разворачивают» сознание учителя не только к своим интересам, но и к интересам другого — ученика. В этом, с нашей точки зрения, и заключается суть этического принципа конвертируемости натурального блага, сформулированного Ю. А. Шрейдером: «То, что в отношении себя является лишь натуральным благом, будучи направленным на других, конвертируется в моральную ценность»6.

Благо не присуще человеку изначально, оно создается им самим. Человек является строителем своего бытия и блага. «Моральный порядок всей личностной жизни, — пишет Н. Гартман, — согласно иерархии ценностей есть объективный идеал блага»7. Такой идеал фор-

мируется у студентов в процессе обучения в вузе. В современной социальной ситуации им является идеал культурного человека, в котором сопрягаются информированность, образованность и воспитанность. Именно он предстает как цель высшего порядка, к которой необходимо стремиться. «Если существует только какая-то одна совершенная (и конечная) цель, она будет искомым (благом), если же целей несколько, то искомое (благо) — самая из них совершенная»*,;

Благо есть своего рода моральное требование, предъявляемое и к современному учителю. «Это долженствование бытия в нем является строго всеобщим... Содержание блага как принципа остается как раз неопределенным. В случае высшей всеобщности основного требования оно остается в то же время способно к высшей и ничем не ограниченной индивидуации»9.

Соотнесение идей Аристотеля с идеями Н. Гартмана о благе показывает, что их взгляды не различаются в той части, которая относится к благу как к высшей цели, становящейся ценностью цели. Не входит это в противоречие и с положениями этической науки о том, что одну из особенностей нравственного сознания человека, учителя составляет всеобщность его представлений, что долженствование (долженствование бытия в благе, по Н. Гартману) есть специфический способ существования морали, которую мы не отождествляем ни с каким позитивным требованием.

Следует отметить, что изучение нами состояния нравственного сознания будущих учителей с точки зрения выявления его ориентированности на благо или на пользу имеет значимые различия с исследованием Л. В. Вершининой состояния ценностного сознания первокурсников с позиции этики долга и этики добродетелей10.

Наше исследование проводилось на базе института иностранных языков Самарского государственного педагогического университета. Для эксперимен-

тальной работы были отобраны 107 студентов I курса.

Опираясь на работы Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова, А. В. Разина, Ю. А. Шрейдера и других ученых, мы вычленили такие аспекты пользы и блага, которые могут быть представлены в качестве их характеристик или образующих содержания пользы и блага.

Обратимся к количественным данным, полученным в результате обработки ответов студентов на предложенное им в анкете суждение: «В данный момент жизни главным для Вас является ориентация на...». Исследованием выявлена следующая иерархия ориентаций студентов: 1) образование; 2) познание; 3) успех; 4) совершенство; 5) удовлетворение собственного интереса; 6) эффективность в делах; 7) повышение социального, профессионального статуса; 8) добро; 9) красота; 10) средства достижения статуса (цели деятельности И Т. д.).

Ответы расположились между 1-м и 10-м рангами, и лишь образование — между 1-м и 9-м.

Данные характеристики были распределены по двум блокам. Блок блага составили познание, образование, красота^ добро, совершенство. В блок пользы вошли повышение социального, профессионального статуса, средства достижения статуса (цели деятельности и т. д.), успех, эффективность в делах, удовлетворение собственного интереса.

Осознавая тот факт, что всякая действующая мораль говорит о благе как о чем-то известном и подразумевает при этом некую определенность, частную ценность, которую она считает единственной и высшей, мы тем не менее сделали попытку вычленить аспекты блага. Так, образование и познание суть благо, поскольку они, будучи значимы для первокурсников, ценны для них. Как подчеркивает Н. Гартман, «ценности — насколько они вообще имеют отношение к тем или иным положениям дел — это „условия возможности11 благ»11. Добро в

этике блага синонимично благу. Совершенство, по Лейбницу, есть благо, которое не может не быть связано с красотой.

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что студенты более ориентированы на благо (1,2, 4, 8, 9-й ранги), чем на пользу (3, 5, 6, 7, 10-й ранги).

Характеристики блага и пользы

Благо

Ранг

Польза

Ранг

Познание 1 Повышение социального, профессионального статуса 7

Образование 1 Средства достижения статуса (цели деятельности и т. д.) 10

Красота 9 Успех 3

Добро 8 Эффективность в делах 6

Совершенство 4 Удовлетворение собственного интереса 5

Рассматривая благо как нечто, обладающее позитивной ценностью, мы утверждаем, что такими позитивными ценностями для будущих учителей являются ценности образования и познания, реализация которых приводит (должна привести) к успеху, составляющему одну из относительных ценностей и характеризующему пользу. Успех — это не просто личное достижение, а подтверждение того, что студент справился с ситуацией, например с ситуацией поступления в педагогический вуз.

Факт того, что ориентация студентов на благо преобладает над их ориентацией на пользу, дает нам основание утверждать, что отношения студентов с людьми не есть отношения обособленных, отчужденных, использующих друг друга индивидов. Факт такого преобладания блага над пользой делает возможным решать проблему, с которой столкнулась современная этика. Проблема заключается в том, что традиционная этическая категория блага оказалась за пределами самой морали. Этика сосредоточилась на вопросе о том, как в условиях распространяющегося в обществе мнения, что жизнь человека есть его личное дело, при имеющихся различиях в жизненных ориентациях, в тех ценностях, которые определяют цели личностного бытия, можно все-таки жить сообща12, В центре внимания сегодня профессиональная, а точнее корпоративная, этика, этика правил. Как результат, реанимиро-

ванная в XVII и XVIII столетиях точка зрения Аристотеля о том, что «человеческое благо представляет собой деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько — то сообразно наилучшей и наиболее полной и совершенной»11, приходит в забвение.

Ранжируя по субъективной для себя значимости характеристики, относящиеся к благу, будущие учителя осуществляют их отбор «по принципу высоты» — в рамках ценностного многообразия, которое представлено в наличной ситуации, т. е. они осуществляют «такой отбор, который не может быть произведен один раз в жизни... он всегда должен производиться в корне по-новому, исходя из всегда живого ценностного чувства, для которого не может быть никакой схемы и которое не может быть облегчено никакими предписаниями или жизненными правилами... „более высокая ценность14 как раз более ценна и представляет собой то, что в строгом смысле является большей „ценностью11, перед которой блекнет ценность, занимающая более низкое положение»14.

Такими «более высокими ценностями», перед которыми блекнут другие ценности, являются для будущих учителей ценности образования и познания. Перед благом блекнет и польза, которая, естественно, отвечает интересам студента. Мы полагаем, что между интересами студентов и других людей отсутствует какой-либо конфликт, по-

скольку польза для них — не ведущий критерий оценки действий и поступков другого человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гусейнов А. А. Этика : учеб. для вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М., 1998. С. 276.

2 См.: Этика : энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М., 2001, С. 114.

3 Гусейнов А. А. Указ. соч. С. 325.

4 Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. М., 1983. Т. 4. С. 54—55.

Гуссйппв А. А. Указ. соч. С. 16.

6 Шрейдер Ю. А. Этика / Ю. А. Шрейдер. М., 1998. С. 39—40.

I Гартман Н. Этика / Н. Гартман. СПб., 2002.

С.381.

8 Аристотель. Указ. соч, С, 62.

? Гартман Н. Указ. соч. С. 381.

10 См.: Вершинина Л. В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ) : моногр. / Л. В. Вершинина. М., 2005.

II Гартман Н. Указ. соч. С. 179.

12 См.: Разин А. В. Этика ; учеб. для вузов / А. В. Разин. М., 2003.

® Аристотель. Указ. соч. С, 64.

14 Гартман Н. Указ. соч. С. 378.

Поступила 05.07.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.