ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧЕНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Абдуллаев А.Х.
Абдуллаев Акбар Хикматович - кандидат технических наук, заведующий кафедрой, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту. «Восприятие, осмысливание красоты - это основа, стержень эстетического образования, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному». Если великие художники нарисовали и творили чудеса своими кистями - Леонардо да Винчи «Джоконда», Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Серов «Девочка с персиками», то И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен и другие великие композиторы творили невозможное своими произведениями. Ключевые слова: педагогика, изобразительное искусство, музыка, урок рисование, воспитание, умение, модернизации системы образования.
УДК 781
Алишер Навои высоко ценил человеческий разум и науку: «знания и мудрость -украшение человека». Он определяет, что знание является фактором спасения человечества и народа от невежества и гнева. С помощью идей, выдвинутых в своих произведениях, ученый призывает людей быть умными и образованными. Мыслитель утверждает, что получение знания каждого человека является обязанностью.
Эстетическое воспитание в единстве с нравственным, трудовым и физическим развитием. «Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства», - писал В.А. Сухомлинский. В настоящее время процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением как отечественной, так и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности [1-14].
Художественно-эстетическая деятельность - это специфическая для детей деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть свои способности, возможности, увидеть продукт своей деятельности - рисунки, поделки. В этой деятельности он может реализовать себя как творческая личность. Многим людям не хватает умения видеть красоту в повседневной жизни, создавать ее самим, чувствовать прекрасное и воспитывать эти умения в своих детях. Для нас, педагогов, решение этой проблемы стоит на первом месте. Ведь от того, как педагог смотрит на жизнь, искусство, природу зависит, как будут смотреть на все это его дети, воспитанники. Перед нами очень остро стоит задача заметить и развить у детей не только умение видеть и ценить прекрасное, но и систематически развивать и совершенствовать творческие, изобразительные способности детей. Важнейшая задача эстетического воспитания -научить ребенка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в самом себе. Одним из важнейших условий решения этой задачи является глубокое интеллектуальное развитие человека.
Прежде всего, урок должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественной форме, является сущностью самого искусства. «Эстетическое
воспитание начинается не на лекции по эстетике - там оно заканчивается. Оно начинается не в картинной галерее, и не в театре, и не на симфоническом оркестре -там оно развивается, расширяется, укрепляется. А начинается оно там, где возникает ассоциативная фантазия, без которой ни в одно произведение искусства нельзя проникнуть... Педагогический коллектив стремится к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка - умственный и физический труд, творческие отношения, дружбу, любовь - проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь. Одна из существенных задач урока рисования - это воспитание умения видеть в окружающем мире красоту, и учитель должен учить детей наблюдать, видеть и слышать. Вот некоторые приемы, используемые мною на уроках изобразительного искусства. Мир, в котором мы живем, - огромный, бесконечный, сложный. Но человек всегда стремиться создать свой мир, добрый, уютный, где бы он чувствовал себя в безопасности, где бы ему было хорошо и спокойно. Ребенок живет в огромном, реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Со временем он изучит, познает, рассмотрит, как следует, примет его со всеми сложностями и противоречиями.
Красота - эта первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром искусства. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, -увидел и изумился, и начал создавать новую красоту», - так прекрасно и вдохновенно написал В.А. Сухомлинский. Показать детям внутреннюю красоту трудящего человека, человека, который своим трудом приносит пользу, педагог просто обязан. «Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем -счастьем творчества». Зеркалом мысли и чувств являются глаза. Какую бы картину мы не рассматривали, я всегда обращал внимание детей на глаза человека, образ которого воплотил в своем произведении художник.
Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки. Волшебной силой обладает музыка, которая выражает тонкую красоту природы. На уроке рисование можно использовать музыку с клипами, показывая красивую картинку, чтобы дети, услышав музыку и увидев какую-либо картинку, могли приставить себе ту или иную картинку. Настоящий воспитатель - человек широкого эмоционального диапазона, который глубоко переживает радость и печаль, горести и тревогу, возмущение и гнев. У каждой песни есть свое начало, но истоки песен надо искать в сердце человека. И слово тоже начинается в сердце. Чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, окружающего мира, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет. Счастье видеть мир и рассказать о нем людям! Умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия - все это наполняет сердце и душу великим счастьем!
Список литературы
1. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // № 3(66),
2021. ACADEMY. 57-60 стр.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 58-61.
3. Холикова М.К. Совершенствование процесса обучения музыкальной культуре в школе // Academy. № 2 (65), 2021.
4. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 478 с.
5. Каюмов И. Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.
6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 59-62.
7. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности // Проблемы науки. № 1 (60), 2021. Стр. 46-48.
8. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
9. Saidiy S. Conseption of militariy musical instruments in the temurid era // Европейский журнал молекулярной и клинической медицины, 2020. 7:7. Стр. 7002-7010.
10. Саидий С. Влияние музыки на личность и психику ребёнка // Вестник интегративной психологии Вып. 19, 2019. 217-220 с.
11. Саидий С. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии. 21, 2020. 327-329 с.
12.Азимов А.К. Психология и пение: взаимосвязь и особенности // Вестник интегративной психологии. Сборник научных статей, 2020. Стр. 5-7.
13.Абдуллаев А.Х. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии. Вып. 21, 2020. 27-29 с.
14.Мажидов Ш.М. Музыкальное мышление: многоуровневость исследования // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. Вып. 21, 2020. 210-113 с.
15. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование, 2021. № 2 (77). Часть 2 .Стр. 94-97.