LH
s ^
о
LH
< et
LH
# * *
304
Становление творческого самовыражения -длительный процесс,требующий постоянного взаимодействия педагога и ученика, организации художественно-эстетического пространства, включающего не только обучение исполнительству, музыкально-историческим, теоретическим дисциплинам, но и посещение театров, концертов, музеев. Это способствует расширению музыкального кругозора, развитию художественного воображения, формированию художественно-эстетических потребностей, что в итоге стимулирует процессы творческого самовыражения музыканта-ис-полнителя.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М. Ш ы с л ь,1991,- 299 с,
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. СП Бочаров. -2-е изд. - М.: Искусство, 1986. 445 с.
3. Дедюхина О.В. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной
адаптации: дис____канд. лед. наук. - Нижний Hos
город,2005.- 177с.
А. Леонтьев A.N. Деятельность. Сознание. Яич ность. - М.: Политиздат, 1977. - 320 с.
5. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека И Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ПОД ред. Д.А. Леонтьева, 8.Г. Щур.
М.: Смысл, 1997.
6. Малинковская А,8. Класс основного музыкального инсгрумента. Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 "Музыкальное образование". - Mi: Владос, 2005. - 381 с.
7. Мама рдаш в иди М.К. Эстетика мышления. - М.: Московская школа политических исследований, 2ШТ. - Т. 2. - С, 7-54.
8. Мозгот В. Г. Homo muskus: феномен современной реальности: монография. - М.: МПСУ, 2013,-37бс.
9. Прокудин Ю, П., Акулинина, B.C. Творческая самореализация личности как педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал Гау-деамус. - 2011. - № 1 (17). - С, 1 7.
10. Психология музыкальной деятельности: Те ория и практика: учеб. пособие / Д.К. Кирнарс-кая, Н.Й. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. (.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
11. Рыбакова H.A. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: технологический аспект // Образовательные ресурсы и технологии. - 2017. - №4(21). - С. 53-58.
12. Рыбакова H.A. Самоактуализация лреподава теля в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики: монография. - М. : МУИВ, 2017,-132 с.
13. Селезнева Е.В. Грани самоосущестеления: от самоотношения к самореализации: монография. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 404 с.
14. Ухтомский A.A. Интуиция совести. Письма. За писные книжки. Заметки на полях. - СПб.: Петербургский писатель, 1996. - 528 с.
15. Ца га [je л ли Ю. А. Психология музы кал ьно-ис полнительской деятельности: учеб. пособие.-СПб.: Композитор, 2008. - 368 с.
16. Юнг К. Проблемы души нашего времени, - СПб. : Питер, 2019, -336С.
17. Fromm Е. The art of Loving. HarperCollins Publishers & Andrew Nurnderg. 1956. 256 p.
18. Maslow, A, Motivation and personality. New York, 1954.31 p.
19. Maslow, A. Self-actualizing and Beyond H Challenges of Humanistic Psychology. We w York, 1967.
MORAL AND LEGAL CONCEPTS FORMED fN PRIMARY SCHOOL CHILDREN Prokopen ко Gal I na Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Rykunova Alia Mikhaibvna, Senior Lecturer
Department of Pedagogy and Psychology.; Stavropol State Pedagogical Institute (branch), Essentuky
Babayan Angela Vladtslavoma ,DSc of Pedagogical sciences. Professor, Department General Pedagogy and Educational
Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article is devoted to the disclosure of the essence and main characteristics of moral and legal representations formed in primary school students. The article reveals the relevance and necessity of forming moral and legal ideas in younger students. The main moral and legal categories (equality, honor, justice, freedom, responsibility, discipline, and child rights) are listed, and their content is disclosed. The functions of moral and legal education are established.
Keywords; child; primary school student; moral and legal concepts; mora! and legal education; moral categories; moral behavior,
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.64
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена раскрытию сущности и основных характеристик нравственно-правовых представлений, формируемых у учащихся начальной школы. Раскрывается актуальность и необходимость формирования у младших школьников нравственно-правовых представлений. Перечислены основные мораль
УДК 378 ВАК РФ 13.00.01
Ф Прокопенко Г. И., 2020 О Рыкунова А,М„ 2020 О Бабаян A.B., 2020
но-правовые категории (равенство, честь, справедливость, свобода, ответственность, дисциплина, права ребенка), раскрыто их содержание. Установлены фун кции нравственно-правового воспитания.
Ключевые слова: ребенок; младший школьник; нравственно правовые пред ставления; нравственно-правовое воспитание; моральные категории; нравственное поведение.
Многочисленные исследования современных ученых показал«, что для решения насущных проблем образования необходимо глубокое осмысление современной образовательной ситуации, предполагающей раскрытие актуальных потребностей и задач человеческого существования. Качество научных и практических результатов образовательной деятельности зависит от используемых понятий и категорий, применяемых в процессе исследования, конструирования и проектирования образования (11, с.40].
Прогрессивные изменения в социальной жизни российского общества в начале XXI в. вызвали необходимость в формировании нравственно-правовых представлений у обучающихся начальной школы. При этом регулярно попадающие в круг внимания общества факты нарушения прав детей в основных в сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье - не могли не привести к росту преступности несовершеннолетних, распространению наркомании среди детей, безнадзорности и беспризорности. В силу своего возраста и связанных с ним особенностей развития, выражающихся в неполной дееспособности, дети не могут в большинстве случаев самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Формирование нравственно-правовых представлений является важным шагом в системе нравственно-правового воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Сформированные моральные и юридические идеи, а затем знания, убеждения должны быть усвоены, чтобы применять их на практике в разных жизненных ситуациях.
Отечественные педагоги второй половины Х!Х - начала XX вв. К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, М.И.Демков и др. уделяли вопросам нравственного воспитания детей большое внимание [2]. Взгляды прогрессивных педагогов прошлого, как отмечает А.В.Бабаян, включали установки о том, что содержанием нравственного воспитания должна являться общечеловеческая мораль и что воспитание ребенка должно быть направлено на его социализацию, на формирование человека-гражданина, соотносящего свои поступки и мотивы с общественными интересами, руководствующегося идеалами свободы, справедливости и добра |1,с.12].
Анализ научной литературы показал, что нравственно-правовое поведение характеризуется тем, что действия ребенка определяются осознанным выбором определенных действий на основе ценностей и нравственно-правовых знаний, эмоционального и ценностного отношения к ним, имеющегося социального опыта. Ребенок в детстве накапливает нравственно-правовые переживания, которые развиваются в течение жизни в различных видах жизнедеятельности: игре, учебе, работе. Словесная характеристика поступка, реакция взрослых являются основой для усвоения нравственно-право-вых категорий, общечеловеческих ценностей, норм и правил поведения,
В начальной школе к ребенку предъявляются новые требования, в соответствии с которыми он должен не только продолжать усваи-
ПРОКОПЕНКО Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
РЫКУНОВА Алла Михайловна, старший преподава тель
кафедра Педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал), Ессентуки
Б А БАЯНА нжела Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагоги ческий институт, Ставрополь
ш S
О ш
<
С[ ш
# * *
306
вать моральные нормы и ценности, но и выстраивать взаимодействие с учителями, одноклассниками, родителями и другими взрослыми. Впоследствии происходит формирование гуманистической направленности личности, нравственных качеств, морально-правовых ориентаций, формируется система отношений к Отечеству, работе, учебе, с людьми, приобретаются навыки социально приемлемого поведения. Способность выстраивать свое поведение на основе приобретенных знаний и адаптировать их на основе моральных норм постепенно формируется и развивается.
Специфика нравственного поведения заключается в том, что человек выступает объектом и подчиняется моральным требованиям. Моральные нормы должны быть субъективно приняты, осознаны. Правовое воспитание предполагает приобретение ребенком знаний о правах, обязанностях, формирование позитивного отношения к правовому поведению, формирование правовой культуры. Одной из задач нравственного воспитания является построение такого социально позитивного поведения ребенка, при котором морально-правовые идеи,а затем знания становятся эффективным механизмом регулирования поведения.
Содержание нравственно-правовых представлений обучающихся начальной школы предполагает сформированного элементарных знаний прав и обязанностей ребенка, моральных и правовых норм, индивидуальных нравственных качеств и универсальных нравственно-правовых категорий. С точки зрения содержания, нравственные категории - это равенство, честь, справедливость, дисциплина, свобода и др. Эти категории включены как в педагогические, так и в юридические науки [9, с Л 02].
Равенство трактуется как положение людей в обществе, обеспечивающее их равенство перед законом, одинаковые политические и гражданские права и одинаковые обязанности. Равенство - одно из принципов права, означает одинаковую позицию граждан перед законом, т.е. абстракцию врожденных различий в измененных объектах. Эта категория указывает на совладение всего комплекса прав и обязанностей. Равенство подразумевает отсутствие дискриминации, привилегий.
В условиях построения демократического общества равенство имеет особое значение и закреплено в Конституции, законах и декларациях. Равенство отражено в социальной политике государства. Конституционное право
предусматривает формальное равенство между людьми. Важность формального равенства предполагает предоставление всем одинаковых стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, интеллекта и предпринимательства каждого человека. Только закон не может обеспечить равенство, здесь важно регулирование моральными нормами общества.
Равенство с социально-педагогической точки зрения является характеристикой взаимоотношений людей как обладателей одних и тех же материальных, социальных благ. Концепция равенства является одной из ключевых социальных и моральных идей и исторически возникла как альтернатива социальной изоляции человека, его эффективному, экономическому и политическому неравенству. Моральный аспект равенства отражен в моральном принципе: "Делай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой". Эта моральная норма требует, чтобы человек одновременно отождествлялся с другими людьми и осознавал их уникальность. Содержание равенства было особенным и менялось при разработке идей о правах человека.
Важная категория для анализа в морально-правовом аспекте - это честь. Честь рассматривается как совокупность моральных качеств, достойных уважения и гордости, это качества, связанные с пребыванием человека в окружающей среде, социальный, моральный статус человека, включающий самооценку, социальную оценку, мораль, профессиональное достоинство, социальный, вызывающий чувство собственного достоинства или со стороны других. В.И.Игнатовский писал: "Честь - это концепция морального сознания, выражающая публичное признание действий и заслуг человека, его социальных и моральных ценностей, личного авторитета, вызывающих уважение и восхищение" [7, с.16].
В ходе эволюции понимание людьми чести менялось. В рабовладельческом обществе понятие чести распространялось на свободных граждан, в средние века - на определенные классы, при капитализме - на богатых людей, имеющих положение. В настоящее время честь измеряется интеллектуальными, духовными и профессиональными качествами, а также личным достоинством, заслугами и талантами, "Честь - это концепция моральной совести, которая выражает общественное признание деятельности и заслуг человека, его социальных и моральных ценностей, личной власти, вызывающей уважение и восхищение", - указывает В.И, Игнатовский [7, с.26].
Развитию нравственного статуса каждого человека уделяется большое внимание. Моральная заповедь "береги честь смолоду" отражает репутацию доброго имени с детства. Оскорбление чести всегда публично осуждалось, и позже право защищать свои честь и достоинство было закреплено в Конституции. Государство гарантирует право человека на защиту чести и достоинства. В дополнение к гражданско-правовому методу защиты чести и достоинства гражданина существует ответственность за клевету и оскорбление.
Справедливость как научная категория является одной из дискуссионных и рассматривается в этическом, правовом, моральном аспектах. Справедливость считается общей моральной санкцией совместной жизни людей и рассматривается с точки зрения противоречивых желаний, интересов и обязанностей. Широкое значение категории справедливость совпадает с моралью в ее проекции в социальную сферу.
Младшим школьникам важно понимать необходимость совместной деятельности, значение взаимодействия людей, их равенство и, следовательно, эту категорию следует рассматривать через призму уважения к правам человека. Справедливость как универсальный принцип отношений между людьми, народами, государствами служит моральным ориентиром для многих видов человеческой деятельности. Справедливость, будучи моральным, политическим и правовым принципом, устанавливает меру отношений между людьми, гражданами и общественными институтами. Справедливость считается универсальным критерием поведения. Для формирования нравственно-правовых представлений младших школьников важна педагогическая справедливость как способность их учителей быть объективными в отношении к любому ученику, в умении учителей признавать права каждого ребенка и взрослого на уважение его личности.
Ответственность как философско-социоло-гическая категория характеризуется удовлетворением социальных, правовых или моральных требований. Ответственность также отличается необходимостью предоставлять кому-либо отчет о своей деятельности [7]. В.Франкл, исследуя феномен ответственности в рамках экзистенциальной психологии, рассматривал ответственность как одну из "экзистенциальных" форм человеческого существования вместе со свободой и духовностью. На основе многоуровневой модели личностной
саморегуляции ответственность рассматривается как внутренняя саморегуляция зрелого человека, опосредованная руководящими принципами в отношении ценности. Ответственность - это форма саморегуляции и самоопределения, выражающаяся в самосознании причины совершенных действий и их последствий, в осознании и контроле способности действовать, результатов ответственности выступают изменения в мире вокруг нас и в нашей жизни. Ответственность - способность индивида контролировать свои действия в соответствии с социальными, моральными, правовыми нормами и принципами, чувство долга, принятое в обществе или коллективе [6, с. 27].
Ответственность - это способность понимать ситуацию и соответствовать социальной нормативности. В педагогическом аспекте ответственность интерпретируется как способность индивида понять соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым стандартами компании или команды, что приводит к чувству принадлежности к общему делу. Согласно закону, различают несколько форм ответственности: административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную, международно-правовую, уголовную, юридическую. Формирование личности ученика начальной школы невозможно без осознания его личной ответственности, а воспитание ответственности является одной из важных задач, стоящих перед начальной школой [8, с.56].
Следующая моральная категория - дисциплина - обязательна для участников коллективного подчинения установленному порядку, правилам. Поведение человека должно отвечать преобладающим нормам права и морали в обществе. Существует несколько подходов к дисциплине, ее поддержанию. В авторитарной педагогике для поддержания дисциплины использовались различные методы тотального контроля, подчинения, принуждения и насилия. Школьная дисциплина заключается в соблюдении учащимися правил и стандартов поведения в школе и за ее пределами, четком выполнении своих обязанностей и в соответствии с обязательствами.
Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе, проявляется в настойчивости, внутренней организации, ответственности и включает в себя знание принципов поведения и их сознательного осуществления. Знание требований и стандартов
ш S
О ш
<
С[ ш
# * *
308
также является обязательным условием для социализации. Формирование осознанной дисциплины начинается в начальной школе с объяснения ценностей и норм, принципов учащимся, объяснения морально-правовой оценки действий и поведения учащихся 16, с.31].
Не менее важной моральной категорией является свобода. Свобода означает отсутствие ограничений и принуждения^ по отношению к идее воли - способность делать то, что вы хотите. Свобода в общем смысле - это естественное состояние личности, которое характеризуется способностью действовать независимо. Доктрина свободы как естественного состояния человека была разработана еще древними философами. Свобода заключается в способности делать то, что не причиняет вреда другим людям, и это обусловлено принципами морали и морали, интересами общего блага, и рассматривается как личная независимость людей при применении универсально обязывающей нормы. Свобода человека, его воли является частью концепции права и необходимой частью юридического принципа формального равенства. Свобода также может быть определена как тип, форма человеческих отношений, основанная на принципе формального равенства. Пределы свободы устанавливаются законами {уголовным, гражданским, административным, экономическим и другими законами) и нормативными актами, которые устанавливают стандарты поведения людей и ограничивают их действия. Консолидация прав и обязанностей в законе необходима для определения социального поведения человека в границах, не нарушающих права других [9, с.88|.
Следующим компонентом существенной характеристики процесса формирования нравственно-правовых представлений младших школьников являются представления о правах ребенка. Педагогический аспект формирования представлений о правах ребенка играет одну из главных ролей в образовании, поскольку формирует личность человека в соответствии с целями и задачами общества и государства.
Конвенция о правах человека включает как моральные, так и юридические права. Права человека вытекают из человеческой природы; без них человек не может существовать или полноценно развиваться, формировать свои моральные качества и удовлетворять свои духовные и другие потребности. Не только декларируются права {гражданские, политичес-
кие, экономические, социальные, культурные), но также налагаются определенные обязательства. Введение понятия "право на участие" предполагает информирование об их правах и обязанностях; фокусируется на различных системах культурных ценностей. На основании Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации был принят Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Социальная политика в области защиты прав детей направлена на обеспечение физического, морального и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Правами ребенка, закрепленными в законодательной базе Российской Федерации, являются: право на жизнь, право на охрану и укрепление здоровья, право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, право определять отношение к религии, право получать, хранить и распространять информацию, свободное выражение мыслей, право на защиту чести и достоинства, право жить со своей семьей, право на жилище, право на имя, право на образование, право на труд, право на отдых, право на защиту от незаконного вмешательства в неприкосновенность частной жизни, нарушение конфиденциальности переписки. Ребенок имеет не только права, но и обязанности, поэтому необходимо формировать у них представлений о правах и обязанностях в единстве.
У младших школьников необходимо формировать представления о следующих обязанностях: уважать государственные законы, заботиться о родителях, уважать права и интересы других, традиции и культурные ценности, приобретать знания, готовиться к самостоятельной занятости, заботиться об окружающей среде и др. Обязанности можно разделить на обязанности по образовательной деятельности, домашние обязанности, обязанности для взрослых, сверстников, членов семьи [3].
Восприятие нравственных норм включает в себя восприятие моральных принципов и правил (любить людей, делать добро людям, делать то, что вы хотите сделать для себя, помогать другим, заботиться о себе, сохранять достоинство в любой ситуации, признавать равенство всех людей в их правах и обязанностях, быть добрым, уважать родителей и старших, не совершать плохих поступков, быть честными и правдивыми, держать свое слово и т.д.), моральные нормы и правила поведения дома, в школе, в транспорте, на улице, в обще-
ственных местах, а также идеи о правилах общения со сверстниками, родителями, учителями, знакомыми и незнакомцами [3, с.56].
Младшим школьникам целесообразно усваивать представления о моральных качествах человека, которые включают в себя элементарные знания о содержании общих качеств, таких как доброта (моральная и ценностная характеристика человека, включая свойства, которые позволяют человеку делать добро); ответственность (способность человека контролировать свою деятельность в соответствии с социальными, моральными, правовыми нормами и правилами, чувство долга, принимаемое в обществе или команде}, вежливость, честность, дисциплина, порядочность, трудолюбие, а также характеристики мальчиков (смелость, благородство, готовность помочь девочке и ее защита и т.д.) и характеристики девочек (сострадание, терпимость, милосердие и т.д.).
На основе анализа морально-правовых представлений и их важной роли в формировании личности обучающегося начальной школы выделяются следующие функции нравственно-правового воспитания: аксиологическая-проявляется в наличии интереса младших школьников к объективному миру ценностей, вопросам нравственного воспитания; гносеологическая - позволяет осознать и понять себя, мир норм и ценностей, раскрыть сущностные характеристики социальных ролей, усвоить социально позитивные стереотипы поведения; нормативная - отражает развитие у младших школьников морально-правовых норм и правил поведения, на основе которых строится регуляция поведения в области взаимодействия между людьми; адаптивная - предполагает знание моральных и правовых норм, которые помогут успешно адаптироваться младшим школьникам к социальным условиям.
Содержание моральных и юридических представлений, таким образом, представляет собой элементарные моральные и юридические знания, которые включают права и обязанности ребенка, моральные нормы и правила, личностные качества, а также универсальные моральные и юридические категории. Моральные представления являются необходимым условием социально позитивной жизни и образуют основу для формирования правовой культуры, формирования нравственных качеств [10, с.4б|.
Проведенное исследование позволило установить, что процесс формирования нрав-
ственно-правовых представлений у младших школьников сложен, требует постоянных педагогических усилий, охватывающих воспитательные влияния детей во всех сферах жизни, начиная с формирования нравственно-правовых идей, а затем знаний, убеждений, привычек. При этом формирование нравственно-правовых представлений происходит в процессе включения ребенка в мир объективных ценностей и норм, накопления положительного опыта и представляет собой изменение, улучшение идей, уже полученных на моральном уровне. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования морально-правовых представлений, что обусловлено психолого-педагогическими особенностямидетей данного периода.
Литература:
1. Бабаян A.B. Концепция нравственного воспи танин М.И. Д см ков л // Вестник Адыгейского государственного университета, Серия 3. Педагогика и психология. - 2012,- №1. - С, 12-19.
2. Бабаян А.0. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике !! половины Х!Х -начала XX вв. Монография / под ред. Б.Н.Шиянова
- Ставрополь: СКСИ, Пятигорск: РИА - КМ8. 2006.
- 216 С.
3. Беседы по нравственно-правовойтематикедля учащихся 4-7 классов: Метод, рекомендации/сост. Н.Г.Суворова.- М.: НИИШ,2013. - 86с.
4. Бобрышов С.6. К вопросу о построении системы гражданского образования и воспитания // Философия образования. - 2007. - Np3{20). - С. 202-209.
5. Варфоломеева З.С. Индивидуализация обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста /автореф. дисс ... канд. пед. наук. -M., 1998.-18с.
6. Ермолич С.Я. Сущность формирования нравственно-правовых представлений младших школьников // Известия Белорусского государственного педагогического универси тета. - 2011. -№3.-С. 26-31.
7. Игнатовский В.И. 0 единстве нравственного и политического воспитания, - M.: Знание, 2009. • 61 с.
8. Кацубо С.П. Изучаем право. - Минск: Беларус. навука, 2012.-204 с.
9. Методика правового воспитания учащихся: учеб пособие / под ред. А.В.Мицкевича, В.М.Обухова, -М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
10. Саркисова Э.А., Чередниченко А.Ф. Нравствен но-правовое воспитание школьников: Кн. для учителя, - Минск, 2009.-64 с.
11. Шумакова A.B. Сравнительная характеристика пространственного и системного подхода а проектировании современного образовательного процесса // Известия ТРТУ, - 2006. - №1(56). -С40-48.