1. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М., 1974.
2. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. М.; Мн., 2001.
3. Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999.
4. Юрьев Ф.И. Цвет в искусстве книги. Киев, 1987.
5. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
6. Кожинов В.В. Николай Рубцов. М., 1976.
7. Рубцов Н.М. Собр. соч.: в 3 т. М., 2000.
8. Есенин С.А. Собр. соч.: в 3 т. М., 1983.
9. Куняев С.В. // Наш современник. 1995. № 8. С. 87-152.
Поступила в редакцию 22.10.2007 г.
Perelygin P.V. Colour spectrum as an element of individual style of an author. Investigation of S. Esenin’s and N. Rubtsov’s literary heritage. The analysis of colour spectrum in S. Esenin’s and N. Rubtsov’s poetry displayed that using of colour palette is different. At various chronological segments composition of the most attractive colours is changed. Although some parallelism has been revealed, linguistic realization of colour vocabulary of these authors differs greatly.
Key word: individual style, colour lexicon, Esenin’s and Rubtsov’s poetry, semantics, periods of creative activity, artistic world.
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОЕННОЙ ЛИРИКЕ А. КЕШОКОВА
Е.Н. Канаметова
В статье проведен художественный анализ произведений А. Кешокова, посвященных Великой Отечественной войне. Основной акцент делается на освещение тематического многообразия произведений о войне у разных авторов и на исследование художественных особенностей рассматриваемых произведений, чтобы определить их эстетическое значение, а также их роль в национальной поэзии. Ключевые слова: Великая Отечественная война, нравственно-философские проблемы, А. Кешоков.
Писатель Алим Кешоков прошел всю войну от начала до конца и по личному опыту знал, что это такое. Стихи А. Кешокова вобрали в себя все то, что отстоялось в его душе, а потом отлилось в полновесные художественные произведения, которые представляли интерес и сравнительно большим объемом, и тематическим многообразием, и художественным совершенством.
Начальный период войны характеризовался во всей отечественной литературе появлением агитационно-публицистических
стихов и песен. Это была поэзия патриотических призывов, обращений, напутствий. Тем же настроением были проникнуты военные стихи А.Кешокова «Слово Родины», «Клятва», «Ночь» и другие. Военная тема легко вошла в приготовленное предшествующими годами русло. Об этом говорит его стихотворение «Если вспомнишь обо мне, мать», которое наполнено ощущением надвигающейся опасности. В.Дементьев в своей книге «Со временем в ладу» писал: «Чувствовалась ли в лирике А. Кешокова некая тревожная нота? Предчувствовал ли он грозные события? Хо-
тя время и накладывало свой отпечаток на творчество Кешокова, но эта временная связь не была так еще хорошо отлажена, чтобы в поэзии со всей очевидностью ощущалась интуитивная, подступная тревожность, опасность, грозящая миру».
С этим утверждением можно поспорить, и на то есть основания. В названном выше стихотворении, которое автор написал в 1940 г., звучат следующие слова:
Если враг посмеет прийти без приглашения,
Ему не будет никаких поблажек,
Если он попробует нарушить наше
спокойствие,
Мы его накажем.
(Перевод подстрочный)
Ровно через год началась Великая Отечественная война. Автор словно предвидел войну. Более того, здесь уже можно заметить призывные мотивы, характерные для военного периода.
С первых дней войны поэт обращается к этой актуальной теме. Открывало цикл сти-
хов на тему родины и разгрома врага произведение «Голос земли», в котором автор призывает: «Воюйте по образцу наших соплеменников».
В дни войны, особенно в начале, автору на память приходили ассоциации с далеким прошлым, взор обращался к предкам, к истории, к той национальной тверди, которая взрастила и столетиями непоколебимо держала на себе духовный опыт народа. В данном стихотворении А. Кешоков говорит о нормах поведения, свойственных народу, нормах, которые испокон веков поднимали войска в бой, исповедовались народом, стали повседневными правилами его существования, а в дни суровых испытаний помогали громить врага. Сам ход реальных событий, напряженность военного времени диктовали поэту необходимость и художественную возможность обращения к нормам «Адыгэ хабзэ» как действительно соответствовавшим экстремальному положению страны и ее народов.
Кодекс чести и достоинства воина - адыга, выработавшийся веками, оказался как нельзя более подходящим для того, чтобы занять верную морально-этическую позицию, найти в себе силы противостоять врагу:
Ваш отец родом не из трусливых,
Страшное пришло на нашу землю,
Боритесь, как наш род,
Андемиркан свой меч
Вручил вам, искусно владейте им.
(Перевод подстрочный)
При всем индивидуально-творческом и национальном своеобразии поэтов разных народов объединяло высокое сознание долга перед Родиной. В стихотворении «Си фочым 1эпл1э есшэк1ауэ» - «В обнимку со своей винтовкой» мотив общности «соборности» перед лицом грозного врага органически сочетается с личностными переживаниями. В самые критические минуты лирическому герою Кешокова приходит на помощь любовь и преданность родине:
Немец медленно продвигается к обрыву, Смотрит на зеленые красивые горы.
Как это тяжело. Во мне просыпается злоба.
(Перевод подстрочный)
Таким образом, основной функцией этих стихов было: отвечать идейным запросам своего непростого времени. Они часто со-
держали прямое обращение к воину, борющемуся с врагом. Основной мотив - осознание солдатом гражданского долга как защитника Родины и отчего дома, детей, стариков, женщин.
Лирический герой понимает, что от него и миллионов ему подобных рядовых солдат зависит разгром фашизма, что он должен все вынести и победить, принести мир на землю. Долг и ответственность - эти нравственные понятия движут поступками и высказываниями героев.
Как мы видим, в призывных стихах налицо соотнесенность человека и эпохи, личность нисколько не стирается, не нивелируется, но ситуация требует того, чтобы она отодвинула все индивидуальное ради торжества интересов, общих для многих людей. Такой принцип типизации творчески реализуется и при раскрытии главных событий, и при выявлении основных черт в натурах героев.
Получалось так, что герой - это человек, который в решительный момент сознательно отказывается от личностного и делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества, ставит во главу угла общественные интересы. Где бы ее герои ни находились, о чем бы ни думали, все их мысли и чувства проверяются общенародным делом защиты Родины, в котором они участвуют. Основной чертой характера определяется приверженность героя к общественному долгу. Родина, семья, любимый и дорогой человек, собственная жизнь - эти понятия тесно переплетены в сознании героя военной лирики А. Кешокова. Но на первом месте стоят Родина и интересы всего общества: ради их защиты выражается готовность пожертвовать всем другим. Конкретный человек с личными чаяниями, интересами отходил на второй план. При этом внимание писателей к душевным достижениям персонажей, к раскрытию характеров в их индивидуальной сути подчиняется данным принципам типизации.
Мог ли быть при этом героический характер нравственно богатым, если герой подчинен одной цели настолько, что терял личностные черты?
Все его поступки характеризуются одной меркой - как он проявляет себя в борьбе с фашизмом. Героические характеры интересны не только своей индивидуальностью и не только готовностью на самопожертвование.
В нем сочетается и то и другое, причем оба компонента выражены со всей яркостью. Их невозможно подставить под общий стандарт.
Гегель утверждал, что сила нравственности «покоится только на индивидах, становящихся по своей частной воле и благодаря выдающейся силе и влиянию характера во главе этой действительности, в которой они живут» [1]. Ведь одно из условий существования героического в действительности -свободная воля и инициатива человека. Вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими.
В этом мы видим причину того, что сочетаемыми оказываются такие полярные свойства, как сугубо личностное и выражен-но общественное. Действительно, несмотря на то, что в 1940-х гг. утверждалось, что подвиги на войне совершались во имя идеалов, известна масса примеров, когда поведение человека на войне определялось не абстрактными идеалами, а уважением к самому себе, желанием сохранить в себе достоинство.
«Первые военные стихи Кешокова по своему основному содержанию и образному строю не представляли чего-то нового и оригинального в кабардинской поэзии. Многие из них были декларативны и анемичны. Пафос их ограничивался простыми публицистическими обещаниями и призывами к скорейшему разгрому врага», - рассуждает о первых стихах Кешокова М. Сокуров [2].
Возможно, это была одна из причин, по которой внимание автора, ранее сосредоточенное на общественной природе подвига, переносится на исследование нравственной сущности отдельного человека, анализ его внутреннего мира. Они стремились к углубленному раскрытию личностно осознанного поведения человека на войне, всматривались не только в события, но и в нравственный мир героя, размышляя над тем, в чем находился источник духа его силы, что заставляло вступать героя в борьбу.
Самой существенной частью внешнего окружения для каждого из людей являются не природные условия, не географические ландшафты, а окружающие их люди. С ними человек сталкивается, ощущает их поддержку или их сопротивление, они заставляют его считаться с собой, жертвовать своими личными интересами, совершать поступки вопреки своим желаниям.
Нет внешней силы, более влияющей на человека, чем сила людей, окружающих его.
Военное время - совсем другое, отличное от обычного времени. В условиях фронтовой жизни круг людей, окружающих человека, ограничен: соратник в разведке, сосед по окопу, маленькая - два-три человека -партизанская группа, отправленная на задание. Но это люди, от которых зависит его жизнь и жизнь которых точно также зависит от него.
В военное время человек отрешается от суеты, от того, что называется человеческими установлениями. Без этих формальных условностей человеческие отношения проще, чище и истиннее. Возникает ощущение такого единения с людьми, которое способствует смешению личного и общественного, «я» становится частью «мы». Поэтому любовь воспринимается не как чувство, обращенное во вне, а чувство органически родное. Все они делили тяготы трудного боя: и умирали, и мерзли, и голодали. Они видели людей, вместе с ним подвергающихся опасности, и старались защищать и оберегать их.
О подобном духовном единстве солдат А. Кешоков говорит в стихотворении «Братья». В нем автор обращает внимание на готовность, стремление любой ценой помочь товарищу. Видя, что ему угрожает опасность, боец, не теряя времени, кинулся на помощь солдату, несмотря на яростный обстрел врага, и все же спас его...
С одной стороны, А. Кешоков более реалистически подошел к воплощению мысли о единстве людей разных национальностей, закаленных в боевых условиях. Наличие общей ответственности за Родину, сознание общей опасности, нависшей над ней, было тем скрепляющим средством, которое и принесло победу. В данном стихотворении на фоне воздушного и наземного боя нарисована небольшая сюжетная линия спасения раненого русского солдата кабардинцем. Но с другой стороны, он показал героя, чей поступок объясняется духовной сущностью, не позволяющей ему в подобных обстоятельствах поступать иначе:
«Кто ты... куда меня... несешь?» -
Раненый тихо его спросил.
«Это неважно, давай поторопимся.
Скажу все тебе у нас...»
(Перевод подстрочный)
Поставив вопрос, что такое человек перед сокрушающей силой обстоятельств, А. Кешоков обращает внимание на готовность лирического героя любой ценой помочь товарищам.
Поэты-фронтовики через многие годы вновь и вновь возвращались к тем суровым годам, заново восстанавливая их в своей памяти. А потому и поворачивали заметно свои творческие усилия и потенциал к новому состоянию. Переход этот обозначился в литературе совершенно очевидно. Тот материал, состоящий из увиденного и пережитого на войне, оказался неисчерпаемым источником новых тем, размышлений, переживаний, которые не отпускают с годами и десятилетиями. На путях поиска и воплощения правды войны авторы достигают все новых и новых глубин, стихи приобретают всечеловеческое философское значение. Война мыслится ими не как страница прошлого, а как часть жизни, которая не исчерпывается. В лирике не столько изображены события военных лет, сколько отношение к ним лирического героя, их роль в его дальнейшей судьбе.
М. Сокуров, рассматривая лирику Кешо-кова военной поры, подметил: «Стих проникается острым ощущением драматизма военного времени. И, скрепляя в лирически последовательном переживании судьбу Родины с судьбой ее защитника, Кешоков создает ряд произведений, в которых отчетливо звучат мотивы вечности и бессмертия героических подвигов во имя жизни» [2, с. 106].
В творчестве А. Кешокова, ровно, как и ряда других поэтов старшего и фронтового поколения, расширяется тема - образ - понятие «жестокой памяти». Пользуясь словами А. Твардовского, через «память вынесенных мук» в творчестве поэтов рождаются стихи во всем многообразии мотивов и способов их воплощения.
К подобного рода произведениям можно отнести такие стихи А. Кешокова, как «Каска», «Дерево», «Незавершенный портрет», «Другу» и др. В них сконцентрированы боль и скорбь о невосполнимых утратах, сострадании и памяти о павших на поле боя. Если говорить об эволюции А. Кешокова, то она состоит в усилении трагедийного начала. В них наиболее глубоко развита мысль о противоестественности войны для человека, отчуждающей его от жизни.
На первый взгляд, в стихотворении «Дерево» речь идет о природе. Важно, однако, подчеркнуть глубину философско-поэтической концепции, когда за непосредственно изображаемым встает нечто большее. На протяжении всего стихотворения развертываются непростые ассоциативные связи социальноисторических и природных явлений. За погибшими деревьями видятся иные жертвы -военные. В частности, человеческий род:
Не увидев его плодов,
Дерево в качестве дров сжигают.
Недолго оно было в нашем очаге.
Его постигла трагическая гибель.
(Перевод подстрочный)
В более поздней поэзии Кешокова все зримее и естественнее продолжают развиваться, варьироваться лирические мотивы. В этих стихах проступают живые сердечные чувства. Казалось бы, идет война, не смолкают ее канонады. Куда уж до лирических чувств, до признаний. А между тем, человеку на войне обостренно хотелось именно душевности, светлой радости, домашней заботы.
Автор чутко уловил этот психологический момент, а потому им и были созданы такие лирические стихи, как «Встреча», «Платочек».
Стихи эти были необходимы времени, это первое осознание главной беды 1941 г. для миллионов ушедших на войну солдат, искавших в незыблемости очага, в тепле семьи и женской верности и прочной опоры. Опора эта была в талисманах как платочек, или фотокарточка. А. Кешоков писал:
И, лежа на снегу,
Любимая, я по тебе тоскую.
Твоим платком, который ты мне подарила,
Я закрыл свою рану.
(Перевод подстрочный)
Пусть женщина на войне и была недоступна взгляду, она всегда была рядом. Она в мыслях охраняла воюющих солдат, спасала своим умением ждать, любить, верить.
Особое место занял в военной лирике Кешокова образ матери. В сердце солдата живет мать - символ всего дорогого и чистого, стойкого и неизменного. В первую очередь, она - моральный судья поступкам и свершениям воюющего сына. А потому, кабардинская поэзия о Великой Отечественной
войне возродила народные традиции, напутствия матерей уходящим на битву сыновьям, которые ранее были частью героического эпоса, а теперь звучали в новых исторических условиях. С незапамятных времен, ставя защиту Родины превыше всего, и теперь в годы ВОВ, матери-горянки, провожая сыновей на фронт, в своих наказах напоминали им, что по древним законам горцев, самая высокая честь - это честь умереть за родину. В случае трусости их ждало страшное материнское проклятие «Пусть молоко мое станет ядом, если не сбережешь Родину».
В этом плане интересны поэтические произведения А. Кешокова «Голос Родины», «Предание» и др. В стихотворении «Предание» автор показал образ матери, которая, как известно, не только сильна своей любовью, но и беспощадна в своей ненависти. Это подлинно эпический образ, олицетворяющий саму Родину.
Стихотворение является как бы осколком героических сказов о борьбе храброго сына с чужеземными врагами. Но в центре его стоит не изображение батальных эпизодов, о них лишь сообщается в отвлеченной форме. Поэта интересует величественная строгость и суровая непреклонность матери, которая успокаивается только тогда, когда сын приносит отрубленную голову врага. Мотивация этого обычая не очень вяжется с современными гуманистическими понятиями. Но в условиях суровой войны проявлением высшего гуманизма является уничтожение врага:
Пусть месть сведет
Тебя, мой сын, с врагом
Иди садись на белого коня.
(Перевод Я. Козловского) [3]
Таким образом, в соответствии с господствующей в годы войны концепцией «Все для Родины, все для победы» образ матери приобретал общезначимый характер, служил интересам Родины или этическим нормам общества. Однако вскоре характерные наставления, напутствия отходят на второй план. И уже в творчестве кабардинских поэтов мы наблюдаем личностные переживания матери. К таким стихотворениям можно отнести «Мать солдата», «Свет в окне», «За-
риля», «Когда ты вспоминаешь обо мне, мать» А. Кешокова, «Глаза матери» А. Шо-махова и др. В стихотворении «Свет в окне» сердце матери переполнено тревогой. Каждый вечер она включает в комнате свет, чтобы «вдалеке светлы его дела были», как в комнате. Это свет для нее не обычный свет, а жизнеутверждающий. Подобным образом она пытается защитить, уберечь, отвести беду от сына:
Пусть будет комната его светла,
Как вдалеке светлы его дела, -Сказала мать И лишь взойдет луна,
Свет зажигает в комнате она.
(Перевод Я. Козловского) [3, с. 36]
Цикл стихов автора о матери - значительное явление в кабардинской поэзии военных лет. В нем сказались растущая задушевность и глубина раскрытия лирической темы, возросший интерес к психологии человека.
Война знаменовала собой серьезный этап в творчестве А. Кешокова. В жестоких буднях войны лирика поэта стала более земной и драматичной. Он достиг философского осмысления в их исторической перспективе и сопряженности, в их суровой правде. Тема войны стала темой борьбы добра со злом во вселенских масштабах, не утратив при этом своей конкретной привязанности.
1. Гегель Г.В. Эстетика. Т. 3. С. 193.
2. Сокуров М.Г. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. С. 98.
3. Кешоков А.П. Стихотворения и поэмы. М., 1982. Т. 4. С. 31.
Поступила в редакцию 21.09.2007 г.
Kanametova E.N. Moral and philosophic problems in war lyrics by A. Keshokov. In the article there is given artistic analysis of the works by A. Keshokov which are devoted to Great Patriotic War. Major emphasis is laid upon elucidation of topical variety of works about war written by different authors, as well as on research of artistic peculiarities of the works considered, to determine their aesthetic meaning, as well as their role in the national poetry.
Key word: The Great Patriotic War, moral and philosophical problems, A. Keshokov.