Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / УВАЖЕНИЕ / ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харламова Т.В.

В данной статье рассматривается чтение художественной литературы как один из способов формирования нравственности у обучающихся вузов. Проанализированы основные рабочие понятия исследования, а именно понятия нравственности и уважения.Рассмотрены особенности формирования нравственности в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена практика реализации нравственного развитияобучающихсяпри изучении иностранного языка в виде проведения читательской видеоконференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S MORAL DEVELOPMENT WHILE READING OF FICTION DURING FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article deals with the reading of fiction as one of the ways of students’ formation of morality. The main research concepts, morality and esteem, are analyzed. Peculiarities of students’ formation of morality during foreign language lessons are considered. The practical experience of students’ formation of morality in the form of the videoconference is shown in the article.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.4

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА STUDENT'S MORAL DEVELOPMENT WHILE READING OF FICTION DURING FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Харламова Т. В., магистрант Научный руководитель: Морозова А. Л., канд. пед. наук, доцент Одинцовского филиала МГИМО МИД России, Московская обл., г. Одинцово harlamovataisia@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается чтение художественной литературы как один из способов формирования нравственности у обучающихся вузов. Проанализированы основные рабочие понятия исследования, а именно понятия нравственности и уважения.Рассмотрены особенности формирования нравственности в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена практика реализации нравственного развитияобучающихсяпри изучении иностранного языка в виде проведения читательской видеоконференции.

Ключевые слова: нравственность, уважение, чтение художественной литературы, воспитание и обучение.

Abstract. The article deals with the reading of fiction as one of the ways of students' formation of morality. The main research concepts, morality and esteem, are analyzed. Peculiarities of students' formation of morality during foreign language lessons are considered. The practical experience of students' formation of morality in the form of the videoconference is shown in the article.

Key words: morality, esteem, the reading of fiction, education and instruction.

Социальный заказ современного общества заключается в том числе в воспитании высоконравственной, всесторонне развитой, творческой личности, способной к успешной коммуникации. Нравственное развитие особенно важно для обучающихся высших учебных заведений, так как ситуация, когда в одной группе учатся представили разных национальностей, культур и религий, становится характерной для современного мира. Поэтому очень важно говорить о таких стабильных векторах как взаимоуважение и семейные ценности, которые являются ключом к формированию нравственности. В связи с этим одной из главных задач воспитания и обучения является формирование нравственности у обучающихся.

Проблему нравственности в разное время изучали российские ученые: Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. В. Розанов, Т. А. Костюкова, Т. Д. Шаповникова, А. Л. Морозова, Т. М. Горбачева, М. Хоффман и др. Авторы справедливо относят нравственную культуру человека к одной из наиболее важных категорий свободной самобытной личности и под нравственностью понимают систему духовных, внутренних качеств и этических норм, которыми человек руководствуется в обществе. Более того, указзанные ученые справедливо считают, что вконтексте нравственности необходимо говорить о взаимоуважении, так как именно оно выступает важным аспектом в процессе формирования нравственной современной личности.

Укажем, что существует несколько определений понятия «уважения». В данном исследовании нам импонирует позиция Т. Ф Ефремовой, которая считает, что уважение подразумевает признание-важностии значимости чего- или кого-либо [5]. В условиях обучения в высших учебных заведениях нравственные качества и взаимоуважение обучающихся выступают гарантом комфортной, доброжелательной атмосферы, располагающей к плодотворной работе [11, с. 378]. На занятиях по изучению иностранного языка это особопроявляется, так как образовательныйпроцесс основывается в первую очередь на коммуникации [12, с. 6]. Проявление студентами таких нравственных качеств, как уважение своих и чужих культурных ценностей, чувство такта, соблюдение этических норм, сделает обучение иностранному языку комфортным и эффективным.

Напомним, что при изучении иностранного языка чтение художественной литературы на языке оригинала является неотъемлемой частью учебного процесса. Чтение, безусловно, стимулирует речевую деятельность, развивает культуру речи, а также формирует фоновые знания о стране изучаемого языка и ее культуре. Кроме того, чтение - неиссякаемый источник нравственных идеалов. Классическая художественная литература, по мнению М. Б. Казачковой, знакомит студентов с такими вечными понятиями, как дружба, любовь, предательство, зависть, трусость и их проявлениями в реальной жизни [6, с. 26]. Именно литература дает наглядное представление о последствиях тех или иных действий, иными словами, показывает, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло [3, с. 115]. Классическая литература побуждает читателя к рефлексии, то есть к размышлению и анализу собственных чувств и переживаний. Чтение произведений мировых классиков закладывает прочные основы нравственности, что формирует у обучающихся способность к эффективной коммуникации.

Далее логичным представляется рассмотреть практику реализации нравственного развития обучающихся высших учебных заведенийна примере проведения читательской видеоконференции среди студентов магистратуры 1 курса факультета лингвистики по направлению подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» Одинцовского филиала МГИМО МИД России. Видеоконференция на тему «Проблемы нравственности в классической английской и русской художественной литературе» в рамках дисциплины «Иностранный язык: практикум по культуре речевого общения» проводилась 26 марта 2020 года посредством компьютерной программы Zoom (Идентификатор конференции: 791 356 850). Организатор конференции - кандидат педагогических наук, доцент МГИМО А.Л. Морозова. В этой конференции магистры обсудили вопросы нравственно-сти,взаимоуважения, семейных ценностей, которые выступают важным аспектом в процессе формирования нравственности современной личности. В ходе конференции были рассмотрены произведения как русской, так и английской классической литературы, ведь процесс иноязычного образования необходимо осуществлять в диалоге двух миров - мира иностранной и мира родной культуры [12, с. 8]. Человек может уважать чужие культурные ценности только при условии, что он осознает и ценит особенности своей собственной культуры. Поэтому при развитии культуры иноязычной речи важно одновременно рассматривать художественные произведения русской и английской классической литературы, сравнивать особенности восприятия мира двух культур и то, как они транслируют нравственные идеалы.

В ходе конференции магистранты выступали с докладами о выбранном литературном произведении. После каждого выступления они рассуждали на английском языке о сюжете произведения, его морали, нравственных идеалах, о том, как автор раскрывает характерные особенности героев. После чего обучающиеся рассматривали стилистические приемы и средства выразительности, которыми автор пользовался при написании произведения. По итогам каждого выступления студентам предлагалось провести рефлексию и рассказать о собственных мыслях, выразить согласие или несогласие с действиями героев и точкой зрения автора.

В процессе обсуждения произведений были затронуты труды русских и зарубежных литературных классиков, когда магистранты сравнивали культуру, традиции и обычаи русской и английской культур, выявляли особенности восприятия мира представителей этих культур, а также с точки зрения лингвистов рассматривали то, каким образом культурные различия отражаются в языке и стиле написания произведений. Акцент на нравственность присутствует практически в каждом произведении русской классики. Среди русских классических литературных произведений студенты проанализировали на английском языке творчество таких великих писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, А. П. Чехов.

Среди представителей английской классической литературы на видеоконференции обсуждались произведения Уильяма Шекспира, Джейн Остин, Шарлотты Бронте, Оскара Уальда, Джона Гол-суорси, Уильяма Теккерей, Уилки Коллинза, Чарльза Диккенса. Английская классика дает читателям представление об образе «типичного англичанина» (Е. С. Коршунова) [7, с. 99], о культурных ценностях английского общества. В английской литературе особое место занимают правила приличия, этикета, чувство такта и уважения. Традиции и обычаи также играют немаловажную роль в жизни англичан, и знания о них расширяют кругозор читателя и способствуют формированию гармонично развитой личности.В процессе чтения англоязычной художественной литературы читатель усваивает нравственные ценности, так как автор и герои литературных произведений транслируют нравственные идеалы [2, с. 152]. Обсуждение произведений позволяет студентам осознать эту информацию и трансформировать ее в собственные этические установки и нормы поведения.

По итогам видеоконференции студенты попытались сравнить культурные особенности русского и английского общества. Магистранты пришли к мнению, что, невзирая на фактические различия в менталитетах, человеческие нравственные идеалы едины для представителей обоих культур. И в английской, и в русской культуре в людях ценятся такие внутренние качества как доброта, терпимость, ответственность, сострадание, милосердие, патриотизм, верность семейным ценностям. Более того, обе культуры основаны на христианской религии, поэтому и в русской, и в английской классической литературе религиозный, богобоязненный образ занимает особое место [7, с. 100]. Анализ поступков и образа мыслей подобных героев с точки зрения нравственности, несомненно, способствует развитию духовных и нравственных качеств обучающихся.

В ходе читательской конференции студенты проявили чувство такта и уважение друг к другу, что позволило каждому участнику свободно высказывать собственное мнение, не боясь осуждения и неприятия со стороны аудитории. По итогам видеоконференции можно сделать вывод, что обучающиеся магистратуры 1 курса факультета лингвистики по направлению подготовки «Теория и практика межкультурной коммуникации» Одинцовского филиала МГИМО МИД России в целом положительно относятся к обсуждению вопросов нравственности и уважения, раскрываемых в художественной литературе. Видеоконференция на тему «Проблемы нравственности в классической английской и русской художественной литературе» показала, что в процессе чтения художественной литературы за-

ложен потенциал воспитания нравственности. В ходе конференции студенты показали себя начитанными людьми, способными к рефлексии.

Человек во все времена стремился к нравственным идеалам. Отступление от них всегда приводит к плачевным результатам. Чтение разнообразной художественной литературы знакомит читателей с различными жизненными сценариями и позволяет избежать фатальных ошибок в реальной жизни. Чтение и анализ произведений художественной литературы способствуют формированию собственного нравственного и духовного опыта читателей. Посредством чтения человек осваивает базовую, социально значимую информацию, составляющую основу нравственной личности. Художественная литература представляет собой неисчерпаемый образовательный ресурс, в котором с разных сторон раскрыты значимые для общества внутренние человеческие качества. Нравственные идеалы, заложенные в художественных произведениях, формируют гармоничную личность и становятся основой ее внутреннего мира.

Библиографический список:

1. Бахчиева, О. А. Подходы к определению понятия нравственности / О. А. Бахчиева // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 147-153.

2. Брюхова, Н. Г. Нравственное развитие как ценностный ориентир и необходимое условие для обретения молодыми людьми личностной зрелости / Н. Г. Брюхова // Система ценностей современного общества : сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции ; под общей редакцией С. С. Чернова. - Новосибирск : Издательство НГТУ, 2012. - С. 151-155.

3. Горбачева, Т. М. Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертация кандидата психологических наук / Горбачева Татьяна Михайловна ; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2008. - 234 с.

4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва, 2009.

5. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка : толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Русский язык, 2000.

6. Казачкова, М. Б. Формирование нравственной безопасности учащихся / М. Б. Казачкова // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 1. - С. 24-31.

7. Коршунова, Е. С. «Типичный англичанин» как литературный образ / Е. С. Коршунова // Омский научный вестник. - 2011. - № 3-98. - С. 98-101.

8. Морозова, А. Л. Актуальные проблемы воспитания обучающихся / А. Л. Морозова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2018. - № 2 (2). -С. 37-41.

9. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9.

10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд. - Москва : Высшая школа, 1993. - 944 с.

11. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.

12. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2005. - 239 с.

13. The problem of interaction of secular and religious components in education / T. D. Shaposhnikova, T. A. Kostyukova, R. I. Zianshina [and etc.] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 2019. - С. 789-795.

УДК 159.922, 612, 373.3

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ADAPTATION OF FIRST GRADERS TO TRAINING IN SCHOOL IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF EDUCATION

Сидоров С. С., ст. преподаватель Чанчаева Е. А., д-р филол наук, профессор ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск sidorovss10@mail.ru, chan.73@mail.ru

Аннотация. Проблема адаптации детей первого года обучения в период изменения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.