УДК 340.1
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
© Екатерина Вячеславовна КОНДРАТЬЕВА
Второй Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Тамбов, Российская Федерация, преподаватель, кафедра публичного права, e-mail: kev1203@rambler.ru
Статья посвящается вопросу о нравственном и правовом воспитании, которое в комплексе образует сложный феномен «нравственно-правовое воспитание». Особое внимание уделяется целям, задачам, механизмам его реализации и перспективам развития воспитательной работы в России. В статье дается авторское определение нравственно-правового воспитания.
Ключевые слова: нравственность; право; нравственно-правовое воспитание; культура общества; нравственно-правовые ценности; нигилизм; гражданское общество; воспитательная работа.
На современном этапе наша страна переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем и динамичных периодов своей истории. Осуществляются кардинальные перемены в социально-экономической и политической сферах, предпринимаются реальные шаги по пути построения правового государства и гражданского общества.
На фоне преобразований, имеющих в целом прогрессивную направленность и связанных с демократизацией и развитием рыночных отношений, тревожным диссонансом выступают проявления духовно-нравственного кризиса, охватившего общество. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов.
Негативные тенденции дают о себе знать и в правовой жизни российского общества: в сознании граждан все большее распространение получает правовой нигилизм, выражающийся в неуважении к закону, недоверии властям и неверии в реальную силу права; неуклонно растет преступность.
Деградация нравственно-правовой составляющей человеческой личности неизбежно порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей жизни.
Без изменения нравственного и правового состояния культуры человека и общества, основанного на переориентации общественного сознания на приоритет нравственно -правовых ценностей и направленного на создание оптимальных условий для полноценного формирования и развития нравственно -правового потенциала личности, невозможно
продуктивное осуществление никаких реформ. Поэтому все большую актуальность и практическую значимость приобретает активизация нравственно-правового воспитания граждан как важнейшая предпосылка построения гражданского общества и правового государства.
С философской точки зрения нравственно-правовая культура возникает в процессе социально-правовой деятельности индивида, представляет собой специфическую форму общественного сознания и несет в себе определенные мировоззренческие элементы, отражающие не только социально значимую ценность правовых норм, но и их нравственную сущность [1, с. 9].
Нормы нравственности складываются на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести и справедливости. Возникая в процессе их практической деятельности и общения, они приобретают общеобязательное значение [2]. Правовые же нормы создаются и санкционируются государством, правотворчество является его прерогативой и одной из основных функций. Правовая норма становится общеобязательной для всех субъектов, находящихся в сфере ее действия [3, с. 106].
«Разница между правом и нравственностью является не количественной, а качественной, - писал Б.Н. Чичерин. - Если право -это свобода, определенная законом, то нравственность - это явление, налагающее на человека одни только обязанности и не определяющее никаких прав...» (см.: [3, с. 114]).
Необходимость восприятия в органическом единстве нравственного и правового воспитания подтверждается многочислен-
ными примерами из повседневной жизни. Например, нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, правильному отношению к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки.
Переплетаясь и накладываясь друг на друга, они создают сложный феномен нравственно-правового воспитания, смысл которого состоит в формировании духовного, ценностного ядра правового и нравственного сознания, утверждении ценностей свободы, справедливости, равенства и гуманизма. Стержневым направлением этой воспитательной работы является нравственное воспитание, которое пронизывает все виды воспитательного воздействия.
Синтетический характер термина «нравственно-правовое воспитание», а также явления, которое им обозначается, обусловил необходимость рассмотрения различных точек зрения о характере взаимодействия двух составляющих данного феномена. Это взаимодействие раскрывается, по нашему мнению, в нескольких позициях, которые не только не отрицают, но и взаимно дополняют друг друга.
Суть первой из них состоит в первичности нравственного воспитания по отношению к воспитанию правовому (О.С. Богданова.
Н.И. Бодырев, Е.В. Бондаревская и др.). Именно в такой последовательности обнаруживается принципиальная закономерность: чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации к необходимости реализации как нравственного долга, так и юридических прав и обязанностей.
Во втором случае как нравственное, так и правовое воспитание в равных соотношениях ориентируют на поддержание адекватных интересам общества взаимоотношений между субъектами, а также допустимых возможностей самореализации воспитанника в общественно значимых видах деятельности (В.Н. Обухов, Э.А. Саркисова, А.Ф. Чередниченко и др.).
Третья позиция обусловлена собственно этическим подходом к исходному понятию права (Г.А. Кузнецов, Е.В. Татаринцева,
О.Г. Шапиева и др.). Он обращает внимание не только на изучение мотивов правомерного поведения личности, но и требует актуализации и осмысления целей, основных путей и наиболее эффективной системы практических действий в нравственно-правовых отношениях.
Как взаимосвязь, так и различие нравственного и правового воспитания свидетельствуют о целостном нравственно-правовом подходе к воспитанию личности, главная цель которого - развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального состояния человека, формирование нравственного и правового сознания, навыков высоконравственного правового поведения.
Анализ и исследование взглядов и идей видных ученых прошлого и настоящего по вопросам нравственно-правового становления личности, помогли автору определить собственную точку зрения. Нравственноправовое воспитание - составная часть процесса формирования нравственно-
правовой культуры, представляющая собой планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию людей всей совокупностью многообразных форм, средств и методов с целью формирования у них этических и правовых знаний, интериоризации их в личные убеждения и развития на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам и поведению, потребности следовать этическим нормам и нормам закона.
Достижение этой важнейшей цели с необходимостью предполагает создание благоприятных условий для развития нравственно -правового самосознания личности, актуализации идей гражданского, патриотического воспитания молодежи, защиты гуманистических ценностей, демократических прав и свобод личности, воспитания толерантности как механизма нравственно-правовой саморегуляции в поликультурном обществе.
Задача нравственно-правового воспитания видится нам в том, чтобы достичь такого уровня правосознания, когда каждый соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения.
Всестороннее исследование проблемы нравственно-правового воспитания предполагает выделение системы принципов воспитательной работы в данном направлении, которая выражает основы теории нравственноправового воспитания и, следовательно, систематизированную совокупность взглядов, показывающих необходимость применения практических и эффективных мер по формированию социальных форм поведения в любых ситуациях человеческой жизни.
Механизм реализации нравственно-правового воспитания включает в качестве составных элементов формы, методы и средства воспитательного воздействия. Однако новый этап развития отечественной государственности, научно-технического прогресса, изменение форм собственности и методов экономического регулирования обусловили важность переоценки и многих традиционных форм, методов и средств нравственноправового воспитания. Важно сохранить и оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом, техническом и политико-правовом фундаменте.
В настоящее время можно отметить низкую эффективность нравственно-правовой воспитательной работы в России на современном этапе, что объясняется деидеологизацией жизни общества и является достаточно проблематичным на сегодняшний день.
Для предотвращения полной нравственной деградации общества необходимо создать общественные системы воспитания человека, ориентированные на гуманистические и нравственные ценности. Одной из таких систем в России является образование, которое сегодня связывается, в первую очередь, с формированием у обучающихся набора ключевых компетенций.
Гармоничное сочетание компетентност-ного подхода с аксиологической, личностноориентированной и деятельностно-практической компонентой образования позволит получить конечный результат - всесторонне развитого, обладающего ключевыми компетенциями, нравственно совершенного человека, для формирования которого необходимо искать пути оптимального сочетания ком-петентностного подхода с нравственными составляющими образовательного процесса.
Данная концепция провозглашает ценностное единство двух социальных регуляторов, констатирует воплощение в праве нравственных ценностей. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания молодых представляет собой процесс повышения культуры общества, человека, обретения им подлинной свободы, достоинства и справедливости.
Нравственно-правовое воспитание представляет собой сложную социально-правовую категорию, объединяющую сущностные характеристики обоих направлений воспитательной деятельности. Только в своем единстве нравственное воспитание и правовое воспитание могут обеспечить трансформацию нравственно-правовых ценностей.
Перспективы развития нравственно-правового воспитания представляются нам в направлениях выработки и оформления единой концепции нравственно-правовой воспитательной работы в стране, в активизации использования наиболее передовых ее форм и методов на фоне дальнейшего сближения и взаимопроникновения морали и права в тесной увязке со спецификой современного этапа становления гражданского общества в России.
Этот процесс подвержен влиянию целого ряда факторов: внутренних и внешних, субъективных и объективных. Их влияние может быть как позитивным, так и негативным, поэтому не надо забывать о том, что процесс нравственно-правового воспитания многотруден, он не может быть одномоментным, не терпит легковесности и формального подхода. Он требует обращения не только к разуму, но и к чувствам человека.
1. Мусинов П.А., Мусинов Е.П. Нормы права и нравственности как структурные компоненты нравственно-правовой культуры // Право и образование. 2006. № 1.
2. Якобсон Я.Г. Моральные кодексы как своды основных добродетелей // Лики морали. Введение в этику. СПб., 1996. С. 135-139.
3. Карпунин В.Ф., Сальников В. П. Право и мораль // Лики морали. Введение в этику. СПб., 1996.
Поступила в редакцию 23.05.2012 г.
UDC 340.1
ROLE OF INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY IN INCREASE OF MORAL AND LEGAL CONSCIOUSNESS OF CITIZENS
Ekaterina Vyacheslavovna KONDRATYEVA, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov, Russian Federation, Lecturer, Public Law Department, e-mail: kev1203@rambler.ru
The article is devoted to a question of moral and legal education which in a complex forms a difficult phenomenon “moral and legal education”. The special attention is given to the purposes, tasks, mechanisms of its realization and prospects of development of educational work in Russia. In the article author’s definition of moral and legal education is made.
Key words: morality; law, moral and legal education; social culture; moral and legal values; nihilism; civil society; educational work.