Научная статья на тему 'Нравственно-правовые основы Торы'

Нравственно-правовые основы Торы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
686
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ ТОРА / УСТНАЯ ТОРА / ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЧАСТНОЕ ПРАВО / WRITTEN TORAH (WRITTEN LAW) / ORAL TORAH (ORAL LAW) / LAW / HUMAN RIGHTS / PRIVATE LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинина Евгения Валерьевна

В настоящей статье рассматриваются основные естественные и гражданские права, декларируемые Торой и нормы, регулирующие сферу частного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and Law Basics of Torah

The article examines the essential natural and civil rights declared by Torah and rules for private law domain regulation.

Текст научной работы на тему «Нравственно-правовые основы Торы»

2.2. НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТОРЫ

Калинина Евгения Валерьевна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные естественные и гражданские права, декларируемые Торой и нормы, регулирующие сферу частного права.

Ключевые слова: Письменная Тора, Устная Тора, право, права человека, частное право

MORAL AND LAW BASICS OF TORAH

Kalinina Evgenia Valerievna, assistant professor, PHD, lecturer of the Chair of the Theory and History of State and Law, Law Faculty, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky

Annotation: The article examines the essential natural and civil rights declared by Torah and rules for private law domain regulation.

Keywords: Written Torah (Written Law), Oral Torah (Oral Law), law, human rights, private law

Как известно, каждая религиозная доктрина несет в себе свод правил, нацеленных на исправление несовершенной природы человека, очерчивающих путь самосовершенствования личности. Зачастую, эти правила сходны в различных конфессиях. Остановимся лишь на некоторых этических и правовых аспектах, позволяющих понять гуманистический посыл иудаизма.

Моральные и правовые установки иудаизма сформулированы, прежде всего, в нормативной части Та-НаХа (Ветхого Завета) - Пятикнижии Моисеевом, и Талмуде. Их рассмотрение целесообразно начать с рубрики, условно названой И.Эпштейном «Права человека».

Право на жизнь. Вопрос о жизни и смерти (пикуах нефеш). Рабби И.Эпштейн1 приводит весьма показательную цитату из Талмуда: «Тот, кто поднимает руку на ближнего, считается злодеем, даже если он не наносит удара» (Талмуд, Трактат Сангедрин, 58).

Ценность человеческой жизни в иудаизме настолько велика, отмечает рабби Й.Телушкин, что, в случае опасности ее гибели, приостанавливается действие практически всех еврейских законов. Данного понимания евреи достигли не только «опытным путем», но исходя из предписания, зафиксированного в Книге «Ваикра» (18:5): «соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив». Талмудисты поясняют эту заповедь следующим образом: «Вы будете жить по ним, а не умирать по ним» (Йома, 85б). Поэтому, например, доставка в шаббат (субботу) тяжелобольного в больницу не считается правонарушением, хотя еврейский закон запрещает управление транспортным средством в шаббат. Напротив, религиозный иудей, отказавшийся оказать по-

1 Epstein, I. Judaism./ I. Epstein - Penguin Books Ltd., Harmondsworth, Middlesex, England, 1959.

мощь при подобных обстоятельствах, должен считаться нарушителем закона2.

«Какой бы опасности ни подвергалась жизнь ближнего, - ссылается рабби И. Эпштейн на слова Талмуда, -тонет ли он или отражает нападение разбойников или дикого зверя, ты обязан помочь ему сам, а в случае невозможности - организовать ему помощь за свой счет» (Трактат «Сангедрин», 73а).

Тем не менее, рабби Й. Телушкин упоминает три случая, когда «еврейское право считает смерть предпочтительнее нарушения закона. Имеются в виду убийство невиновного, сексуальные извращения и идолопоклонство, совершенные по принуждению, даже ради спасения собственной жизни. Однако эти деяния восходят к категории отношений между человеком и Всевышним3, что делает их последствия сакрально более значимыми и далеко идущими, нежели последствия человеческих правоотношений.

Из взаимоотношений Бога и человека, вернее, из истории о сотворении Всевышним Адама, от которого впоследствии происходит бесконечное множество народов, выводится еще один постулат: «кто отнимет одну жизнь, согласно Торе, уничтожает целый мир, а кто спасет одну жизнь, согласно Торе, спасает целый мир» (Мишна, Сангедрин 4:5). Из этого правила следует, замечает рабби Й. Телушкин, «что спасение многих жизней за счет одной невинной не разрешено, поскольку и «многие» не могут быть больше «бесконечности »».

К вопросу о ценности человеческой жизни примыкает заповедь выкупа заложников, даже на средства, собранные общиной для строительства синагоги4.

При рассмотрении договорных отношений, наиболее ощутимый акцент сделан на основах трудового, торгового и брачно-семейного права. Речь идет не столько о количестве норм, регулирующих данные отношения, сколько об экспрессивной форме их изложения и числе повторений. Подобным же пристальным вниманием пользуются и вопросы охраны чести и достоинства личности. Мы остановимся лишь на некоторых аспектах.

Защищая права наемного работника, Тора запрещает любое посягательство на его заработок. «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Ваикра, 19:13), а также: «Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих. В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того [...]» (Дварим 24:14, 15).

Работодатель не имеет права нанимать работников на своих собственных условиях, нарушающих заповеди Торы. Согласно Талмуду, заработная плата устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить работнику его прожиточный минимум, и любая попытка понизить этот уровень считается нарушением еврейского закона.

Рабби И. Эпштейн упоминает также право работника оставить незавершенной свою работу, если его заме-

2 Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии./ Й. Телушкин. - М., 2000. - С. 445-446.

3 Согласно теории иудейского права, практически все правоотношения можно разделить на 2 категории: 1) отношения между человеком и Всевышним и 2) отношения между людьми (прим. -ЕВК).

4 Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории

и религии./ Й. Телушкин. - М., 2000. - С. 444.

Калинина Е.В. НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТОРЫ

на другим работником не наносит ущерба работодателю.

Примечательно, что официальный выходной день, предписанный иудаизмом - шаббат, должен быть предоставлен, не только работникам-иудеям и рабам-иудеям, но и пришельцу, и даже животным (Дварим 5:14).

И, хотя, большая часть библейских норм, регламентирующих трудовые отношения, призвана ограничить произвол работодателей, предписывая помощь неимущим и налагая на зажиточных иудеев обязанность помогать бедным, тем не менее, встречаются также и наставления в адрес недобросовестного работника. Если последний своей медлительностью, нарочито пониженной производительностью или небрежностью не выполняет свою работу надлежащим образом, он подрывает собственнические права работодателя и совершает грех против ближнего и против Бога5.

Среди негативных заповедей Торы мы находим также запрет мошенничества при заключении сделки (Дварим, 25:13-16). В интерпретации данной заповеди Талмудом имеется в виду любой обман, ухищрение или дезинформация между продавцом и покупателем. От последних требуется предельная честность: продавцу запрещается завышать цену, недовешивать товар или придавать товару вид, вводящий покупателя в заблуждение. Покупателю же запрещается использовать в своих интересах затруднительное положение продавца, его беззащитность, неопытность или неосведомленность. К подобным ситуациям, а также к большей части договорных отношений, рабби Й. Те-лушкин относит заповедь: «перед слепым не клади претыкания» (Ваикра, 19:14), имея в виду под «слепым» «всякого, кто не понимает, что у него на пути». Он приводит примеры с торговлей заведомо обесценившимся товаром (если, при этом, покупатель в известность не ставится), произнесение слов любви с одной лишь целью - добиться физической близости. Автор упоминает и еще одну весьма распространенную ситуацию, подпадающую под действие вышеизложенной заповеди - дача советов, вернее, запрет давать совет, исключительно и заведомо в своих интересах, не уведомляя просителя о своей заинтересо-ванности6.

Т.о. эта заповедь, будучи воспринята через призму обязательственного права, запрещает использование в своих целях неопытности, незнания или неспособности другого человека. Запреты такого рода впоследствии встречаются и в римском праве, и в кодексах нового времени, испытавших его влияние (напр., §138 Германского Гражданского Уложения 1896 г.).

Охрана чести, достоинства и репутации человека. Как справедливо заметил рабби И. Эпштейн, библейский запрет клеветы и поклепа трактуется мудрецами Талмуда как закон, одинаково защищающий личность и еврея и чужеземца. Причем, понятие «поклепа» включает т.н. «пыль оговора», т.е. любое недружелюбное замечание в адрес ближнего, высказывание или намек. Даже похвала ближнему осуждается, если она сделана намеренно, с целью спровоцировать присутствующих на недоброжелательный отзыв.

Книга «Ваикра» (19:16) четко запрещает распространение сплетен: «Не ходи сплетником в народе своем».

5 Epstein, I. Judaism./ I. Epstein. - Penguin Books Ltd., Harmondsworth, Middlesex, England, 1959.

6 Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии./ Й. Телушкин. - М., 2000. - С. 427

Имеется в виду распространение нелицеприятной информации (даже если это правда), за исключением ситуаций, когда непременно требуется предоставление всех необходимых сведений (например, рекомендация при приеме на работу). Согласно Талмуду, порочение чужого имени равносильно убийству (Арахин, 15б)7. По мнению мудрецов, невозможно исправить вред, причиненный словами8.

Рабби Й. Телушкин даже приводит классификацию сплетен на 3 вида, выделяемую еврейским законом: 1) «рехилут - относительно невинная форма сплетни», как правило, касательно мелочей жизни других людей; 2) «лашон га-ра - порочащие, но правдивые сведения о других лицах»; 3) «моци шем ра - распространение злостной лжи», причем, каждый распространявший слух, оказавшийся неверным, виновен в моци шем ра9.

Талмуд запрещает также подрывать уважение к человеку. Публичное оскорбление является таким же преступлением, как кровопролитие (Трактат «Бава Меция», 58). И. Эпштейн поясняет, что «возбраняется, например, напоминать о прежних проступках раскаявшемуся преступнику».

Рассуждая о религиозно-правовом учении, нельзя обойти вниманием добрососедские отношения между людьми. Одна из важнейших заповедей иудаизма предписывает помощь ближним.

Рабби И. Эпштейн называет высшей формой благотворительности оказание «конструктивной» поддержки. Например, предоставление неимущему займа, открывающего перед ним возможность заняться общественно-полезной деятельностью.

Заем в иудаизме весьма специфичен: ввиду запрета ростовщичества, эта сделка больше напоминает добрососедскую ссуду (Дварим 23:19). Однако следующий же стих (Дварим 23:20): «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» указывает на национально-религиозную дифференциацию и порождает массу обвинений в адрес иудеев, хотя займы под проценты были распространены среди многих народов. Тем не менее, в Пятикнижии мы обнаруживаем и совершенно противоположное предписание: «Если брат твой обеднеет и придет у тебя в упадок, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец [...]. Не бери от него роста и прибыли [...]» (Ваикра 25:35-37).

В комментариях Талмуда, правило об оказании помощи малоимущему конкретизируется: «...снабдив его средствами, чтобы он мог заработать себе на жизнь» (Трактат «Бава Кама», 112а). Талмуд запрещает также забирать в залог орудия производства должника, которые служат ему для обеспечения существования (Трактат «Бава Меция», 115а). Более того, чтобы освободить должника от страха перед лишением его орудий производства на то время, пока он трудится, заимодавцу запрещается оказывать на него давление, требуя скорейшего возврата долга. Более того, если известно, что должник пока не в состоянии вернуть долг, кредитору предписывается избегать встречи с

7 Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии./ Й. Телушкин. - М., 2000. - С. 446-447

8

Кстати подобное мнение распространено в разных культурах (ср. лат.: et semel ет^ит уоЫ ^геуосаЬПе уегЬит (Гораций, «Послания», I, 18, 67-71) или аналогичное этому выражению высказывание на русском языке: «слово не воробей, вылетит - не поймаешь»). (Прим. - ЕВК)

9 Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории

и религии./ Й. Телушкин. - М., 2000. - С. 446-447

ним, чтобы не ставить человека в неловкое положение (Дварим 24:10-13, Мидраш Шемот рабба, 31,6)10.

Несмотря на психологическую закономерность, согласно которой тот, с кем обращались жестоко, сам впоследствии будет жесток в отношении подвластных, Тора призывает людей на опыте перенесенного ими страдания учиться милосердию. «Нельзя использовать вашу собственную боль, как оправдание причинения боли другим»1 - поясняет рабби Й. Телушкин слова Пятикнижия: «Ибо пришельцами вы были в Стране Египетской» (Шемот 22:20; Ваикра 19:34; Дварим 10:19).

«Пришельца, сироту и вдову не притесняйте» (Два-рим 24:17, 27:19; Ирмеягу 22:3) - этот призыв является попыткой защитить самые «уязвимые» категории населения. «Моральный уровень общества, постоянно подчеркивает Тора, - в его отношении к своим слабейшим членам»12 - пишет рабби Й. Телушкин. Вдовам и сиротам следует оказывать не только материальную поддержку, но и психологическую, проявляя к ним чуткость и участие. Как средство поддержания чужеземца предполагается иметь единый стандарт справедливости для всех: «Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас» (Бемидбар 15:16). «Судите справедливо - каждого с братом его и с пришельцем его» (Дварим, 1:16). И.Эпштейн настаивает на том, что, с точки зрения иудаизма, различие в правовом положении евреев и не-евреев «относится только к религиозной сфере», а в политическом и социальном отношении они равны. Здесь можно не согласиться, поскольку Тора содержит немало указаний относительно разграничений статуса иудея и «пришельца». Наиболее яркое тому подтверждение мы находим в Книге Дварим (17:15): «из среды братьев твоих поставь над собою царя, не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе».

Тем не менее, ряд положительных заповедей Торы носят универсальный характер и распространяются на всех людей, независимо от их конфессиональных воззрений. К таковым (помимо некоторых, упомянутых выше) и относится повеление: «Люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра, 19:18). Это предписание, по справедливому замечанию И.Эпштейна, подразумевает любовь ко всем людям, любой национальности и вероисповедания: «Люби его (чужеземца), как самого себя» (Ваикра, 19:34). «В словах «как самого себя», -поясняет И.Эпштейн, - провозглашен великий принцип человеческого равенства: чужеземец, нееврей - таков же, как ты сам»13.

Список литературы:

1. Библия. - М.: Российское Библейское Общество, 2000.

2. Пятикнижие и гафтарот. / Коммент. д-ра Й. Герца. - М.: Изд-во «Мосты Культуры», «ФЕОР», 2001, «Гешарим» - Иерусалим, 5761.

3. Талмуд. / Пер. Н. Переферковича. В 8 т. - М.: Таргум, 2006-2010.

_ Epstein, I. Judaism./ I. Epstein. - Penguin Books Ltd., Harmondsworth, Middlesex, England, 1959.; Дашевский, З. Законы взаимоотношений между людьми./ З. Дашевский - Иерусалим.: Маханайм, 1998 http://www.machanaim.org.il - Эл. библиотека официального научно-образовательного сайта «Маханайм».

— Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии./ Й. Телушкин. - М., 2000. - С. 430.

12 Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии./ Й. Телушкин. - М., 2000. - С. 431.

— Epstein, I. Judaism./ I. Epstein. - Penguin Books Ltd., Harmondsworth, Middlesex, England, 1959.

4. Телушкин, Й. Еврейский мир: о еврейском народе, его истории и религии./ Й. Телушкин. - М.: Мосты Культуры, 2000.

5. Эпштейн, И. Иудаизм./ И. Эпштейн. - Пенгуин Букс Лтд., Хармондсуорс, Мидлсекс, Англия, 1959.

6. Дашевский, З. Законы взаимоотношений между людь-ми./З. Дашевский - Иерусалим.: Маханайм, 1998 http://www. machanaim.org.il - Эл. библиотека официального научнообразовательного сайта «Маханайм».

References:

1. Bible. - M.: Russian Bible United Societies, 2000.

2. Pentateuch and Haftorahs. / Comment. By Dr. J. Hertz. - М.: Изд-во «FJCR», 2001, «Gesharim» - Jerusalem, 5761.

3. Talmud / Transl. by N. Pereferkovitch. 8 v. - M.: Targum, 2006-2010.

4. Telushkin, J. Jewish Literasy./ J. Telushkin. - M.: Gesharim, 2000.

5. Epstein, I. Judaism./ I. Epstein - Penguin Books Ltd., Harmondsworth, Middlesex, England, 1959.

6. Dashevsky, Z. Laws regulating the relations between

people./ Z. Dashevsky - Jerusalem.: Machanaim, 1998

http://www.machanaim.org.il - Electronic Library for the Official Scientific and Educational Site «Machanaim».

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Е.В. Калининой «Нравственно-правовые основы Торы»

В последнее время огромную популярность приобрел вопрос соотношения регулирующего воздействия на поведение людей правовых и религиозных норм. Не меньший интерес вызывают и идеи религиозной толерантности и веротерпимости, а также взаимоотношение Церкви и государства. Поэтому, тема статьи представляется актуальной. К сожалению, данная проблематика остается малоизученной, поскольку, до сих пор, в научных исследованиях по иудаике преобладает религиозный акцент, в то время как множество религиозных кодексов содержат большое количество правил поведения юридического характера, требующих досконального изучения. Этой цели и посвящено настоящее исследование.

Научная новизна работы состоит в рассмотрении Торы не столько в качестве сборника религиозных предписаний, сколько в плане источника права, содержащего нормы, регулирующие огромный спектр общественных отношений: от государственно-

правовых до частноправовых. Особый интерес представляют размышления автора об отражении в иудейской теории права таких аспектов, как ценность человеческой жизни, защита чести и достоинства личности, гарантия защиты естественных и гражданских прав индивидов.

Стиль изложения соответствует научному стандарту, а именно: отличается четкостью формулировок; аргументация логична и последовательна; язык строг, но понятен.

Работа соответствует установленным требованиям и заслуживает опубликования.

Зав. кафедрой теории и истории государства и права

ННГУ им. Н.И. Лобачевского, профессор,

д.юн. В.Б. Романовская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.